Выступления

Иванова Доржо-Ханда Базар-Дараевна

Предварительный просмотр:

Еравнинский муниципальный район
МБОУ "Можайская СОШ "

ИКУ 2021 (сентябрь)

Дата: 20.09.2021

Предмет: Литература

Индивидуальные результаты участников

Оцениваемые задания №№: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18;19;20;21
Максимальный первичный балл: 40
Максимальный балл за предметную часть КИМ: 11
Максимальный балл за методическую часть КИМ: 29

N

Номер комплекта

Уник. код участника

Вар.

Выполнение заданий

Перв. балл

Предм.часть/Метод.часть

% вып
(%вып.предм.части/%вып.метод.части)

Уровень

Предметная часть

Методическая часть

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1.1

1.2

1.3

1.4

2

3

4.1

4.2.1

4.2.2

5.1

5.2

5.3

5.4

6.1

6.2

7.1

7.2

8

9.1

9.2

9.3

М
а
к
с

2

2

2

2

3

3

2

3

3

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

2

1

556001  

 

6

2  

2  

2  

1  

3  

3  

2  

3  

3  

1  

0  

1  

0  

1  

2  

0  

2  

1  

0  

2  

1  

32

10/22

80 (91/76)

Высокий

Уровень:
1. Минимальный - требуется принятие управленческих решений;
2. Низкий - требуется серьезная проработка вопроса о повышении квалификации;
3. Средний - требуется включение в систему профессионального развития;
4. Высокий - может быть экспертом, преподавать на курсах повышения квалификации.

Обозначения: N - не приступал к заданию

1



Предварительный просмотр:

Августовкая конференция работников образования

МО «Еравнинский район»

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Иванова Д.Б, учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Можайская СОШ»

2023год

Здравствуйте, коллеги! С праздником, с очередной августовской конференцией! С новым учебным годом! Здоровья, удачи, достижений, успехов, финансового и семейного благополучия». Тема моего выступления…

Функциональная грамотность выступает показателем базового образования личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности.

Слайд 2 « Читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое- вот в чем главное дело», - говорил русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич  Ушинский.  Умеют ли наши учащиеся читать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Читать написанное, произносить буквы, слоги, слова – умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. 

Достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

Что такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

Успешное обучение ребенка в  школе невозможно без определенного уровня читательской грамотности.

     Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

  • Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
  •  осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
  •  пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
  •  ответы на вопросы;
  •  анализ и интерпретация произведения;
  •  составление планов;
  •  характеристика героя;
  •  написание отзыва;
  •  написание сочинения и др.

На уроках мы   формируем  у обучающихся читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание, форму текста;
  • использовать информацию из текста.
  •  высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

 В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановлюсь  лишь на некоторых.

Приемы формирования читательской грамотности, используемые  на уроках русского языка и литературы,  условно можно разделить на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Вот несколько примеров методических подходов, техник, приемов, которые позволяют успешно формировать читательскую грамотность.

1. «Чтение с остановками» - данный приём проверяет умение учащихся находить и извлекать информацию из текста. Например, на этапе изучения нового материала-  работа с текстом: восстановить текст, используя слова для справок, озаглавить прочитанный текст, найти основную мысль текста, предугадать продолжение сюжетной линии. На каждой или некоторых остановках в чтении можно предложить сформулировать вопрос автору, найти в отрывке важную подтекстовую информацию.

 

2.  Приём «Чтение с пометками» - этот приём проверяет умение учащихся осмыслить текст и оценить его содержание. Предлагается учащимся определить, к какому типу речи можно отнести предложения контрольного текста, поработать с предложениями и восстановить пропущенные слова, сформулировать собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте.

3. Приём «Уголки» - подразумевает составление характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

4. Перепутанные логические цепочки. Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

Пример по русской народной сказке «Царевна-лягушка».

  1. Отец отправляет сыновей на поиски жены.
  2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
  3. Василиса лучше всех танцует на пиру.
  4. Василиса отправляется в царство Кощея.
  5. Братья смеются над невестой Ивана.
  6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.
  7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.
  8. Кощей умирает.
  1. Верные-неверные утверждения.

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

  1. Главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» звали Евгений Александрович Базаров (нет).
  2. Действие романа происходит до отмены крепостного права (да).
  3. Аркадий был единственным ребенком Николая Петровича (нет).
  4. Анна Сергеевна Одинцова была вдовой (да).
  5. Базаров умер от тифа (да).

6.Прием «Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.

  Учитель готовит текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.

7.Работа с устаревшими словами.

Бывают такие тексты, где необходимо отдельно уделять внимание архаизмам и историзмам. Чтобы было нагляднее, можно оформить его в виде свитка или книжки. Прием заставляет не пропускать данные слова, а акцентирует на них внимание. Например, фрагмент из «Оды на день восшествия…Елисаветы Петровны» М.В. Ломоносова для подобной работы.

В долинах раздаются клики:

Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь.

  1. Прием «Составление кластера». Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка;  сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений;  обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

«Составление телеграммы, памятки, инструкции» - этот приём проверяет умение интегрировать и интерпретировать информацию. Ребята дополняют  предложения, используя информацию, которая содержится в тексте.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

  1. О чем рассказывает данный текст?
  2. Каких тем касается автор?
  3. Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
  4. Зачем автор написал текст?
  5. Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.         Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.

Составление интеллект-карт на уроках

 Метод   интеллект-карт дает учащимся огромные возможности в процессе обучения: подготовиться к ЕГЭ (ОГЭ), запоминать информацию при быстром и полном обзоре темы, создавать конспекты, разрабатывать проекты, презентации, улучшать все виды памяти, развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность, формировать  орфографические и пунктуационные навыки, обогащать словарный запас. На уроках литературы интеллект-карты помогают ученикам проанализировать информацию критических статей и выявить главные мысли, подготовить выступление о жизни писателя, систематизировать знания об изученном произведении, конспекимровать информацию статей учебника и «разворачивать» ее в своих выступлениях.

Опыт работы показал, что использование интеллект-карт развивает универсальные учебные действия, в особенности регулятивные, так как ребята при составлении этих карт анализируют свои знания, составляют алгоритм, работы с понятиями. 

С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и умению выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию;лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста 

Таким образом, развитие читательской грамотности у обучающихся помогает лучше и быстрее усваивать учебный материал, а процесс чтения становится интересным и увлекательным.

Главная задача учителя - научить ученика учиться. Справедливо говорят, что знания не дают - знания берут, ничему нельзя научить, можно только научиться. Наша  цель - помочь детям применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности. «Чтение,- говорил В А.Сухомлинский,- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Можайская средняя общеобразовательная школа»

Выступление

на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

Тема выступления:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Подготовила:Иванова Доржо-Ханда Базар-Дараевна,

учитель русского языка и литературы

2021г.

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

​ ·вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;

​ ·развивать креативность школьников;

​ ·формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

​ ·формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях,, подготовка докладов, написание рефератов, стаптей, аналитических обзоров и т.д.);

​ ·улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;

​ ·ускорять процесс обучения;

​ ·формировать умения, связанные с контролем собственной интеллектуальной деятельности.

Эффективность использования интеллект-карт на уроках русского языка и литературы заключается в том, что приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше; также метод позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время.

Интеллект- карта имеет четыре существенные отличительные черты:

1)объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

2)основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

4)ветви формируют связанную узловую систему.

Преимущества интеллект-карты в том, что можно сразу увидеть ее всю взглядом, в линейном списке такого невозможно.

Как же составляются интеллект-карты? Для этого нам можно воспользоваться специальными программами или воспользоваться листом бумаги A4, и при помощи карандашей, ручек и фломастеров мы можем ее создать.

Принципы создания интеллект-карт:

1. Графическое представление информации. Это главное отличие интеллект-карты от простого конспекта.

2. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов

3. Основная идея, центральный образ рисуется в центре листа.

4. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею и являющиеся направлением для карты.5

5. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. Также они являются подтемами, действиями и т. д в зависимости для чего интеллект-карта. Дальше этих ветвей следую ветки 3 уровня.

6. По возможности используется максимальное количество цветов.

7. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими.

8. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово.

9. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

10. Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла.

Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, вам необходимо пронумеровать очередность чтения

На уроках литературы интеллект-карты помогают ученикам проанализировать информацию критических статей и выявить главные мысли, подготовить выступление о жизни писателя, систематизировать знания об изученном произведении, конспектировать информацию статей учебника и «разворачивать» ее в своих выступлениях.

Думаю, что интеллект-карты – хорошая помощь при подготовке к экзаменам: во-первых, потому, что ученик может систематизировать материал, а во-вторых, потому, что на запоминание информации тратится меньше времени: использование зрительных образов усиливает эффективность запоминания

Предлагаю Вам посмотреть интеллект-карты, выполненные моими учащимися



Предварительный просмотр:

МБОУ «Можайская средняя общеобразовательная школа»

Выступление

на педагогическом совете школы

Тема выступления:

«Развитие  функциональной  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Подготовила:Иванова Доржо-Ханда Базар-Дараевна,

учитель русского языка и литературы

2021г.

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное.”

К. Д. Ушинский

Особое место  среди  метапредметных  универсальных  учебных  действий  занимает

чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной

школе  невозможно  без  сформированности  у  обучающихся  читательской

грамотности.

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых

важных  параметров  готовности  к  жизни  в  современном  обществе.   Особое

место  среди  метапредметных  универсальных  учебных  действий  занимает

чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной

школе  невозможно  без  сформированности  у  обучающихся  читательской

грамотности.

Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывает, насколько актуальна сегодня проблема овладения читательской грамотностью. Развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное  время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.  
Для развития читательской компетенции проводится такой вид работы с текстом, как:
В 5-6 классах это дополнение данными для справок словами исходного текста; реконструкция текста, рассыпавшегося на части; деление на абзацы текста, который, наоборот, сложился; завершение текста с исчезнувшим концом, началом или основной частью и т.д.; В 9-10 классах  продолжается работа с деформированным текстом; конструирование текста по началу предложений (чаще всего это СПП, т.к. здесь лучше всего корректируется логическое мышление и умение определять основную мысль текста). Из набора простых предложений текста, предлагаются схемы СП, в соответствии с которыми ученикам надо сконструировать либо восстановить исходный текст. И если ребёнок неверно определил основную мысль, тему или микротемы, то у него восстановить текст, как правило, не получается.
Хорошим подспорьем в данной работе является умение писать рефераты и конспекты статей по литературе, где надо выбрать основные положения, понятия, тезисы, подтверждающие основную мысль текста. Очень интересны детям тезисные планы статей из учебника литературы, опираясь на которые они рассказывают об авторах или их произведениях. Учить  и преобразовывать информацию из одного вида в другой, например: текст- схема; правило- алгоритм; текст- таблица и наоборот. Эти приёмы работы возможно использовать практически по всем предметам школьной программы.
Один из  из самых действенных приёмов развития читательской грамотности учащихся - это работа с текстом (содержательно-композиционный комплексный анализ текста).

Самый распространённый вид работы, с которым сталкиваются школьники на уроках, - это пересказ. Он может быть как устным, так и письменным. Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают «своими словами», излагая при этом чаще всего не дословную передачу содержания, а главную, существенную информацию. Умение сжато выражать свои мысли свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старших классах и вузе.
Как показывает практика, в жизни гораздо важнее запоминать текст осмысленно, т.е. воспринимать, анализировать и группировать информацию уже на этапе прослушивания или первого прочтения. Для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру. Знание структуры текста помогает правильно выделить главную информацию и передать её, сохранив при этом логику авторской мысли. Чем проще для слушателя структура текста, тем легче пересказать его сжато.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

Таким образом, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом.

Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе. А научившись сжатому изложению на уроках словесности, ученики смогут легко находить основную мысль, ключевые слова, тезисы в текстах на остальных устных (и не только) предметах. Не менее важный момент при обучении сжатому изложению – это знание учащимися этапов работы с текстом:

  1. этап. Определение темы текста.
  2. этап. Формулировка идеи текста.
  3. этап. Определение структуры текста.
  4. этап. Выделение микротем текста как частей общей темы.
  5. этап. Моделирование сжатого изложения.


Чтобы более чётко представить все этапы работы с текстом, приведём пример обучающей работы. Несмотря на то, что на экзамене ученики должны будут воспринимать текст на слух, на начальных этапах обучения сжатому изложению целесообразно работать с текстом, который будет у них перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом, или текст проецируется на экран.

Первый этап работы с текстом – определение темы текста.

Учащимся предлагается задание:

Задание1. Прочитайте текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.
Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье... Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

Прочитав текст, учащиеся дают свои ответы:

Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи - рассуждение.
После того как отработан первый этап, переходим ко второму: формулировка идеи текста.
Учащимся предлагается следующее задание.
Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

Возможные следующие варианты ответов: Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.

Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и выделение микротем текста как частей общей темы.

Даём учащимся следующее задание:

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

Выполняя задание, дети работают самостоятельно. В результате у них получается следующая работа:

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20слов)

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)
Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов)

(По Л. Корочкину)

Первая микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

Вторая микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

Третья микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

Четвертая микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

Пятая микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

После того, как микротемы выделены, текст разбит на абзацы, можно применить прием активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В этом нам поможет следующее задание: составить синквейн по тексту.

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания:

Кошка.
Загадочная, таинственная.
Привлекает, радует, успокаивает.
Нужно завоевать доверие кошки.
Животное.

Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения.

Прежде чем перейти к этому этапу, следует вспомнить приёмы сжатия текста:

- обобщение частной информации;

- исключение второстепенной информации.

Передавая содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением, мы обобщаем частную информацию. Всё, что напрямую не относится к сути высказывания, мы исключаем из текста.

Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приёмах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Только регулярные упражнения помогут его выработать.

Рассмотрим приёмы сжатия и выполним упражнения на исключение второстепенной и обобщение частной информации.

Упражнения на исключение второстепенной информации

На начальном этапе прослушивания или прочтения текста ученики занимаются исключением второстепенной информации: во время первого прослушивания текста они мысленно исключают из него доказательства и примеры, а записывают только тезисы.

Вновь обратимся к тексту, с которым мы уже работали, и выполним упражнения на исключение второстепенной информации.

Учащимся предлагается следующее задание:

В каждом абзаце назвать однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.

Учащиеся называют близкие по смыслу слова и словосочетания:

  • дикость и самостоятельность;
  • самостоятельные, независимые;
  • ласковы и привязчивы;
  • характер их полон тайн и загадок;
  • грациозны и пластичны её движения;
  • внимание и отношение к ним человека,
  • они испытывают доверие и подчиняются командам,
  • относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы;
  • кошка боится человека или неприязненно относится к нему;
  • поведением и отношением к ней завоевать её доверие,
  • привязанность и любовь;
  • относиться с уважением и терпением.


В результате такой работы учащиеся оставляют в предложении только то слово или словосочетание, которое нам больше нравится.

Сравним: Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. - Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость маленькой пантеры.

Как видим, смысл предложения не изменился, зато оно сократилось.

Кроме того, в тексте есть предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста, например:

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Выполнив данную работу, учащиеся приходят к выводу, что, исключая второстепенную информацию, мы сокращаем текст.

Способы возбуждения интереса к книге:

чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем;

привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций;

краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение моего личного читательского впечатления от книги;

привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения.