Рабочая программа занятий группы предшкольной подготовки
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Компоненты специальной готовности шести - семилетних детей рассматриваются как показатели, на которые ориентируются учителя подготовительных классов, которые должны адекватно строить учебно-воспитательный процесс, ориентируясь на стартовые возможности дошкольников.
Программа дошкольного образования разработана на основе комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (подготовительная группа), автор М.А.Васильева.
По некоторым дисциплинам обучения внесен ряд изменений:
Так при изучении природного окружения - расширение и углубление знаний и интереса к физической стороне жизни. Формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы с человеком.
По развитию речи - формируется при пересказе фонетическая правильность речи, перевод прямой речи в косвенную. Умение рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, понимать скрытые мотивы поведения героев.
Составление предложений из отдельных слов. Составление описательных рассказов.
При обучении грамоте дети учатся правильно изменять слова по форме, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, числительные с существительными.
Образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении (беги, ляг).
Печатание букв, слогов, предложений в тетрадях. Составление простых предложений по картинкам и определение количества слов. Чтение небольших слов, слогов.
При формировании элементарных математических представлений производятся деление целого на 2-8 частей. Счет до 10 «глазами», на ощупь, на слух. Обучение разным видам штриховки.
Ознакомление с понятиями «отрезок», «вертикальная и горизонтальная линия», «луч», «углы», «наклонная линия».
О необходимости периода адаптации будущих школьников сейчас много говорят и пишут.
Адаптация детей идет по двум направлениям.
Первое - психологическая адаптация или привыкание, этот процесс происходит неадекватно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей и в этом направлении работа учителей может продолжаться в течение всего года.
Второе - освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для детей это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация отработанной связи с учителем и друзьями.
Современные социокультурные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном и космическом уровнях. Этого можно достичь, если в восприятии ребенка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, путем объединения нескольких предметов, т.е. интеграции. При этом сохраняются самостоятельные программы, цели, задачи каждого предмета.
Цель: межпредметной интеграции- развития у детей широкого восприятия мира. В статье В. Кинеева « Образование для XXI века» (« Учительская газета» 1996 г. № 52) можно прочесть о том, что мы живем в переходную эпоху, когда мир предъявляет кардинально новые требования к образованию, оно призвано носить творческий и новаторский характер.
Основные задачи обучения в классе дошкольной подготовки
- выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в первый класс;
- обеспечение преемственности программ дошкольного и начального общего образования;
- формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
- оказание современной систематической психолого-педагогической помощи детям, в том числе с проблемами в физическом и психологическом развитии;
- воспитание дружеских отношений детей между собой
- организация классного коллектива;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Весь учебный материал производится в виде диалогов, игр, сюжетных уроков, а также через обсуждение и инсценировку художественных произведений, выполнения практических работ в микрогруппах.
В группе дошкольного образования предусматриваются следующие модули образовательных областей, определяющих уровень специальной подготовленности детей:
1. Социально- нравственное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Эстетическое развитие.
4. Физическое развитие и укрепление здоровья.
1. СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ- 2Ч.
Основными задачами дошкольной коррекционной педагогики являются:
- выявление детей с отклонениями в развитии;
- проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития.
Предметное окружение и явления общественной жизни, природное окружение и экологическое воспитание- 2ч.
Программа экологического воспитания направлена на формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети должны иметь представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, экологическом пространстве, свободно ориентироваться в среде, А также основные сведения о своем городе, домашний адрес, виды транспорта, наиболее распространенные профессии, свое ФИО, имена и отчества родителей.
Основными целями являются:
- расширение и углубление знаний и интереса к физической стороне жизни;
- развитие познавательных умений;
- воспитание эмпатии по всему живому;
- воспитание уважительного отношения к любому проявлению жизни;
- формирование представлений о взаимосвязи неживой и живой природы с человеком;
- накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ.
-распознавать объекты живой природы (люди, животные, растения) и неживой природы в окружающем мире;
- перечислить признаки живого (всё живое питается, дышит, растёт и имеет детей);
- называть условия, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло);
- перечислить двух-трех представителей различных классов, животных ближайшего окружения: зверей, птиц, растений, деревьев, кустарников, трав;
- описывать внешний вид, рассказать о том, как они питаются, какие у них дети, как они передвигаются;
- перечислить названия двух-трёх растений и животных поля, сада, огорода;
- перечислить домашних животных и объяснить, какая от них польза;
- назвать в логической последовательности времена года, охарактеризовать их типичные признаки;
- рассказать, как люди помогают животным пережить суровую зиму, о жизни сельскохозяйственных животных зимой.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
- 2Ч.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРОЙ».
- Различение и отчетливое произношение всех звуков родного языка.
- Интонационная выразительность речи (отрабатывать дикцию и умение отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.).
- Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.
- Знакомство с классическими произведениями детской литературы: Пушкина, Пришвина, Бианки, Носова, Толстого, Барто, Маршака, Михалкова и др.
- Знакомство с жанрами художественной литературы: сказка, стихотворение, рассказ.
- Драматизация и инсценировка литературно-художественных и фольклорных произведений.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Дети должны уметь:
-содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты и инсценировать их;
- соблюдать при пересказе фонетическую правильность речи, переводить прямую речь в косвенную;
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично; понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
- уметь внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- уметь рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа, понимать скрытые мотивы, поведения героев;
- знать детских героев;
- заучивать наизусть стихотворения;
- использовать в речи существительные, обозначающие предметы бытового, природоведческого, обществоведческого словаря; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, используя эмоционально- оценочную лексику.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ- 2Ч.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
-знакомство с буквами русского алфавита.
-знакомство с характеристикой гласных и согласных звуков.
-знакомство с фонетическим разбором слова: умение делить на слоги, ставить ударение, определять количество звуков и букв в слове.
-представление о построении схемы простого предложения.
-знакомство с образцами всех печатных и прописных букв. Записывание букв, слогов, слов и предложений по образцу педагога.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ.
К шести-семи годам дети способны:
-различать на слух и в произношении звуки русской речи [с ]- [з ], [с ]- [ц ], [ш ]- [ж ], [ч ]- [щ ], [с ]- [ ш], [з ]- [ ж], [ц ]- [ч ], [л ]- [ р], [т, ]- [ ц,], [д, ]- [дз, ].
-находить место звуков в слове (начало, середина, конец);
-различать понятия «звук», «слово», «предложение»;
- употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы);
-правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, числительные с существительными и т.д.;
-образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-образовывать трудные формы глагола в повелительном наклонении (беги, ляг).
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ-2Ч.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«МАТЕМАТИКА»
Программа математического развития направлена на формирование у ребёнка представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики.
Необходимо решить следующие задачи:
- развитие логического мышления;
- формирование математических знаний и интереса к математическому осмыслению окружающего мира;
Освоение математических знаний, представлений, умений и навыков происходит в разных видах детской деятельности. Детей учат сравнению множеств практическим путём/наложением, приложением,графически/и опосредствованно через число; закрепляют знания о цифрах, знакомят с элементами знаковой системы, формируют представления о числе как о показателе результата измерения. Углубляют и расширяют знания детей о геометрических фигурах и форме предметов; совершенствуют способности детей ориентироваться в пространстве и времени.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕТЕЙ:
- классифицировать предметы по признакам;
- считать до 10 количественным порядковым способом с помощью различных анализаторов: «глазами», на ощупь, на слух, знать правила счета;
-делить целое на 2-8 частей; понимать, что часть меньше целого, а целое - больше части;
- с помощью условной мерки определять количество жидких и сыпучих тел;
- раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания их длин, толщины, высоты, величины;
- знать геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, шар, цилиндр;
- определять пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.)
- определять последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД- 2Ч.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
-подготовка рабочего места;
Должны уметь:
- торцевать;
- прищипывать;
- резать ножницами;
- сшивать нитками;
Иметь представление:
- о поделках из природного материала;
- уметь самостоятельно изготовить поделку, используя природные материалы.
3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ-2Ч.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное образование- это организационный педагогический процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями, воспитание интереса к музыкальному, театральному искусству и видам музыкальной, театральной деятельности, развитие культуры, музыкально- эстетического вкуса, психических качеств, формирование творческой индивидуализации.
На музыкальных занятиях детей привлекают к участию в исполнительстве, творчестве. В результате они приобретают навыки внимательного слушания музыки, хорового и сольного пения, исполнения танцев и хороводов. Дошкольники знакомятся с композиторами и их творчеством, с разнообразными жанрами музыки.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
ПОКАЗАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
Дети знают:
1. правила культуры поведения в процессе музыкального восприятия;
2. песни, музыкально-ритмические движения, танцы;
3. фамилию, имя, отчество знаменитых композиторов, названия музыкальных произведений и основных музыкальных инструментов.
Проявляют:
1. эмоционально- эстетическое отношение к прослушанному и исполняемому музыкальному произведению;
2. навыки культуры музыкального восприятия, исполнительства, творчества, поведения и общения.
Различают:
1. музыку вокальную, инструментальную;
2. музыкальные жанры (песня, танец, марш);
3. поют соло, дуэтом, в хоре с аккомпанементом и без музыкального сопровождения:
- эмоционально выразительно декламируют стихи, чётко и ритмично произнося слова, не выкрикивая;
- двигаются по одному, в паре, в хороводе.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- 2Ч.
Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, гибкостью, подвижностью.
Педагог творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
- знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура);
- поддержать стремление детей видеть в окружающ0ем мире красивые предметы и явления;
- расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей;
- помочь детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
- учить ребёнка передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-РИСОВАНИЕ.
Дети знают:
1. изобразительные материалы, которые нужны для рисования;
2. отличительные особенности карандаша и фломастера, гуаши и акварели, мелков обыкновенных и восковых;
3. все цвета спектра (цвета радуги), их оттенки, тёплые и холодные цвета.
Способны:
1. рисовать карандашами, красками, мелками;
2. передавать характерные признаки изображаемых объектов;
3. правильно штриховать и закрашивать изображение красками;
4. рисовать легко без напряжения;
5. вносить в рисунок элементы творчества;
6. анализировать рисунки сверстников по направляющим вопросам педагога.
ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ-1Ч.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ЛЕПКА.
Дети знают:
1. материалы, которые используют в лепке;
2. способы украшения изделия из глины, пластилина;
3. как организовать рабочее место.
Способны:
1. передавать характерные особенности предмета, живого объекта;
2. вылепить заданный педагогом или самостоятельно задуманный объект;
3. анализировать результат лепки сверстника по направляющим вопросам воспитателя.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-АППЛИКАЦИЯ.
Дети знают:
1. материалы, которые используются для аппликации;
2. приёмы и способы вырезывания;
3. как организовать рабочее место.
Способны:
1. пользоваться ножницами;
2. работать с природным материалом;
3. анализировать аппликационную работу сверстника по направляющим вопросам педагога;
4. использовать знания, умения, полученные на организационных занятиях, в процессе познавательно-практической деятельности, самостоятельной художественной деятельности..
4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»-2Ч.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо.
Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
- формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей физической культуры;
- индивидуально- приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств;
- общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, нравственных эстетических ценностей физической культуры;
- валеологическое образование детей как важный фактор формирования здорового образа жизни.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Показатели физической подготовленности детей представлены в таблице №1
ТАБЛИЦА №1
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ | ПОКАЗАТЕЛИ | ||
мальчики | девочки | ||
Двигательные умения и навыки | |||
1. | Бег (дистанция 30 м, с) | 7,5 | 8,0 |
2. | Прыжки в длину с места, см. | 128 | 123 |
3. | Прыжки в длину с разбега, см. | 200 | 185 |
4. | Метание (теннисный мяч, см): - правой рукой -левой рукой | 980 500 | 570 380 |
Физические качества | |||
1. | Быстрота (бег на 10 м, с) | 2,16 | 2,71 |
2. | Скоростно-силовые качества (бросание Двумя руками набивного мяча массой 1 кг.) | 570 | 520 |
3. | Ловкость (челночный бег 8 х 10 м, с) | 11,5 | 12,1 |
ОБЪЕМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ РЕБЁНКА.
Дети знают:
- основные элементы личной гигиены предметов и действий, связанных с выполнением гигиенических процедур;
- о влиянии физических упражнений на организм человека;
- правила безопасности при выполнении физических упражнений;
- о строении собственного тела, назначение его органов и систем при двигательной активности;
- признаки здоровья, элементарные симптомы плохого самочувствия, правила заботы о своём здоровье;
- о совершенствовании своего физического состояния.
У детей наблюдается:
- интерес к занятиям физкультурной деятельностью, средствам и методам оздоровления;
- культура движений: ловкость, грациозность, лёгкость, сила, непринуждённость;
- самоконтроль в двигательной деятельности, умение подчинять свои движения основной двигательной задаче
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бажович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М., 1968
2. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе.- М., 1993
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М., 1996.
4. Казанова Т.М. Примерные формы организации предшкольного образования детей.- М., 2006.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991
6. Мухортова Е.А. скоро в школу!.-М., 1998.
7. Об организации предшкольного образования: справочник руководителя дошкольного учреждения. № 8- М., 2005.
8. Учительская газета, № 52\, 1996.