Презентации учителя к урокам биологии 9 класс
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой
Учебник: Биология 9 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. М. Издательский центр "Вентана-Граф" 2019 год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пищевые (трофические) связи Любая пищевая цепь должна начинаться с растений! Продуцентов органического вещества. Пищевая цепь так же может начинаться с мертвого вещества. Например растительного опада . 07.04.2020
Запишите в тетради примеры пищевых цепей 07.04.2020
На самом деле пищевые связи очень сложные и образую вот такие пищевые сети 07.04.2020
Виды экологических взаимодействий: Нейтральные (00) Взаимно-вредные (--) Вредно-нейтральные (-0) Взаимно-полезные (++) Полезно-нейтральные (+0) Полезно-вредные (+-) 07.04.2020
Самостоятельная работа с учебником Изучить текст стр. 220-222 Заполнить в тетради таблицу. 07.04.2020
Вид взаимоотношений Примеры Хищничество Паразитизм Конкуренция Протокооперация Мутуализм Симбиоз Комменсализм Нейтрализм (сначала подумать самим о таком виде взаимоотношений, затем найти информацию в интернете) 07.04.2020
Нейтрализм (00) Белка и лось 07.04.2020
Взаимно-вредные (--) Внутривидовая конкуренция 07.04.2020
Взаимно-вредные (--) Межвидовая конкуренция 07.04.2020
Вредно-нейтральные (-0) – аменсализм Деревья и светолюбивые травы 07.04.2020
Взаимно-полезные (++) - симбиоз Протокооперация 07.04.2020
Взаимно-полезные (++) Симбиоз 07.04.2020
Полезно-нейтральные (+0) Нахлебничество 07.04.2020
Полезно-нейтральные (+0) - коменсализм Квартиранство 07.04.2020
Полезно-вредные (+-) хищничество 07.04.2020
Полезно-вредные (+-) Животные - паразиты 07.04.2020
Полезно-вредные (+-) Грибы - паразиты 07.04.2020
Биологическая задача 1 Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? 07.04.2020
Подведем итоги В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов. Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме. Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: обеспечению пищей, изменению среды обитания, расселению видов в пространстве. 07.04.2020
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребята, вы уже поняли, что урок на дистанционном обучении очень похож на обычный урок в классе. Поэтому и работаем мы с вами в обычном режиме по плану: Записываем в тетради число и тему урока Просматриваем мою презентацию и делаем записи, выполняем задания И не забываем работать с текстом учебника!
Популяция - это группа особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и населяющих общую территорию ЭТО ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ВИДА!
Характеристика популяций Ваша самостоятельная работа в тетради с текстом учебника. (Помните, если вам уже поднадоела табличка, можно придумать свой вариант выполнения заданий)
Характеристика популяций Параметры характеристики Разъяснения Численность Плотность Рождаемость Смертность Возрастная структура Пространственная структура Этологические особенности
Почему численность хищников меняется с изменением численности жертвы? Могут ли их численности совпадать? Вы не забыли – это задание из ОГЭ!
Факторы регулирующие численность популяции Абиотические факторы Биотические факторы Не зависящие от плотности популяции Зависящие от плотности популяции (Изучить текст на стр. 227)
Пришло время подводить итоги нашего урока Устно ответьте на вопросы стр.228
Домашнее задание 1. § 52 (Внимательно изучаем, по окончании изучения пятой главы, будет онлайн-тестирование) 2. Для сдающих ОГЭ по биологии -выполнение заданий № 17 на сайте: https://bio-oge.sdamgia.ru/test?theme=19
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природное сообщество - биогеоценоз Тема урока: 31.08.20 § 53 Не забываем вести конспект урока используя текст параграфа и слайды учителя!
Биоценоз (Сообщество) Биоценоз - исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой.
Экосистема или биогеоценоз Экосистема или экологическая система ( óikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т. п.), связанными между собой обменом веществ и энергии
Биогеоценоз
Классификация экосистем В основе классификации экосистем заложены виды-средообразователи сообществ и климатические признаки Лес хвойный Лес лиственный Лес дождевой (тропический)
Искусственные экосистемы Агроцено́з (от греч. ἀγρός , читается agros — поле , κοινός , читается koinos — общий) — биогеоценоз, созданный человеком
Экосистемы городов
Экологические ниши Скажем так: местообитания – это «адрес» проживания живого организма, а экологическая ниша – это его «профессия»
Местообитание Экологическая ниша = ? В природе на одной территории обитают сотни популяций разных видов. Благодаря чему они уживаются рядом друг с другом?
Пасущиеся в африканских саваннах копытные по ‑ разному используют пастбищный корм: зебры обрывают в основном верхушки трав, антилопы гну кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений, газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топи довольствуются высокими сухими стеблями, оставшимися после других травоядных
Стрижи преследуют насекомых в воздухе Пеночка – теньковка охотится в кронах, перелетая с ветки на ветку Серая мухоловка подстерегает насекомых, сидя на ветке Большой пестрый дятел долбит древесину и поедает насекомых - древоточцев Пищуха находит насекомых в трещинах коры Крапивник обшаривает кусты и подрост Певчий дрозд роется в лесной подстилке Птицы леса
Морфологическая структура сообщества
Видовая структура сообщества Видовое разнообразие – признак экологического разнообразия: чем больше видов, тем больше экологических ниш, т.е. выше богатство природы
Трофическая структура Пищевые цепи- последовательный ряд питающихся друг за другом организмов
Цепь выедания и цепь разложения .
Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей
Выводы с урока: (Записать самостоятельно)
Домашнее задание § 53 Ответить на вопросы стр. 233 (Устно)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великие открытия в области клеток Фамилия ученого Год открытия Открытие
Роберт Гук (1635 – 1703) А нглийский естествоиспытатель и изобретатель
Антони ван Левенгук (1632-1723) нидерландский натуралист, конструктор микроскопов, основоположник научной микроскопии, исследовавший с помощью своих микроскопов структуру различных форм живой материи
Роберт Броун (Браун) (1773-1858) Б ританский ботаник конца XVIII — первой половины XIX века, морфолог и систематик
Маттиас Якоб Шлейден (1804—1881) Немецкий ботаник
Теодор Шванн (1810-1882) Немецкий цитолог , гистолог и физиолог, автор клеточной теории
Рудольф Вирхов (1821-1902) Немецкий ученый и политический деятель. Врач патологоанатом, гистолог, физиолог.
Запишите основные положения клеточной теории 1)
Илья Ильич Мечников (1845-1916) Русский микробиолог, иммунолог
Сергей Гаврилович Навашин (1857-1930) Российский цитолог и эмбриолог
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С момента появления первого живого существа — около 3,7 миллиарда лет назад (а по некоторым данным — 4,1 млрд лет назад)
Химический состав клетки
Выполните в тетради работу отражающую химический состав клетки и значении этих веществ для клетки.
Принцип комплементарности
Домашнее задание § 6 По принципу комплементарности построить вторую цепь ДНК I цепь ДНК ТАГЦЦТТАГ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Плазматическая мембрана
Ядро
Цитоплазма
Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
Комплекс Гольджи
Лизосомы
Митохондрия
Пластиды
Рибосомы
Цитоскелет
Органоиды движения
Заполните таблицу «Строение клетки» Название органоида клетки Рисунок Функция
Домашнее задание § 7-8 Закончить таблицу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие признаки животных
1. Гетеротрофы. Питаются готовым органическим веществом
2. Активное передвижение
Таксисы – направленные движения «+» к источнику пищи, свету, «-» от источника раздражения
3. Ограниченный рост
4. Особенности строения клетки животных
5. Большинство животных имеют системы органов Нервную Пищеварительную Выделительную Кровеносную Дыхательную Опорно-двигательную Половую Эндокринную
6. Животные имеют чёткую симметрию тела
7. Способны переносить неблагоприятные условия
8. Сложное поведение Этология – наука о поведении животных
9. Забота о потомстве
10. Сооружение построек
Задание формата ОГЭ В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт ? Ответ: Раздражимость
Задание формата ОГЭ Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние ? Ответ: Спячка
Примечание Глубина оцепенения напрямую зависит от концентрации остаточной жидкости, а спячке предшествует процесс накопления жировой ткани. Время нахождения организма в одном из состояний и условия для его поддержания подразделяют на следующие стадии: Это анабиоз , что был вызван глубоким обезвоживанием (в исключительных случаях 100%), может продолжаться десятки, сотни, а иногда и тысячи лет. Диапауза - это частичное обезвоживание организма, в котором он может пребывать не столь длительный срок, как при анабиозе. Оцепенение. Перед наступлением данного состояния организмы накапливают жидкость, не способную замерзнуть. В среднем оцепенение может длиться год или немногим больше. Спячка. В качестве подготовки к спячке животные организмы накапливают жировые отложения, которые обеспечивают выживание. В таком состоянии они могут пребывать несколько месяцев, в редких случаях - год.
Задание формата ОГЭ Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке ? Ответ: размножение
Задание формата ОГЭ Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов ? Ответ: приспособленность или адаптация
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы. Ответ: самовоспроизведение или размножение
Домашнее задание § 19 Записи в тетрадях
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравнение свойств организма человека и животных Тема урока:
Нервная система
Скелет
Система органов кровообращения
Эндокринная система
Система органов размножения
Так чем же мы отличаемся от животных??? Самостоятельная работа с текстом стр.91 Отличие человека от животных
Домашнее задание
На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.
Пояснение. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
Какое из свойств органа зрения проверяется с помощью представленной таблицы? 1) адаптация 2) цветовое восприятие 3) бинокулярность 4) острота
Домашнее задание § 21 Подготовиться к проверочной работе по теме «Человек»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Живой организм – элементарная структурная единица жизни
Докажите, что живые организмы являются открытыми биологическими системами
Примитивные организмы
Бактерии
Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет. Термин «бактерия» происходит от греческого слова « bacterion » - палочка.
Строение бактериальной клетки
Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; Микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.
Самостоятельная работа с учебником Зарисуйте и подпишите различные формы бактериальных клеток .
ГРУППЫ НАСТОЯЩИХ БАКТЕРИЙ кокки (шаровидные) - одиночные диплококки (собраны по два) стрептококки ( в виде цепочки)
стафилококки (в виде виноградной грозди) бациллы (палочковидные)
извитые - вибрионы (в виде запятой) спириллы (один или несколько правильных завитков)
Где живут бактерии? Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.
СОЖИТЕЛИ В ОРГАНИЗМЕ В ротовой полости – основная масса бактерий в зубном налете (в 1г – примерно 250млн.) Это стрептококки, лактобациллы, коринебактерии, актиномицеты и др.
В пищеварительном тракте (толстый кишечник) – симбиотические бактерии – бифидобактерии, лактобактерии и др . НОРМАЛЬНЫЕ СОЖИТЕЛИ В ОРГАНИЗМЕ В тонком кишечнике бактерий мало, так как их убивает соляная кислота желудка
Возбудители кишечных заболеваний Дизентерийная палочка Возбудитель брюшного тифа Возбудитель сальмонеллеза Холерный вибрион
Возбудители заболеваний дыхательных путей Дифтерийная палочка Пневмококки Палочка Коха
Возбудители особо опасных инфекций Возбудители чумы Возбудители проказы возбудители язвы Костюм врача, который носили во время вспышки чумы в Марселе в 1720 г.
Борьба с патогенными бактериями Соблюдение правил личной гигиены Прививки и вакцины Ультрафиолетовый свет и ионизирующая радиация Антибиотики и другие лекарственные препараты Вещества-окислители (йод, хлор, перекись водорода) Термическая обработка (пастеризация, кипячение, стерилизация)
РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.
Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что например простудное заболевание развивается меньше чем за день.
Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений
Почвенные бактерии
Бактерии разложения и гниения
Самостоятельная работа с учебником Отобразите (схемой, таблицей или др.) значение бактерий в природе и жизни человека
Вирусы
Ивановский Дмитрий Иосифович (1864 - 1920), российский физиолог растений и микробиолог. Исследуя заболевания табака, впервые (1892) открыл возбудителя табачной мозаики, названного впоследствии вирусом.
Вирус табачной мозаики
Происхождение вирусов По этому вопросу были выдвинуты три основные гипотезы. Вирусы являются потомками бактерий или других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную эволюцию. Вирусы являются потомками древних, доклеточных, форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования. Вирусы являются остатки клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранившим зависимость от клеток.
Разнообразие форм и размеров вирусов
Сравнительные размеры вирусов
ВИЧ
Бактериофаг
Заражение бактерии бактериофагом
Роль вирусов Негативная роль : Вызывают заболевания растений, животных и человека. Используются как биологическое оружие. Позитивная роль Регулируют численность живых организмов в биосфере. Являются объектом нано – биотехнологий.
Основными путями передачи вирусной инфекции являются: Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.) Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.). Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, свинки, ветряной оспы и др.
Меры профилактики Соблюдение здорового образа жизни. Меры по повышению иммунитета. Повышение санитарной культуры населения. Своевременное выявление и лечение больных. Ношение марлевых повязок при контакте с больными. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Вакцинация населения
Игры без правил или плохие новости в упаковке из белка
Самостоятельна работа с текстом учебника Выписать названия бактериальных и вирусных заболеваний человека
Домашнее задание § 14,15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составить схему «Многообразие растений»
Составить схему «Многообразие растений»
Работа с гербарием Изучить гербарные растения. Распределить названия растений по отделам схемы «Многообразие растений»
Домашнее задание § 16,17 (Подготовиться к проверочной работе по теме « Царство Растения»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Размножение Свойство, присущее всем живым организмам, воспроизводить себе подобных 25.11.2019
Типы размножения Бесполое Половое 25.11.2019
Характеристика бесполого размножения Участвует одна родительская особь; Дети являются точной генетической копией родителей; Основной способ деления – митоз. 25.11.2019
Заполните таблицу: Бесполое размножение Способ размножения Особенность размножения Примеры организмов 25.11.2019
Бинарное деление – деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки
Множественное деление , или шизогония . Материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток (малярийный плазмодий)
Споруляци я - размножение посредством спор – специализированных клеток грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами. (Хламидомонада)
Почкование - на материнской особи происходит образование выроста – почки, из которого развивается новая особь (дрожжи, гидра)
Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. У растений (спирогира) и у животных (кольчатые черви). В основе фрагментации лежит свойство регенерации.
Вегетативное размножение . Характерно для многих групп растений. При вегетативном размножении новая особь развивается либо из материнской, либо из особых структур (луковица, клубень), специально предназначенных для вегетативного размножения.
25.11.2019
По лиэмбриония - размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцевые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.
Сиамские близнецы
Клонирование искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается. Клон – генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения
Характеристика полового размножения Отличается наличием полового процесса Происходит при участии гаплоидных половых клеток - гамет Гаметы формируются в специальных органах мужских и женских особей Происходит объединение генетического материала родительских особей, результате чего увеличивается генетическое разнообразие потомства и его жизнестойкость
Органы размножения Гаметангии – водоросли, грибы Растения Животные Антеридии Архегонии Половые железы Семенники Яичники
Биологические виды в зависимости от производимых клеток Раздельнополые самки, самцы Обоеполые гермафродиты
Половые клетки человека акросома Ширина сперматозоида человека около 0,005 мм, длина 0,06-0,07 мм, а масса 0,000000005 г. В 1 см3 спермы содержится от 20 до 60 миллионов сперматозоидов.
Половые клетки человека
Половые клетки птиц
Чередование поколений Изучить по
Партеногенез
Домашнее задание §22 Записи в тетради
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответ: 35124 Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) класс Земноводные 2) тип Хордовые 3) род Жабы 4) царство Животные 5) отряд Бесхвостые
Образование половых клеток. Мейоз Тема урока:
Мейоз ( греч. « мейозис » – уменьшение)- такое деление клетки, при котором из одной материнской клетки с диплоидным набором (2 n ) хромосом образуется 4 клетки с гаплоидным ( n) набором хромосом.
Клетки организма Соматические Клетки тела животных и растений с диплоидным набором хромосом ( 2n). В соматических клетках все хромосомы парные: Парные хромосомы сходные: размерами, формой, набором генов(строением) называются гомологичными. Половые Одинарный (гаплоидный) набор хромосом ( n) . В основе образования половых клеток лежит мейоз. При образовании половых клеток из пары гомологичных хромосом попадает только одна: М Ж 2 n n
Клетки организма Соматические В гомологичных хромосомах, гены отвечающие за один и тот же признак находятся в одном и том же месте – локусе. Такие гены называются аллельными. У человека в соматических клетках 2 n = 46 ; Половые У человека в половых клетках n = 23 ; Происходит редукция (уменьшение) хромосом по сравнению с соматическими.
Мейоз Интерфаза Мейоз I Профаза I Метафаза I Анафаза I Телофаза I Мейоз II Профаза II Метафаза II Анафаза II Телофаза II
Значение мейоза 1) Образуется 4 разнокачественные гаплоидные клетки ( nc ) ; 2) Поддержание постоянного числа хромосом из поколения в поколение; 3) Один из механизмов изменчивости в результате: Перекомбинации генов в профазе I входе конъюгации и кроссинговера; Независимого расхождения хромосом.
Записать в тетради определение следующим терминам: Диплоидный набор хромосом – Гаплоидный набор хромосом – Кроссинговер -
Сравнительная характеристика митоза и мейоза Сравнение Митоз Мейоз Сходство Различия
Домашнее задание § 24 Закончить таблицу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первые представления о наследственности Одома́шнивание или доместика́ция ( от лат. domesticus — «домашний» ) — процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.
Этапы изучения наследственности у организмов
Найти и записать информацию об основных открытиях способствующих развитию науки о наследственности К.М. Бэр – 1828 г Т.Шванн и М.Шлейден – 1839 г Ф.Мишер – 1868 г И.Д. Чистяков, В.Флеминг – 1882 г В.Флеминг , Э.Страсбургер – 1888 г
Грегор Иоганн Мендель (1822-1884) 1865 г – открытие Менделем факторов наследственности и разработка гибридологического метода, т.е. правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства. Официальной датой рождения генетики как науки считают 1900 год, в который независимо друг от друга ученые из Германии, Голландии и Австрии " переоткрыли " законы Менделя.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение Наследование признаков обусловлено процессом размножения
Ген как носитель наследственной информации.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр.111
Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства
Причины изменчивости?
Домашнее задание § 25-26
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закономерности изменчивости Тема урока:
Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства
Причины изменчивости? Наследственная изменчивость (генотипическая) Ненаследственная изменчивость (фенотипическая)
Задание формата ОГЭ Рассмотрите фотографии собаки породы такса. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш А Б В Г Д
А. Окрас
Б. Форма головы В. Форма ушей
Г. Положение шеи Д. Форма хвоста
Ответ: 11431 Пояснение . Окрас собаки — однотонный, форма головы — клинообразная, форма ушей — висящие, положение шеи — высокое, форма хвоста — саблевидная
Типы наследственной изменчивости Комбинативная изменчивость Кроссинговер Независимое расхождение хромосом Мутационная изменчивость Генные мутации Хромосомные мутации Геномные мутации
Прогерия – генная мутация
Синдром «Кошачьего крика» - хромосомная мутация Строение гортани изменяется у всех больных, а значит «кошачий крик» характерен всем без исключения. У большей части страдающих этим синдромом отмечается изменение строения черепа: уменьшение мозгового отдела, лунообразная форма лица. Ушные раковины при синдроме «кошачьего крика» обычно расположены низко. Иногда у больных отмечаются врожденные патологии сердца или других органов. Характерным признаком также становится умственная отсталость. ( Делеция по короткому плечу 5 хромосомы)
Синдром Дауна – геномная мутация Синдром Дауна – это генетическая аномалия, которая объясняется утроением 21-ой хромосомы . Синдром Дауна - достаточно часто встречающаяся патология, она наблюдается у одного ребенка среди 700-800 родившихся Американский актёр Крис Берк с синдромом Дауна
Цитоплазматическая наследственность
Вопросы стр. 116
Домашнее задание § 27
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модификационная изменчивость Или фенотипическая изменчивость. Она не связана с изменениями генотипа, но определяется им.
Статистические закономерности модификационной изменчивости . Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей ( n ). Степень выраженности изучаемого признака у членов выборочной совокупности различна. Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v . При изучении изменчивости признака в выборочной совокупности составляется вариационный ряд , в котором особи располагаются по возрастанию показателя изучаемого признака.
Модификационная изменчивость На основании вариационного ряда строится вариационная кривая — графическое отображение частоты встречаемости каждой варианты Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p . Например, если взять 100 колосьев пшеницы ( n ) и подсчитать число колосков в колосе, то это количество будет от 14 до 20 — это численное значение вариант ( v ). Вариационный ряд: v = 14 15 16 17 18 19 20 Частота встречаемости каждой варианты p = 2 7 22 32 24 8 5 Среднее значение признака встречается чаще, а вариации, значительно отличающиеся от него, — значительно реже. Это называется нормальным распределением . Кривая на графике бывает, как правило, симметричной. Вариации, как большие, чем средние, так и меньшие, встречаются одинаково часто.
Составить вариационный ряд класса по признаку роста учащихся
Составить вариационную кривую по цвету волос учащихся
Норма реакции – это пределы изменчивости признака, которые обусловлены данным генотипом.
Задание формата ОГЭ Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца . Признак Диапазон А) Строение глаза насекомого 1) узкая норма реакции Б) Удойность коровы 2) широкая норма реакции В) Урожайность пшеницы Г) Масса тела человека Д) Количество пальцев на руках
Ответ: 12221
Выводы: Модификационные изменения не передаются по наследству . Модификационные изменения зависят от условий окружающей среды . Модификационные изменения возможны только в пределах нормы реакции.
Онтогенетическая изменчивость
Домашнее задание § 28 Записи в тетради! Подготовиться к Лабораторной работе.
Лабораторная работа №4 Изучение изменчивости у организмов ( см.распечатку )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, закономерностях исторического развития живой природы.
Карл Линней (1708-1778) Шведский натуралист, врач. Основоположник систематики. Верил в Божественный замысел всего живого.
Жан-Батист Ламарк (1744 – 1829) Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк французский учёный-естествоиспытатель, создатель первой целостной эволюционной теории эволюции живого мира (Ламаркизм).
Чарльз Дарвин (1809 – 1882) Чарлз Роберт Дарвин— английский натуралист и путешественник. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.
Чарлз Дарвин (1809-1882) Отец Ч. Дарвина Роберт Уоринг Дарвин Мать Ч. Дарвина Сусанна Дарвин Дом в Шрусбери (Англия), где родился Ч. Дарвин
Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина Открытия в биологии клеточное строение организмов – Р.Гук, А.Левенгук сходство зародышей животных – К. Бэр открытия в области сравнительной анатомии и палеонтологиии – Ж.Кювье Работы геолога Ч.Лайеля об эволюции поверхности Земли под влиянием естественных причин ( t , ветра, осадков и т.д.) Развитие капитализма, сельского хозяйства, селекции Создание пород животных и сортов растений 1831-1836 - кругосветное путешествие на Бигле
Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» 1831-1836 Дарвин возвращается из кругосветного путешествия убежденным сторонником взглядов об изменяемости видов
Значение искусственного отбора для создания теории Дарвина Искусственный отбор – процесс создания новых пород (сортов) путём систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками Из анализа огромного материала по созданию пород и сортов Дарвин извлек принцип искусственного отбора и на его основе создал свое эволюционное учение
Творческая роль искусственного отбора особи, отобранные человеком для размножения, передадут свои признаки потомкам ( наследственность ) многообразие потомков объясняется разными комбинациями признаков от родителей и мутациями ( наследственная (по Дарвину неопределенная) изменчивость )
Движущие силы эволюции по Дарвину Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор
Естественный отбор – основной направляющий фактор эволюции Адаптация , обеспечивающая выживание и воспроизведение потомства Дивергенция – постепенное расхождение групп особей по отдельным признакам и образование новых видов Результат естественного отбора
Дарвин о борьбе за существование Дарвин прикинул, что потомство даже 1 пары слонов за 750 лет составило бы 19 млн
Формы борьбы за существование - внутривидовая; - межвидовая; - с неблагоприятными условиями неживой природы.
Внутривидовая борьба
Межвидовая борьба Серая крыса Чёрная крыса
Межвидовая борьба Блоха
Борьба с неблагоприятными условиями среды
Естественный отбор – основной направляющий фактор эволюции Адаптация , обеспечивающая выживание и воспроизведение потомства Дивергенция – постепенное расхождение групп особей по отдельным признакам и образование новых видов Результат естественного отбора
Положения теории эволюции Дарвина Организмы изменчивы. Абсолютно одинаковых организмов не существует. Частично, различия между организмами передаются по наследству. Теоретически при благоприятных условиях организмы способны размножаться в геометрической прогрессии. Выживают организмы с полезными свойствами.
Домашнее задание § 34-35
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие движущие силы эволюции выявил Ч. Дарвин? Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Какая «сила», на ваш взгляд, является наиболее важной? Какие «силы» движут эволюционными процессами с современных точек зрения?
Современные представления об эволюции органического мира Тема урока:
Что является элементарной единицей эволюции? Популя́ция (от лат. populatio — население) — группа организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп .
Свойства популяции: Генотип Фенотип Плотность популяции Численность популяции Половая структура Возрастная структура Пространственная структура Этологическая структура
СТЭ – синтетическая теория эволюции
Движущие силы эволюции с точки зрения СТЭ Борьба за существование Естественный отбор Мутации Популяционные волны Изоляции Дрейф генов Запишите пояснения к этим движущим «силам»
Запишите примеры популяций: 1 вариант – Пушкинского сада 2 вариант – Пикшенского озера
Зарисуйте популяцию 1 вариант – животных 2 вариант - растений
Домашнее задание § 36
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучите график зависимости интенсивности размножения популяции микроорганизмов в питательной среде от времени её существования (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см 3 ) Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость? 1) Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днём её существования. 2) Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента. 3) Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см 3 . 4) После 35-го дня численность популяции стабилизируется. 5) Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ. 24
Пояснения 1. Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днём её существования. Судя по возрастанию и убыванию графика в период с 10 по 30 день происходит значительное изменение численности микроорганизмов, следовательно зона оптимума должна быть намного уже. 2. Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента. Если провести от точки максимума на графике прямую перпендикулярно к оси х , то точка пересечения с осью х будет соответствовать 20 дню. 3. Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см 3 . Минимальная точка на графике соответствует 5 особям на 1 см 3 4. После 35-го дня численность популяции стабилизируется. После 35 дня график не меняется, следовательно численность популяции также не изменяется. 5. Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ. Исходя из данного графика невозможно сделать такой вывод.
Изучите график, отражающий динамику численности животных (отложено по оси у ) в разные годы Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость? 1) Максимальная численность зайцев достигается до 1865 года. 2) Численность зайцев изменяется в ответ на смерть хищников от болезней. 3) Максимальная численность рысей достигается в 1905 году. 4) Численность рысей никогда не превышает численность зайцев. 5) В период с 1875 по 1885 наблюдается период, когда численность зайцев и рысей сравнялась. 15
Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов Вид, его критерии и структура. Тема урока:
Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей. Джон Рей (1628 – 1705)
Карл Линней (1707-1778) Создатель единой классификации растительного и животного мира. Внедрил биноминальную номеклатуру
Вид – это совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих сходством морфологических, физиологических признаков, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и занимающих одну область распространения – ареал.
Виды состоят из популяций!
Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид признаки, по которым можно различить особей разных видов. ИЛИ
Морфологический критерий - особенности внешнего строения.
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому). осовидка оса
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).
Физиологический критерий - особенности процессов жизнедеятельности. Главным является способность к размножению.
Физиологический критерий - Не является основным и единственным, так как: Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.
Географический критерий - область распространения (ареал) вида. Ареал сибирской лягушки Ареал травяной лягушки
Географический критерий Не является основным и единственным, так как: В одном ареале могут жить особи разных видов. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха) Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).
Экологический критерий - приспособленность особей вида к определенным условиям существования.
Экологический критерий Не является основным и единственным, так как: Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).
Генетический критерий - определенный набор хромосом. Главным является не количество, а строение и форма хромосом. Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.
Генетический критерий Не является универсальным, так как: Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.
Видообразование. Микроэволюция
Видообразование - это качественный этап эволюционного процесса . Видообразование - процесс возникновения новых видов.
ПЕРВЫЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ Это процесс превращения одного вида в другой, трансформация вида-предка в вид-потомок в течение больших отрезков времени без формирования дочерних видов.
ВТОРОЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ дивергентное видообразование Географическое Экологическое
Географическое видообразование.
Разнообразие дарвиновских вьюрков на Галапагосских островах
РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ Одуванчик лекарственный Одуванчик кок-сагыз
Экологическое видообразование.
I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАСЫ Долгоносик большой сосновый Долгоносик дубовый
Возможен ли быстрый путь образования новых видов?
БЫСТРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОТИПА Гибридизации с последующей полиплоидией. Путем гибридизации терна и алычи с последующей полиплоидией - возникла культурная слива. Плоды сливы Плоды алычи Плоды терна + =
Стерильные гибриды
Биологическая задача В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука, плотва. В соседнем, изолированном от первого озере, - окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма? Ответ: количество видов – 7. Количество популяций – 10.
Биологическая задача В начале сезона было помечено 1000 рыб. В ходе последующего лова в общем вылове из 5 тысяч рыб обнаружилось 350 меченых. Какова была численность популяции рыб перед началом отлова ? Ответ: 5000*1000/350 =14285 рыб
Составить опорную схему «Критерии вида и их характеристика»
Домашнее задание § 37-38
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления эволюции Биологический прогресс. - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. Увеличение численности вида. Расширение ареала. Биологический регресс. Снижение уровня приспособленности к условиям обитания. Уменьшение численности вида. Сокращение ареала.
Алексей Николаевич Северцев (1866 – 1836) Сформулировал идеи о путях достижения биологического прогресса
Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
Пути биологического прогресса
Ароморфоз (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.
Ароморфозы Архейской эры
Крупные Ароморфозы
Идиоадаптация Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.
Разнообразие форм идиоадаптации у насекомоядных
Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни. Дегенерация резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций
Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба. Общая дегенерация
С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты) Аскариды. Пример дегенерации паразитов
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Протей европейский Крот Примеры дегенерации
Характеристика биологического прогресса и биологического регресса
Характеристика биологического прогресса и биологического регресса
§ 40 Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отобразите в тетради эволюцию кровеносной системы животных
Отобразите в тетради эволюцию дыхательной системы животных
Отобразите в тетради эволюционные преобразования органов растений
Домашнее задание § 41
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приматы один из наиболее прогрессивных отрядов плацентарных млекопитающих, включающий, в том числе, обезьян и человека. Отряд насчитывает более 400 видов
Дриопитеки Произошли около 30 миллионов лет назад. Подобно другим гоминидам, у них был довольно крупный головой мозг, а длинные и подвижные кисти рук были прекрасно приспособлены для висения и раскачивания на ветвях. Внешне эти обезьяны напоминали шимпанзе, но из руки были пропорционально короче (лишь немного длиннее ног). Они дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.
Австралопитек («Южная обезьяна») Первооткрыватель австралопитека, который дал название, английский анатом Р. Дарт нашел в 1924 году на территории ЮАР череп детеныша этой обезьяны). Время становления австралопитеков относят к периоду от 9 до 5 миллионов лет назад.
Особенности австралопитеков Объем мозга 600 куб см; Могли бегать на двух ногах, высвободив руки; Лицевая часть черепа больше мозговой; Надбровные дуги; Возможно пользовались орудиями, которые подбирали в природе; Скорее всего жили стаями; Уменьшение на теле волосяного покрова; Изменяется форма таза (он становится уже)
Домашнее задание § 43 Составить схему эволюционного развития приматов
https://www.youtube.com/watch?v=bltu5EXXn5c (просмотр фильма с 20 минуты)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens ), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих...
4. Общественный образ жизни
Первые попытки объяснений о происхождении человека Изучите на стр. 185-186 легенды о происхождении человека. Какая из них вам кажется наиболее красивой?
Наука и происхождение человека
Ч. Дарвин (1809 – 1882)
Сходство человека с животными. (Самостоятельная работа) С типом Хордовые; С классом Млекопитающие; С отрядом Приматы
Сходство строения скелета человека и человекообразных обезьян
Сходство зародышей на ранних стадиях развития
Рудиментарные органы у человека
Отличия человека от животных (Самостоятельная работа)
Задание 1 и 2 стр. 188
Домашнее задание § 44
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма, называется оптимумом. Закон оптимума
Закон оптимума
Законы действия экологических факторов
Влияние факторов на живые организмы индивидуально. Температурный фактор
Различают животные организмы : с постоянной температурой тела (теплокровные ) с непостоянной температурой тела (хладнокровные )
По отношению к свету растения делят на : светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения
По отношению к воде растения делят: водные растения повышенной влажности; околоводные растения, наземно-водные; наземные растения; растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху; суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тел.
Закон ограничивающего фактора Любой фактор, влияющий на организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим в зависимости от силы своего воздействия. (Не было бы счастья, да несчастье помогло)
Периодичность действия факторов
Вопросы стр. 214
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная работа с текстом Приспособленность организмов к планктонному образу жизни: Очень мелкий размер живых организмов. Разнообразные выросты и щетинки на теле. Наличие на теле капелек жира или воздушных полостей (уменьшение удельного веса)
Адаптации или приспособления живых организмов к условиям среды обитания
Жи́зненная фо́рма ( биологи́ческая фо́рма биофо́рма ) — внешний облик, отражающий приспособленность к условиям среды.
Классификация жизненных форм растений с учетом особенностей роста и длительностью жизни А. Древесные растения Деревья Кустарники Кустарнички Б. Полудревесные растения Полукустарники Полукустарнички В. Наземные травы Поликарпические травы (многолетние травы, цветут много раз) Монокарпические травы (живут несколько лет, цветут один раз и отмирают) Г. Водные травы Земноводные травы Плавающие и подводные травы
Жизненные формы животных 1. Плавающие формы 1. Чисто водные: а) нектон, 6) планктон, в) бентос 2. Полуводные: а) ныряющие, б) неныряющие , в) лишь добывающие из воды пищу II. Роющие формы 1. Абсолютные землерои (всю жизнь проводящие под землей) 2. Относительные землерои (выходящие на поверхность) III. Наземные формы 1 . Не делающие нор: а) бегающие, б) прыгающие, в) ползающие 2. Делающие норы: а) бегающие, б) прыгающие, в) ползающие 3. Животные скал IV. Древесные лазающие формы а) не сходящие с деревьев, б) лишь лазающие по деревьям V. Воздушные формы а) добывающие пищу в воздухе, б) высматривающие пищу с воздуха.
Экологические группы организмов - - Это отношение к какому-либо одному господствующему фактору среды
Просмотр видео «Приспособленность живых организмов к среде обитания»
Домашнее задание § 50
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребята, приготовьтесь сегодня получить оценку за работу на уроке! Для этого необходимо выполнить работу урока и (сегодня!) прислать 2 фотографии (двух страниц) работы из тетради учителю. Желательно в ВК!
Смена биогеоценоза и её причины Тема урока: (Работа №1) 28.04.2020
Сегодня тема урока по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=VKbF3392MyE В тетради по теме составить краткий (не более одной страницы!) конспект используя текст § 55
Многообразие биогеоценозов Тема урока: (Работа № 2) 28.04.2020
Самостоятельная работа по теме § 56 (Результаты работы занести в таблицу) Название экосистемы Характеристика экосистемы 1. 2. 3. Сделать вывод о причинах неустойчивости (сукцессии) агробиоценозов
Напоминаю – фотоотчет на оценку!
Домашнее задание Повторить § 51- 56 Подготовиться к тестированию
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предположим, что завершился процесс микроэволюции . А что дальше?
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Тема урока:
Палеонтологические Эмбриологические Сравнительно- анатомические (Морфологические) Биогеографические Группы доказательств эволюционного процесса Молекулярно-биологические и цитологические
Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы
Эмбриологические доказательства эволюции К. Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство» Стадии эмбрионального развития позвоночных. 1821 – 1902 г
Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции Общий план строения позвоноч-ных
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции Клеточное строение организмов Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H , N ) Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот )
Биогеографические доказательства эволюции Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад
Вывод: Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук. Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.
Вопросы стр. 167
Домашнее задание § 39 Задание 3 (стр. 167) в виде схемы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деление соматических клеток. Деление половых клеток. Деление стареющих, патологических клеток.
Митоз - это деление нормальных соматических клеток, в результате которого из 1 материнской клетки образуются 2 дочерние клетки идентичные материнской.
Фазы митоза:
Клеточный цикл
Видеофрагмент митоза
Биологическое значение митоза: Обеспечение генетической стабильности, т.е. число хромосом в обеих дочерних клетках равно числу хромосом материнской клетки. Бесполое размножение, регенерация и замещение клеток.
Домашнее задание: § 13 Повторить § 5-12 Подготовиться к проверочной работе по теме «Клеточный уровень».
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» Стр.56 Не забудьте сформулировать вывод к работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема классификации животных
Подцарство Простейшие
Кишечнополостные
Плоские черви
Задания формата ОГЭ На каком рисунке изображено животное, у которого нет наружного хитинового скелета?
Задание формата ОГЭ На каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином бычьего цепня?
Задание формата ОГЭ На каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином печёночного сосальщика?
Работа с микроскопом Рассмотреть под микроскопом предложенных животных К какому классу животных они относятся?
Домашнее задание § 20 Написать сообщение о животных (выполнить в тетради!)
Твит – это короткое сообщение длиною в 140 символов
План твита Классификация предложенного класса Представители класса (не менее 5) Общая характеристика класса Особенности класса Рисунок одного представителя класса
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответ: 12534 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги. 2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы. 3) Присыпьте побег землёй. 4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста. 5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам
Ответ: 34512 Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) развитие зародышей внутри яиц 2) выход молодых ящериц 3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов 4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки 5) откладка самкой яиц
Индивидуальное развитие Тема урока:
Онтогенез Онтогенезом , или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма
Этапы онтогенеза
Этапы эмбрионального развития
эктодерма Нервная система и органы чувств Эмаль зубов Эпидермис кожи Кожные железы Роговые выросты
энтодерма Эпителий органов дыхания Эпителий органов пищеварения печень поджелудочная железа
мезодерма мускулатура кровеносная система скелет выделительная система половая система
Факторы влияющие на развитие зародыша Физические воздействия Наследственные факторы Химические воздействия Курение Наркотические вещества Алкоголь Вирусные и бактериальные инфекции Стрессы
Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства: Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ; Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края; Не употреблять алкогольные напитки; Не курить; Не принимать наркотические средства; Полноценно питаться; Заниматься спортом .
Постэмбриональный период прямое непрямое ( с метаморфозом)
Биогенетический закон В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство. Карл Бэр Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь Ф. Мюллер и Э. Геккель
Составить в тетради схему или таблицу отражающую развитие органов из зародышевых листков
Ответ: 24531 Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) замена жаберного дыхания лёгочным 2) откладка икры самкой в воду 3) развитие жабр, мускулатуры и скелета 4) оплодотворение икры самцами 5) появление личинки
Ответ: 35124 Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) класс Земноводные 2) тип Хордовые 3) род Жабы 4) царство Животные 5) отряд Бесхвостые
Домашнее задание § 23 Записи в тетради
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Эволюция имеет необратимый характер Правило необратимости Организм не может вернуться к прежнему состоянию, осуществленному в ряду его предков
2. В процессе эволюции происходит прогрессивное усложнение форм жизни
3. Эволюция – процесс непрограммированный !
4. Приспособленность видов к среде обитания носит относительный характер
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Домашнее задание §42
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Дать характеристику человеческих рас. Доказать единство их происхождения
Объяснить пути расселения человека
Человек – житель биосферы Собирательство – земледелие, Охота – животноводство.
Влияние человека на биосферу Видео
Сельскохозяйственная революция
Промышленная революция
Научно-техническая революция (НТР)
Повторение изученного (стр. 200 – 201)
Домашнее задание § 47 § 30-46 Подготовиться к проверочной работе