Рабочая программа занятий группы предшкольной подготовки

Союз Творческих Учителей

Воспитатель Гуреева Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmagureeva.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Компоненты специальной готовности шести - семилетних детей рассматриваются как показатели, на которые ориентируются учителя подготовительных классов, которые должны адекватно строить учебно-воспитательный процесс, ориентируясь на стартовые возможности дошкольников.

     Программа дошкольного образования разработана на основе комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (подготовительная группа), автор М.А.Васильева.

     

     По некоторым дисциплинам обучения внесен ряд изменений:

Так при изучении природного окружения - расширение и углубление знаний и интереса к физической стороне жизни. Формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы с человеком.

     По развитию речи - формируется при пересказе фонетическая правильность речи, перевод прямой речи в косвенную. Умение рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, понимать скрытые мотивы поведения героев.

     Составление предложений из отдельных слов. Составление описательных рассказов.

При обучении грамоте дети учатся правильно изменять слова по форме, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, числительные с существительными.

Образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно- ласкательными суффиксами.

     Образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении (беги, ляг).

Печатание букв, слогов, предложений в тетрадях. Составление простых предложений по картинкам и определение количества слов. Чтение небольших слов, слогов.

     При формировании элементарных математических представлений производятся деление целого на 2-8 частей. Счет до 10 «глазами», на ощупь, на слух. Обучение разным видам штриховки.

     Ознакомление с понятиями «отрезок», «вертикальная и горизонтальная линия», «луч», «углы», «наклонная линия».

     О необходимости периода адаптации будущих школьников сейчас много говорят и пишут.

     Адаптация детей идет по двум направлениям.

     Первое - психологическая адаптация или привыкание, этот процесс происходит неадекватно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей и в этом направлении работа учителей может продолжаться в течение всего года.

     Второе - освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для детей это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация отработанной связи с учителем и друзьями.

     Современные социокультурные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном и космическом уровнях. Этого можно достичь, если в восприятии ребенка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, путем объединения нескольких предметов, т.е. интеграции. При этом сохраняются самостоятельные программы, цели, задачи каждого предмета.

    Цель: межпредметной интеграции- развития у детей широкого восприятия мира. В статье В. Кинеева « Образование для XXI века» (« Учительская газета» 1996 г. № 52) можно прочесть о том, что мы живем в переходную эпоху, когда мир предъявляет кардинально новые требования к образованию, оно призвано носить творческий и новаторский характер.

Основные задачи обучения в классе дошкольной подготовки

- выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в первый класс;

- обеспечение преемственности программ дошкольного и начального общего образования;

- формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

- оказание современной систематической психолого-педагогической помощи детям, в том числе с проблемами в физическом и психологическом развитии;

- воспитание дружеских отношений детей между собой

- организация классного коллектива;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

    Весь учебный материал производится в виде диалогов, игр, сюжетных уроков, а также через обсуждение и инсценировку художественных произведений, выполнения практических работ в микрогруппах.

   В группе дошкольного образования предусматриваются следующие модули образовательных областей, определяющих уровень специальной подготовленности детей:

     1. Социально- нравственное развитие.

     2. Познавательное развитие.

     3. Эстетическое развитие.

     4. Физическое развитие и укрепление здоровья.

           1. СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ.

                      СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

             КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ- 2Ч.

     Основными задачами дошкольной коррекционной педагогики являются:

- выявление детей с отклонениями в развитии;

- проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития.

     Предметное окружение и явления общественной жизни, природное окружение и экологическое воспитание- 2ч.

     Программа экологического воспитания направлена на формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети должны иметь представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, экологическом пространстве, свободно ориентироваться в среде, А также основные сведения о своем городе, домашний адрес, виды транспорта, наиболее распространенные профессии, свое ФИО, имена и отчества родителей.

                     Основными целями являются:

- расширение и углубление знаний и интереса к физической стороне жизни;

- развитие познавательных умений;

- воспитание эмпатии по всему живому;

- воспитание уважительного отношения к любому проявлению жизни;

- формирование представлений о взаимосвязи неживой и живой природы с человеком;

- накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ.

-распознавать объекты живой природы (люди, животные, растения) и неживой природы в окружающем мире;

- перечислить признаки живого (всё живое питается, дышит, растёт и имеет детей);

- называть условия, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло);

- перечислить двух-трех представителей различных классов, животных ближайшего окружения: зверей, птиц, растений, деревьев, кустарников, трав;

- описывать внешний вид, рассказать о том, как они питаются, какие у них дети, как они передвигаются;

- перечислить названия двух-трёх растений и животных поля, сада, огорода;

- перечислить домашних животных и объяснить, какая от них польза;

- назвать в логической последовательности времена года, охарактеризовать их типичные признаки;

- рассказать, как люди помогают животным пережить суровую зиму, о жизни сельскохозяйственных животных зимой.

                  2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

                    СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ                                          

                                                                                                              - 2Ч.

   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

   «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

                                             ЛИТЕРАТУРОЙ».

- Различение и отчетливое произношение всех звуков родного языка.

- Интонационная выразительность речи (отрабатывать дикцию и умение отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.).

- Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.

- Знакомство с классическими произведениями детской литературы: Пушкина, Пришвина, Бианки, Носова, Толстого, Барто, Маршака, Михалкова и др.

- Знакомство с жанрами художественной литературы: сказка, стихотворение, рассказ.

- Драматизация и инсценировка литературно-художественных и фольклорных произведений.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

                        Дети должны уметь:

-содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты и инсценировать их;

- соблюдать при пересказе фонетическую правильность речи, переводить прямую речь в косвенную;

- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично; понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;

- уметь внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- уметь рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа, понимать скрытые мотивы, поведения героев;

- знать детских героев;

- заучивать наизусть стихотворения;

- использовать в речи существительные, обозначающие предметы бытового, природоведческого, обществоведческого словаря; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, используя эмоционально- оценочную лексику.

                            ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ- 2Ч.

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

                                   «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

-знакомство с буквами русского алфавита.

-знакомство с характеристикой гласных и согласных звуков.

-знакомство с фонетическим разбором слова: умение делить на слоги, ставить ударение, определять количество звуков и букв в слове.

-представление о построении схемы простого предложения.

-знакомство с образцами всех печатных и прописных букв. Записывание букв, слогов, слов и предложений по образцу педагога.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОЙ                  

                                         ПОДГОТОВКИ.

     К шести-семи годам дети способны:

-различать на слух и в произношении звуки русской речи [с ]- [з ], [с ]- [ц ], [ш ]- [ж ], [ч ]- [щ ], [с ]- [ ш], [з ]- [ ж], [ц ]- [ч ], [л ]- [ р], [т, ]- [ ц,], [д, ]- [дз, ].

-находить место звуков в слове (начало, середина, конец);

-различать понятия «звук», «слово», «предложение»;

- употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы);

-правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, числительные с существительными и т.д.;

-образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-образовывать трудные формы глагола в повелительном наклонении (беги, ляг).

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ-2Ч.

         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

                                                 «МАТЕМАТИКА»

     Программа математического развития направлена на формирование у ребёнка представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики.

     Необходимо решить следующие задачи:

- развитие логического мышления;

- формирование математических знаний и интереса к математическому осмыслению окружающего мира;

     Освоение математических знаний, представлений, умений и навыков происходит в разных видах детской деятельности. Детей учат сравнению множеств практическим путём/наложением, приложением,графически/и опосредствованно через число; закрепляют знания о цифрах, знакомят с элементами знаковой системы, формируют представления о числе как о показателе результата измерения. Углубляют и расширяют знания детей о геометрических фигурах и форме предметов; совершенствуют способности детей ориентироваться в пространстве и времени.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.                                                                               ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  

                                              ДЕТЕЙ:

- классифицировать предметы по признакам;

- считать до 10 количественным порядковым способом с помощью различных анализаторов: «глазами», на ощупь, на слух, знать правила счета;

-делить целое на 2-8 частей; понимать, что часть меньше целого, а целое - больше части;

- с помощью условной мерки определять количество жидких и сыпучих тел;

- раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания их длин, толщины, высоты, величины;

- знать геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, шар, цилиндр;

- определять пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.)

- определять последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

            КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД- 2Ч.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

     -подготовка рабочего места;

     Должны уметь:

     - торцевать;

     - прищипывать;

     - резать ножницами;

     - сшивать нитками;

     Иметь представление:

     - о поделках из природного материала;

     - уметь самостоятельно изготовить поделку, используя природные материалы.

                     3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

                  СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

                  МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ-2Ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Музыкальное образование- это организационный педагогический процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями, воспитание интереса к музыкальному, театральному искусству и видам музыкальной, театральной деятельности, развитие культуры, музыкально- эстетического вкуса, психических качеств, формирование творческой индивидуализации.

     На музыкальных занятиях детей привлекают к участию в исполнительстве, творчестве. В результате они приобретают навыки внимательного слушания музыки, хорового и сольного пения, исполнения танцев и хороводов. Дошкольники знакомятся с композиторами и их творчеством, с разнообразными жанрами музыки.

      ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО

                                      ОБРАЗОВАНИЯ:

             ПОКАЗАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

                             ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

    Дети знают:

1. правила культуры поведения в процессе музыкального восприятия;

2. песни, музыкально-ритмические движения, танцы;

3. фамилию, имя, отчество знаменитых композиторов, названия музыкальных произведений и основных музыкальных инструментов.

   Проявляют:

1. эмоционально- эстетическое отношение к прослушанному и исполняемому музыкальному произведению;

2. навыки культуры музыкального восприятия, исполнительства, творчества, поведения и общения.

    Различают:

1. музыку вокальную, инструментальную;

2. музыкальные жанры (песня, танец, марш);

3. поют соло, дуэтом, в хоре с аккомпанементом и без музыкального сопровождения:

     - эмоционально выразительно декламируют стихи, чётко и ритмично произнося слова, не выкрикивая;

     - двигаются по одному, в паре, в хороводе.

                   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- 2Ч.

     Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, гибкостью, подвижностью.

     Педагог творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:

- знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура);

- поддержать стремление детей видеть в окружающ0ем мире красивые предметы и явления;

- расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей;

- помочь детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;

- учить ребёнка передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой).

               

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-РИСОВАНИЕ.

     Дети знают:

1. изобразительные материалы, которые нужны для рисования;

2. отличительные особенности карандаша и фломастера, гуаши и акварели, мелков обыкновенных и восковых;

3. все цвета спектра (цвета радуги), их оттенки, тёплые и холодные цвета.

     Способны:

1. рисовать карандашами, красками, мелками;

2. передавать характерные признаки изображаемых объектов;

3. правильно штриховать и закрашивать изображение красками;

4. рисовать легко без напряжения;

5. вносить в рисунок элементы творчества;

6. анализировать рисунки сверстников по направляющим вопросам педагога.

                                ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ-1Ч.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

                         ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ЛЕПКА.

     Дети знают:

1. материалы, которые используют в лепке;

2. способы украшения изделия из глины, пластилина;

3. как организовать рабочее место.

     

     Способны:

1. передавать характерные особенности предмета, живого объекта;

2. вылепить заданный педагогом или самостоятельно задуманный объект;

3. анализировать результат лепки сверстника по направляющим вопросам воспитателя.

     ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО

                                             ОБРАЗОВАНИЯ:

           ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-АППЛИКАЦИЯ.

     Дети знают:

1. материалы, которые используются для аппликации;

2. приёмы и способы вырезывания;

3. как организовать рабочее место.

     Способны:

1. пользоваться ножницами;

2. работать с природным материалом;

3. анализировать аппликационную работу сверстника по направляющим вопросам педагога;

4. использовать знания, умения, полученные на организационных занятиях, в процессе познавательно-практической деятельности, самостоятельной художественной деятельности..

    4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

                               СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»-2Ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

     Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо.

Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

     - формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей физической культуры;

     - индивидуально- приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств;

     - общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, нравственных эстетических ценностей физической культуры;

     - валеологическое образование детей как важный фактор формирования здорового образа жизни.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ: ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

 Показатели физической подготовленности детей представлены в таблице №1

ТАБЛИЦА №1

   

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ПОКАЗАТЕЛИ

     мальчики

девочки      

Двигательные умения и навыки

1.

Бег (дистанция 30 м, с)

       7,5

    8,0

2.

Прыжки в длину с места, см.

       128

   123

3.

Прыжки в длину с разбега, см.

       200

   185

4.

Метание (теннисный мяч, см):

- правой рукой

-левой рукой

      980

      500  

   570

   380

    Физические качества

1.

Быстрота (бег на 10 м, с)

      2,16

   2,71

2.

Скоростно-силовые качества (бросание

Двумя руками набивного мяча

массой 1 кг.)

      570

   520

3.

Ловкость (челночный бег 8 х 10 м, с)

      11,5

   12,1            

                  ОБЪЕМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ РЕБЁНКА.

     Дети знают:

- основные элементы личной гигиены предметов и действий, связанных с выполнением гигиенических процедур;

- о влиянии физических упражнений на организм человека;

- правила безопасности при выполнении физических упражнений;

- о строении собственного тела, назначение его органов и систем при двигательной активности;

- признаки здоровья, элементарные симптомы плохого самочувствия, правила заботы о своём здоровье;

 - о совершенствовании своего физического состояния.

У детей наблюдается:

- интерес к занятиям физкультурной деятельностью, средствам и методам оздоровления;

- культура движений: ловкость, грациозность, лёгкость, сила, непринуждённость;

- самоконтроль в двигательной деятельности, умение подчинять свои движения основной двигательной задаче

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бажович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М., 1968

2. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе.- М., 1993

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М., 1996.

4. Казанова Т.М. Примерные формы организации предшкольного образования детей.- М., 2006.

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991

6. Мухортова Е.А. скоро в школу!.-М., 1998.

7. Об организации предшкольного образования: справочник руководителя дошкольного учреждения. № 8- М., 2005.

8. Учительская газета, № 52\, 1996.