Внеклассная работа

Иванова Доржо-Ханда Базар-Дараевна

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная, посвященная  творчеству поэтов родного края  Шираба и Намжила Нимбуевых

О,  Родина,

Лишь гляну на тебя –

Моя песня умолкает смущенно...

(методическая разработка)

                                         

   Класс: 8-9

Иванова Доржо-Ханда Базар-Дараевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Можайская СОШ»

                                                                                     e-mail: ivanova.dorzho-khanda@yandex.ru

                                                      тел.: +79963502984

 2024 г.

Аннотация

        В настоящее время  актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.    

       Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой  родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю.   Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.  

       Материал литературной гостиной    может использоваться на уроках литературы (региональный компонент) в качестве расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся.  Тема занятия  актуальна не только для развития школьного музея, но и для любителей поэзии, почитателей  таланта поэтов-земляков   Шираба и  Намжила Нимбуевых.

Введение

     

       Проведение литературной гостиной  позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач:

- повышение интереса к чтению поэтического (или прозаического) текста, к литературному наследию родного края;

- развитие навыков актерского чтения,  совместной работы в коллективе, творческого потенциала личности, умения работать с разными источниками информации; воспитание любви к искусству, в частности к литературе, воспитание культуры слова;

- нравственное и эстетическое воспитание учащихся; сохранение литературных традиций; создание праздничной атмосферы, осуществление преемственности поколений, укрепление связи между учителями и учащимися, между школой и музеями.

Подготовка и проведение литературной гостиной требует тщательной подготовки  как со стороны учителя, так и со стороны учащихся 

Предварительная работа по подготовке к литературной гостиной

1.     Изучение биографии поэтов.

2.     Изучение произведений, выразительное чтение стихотворений.

3.    Посещение       местности Нимбу Боршогор, родового стойбища известных поэтов – отца и сына Шираба и Намжила Нимбуевых,  Поэтического сада камней на границе Еравнинского района,    музея  «Улаан гэр» , дома дедушки Н.Нимбуева в с. Эгита.

4.     Составление сценария литературной гостиной.

5.     Распределение слов на каждого участника вечера.

6.     Вставка в сценарий творческих номеров.

7.     Репетиции.

8.     Приглашение на мероприятие  родителей, классных руководителей, администрации и работников (библиотекаря, психолога и др.) школы, самодеятельных поэтов.

9.     Написание отзыва о литературной гостиной.

Цели:

-Знакомство с жизнью и творчеством поэтов родного края - отца и сына Шираба и Намжила Нимбуевых;

-Приобщение учащихся к  художественным произведениям поэтов, формирование у школьников чувства любви, уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям  своей малой родины.

Задачи:

1. расширить кругозор обучающихся, совершенствовать выразительное чтение стихотворений;

2.  развивать артистичность, художественно-эстетические умения и навыки детей;

3.  формировать чувство патриотизма, ценностное отношение к родному краю  на материале текстов;

4. воспитывать любовь к поэзии родного края, чувство прекрасного, чувство уважения, долга, ответственности, любви  к культурным традициям края.

Оборудование:  портреты поэтов, презентация, музыкальные ролики, стенд «Певцы родного края», выставка рисунков обучающихся, выставка книг, рефераты о поэтах

 

Эпиграф:

О,  Родина,

Лишь гляну на тебя –

Моя песня умолкает смущенно... 

Песня: «Еравна моя - Яруунамни»

 Сл. Василия Байбородина, Цыренханды Дарибазаровой

 Муз. Федора Виноградова

Чтец:     О Еравна!
Размах твоих крыльев широк.
Диковатой и резвой косуле,
Пожелавшей тебя обежать,
Мускулистые ноги изменят.
Тайны дебрей твоих неприступны,
В гордой шири степей и лесов
Каждый камень и лист
Здесь на духе отчизны настоян.  

 Ведущий1

     Всем нам знакомо слово «Родина». Это Отечество, родная страна или место рождения. Любовь к «большой» Родине вырастает из любви к родине «малой» - родным местам, отчему краю, городу или селу.  Еравна- «край голубых озер» — это частица нашей великой России.  В  нашем краю  родились и выросли выдающиеся поэты и художники Бурятии, именно на границе Еравнинского района путников встречает Поэтический сад камней «Уянгын сэсэрлиг». На каждом из них строки, которые заставляют замедлить шаг, остановиться и задуматься под журчание речки Маракты и трели жаворонков. 

  Ведущий 2 

      Маракта — одна из самых живописных и заповедных долин Еравны. Здесь  находится  местность Нимбу Боршогор — родовое поместье  семьи Нимбуевых, давших Бурятии двух замечательных поэтов, отца и сына Шираба и Намжила Нимбуевых.

Виртуальная экскурсия по родовым землям Нимбуевых на Маракте,  поэтическому саду камней, посвященному поэтам Еравнинского района.  

Компьютерная презентация  «Очерк жизни и творчества поэтов Шираба и  Намжила Нимбуевых»

     Ведуший 1: Шираб Нимбуевич Нимбуев родился 16 апреля 1910 года в семье столяра Нимбу Мункуева  в улусе  Маракта Еравнинского района. Десятилетним мальчиком его, старшего из детей, отдали на обучение в Эгитуйский дацан. Но только год он проучился, познавая азы старомонгольского и тибетского языков и другие премудрости буддизма. Умер отец,  мать слегла от тяжелой болезни, и Шираб вернулся домой, чтобы  стать кормильцем семьи: пришлось наниматься в батраки. В советское время, уже в возрасте 17 лет, пошел в школу, после поехал учиться дальше, в Улан-Удэ, в Комвуз. Потом недолго учительствовал в Жаргалантуйской средней школе Селенгинского района, работал в газете «Бурят-Монгольский комсомолец». По линии МВД  Шираба Нимбуевича направили в Монголию  переводчиком, где он проработал с 1936 по 1938 годы. С 1940 по 1946 гг. трудился секретарем посольства СССР в МНР. После более двадцати лет работал в «Буряад Унэн» заведующим отделом, придумал уголок сатиры «Будамшу со стальным пером». После «Буряад Унэн»  до 1971 года Шираб Нимбуевич трудился в Бурятском книжном издательстве редактором художественной литературы.

   Ведущий 2: Ш. Нимбуев стоял у истоков становления бурятской литературы. Начало его литературной деятельности относится к началу 1930-х годов. Первый поэтический сборник «Шүлэгшын дуун» (Песни поэта) выходит в свет в 1943 г. Литературное наследие поэта составляют многочисленные сборники стихов, как «Баяр» (Радость) (1948), «Зол жаргал тухай дуун» (Песня о счастье) (1958), «Омогорхол» (Гордость) (1960), «Сэдьхэлэй дуун» (Песни души) (1962), «Сэдьхэлэй сэсэг» (Сокровенное слово) (1972), «Һайхан сагай магтаал» (Славлю время прекрасное) (1980) и др. В 1959 г. в Москве в издательстве «Советский писатель» на русском языке выходит сборник «Песнь о Байкале». 

Чтец: Стихотворение Ш.Нимбуева «Маракта»

Ведущий 1:      Шираб Нимбуев — один из лучших детских поэтов, внесший большой вклад в развитие бурятской детской литературы.

Шираб  Нимбуевич - веселый выдумщик и фантазер, он придумывал разные смешные и поучительные истории для детей.

Ведущий 2: Сказки, стихи, легенды, написанные поэтом для детей разного возраста, изложенные в увлекательной и доступной стихотворной форме, снискали заслуженную славу — «Эрхые һуранхаар бэрхые һура» (1955), «Ёлкын дэргэдэ» (У ёлки) (1956), «Шэгшыхэн хүбүүн» (Мальчик с пальчик) (1956), «Зоригтой хоёр» (Двое смелых) (1961) «Халаахай» (Крапива) (1964), «Хүнэй нүхэр» (Друг человека) (1970). 

Исполнение песни:
ҺАЙХАН ДАА
Музыка Дандар Аюшеева, слова  Шираба Нимбуева
Сэсэг соогуур гүйлдөөбди,
Сэнгэн жарган наадаабди.
Сэсэг, сэсэг, сэсэг даа –
Сэсэг гээшэнь hайхан даа. 2 дахин
Хүдөө талаар зайгаабди,
Хөөрхэн даага хараабди.
Дааган, дааган, дааган даа –
Дааган гээшэнь hайхан даа. 2 дахин

Хүбшын наагуур ябаабди
Хүхын дуулахы шагнаабди.

Хүхы, хүхы, хүхы даа –
Хүхын дууниинь hайхан даа. 2 дахин
Гүйлдэн, шууян ошообди,
Гүйхэн горхо оймообди.
Горхон, горхон, горхон даа –
Горхон гээшэнь hайхан даа. 2 дахин
КРАСИВО
На  поляне средь цветов
Мы играли целый день.

Цветок, цветок, цветочек –
Цветок такой красивый. 
Вольной степью мы брели,
Жеребенка встретили.

Жеребенок, жеребеночек –
Жеребенок озорной. 
Лесом ближним мы пошли,
Кукушки пенье слушали.

Кукушечка, кукушка –
Кукушечка звонкая.
 
С шумом, смехом бегали,
Бродом речку перешли.
Речка, речка, реченька –
Речушечка резвая. 

Ведущий1:      Стихи Шираба Нимбуева входят в буквари и учебники бурятского языка. А такие сказки как «Двое храбрецов», «Не будь капризным, а будь умелым», «Тархай, сын Зархая» входят в золотой фонд детской литературы. 

Чтец:  Инсценированное чтение сказки «Тархай, сын Зархая»

Ведущий 2: Как  творческая личность, Шираб Нимбуевич был многогранно одаренным человеком. Поэт, литератор, редактор, критик,  переводчик, учитель… Шираб Нимбуев стал первым читателем стихов своего сына Намжила,  его первым критиком – строгим и беспристрастным – и, наверное, первым  поклонником поэзии Нимбуева-младшего.

Чтец: Буду петь я.

Мне струны нужны,

Чтоб подыгрывать песне своей,

Словно пряди возлюбленной гладя,

Где мой хуур,

Тонкошеий тоскующий хуур,

Что закопан в степи моим предком?

Ведущий 1:   Особое место в русскоязычной литературе Бурятии занимает  Намжил Ширабович Нимбуев. Он родился 11 июня 1948 года в г. Улан-Удэ.
Писать стихи Намжил  начал с детских лет.  В пять лет написал своё первое стихотворение:

У меня папа красивый,

Потому что у него очки.

У меня мама красивая,

Потому что у неё серёжки…

   Ведущий 2:    Литературный отдел музея истории школы  «Улаан гэр» в селе Эгита  посвящен поэтам-землякам, отцу и сыну Ширабу и Намжилу  Нимбуевым. Членами кружка «Тоонто» собран богатый материал по творчеству наших поэтов. Имеется много фотографий из семейного архива, личные документы, удостоверения, рукописи, воспоминания Һамажап Пыловны о  сыне.

 Сообщение подготовленного ученика: Из тетради воспоминаний матери о сыне – приложение  (материалы литературного отдела музея школы «Улаан гэр» с. Эгита)

         С самого раннего детства Намжил был очень самостоятельным. Однажды отец принес книжку для детей детсадовского возраста с буквами, иллюстрированными для запоминания. Вскоре Намжил самостоятельно научился читать. Он любил сидеть на полу перед диваном, подолгу листать, рассматривать книжки. Во дворе любил играть с детьми младше себя и командовать ими. Никогда их не обижал, нравилось ему поучать их. Все годы учился в одной школе № 3 г. Улан-Удэ. Тогда она называлась английской. Начиная с  6 – 7 класса принимал активное участие в различных конкурсах, олимпиадах по русскому языку и литературе. После окончания 7 класса  Намжила  награждают путевкой во Всероссийский пионерский лагерь «Артек». В «Артеке» он написал стихотворение «Африка», за которое был награжден золотой медалью фестиваля, посвященного Дружбе народов мира.  Восьмиклассником он едет во Всероссийский  зимний лагерь «Орленок» для одаренных детей.  

Кроме того, как много читал на русском, занимался изучением теории стихосложения, Намжил прекрасно владел родным бурятским языком. Учась в 9 классе, сделал подстрочный перевод сказки отца Шираба Нимбуева «Приключения Зархая». Нимбуевы дома всегда разговаривали на родном языке. Отец ежегодно выписывал «Буряад Үнэн», говорил «надо оттачивать свою речь, читая родную газету.  Впервые его стихотворение на русском языке было напечатано в газете «Молодежь Бурятии». Тогда он писал рифмованные, силлабо – тонические стихи.

В воспоминаниях Һамажаб Пыловны большое место отводится, как семья Нимбуевых приезжала в Эгиту каждое лето. У них не было дачи в окрестностях Улан-Удэ, и не было необходимости в ней, поскольку был свой деревенский домик  отца. (Сейчас этот домик переставлен, стоит во дворе дяди Н.Нимбуева Бардуева Бадма-Доржи Пыловича. [Приложение].    Һамажаб Пыловна пишет, что ежегодно с детьми она приезжала в отцовский дом. Впервые Намжил приехал, когда ему был годик. Дети с нетерпением ждали лета, встречи с дедом, родственниками, эгитуйскими друзьями. Живя в родном улусе, они чувствовали волю, целыми днями пропадали на речке, загоревшие до черноты, ничем не отличались от сверстников. Когда Намжилу было 12 лет, дед вручил специально для его роста подогнанную косу. С тех пор он становится сенокосчиком до поступления в вуз. О том, как ему нравилось жить в деревне, играть в нехитрые мальчишеские игры, косить сено, мой дословный перевод из воспоминания: «После окончания школы, учась в высшем учебном заведении, буду сочинять стихи. Издам книгу, на деньги за нее построю новый дом рядом с домиком дедушки. Летом буду жить здесь и писать свои стихи». Очень многое говорят эти слова о юном поэте. Побывавший в «Артеке», «Орленке», не раз видевший Москву, знавший многие замечательные места великой страны, Намжил отдает предпочтение родине своих предков,  выражает свою причастность к ней.

Чтец: Мне интересно и понятно его стихотворение «Бурятский поэт».

Я привязан степь воспеть.

Но тягостный пейзаж

Так однолик, невзрачен!

Скудна моя палитра:

В цвета два

Раскрашивать я должен полотно-

Оранжевый и синий.

Поэзия смеется надо мной

И убегает с моего холста.

Где розы, где гитары, соловьи,

Чинары, чайки, голубое море?..

Махнула степь хвостом своим

Павлиньим

И подорожника листком

                      Заклеила уста поэту  

Ведущий 1: Проникновеное чувство родины, любовь к человеку и родной природе – основные мотивы  поэзии Намжила Нимбуева:

О,  Родина,

Лишь гляну на тебя –

Моя песня умолкает смущенно... 

Ведущий 2: Много стихотворений посвящено поэтом его родному краю: «Этой ночью по тихим долинам», «Сон в лесу», «Осень в Еравнинских лесах».

Чтец: Ручьи моей родины

 Горло промойте мое,

Стрижи моей родины,

С клюва меня покормите,

Леса моей родины,

В тайну меня посвятите.

Для вас в моем сердце

Песня любви.

Ведущий 1: Стихотворение « В родном улусе»   посвятил  тоонто матери, Эгите

Чтец: Здесь старики сидят на солнцепеке,        

Прошедшие перебирают дни.

Считают весны, осени свои

Их речь скупая –

Аромат сандала,

Цветущего раз в десять лет.

Они живут,

Как птицы иль деревья,

И умирают, мудро улыбаясь:

В песке у ног играют дети,

Которые достроят дом.         

Ведущий 2: На бурятском языке он написал только одно стихотворение, остро тоскуя по родине на чужих московских улицах, когда учился в Московском литературном институте

Чтец:  Яруунын хγбγγнэй шγлэг…

(Рукопись этого стихотворения хранится в музее  школы «Улаан гэр»)  

Ведущий 1: Большинство его произведений написаны во время учебы в институте - это стихотворения (11 тысяч строк по словам самого Намжила), несколько текстов песен, рассказы, одноактная пьеса "Цветет черемуха", повести для подростков "Мальчишки с бантиками" в соавторстве с калмыком О.Манджиевым, "Бей лежачего", на бурятском языке пьеса "Перелетные птицы возвращаются", пьеса "Анонимный сын" в соавторстве с отцом Ш.Нимбуевым, сделаны переводы стихотворений Дондока Улзытуева, с монгольского - стихи 17 поэтов-лириков Монголии, переводы рассказов бурятских писателей Сергея Цырендоржиева "Тревожная ночь", Ябжана Балданжабона "Бог дождя", Цырен-Дондок Хамаева "Белый месяц-новолунье", Балдана Ябжанова "Майтагсаан", Д.Гарма "Разведчики", Дожоо Доржо детективная повесть "Игольное ушко" совместно с Виктором Нимбуевым, которая была опубликована в журнале "Сибирские огни", написана работа "Отчего не свободен свободный стих" о верлибре.    

Ведущий 2: В 23 года Намжила Нимбуева  не стало. Несмотря на юность, он оставил после себя богатое наследие - бессмертные строки, которые наполняют  нас, читателей,  душевным теплом  и устремлениями талантливого поэта. Его жизнь пролетела словно искра, и оставила яркий след в поэтическом наследии Бурятии.
Ведущий 1:
   Бюст  поэта Намжила Нимбуева установили в Болгарии на Аллее литераторов, писавших на кириллице. Она находится в Плиске в культурно-туристическом комплексе «Двор кириллицы».Бронзовый Намжил Нимбуев занял свое место  среди таких гениев литературы, как Лев Толстой, Александр Пушкин, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий и другие.  Аллея писателей была торжественно открыта 1 ноября 2017 года бюстом-памятником поэта болгарской и мировой культуры  Пейо Яворова. Всего свое достойное место на Аллее займут бюсты-памятники около 80 писателей разных народностей.      

     Скульптор Баир Сундунов создал сразу два бюста Намжила Нимбуева из бронзы. Один установлен на малой родине  поэта в селе Усть-Эгита Еравнинского района во дворе школы.

Ведущий 2: В один год ушли из жизни отец и сын.  В октябре 1971 года не стало Намжила Нимбуева.  Шираб  Нимбуевич пережил своего сына всего на 12 дней. Они оставили после себя богатое наследие - бессмертные строки…

Ведущий  1:

Стихотворение Б. Дугарова:

Голос песни возник и в пространстве исчез.
Бродит чёрное эхо под сводом небес.
Осыпается холмик могильный в степи.
Но стихи остаются. Стихи.

Чтение учащимися и гостями  любимых строк стихотворений поэтов Шираба и Намжила Нимбуевых.

Заключение

           Изучение поэзии родного края многозначительна в наши дни. В ней и стихия народной речи, особый местный колорит.

К ожидаемым результатам следует отнести:

      -  факт осознанного продолжения  изучения  истории и литературы Еравнинского района,  

      истории  и литературы : составление альбомов о  писателях-земляках,

экскурсия в выставочный зал Ц.Номтоева в с. Ульдурга, литературная гостиная в поэтическом саду камней на Маракте,  эссе, презентации, проекты.



Предварительный просмотр:

МБОУ “Можайская средняя общеобразовательная школа»

Квест-игра  «По страницам любимых книг»

Класс: 5-6

Учитель: Иванова Д.-Х.Б-Д.

2021год

Квест-игра  «По страницам любимых книг»

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы

Маршрутный лист  каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.

Станции расположены в разных  кабинетах школы.

На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить пословицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов пословицу раньше других.

Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый. 

Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо сказочные герои, либо какие-то слова о книге и чтении.(3-5 минут)

Представление команд.

Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.

Этап второй. 

Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.

СТАНЦИЯ 1.  

Станция Библио Яга.  На стене висит изображение избушки. Рядом с ней сидит Баба Яга.

Баба Яга задаёт вопросы:

1.Вспомните волшебные слова, чтобы избушка повернулась к нам.

2. Назовите сказочную героиню, владелицу первого летательного аппарата?

3.Назовите сказки с моим участием? Назовите моих лучших дружков? (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Гуси – Лебеди и др.) Справились со всеми моими заданиями. Пора вам в путь - дорогу отправляться! Дети получают слово  и идут дальше.

СТАНЦИЯ 2.  

Сложи пазлы.       (Приложение 1)

Угадай автора и название книги: «Приключения барона Мюнхгаузена» (Рудольф Распе), «Остров сокровищ» (Роберт Льюис Стивенсон), «Гарри Поттер»  (Джоан Роулинг).

Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.

СТАНЦИЯ 3.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. Пушкина

  1. Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)
  2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
  3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
  4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
  5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
  6. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
  7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? ( за 3 года)
  8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
  10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов

Дополнительное задание: Назовите правильно сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане… (и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Оценивание: За дополнительное задание – 5 баллов. Команда должна сама решить, нужно ли ей дополнительное задание.

СТАНЦИЯ 4.    БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.Крылова.

  1. А Васька слушает… (да ест)
  2. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
  3. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
  4. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
  5. Ты всё пела? Это дело… ( Так поди же, попляши!)
  6. Ай, Моська, знать она сильна … ( Что лает на слона)
  7. Недаром говорится… ( что дело мастера боится)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл.

Дополнительное задание: Прочитать наизусть любую басню И.А.Крылова – дополнительно 2 балла

СТАНЦИЯ 5.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

  1. Полено (папа Карло, А.Толстой «Золотой ключик,или Приключения Буратино »)
  2. Зеркальце (Царица-мачеха,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин)
  3. Хрустальный башмачок (Золушка, Ш.Перро «Золушка»).
  4. Корзинка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
  5. Сети, невод. (Старик. А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
  6. Большая голубая шляпа. (Незнайка. Н.Носов, «Незнайка в солнечном городе».)
  7. Лампа (Алладин, Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
  8. Восточные башмаки с загнутыми носами (Мук,  В.Гауф «Маленький Мук» )
  9. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  10. Горошина. (Принцесса. Х.К.Андерсен, «Принцесса на горошине».)

Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 6.

Буквенные ПАЗЛЫ. (Приложение 2)

Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (А.С.Пушкин)

ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (А.Н.Толстой)

Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.
СТАНЦИЯ 7.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.

СТАНЦИЯ 8.

  Русский фольклор (Приложение 3).

Ведущий:

У вас на столах бумага и фломастеры. Я  зачитываю загадки, а вы рисуете  отгадки и показываете мне.

1. Поднялись врата,

    Всему миру красота. (Радуга.)

2. Летит огненная стрела.

    Никто ее не поймает:

    Ни царь, ни царица,

    Ни красна девица. (Молния.)

3. Над бабушкиной избушкой

    Висит хлеба краюшка,

    Собаки лают,

    Достать не могут. (Месяц.)

4.  Без него плачемся,

    А как появится –

    От него прячемся. (Солнце.)

Этап третий.

Жюри проверяет собранные пословицы. (Из глубины моря добывают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.

Награждение.

Учитель:   Книги! Это действительно надёжные друзья. С любым вопросом можно обратиться к ним. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книг в жизни человека. Без них были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.

К сожалению, сегодня книга несколько утратила свои позиции. Однако, несмотря на стремительное развитие современных технологий и появление в обиходе различных электронных устройств, полностью книгу не сможет заменить ни одно, самое инновационное изобретение.  Книга, несмотря ни на что, останется с нами еще многие века. Именно книги хранят в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще читайте книги,  и  вам  откроется прекрасный и восхитительный мир!

C:\Users\Admin\Desktop\На сайт 2019\Фотографии на сайт\IMG_5098.JPG  C:\Users\Admin\Desktop\На сайт 2019\Фотографии на сайт\IMG_5103.JPGC:\Users\Admin\Desktop\На сайт 2019\Фотографии на сайт\IMG_5133.JPGC:\Users\Admin\Desktop\На сайт 2019\Фотографии на сайт\IMG_5139.JPGC:\Users\Admin\Desktop\На сайт 2019\Фотографии на сайт\IMG_5106.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест-игра По страницам любимых книг

Слайд 7

Книги –корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный труд от поколения к поколению.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист  

1 команда

На каждую станцию не более 5 минут

№ станции

Название станции

Кабинет

Количество баллов

1

Библио Яга

6

2

Сложи пазлы

7

3

Блиц-турнир

8

4

Басни

10

5

Бюро находок

11

6

Буквенные пазлы

12

7

Цифры в литературе

13

8

Русский фольклор

14

Маршрутный лист

2 команда

На каждую станцию не более 5 минут

№ станции

Название станции

Кабинет

Количество баллов

1

Блиц-турнир

8

2

Басни

10

3

Бюро находок

11

4

Буквенные пазлы

12

5

Цифры в литературе

13

6

Русский фольклор

14

7

Библио Яга

6

8

Сложи пазлы

7

Маршрутный лист

3 команда

На каждую станцию не более 5 минут

№ станции

Название станции

Кабинет

Количество баллов

1

Басни

10

2

Бюро находок

11

3

Буквенные пазлы

12

4

Цифры в литературе

13

5

Русский фольклор  

14

6

Библио Яга

6

7

Сложи пазлы

7

8

Блиц-турнир

8



Предварительный просмотр:

http://content.foto.mail.ru/list/lata/1/i-836.jpg 

СТАНЦИЯ 1.      Библио Яга. 

C:\Users\Admin\Desktop\Внеклассное мероприятие\5-6 классы\jigsaw-puzzle-png-picture_931.png

СТАНЦИЯ 2.            

Сложи пазлы. 

C:\Users\Admin\Desktop\Внеклассное мероприятие\5-6 классы\2401 (1).jpg

СТАНЦИЯ 3.    

Блиц-турнир  по сказкам А.С.Пушкина

СТАНЦИЯ 4.       БАСНИ.

СТАНЦИЯ 5.

БЮРО НАХОДОК.

СТАНЦИЯ 6.

Буквенные ПАЗЛЫ. 

СТАНЦИЯ 7.

ЦИФРЫ в литературе.

СТАНЦИЯ 8.

Русский фольклор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая викторина «Час русского языка» «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи». Н.В. Гоголь 5-7 классы

Слайд 2

Разминка Вариант 1 Зашли как-то друзья к Оле. На улице стоял бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Коле: «Сядь пока на бачок, я закончу убирать комнату». А Коля, смеясь, отвечает: «Я, Оля, на боку сидеть ещё не научился». Вариант 2 Однажды отец, отвечая на вопросы детей о жителях села, сказал: « Дед Федот – сторожил». «А что дед Федот сторожил?» - спросил Коля, делая вид, что не понимает, в чём дело.

Слайд 3

Ъ или Ь? Вариант 1 Раз… яснить Об…едки Побереж …е Под… езд Бад …я Полоз…я Ин… екция Из… ян П… еса Раз… езд Вариант 2 Рел… еф В…юга В…юн Плоскогор ..е С…ёжиться С… едобный Суч …я Бул…он Почтал …он Эскадрил …я

Слайд 4

Превращение слов Вариант 1 Превратите «ночь» в «день». Вариант 2 Превратите «реку» в «море».

Слайд 5

«Произнеси правильно» Вариант 1 Алфавит Аристократия Баловать Гренки Закупорить Камбала Коклюш Металлургия Оптовый Тефтели Вариант 2 Агрономия Агент Борющийся Гусеница Заржаветь Кашлянуть Красивее Мускулистый Осведомить Фольга

Слайд 6

Грамматическая задача Один в поле не воин. Одна ласточка не делает весны. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. В трёх соснах заблудился. Семь пятниц на неделе. Семеро одного не ждут. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Слайд 7

« Слова-перевертыши» Вариант 1 Я по полену бью, звеня, Дровами на зиму снабжаю, Когда ж с конца прочтут меня, Я недовольство выражаю. Вариант 2 По дороге, по пути Весело качу, Но с конца меня прочти – Ножик наточу.

Слайд 8

«Одним словом» Вариант 1 Завязать дружбу. Прийтись по вкусу. Держать путь. Вылетело из головы. Пустить корни. Как снег на голову. Спустя рукава. Вариант 2 Не вешать нос. Поднять на смех. Перемывать косточки. Навострить лыжи. Не сносить головы. Клевать носом. На живую нитку.

Слайд 9

« Метаграммы » Вариант 1 Ты меня, наверное, знаешь: Я в сказке Пушкина герой. Но если л на н мне сменишь, Сибирской стану я рекой. Вариант 2 С б мучительной бывает, С м одежду пожирает, С р актеру я нужна, С с для повара важна.

Слайд 10

«Назови одним словом» Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете. Вид соревнования в беге. Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота. Широко распространившаяся болезнь. Команда корабля, самолёта, танка. Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место. Себялюбивый человек. Хозяйственная жизнь страны, общества. Посещение, поездка, путешествие со специальной целью. Очень срочный, спешный, неотложный. Упругий, гибкий. Изысканный, изящный. Научное справочное пособие по всем отраслям знаний. Сокращенное название эскадренного миноносца. Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.

Слайд 11

«Шарады» Вариант 1 Жилище – первый слог, затем идёт предлог, а в целом я огромная и называюсь… Вариант 2 Мой первый слог – число с нулями, У всех людей – последних два, А вместе – догадайтесь сами: Всем городам она глава.

Слайд 12

Загадки-шутки для болельщиков Прислонился. Нахлебница. Наследник. Грабитель.

Слайд 13

В чём ошибка? Вариант 1 1. На собрании были разобраны много важных вопросов. 2. Все восхищались его умению рисовать. Вариант 2 До начала сеанса остались всего пять минут. Я побежал и отнял от него рогатку.

Слайд 14

Анаграммы Вариант 1 Задачу ты решишь свободно: Я – небольшая часть лица. Но прочитай меня с конца – Во мне увидишь что угодно. Вариант 2 Географию со мною Изучают в школе дети. Дай порядок букв иной – И найдёшь меня в буфете.

Слайд 15

Что лишнее? Вариант 1 В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран. На площади собралось тысяч пять человек народа. Вариант 2 У ворот стоял пожилой старик. Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

Слайд 16

Игра «Прятки» Промчались летние деньки, Увянут скоро васильки. Дышать легко, закат пылает, Прохладный вечер наступает. Знакома рыбам тень моя, Над гладью рек танцую я.



Предварительный просмотр:

Урок-игра «Умники и умницы» по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Описание игры. Игра состоит из трех агонов (от греч. соревнование, состязание). В каждом агоне участвуют три человека. Из девяти трое выйдут в финал, в котором определится победитель.

Перед началом игры агонисты разыгрывают между собой три дорожки.

Красная дорожка. Стоящему на ней нужно ответить лишь на два вопроса. Но он не имеет права на ошибку.

Желтая дорожка. Участник викторины должен ответить на три вопроса. Допускается одна ошибка. 

Зеленая дорожка. Нужно ответить на четыре вопроса и можно ошибиться дважды.

Состязание судит строгое жюри - Высокий ареопаг

Вопросы для розыгрыша дорожек:

Как вы понимаете значение слов «приживалки», «челядь»?

Кого называли «половым»?

Герасим был «хорошим тягловым мужиком». Что это значит?

Что такое прототип? Кто является прототипом барыни и Герасима? (Прототип - это лицо, действительно существовавшее в жизни, послужившее основой литературного образа. Прототипом барыни является мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, жестокая крепостница. Образ барыни типичен, поэтому у героини нет собственного имени. Прототип Герасима — крепостной мужик Андрей, тоже глухонемой, настоящий дворник Тургеневых.)

Узнать героя по его портрету

  • Легкомысленный башмачник вошел, закинул руки назад, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. Прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. Окинул спокойным взором свой истасканный и оборванный сюртук, свои заплатанные  панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая нога.
  • Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. Она во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную. Иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей.
  • По Т…у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Он шел с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью, широко распахнулась его грудь, глаза жадно и прямо устремились вперед, он, как лев, выступал сильно и бодро.  
  • Спал в положении убитого воина на батальной картине , судорожно вытянув обнаженные ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла. Дворецкий растолкал его и вполголоса сообщил ему какое-то приказание. Улучив удобное мгновение, внезапно бросился на Муму, как коршун на цыпленка, придавил ее грудью к земле, сгреб в охапку и, не надев даже картуза, выбежал с нею на двор.
  • Главный дворецкий, человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.
  • Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой.
  • «..., к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника. Получив приказание, она тотчас порхнула в переднюю».  
  • Бледный человек, в желтом нанковом казакине, который считался садовником.

  • Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень быстро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни...

Первый агон

Зеленая дорожка

1. Как Герасим чувствовал себя в новой роли дворника в московском доме барыни? (Не полюбилось ему сначала его новое житье. Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое делается, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что сняли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли и поставили на вагон железной дороги... Он уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь)

2. В каких отношениях находился Герасим со всей остальной челядью барыни? (Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских - они его побаивались, а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться за его место за столом)

3. Почему Герасим из домашней птицы особенно уважал гусей? (Гусь птица важная и рассудительная. Герасим сам смахивал на степенного гусака, поэтому он чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их.)

   4. Чем каморка Герасима напоминала своего хозяина? (Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать их дубовых досок на четырех чурбаках, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.)

Желтая дорожка

   1. Какое впечатление впервые произвел на нее Герасим? (Она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать возле него, спеша из дому в прачечную.)  

   2. Какие подарки преподносил Герасим Татьяне в знак своего к ней расположения? (Пряничный петушок с сусальным золотом на хвосте, лента, платок.)

   3. Как отнеслись к ухаживаниям Герасима все дворовые? (Скоро весь двор узнал о проделках немого дворника; насмешки, прибауточки, колкие словечки посыпались на Татьяну.)

Красная дорожка                                                      

   1. С какой целью барыня решила женить Капитона на Татьяне?  (Капитон Климов был пьяница горький. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого только что накануне отыскали где-то на улице. Она решила женить его в надежде, что тот остепенится.)

   2. Пошла ли женитьба ему на пользу? (Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился и, как человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню.)

Второй агон

Зеленая дорожка

   1. Почему барыня названа автором «причудливой старухой»? («Причудливая» значит капризная, привыкшая к тому, что челядь исполняет все желания, которые вдруг взбредут ей в голову. Неожиданно она захотела женить Капитона на Татьяне, и так же неожиданно подписала приговор Муму.)

   2. Почему веселое расположение духа посетило барыню однажды «в один прекрасный день»? (В этот день она как-то счастливо встала; на картах ей выпало четыре валета: исполнение желаний (она всегда гадала по утрам), и чай показался ей особенно вкусным, за что горничная получила на словах похвалу и деньгами гривенник. С сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну.)

   3. Почему хорошее расположение духа сменилось настроением «мрачнее грозной тучи»? (Муму, которую барыня потребовала к себе и хотела приласкать, оскалила на нее зубы.)

   4. «Девки, девки! Ох, ох, умираю! Ох, пошлите за доктором. Они хотят убить меня!» Чем вызвана «сия тирада» барыни? (Ночью барыня услышала лай Муму, которая учуяла пьяного, устроившегося на ночлег под забором.)

Желтая дорожка

   1. Почему повеление барыни женить Капитона на Татьяне озадачило Гаврилу, заставило его крепко задуматься? (Татьяне оказывал знаки внимания немой богатырь Герасим, которого все побаивались. Дворовые хорошо помнили, как Герасим защищал Татьяну от насмешек и обидчиков. Однажды за обедом кастелянша, начальница Татьяны, принялась ее шпынять и довела чуть ли не до слез. Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к столу.)

   2. Что постановил совет, который созвал Гаврила, чтобы «отвлечь Герасима от Татьяны»? (Собравшиеся дворовые отметили, что Герасим терпеть не мог пьяниц. Решили научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной и прошла бы, пошатываясь и покачиваясь, мимо Герасима. Хитрость удалась как нельзя лучше: «пьяную» Татьяну Герасим, толкнул прямо к Капитону.)

   3. Что потребовал Гаврила, объясняясь с Герасимом после «ужасной» ночи, когда Муму разбудила барыню? (Гаврила начал ему объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует твоей собаки. Герасим знаками же объяснил, что сам берет на себя уничтожить Муму.)

Красная дорожка.  

   1. Почему в доме не любили, когда на барыню находил веселый час? (Барыня тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием. Кроме того, эти вспышки у нее продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа.)

   2. Как вела себя Муму в покоях барыни? (Муму, отроду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене. Муму тоскливо, оглядывалась кругом и не трогалась с места, даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-прежнему. Когда барыня хотела погладить ее, она оскалила зубы.)

Третий агон

Зеленая дорожка

   1. Как ухаживал Герасим за спасенной собачкой? (Уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и наконец уснул сам возле нее каким-то радостным и тихим сном. Ни одна мать так не ухаживает за своим. ребенком, как ухаживал Герасим, за своей питомицей.) .

   2. Почему Герасим свою собачку назвал Муму? (Немые знают, что их мычание обращает на себя внимание других, поэтому назвал воспитанницу Муму.)

   3. Какие меры решил принять Герасим, чтобы уберечь Муму от барыни? (Он придумал весь день оставлять Муму в каморке и только изредка к ней наведываться, а ночью ее выводить. Отверстие в двери он плотно заткнул старым своим армяком и чуть свет уже был на дворе, как ни в чем не бывало, сохраняя даже (невинная хитрость!) прежнюю унылость на лице.)  

   4. Каковы были для Герасима последние минуты прощания с Муму? (Герасиму было очень тяжело. В трактире, когда Муму последний раз угощалась вкусными щами, две тяжелые слезы выкатились вдруг из глаз Герасима. В лодке он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке - и остался недвижим, скрестив могучие руки у ней на спине. Поспешно, с каким-то болезненным озлоблением в лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, надел ее на шею Муму.)  

Желтая дорожка

   1. Какое приказание получил Степан от дворецкого? Как его исполнил? (Степан получил приказание увести Муму долой с барыниных глаз. Он продал Муму за полтинник, с тем только, чтобы ее неделю держали на привязи. Не доезжая до дому, слез с извозчика и, обойдя двор кругом, с заднего переулка, через забор перескочил на двор; в калитку-то он побоялся идти, как бы не встретить Герасима.)

   2. Как изменился Герасим после исчезновения Муму? (Лицо его, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело. Всю ночь он охал, тяжело вздыхая и беспрестанно ворочаясь. Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап.)

   3. «Ну да, он ее утопит. Уж можно быть спокойным, коли он что обещал». Почему Степан так уверен, что Герасим выполнит свое обещание? (Герасим не раз доказал, что у него слово не расходится с делом. Герасим понял, что его любимица обречена и рано или поздно приказ барыни будет исполнен. Герасим решил сделать все сам, чтобы не отдавать собаку на растерзание злобной толпе, проявив и здесь мужество, человеческую доброту.)

Красная дорожка

   1. Какое поручение получил Ерошка от дворецкого? (Ерошке поручили следить за тем, чтобы Герасим исполнил свое обещание насчет Муму.)

   2. Что удивило Ерошку в поведении Герасима? (Герасим был одет в праздничный кафтан и направился вместе с  Муму  сначала в трактир. Последние минуты жизни своей любимицы Герасим хотел сделать счастливыми, поэтому окружил ее особой заботой. Для Герасима прощание с  Муму было важным этапом в жизни, событием, которое изменило его жизнь.)

Финал

Зеленая дорожка

   1. Что такое сравнение? Какие сравнения писатель использует для изображения Герасима? (Сравнение - это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим. Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Когда его привезли впервые из деревни в город, он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги, на одинокое дерево. В конце повести герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощенного.)

   2. Почему Герасим принял решение уйти от барыни, хотя был крепостным человеком и не мог ослушаться своей хозяйки? (Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия, царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство, тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему он жить уже не сможет.)

   3. Можем ли мы осуждать Герасима, когда он после смерти Муму, ликующий и счастливый, радостно щагает домой в деревню? (Мы рады за Герасима, ведь из человека подневольного, раба, он становится независимым, свободным человеком.)

   4. После возвращения в деревню Герасим живет бобылем. Что это значит? (Бобыль - одинокий, бессемейный человек. Соседи заметили, что после своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами и ни одной собаки у себя не держит.)

Желтая дорожка                                                           

   1. Что такое пейзаж? Какую роль он играет в произведении? (Пейзаж- художественное описание природы. Герасим глубоко и тонко чувствует природу, ее красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя, ощущение свободы, красоты жизни. Природа помогает Герасиму не сломиться под тяжестью страданий, а только окрепнуть и продолжать жить.)

   2. Почему Герасим назван «самым замечательным лицом» в рассказе? (Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующих человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость.)

   3. Какова главная мысль рассказа? («Муму» -рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена. Это восхищение русским  характером, умением сохранить в тяжелых испытаниях в себе человека, отстоять свои человеческие права.)

Красная дорожка

   1. Что такое эпитет? Какими эпитетами рисует автор «свободного» Герасима? (Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества и признаки: шел с несокрушимой отвагой, отчаянной, радостной решимостью, богатырская сила, могучие руки.)

   2. Как ведет себя барыня после ухода Герасима? (Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку, и наконец такой дала нагоняй Гавриле, что тот целый день только встряхивал головой.)