Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности.

Домрачев Павел Вячеславович

Нормативно-правовые основы педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3_0.docx302.6 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности.

Нормативно-правовые основы педагогической деятельности.

 

Говоря о нормативно-правовой базе учителя иностранного (английского) языка, следует отметить, что она делится на федеральные и внутри школьные документы. К федеральным документам относятся:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

К внутришкольным документам относятся:

  1. Образовательный план на основе базисного учебного плана.
  2. Календарно-тематическое планирование.
  3. Рабочая программа.

Хотелось бы остановиться на федеральных документах, так как они являются неотъемлемой частью образовательного процесса.Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012) система образования «включает в себя… 

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;  

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования». 

Таким образом, образование – это сложная, многоуровневая и разветвлённая система, участники которой вступают в разнообразные отношения. Поэтому возникает необходимость государственного правового регулирования образовательных отношений. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности изложены в ряде законодательных актов, постановлений Правительства РФ, приказов Министерства образования и науки (Минобрнауки) и иных нормативных документах федерального, регионального, и муниципального уровня, а также в локальных актах образовательных организаций.

В соответствии с уровнями управления образованием, все нормативные акты можно разделить на федеральные, региональные, муниципальные и локальные.

 

Самый верхний уровень федеральной нормативно-правовой базы педагогической деятельности в нашей стране – это Конституция РФ. Право граждан РФ на образование закреплено в  ст. 43, согласно которой…

1. Каждый гражданин имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

Следующий уровень – уровень федеральных законов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.  

Данный закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования» (ст. 1). 

Оба этих акта (Конституция и Федеральный закон) имеют неограниченный срок действия (действующая Конституция принята в 1993 году, а предыдущий закон «Об образовании» просуществовал 20 лет). Наряду с ними в нормативно-правовую базу образования входят и другие акты.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2011-2015 гг.).

Содержание и организацию образовательного процесса регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), разработанные и периодически перерабатываемые для каждого уровня общего образования (начального, основного, полного).

ФГОС конкретизируются в примерных основных и предметных образовательных программах.

Ознакомиться с ФГОС общего образования и примерными образовательными программами можно на официальном сайте Минобрнауки и на сайте «Федеральные государственные образовательные стандарты».

К федеральной нормативно-правовой основе профессиональной педагогической деятельности относятся также приказы Минобрнауки и иные нормативные документы, определяющие порядок реализации в системе образования федеральных законов и постановлений Правительства РФ.

Примеры таких нормативных актов:

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- ежегодные приказы об утверждении расписания ЕГЭ.

Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные нормативные документы. 

Региональные акты размещаются на официальных  сайтах региональных министерств и департаментов образования.

На уровне муниципальных отделов управления образованием разрабатываются и принимаются нормативные акты, имеющие правовую силу в пределах данного города или района.

Наконец, правовое регулирование образовательных отношений осуществляется и внутри образовательных организаций. Для этого служат локальные акты. 

Локальный акт – это правовой документ, основанный на действующих нормах законодательства, принятый в установленном порядке органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения.  

К нормативным локальным актам образовательной организации относятся…  

- устав образовательной организации – основной локальный акт, регламентирующий её деятельность;  

- положения (устанавливают правовой статус структурного подразделения, порядок реализации полномочий); например положение об ученическом совете школы; положение о предметных олимпиадах и т.д.; 

- инструкции (определяют порядок  осуществления какой-либо функции, деятельности); например, должностные инструкции работников школы; 

- правила (регламентируют отдельные стороны деятельности образовательной организации и участников образовательного процесса); например, правила для учащихся.

 

Многоуровневая система правового регулирования отношений в системе образования позволяет конкретизировать общие положения российского законодательства в форме, доступной для их исполнения на местах, обеспечивает гибкость действующих правовых норм, учёт региональных и местных особенностей образования и реальных условий педагогической деятельности.

 

Образовательная политика и основные направления модернизации образования в России

 

Социальная ответственность государства в сфере образования реализуется в его образовательной политике.

 

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены следующие принципы государственной образовательной политики:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

 

Одним из важнейших направлений государственной образовательной политики является модернизация российского образования

Модернизация (от англ. modern – обновленный, современный) в широком смысле – процесс изменения чего-либо, в соответствии с современными требованиями.  

Образование должно всегда соответствовать требованиям времени, иначе оно просто не сможет обеспечивать постоянно развивающиеся потребности общества.

 

Сегодня главная задача модернизации российской системы образования состоит в  обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства. 

Так, в качестве цели Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. заявлено обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.  

Среди частных задач модернизации образования до 2015 года выделяются:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

Инновационные процессы в образовании

 

Модернизация образования сегодня невозможна без активной инновационной деятельности, ведь соответствие требованиям нового времени обязательно предполагает введение чего-либо нового в модернизируемый объект.  

Инновация в образовании – это введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса для развития образования и оптимизации образовательной системы.  

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования посвящена отдельная статья (ст. 20). В качестве цели экспериментальной и инновационной деятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». 

Инновационная деятельность, согласно данному ФЗ, должна быть «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». В законе также указывается, что в ходе инновационной деятельности «должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом».

 

Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский). Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).  

Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В современном образовании инновации приобретают всё более широкое распространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.

 

Образование как социально обусловленный процесс основывается на объективно существующих противоречиях, которые при определённых условиях становятся его движущими силами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации, происходящие в нём. Наиболее общее противоречие – это противоречие между постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении, воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благ человеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы в удовлетворении этих потребностей – с другой. К частным относятся противоречия…

-     между массовым характером образования и необходимостью индивидуального развития личности в образовательном процессе;

-     между социальным заказом и содержанием школьного образования;

-     между целостностью личности как продукта образования и множественностью компонентов и факторов образовательного процесса;

-     между повышением профессионально обусловленных требований к педагогу и имеющимся у него уровнем профессионально-педагогической компетентности;

-     между гуманистической направленностью современного образования и нормативно-командным характером управления учебно-воспитательным процессом и др.

 

Любое из перечисленных противоречий становится движущей силой инновационного процесса, если...

а) разрешение противоречия осознаётся участниками инновационного процесса как необходимое, личностно и социально значимое;

б) разрешение противоречия представляется осуществимым;

в) противоречия преодолеваются последовательно, с опорой на возможности имеющейся образовательной системы и предыдущий опыт участников инновационного процесса.

 

Логика инновационного процесса подчинена идее модернизации и оптимизации образовательной системы и отражает путь обновления образовательной системы, включающий выдвижение идеи, разработку проекта, экспертизу новшества, его внедрение и корректировку, распространение и рутинизацию нового опыта.

 

Опираясь на работы Ю.К. Бабанского, П.И. Карташова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, Л.С. Подымовой, в проблеме педагогических инноваций можно выделить два основных аспекта:

1)   внедрение достижений педагогической науки в практику образования;

2)   изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.  

В любой сфере деятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга, обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. Следовательно, оба выделенных аспекта логично рассматривать как главные составляющие единого инновационного процесса, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой.

 

Анализ психолого-педагогической и методической литературы  выявляет следующие источники инновационных идей:

-     социальный заказ, выражающий потребности страны, региона, города, района, села;

-     директивные и нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней управления образованием;

-     достижения различных наук о человека;

-     опытно-экспериментальная работа психолого-педагогической направленности;

-     имеющийся передовой педагогический опыт и зарубежный опыт в сфере образования;

-     творчество педагогов и руководителей образовательных учреждений, обусловленное необходимостью преодоления кризисных состояний в педагогической деятельности, поиска нестандартных решений педагогических и управленческих задач, как путь проб и ошибок.

 

А.М. Соломатин и Л.Г. Сосновская  отмечают, что «приоритетными целями современной школы становится качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений. Это, в свою очередь, приводит к отказу от ориентации на „равномерность знаний“ в различных образовательных областях, допускается возможность того, что в разных образовательных областях учащиеся могут иметь различный уровень образованности». Современная школа становится адаптивной, стремящейся подготовить выпускников к жизни в новых социально-экономических условиях, в то же время сама адаптируясь к их личностным особенностям. Социальный заказ, выраженный в целях образования, делает приоритетным не просто формирование высокого уровня знаний у выпускников, но развитие их исследовательских умений, творческих способностей.

 

Гуманистическая педагогика выработала ряд требований к осуществляемым в школе инновационным процессам:

- изменение целевой установки школы;

- переориентация внутренних личностных установок педагога на гуманистическую сущность инновации;

- индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания;

- создание благоприятной социально-психологической и предметно-пространственной образовательной среды;

- обеспечение социальной и психологической защиты детей;

- создание условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика;

- вера в ученика, в его силы и возможности, принятие ребёнка таким, какой он есть;

- обеспечение успешности обучения и воспитания;

- обоснованность уровня развития каждого ученика;

- гуманизация образовательных отношений;

- гуманитаризация образования, усиление его общечеловеческой, межпредметной направленности;

- научно-методическое обеспечение инноваций.

 

Для педагога-профессионала сегодня становится обязательным участие в происходящих инновационных процессах, а это значит, что в современных условиях существенно возрастают требования к нему.

 

Дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии

 

В развитии педагогической профессии существует две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции: с одной стороны, внутри неё наблюдается дифференциация (разделение), с другой – интеграция (объединение) видов педагогической деятельности.      

Внутрипрофессиональная дифференциация представляет собой разделение труда внутри профессии между более узкими специалистами. Тенденция внутренней дифференциации наблюдается у всех достаточно долго существующих профессий.  

Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической профессии – это разделение труда внутри педагогической профессии, которое заключается:  

- в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся); 

- в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.

 

Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов. 

Первая группа ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д. Так, если ещё в середине прошлого века личность ребёнка формировалась преимущественно под влиянием семьи, школы и ближайшего социального окружения, то с развитием информационно-коммуникационных технологий мощными средствами воздействия на сознание человека во второй половине XX в. стало телевидение, а в начале XXI в. – интернет. Без учёта этих изменений эффективное воспитание было бы невозможно, поэтому они повлекли за собой появление новых видов педагогической деятельности.  

Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах. Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия. В современных школах учителя, не имеющие педагогического образования, стали редкостью, усилилась их специализация педагогов в том виде профессиональной деятельности, которой они занимаются, выделились новые направления их подготовки. Так, в 1970-1980-е гг. в школах стала проявляться тенденция к специализации по различным видов внеклассной работы (художественной, спортивной, туристско-краеведческой и др.). В настоящее время в общеобразовательных школах также востребованы специалисты, деятельность которых не предполагает преподавание обязательных предметов, но очень важна для разностороннего развития учащихся (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности и др.). 

 

Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:  

- по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);  

- по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).

 

В результате дифференциации в педагогической профессии выделяются различные педагогические специальности. Для характеристики той или иной отрасли педагогической деятельности используются понятия «педагогическая специализация» и «педагогическая квалификация». 

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог (см. рис. 2.1). 

image

Рис. 2.1. Специальности педагогической профессии 

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету. 

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности специалиста. Говоря «специалист высокой квалификации», мы имеем в виду уровень, а употребляя выражение «специалист соответствующей квалификации» – вид профессиональной подготовленности.  Уровень педагогической квалификации определяется на основе квалификационной характеристики – научно обоснованной совокупности знаний и опыта профессиональной деятельности, изложенной в форме нормативов.

 

Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям

Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства. Например, специализация учителя может идти по преподаваемому предмету (русский язык, математика, химия, история и т.д.). 

Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью.  

В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов (нарушения зрения, слуха, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). Например, сурдопедагог осуществляет обучение и воспитание лиц с нарушением слуха, а олигофренопедагог работает с умственно отсталыми. 

 

Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности. Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития.  

Недостатки дифференциации педагогической профессии остро чувствуют дети при переходе из начальной школы в основную: раньше все основные предметы у них вёл один учитель, а теперь преподают разные педагоги, и это становится одной из проблем адаптации ребёнка к новым условиям обучения.  

 

Издержки дифференциации компенсируются благодаря процессу интеграции, который реализуется в объединении усилий отдельных педагогов, а также в расширении их функций и сферы деятельности.

Примером объединения усилий представителей разных педагогических специальностей может служить высокоразвитый педагогический коллектив, предъявляющий воспитанникам единые требования и согласованно осуществляющий процесс воспитания. Другой пример – временные объединения педагогов разных специальностей, создаваемые для разработки и реализации различных социально-педагогических проектов, для обмена опытом, поиска путей решения актуальной проблемы и т.д.  

Расширение функций и сферы деятельности педагога особенно актуально в условиях индивидуальной работы или работы педагога с небольшим количеством воспитуемых, а также в условиях, когда важным фактором успеха является установление с воспитуемыми особых доверительных отношений. Например, классный руководитель, помимо преподавания своего предмета, организует разнообразную деятельность ученического коллектива, осуществляет индивидуальную работу с детьми, взаимодействует с их родителями, с учителями-предметниками, работает с документами. В качестве ещё одного примера можно привести потребность многих сельских школ в педагогах-универсалах. Эта потребность обусловлена тем, что в условиях небольшого количества учащихся и учителей, удалённости школ от центров организации детского досуга и дополнительного образования каждому педагогу приходится совмещать в одном лице разные специальности, осваивать новые функции.

 

Несмотря на разную направленность, дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии тесно связаны друг с другом, их единство можно увидеть даже в одной педагогической специальности. Так, учитель начальных классов – отдельная (дифференцированная) специальность, однако в ней интегрированы разные предметы, имеющие существенные отличия в методике преподавания, а также объединены функции учителя и классного руководителя. Другой пример – педагог-психолог (с одной стороны, это отдельная педагогическая специальность, с другой – интеграция функций педагога и психолога). 

Взаимосвязь дифференциации и интеграции обеспечивает развитие педагогической профессии, приводя к появлению новых специальностей, новых квалификационных требований и новых направлений развития педагогической деятельности.

 

Прогнозы развития профессий в сфере образования

 

Образование постоянно развивается, а вместе с ним изменяется и педагогическая деятельность. И сегодня можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем появятся новые педагогические специальности, а возможно – и новые профессии, объединяющие в себе элементы педагогической деятельности с деятельностью из других отраслей. 

В начале 2014 г. был представлен «Атлас новых профессий», составленный Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив. По мнению авторов данной разработки, к 2030 году в сфере образования появится ряд новых профессий.

 

До 2020 года в сфере образования ожидается появление следующих профессий и новых педагогических специальностей.  

Модератор – специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности.  

Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.  

Организатор проектного обучения – специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью.  

Координатор образовательной онлайн-платформы – специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам / дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы.  

Ментор стартапов – профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов (инновационных бизнес-проектов), курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.  

Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов.

 

Некоторые новые профессии и педагогические специальности появятся в сфере образования в период с 2020 по 2030 гг. Согласно «Атласу новых профессий», это будут… 

Игропедагог – специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.  

Разработчик образовательных траекторий – профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.  

Тренер по майнд-фитнесу – специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.  

Разработчик инструментов обучения состояниям сознания, который создаёт программы и оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).

 

Появление новых профессий – не единственное изменение в образовании, которое прогнозируют специалисты. По их мнению, скоро перестанет быть востребованной лекционная деятельность преподавателя (устная передача обучающимся систематизированных знаний из учебной литературы).  

Авторы «Атласа новых профессий», считают, что уже к 2020 году преподавателей-репродукторов, воспроизводящих содержание учебных пособий, заменят записи лекционных видеокурсов. Круг задач преподавателей-репродукторов будет меняться благодаря развитию образовательных технологий и изменению запросов студентов. Записывание стандартного лекционного курса под диктовку снижает мотивацию к учебе, любую информацию можно найти в сети Интернет, а ведущие вузы мира предлагают различные сертификационные бесплатные и платные онлайн-курсы любому желающему. Лекторы должны давать учащимся уникальный опыт, который им по-другому не получить. Поэтому со временем лекции «вживую» будут читать только те, кто либо обладает уникальными знаниями и опытом, либо обладает высоким артистизмом и умением обращаться с аудиторией. Источник : http://si-sv.com/Posobiya/vved_v_ped/tema_2.htm#Нормативно-правовые_основы_педагогической_деятельности