Презентации учителя к урокам биологии 8 класс - Человек
Программа "Биология 5-11 классы" под редакцией Т.С. Суховой, С.Н. Исаковой. Линия "Живая природа". Учебник "Вентана-Граф" Биология 7 класс. С.П. Шаталова, Т.С. Сухова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как развивался человек на планете Земля?
Стр. 4
Науки изучающие человека и его здоровье Анатомия Физиология Гигиена Генетика Психология Экология
Здоровый образ жизни – что это?
Стр. 6 Стр. 7 Канцерогены -
Домашнее задание Стр. 4 - 8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания С помощью каких наук происходит изучение организма человека. (Дать пояснения) Как происходило развитие человека на планете Земля?
Свойства живого характерные для человека Рост и развитие Размножение Раздражимость Подвижность Обмен веществ и энергии Наследственность и изменчивость Адаптация
Организм человека – биологическая система Биологическая система – это
Системы органов человеческого организма Составить кластер
Клетки и ткани Чем отличаются клетки соматические от клеток половых?
Химический состав клетки
Стр. 18 Название органоида Рисунок Функция
Домашнее задание § 1 – 2 Закончить таблицу в тетради
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы клеток и межклеточное вещество, имеющие сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции, называют ТКАНЯМИ
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения клеток и тканей под микроскопом» Цель: выявить особенности строения тканей в связи с выполняемой ими функцией» Вспомнить правила работы с микроскопом!
Домашнее задание § 3 Повторить введение и §1-2 Подготовиться к проверочной работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение нервной системы: регулирует работу каждого органа; согласовывает работу различных органов, создавая единое целое организма; обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой; я вляется основой психической деятельности человека.
Стр. 28
Рефлекс – это…
* Изучите схемы рефлекторных дуг используя рисунки учебника Рис. 17, 18 Придумайте свой пример рефлекторной дуги. Зарисуйте рефлекторную дугу. Подпишите её части (эту часть работы выполните дома)
Практическая работа№1 « Проверка работы нервной системы по принципу обратной связи» Поставьте цель к работе Сделайте вывод
Домашнее задание § 5 Закончить работу со схемой рефлекторной дуги
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подпишите части спинного мозга. Укажите их функции
Головной мозг, строение и функции его отделов Тема урока:
Человек имеет 3й по массе мозг ( 1100 - 2000 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг). соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40. Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра.
Полушария головного мозга Промежуточный мозг Средний мозг Мост Продолговатый мозг Мозжечок
Практическая работа№ 2 «Изучение функции мозжечка»
Кора больших полушарий
Заполните таблицу Отдел головного мозга Функция отдела 1. 2. 3. 4. 5.
Домашнее задание § 7 Закончить таблицу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назвать отделы головного мозга. Какие функции они выполняют?
Укажите названия и функции долей коры больших полушарий
Домашнее задание § 8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте вспомним: Какие виды скелета у животных вам известны? Назовите отделы внутреннего скелета. Назовите части осевого скелета, конечностей, поясов конечностей. В чем преимущество внутреннего скелета? Каковы основные функции скелета?
О Д С активная часть пассивная часть
ОДС – костно-мышечная система ФУНКЦИИ: ОПОРНАЯ ЗАЩИТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТЕЙ Неорганические Вещества 70% Органические вещества 30% Жиры Вода Соли Са: Карбонаты – 13% Фосфаты – 80% Другие органические вещества
Опыт «Исследование состава кости »
Изучение внутреннего строения кости с помощью микроскопа
Изменение костного аппарата в ходе роста организма Самостоятельная работа с текстом стр. 61-62
Домашнее задание § 14 Опыт « Определение массы и роста своего тела »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание § 15 стр. 64-67
Лабораторная работа № 2 «Виды костей » Цель: дать сравнительную характеристику трубчатых, губчатых и плоских костей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функции скелета Опорная Защитная Двигательная Кроветворная Запасающая (Приведите пример химической формулы соли, входящей в состав скелета человека)
Работа в группах Скелет туловища Скелет головы Скелет верхней конечности Скелет нижней конечности
Скелет туловища
Строение позвонков человека
Атлант и Эпистрофе́й
Скелет головы
Практическая работа № 3 «Изучение строения скелета верхней конечности человека» Цель: Ход работы : (стр. 76 учебника) Вывод: Подумайте, какое значение в процессе эволюции человека сыграла большая подвижность кисти и положение большого пальца, противопоставленного всем остальным)
Домашнее задание § 16 Таблица стр. 75
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подпишите названия костей и выделите особенности отличающие скелет человека от скелета животных
Мышцы: их строение и функции. Утомление мышц Тема урока:
Какие типы мышечной ткани мы знаем?
Строение мышц Мышца – орган, состоящий из мышечной ткани, плотной соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, и выполняющий функцию сокращения.
Функции мышц Движение Защита
Классификация мышц 1. По расположению Мышцы головы Мышцы шеи Мышцы туловища Мышцы конечностей
Классификация мышц 2. По функциям Сгибатели и разгибатели Приводящие и отводящие Вдоха и выдоха Жевательные и мимические Мышцы, совершающие одинаковые движения – синергисты . Мышцы, совершающие противоположные движения – антагонисты .
Регуляция работы мышц Вегетативная нервная система Соматическая нервная система
Опыт «Влияние статической и динамической работы, ритма и нагрузки на работоспособность мышц» Стр. 82
Гигиена физического и умственного труда Чередование разных видов деятельности – залог высокой работоспособности .
Домашнее задание Практическая работа «Проверка произвольного сокращения скелетных мышц и составление рекомендаций по гигиене физического труда» § 17
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1. Внутренняя среда организма. 2. Гомеостаз. 3. Состав крови. 4.Форменные элементы крови.
1. Внутренняя среда организма. Кровь Тканевая жидкость Лимфа
2. Гомеостаз. Термин «гомеостаз» Предложил У. Кеннон в 1929 г . ГОМЕОСТАЗ – ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТОЯННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗМА.
Задание стр. 93
3. Состав крови. КРОВЬ ПЛАЗМА ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОДА СУХОЕ В - ВО ОРГАНИЧЕСКИЕ В - ВА МИНЕРАЛЬНЫЕ В - ВА
4. Форменные элементы крови. ЭРИТРОЦИТЫ ЛЕЙКОЦИТЫ ТРОМБОЦИТЫ
Эритроциты КРАСНЫЕ КРОВЯНЫЕ КЛЕТКИ, ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ КИСЛОРОД ТКАНЯМ И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ К ЛЕГКИМ
Схема строения гемоглобина ГЕМОГЛОБИН ПРИДАЕТ ЭРИТРОЦИТАМ КРАСНЫЙ ЦВЕТ ГЕМ
Лейкоциты КЛЕТКИ КРОВИ С ХОРОШО РАЗВИТЫМИ ЯДРАМИ. ФАГОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ
Илья Ильич Мечников (1845 – 1916 ) Открыл фагоцитоз. Лейкоциты – фагоциты, что означает «клетки – пожиратели»
Тромбоциты ОБРАЗОВАНИЕ ТРОМБА КРОВЯНЫЕ ПЛАСТИНКИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В СВЕРТЫВАНИИ КРОВИ
Состав крови Плазма Лейкоциты Эритроциты
Функции крови: питательная —за счет транспорта растворенных питательных веществ от пищеварительного тракта к тканям, местам резервных запасов и от них; дыхательная — путем транспорта газов (кислорода и углекислого газа) от дыхательных органов к тканям и в обратном направлении; транспорт гормонов от желез внутренней секреции к органам (гуморальная регуляция); Выделительная - выносит из тканей ненужные продукты жизнедеятельности; терморегуляторная — перераспределение тепла между органами, регуляцию теплоотдачи через кожу; механическая — придание тургорного напряжения органам за счет прилива к ним крови, а также обеспечения ультрафильтрации в капиллярах капсул нефрона почек и др.; гомеостатическая — поддержание постоянства внутренней среды организма, пригодной для клеток в отношении ионного состава, концентрации водородных ионов и др. защитная — обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания крови;
Задание стр. 98 Строение и функции клеток крови Название клеток Количество на 1 мм 3 Место образования Рисунок Функции
Домашнее задание § 20, 21 Закончить задания стр. 98
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рисунок стр. 100
Стр. 101
Группы крови
КРОВЬ ПЛАЗМА КЛЕТКИ ЭРИТРОЦИТЫ ЛЕЙКОЦИТЫ ТРОМБОЦИТЫ
ДЕЛА КРОВАВЫЕ: ( Краткая история переливания крови )
Из истории Дряхлый папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа. (Т.И. Грекова. Атеизм и медицина. 1983)
Профессор из Монпелье, переливает кровь ягненка душевнобольному. Вскоре переливание крови во Франции было запрещено на 150 лет. 1667 — Жан Дени
1819 - Бландем Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“.
1901 – Пауль Эрлих и Карл Ландштейнер Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? На эти вопросы в начале XX в. дали ответ немецкий ученый П.Эрлих и его ученик- австриец К. Ландштейнер, открыв три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще и IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.
Система групп крови - АВО Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. Распределение групп крови системы АВО в России: группа О(I) – 35 %; группа А(II) – 35-40 %; группа В(III) – 15-20 %; группа АВ(IV) – 5-10 %.
Группа крови Агглютино- гены в эритроцитах Агглюти- нины в плазме I (0) Отсутствуют О а и b II (A) А b III (В) В а IV (АВ) А и В Отсутствуют О
I группа крови К I (0) группе относится кровь, эритроциты которой не склеиваются в плазме или сыворотке других групп. Поэтому кровь I группы можно переливать всем людям. Заключение : группа крови – I УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОНОР
II группа крови Ко II (А) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и III групп. Кровь этой группы совместима с кровью II и IV групп, ее можно переливать только людям с этими группами крови. Заключение : группа крови - II
III группа крови К III (В) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и II групп, но совместимы с эритроцитами III и IV групп. Кровь этой группы можно переливать людям с кровью III и IV групп. Заключение : группа крови - III
IV группа крови К IV (АВ) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются в плазме или сыворотке всех других групп. Кровь этой группы можно переливать только людям, имеющим ту же, IV, группу крови. Заключение : группа крови – IV УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕЦИПИЕНТ
Схема переливания крови
Встречаемость групп крови: Националь- ность Частота встречаемости в % 0(I) A(II) B(III) AB(IV) Русские 34 38 20 8 Литовцы 40 34 20 6 Грузины 55 29 10 6 Калмыки 26 22 41 11 Немцы 33–44 40–48 8–17 3–7 Англичане 45–53 30–43 8–12 2–4 Американские индейцы 99–100 0,1–0,5 – – Австралийские аборигены 47–63 32–48 0–10 0–3 Африканские бушмены 56 33 9 2
Rh (резус) - фактор Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности.
Открытие резус - фактора 1937-1940 — уехавший в США от нацистов Карл Ландштейнер и его коллеги: Александр Винер и Филипп Левин открыли резус-фактор, за что были удостоены Нобелевской премии.
Встречаемость резус-фактора: Национальность Частота встречаемости в % Резус-положительные Резус-отрицательные Русские 86 14 Норвежцы 85 15 Арабы 72 28 Эскимосы 99–100 0–1 Мексиканцы 100 0 Американские индейцы 90–98 2–10 Австралийские аборигены 100 0 Китайцы 98–100 0–2 Японцы 99–100 0–1 Баски 64 36
Значение знаний о группах крови Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение: а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах б) определение отцовства в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!) К следующему
С помощью этой таблицы можно определить группу крови будущего ребенка, зная группу крови родителей. Красным цветом выделены группы крови родителей. На пересечени и, соответственно синим цветом - возможная группа крови ребенка. I II III IV I I I, II I, III II, III II I, II I, II I, II, III, IV II, III, IV III I, III I, II, III, IV I, III II, III, IV IV II, III II, III, IV II, III, IV II, III, IV
Осложнения возникают том случае, если женщина с кровью Rh _ вынашивает плод, который унаследовал от отца кровь группы Rh+. В этом случае в крови реципиента вырабатываются иммунные антирезус-агглютинины (антитела), вызывающие агглютинацию эритроцитов. Чудесным достижением медицины теперь уже прошлого столетия стал способ профилактики этого конфликта. Он состоит в том, что сразу после родов женщине вводят специальный препарат, содержащий антирезус-антитела и быстро разрушающий попавшие в её организм резус-положительные эритроциты плода. Тем самым предотвращается выработка антирезус-антител у матери, что спасает жизнь и здоровье её будущих детей. Rh – значение при беременности
Резус - конфликт
Доноры и донорская кровь Кровь есть у всех. Это такая же ткань как и кожа, мышцы и т.д.. Переливания крови от одного организма -другому (гемотрансфузия), это тоже именно что и трансплантация - пересадка тканей, только процесс пересадки происходит намного проще. Слово «донор» происходит от латинского donare — дарить. То есть донор — это человек, который дарит. В большинстве случаев он дарит жизнь 14 июня - Всемирный день доноров
Есть несколько принципов, на которых основан институт "донорства крови": Во-первых - дело это сугубо добровольное Донор может сдать кровь за деньги или бесплатно - то есть даром Кровь для лечебной цели может быть взята не обязательно у человека Донором может стать любой дееспособный гражданин от 18 до 60 лет, прошедший мед. обследование И естественно если взятие крови не нанесет донору вреда
Проверь свои знания: Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется - Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется - слипание эритроцитов с антигенами под действием плазменных (сывороточных) антител (агглютининов) с образованием хорошо заметных скоплений, называется - Всегда ли родители могут быть донорами для своих детей? С какого возраста можно сдавать донорскую кровь? В каком случае между матерью и вынашиваемым ею ребёнком может возникнуть резус - конфликт? Рекомендуем по изученному материалу ДОНОРОМ реципиентом агглютинация
Домашнее задание § 22
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ситуационная задача На первом году жизни ребенка наблюдается в крови относительно большое число лейкоцитов. По мере роста и развития ребенка происходит их постепенное снижение. Почему?
Иммунитет. Нарушение иммунитета Тема урока:
Инфекционные болезни Токсины Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям
Иммунная система (рис. 60) Организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: 1 преграда – это кожа и слизистые оболочки. 2 преграда – это иммунитет.
ВИДЫ ИММУНИТЕТА Естественный Искусственный Врождённый (пассивный) Приобретённый (активный) Пассивный Активный Наследуется ребёнком от матери. Появляется после инфекц. болезни. Появляется после прививки. Появляется при действии лечебной сыворотки. Виды иммунитета
Выпишите фамилии ученых и их вклад в развитие учения об иммунитете
Эдвард Энтони Дженнер (1749 -1823) Английский врач -разработал первую в мире вакцину — против натуральной оспы , прививая неопасный для человека вирус коровьей оспы.
Нарушения иммунитета
Аллергия Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктам питания, пахучим веществам, медицинским препаратам, предметам бытовой химии)
СПИД и ВИЧ Что такое СПИД? Что болит? Как себя обезопасить от этой болезни? Кто находится в группе риска?
ВИЧ инфекция
Передача ВИЧ
ВИЧ не передаётся
Задание стр. 107
Домашнее задание § 23 Повторить § 20-22. Подготовиться к проверочной работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Горячее или холодное Бескорыстное или жадное Умное или глупое Отзывчивое Щедрое, открытое или чёрствое, глухое Каменное или чуткое Смелое, гордое или злое Доброе или жёсткое Чёрное сердце или золотое Сердце матери или сердце друга
Какое оно, моё сердце? Сердце За сутки сокращается примерно 100 тыс. раз , перекачивая более 7 тыс. л. крови, по затрачиваю Е, это равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м. За год делает 40 млн. ударов . Масса – 300 г, что составляет 1\ 200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1\ 20 всех энергетических ресурсов организма. Размер – с сжатый кулак левой руки.
Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 75 мл. крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков? ЗАДАЧА. РЕШЕНИЕ. 70 х 45 = 3150 раз сокращается за 1 урок. 3150 х75 = 236,250 мл = 236,250 л. крови перекачивается за 1 урок. 236,250 л. х 6 уроков = 1417,5 л. крови перекачивается за 6 уроков.
Сердечный цикл
У детей и у взрослых сердце сокращается с разной частотой: у детей до года 100-200 сокращений в минуту, в 10 лет - 90 сокращений в минуту, в 20 лет и старше - 60-70 сокращений в минуту; после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95 сокращений в минуту. При физическом и эмоциональном напряжении сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.
Импульсы регистрируются при помощи электрокардиографа и записываются в виде электрокардиограммы (ЭКГ). ЭКГ записывается с помощью специального прибора - электрокардиографа. При помощи ЭКГ можно диагностировать различные заболевания сердца.
Регуляция работы сердца Гуморальная Симпатическая НЕРВНАЯ Парасимпатическая Усиливает Ослабляет Адреналин Ионы Са ²+ Ацетилхолин Ионы К +
Ситуационная задача Опыт оживления изолированного сердца человека впервые в мире был успешно проведён русским учёным Кулябко А. А. в 1902 г. – оживил сердце ребёнка спустя 20 ч после смерти, наступившей от воспаления лёгких .
Пульс Пульс (от лат. pulsus — удар, толчок) — толчкообразные колебания стенок артерий , связанные с сердечными циклами
Домашнее задание
Лабораторная работа № 4 «Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка знаний Зарисовать схему сердечного цикла. Дать пояснения. Как осуществляется регуляция сердечной деятельности? Таблица стр. 112 Используя муляж сердца рассказать о его строении.
Видео
Сосуды. Круги кровообращения. Регуляция кровотока Тема урока:
5 сердце кровеносные сосуды Сердечно – сосудистая система артерии вены капилляры
Работа с рисунком 66, стр. 116
7 Работа венозных клапанов
Круги кровообращения Большой круг кровообращения – Малый круг кровообращения –
Составить схемы кругов кровообращения
Давление крови и его регуляция Нервная регуляция Гуморальная регуляция
Измерение давления крови . Давление крови измеряется манометром. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное
Домашнее задание § 26 Опыт « Измерение артериального давления »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первая помощь при травмах и кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы Тема урока:
Что называют травмой? Какие виды травм вы знаете?
Травма – это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия Механические Химические Психологические Травмы
Виды кровотечений: Капиллярное; Венозное; Артериальное.
Стратегия « Fishbone » Кровотечение из:
Правила наложения жгута Жгут - закрутка Использование резинового жгута ВРЕМЯ!
Методы остановки кровотечения из сосудов конечностей путем их форсированного сгибания
Практика наложения жгута
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Доставить пострадавшего к врачу!
Гигиена ССС Найдите в учебнике и запишите определения следующим понятиям: Холестерин Инфаркт миокарда Гипертония Гипертонический криз Гипотония Стенокардия
Домашнее задание § 27 Повторить § 25-26
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обмен веществ (метаболизм)- совокупность химических реакций в живых организмах, обеспечивающих их рост , развитие, процессы жизнедеятельности.
Метаболизм (Обмен веществ и энергии) Пластический обмен (ассимиляция )- синтез органических веществ ( углеводы, жиры, белки), с затратой энергии. Энергетический обмен (диссимиляция)- распад органических веществ, с освобождением энергии. Конечными продуктами распада являются углерод, вода, и АТФ.
Обмен веществ Процесс проходит в 3 фазы: Подготовительная фаза Основная фаза Заключительная фаза
Обмен воды
Обмен минеральных солей
Обмен белков (рис. 93) Продукты расщепления белков - это…
Функции белков Структурно- пластическая Опорная Каталитическая Защитная Транспортная Энергетическая Антитоксическая
Обмен углеводов (рис. 94) Продукты расщепления углеводов – это…
Функции углеводов Структурно-пластическая Защитная Энергетическая
Обмен жиров (рис. 95) Продукты расщепления жиров – это …
Функции жиров Структурно- пластическая Регуляторная Теплоизоляционная Энергетическая
Взаимопревращения органических веществ в организме Жиры Углеводы Белки
Домашнее задание § 37
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3. В состоянии покоя на единицу массы (один кг.) юноши и девушки в единицу времени (1ч) тратят 150 кДж и 130 кДж. При подготовке к урокам у учащихся на 30% возрастают энергозатраты , при занятии спортом – на 400% от основного обмена. Рассчитайте количество энергии, расходуемой юношей и девушкой при подготовке к урокам (3ч) и на занятиях спортом (2ч)
Мочевыделительная система Тема урока:
Выделение Это процесс, в результате которого из организма во внешнею среду выводится избыток воды, а также конечные продукты обмена, соли, и ядовитые вещества, поступившие в организм или образовавшиеся в нем.
Органы выделения Кожа Удаляет воду, мочевину, соли и другие ненужные вещества Легкие Удаляют излишнюю воду и углекислый газ Мочевыделительная система (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) Удаляют воду, мочевину, соли и другие ненужные для организма соединения
Функция органов выделения Поддержание постоянства внутренней среды организма и прежде всего плазмы крови.
Строение мочевыделительной системы Верхний конец почки Нижний конец почки Ворота почки рис. отсканированный из учебника Д.В.Колесов, Р.Д. Маш Биология 8 класс. Человек.
Строение почки Корковое вещество Мозговое вещество Почечная лоханка Мочеточник Почечная пирамида Верхушкапирамиды Основание пирамиды Ворота почки Почечные столбы
Нефрон (сильно увеличенный)
Строение нефрона Капсула нефрона Каналец нефрона Собирательная трубочка Петля Генле Выносящая артерия Вена нефрона Приносящая артерия Клубочек артериол Мальпигиево тельце ? ? ? рис. отсканированный из учебника Д.В.Колесов, Р.Д. Маш Биология 8 класс. Человек.
Вещества Содержание в % ? ? ? Вода 90-92 Около 99 99-98 Белки, жиры 7-8 отсутствуют отсутствуют Глюкоза 0,1 0,1 отсутствуют Натрий (в виде ионов) 0,3 0,3 0,4 Сульфаты (в виде ионов) 0,002 0,002 0,18 Мочевина 0,03 0,03 2 Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05 Определите, в какой колонке таблицы показатели, характерные для крови, первичной и вторичной мочи Кровь Первичная моча Вторичная моча
Почечные заболевания опасны для жизни человека Нарушение работы почек Изменение состава внутренней среды организма Нарушение обмена веществ и работы органов Повреждение почечных капсул (Мальпигиево тельце) В каналах находятся белки и форменные элементы крови Повреждение почечных канальцев Нарушается обратное всасывание необходимых веществ Выводятся из организма Недостаток в крови и отекам
Избыточное употребление пищи с содержанием солей Задержка мочеиспускания Камни в почечной лоханке или мочевом пузыре
Стр. 175
Домашнее задание § 39
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение и функции кожи Тема урока:
Человек божий обшит кожей Можно сказать, что кожа – это наша одежда? Мы следим за нашей одеждой. Она должна быть красивой, опрятно, тёплой, модной и др. Можно тоже самое сказать о коже? Что обозначает выражение лезть из кожи вон ?
Интересные факты о коже Кожа является самым большим человеческим органом . Ее масса может достигать 4 кг, а площадь составляет приблизительно два м2. Пыль в помещениях на 66% состоит из омертвевших кожных клеток . Интересно, что наше тело за одну минуту избавляется от 30 тыс. мертвых клеток. За всю жизнь человеческий организм вырабатывает около 18 кг. кожи. Кожа у женщин тоньше, чем у мужчин . Этим объясняется, почему появление морщин у женщин происходит раньше. Веснушки появляются в подростковом периоде, а к достижению 30-летия они почти полностью исчезают . Сальные железы за 24 часа способны выработать около 20 грамм кожного сала . Оно соединяется с потом и создает специальную защитную кожную пленку, которая предотвращает от бактериальных повреждений. Если в организме человека не хватает витамина D, на теле образуются сосудистые сеточки или звездочки .
Функции кожи Защитная. Чувствительная. Терморегуляторная. Запасающая. Выделительная. Вырабатывает витамин D
Строение кожи
Волосы – производные кожи
Коса – девичья краса)
Ногти – производные кожи
Практическа я работа «Обнаружение на коже рук чешуек – мёртвых клеток верхнего слоя эпидермиса» 1. Рассмотри кожу на своей руке. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже? 2. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь? 3. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют? 4. Приложи скотч к тыльной стороне руки. Рассмотри содержимое под микроскопом. Что видишь? 5. Рассмотри кожу используя электронный микроскоп. 6. Приступи к выполнению задания на стр. 182
Домашнее задание § 41 Практическая работа «Выявление функций рецепторов кожи» стр. 180
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гигиена кожи. Помощь при повреждениях кожи. Значение закаливания Тема урока:
Для чего необходимо ухаживать за кожей? Составьте правила ухода за кожей. Стр. 182
Гигиена одежды и обуви
Болезни ногтей и кожи
Памятка гигиениста Стр. 184
Татуировка? А оно надо? Чернила, которыми наносится тату, представляют опасный для здоровья продукт. В состав краски входят свинец и мышьяк, которые могут стать причиной возникновения рака, врожденных болезней и дефектов у детей, а также проблем с репродуктивной системой
Пирсинг? А оно надо? Основная опасность заключается в том, что проводя пирсинг, работники косметических салонов зачастую используют недостаточно стерильные краски и инструменты Это может вызвать такие заболевания, как СПИД, гепатит, столбняк, а также аллергические воспаления кожи .
Самостоятельная работа. Приемы первой помощи При тепловом и солнечном ударе. При ожогах. При обморожениях.
Закаливание организма
Практическая работа № 11 Анализ использования методов закаливания своего организма» Приступить к выполнению задания на с тр. 187
Домашнее задание § 42 Повторить § 37-39 и § 41 (Подготовиться к проверочной работе)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите органы чувств с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир? Орган зрения Орган слуха Орган вкуса Орган осязания Орган обоняния Орган равновесия Седьмое чувство - что это?
Органы чувств называют анализаторами
Анализатор: Рецептор (периферический отдел) нервный путь (проводниковый отдел) зона коры головного мозга (центральный отдел) рецептор нервный путь зона коры головного мозга
Самостоятельная работа с рисунком 102 стр. 189 Изучите рисунок. Заполните таблицу Название орган а чувств Зона коры головного мозга 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Орган зрения. Зрительный анализатор Тема урока:
Вспомогательные органы глаза
Строение глаза
Сетчатка Желтое пятно Слепое пятно
Практическая работа№12 «Обнаружение слепого пятна» Стр. 196
Строение зрительного анализатора
Зрительный анализатор Объясните причину слепоты у пациентов А, Б, В
Герман фон Ге́льмго́льц ( 31 .08. 1821 - 8 .09. 1894 ) - немецкий физик, врач, физиолог, психолог Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы
Домашнее задание § 44,45 Опыт « Изучение изменения размера зрачка » (Задание стр. 197)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орган слуха. Слуховой анализатор Тема урока:
«Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери
Строение уха человека
Передача звуковых волн на слуховые рецепторы Звуковая волна Колебания барабанной перепонки Колебания слуховых косточек Колебания пере- понки овального окна Колебания жидкости в улитке Раздражение слуховых рецепторов Формирование нервных импульсов
Строение улитки (рис. 112) Кортиев орган – это
Практическая работа13 «Выяснение взаимосвязи слуховой трубы и носоглотки». Стр. 204
Нарушения слуха
Домашнее задание § 47 Задания стр. 208 Опыт «Доказательство участия мозга в определении направления источника звука»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины 2.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой 3.Среднее ухо соединено с носоглоткой при помощи слуховой трубы 4.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом
5.Полость внутреннего уха заполнена воздухом 6.Внутреннее ухо представляет систему полостей и извитых канальцев 7.Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс 8.зона слуховой чувствительности находится в височной доле коры больших полушарий
Ответы – 2, 3, 6, 7, 8.
Вестибулярный аппарат. Мышечное чувство и кожная чувствительность Тема урока:
Строение вестибулярного аппарата
Мышечное чувство. Проприорецепторы Чувство положения Чувство движения Чувство силы
Кожная чувствительность
Кожная чувствительность
Практическая работа№14 «Выяснение роли кожно-мышечного чувства». Цель: Ход работы: С закрытыми глазами нарисовать кошку. С закрытыми глазами из листа бумаги построить самолет. Вывод: (ответ на вопрос стр. 212)
В тексте найдите и запишите ответ на вопрос: сколько различных рецепторов приходится на 1 см 2 кожи человека?
Домашнее задание § 48 Опыт «Доказательство функции полукружных каналов » (Стр. 210)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стр. 214 Правила обращения с веществами при определении их запаха
Орган вкуса
Домашнее задание § 48-50 Повторить § 44 – 47 Опыт « Обнаружение разных вкусовых рецепторов языка » стр. 216
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности высшей нервной деятельности человека Тема урока:
Сигнальная система – это … … система условно- и безусловнорефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы .
Самостоятельная работа с текстом стр. 229-230 Дать определение первой сигнальной системе и второй сигнальной системе. Сделать сравнительную характеристику системам. Результат оформить в виде таблицы.
Задание стр. 231
Речь – это… Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. - внешняя речь (устная и письменная) внутренняя речь (мышление) Зарисуйте центры речи в больших полушариях головного мозга в зависимости от ведущей деятельности руки
Мышление – это… … способность человека познавать окружающий мир с помощью слов и образов. - абстрактное мышление - рассудочная деятельность
Функциональная асимметрия мозга
Рассудочная деятельность - способность улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях.
Рассудочная деятельность - высшая форма приспособления к условиям окружающей среды. Благодаря ей, организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения, и учитывать их в своем поведении.
Домашнее задание § 53 Опыт «Проведение операций анализа и синтеза при выявлении признаков изучаемых объектов »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ Новорожденный (в течение первого месяца жизни) Грудной возраст (первый год жизни) Раннее детство (1 – 3 года) Дошкольный возраст (3 – 6 лет) Школьный возраст (7 – 16 лет)
Задание Дать характеристику этапам развития ребёнка. (результат оформить в виде схемы, таблицы, фишбоун …)
Новорожденный Грудной возраст
Раннее детство Дошкольный возраст
Тест
Школьный возраст
Акселерация
Домашнее задание § 62-63 Повторить § 59 - 61
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наследственные заболевания Связаны с нарушением генного аппарата клеток. Передаются по наследству от родителей к потомкам.
Синдром Дауна трисомия по 21 хромосоме, к признакам относятся: слабоумие, задержка роста, характерная внешность.
Синдром Шерешевского — Тёрнера отсутствие одной Х-хромосомы у женщин (45 ХО) вследствие нарушения расхождения половых хромосом; к признакам относится низкорослость, половой инфантилизм и бесплодие, различные соматические нарушения, короткая шея и др.
Синдром Клайнфельтера полисомия по X- и Y-хромосомам у мальчиков (47, XXY; 47, XYY, 48, XXYY и др.), признаки: евнухоидный тип сложения, слабый рост волос на лице, в подмышечных впадинах и на лобке, половой инфантилизм, бесплодие; умственное развитие отстает, однако иногда интеллект нормальный.
Врожденные заболевания Связаны с повреждение зародыша в процессе развития. Наиболее опасны первые три месяца беременности.
Алкогольный синдром плода объединяет различные как по сочетанию, так и по степени выраженности отклонения в психофизическом развитии ребенка, причиной которых является употребление женщиной алкоголя до и во время беременности.
Болезни, передаваемые половым путем В последние годы во всем мире широко распространились инфекционные заболевания , передающиеся от человека к человеку преимущественно половым путем . Одна из главных причин – это более свободный взгляд на секс и сексуальные отношения молодых людей . Раньше они назывались венерическими заболеваниями , сейчас по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – заболевания, передаваемыми половым путем (ЗППП).
Синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД) — состояние, развивающееся на фоне ВИЧ -инфекции и характеризующееся падением числа CD4+ лимфоцитов, множественными инфекциями и неинфекционными заболеваниями. По сути является терминальной стадией ВИЧ-инфекции.
Распространение ВИЧ-инфекции связано, главным образом, с незащищенными половыми контактами, использованием зараженных вирусом шприцев, игл и других медицинских и парамедицинских инструментов, передачей вируса от инфицированной матери ребенку во время родов или при грудном вскармливании. В развитых странах обязательная проверка донорской крови в значительной степени сократила возможность передачи вируса при её использовании.
Сифилис Хроническая венерическая болезнь, характеризующаяся поражением нервной системы, костей, внутренних органов. Возбудитель – бледная трепонема которая попадает в кровь не только половым путем, но и через порезы, ссадины, даже поцелуи. Проявляются признаки заболевания через 3-4 недели после контакта.
Симптомы сифилиса Сифилисом заражаются: при любом незащищенном сексуальном контакте; при поцелуях; при переливании зараженной крови; внутриутробно; в редких случаях – бытовым путем. Различают три периода заболевания : первичный период характеризуется: появлением эрозии или язвы (твердый шанкр) на половых органах , анусе, на слизистой губ, глотки. увеличиваются близлежащие лимфатические узлы. Твердый шанкр на верхней губе человека, больного сифилисом.
вторичный период может длиться от 2-5 до 10 лет ; появляется сыпь на коже и слизистых оболочках, пигментация, усиленное выпадение волос. возникает осиплость голоса, увеличиваются лимфоузлы. если не приступить к лечению, то наступает третичный период, когда поражается: нервная ткань спинного мозга, теряется чувствительность ног, поражаются зубы, проваливается нос.
В случае подозрения на заболевание немедленно обратиться в лечебное учреждение. Иммунитет после сифилиса не вырабатывается. Сифилис передается по наследству. На ранней стадии сифилис лечится , но процедура эта очень болезненна и стоит достаточно дорого. Предотвратить заболевание сифилисом невозможно, вакцины против него не существует. Сифилис родителей опасен для потомства – дети сифилитиков имеют специфическое поражение костей, глухоту и часто рождаются дебилами.
Гепатит – это острое или хроническое воспаление печени. Наиболее распространены вирусные гепатиты А,В,С и Д. Эти гепатиты делятся на несколько типов по способу передачи: вирус гепатита А передается бытовым путем; вирусы гепатитов В и Д передаются через кровь, сперму и женские вагинальные выделения; вирус гепатита С в основном передается через кровь, вероятность заражения через сперму и вагинальные выделения гораздо меньше. ГЕПАТИТ
Пожелтение кожи; Тошнота; Рвота; Отсутствие аппетита; Слабость; Потемнение мочи; Осветление кала. Часто острая форма гепатита (А) вообще проходит без симптомов или наблюдаются лишь небольшие недомогания вроде тошноты, общей слабости или отсутствия аппетита. Чтобы выявить гепатит – необходимо сдать анализ крови. Обычные симптомы гепатита
Чем опасны ЗППП : поражением внутренних органов параличом и нарушением психики бесплодием рождением больных детей и уродов распадом семьи вырождением нации Профилактика ЗППП : использование презервативов постоянные сексуальные партнеры здоровый образ жизни своевременное обращение при появлении первых симптомов заболеваний в медицинское учреждение. Самолечение недопустимо !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что называют железой?
Железа – орган, вырабатывающие различные вещества. Вещества, выделяемые железой – – секрет железы
Железы внешней секреции (экзокринные) Имеют специальные протоки для выведения секрета на поверхность тела или в полые органы
Железы внешней секреции (экзокринная система) Выводные протоки выходят на поверхность тела Выводные протоки открываются в полости тела Смешанные железы, одновременно являющиеся железами внутренней секреции Потовые железы Сальные железы Слезные железы Половые железы Слюнные железы Печень Поджелудочная железа Железы желудка Железы кишечника Половые железы Почки Поджелудочная железа Железы желудка Железы двенадцатиперстной кишки
Запишите значение понятий «железа внешней секреции», «железа внутренней секреции», «железа смешанной секреции»
Железы внутренней и смешанной секреции I-гипофиз и эпифиз; 2-паращитовидные железы; 3-щитовидная железа; 4-надпочечники; 5-поджелудочная железа; 6-яичник; 7-семенник. Назовите указанные на рисунке железы Работа с учебником
Железы внутренней секреции (эндокринные) Не имеют протоков, выделяют секрет в кровь. Секретируемые вещества – гормоны . Гипофиз Щитовидная железа Надпочечники
Железы смешанной секреции Работают одновременно как экзокринные и эндокринные железы. Поджелудочная железа Половые железы: Семенники ( ♂) Яичники ( ♀)
Свойства гормонов Действуют на органы, расположенные далеко от железы Действуют только на живые клетки Действие строго специфично: только на органы-мишени или на строго определенный вид обменных процессов Обладают высокой биологической активностью Оказывают действие при низких концентрациях
Функции гормонов Обеспечивают рост и развитие организма Обеспечивают адаптацию организма к постоянным изменениям среды Обеспечивают гомеостаз Контролируют процессы обмена веществ
Самостоятельная работа с рисунками учебника – 26,27,28
Выделение секрета Недостаточное – гипо функция железы Избыточное – гипер функция железы
Гипофиз Контролирует работу всех эндокринных желез, регулирует рост и развитие организма. Основной гормон – гормон роста . При гипофункции – карликовость. При гиперфункции – гигантизм.
Гипофиз При гиперфункции гипофиза у взрослого человека происходит разрастание тканей отдельных органов (печени, сердца, пальцев, носа, ушей, нижней челюсти). Возникает заболевание акромегалия .
Щитовидная железа Регулирует обмен веществ и развитие организма. Гормон – тироксин . При гипофункции – микседема При гиперфункции – базедова болезнь
Щитовидная железа При недостатке йода в организме развивается эндемический зоб – разрастание ткани щитовидной железы.
Надпочечники Мобилизуют организм в экстремальных ситуациях и повышают его работоспособность и выносливость. Основные гормоны – адреналин и норадреналин . Количество выделяемых гормонов зависит от физиологического и психологического состояния организма.
Железы смешанной секреции Работают одновременно как экзокринные и эндокринные железы. Поджелудочная железа Половые железы: Семенники ( ♂) Яичники ( ♀)
Поджелудочная железа Регулирует синтез и распад сахара в организме. Основной гормон – инсулин . При гипофункции – сахарный диабет. При гиперфункции – головокружение, слабость, потеря сознания.
Половые железы Определяют формирование организма по женскому или мужскому типу, регулируют развитие вторичных половых признаков. Яичники Гормон – эстроген Семенники Гормон – тестостерон
Роль гормонов Название железы Выделяемые гормоны Функции гормонов Гормональные заболевания 1. Щитовидная железа 2. Надпочечники 3. Поджелудочная железа 4. Половые железы 5. Гипофиз
Домашнее задание § 11 Закончить таблицу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕСТ «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» 1. В каком органе дыхания воздух обогревается? А) носовая полость, Б) гортань, В) трахея. 2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки? А) носовая полость, Б) гортань, В) трахея. 3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами? А) носовая полость, Б) гортань, В) трахея. 4. Как влияет крик на голосовые связки? А) никак не влияет; Б) улучшает; В) ухудшает. 5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе? А) лёгкие; Б) трахея; В) лёгочная артерия; Г) бронхи
Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких Тема урока:
Механизм дыхательных движений
Механизм вдоха и выдоха Легкие пассивны Следуют за грудной клеткой За счет разницы давления между легкими и плевральной полостью Вдох Диафрагма опускается Грудная клетка расширяется Падает давление в альвеолах Воздух поступает в легкие Выдох Межреберные мышцы расслабляются Грудная клетка опускается Диафрагма поднимается Объем грудной клетки уменьшается Давление в альвеолах становиться выше атмосферного Воздух выходит в о/с
В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м . ПОЧЕМУ? На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно.
Жизненная ёмкость легких
Изменение состава воздуха в лёгких Запишите в тетради как изменяется состав воздуха на вдохе и выдохе. (Для ответа на вопрос воспользуйтесь информацией текста стр. 132) Процентный состав воздуха изменяется в альвеолах. Почему это происходит?
Регуляция дыхания Дыхательный центр – совокупность нейронов, обеспечивающих деятельность дыхательной системы и её приспособление к условиям среды. Отдел вдоха Отдел выдоха Дыхательный центр располагается в продолговатом мозге.
Непроизвольная регуляция частоты и глубины дыхания. ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ Произвольная регуляция частоты и глубины дыхания. Дыхательным центром продолговатого мозга. Корой больших полушарий. Воздействие на холодовые, болевые и др. рецепторы может приостановить дыхание. Мы можем произвольно ускорить или остановить дыхание.
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ Частоту и глубину дыхания ускоряет Избыток CO 2 замедляет Недостаток CO 2 В результате усиления вентиляции легких дыхание приостанавливается, т.к. концентрация CO 2 в крови снижается.
Опыт « Измерение частоты дыхательных движений до и после физической нагрузки» Стр. 133. Задание № 2
Частота дыхательных движений Животные Частота дыхательных движений в 1 мин. ЛОШАДЬ 8 – 16 КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ 10 – 30 ОВЦА 10 – 20 СВИНЬЯ 8 – 18 СОБАКА 10 – 30 КРОЛИК 50 – 60 КУРЫ 22 – 25 КРЫСЫ 100 - 120 Частота дыхательных движений каких животных близка частоте дыхательных движений человека?
Заболевания органов дыхательной системы
Домашнее задание § 30 Практическая работа №8 «Измерение объёма грудной клетки во время вдоха и выдоха » (Стр. 131)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа по вариантам 1 Вариант – Охрана воздушной среды. 2 Вариант – Поражения органов дыхательной системы. Ход работы. Изучить текст стр. 134-135 Составить план ответа. Отчитаться о проделанной работе.
Искусственное дыхание
Заболевания органов дыхательной системы
Работа в парах Получите задания в виде «болезней органов дыхания» Подготовьте ответ по плану: А) Что болит? Б) Как болит? Г) Почему болит? Д) Профилактика. (Для поиска ответов на вопросы можете использовать Интернет)
1 . ОРВИ
2. Ринит
3 . Гайморит
4. Тонзиллит и ангина
5. Трахеит и бронхит
6. Хронический бронхит курильщиков
7. Туберкулез
8 . Пневмония
9. Одышка
10. Бронхиальная астма
Домашнее задание § 32 Повторить § 29-31 Подготовиться к проверочной работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.
3 Пищеварительная система – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез
4
Пищеварительный тракт человека достигает в длину 8-12 м
Ротовая полость Пищеварительный канал Глотка Пищевод Желудок Тонкий кишечник Толстый кишечник
Пищеварительные железы Слюнные Печени Поджелудочной железы Желудка
Итого=8+4+8+12=32 4 x 2 = 8 2 x 2 = 4 4 x 2 = 8 6 x 2 = 12 Ротовая полость . В ней происходит жевание и смачивание пищи слюной. Человек к 20 годам имеет в норме все 32постоянных зуба (включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости.
Задание Зарисуйте в тетради рисунок отвечающий на следующие вопросы: Сколько у взрослого человека во рту зубов? Как они расположены?
А) резцы – режут пищу Б) клыки – разрывают пищу В) малые коренные Г) большие коренные перемалывают пищу, могут иметь 2 – 3 корня имеют 1 корень
Строение зуба
Рецепторные зоны языка Язык принимает участие в пищеварительном процессе
Слюнные железы
Далее пища направляется в глотку . Она выполняет функцию глотания и участвует в дыхании. глотка
Пищевод – располагается между глоткой и желудком. У человека пищевод — мышечная трубка длиной около 25 см. Сокращаясь рефлекторно, стенки пищевода проталкивают пищевой ком в желудок.
16 Ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции. Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляют другие. Ферменты действуют только в определённой химической среде щелочной или кислой. Наиболее активно действуют ферменты при t тела, а при 70-100 С разрушаются. Секрет -
17 Продукты, содержащие питательные вещества Углеводы Белки Жиры Глюкоза Аминокислоты Глицерин, Жирные кислоты
Запишите выводы к уроку в виде ответов на вопросы: Что происходит с пищей в ротовой полости? Какую функцию выполняют секреты слюны: * муцин – * лизоцим – * амилаза и мальтаза – ? 3. При каких условиях эти вещества работают?
Домашнее задание § 33 Опыт «Проверка изменения количества и свойств слюны при употреблении различных продуктов питания » Сформулируйте правила ухода за зубами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пищеварение в желудке и кишечнике Тема урока:
Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала животных и человека, следующий за пищеводом. Емкость около 2л. Выполняет функции накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в кишечник. Железы желудка выделяют желудочный сок. 1 мышечный слой; 2 мышечный слой; 3 мышечный слой.
Опыт «Влияние ферментов желудочного сока на белки» Цель: Ход работы: Вывод:
Желудочный сок (ферменты, соляная кислота, слизь) вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки. 1кв.мм содержит около 100 желез.
Тонкая кишка – длина около 4,5 м. Окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь за счёт ворсинок, расположенных на её внутренней поверхности.
Функции тонкого кишечника Проталкивание пищи с помощью мышц Пристеночное пищеварение Всасывание питательных веществ в кровь
Функция № 1 ( внутреннее строение тонкого кишечника ) По тонкой кишке пища проталкивается с помощью мышц.
Функция № 2 Пристеночное пищеварение открыл А.М.Уголев . Он установил, что на «ворсиночных джунглях» оседают всевозможные ферменты, поэтому пищеварение здесь протекает очень активно. На 1 см 2 поверхности кишечника – 4 тысячи ворсинок. Поверхность всасывания = 200 м 2 , т.е. в 3 раза больше поверхности тела человека. Оказывается…
Внутренняя поверхность тонкой кишки Ворсинки Слизистая оболочка
Функция № 3 1 2 3 Строение ворсинки: . слой эпителия Питательные вещества всасываются в кровь. . мелкие артерии ветвятся на капилляры . лимфатический сосуд
Печень – самая крупная железа пищеварительной системы, имеет массу 1,5 кг. Протоки печени впадают в 12 – перстную кишку. Принимает участие в расщеплении жиров.
Поджелудочная железа - вторая по величине железа пищеварительного тракта, ее масса 60-100 г, длина 15-20 см. Вырабатывает поджелудочный сок, участвующий в расщеплении белков.
Толстая кишка - конечный отдел пищеварительной системы, основная роль которого — подготовка непереваренных остатков пищи к удалению из организма. В толстой кишке происходит всасывание основной массы воды и выделение некоторых метаболических шлаков и избытка солей. имеет длину 1,5 – 2 м и диаметр 5 см.
Рудиментарный орган -
Домашнее задание § 34
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участие ферментов в обмене веществ Лабораторный опыт «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»
Роль витаминов в организме Самостоятельная работа с таблицей 3 стр. 167 Задание – подготовить проект на тему «Витамины в нашей жизни» – двое учащихся
Нарушения обмена веществ Анорексия
Булимия Джон Брауэр Миннок (29.09 1941 — 10 .09 1983 г.) был самым тяжёлым человеком в истории медицины. В максимуме его вес оценивался около 600 кг, взвешивание было невозможным из-за размеров его тела, плохого состояния здоровья и полного отсутствия способности к передвижению. Джон Брауэр Миннок был внесён в Книгу рекордов Гиннеса .
Домашнее задание § 38
Проверка домашнего задания Выполнение заданий на определение энерготрат и составление рациона.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как видит глаз. Нарушения зрения Тема урока:
Почему цвет школьной доски зеленый? Зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, делают его устойчивым . Красный оказывает противоположное действие.
Зрительный образ Адаптация – Аккомодация –
Нарушения зрения и их предупреждение
Изучить правила позволяющие сберечь зрение. Стр. 201
Работа в парах Получите задания в виде «Нарушений зрения» Подготовьте ответ по плану: А) Нарушение зрения. Б) Причина нарушения. В) Профилактика. (Для поиска ответов на вопросы можете использовать Интернет)
Косоглазие
Дальтонизм
Гемералопия (куриная слепота)
Катаракта
Глаукома
Конъюнктивит
Бельмо
Травма глаза
Близорукость
Дальнозоркость
Домашнее задание § 46 Задания стр. 203
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Особенности ВНД человека Домашний опыт
Личность - это конкретный человек с его неповторимым сочетанием психических, физических и других качеств.
Личность - это конкретный человек с его неповторимым сочетанием психических, физических и других качеств.
Личность - это конкретный человек с его неповторимым сочетанием психических, физических и других качеств.
Характер - это Индивидуальны склад личности каждого человека
Темперамент - это Индивидуальная врожденная особенность функционирования центральной нервной системы каждого человека.
Типы темперамента
интроверт экстраверт холерик сангвиник меланхолик флегматик Эмоционально неустойчивый эмоционально устойчивый робкий. Боязливый, трудно приспосабливается , Необщительный, нелюдимый, пессимистичный, Надежный, добросовестный, верный, управляемый, спокойный. точный, Беспокойный, агрессивный, раздражительный, капризный, своенравный. активный, возбудимый. общительный, отзывчивый, Болтливый, беспечный, любящий покой, приятный в общении, оживленный.
ТЕСТ "ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА"
Интеллект - это или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию
Домашнее задание § 54 Опыт « Самоанализ черт собственного характера »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сон - это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности
Биологический ритм сна связан со сменой дня и ночи
Значение сна Мне снится сон, что сплю я непробудно, Что в грезы я надежно погружен. И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон.
Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. 1/3 жизни человек проводит во сне. Без сна жизнь невозможна. В проведенных опытах собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса, а собака, лишенная сна погибала на 12 день, хотя в весе теряла всего 5%. Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна.
Природа сна Фазы сна медленный сон (мышцы расслаблены, дыхание ровное, сердцебиение замедленно) быстрый сон (ритм сердечной деятельности повышается, глазные яблоки под закрытыми веками в движении)
Сновидения Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.
И снится чудный сон Татьяне, Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена. Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул..
Ее тревожат сновиденья, Не замечая, как его понять, Мечтанья страшного значенья Татьяна хочет отыскать. Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то. Увидел во сне пожар – к скандалу, мясо - к болезни. В чем причина такого совпадения?
Причина заключается в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие».
Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. Недосыпание, как и длительный сон, вредно организму. Взрослый человек в среднем должен спать 7-8 часов. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым, ленивым. Сонливость - это результат переутомления, усталости, а бессонница - это признак различных болезней.
Летаргический сон В мировой практике неоднократно встречаются случаи, когда медики устанавливали факт ложной смерти человека. Хорошо, если такой больной выйдет из состояния мнимой смерти до собственных похорон, но, по всей видимости, иногда в могилах оказываются живые люди... Так, например, при перезахоронении одного старого английского кладбища при вскрытии множества гробов в четырех из них были обнаружены скелеты, лежащие в неестественных позах, в которых их родственники в последний путь проводить никак не могли. Известно, что Николай Васильевич Гоголь, страдавший приступами летаргического сна, боялся быть заживо погребенным. Учитывая, что летаргию от смерти бывает отличить очень трудно. Гоголь наказал своим знакомым похоронить его только тогда, когда появятся явные признаки разложения тела. Однако в мае 1931 года, когда в Москве было уничтожено кладбище Данилова монастыря, на котором и был похоронен великий писатель, при эксгумации присутствующие с ужасом обнаружили, что череп Гоголя был повернут набок.
Есть версия, что летаргический сон Николая Гоголя был ошибочно принят за его смерть. К этому выводу пришли, когда при перезахоронении на внутренней обшивке гроба обнаружили царапины, кусочки обшивки были под ногтями Гоголя и изменено положение тела («Перевернулся в гробу»). Однако исследователи не рассматривают эту версию всерьёз
Женщина-феномен Назира Рустемоввя, которая заснула в четырехлетнем возрасте и проспала летаргическим сном 16 лет!!!
ЛЕТАРГИЯ - от греческого "лете" (забвение) и "аргия" (бездействие). -Уснула я в четыре года. Как это было, не помню, потому что была совсем маленькой. Скоро мне должно исполниться 36 лет, но из них я проспала 16. Родилась я в маленьком горном кишлаке под городом Туркестан Южно-Казахстанской области. По рассказам моей мамы знаю, что с детства я страдала сильными головными болями, потом однажды впала в состояние бреда, и меня отвезли в областную больницу, где я пролежала около недели. Врачи решили, что я умерла, так как не подавала никаких признаков жизни, и родители похоронили меня. Но в ночь после этого мои дедушка и папа услышали во сне Глас, который сообщил им, что они совершили тяжкий грех, так как похоронили меня живой. - Как же вы не задохнулись? - По нашим обычаям, людей не хоронят в гробах и не закапывают в землю. Тело человека оборачивают саваном и оставляют его в специальном подземном домике-могильнике особой конфигурации. Видимо, доступ воздуха туда был, несмотря на то что вход в могильник закрывают кирпичами. Родители дождались второй ночи и отправились "спасать меня". Как утверждает папа, саван был в некоторых местах даже порван, и это убедило их, что я действительно жива. Меня сначала отвезли в областной центр, но потом перевезли в научно-исследовательский институт в Ташкенте, где я и пролежала под специальным колпаком до просыпания
20 лет непробудным сном проспала Надежда Лебедин. Так и лежали они рядом - спящая непробудным сном дочь и умирающая мать. Родственники уже надежду потеряли, что хоть одна из них встанет с постели. Но произошло чудо. Надежда Лебедин, дочь, вдруг залилась слезами и открыла глаза спустя 20 лет, как заснула. По деревне пошел ропот. Надежда проснулась в день смерти матери. Людей на похороны собралось видимо-невидимо. Все хотели посмотреть на ожившую. А выглядела она на 34 года, хотя ей уже было 54 года. Она никак не могла поверить, что эти беззубые старушки ее подружки. Без нее появились холодильник, телевизор. Все 20 лет, пока она спала, у нее прощупывался пульс, дыхание было замедленное. Первые два года ей пищу вводили через зонд, но потом Надежда стала сама принимать пищу из ложечки.
Кома Кома ( коматозное состояние ) (от греч. κῶμα — глубокий сон) — остро развивающееся тяжёлое патологическое состояние, характеризующееся прогрессирующим угнетением функций ЦНС с утратой сознания, нарушением реакции на внешние раздражители, нарастающими расстройствами дыхания, кровообращения и других функций жизнеобеспечения организма. В узком смысле понятие «кома» означает наиболее значительную степень угнетения ЦНС (за которой следует уже смерть мозга), характеризующуюся не только полным отсутствием сознания, расстройствами регуляции жизненно важных функций организма.
Гипноз Гипно́з (греч. υπνος — сон ) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и фокусировкой на содержании внушения. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций, находящегося при этом в искусственно-вызванном состоянии заторможенности организма — дрёмы .
Лечение гипнозом активно применяется при лечении таких недугов, как избыточный вес и ожирение, неврозы всех форм, заикание, депрессии, страхи, отсутствие аппетита, перепады настроения, ощущение одиночества, паники и тревоги. Сейчас широко используют электросон. Больному на закрытые веки накладывают электроды и пропускают слабый ток. Загипнотизировав больного, его затем лечат внушением. Через слово можно повлиять на деятельность наших внутренних органов. Заговор болезни это есть не что иное, как внушение. Когда человек уверен, что заговор поможет, то это действительно может помочь.
Выдающийся прорицатель двадцатого столетия, Вольф Мессинг. Во́льф Григо́рьевич (Ге́ршикович) Ме́ссинг (10 сентября 1899, Польша — 8 ноября 1974,Москва, СССР СССР) — эстрадный артист, выступавший в СССР с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей.
Вопросы для закрепления Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования? Что происходит во время сна? Чем быстрый сон отличается от медленного? Каково значение сна? Сновидений?
Домашнее задание § 57 Повторить § 51 – 56 (Подготовиться к проверочной работе)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Размножение живых организмов
Основные формы размножения Бесполое Половое
мужчины и женщины - такие похожие и такие разные?
Гипотеза Мужчина – Адам, женщина – ребро Адама. Потому они едины, а значит похожи. Но Ева –его обособившаяся, выделенная часть, - и потому она другая.
Задачи * Исследовать строение мужской и женской половой системы. * Проанализировать физиологические особенности. * Выяснить важность ответственного поведения как социального фактора.
Строение мужской половой системы Предстательная железа Половой член Мочеиспускательный канал Протоки Яички Мошонка
Мужские половые клетки сперматозоиды
Строение женской половой системы Матка Яичник Маточная труба Шейка матки Влагалище
Женские половые клетки Яичник с желтым телом
Хромосомы имеются в ядрах всех клеток. Каждая хромосома содержит наследственные инструкции - гены .
Хромосомные наборы женщины и мужчины
Оплодотворение
Наследственные болезни
Ответственное поведение ? 1. Почему опасны ранние сексуальные контакты? 2. В чем состоит вред причиняемый алкоголем и наркотиками? 3. Какую форму поведения вы рекомендовали бы своим сверстникам в сложных ситуациях (сексуальное домогательства,навязывание употребления алкоголя, наркотиков)
Выводы 1.Мужчины и женщины имеют репродуктивные системы органов, образующих половые клетки. 2.Женская репродуктивная система образует женские половые клетки- яйцеклетки. Мужская репродуктивная система образует мужские половые клетки – сперматозоиды.
Домашнее задание § 59 § 60 (для самостоятельного изучения)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для начала – повторение изученного материала Личность, с позиции русского языка – это кто? Или что? Что такое характер? Сделай самоанализ – какой характер у тебя? Что такое темперамент? Вспомни результаты тестирования на прошлом уроке и сделай анализ своего темперамента. Что такое интеллект? Какие интеллектуальные способности особенно развиты у тебя?
Как ты считаешь какое еще свойство нервной системы не просто является важным, а еще и крайне необходимом в процессе обучения в школе, ВУЗе, да и просто в жизни?
Память Тема урока: 08.04.2020
Что такое память? Память – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время
Виды памяти По содержанию психической активности По степени волевой регуляции По продолжительности сохранения материала Двигательная Образная Эмоциональная Слуховая Непроизвольная Произвольная Иконическая (мгновенная) Кратковременная Долговременная Оперативная Генетическая
Импринтинг «Запечатленные» гусята следуют за «мамой» — К. Лоренцем
Александр Македонский Юлий Цезарь Наполеон Академик А.Ф. Иоффе Академик С.А. Чаплыгин РЕКОРДЫ ПАМЯТИ
Практическая работа №15 «Проверка кратковременной памяти » ( стр. 241) Не забудьте правила выполнения работы: Цель --------- Ход работы (краткое описание или ответы на поставленные вопросы)----------- Вывод -------------
Тест на проверку памяти (подсчитать баллы) 1. Сколько телефонных номеров вы храните в голове? Несколько – те, которыми постоянно пользуюсь – 2. Ни одного, даже свой иногда забываю – 1. Точно не считал, но много – 3.
2. Случается, что вы не можете вспомнить, о чем хотели поговорить с человеком? Бывает, если меня перебивают – 1. Никогда, меня и в других это раздражает – 3. Случается, если это что-то несущественное – 2.
3. Можете ли вы вспомнить какую-нибудь любимую одежду из дошкольного детства? Конечно, и не одну – 3. Нет, если только по фото – 1. С трудом, но игрушки помню – 2.
4. Вы можете забыть о важной встрече? Периодически этим страдаю – 1. Считанные разы бывало такое, когда забывал записать – 2. Нет, если она назначена в обозримом будущем – 3.
5. Часто ли вы приходите из магазина без нужной покупки? Страхуюсь – прохожу все отделы – 2. Нет, я точно помню, что мне нужно – 3. Да, если нужных покупок больше трех – 1.
6. Можете ли вы точно воспроизвести, что делали три дня назад? Да, если происходило что-то выдающееся – 2. Только в общих чертах – 1. Думаю, да – 3.
7. Помните ли вы слова детских или застольных песен? Не помню, потому что никогда не знал – 1. Не больше пары куплетов и припева – 2. И помню, и пою – 3.
8. Вы вспомните имя старого приятеля, с которым не общались много лет? Да, если раньше мы были близки – 2. Нет, для меня это проблема – 1. Если мы общались, непременно вспомню – 3.
9. Вспомните ли вы дорогу, по которой однажды уже ходили? Едва ли, я типичный «топографический кретин» – 1. Возможно не сразу, но в процессе поиска вспоминаю – 2. Скорее всего, у меня хорошая зрительная память – 3.
10. Вы забываете о днях рождения родных и близких? Нет, но это заслуга записной книжки – 2. Да, на меня уже даже не обижаются – 1. Нет, помню даже, сколько кому лет – 3.
Вы набрали: 16 и менее баллов Вы отличаетесь не только отсутствием памяти, но и рассеянным вниманием. Можно, конечно, над этим умиляться, но жить с таким «набором» сложно. Не исключено, что вам просто не хватает самоорганизации и примитивный еженедельник значительно облегчил бы ваше существование. Но лучше все-таки начать уделять внимание развитию памяти , решать головоломки и кроссворды, учить стихи и иностранные языки .
Вы набрали: От 17 до 23 баллов У вас память достаточно посредственная. Возможно, проблема в большом объеме информации, которой забита ваша голова, но нужный «файл» извлечь не всегда удается. Поэтому разгрузите голову, воспользовавшись современными средствами напоминания: на работе – компьютер, электронные записные книжки, в быту – мобильный телефон, таймеры и будильник .
Вы набрали: 24 и более баллов Память и внимание – ваша сильная сторона. Возможно, это природное качество, но все равно не стоит «перегружаться». Психологи утверждают, что люди, которые никогда ничего не забывают, живут в состоянии постоянного напряжения, ощущают груз тревоги и внешних запретов. А кроме того, нередко лишают себя радости творчества и открытий.
Тест на зрительную память (на 10 секунд откройте картинку. Закройте её. Что запомнили?
Тест на зрительную память
Домашнее задание § 55 Прислать в Дневник ру . Фотографии двух работ: Самоанализ черт собственного характера ПР № 15 « Проверка кратковременной памяти»