Методическая копилка
цель:сформировать представление о взаимосвязях музыки и других видов искусств и понимание того, что источником любого творчества является жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_muzyki.doc | 120.5 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_muzyke_6_klass1.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Роженцовская средняя образовательная школа
Методическая разработка
УРОКА МУЗЫКИ
ПО ТЕМЕ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА»
5 КЛАСС
Выполнил: учитель музыки Домрачев Павел Вячеславович
2014 год
1. Тема полугодия Тема урока | Музыка и изобразительное искусство Музыкальная живопись и живописная музыка |
2. Цель урока | Сформировать представление о взаимосвязях музыки и других видов искусств и понимание того, что источником любого творчества является жизнь. |
3. Задачи: - образовательные - развивающие - воспитательные | - научить понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; - раскрыть жизненную основу искусства; - развивать образно-ассоциативное восприятие; - развивать вокально-хоровые, слушательские и аналитические навыки на основе музыкально-художественных образов; - развивать творческие умения, способность к самовыражению; - воспитывать способность чувствовать и видеть прекрасное в искусстве; - воспитывать интерес к музыкальному искусству и потребность общения с музыкой и другими видами искусства
|
4. Тип урока Место урока в теме | Урок закрепления знаний Расширение знаний |
5. Жанр урока | Творческая мастерская |
6. Вид урока | Урок – размышление |
7. Информационно- методическое обеспечение | Видео-записи: - м/ф «Маскарад» (реж. В.Самсонов), - концертное выступление А.Бондаренко (фортепиано); СД-диск с музыкальными записями (фонограмма песни «С нами друг» Г.Струве, «Пушкинский вальс» С.Прокофьева в симфоническом звучании); нотный сборник с песнями Г.Струве; Литературные произведения: - А.Экзюпери «Маленький принц» (гл. VIII), - стихотворение В.Лазарева «Мне снилась музыка»; Зрительный ряд: - «Солнце искусства», - ряд слов-ассоциаций к понятиям «искусство» и «жизнь» - текст припева песни «С нами друг», - портрет композитора С.Прокофьва, - словарь эмоциональных терминов; - рисунок «музыки души»: карточки для рисунка музыки
|
8. Содержание | - песня «С нами друг» Г.Струве, сл.Н. Соловьевой; - песня «С нами друг» Г.Струве (минус); - отрывок из книги А.Экзюпери «Маленький принц» (гл.VIII); - м/фильм «Маскарад» (реж. В.Самсонов); - «Пушкинский вальс» С.Прокофьева (А.Бондаренко- ф-но); - «Пушкинский вальс» С.Прокофьева (симф. оркестр); - стихотворение «Мне снилась музыка» В.Лазарева |
9. Понятия | искусство; удивление; живопись по стеклу; композиция; развитие, кульминация; интонационная выразительность; цветовая гамма; музыкальное переложение – обработка. |
10. Методы обучения: - методы стимулирования и мотивации - методы организации и осуществления учебных действий и операций - методы контроля и самоконтроля | - создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся; - создание эффекта удивления и ситуации успеха; - «Проблемное поле»; - соучастие; - поощрение. - эмоциональной драматургии; - интонационно-стилевое постижение музыки; - ассоциативный поиск связей разных искусств; - наблюдения; - сравнения; - размышления; - погружения; - моделирования художественно - творческого процесса; - творческих преобразований; - визуализации. - наблюдения; - беседа; - слуховой контроль; - проверка слушательской культуры; - исполнительская деятельность; - творческий эксперимент. |
11. Проблема урока | Источник искусства – жизнь. Удивление помогает по-новому увидеть жизнь, рождает творческую мысль, вдохновляет на творчество. |
12. Прогнозируемые результаты | - знание определенных понятий, терминов; - умение сопоставлять и сравнивать музыку и живопись, находить образную связь искусств; - в процессе творческого поиска через ассоциативное мышление находить художественные образы в произведении; - умение ориентироваться в музыкальном языке произведений, средствах выразительности, приемах развития музыки, способах исполнения; - соотносить собственное эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием музыки, уметь образно представлять музыку; - анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументировать исполнительский замысел; - передавать свои музыкальные впечатления (в словесной и изобразительной форме); - понимать связь: искусство – жизнь. Убедиться в том, что удивление – источник вдохновения; - раскрыть в себе творца.
|
Художественно-педагогическая идея | В процессе художественного восприятия произведений различных видов искусств формировать у учащихся нравственно-эстетические и эмоциональные переживания. Путем творческого поиска стать истинными открывателями жизненной основы искусства и себя, как творческой личности. |
Структура урока музыки
Художественная драматургия
Пролог – Завязка – Развитие действия – Кульминация – Развязка – Эпилог
Структурные этапы урока | Части урока | Задачи по содержанию этапов урока |
I. Пролог. | 1. Организационная часть. 2. Вокально-хоровая работа. | Подготовка учащихся к деятельности на уроке. Сообщение темы и цели урока. Введение учащихся в определенное эмоционального состояния (творческое раскрепощение). |
II. Завязка. | 3. Постановка проблемы урока. 4. Работа с литературным текстом. | Определение проблемного вопроса и основных задач урока. Подготовка учащихся к творческой деятельности, импульс к действию. |
III. Развитие действия. | Основная часть урока – творческая мастерская: 5. М\фильм «Маскарад» худ. и реж. В.Самсонов 6. Видео-фрагмент – А.Бондаренко (фортепиано) | Восприятие, осмысление связи «живопись – музыка – жизнь» в творческом поиске. |
IV. Кульминация. | 7. Творческий эксперимент. | Осознание связи «музыка – живопись – жизнь» в творческой деятельности. |
V. Развязка. | 8. Обобщение, умозаключение. | Утверждение основной мысли – разрешение проблемного вопроса урока. |
VI. Эпилог. | 9. Заключительная часть. | Анализ самоощущений, осознание себя, как творческой личности. |
Сценарий урока
I
1. На доске тема урока, записанная не полностью: живопись и
музыка.
(По ходу урока дописать «Музыкальная живопись и живописная музыка»).
Приветствие. Обращение к теме урока.
Учитель: - Сегодня мы поговорим о взаимосвязях музыки, живописи и других видов искусства. И, я думаю, что в течение урока мы сможем расширить тему, написанную на доске.
Как вы думаете, что нас на уроке музыки может объединить, сплотить?
Ученики: – музыка, песня.
Учитель: - Предлагаю начать наше совместное творчество с песни.
2. Распевка :
Приемом «эхо» на слог «ля» пропеваем мелодию припева песни «С нами друг» Г.Струве.
Учитель: - На доске написан текст припева песни «С нами друг», а мелодию мы только что пели на «ля». Попробуем теперь спеть припев со словами. (Похвалить)
Припев мы поем все вместе, а в куплетах звучит музыкальная перекличка. Сейчас мы будем петь песню полностью. Будьте внимательны, в куплетах короткие фразочки (я пою, вы, как эхо, повторяете).
Песня «С нами друг» Г.Струве, сл. Н.Соловьевой – исполнение
Учитель: - Как песня помогла нам сдружиться? – Что в ней особенного?
Ученики: - мы пели вместе, песня радостная, светлая, дружная.
II
3. Учитель: - Теперь мы, как настоящие друзья, можем смело отправляться по творческому пути нашего урока. И пусть в дороге нам будет светить Солнце Искусства. Чтобы солнышко заиграло своими лучами, назовем - какие виды искусства вы знаете?
(Оформляем на доске: рисунок «Солнышко искусства», где в круге солнца написано слово «Искусство», а в его лучах названы виды искусства – литература, живопись, музыка, театр, кино…)
Учитель: - Разные искусства освещают нашу жизнь.
Задумаемся, а что же такое искусство, и какое значение имеет искусство в нашей жизни?
- Какие ассоциации возникают в вашем воображении к словам искусство – человек. Назовите их.
(Учитель записывает ассоциации детей на доске.)
Ученики: - вдохновение,
творчество,
труд,
память,
красота,
чувства,
картины природы,
переживания,
любовь,
музыка души, …
Учитель: - Действительно, искусство неразрывно связано с нашей жизнью. Еще древнегреческий поэт Еврипид сказал: «Истинной жизни нет без искусства».
И сегодня на уроке я предлагаю вместе поразмышлять и ответить на вопросы:
- Откуда выбирают люди искусства темы для своего творчества?
- Из какого источника рождается искусство?
- Что объединяет разные виды искусства?
И помогут нам ответить на вопросы, конечно, произведения искусства.
4. Учитель: Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами.
Обратимся к книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Я прочитаю небольшой фрагмент, а вы постарайтесь с помощью «внутреннего зрения» увидеть то, о чем идет речь.
Зачитывается фрагмент:
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы - у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка!
Таинственные приготовления длились день за днем. И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:
- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная...
Маленький принц не мог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!
- Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!
Учитель: - Что увидел на своей планете Маленький принц?
Ученики: - чудо, особенный необычный цветок.
Учитель: - А что было необычного, непохожего на все остальные «ростки и былинки» в этом цветке?
Ученики: - красота.
Учитель: - Красота, которой Маленький принц еще не видал (ведь все остальные растения были очень скромные и простые).
Роза, которая расцвела на планете Маленького принца, была «так прекрасна, что дух захватывало».
Учитель: - Маленький принц увидел красоту на своей маленькой планете. У нас планета огромная. Как вы думаете, чтобы увидеть красоту нужно попасть в какое-то особенное место, куда-то ехать?
Ученики: - нет, можно увидеть красоту рядом, в нашей жизни.
Учитель: - Но ведь мы каждый день идем одной дорогой в школу, общаемся с одними и теми же людьми… Что должно произойти, чтобы знакомое стало новым, необычным?
Ученики: - мы должны удивиться.
Учитель: - Увидеть в «старом» новое можно только тогда, когда ты становишься более внимательным, более чутким, доверчивым.
- Попробуем быть такими…
III
5. Учитель: - Сейчас вы увидите живописный этюд на темы зимней природы, который создал для нас художник-мультипликатор в особой технике – живопись по стеклу. В фильме будет звучать музыка. Посмотрите, послушайте, а потом поделитесь впечатлениями и расскажите, что вас удивило.
Просмотр мультфильма «Маскарад» (реж. В.Самсонов).
Учитель: - Понравилось? - А что удивило вас?
Разговор о красоте, об «обычности», которая стала красотой – пейзаж, знакомый и близкий нам с детства претворен в особый мир, мир красоты: красок и музыки.
Учитель: - Какие средства художественной выразительности в живописи уподобляются музыкальным?
Ученики: - цвет живописи,
настроение,
теплые тона,
свет,
линии развития,
особый ритм (текучесть линий),
лиричность восприятия.
Учитель: - Кисть живописца завораживает – кругом тихая, светлая радость в пробуждающейся природе и в наших сердцах, в которых звучит музыка. Сочетание цветовых оттенков создает нежно-ликующую гамму.
Учитель: - Как вы думаете, почему свой фильм художник и режиссер Владимир Самсонов назвал «Маскарад»?
Ученики: - в фильме видим яркий праздник, который звучит светлой радостной музыкой, маскарад кружит нас в ритмах танца.
Учитель: - Сейчас мы не только увидели, но и смогли услышать живопись. Как можно сказать о живописи, которая зазвучала для нас музыкой? Какая это живопись?
Ученики: - музыкальная.
(Записать в теме на доске: музыкальная живопись).
6. Учитель: - Наш творческий путь под солнцем искусства продолжается. Из мира кино мы отправляемся в театр – в концертный зал. На телевизионной заставке мы видим исполнительницу музыки – Александру Бондаренко.
Исполнитель музыки – это не только музыкант, но и артист, который не просто играет музыку, а раскрывает свои переживания в ней.
Послушайте музыку, а потом расскажете, как вы ее смогли почувствовать.
Чтобы вам легче было высказать словами то, как вы поняли музыку, можно обратиться к эмоциональным терминам из словаря В.Г. Ражникова.
Звонко искрясь бодро игриво бойко легко полётно задорно ярко лучезарно невесомо значительно жизнеутверждающе окрылённо призывно ликующе восторженно Робко застенчиво смущённо стыдливо осторожно боязливо растерянно Таинственно вкрадчиво загадочно затаённо колдовски | Энергично мужественно решительно смело сильно твердо упруго гордо уверенно с достоинством настойчиво отважно напористо непокорно беспощадно злобно Спокойно мирно безмятежно добродушно просто светло прозрачно беззаботно невозмутимо покорно
| Страстно порывисто горячо бурно стремительно нетерпеливо буйно мятежно могущественно по-царски Властно воинственно сурово твердо чеканно повелительно волево Взволнованно обеспокоенно тревожно с отчаянием Торжественно величественно победно призывно ликующе восторженно значительно открыто жизнеутверждающе | Сосредоточенно сдержанно степенно размеренно серьезно строго Поэтично мечтательно сердечно задушевно напевно чутко завороженно Нежно ласково любовно радушно мягко благородно приветливо доверчиво Элегантно тонко изящно грациозно искусно капризно хрупко изнеженно
|
Видео-фрагмент - Александра Бондаренко (фортепиано)
Учитель: - Какая музыка прозвучала? (по одному слову):
Ученики: - насыщенная, быстрая, непрерывная,
меняющаяся, энергичная, ритмичная,
неутомимая, радостная и тревожная, взволнованная,
душевная, взлетающая, страстная, порывистая, …
Учитель: - Какое состояние души передает музыка?
Ученики: - взволнованность, душевные переживания.
Учитель: - Какие чувства вызывает у нас, слушателей?
Ученики: - мы живем с музыкой: радуемся и волнуемся, ободряемся и задумываемся…
Учитель: - Можем ли мы прочувствовать собственное отношение исполнителя А.Бондаренко к этой музыке?
Ученики: - да, очень эмоциональное исполнение на фортепиано.
Учитель: - А можно ли сказать, что сейчас прозвучала уже знакомая нам музыка?
Ученики: - ??
Учитель: - Вы удивитесь, но эту музыку мы с вами слышали только что в м\ф «Маскарад». Но сейчас в своем исполнении на фортепиано Ал. Бондаренко открыла совсем иной мир этой музыки, совсем другое истолкование. Это музыка человеческой души, выражение «освобожденного чувства». Это уже не просто кружащийся, летящий танец вальс, это «вальс характера, вальс мысли, вальс образа» (Б.Асафьев), вальс человеческой жизни.
- Мы послушали сейчас произведение С.С. Прокофьева (показать портрет) «Пушкинский вальс».
IV
7. Учитель: - С.С. Прокофьев написал «Пушкинский вальс» для симфонического оркестра. В исполнении А. Бондаренко мы слушали обработку, а теперь послушаем оригинал – «Пушкинский вальс» в исполнении симфонического оркестра.
Хотя никакой определенной программы этот вальс не имеет, мы все равно ощущаем особенность пушкинской эпохи: чувственность, чистота и гармоничность внутреннего мира, красота выражения.
И когда будет звучать музыка, позвольте мне прочитать стихотворение «Мне снилась музыка» Владимира Лазарева, которое, как мне кажется, помогает не только почувствовать музыку, но и увидеть ее.
- На столе у вас есть листочки бумаги не случайно. Сейчас вы будете не только слушателями, но и творцами. Слушаем, видим музыку и попробуем изобразить рисунок музыки (у кого-то это будут просто линии мелодии, у кого-то может быть сюжетная картинка). Это ваше восприятие и видение музыки.
Сможет ли музыка открыть в вас художника?
Звучит «Пушкинский вальс» в исполнении симфонического оркестра.
В самом начале музыки звучит стихотворение В. Лазарева «Мне снилась музыка».
Дети рисуют под музыку.
В. Лазарев «Мне снилась музыка»
(Посвящается Евгению Светланову)
Мне снилась музыка...
Я звуки чистые ловил
На острия дрожащих веток,
Ко мне летели соловьи,
Сквозь вьюгу пущенные светом.
Мне снилась музыка...
Всё — музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья.
Мне снилась музыка...
И потрясенная до дна,
Душа входила в пору таянья...
Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка...
После слушания рассматриваем рисунки детей.
Учитель: - Музыка помогла вам стать художниками. Можно назвать музыку живописной? Ученики: - да.
(Записываем на доске в теме урока: живописная музыка.)
V
8. Учитель: - Мы сегодня на уроке все были немножко творцами: мы удивлялись неожиданной красоте, мы сопереживали и волновались, мы пробовали свои художественные силы.
Мы смогли расширить наши представления об искусстве живописи и музыки.
Обратимся к записи темы урока на доске. Какая словесная часть объединяет эти словосочетания?
Ученики: - живо (учитель подчеркивает эту часть слова на доске).
Учитель: - Живо, живое, жизнь.
Попробуем создать еще одну цепочку ассоциаций к слову жизнь.
Ученики: (называют, а учитель записывает на доске)
– радость,
успех,
работа,
счастье,
любовь,
игра,
путешествия,
родной дом,
природа, …
Учитель: - Что особенного вы заметили в словах-ассоциациях к понятиям искусство и жизнь?
Ученики: - Много общих слов.
Учитель: - Задумаемся, почему это так? Наверное, это поможет нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока: - откуда возникает искусство? – из какого источника рождается?
Ученики: - источник этот – сама жизнь.
Учитель: - Да, именно из жизни выбирают люди искусства темы для творчества. Как сказал Д.Д. Шостакович: «Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта – нет творчества».
- В итоге наших размышлений, скажите, какое слово мы впишем в наше «солнышко» рядом со словом искусство?
Ученики: - это слово – жизнь.
(Учитель дополняет рисунок «Солнце искусства», где вписывает в круг солнца к слову «Искусство» слово «Жизнь»).
VI
9. Учитель: - Профессиональными музыкантами - исполнителями и композиторами, могут стать не все, а вот полюбить музыку и черпать в ней жизненные силы и вдохновение может каждый.
Я желаю вам и дальше быть такими внимательными, чуткими, желаю вам удивляться в жизни и видеть красоту.
И закончим мы наше путешествие в мир искусства песней, которая сдружила нас на творческом пути. Исполним песню «С нами друг».
Песня «С нами друг» Г. Струве, Н. Соловьевой – исполнение с фонограммой (минус).
Спасибо за совместное творчество!
До свидания.
Библиография:
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка. Основная школа», программы общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2009
2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки. 5-6 классы», пособие для учителя.- М: Просвещение, 2007
3. «Музыка. 1-8 классы» под руководством Д.Б. Кабалевского, программы общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2005
4. Замятина Т.А. «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие. – М: изд. «Глобус», 2007
5. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. «Теория и методика музыкального образования детей», научно-методическое пособие.- М: Флинта: Наука, 1999
6. Ражников В.Г. «Словарь художественных настроений». – М: изд. Универсум, 2007
7. Тарасов Л. «Музыка в семье муз». – Л: Детская литература, 1985
8. Третьякова Л.С. «Советская музыка».- М: Просвещение, 1987
9. Энциклопедия афоризмов.- М: Вече, 2000
10. Сайт «Детям о музыке», раздел «Стихи о музыке».
Паспорт (описание) методической разработки урока музыки
№ п\п | Критерий | Описание |
1 | Полное название урока | Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» |
2 | Форма представления | Методическая разработка урока |
3 | Актуальность | «В чем самая большая цель жизни? … увеличивать добро в окружающем нас» (Д.С. Лихачев). В контекст данного урока музыки включено широкое культурологическое пространство, которое подразумевает выход за рамки музыки. Урок музыки становится уроком искусства. «Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее» (Д.С. Лихачев). Урок построен в форме творческой мастерской, где учащиеся постигают искусство методами, адекватными его природе, проникают в искусство при помощи языка, на котором говорит само искусство, т.е. через творческий поиск. |
4 | Концепция продукта (идея, способы реализации) | Главная задача урока – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Идея урока – путем творческого поиска стать истинными открывателями жизненной основы искусства и себя, как творческой личности. Метологическая система урока в первую очередь направлена на обучение главному компоненту художественной культуры – творческому восприятию. Урок музыки становится творческой мастерской, в которой учащиеся создают ассоциативно-образные связи, отвечают на проблемные, «открытые» вопросы, размышляют, дают личностную оценку явлениям музыкального искусства, удивляются увиденной жизненной красоте, сопоставляют произведения разных видов искусства, становятся сами творцами. Так в творчестве осуществляется познание школьниками картины мира и себя в этом мире. |
5 | Новизна | Структура урока основана на принципе «эмоциональной драматургии» (Д.Б. Кабалевский), построена на основе логики художественной драматургии и предполагает свободный творческий процесс прохождения всех его этапов, а также, авторскую свободу учителя в построении урока, организации музыкально-творческой деятельности учащихся и выборе художественных произведений в содержании урока. Особенность драматургии данного творческого урока основана на произведениях разных видов искусства и развитии образов одного музыкального произведения («Пушкинский вальс» С.С. Прокофьева), представленного в разном исполнении. |
6 | Востребованность (кто может использовать, область применения) | Возможность использования учителями музыки и изобразительного искусства, работающими в 5-6 классах. |
7 | Условия реализации | Необходимо наличие мультимедийного оборудования, словаря эмоциональных терминов, аудио и видео аппаратуры, фортепиано (или синтезатор). |
8 | Результативность | В процессе урока через опыт собственной творческой деятельности у школьников происходит осознание жизненных явлений и связей, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, воспитание художественного вкуса и потребности общения с искусством. Урок способствует воспитанию духовно развитой личности. |
9 | Эффекты | Желание учащихся принимать участие в работе школьных творческих коллективов, дальнейшее развитие способностей одаренных детей и повышение рейтинга их участия в олимпиадах по музыке и изобразительному искусству. |
10 | Аннотация продукта | Данный урок – творческая мастерская и материалы методического обеспечения отражает основную проблему урока: источник искусства – жизнь. Произведения литературы, живописи, музыки, кино (песня «С нами друг» Г.Струве, отрывок из книги А. Экзюпери «Маленький принц», м\фильм «Маскарад», «Пушкинский вальс» С.Прокофьева) дают возможность реализовать цель урока, построенного на взаимодействии разных видов искусства. Для активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся использованы следующие методы обучения: - эмоциональной драматургии; - ассоциативный поиск связей различных видов искусства; - наблюдения, сравнения, погружения, визуализации; - творческая интерпретация. Такой урок вызывает у детей чувства удивления, радости, восторга, сопереживания, восхищения. Каждый чувствует себя успешным! |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по музыке 6 класс «Джаз – Искусство 20 века.»
Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.
Тип урока – развивающий (формирование новых знаний).
Задачи: 1. Познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.
2. Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни. А Минкова «Старый рояль».
3. Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Методы и формы работы – коллективно – групповая, индивидуальная, проблемно – поисковые + диалог.
Наглядность: карта США, презентации «Джаз - музыка ХХ века. История, исполнители, стиль», «История развития джаза»,
фотографии Луи Армстронга, Эллы Фитцеральд, Дюка Эллингтона, картинки с музыкальными инструментами.
ТСО – проигрыватель, магнитофон, проигрыватель CD дисков, записи с фонограммами.
Детские музыкальные инструменты – маракасы.
Музыкальный материал:
Негритянская песня «Спиричуэлс», Луи Армстронг «Блюз Западной окраины», Луи Армстронг «Когда боги спускаются с небес», С. Джоплин «Регтайм», А. Минков «Старый рояль», джазовые композиции в исполнении учащихся.
Эпиграф:
Джаз – это наслаждение свободой самовыражения.
Д. Эллингтон.
Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, каким пользовался Бах.
Дж. Гершвин.
Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.
Луи Армстронг.
Ход урока.
Дети входят в класс под музыку.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Добрый день вам, добрый день!
Дети: В мире музыки, фантазии и песен.
Учитель: Добрым будь, щедрым будь
Дети: И с искусством в дивный путь!
Дети садятся.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя, отгадав кроссворд.
Учитель: На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы что-либо узнавать, необходимо поставить вопрос: «Что мы хотим знать?»
На доске записаны слова: джаз, музыкальные инструменты, ритм.
Определим проблему.
Джаз – что это?
Какие инструменты исполняют джаз?
Какова роль ритма в джазе?
Изучение нового материала.
Наш урок я хочу провести в виде передачи «Музыкальный киоск». Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. В «студию» я пригласила искусствоведов, историков джаза, музыкальных критиков, журналистов, музыкантов – джазменов. Все они – учащиеся 8-Д класса.
Итак, мы начинаем…
«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия. История джаза – часть истории ХХ века. Слово музыкальным критикам.
1 ый музыкальный критик. Перенесемся в 20-е годы ХХ столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-бенде. Какое странное имя?
2 ой музыкальный критик. Кто он? – возмущались одни.
3 ий музыкальный критик. Кто он!!! – восхищались другие.
2 ой музыкальный критик. Вы слышали какой шум от него? И потом он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
3 ий музыкальный критик. Он парень что надо! Притворяться не умеет, говорит что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев.
Учитель: Все хотели знать, откуда взялась эта личность.
1 ый историк джаза. Родился он на юге Америки в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему миру. Это результат слияния некоторых форм музыкального фольклора «чёрных» и популярно – бытовой музыки «белых».
2 ой историк джаза. Попадая из Африки в Америку в качестве рабов, негры привозили туда и свои обычаи. Музыка – одна из них.
3 ий музыкальный критик. Музыка для африканцев носит, прежде всего, социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.
2 ой историк джаза. Многие элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отражены в джазе.
Учитель: Так появились спиричуэлс – религиозные христианские гимны на африканский манер. Из спиричуэлса и трудовой песни возник блюз, что в переводе означает меланхолия, хандра.
Слушание «Спиричуэлс».
1 ый историк джаза. В начале века зародился и регтайм. Исполнители регтайма распространяли новую музыку повсюду. В этом стиле стали сочинять. Произведения титана регтайма Скотта Джоплина исполняют и сейчас.
«Регтайм» С. Джоплина в исполнении Минаевой Дарьи.
Искусствоведы. Мы говорим о джазе в то время как блюз и регтайм еще не джаз, а только подступы к джазу. Чтобы возник, наконец, джаз, необходимо существование такого города, как Новый Орлеан.
1 ый музыкальный критик. Новый Орлеан – город-легенда и город легенд – одна из них джаз.
2 ой музыкальный критик. Отрывки из опер, фортепианных произведений европейских композиторов, популярные песенки из водевилей, блюзы, регтаймы – все это было на слуху, и, в конечном счете, в первом десятилетии ХХ века возникла новая музыка, которая получила название ДЖАЗ.
Учитель: А какие инструменты исполняют джазовую музыку?
Ответы детей: Корнет, тромбон, кларнет, флейта – пикколо, медные духовые и ритм. Группа (барабан, контрабас и туба).
Учитель: А что же происходило дальше?
1 ый историк джаза. А дальше – запись первой грампластинки. Это произошло 26 февраля 1917 года. Ансамбль «Ориджинал Диксленд джаз бенд» стал знаменитым. Тираж пластинки превысил 1 млн. экземпляров.
Дети: Да, цифра по тем временам неслыханная.
2 ой историк джаза. А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке, Европе, побывал у нас и везде умудрился завести верных друзей.
3 ий историк джаза. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Джазовая композиция в исполнении Челенюк Дарьи.
Искусствоведы. Джазу присуща импровизация. Джазовый музыкант выступает и автором того, что играет. Сегодня джаз чрезвычайно разнообразен. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений.
От традиционного джаза (новоорлеанский и чикагский стили, диксиленд), он прошел путь через свинг, бибоп, мейн-стим к современному кулджазу, фри-джазу, электронному джазу и джаз-року. Это музыка, которая находится в постоянном развитии. Известность приобретали лишь его отдельные формы: свинг в 30-х годах, джаз-рок в 70-х и ритм-энд-блюз в наши дни.
Джазовая композиция в исполнении Полуих Татьяны.
Искусствоведы. В классику мирового джаза вошли такие прославленные имена , как Луи Армстронг, Элла Фитцжеральд, Бенни Гудмен, Чарли Паркер, Бесси Смит, Билли Холлидей, Глен Миллер.
Учитель: С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в СССР. Начало положено в 1922 г. В. Парнахом. Джаз – оркестр Александра Цфасмана был создан в 1927 году. С 1929 г. Ленинградцы слушали джаз-капеллу Георгия Ландсберга. Многое сделали для развития джаза в 30-е годы Александр Варламов, Николай Минх, Леонид Утесов.
В стиле джаз сочиняли и многие композиторы – Дж. Гершвин, Дебюсси, Равель, Стравинский, Щедрин Р., А. Эшпайт, А. Шнитке.
Работа в терминологических словарях.
Спиричуэлс – песни американских негров религиозного содержания.
Блюз (хандра, меланхолия) – сольная лирическая песня американских негров.
Регтайм – танцевальная музыка особого, ритмического склада.
Диксиленд – объединение новоорлеагнского и чикагского джаза.
Учитель: Для закрепления материала предлагаю игру «Выбери инструмент» и тесты.
Попробуем нарисовать психологический портрет Джаза:
1) учтивость, религиозность, важность – от спиричуэлса;
2) нежность, романтичность, мечтательность – от блюза;
3) веселый нрав, жизнерадостность, живость характера – от регтайма.
Роль ритма в джазе – это главное. Существование ритм – группы принципиально для джаза. Само по себе вдохновенное чувство ритма, которое неизменно демонстрирует джазовый артист, способно вызвать восторг публики.
Пьеса «Джаз» в исполнении Устинова Александра.
Джаз – род профессионального музыкального искусства, увеселительного, танцевального характера, в основе которого лежит импровизация.
Вокально-хоровая работа.
Упражнения – распевки на дыхание.
Песня «Старый рояль» - исполнение учителя.
Анализ песни:
Учитель: В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? (Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов).
Игра «Музыкальное эхо».
1) Разучивание по фразам
2)На определенный слог
3) 1 куплет со словами
4) Пение с детскими музыкальными инструментами
5) Пение группами, вместе и с солистами
Журналисты берут интервью у гостей и учащихся.
Учитель: Джаз – уникальное явление, музыкальный феномен. Он представляет широкую панораму звуков и вызывает множество эмоций – нужно лишь суметь их услышать и позволить наслаждаться ими.
Подведение итогов.
Что нового вы узнали? Что понравилось?
Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.
Выставление оценок за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.
Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства!