Исследовательская деятельность
(ссылка активна)
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.H. Толстой.
Ни для кого не секрет, что современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пересыщенные потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми.
Моя основная задача как педагога не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
Тем более что современное производство предъявляет четкие и однозначные требования к каждой профессиональной функции.
Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность во многом зависит от способности будущего работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.
Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. И я считаю исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подхода в образовании.
С начала работы в школе одним из основных и интересных аспектов моей работы является организация исследовательской деятельности учащихся.
Лицей эколого-биологический, в котором я работаю, является организатором ежегодной «Областной научно-исследовательской конференции учащихся», которая осуществляет свою, работу в г. Магадане.
Создавать исследовательские работы с моими учениками, я начала с 2004 года, практически в первый год работы после окончания обучения в университете. И в течение 13 лет достигли хороших результатов. Перед областной конференцией, в нашем лицее проходит «Научно-исследовательская конференция учащихся лицея эколого-биологического». Это своего рода «проба пера» моих учеников, перед основным выступлением на областной конференции. Также мои ученики принимали участие в конференции «XV Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского г. Москва» Результаты участия исследовательских конференциях учеников представлены в таблице №1.
Фамилия, имя учащегося | Тема научной работы (доклада) | Результат |
2004-2005 учебный год | ||
XII городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Лисуненко Альбина | Микроэлементный статус жителей города Магадана (Работа рекомендована к участию в Межвузовской конференции студенческой и учащейся молодежи г. Магадана, май 2005 г. | ДИПЛОМ |
VI Межвузовская научно-практическая конференции студенческой и учащейся молодежи | ||
Лисуненко Альбина | Микроэлементный статус жителей города Магадана. Возрастные изменения | ДИПЛОМ |
2005-2006 учебный год | ||
XII городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Степанюк Антон | Биологические основы нейролингвистического программирования | Диплом за участие |
Нечаева Наталья | Развитие и профилактика хламидийной инфекции у беременных женщин г. Магадана | Диплом за участие |
Красильщикова Елена Шевченко Анжелла | Диагностика и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД жителей г. Магадана. | Диплом за участие |
VII Межвузовская научно-практическая конференции студенческой и учащейся молодежи | ||
Степанюк Антон | Биологические основы нейролингвистического программирования | Диплом за участие |
2006-2007 учебный год | ||
XIII городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Степанюк Антон | Исследование влияния осознанных снов на психологическое и эмоциональное состояние человека | ДИПЛОМ |
2007-2008 учебный год | ||
XV Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского г. Москва | ||
Степанюк Антон | Исследование влияния осознанных снов на психологическое и эмоциональное состояние человека | Диплом в номинации за попытку понять неосознаваемое |
2009-2010 учебный год XVIII научная конференция учащихся МОУ «Лицей ЭБ» | ||
Кливцова Виктория | Грамота в номинации «За практическую направленность проекта» | |
XVII городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Зубанева Ольга | Анализ качественного состава жевательных резинок и их влияние на организм человека | ДИПЛОМ |
Кливцова Виктория | ДИПЛОМ |
Фамилия, имя учащегося | Тема научной работы (доклада) | Результат |
2010-2011 учебный год IXI научная конференция учащихся МБОУ «Лицей ЭБ» | ||
Нальгиева Фатима 5 класс | Применение сока алоэ при укоренении растений и выявление его лечебных свойств | ДИПЛОМ |
Учуева Александра | Эпизоотическая оценка основных рыбохозяйственных водоемов Магаданской области | ДИПЛОМ |
2010-2011 учебный год XVIII городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Учуева Александра 7 класс | Эпизоотическая оценка основных рыбохозяйственных водоемов Магаданской области | Диплом за участие |
2013-2014 учебный год XXII научная конференция учащихся МАОУ «Лицей ЭБ». | ||
Горожанкина Александра, 5 класс |
| Диплом за участие |
Андриенко Анастасия 5 класс | ДИПЛОМ | |
Нальгиева Фатима 8 класс | Микробиологический анализ загрязнённости воздуха школьных помещений | ДИПЛОМ |
2013-2014 учебный год XXI городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Нальгиева Фатима 8класс | Микробиологический анализ загрязнённости воздуха школьных помещений | Диплом лауреата в номинации |
2014-2015 учебный год XXIII научная конференция учащихся МАОУ «Лицей ЭБ». | ||
Лукашук Дарья 1 класс | Диплом за участие | |
Неклеса Алена 6 класс | ДИПЛОМ | |
Барбашев Максим 9 класс | Диплом лауреата в номинации | |
2014-2015 учебный год XXII городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Барбашев Максим 9 класс | Диплом за участие | |
2015-2016 учебный год XXIV научная конференция учащихся МАОУ «Лицей ЭБ». | ||
Лукашук Дарья 2 класс | ДИПЛОМ | |
Кузнецова Алена 5 класс | Диплом за участие | |
Галанина Элла 9 класс | Влияние тренировочных нагрузок по пауэрлифтингу на женский организм | ДИПЛОМ |
2015-2016 учебный год XXIII городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||
Галанина Элла 9 класс | Влияние тренировочных нагрузок по пауэрлифтингу на женский организм | Диплом лауреата в номинации |
Фамилия, имя учащегося | Тема научной работы (доклада) | Результат | ||
КОНКУРС-ВЫСТАВКА научных работ школьников Магаданской области «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ» в рамках VI межрегиональной конференции молодых ученых «НАУЧНАЯ МОЛОДЕЖЬ – СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ» | ||||
Лукашук Дарья 2 класс | Диплом за активное участие | |||
Неклеса Алена 7 класс | Диплом за активное участие | |||
2016-2017 учебный год XXV научная конференция учащихся МАОУ «Лицей ЭБ». | ||||
Лукашук Дарья 3 класс | Диплом за участие | |||
Налобина Юлия 10 класс | Биохимическое исследование процесса утомления и его влияние на здоровье человека | ДИПЛОМ | ||
2016-2017 учебный год XXIV городская научная конференция учащихся г. Магадана | ||||
Налобина Юлия 10 класс | Биохимическое исследование процесса утомления и его влияние на здоровье человека | Диплом в номинации |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2otchet_o_ob_organizatsii_issled._deyat-ti.docx | 235.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет.
Тема: Выявление и обучение учающихся для организации исследовательской деятельности.
Большое значение при организации образовательного пространства я отвожу проектной деятельности учащихся. В этой части мне бы хотелось отразить теоретические аспекты исследовательской деятельности.
- Исследовательская деятельность учащихся.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельностью учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
- Учебное исследование.
Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение, объективно нового результата. Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
- Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности.
В типичной образовательной ситуации, которая определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знаний, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями; нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной действительности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая - «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
- Представление исследований.
Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следователь его требованиям.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Выявление способных обучающихся для исследовательской деятельности.
Цикл разработки и реализации методической карты по организации исследовательской работы
Выберите, пожалуйста, тему учебного курса в наиболее близкой Вам области и спланируйте главные акценты для работ разной направленности. Заполните пример учебно-тематического плана для курса, использующего исследовательскую деятельность:
1. Пояснительная записка.
- Цели, учебные и воспитательные задачи курса
- Ожидаемые результаты
- Критерии оценки результатов
- Предметная область
- Возраст учащихся
- Количество учащихся в группе (направлении)
- Как работа включена в сетку часов учебного плана
- Место выполнения работы
- Сроки выполнения работы
- Необходимое обеспечение работы
- Профессия, квалификация и опыт руководителя
- Какие внешние организации и специалистов планируется привлечь?
- Основополагающий вопрос (проблема) исследований
- Возможные темы исследовательских работ (групповых, индивидуальных), гипотезы работ
- Результаты и формы их представления
2. Теоретические знания, которые могут использоваться для работы в данной области:
Предметы школьной программы | Тема | Методическое обеспечение (учебник глава, параграф) |
3. Разработка дополнительных теоретических и практических тем, необходимых для выполнения работы в заданной области.
Учебно-тематический план:
Теоретический курс | |||||
№ | Тема | Задачи | Количество часов | Методическое обеспечение | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Практические занятия | |||||
№ | Тема | Задачи | Количество часов | Методическое обеспечение | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
4.*Разработка индивидуального плана выполнения исследовательской работы учащегося.
№ | Этапы работы | Формы работы | Количество часов |
1 | Обсуждение целей и задач исследования | ||
2 | Подбор необходимой литературы | ||
3 | Формирование обзора литературы по проблеме исследования | ||
**4 | Промежуточный отчет о работе | ||
5 | Выполнение собственных исследований | ||
6 | Обработка результатов и их обсуждение | ||
7 | Презентация работы | ||
Итого |
* -Календарный план формируется исходя из объема предполагаемой работы и сроков, отведенных на ее выполнение.
** -Промежуточный отчет целесообразно проводить при выполнении работы, рассчитанной на длительный временной период (несколько месяцев, учебный год).
Индивидуальная исследовательская работа может начинаться после ознакомления учащихся с теоретическими и практическими курсами учебно-тематического плана (п.2) или выполняться параллельно с ними. В последнем случае требуется дополнительное согласование этапов коллективной и индивидуальной работы.
Этапы работы над проектом
Название этапа | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем, получают необходимую информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование |
| Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения, утверждает план. |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения. Проведение необходимых расчетов. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, консультирует, проверяет расчеты, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Результаты и/или выводы | Анализ информации. Формулирование выводов. Подготовка отчета (бизнес-плана), презентации бизнес-плана | Анализируют информацию. Формулируют выводы. Готовят отчет и презентацию работы. | Наблюдает, советует, консультирует. |
Представление работы | Форма представления результатов: отчет (бизнес-план, документ word) и презентация бизнес-плана. | Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса. |
Оценка результатов | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. |
Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.
Вначале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.
Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1) Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Консультант(ы) проекта.
4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский , творческий, практико-ориентированный, ролевой).
9) Заказчик проекта.
10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13) Необходимое оборудование.
14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
15) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Алгоритм построения индивидуального образовательного плана
(в помощь ученику).
- Сформулируй свою образовательную цель.
Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть конкретной, т.е :
- на определенный срок;
- по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;
- на выбор способов получаемого образования после школы.
- Определи задачи - пути достижения цели (план твоих действий). Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:
- на определенный срок;
- по конкретным видам деятельности;
- по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал. Предложи свои. Ты должен:
- знать чему и каким образом тебя обучают на уроках;
- уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;
- уметь определить формы самообразования.
Какие формы и методы контроля предпочтительнее для тебя?
- Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;
- каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;
- каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Познакомься с учебным планом на этот учебный год, спланируй свою учебную деятельность, используй для этого ресурсы школы и города.
- Проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.
Шаг 4. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя заполняют ИОП.
Шаг 5. Учитель анализирует заполнение учащимися ИОП. Результат может быть сведен в виде следующей таблицы.
Профессиональные предпочтения | Умение ставить цель | Умение ставить задачи | Умение определять формы и методы обучения | Умения определять формы и методы контроля | Умение планировать свою деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города | Предложения по внесению изменений в процесс обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Индивидуальный образовательный маршрут
Неклеса Алёна, ученица 7А класса, МАОУ «Лицей (эколого-биологический)»
- Инвариантная часть
Инвариантная часть (обязательные предметы) | ||||||||||
Русский язык | Литература | Математика | История | Общество | География | Физика | Биология | Английский язык | Физическая культура | |
объём (количество часов в неделю) | 5 | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
уровень (базовый, повышенный, др.) | Базовый | |||||||||
форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.) | Традиционная | |||||||||
форма отчёта (тестовая / творческая / исследовательская и т.п. экзамен) | Сочинение | исследовательская | ||||||||
сроки предъявления образовательного продукта | 2014/2015г |
2. Вариативная часть (элективные курсы, кружки и т.п.)
Вариативная часть (элективные курсы, кружки, секции, курсы и т.п.) | ||||||
Факультатив «Здоровый Образ Жизни», в 5 классе | Факультатив «Вещества в вашем доме», в 5,6 классах | Факультатив «Растения Магаданской области», в 6 классе | Факультатив «Живой организм», в 6 классе | НОУ, в 5,6,7 классах | Факультатив «Введение в химию», в 7 классе | |
объём (количество часов в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
уровень (базовый, повышенный, др.) | базовый | базовый | базовый | базовый | повышенный | базовый |
форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.) | традиционная | традиционная | традиционная | традиционная | очная | традиционная |
форма отчёта (тестовая / творческая / исследовательская и т.п. экзамен) | творческая | творческая | творческая | творческая | исследовательская | творческая |
сроки предъявления образовательного продукта | 2013/2014 учебный год | 2013/2014 2014/2015 учебный год | 2014/2015 учебный год | 2014/2015 учебный год | 2014/ 2015 учебный год | 2015/2016 учебный год |
3.Формы работы.
(заполняется учеником).
деятельность | срок | Форма представления результата |
Самообразование (работа с учебной литературой) | 2013/2014 учебный год | |
Самообразование (работа с дополнительной литературой) | 2014/2015 учебный год | |
Посещение НОУ | С 2013 учебного года | Исследовательская работа |
Олимпиады | «Русский медвежонок» «КИТ» «Бульдог» «Кенгуру» Всероссийские олимпиады интернет-ресурса «ФАРОСТА», «ОЛИМПУС» | Дипломы |
Конкурсы | «Письмо солдату» Конкурс сочинений «Мое любимое художественное произведение» | Грамота |
Конференции | МАОУ «Лицей эколого-биологический» XXIII школьная научная конференция учащихся | ДИПЛОМ |
4. Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика по предмету биология
5. Расписание на месяц.
Время | Деятельность |
Январь , 2015 | |
Понедельник -Пятгица. | Обязательное посещение уроков. |
Вторник | Элективы 14.00.15.00. |
Среда | Самообразование (работа с учебной литературой) |
27.01.15 | Выступление на конференции |
6. Портфолио (заполняется учеником).
КАРТА ТВОРЧЕСКОГО РОСТА
Неклеса Алены ученицы 7Б класса,
МАОУ «Лицей (эколого-биологический)»
НАПРАВЛЕНИЕ | 2013/ 2014 учебный год | 2014/2015 учебный год | 2015/2016 учебный год | |||
Отметка об участии | Результат | Отметка об участии | Результат | Отметка об участии | Результат | |
1. Школьные олимпиады по | Участие в школьной олимпиаде по Биологии Литературе Математике | 2 место 1 место 1 место | ||||
2. Районные олимпиады по | Участие в районной олимпиаде по Литературе Математике | |||||
3.Районные исследовательские конференции | Участие в XXIII школьной научной конференции учащихся МАОУ «Лицей ЭБ» | ДИПЛОМ | ||||
4.Всероссийские олимпиады, конкурсы, викторины | Участие в «Кенгуру» «КИТ» «Русский медвежонок» «Бульдог» Интернет-портал «ФАРОСТА» Литература Биология | Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом | Участие в «Кенгуру» «Русский медвежонок» «Бульдог» Интернет-портал «ФАРОСТА Литература Биология | Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом |