Рабочая программа по литературе.6 класс(углубленное изучение, учебник под ред.М.Б.Ладыгина)
Рабочая программа по литературе.6 класс(углубленное изучение, учебник под ред.М.Б.Ладыгина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_lit_6.docx | 21.48 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_6_lit_ugl.docx | 21.29 КБ |
perechen_tvorcheskikh_rabot_lit-ra_6_uglub.doc | 32 КБ |
shablon_ugl_litra_6.rar | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
I Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса создана на основе:
= Закона «Об образовании» РФ№ 273 от 21.12.2012
= Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089)
= Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № »
=Учебного плана МБОУ «СОШ № » на 2014-2015 учебный год
=Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № » на 2014-2015 учебный год
= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса М.Б.Ладыгина, издания «Дрофа», 2013 год;
= Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету «Литература» (5-11 классы)
II Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цель обучения – обучение литературе на основе включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности,оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения грамотно и ярко излагать мысли, и формировать компетенции;
формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном среднем общем образовании,обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач,умения самообразования.
= Формирование представления о литературе как об учебной дисциплине, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
= Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
= Овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет
= Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
В результате изучения литературы на углубленном уровне выпускник научится:
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
- отличия прозаической и стихотворной речи;
Выпускник научится:
- выразительно читать произведения (или фрагменты);
- пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;
- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);
- цитировать художественное произведение;
- определять принадлежность произведения к литературному роду;
- определять эпические жанры (новелла, роман), лирические жанры (послание, сонет), характеризовать балладу как лиро-эпический жанр;
- определять основной конфликт произведения и характеризовать сюжетно-композиционные элементы произведения;
- называть особенности художественного пространства и художественного времени в произведении;
- определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведения;
- называть отличия фольклорного и литературного произведений, характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;
- сравнивать героев и эпизоды;
- характеризовать персонаж литературного произведения;
- выражать своё отношение к прочитанному;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе;
- написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написания сочинения-характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения;
- выбора произведения для внеклассного чтения.
Выпускник получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
III Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном учебном плане на изучение литературы в 6 классе отводится 3 часа в неделю, всего – 102 часа, продолжительность изучения литературы в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ № », темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение предмета «Литературы» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
V Содержание учебного предмета
Так, в 5-м классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м — «Художественный мир литературного произведения», в 7-м — «Человек в литературе», в 8-м – «Литературный процесс», в 9-м – «Классика и современность», в 10–11-м — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХIХ-ХХ вв.».
Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.
Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.
Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.
Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.
Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.
Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.
Литературное содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок по содержанию программы:
1.Устное народное творчество
2.Литература связь и взаимодействие литературы и фольклора
3.Литература как поэтическая память народа
4.Литературное произведение как художественное единство
5.Основы стихосложения и поэтической образности
VI Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– интерес к учебному материалу;
– представление о причинах успеха в учебе;
– положительное отношение к школе, к изучению литературы;
– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Метапредметные результаты:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- способность к осуществлению логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем;
- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
VII Методическое и материально-техническое сопровождение программы
1.Программа по литературе 6 класс М.Б. Ладыгин, М. Дрофа,2013
2.Учебник по литературе под ред.Ладыгина для школ с углубленным изучением литературы.М.,Дрофа,2013
3. Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова, Е.А.Виноградова, Е.В.Комиссарова. Литература в 6 классе. Урок за уроком. Кн. Для учителя. – М.: Русское слово, 2011.
4. Липина Е.Ю. Литературе. ЕГЭ: шаг за шагом. 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2011
5.О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова. Рабочая тетрадь у учебнику-хрестоматии под ред. М.Б.Ладыгина. Литература 6 класс. - М.: Дрофа, 2013
6. М.В.Моисеев. Путеводитель в мире литературы. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011
7. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010
8. Д.Г.Чижов. Тесты. Литература. 7 класс. – М.: Астрель, 2010
9. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. - М.: Аквариум, 2009
10.Материалы газеты «Литература».
11. Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Календарные сроки | № п/п | Темы уроков | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля | ||||||||||
Освоение предметных знаний (базовый / повышенный уровни) Предметно – ориентированные компетенции | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||
1-20 | УНТ | Предметно -ориентированные компетенции: Знать : начальное понятие о мифе,национальную специфику формирования народного идеала,языческие корни,художественное своеобразие,идейное и нравственное звучание,отражение мифа в литературе,художественную образность как эстетическую основу произведения. Уметь :выразительно читать, пересказывать эпизод,называть отличия мифа,легенды,былины и литературного произведения. | Личностные: Выпускник научится: использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари,энциклопедии,интернет-ресурсы и др.); осознавать, осмыслять, исследовать и принимать жизненные ценности и смыслы;уважительному отношению к русской культуре,к культурам других народов, к многонациональному Отечеству;совершенствовать духовно-нравственные качества личности; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присваивать; эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность; самовыражаться через слово; Выпускник получит возможность для формирования: Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения.__ Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Регулятивные:целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация своих действий | Групповая работа Выразительное чтение эпизода. Исследовательская работа. | Тест Пересказ эпизода | Традиции русского летописания,характеристику | |||||||||
21-32 | Литература.Связь и взаимодействие литературы и фольклора | Предметно -ориентированные компетенции: Знать: особенности построения художественного мира литературных произведений на фольклорной основе, народные традиции в западноевропейской литературе, былинные мотивы в русской поэзии, средства художественной образности. Уметь: аргументированно отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения,характеризовать героев,подбирать аргументы, формулировать выводы ,целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, выделять характерные причинно-следственные связи, самостоятельно выполнять различные творческие работы.
| Анализ художественного текста Реферат Исследовательская работа Групповая работа Творческие работы Выразительное чтение | Тест Письменный ответ на вопрос | |||||||||||
33-57 | Литература как поэтическая память народа. | Предметно- ориентированные компетенции: Знать: начальное понятие об историзме,различать факт и вымысел,легендарную и историческую основу произведения,начальное понятие о пафосе,образ повествователя, художественные средства создания эмоционального впечатления,нравственную проблематику,способы выражения авторской позиции,понятие о стилизации в произведении Уметь: анализировать основные образы, выделять приемы построения образов, раскрыть смысл конфликта, устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать монологическую и диалогическую речь, сравнивать и сопоставлять художественные произведения, анализировать эпизод, образ, устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Исследовательская работа Презентация Выразительное чтение Анализ эпизода Литературный образ,.Характеристика. Реферат | Тест Самостоятельное сочинение стихотворения | |||||||||||
58-82 | Литературное произведение как художественное единство. | Предметно- ориентированные компетенции: Знать: понятия содержания и формы,темы и идеи,композиции и сюжета, понятие философского и внутреннего конфликта,трагическое в драматическом произведении,способы организации сюжета,виды композиции,особенности композиции разных жанров литературы. Уметь: определять основной конфликт в произведении,самостоятельно выполнять различные творческие работы, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, выражать свое отношение к прочитанному, определять принадлежность произведения к литературному роду,называть особенности художественного пространства и времени в произведении, выявлять функциональную роль изобразительно- выразительных средств, определять тему и нравственные проблемы произведения, характеризовать героев, определять особенности композиции, давать эстетическую оценку произведению, целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Групповая работа Выразительное чтение Анализ эпизода Реферат Творческие работы Презентация Индивидуальная работа | Тест Изложение эпизода с сохранением авторских средств Характеристика героя художественного произведения (по выбору ученика). | |||||||||||
83-102 | Основы стихосложения и поэтической речи. | Предметно –ориентированные компетенции: Знать: понятия ритма,рифмы, стопы, начальное понятие стихотворного размера,особенности ямбического, амфибрахического хореического,дактиллического рисунка стихотворения. Уметь:характеризовать язык поэтического произведения,определять стихотворный размер, слышать голос автора в художественном произведении, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое),использовать монологическую и диалогическую речь, осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров , выбирать и использовать выразительные средства языка, использовать различные виды пересказа. | Анализ художественного текста Реферат Выразительное чтение Презентация | Тест Самостоятельная работа по определению стихотворного размера. |
Предварительный просмотр:
ПЕРЕЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
№ | ТЕМА | Кол-во Писали 5 4 3 2 Успев. Качеств. Ср. б. |
1 | Р.Р. Устное сочинение по картине Васнецова «Богатыри» |
|
2 | Конкурс сказителей | |
3 | Р.Р. Обучающее сочинение.Сравнительная характеристика | |
4 | Р.Р. Очерк об историческом герое | |
5 | Р.Р.Сочинение-отзыв о самостоятельно прочитанной новелле. | |
6 | Конкурс чтецов | |
7 | Определение стихотворного размера | |
8 | Составляем сборник любимых произведений |