Самообразование
Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию 2021-2022гг | 25.96 КБ |
План по самообразованию 2022-2023гг | 29.03 КБ |
План по самообразованию 2023-2024гг | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
План по самообразованию
педагога-психолога
КРАВЧЕНКО Л.Н.
за 2021 -2022 учебный год
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
Тема по самообразованию:
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Актуальность
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Цель самообразования:
Повысить свой уровень профессиональной компетенции по социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Задачи:
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социальной адаптации детей с ОВЗ;
- Повышение своего профессионального уровня по данной теме через обучение на семинарах, вебинарах;
- Выявление психолого-педагогических условий для успешной социальной адаптации детей с ОВЗ к ДОУ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обогащение знаний по выбранной теме, приобретение нового практического опыта, приобретение новых навыков, ознакомление с новыми приемами и методами работы с детьми с ОВЗ.
ИСТОЧНИКОМ САМООБРАЗОВАНИЯ:
изучение методической литературы, интернет – ресурсы
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2021 – 2022уч.г.
Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) | ||||
№ | Форма | Содержание деятельности | Срок (период) | Предполагаемый результат |
1. | Изучение литературы по теме | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы, нормативно-правовой документации. | сентябрь-октябрь | Владение нормативно-правовой базой, касающейся детей с ОВЗ; создание библиографической картотеки по теме. |
2. | Знакомство с опытом других педагогов | Изучение опыта педагогов – психологов в образовательных организациях города, размещенным на официальных сайтах, публикациям в периодических печатных и электронных педагогических изданиях | В течении года | Создание базы конспектов занятий, развивающих игр и упражнений, и т.д. на основе опыта коллег. Апробация их опыта на практике. |
Практический этап | ||||
№ | Форма | Содержание деятельности | Срок (период) | Предполагаемый результат |
1. | Составление игр и упражнений | Создание картотеки игр и упражнений, используемых как на групповых, так и индивидуальных занятиях с детьми. | Август-Сентябрь | Картотеки игр и упражнений |
2. | Разработка памяток и рекомендаций | Разработка и создание памяток и рекомендаций для педагогов и родителей | Октябрь-ноябрь | Памятки и рекомендации |
3. | Подготовить консультации по теме | Составление и оформление консультаций на тему | Декабрь, апрель | Консультации на стенде педагога-психолога, на сайте ДОУ |
4. | Создание методических пособий, атрибутов | Изготовление методический пособий, игр, которые можно полноценно использовать для групповых и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. | В первую половину учебного года | Готовый дидактический материал |
5. | Участие в работе конференций, семинаров | Подготовка материала для выступления на различных семинарах и конференциях, а так же, участие в качестве слушателя. | В течении учебного года | Обогащение знаний по теме |
6. | Повышение квалификации | Прохождение курсов повышения квалификации, вебинары, семинары по теме. | В течении учебного года | Обретение знаний о новых методах, приемах работы с детьми |
Итоговый этап (отчет) | ||||
№ | Форма | Содержание деятельности | Срок (период) | Предполагаемый результат |
6. | Участие в выставках работ педагогов | Представление изготовленного методических пособий, игр на выставках педагогических работников | В течении года | Методические пособия, игры. |
7. | Ознакомление коллег с собственными наработками по теме | Представление педагогического опыта и наработок коллегам в ДОУ. | Март-май | Презентация |
Обобщение опыта работы | ||||
Трансляция обобщенного опыта работы в форме презентации |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
План по самообразованию
педагога-психолога
КРАВЧЕНКО Л.Н.
за 2022 -2023 учебный год
Помни, рано или поздно твой сын
последует твоему примеру,
а не твоим советам.
Народная мудрость
Тема по самообразованию:
Психолого-педагогическое просвещение и коррекция
детско-родительских отношений в условиях ДОУ
Актуальность
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Кроме того, современные семьи зачастую сталкиваются с различными трудностями внутрисемейных отношений: непонимание между родителями и детьми; повышенная трудовая занятость.
Цель самообразования:
Гармонизация детско-родительских отношений, посредством психолого-педагогического просвещения по проблемам дошкольного детства и коррекции межличностного взаимодействия в семье
Задачи:
- Изучение научно-методической литературы, нормативно-правовой документации.
- Оказание методической и консультативной помощи родителям.
- Внедрение традиционных и нетрадиционных форм работы с семьями в современных условиях.
- Трансляция обобщенного опыта работы по данной теме в форме публикации.
- Создание в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
Предполагаемый результат:
- повышение качества профессиональной подготовки и уровня компетентности педагога-психолога;
- практические рекомендации для родителей по оптимизации взаимоотношений с детьми;
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО;
- пополнение информационно-методической базы по исследуемой теме.
Форма самообразования: индивидуальная.
Сроки реализации плана самообразования: сентябрь 2022 – май 2023гг.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | тема | содержание | Результаты изучения темы | сроки |
1 | Повышение квалификации | Детско-родительские отношения в условиях ДОУ | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | сентябрь –декабрь 2022г. |
2 | Изучение опыта работы с родителями в периодических изданиях | «Психолог в ДОУ», «Справочник педагога-психолога ДОУ», «Современное дошкольное образование», «Вестник практической психологии образования», «Практика управления ДОУ» | Применение полученных знаний в работе с родителями | В течение года |
3 | Ознакомление с литературой по психолого-педагогическому просвещению родителей | - Арт-терапия в психологическом консультировании (М.В.Киселева, В.А.Кулганов) -Психологический клуб для родителей в детском саду (Н.А.Рогалева) -Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду (С.Ю.Прохорова -Родительские собрания в -Семейный и родительский клубы в детском саду (Н.В.Микляева) | Применение полученных знаний в разработке программы родительского клуба «В школу вместе» | В течение года |
4 | Изготовление картотек игр и упражнений | «Коррекция и развитие произвольной сферы»; «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы» «Коррекция и развитие познавательной сферы (разрезные картинки, времена года, части суток, последовательности, найди предмет и т.п.)» | Применение картотек в работе с детьми | В течение года |
5 | Создание банка образовательных программ и методических материалов согласно теме самообразования | Подбор программ и методической литературы, направленных на взаимодействие с родителями | Использование подобранной литературы при подготовке к родительским собраниям, консультациям | В течение года |
6 | Изучение активных форм взаимодействия с родителями | мастер-классы, семинары-практикумы, психологические тренинги и игры, дискуссии, круглые столы, детско-родительские мероприятия | Проведение родительских собраний, занятий в клубе и др. мероприятий с использованием активных форм взаимодействия | В течение года |
7 | Изучение опыта работы педагогов-психологов с родителями воспитанников из материалов в сети Интернет | поиск опыта взаимодействия педагогов-психологов с родителями в сети Интернет | Использование обобщенного психологического опыта при подготовке к родительским собраниям, консультациям | В течение года |
8 | Диагностика родителей в рамках работы в группах адаптации | Проведение психологического исследования на предмет готовности родителей к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОУ психологическая диагностика (анкетирование, тестирование, опрос), анализ результатов диагностирования | Подготовка аналитической справки о результатах диагностического исследования | Декабрь 2022 г |
9 | Осуществление целенаправленной методической и консультативной (психолого-просветительской) работы по повышению уровня компетентности педагогов по вопросам организации и взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ | Проведение консультаций, семинаров-практикумов, анкетирования, деловых игр, тренинговых занятий (на усмотрение администрации) | Повышение психологической и педагогической грамотности педагогов | По запросу админис-трации в течении года |
10 | Разработка рекомендаций, памяток и буклетов для родителей по конструктивному взаимодействию с ребенком | анализ психолого-педагогической литературы, материалов в сети Интернет | Печатные материалы (буклеты, памятки, газета ДОУ) | По мере необходи-мости |
16 | Включение семьи в систему работы МДОАУ д/с «Родничок» | Участие в привлечении родителей к участию в родительских мероприятиях, общесадовских и групповых мероприятиях: конкурсах | организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников | В течение года |
19 | Повышение квалификации | Посещение курсов: «Использование метода арт-терапии в работе педагога-психолога» | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | По возможности |
20 | Разработка индивидуального маршрута сопровождения семьи, при эмоциональных нарушениях ребенка | Разработка структуры маршрута сопровождения | Форма индивидуального маршрута сопровождения | Февраль 2023г |
22 | Обобщение опыта работы по теме самообразования, самооценка профессиональной деятельности | Анализ результатов работы по теме самообразования | Рефлексивный и аналитический отчеты | Май 2023 г |
23 | Подготовка портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога | Подготовка документов для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности | Портфолио, квалификационная категория | Октябрь 2022 г. – март 2023г. |
24 | Разработка плана самообразования на новый учебный год | Определение темы самообразования на 2023-2024уч.год, с учетом запроса администрации ДОУ | План самообразования психолога на 2023-2024 уч. год | май 2023 г. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
САМООБРАЗОВАНИЕ
педагога-психолога
КРАВЧЕНКО Л.Н.
на 2023 -2024 учебный год
Тема по самообразованию:
Психолого-педагогическое просвещение и коррекция детско-родительских отношений в условиях ДОУ
Актуальность
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения.
Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции и самих педагогов.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Кроме того, современные семьи зачастую сталкиваются с различными трудностями внутрисемейных отношений: непонимание между родителями и детьми; повышенная трудовая занятость.
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, посредством психолого-педагогического просвещения по проблемам дошкольного детства и коррекции межличностного взаимодействия в семье.
Задачи:
- повысить качество воспитания и развития воспитанников МАОУ «Прогимназия «Созвездие» в семьях;
- изучить проблему детско-родительских отношений в теории и практике;
- разработать систему мероприятий психолого-педагогического просвещения семей с нарушениями детско-родительских отношений;
- пополнить картотеку ДОУ электронными вариантами диагностических и мониторинговых методик и инструментария для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО.
Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучить теоретическую базу по психолого-педагогическому просвещению и коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОУ;
- провести анализ ситуации, сложившейся в ДОУ по работе с семьями, имеющими нарушения в детско-родительских отношениях;
- разработать план мероприятий по психолого-педагогическому просвещению семей воспитанников ДОУ;
- создать необходимые материально-технического условия для реализации плана мероприятий психолого-педагогического просвещения и коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОУ.
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- подобрать диагностические и мониторинговые методики и инструментарий для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОУ
Предполагаемый результат:
- повышение качества профессиональной подготовки и уровня компетентности педагога-психолога;
- практические рекомендации для родителей по оптимизации взаимоотношений с детьми;
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО;
- пополнение информационно-методической базы по исследуемой теме.
Форма самообразования: индивидуальная.
Сроки реализации плана самообразования: октябрь 2023 – май 2024гг.
Источники самообразования:
- периодические издания: «Первое сентября», «Психолог в ДОУ», «Справочник педагога-психолога ДОУ», «Современное дошкольное образование», «Вестник практической психологии образования», «Практика управления ДОУ»;
- методические пособия;
- Интернет-ресурсы;
- курсы повышения квалификации.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2023-2024УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Тема | Содержание | Результаты изучения темы | сроки |
1 | Повышение квалификации | Формы и методы психологического сопровождения в практике воспитателей детского сада во взаимосвязи с концепцией развития психологической службы до 2025года в объёме 144ч | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса | 2023г |
2 | Изучение опыта работы с родителями в периодических изданиях | Опубликовала методическую разработку на образовательном интернет-проекте PEDSTRANA1.RU «Эмоциональная грамотность родителей- залог успешного формирования эмоциональной сферы ребёнка» Опубликовала на ИОР «Моя Югра» авторский материал тренинговое занятие «Техника установления позитивных отношений с родителями» | Применение полученных знаний в работе с родителями | В течение года |
3 | Ознакомление с литературой по психолого-педагогическому просвещению родителей | - Арт-терапия в психологическом консультировании (М.В.Киселева, В.А.Кулганов) - Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду - Родительские собрания в ДОУ - Родительских клубов в детском саду | Применение полученных знаний в разработке программ родительских клубов «Мы вместе» (работа с родителями с ОВЗ), «В детский сад с радостью» (адаптационный) , «Скоро в школу» (подготовка к школе) | В течение года |
4 | Изготовление картотек игр и упражнений | «Минуты релаксации», «Развитие воображения», «Коррекция и развитие произвольной сферы», «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы», «Дыхательные гимнастики», «Коррекция и развитие познавательной сферы (разрезные картинки, времена года, части суток, последовательности, найди предмет и т.п.)» | Применение картотек в работе с детьми | В течение года |
5 | Создание банка образовательных программ и методических материалов согласно теме самообразования | Подбор программ и методической литературы, направленных на взаимодействие с родителями | Использование подобранной литературы при подготовке к родительским собраниям, консультациям | В течение года |
6 | Изучение активных форм взаимодействия с родителями | Мастер-классы, семинары-практикумы, психологические тренинги и игры, дискуссии, круглые столы, детско-родительские мероприятия | Проведение родительских собраний, занятий в клубе и др. мероприятий с использованием активных форм взаимодействия | В течение года |
7 | Изучение опыта работы педагогов-психологов с родителями воспитанников из материалов в сети Интернет | Поиск опыта взаимодействия педагогов-психологов с родителями в сети Интернет | Использование обобщенного психологического опыта при подготовке к родительским собраниям, консультациям | В течение года |
8 | Анкетирование родителей в своей работе | Психологическая диагностика (анкетирование, тестирование, опрос), анализ результатов диагностирования | Подготовка аналитической справки о результатах диагностического исследования | Май 2024г |
9 | Работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках Детско -родительского Клуба «Контакт» | Обучение родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, навыкам взаимодействия с их малышами; применение релаксационных техник для снижения психоэмоционального напряжения у родителей | Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах взаимодействия с особым ребенком | В течение года |
10 | Осуществление целенаправленной методической и консультативной (психолого-просветительской) работы по повышению уровня компетентности педагогов по вопросам организации и взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ | Проведение консультаций, семинаров-практикумов, анкетирования, деловых игр, тренинговых занятий (на усмотрение администрации) | Повышение психологической и педагогической грамотности педагогов | По запросу админис-трации в течении года |
11 | Разработка рекомендаций, памяток и буклетов для родителей по конструктивному взаимодействию с ребенком | Анализ психолого-педагогической литературы, материалов в сети Интернет | Печатные материалы (буклеты, памятки, газета ДОУ) | По мере необходи-мости |
12 | Работа в собственной «педагогической мастерской» | Работа с папками, разработка программ индивидуального и группового сопровождения | Качественное оформление документации педагога- психолога | ежедневно в метод-е время |
13 | Разработка индивидуального маршрута сопровождения семьи, при эмоциональных нарушениях ребенка | Разработка структуры маршрута сопровождения | Форма индивидуального маршрута сопровождения | Февраль 2024 г. |
14 | Обобщение опыта работы по теме самообразования, самооценка профессиональной деятельности | Анализ результатов работы по теме самообразования | Рефлексивный и аналитический отчеты | Май 2024 г |
15 | Разработка плана самообразования на новый учебный год | Определение темы самообразования на 2024-2025уч.год, с учетом запроса администрации ДОУ | План самообразования психолога на 2024-2025 уч.год | Май 2024 г. |
Педагог-психолог: Кравченко Л.Н. |