Мониторинги-отчёты
Определение динамики развития детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2022-2023 учебный год.
В 2022 - 2023 учебном году мной были поставлены следующие задачи:
- оказывать психологическую помощь детям раннего и младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет в период адаптации;
- создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- обеспечивать индивидуальное психологическое сопровождение детей с ОВЗ по реализации АООП и индивидуальным маршрутам;
- содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата и профилактике эмоционального выгорания педагогов;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ППк.
Поставленные задачи решались, через следующие направления в работе:
- Психологическая диагностика;
- Психологическая коррекция;
- Психологическое консультирование;
- Психологическая профилактика;
- Психологическое просвещение.
В этом учебном году специалист сопровождал 10 групп общеразвивающей направленности.
Работа с педагогическим коллективом.
В модели психологического сопровождения в детском саду важное место занимает психологическое просвещение воспитателей как одно из важнейших средств психологизации воспитательно-образовательного процесса. Хочется отметить, что педагогический коллектив в большинстве своём принимает психологическую помощь с доверием и пониманием, стремлением к сотрудничеству и взаимодействию. Профессионально и личностно значимые психологические знания и навыки воспитатели получали на групповых и индивидуальных консультациях.
В начале учебного года были проведены индивидуальные консультации для педагогов групп раннего возраста: «Ягодка» по формированию успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста при поступлении в ДОУ.
Согласно годовому плану, педагог-психолог провела с педагогами детского сада следующие мероприятия:
Тренинговые занятия:
- «Просто поверь в себя»;
- «Снижение уровня тревожности, напряжённости, преодоление стрессовых состояний в коллективе методами АРТ-ТЕРАПИИ»;
- «Как полюбить себя».
Семинары-практикумы:
- «Навстречу здоровью»;
- «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства».
На протяжении всего учебного года активно принимала участие в общественной жизни детского сада: новогодние утренники, развлечения, участие в культурном досуге детского сада.
За период с 01.09 по 31.05. было проведено 20 индивидуальных консультаций с педагогами: Кучеровой О.Л., Сиденко Ю.В., Павловой Н.П., Барсуковой Е.А., Шляховой Т.В., Лариной Т.В., Лобановой А.В., Егоровой С.Н., Османовой А.А, Алыпкачёвой М.А. по проблемам:
- адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- как справиться с кризисом 3-х лет?;
- раннее выявление трудностей в познавательном и интеллектуальном развитии ребёнка;
- возрастные особенности младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- поведенческие проблемы детей (нарушения эмоционально-волевой сферы, капризы и истерики).
Работа с дошкольниками в группах
Психологическое обследование воспитанников проводилось по двум основным направлениям: диагностический минимум и углублённое обследование.
Специалистом, согласно годового плана, было проведено 7 групповых обследований (охват 100 дошкольников) и 64 индивидуальных обследования (охват 13 воспитанников - это коррекционная работа с детьми ОВЗ и 32 ребёнка по запросу педагогов).
Целью обследования послужило:
- раннее выявление детей с нарушениями психического развития дошкольников и трудности освоения основной образовательной программы;
- определение индивидуального образовательного маршрута по решению ППк;
- определение уровня адаптированности детей раннего возраста;
- определение нервно-психического развития детей раннего возраста (2-3 г);
- определение готовности к школьному обучению 6-7 (8) лет.
Результаты диагностик доводились до сведения педагогов, методической службы и администрации детского сада.
Результаты адаптации детей раннего возраста (2-3г), младшего(3-4г) и среднего дошкольного возраста(4-5л)
В 2022-2023 учебном году поступление детей в ДОУ проходил с 20 сентября.
Поступило детей раннего возраста - 20 детей и в младшем дошкольном возрасте- 14 дошкольников и среднего дошкольного возраста – 4дошкольника.
С целью определения уровня адаптации дошкольников при поступлении в ДОУ, оптимизации ранней социализации детей в октябре было проведено обследования уровня адаптации вновь поступивших детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста.
В рамках обследования применялся метод наблюдения поведенческих реакций детей в процессе привыкания к новым социальным условиям развития.
Изучались и анализировались следующие параметры:
- эмоциональное состояние ребёнка;
- социальные контакты ребёнка со сверстниками;
- сон ребёнка;
- аппетит ребёнка;
- навыки самообслуживания;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакции на изменение привычной ситуации.
Результаты адаптации:
Группа | Количество детей | Лёгкая адаптация | Средняя адаптация | Тяжёлая адаптация |
«Ягодки» | 20 | 8 | 11 | 1 |
« Звёздочки» | 14 | 6 | 6 | 2 |
«Гномики» | 4 | 2 | 2 | - |
Итого: | 38 | 16 | 19 | 3 |
Выводы:
Опираясь на результаты, полученные в ходе исследования можно сделать вывод, что 42% дошкольников имеют легкую степень адаптации. Средняя степень адаптации 50%. Тяжёлая- 8 %.
Преобладание лёгкого и среднего уровня адаптации детей позволяет сделать вывод об эффективности слаженной работы воспитателей, родителей и специалиста в создании ими комфортных условий и содержательной среды развития детей.
Причиной тяжёлой адаптации может служить низкая готовность к посещению детского сада: слабые навыки самообслуживания и индивидуальные особенности детей. Психологический настрой на сад очень низкий, эмоциональный фон детей подавленный, не устойчивый. Всё это может привести к серьёзным нервно-психическим заболеваниям и на этом фоне развиться детский невроз!
Со всеми вновь поступившими детьми, были проведены профилактические занятия по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Работа была построена в игровой форме, что позволяло быстрому снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Результаты нервно-психического развития детей раннего возраста 2-3 лет
При исследовании нервно-психического развития детей раннего возраста учитывались следующие параметры:
- понимание речи;
- активная речь;
- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);
- моторные навыки;
- игра действия с предметами;
- навыки самообслуживания;
- конструктивная деятельность;
- изобразительная деятельность.
При определении уровня развития учитывался тот возраст, к которому соответствовал выявленный показатель. При диагностировании учитывались эпикризные сроки детей.
Вследствие подведения итогов, в группах раннего возраста выявлены и распределены дошкольники на 3 основные группы:
Мониторинг НПР на I и II полугодие (в сравнении)
Группа | Кол-во | Iполугодие | Кол-во | IIполугодие | ||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |||
«Ягодки» | 21 | - | 4 19% | 6 29% | 11 52% | 21 | 15 71% | 6 29% | - | - |
I группа – дети с нормальным развитием;
II группа – дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок;
III группа – дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока;
IV группа – дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока.
Выводы:
Таким образом, результаты данной диагностики свидетельствуют о том, что на конец учебного года дети в группе раннего возраста имеют I и II группу развития. Однако, несмотря на положительную динамику, наблюдаются трудности в активной речевой деятельности. Это мешает детям успешно развиваться в сенсорном развитии, моторных навыков, в играх и действиях с предметами, в конструктивной и изобразительной деятельности.
Полученные результаты помогут в дальнейшем педагогам данных групп определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм, методов и приёмов организации воспитания и развития детей.
Согласно годовому плану, педагогом-психологом было проведено психодиагностическое обследования готовности к школьному обучению дошкольников 6-7(8) лет на начало и конец учебного года.
Мониторинг изучения готовности дошкольников к школьному обучению
(на начало и конец учебного года):
Группа | К-во | Начало учебного года | К-во | Конец учебного года | ||||
Школьно зрелые | Средне зрелые | Не зрелые
| Школьно зрелые | Средне зрелые | Не зрелые | |||
Сказка | 28 | 9 детей 31% | 10 детей 37% | 9 детей 32% | 29 | 9детей 31% | 14детей 48% | 6 реб 21% |
Капитошка | 29 | 4 чел 14% | 11детей 37% | 14чел 49% | 29 | 5детей 17% | 17детей 59% | 7чел 24% |
Гномики | 1 | 1 100% | - | - | 1 | 1 100% | - | - |
Итого: | 58 | 14-24% | 21-36% | 23 -40% | 59 | 15- 25% | 31 -53% | 13-22% |
Вывод:
Таким образом, анализируя и сравнивая полученные результаты на начало и конец учебного года, можно отметить, что процент не зрелых дошкольников снизился. Дети, показавшие высокий и средний результат владеют элементами учебной деятельности, сформирована внутренняя позиция к школе, они активны в познавательной деятельности. Уровень развития самосознания, речи и мелкой моторики развиты в пределах возрастной нормы.
При поступлении в школу, в 1 класс, дети смогут без особых трудностей овладеть учебной программой.
Психопрофилактическая работа
На протяжении всего учебного года в отдельных группах проводились групповые и подгрупповые профилактические занятия по программам Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик» и « Приключения будущих первоклассников», авторы Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова.
На занятиях у детей по программе «Цветик-семицветик», проявлялся интерес к совместной игровой деятельности, тем самым активно развивалась эмоциональная и коммуникативная сфера детей.
Занятия по программе «Приключения будущих первоклассников», были направлены на формирование коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения, а также развитию личностно-волевой сферы дошкольников.
Всего проведено 180 психологических занятий и охвачено 123 дошкольников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Выстроенная система психопрофилактической работы с дошкольниками способствует эффективности и восстребованности развивающих занятий на развитие коммуникативных навыках - для детей среднего и старшего дошкольного возраста, тренинговых занятий для будущих первоклассников, проводимых в нашем детском саду.
По отзывам родителей и педагогов у детей проявляется положительный эмоциональный фон на протяжении всего дня пребывания в детском саду, дошкольники социально адаптированы и социально активны.
Коррекционно-развивающая работа
На протяжении всего учебного года коррекционно-развивающая работа строится в рамках психолого- педагогического консилиума (ППк).
Коррекционно - развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющих статус ОВЗ и дети инвалиды, дети испытывающие трудности в освоении основной образовательной программы (по решению ППк);
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и подготовительных групп.
В группах общеразвивающей направленности присутствуют дети с ОВЗ и дети инвалиды, которые обучаются инклюзивно.
На конец учебного года количество таких детей – 15 дошкольников, из них:
- дети ОВЗ- инвалиды – 5 (1-ТНР, 1-НОДА, 3- ЗПР);
- ТНР- 9 детей;
- ЗПР – 5 детей;
- НОДА – 1 ребёнок
Педагог-психолог работает в тесном взаимодействии со всеми специалистами ДОУ.
В рамках ППк, педагогом-психологом было обследовано за период 01.09 2022года по15.05.2023г.- 25 детей, с целью определения уровня психического развития и в дальнейшем укомплектование комбинированных групп на 2023-2024 учебный год.
3 детей прошли первично ТПМПК (Карчигаева Марьям, Халилов Ибрагим, Мирзалиев Расул). На основании заключений городской комиссии были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для этих дошкольников.
Ведётся психологический мониторинг по отслеживанию динамики развития воспитанников с ОВЗ (на каждого ребёнка заведены индивидуальные карты динамического отслеживания целостного развития детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольника).
Проведено индивидуальных коррекционных занятий с детьми ОВЗ – 420.
Консультативная работа
На протяжении учебного года проводилось консультирование родителей и педагогов.
Проведено консультаций – 30, из них:
- с педагогами – 10;
- с родителями – 20.
Основными темами консультаций с родителями стали:
- возрастные особенности дошкольников;
- адаптационный период в условиях ДОУ;
- подготовка к школьному обучению;
- капризы и истерики в раннем возрасте
Основные проблемы, с которыми обращаются педагоги это - взаимоотношения
детей друг с другом в группах, взаимодействие и активизация родителей
в образовательном процессе.
Работа с родителями
Задача:
Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений в решении проблем и задач развития их детей.
В 2021-2022 учебном году начал свою активную работу Родительский Клуб «В детский сад с радостью». Также в социальной сети «ВК», было создано сообщество для родителей этого Клуба, с целью оказания действенной помощи и поддержки родителям в период подготовки детей к поступлению в ДОУ, а также создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду.
Во II полугодии 2022года родители подготовительных групп, повышали свою педагогическую грамотность через информационно-просветительский журнал «Скоро в школу». Родители знакомились с такими рубриками, как:
- Советы специалистов детского сада;
- Игротека в кругу семьи (занимательная страничка);
- Я всё знаю и умею (проверь себя)
На страничках газеты освещались вопросы по подготовки дошкольников к школьной жизни, речевого развития. Родители будущих первоклассников для себя находили нужные консультации и рекомендации специалиста.
В рамках работы Консультативного пункта ДОУ, на сайт детского сада было отправлено в течение учебного года консультации для родителей, чьи дети не посещают ДОУ (не организованные дошкольники). По различным тематикам:
- Когда не стоит отдавать ребёнка в детский сад;
- Ребёнок ломает игрушки;
- Как прекратить истерику ребёнка?
- Почему ребёнку нужна игра?
В течение учебного года было проведено 7 родительских собраний по следующим темам:
- «Как прошла адаптация ребёнка к детскому саду?»;
- «Скоро в школу»;
- «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 5-6 лет».
Оформлялись уголки с рекомендациями и советами психолога через средства наглядности, разрабатывались памятки, буклеты.
На протяжении года велась индивидуальная работа с родителями. В основном обращались с такими проблемами, как:
- правильно подготовить дошкольника к школе?;
- детско-родительские отношения;
- как разрешить конструктивно конфликт «родители-ребёнок» ;
- эмоциональные проблемы ребёнка (страхи, не уверенность в себе, застенчивость, плаксивость, истерики и капризы).
Выводы:
Работа педагога-психолога соответствовала годовому плану.
Задачи на следующий учебный год:
- Оказание помощи в адаптации к ДОУ детей групп раннего развития, с учетом индивидуальных особенностей развития детей и сложившихся традиций семейного воспитания.
- Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
- Продолжить в 2022-2023 учебном году работу родительского клуба с целью привлечения и активизации родителей в учебно-воспитательный процесс детского сада.
- Продолжить психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп, к школьному обучению.
- Оказание практической помощи педагогам в работе с детьми и родителями с использованием таких форм работы, как семинары-практикумы, тренинги эмоционального общения, лекции.
- Продолжить тесное взаимодействие с педагогами в коррекционно-развивающем направлении (комбинированная группа и дети ОВЗ, посещающие группы общеразвивающей направленности инклюзивно).
Предварительный просмотр:
Справка
по результатам психодиагностического обследования готовности к школьному обучению дошкольников 6-7 (8) лет на конец учебного года.
Цель проведения:
- изучить готовность к школьному обучению дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения на конец учебного года
Использованные методики: тест Кёрн-Йирасек, тест «Графический диктант», автор Д.Б. Эльконин, тест «Стандартная беседа Нежновой», тест «Корректурная проба», тест «Лесенка» (методический кейс «Диагностика готовности ребёнка к школе», авторы Агафонова О.А., Глухова Т.В., Гладырева Т.В.)
Дата проведения: апрель 2023 год
Диагност: педагог-психолог – Кравченко Л.Н.
Возрастная группа:
- 1 ребёнок из средней группы общеразвивающей направленности «Гномики»- (Сарычева Арина, воспитатель – Мамедова Г.С);
- группа общеразвивающей направленности «Сказка» (воспитатели – Ларина Т.В., Лобанова А.В.);
- группа общеразвивающей направленности «Капитошка» (воспитатели- Павлова Н.П., Барсукова Е.А.).
Количество дошкольников:59 детей
Обследовано: 59 дошкольников, что составляет 100% от общего количества детей.
Из них:
- Группа «Капитошка» - 29 детей;
- Группа «Сказка» - 29 детей;
- Группа «Гномики» - 1 ребёнок
Мониторинг изучения готовности дошкольников к школьному обучению
(на начало и конец учебного года):
Группа | К-во | Начало учебного года | К-во | Конец учебного года | ||||
Школьно зрелые | Средне зрелые | Не зрелые
| Школьно зрелые | Средне зрелые | Не зрелые | |||
Сказка | 28 | 9 детей 31% | 10 детей 37% | 9 детей 32% | 29 | 9детей 31% | 14детей 48% | 6 реб 21% |
Капитошка | 29 | 4 чел 14% | 11детей 37% | 14чел 49% | 29 | 5детей 17% | 17детей 59% | 7чел 24% |
Гномики | 1 | 1 100% | - | - | 1 | 1 100% | - | - |
Итого: | 58 | 14-24% | 21-36% | 23 -40% | 59 | 15- 25% | 31 -53% | 13-22% |
Результаты теста Кёрн - Йирасек по группам:
Результаты диагностики «Графический диктант» по группам:
Результаты диагностики «Корректурная проба» по группам:
Результаты диагностики «4-й лишний»(обобщение) по группам:
Результаты диагностики «Беседа о школе» (мотивация) по группам:
Результаты диагностики «Лесенка» (самооценка) по группам:
Результаты диагностики «Общая осведомлённость» по группам:
Вывод: Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в обследованных группах - есть дошкольники, показавшие высокий, средний и низкий уровень готовности обучения к школе.
25% дошкольников подготовительных групп - школьно зрелые.
Наиболее низкий показатель был выявлен при выполнении таких заданий, как:
- «Рисование фигуры человека» в тесте «Керна-Йирасека»;
- «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
- «Корректурная проба»
Это говорит о том, что у детей недостаточно сформирована произвольная деятельность (умение слушать и выполнять задания по образцу, умения действовать по правилу), а также наблюдается низкая пространственная ориентировка на листе бумаги и развитие мелких движений руки, низкий объём концентрации внимания.
Исходя из выше изложенного, рекомендовать:
- Обсудить результаты обследования на совещании при администрации совместно с воспитателями групп;
- Пригласить на индивидуальные консультации родителей, чьи дети показали низкий уровень готовности к школьному обучению.
Подготовил педагог – психолог: Л.Н. Кравченко
05.05.2023г.
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога велась на сновании годового плана на 2021-2022 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель работы:
Содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- консультативная деятельность;
- психологическое просвещение.
Поэтому педагогом-психологом выбрана модель работы, которая проводится в 3-х направлениях:
- Методическая работа с педагогами.
- Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа с воспитанниками детского сада.
- Психолого-педагогический всеобуч родителей.
На данный момент педагог-психолог сопровождает 11 разновозрастных групп.
Работа с педагогическим коллективом.
Задача:
- Создать развивающую, психологически безопасную, здоровье сберегающую образовательную среду в сотрудничестве с педагогами и администрацией ДОУ;
- Формировать у педагогов навыки психолого-педагогической компетентности в общении.
В модели психологического сопровождения в детском саду важное место занимает психологическое просвещение воспитателей как одно из важнейших средств психологизации воспитательно-образовательного процесса. Хочется отметить, что педагогический коллектив в большинстве своём принимает психологическую помощь с доверием и пониманием, стремлением к сотрудничеству и взаимодействию. Профессионально и личностно значимые психологические знания и навыки воспитатели получали на групповых и индивидуальных консультациях.
В начале учебного года были проведены индивидуальные консультации для педагогов групп раннего возраста: «Ягодка» и «Топотушки» по формированию успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста при поступлении в ДОУ.
Согласно годовому плану, в сентябре, педагог-психолог провела тренинговое занятие с педагогами детского сада «Техника установления позитивных отношений с родителями». На занятии учились овладевать практическими элементами в ситуации общения с родителями. Был разработан буклет (полезные советы для педагогов), с целью оказания помощи при взаимодействии с родителями воспитанников.
В декабре провела семинар-практикум с педагогами «Мандала - терапия, как средство гармонизации эмоционального благополучия педагогов». Цель семинара –способствовать профилактике и сохранению психологического здоровья педагогического коллектива.
В 2021-2022 году педагог-психолог назначен куратором инклюзивного образования в детском саду «Родничок».
На протяжении всего учебного года активно Кравченко Л.Н.принимала участие в общественной жизни детского сада: новогодние утренники, выпускные баллы, участие в культурном досуге детского сада, участвовала в Фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труде и обороне», где заняла в личном первенстве – Грамоту 2 место.
За период с 01.09 по 31.05. было проведено 23 индивидуальных консультаций с педагогами: Кучеровой О.Л., Вершининой С.Е. Поповой Л.Ш., Сиденко Ю.В., Павловой Н.П., Барсуковой Е.А., Шляховой Т.В., Лариной Т.В., Лобановой А.В., Егоровой С.Н., Османовой А.А, Алыпкачёвой М.А., Джобаевой З.Д. по проблемам:
- адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- как справиться с кризисом 3-х лет?;
- раннее выявление трудностей в познавательном и интеллектуальном развитии ребёнка;
- возрастные особенности младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- поведенческие проблемы детей (нарушения эмоционально-волевой сферы, капризы и истерики).
Работа с дошкольниками в группах
Задачи:
- создать социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и воспитании;
- оказать помощь детям 2-3 лет в период адаптации;
- обеспечить индивидуальное психологическое сопровождение детей с ОВЗ по реализации индивидуальных коррекционных маршрутов;
- определить уровень готовности к школьному обучению детей
6-7(8)лет.
Психологическое обследование воспитанников проводилось по двум основным направлениям: диагностический минимум и углублённое обследование.
Специалистом, согласно годового плана, было проведено 5 групповых обследований (охват 264 дошкольника) и 42 индивидуальных обследования (охват 14 воспитанников - это коррекционная работа с детьми ОВЗ и 16 детей по запросу педагогов).
Целью обследования послужило:
- раннее выявление детей с нарушениями психического развития дошкольников;
- определение индивидуального образовательного маршрута по решению ППк;
- определение уровня адаптированности детей раннего возраста;
- определение нервно-психического развития детей раннего возраста (2-3 г);
- определение готовности к школьному обучению 6-7 (8) лет.
Результаты диагностик доводились до сведения педагогов, методической службы и администрации детского сада.
Результаты адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста 1,5 -3лет, 3-4 лет
В 2021-2022 учебном году поступление детей в ДОУ проходил с августа по ноябрь (включительно).
Поступило в ДОУ в раннем возрасте (1,5-3 лет) - 40 детей и в младшем дошкольном возрасте (3-4года) - 12 дошкольников.
С целью определения уровня адаптации дошкольников при поступлении в ДОУ, оптимизации ранней социализации детей в октябре проведено исследование процесса адаптации вновь поступивших детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Для исследования применялось наблюдение поведенческих реакций детей в процессе привыкания к новым социальным условиям развития.
Изучались и анализировались следующие параметры:
- эмоциональное состояние ребёнка;
- социальные контакты ребёнка со сверстниками;
- сон ребёнка;
- аппетит ребёнка;
- навыки самообслуживания;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакции на изменение привычной ситуации.
Результаты адаптации:
Группа | Количество детей | Лёгкая адаптация | Средняя адаптация | Тяжёлая адаптация |
«Ягодки» | 20 | 12 | 6 | 2 |
«Топотушки» | 20 | 8 | 10 | 2 |
«Пчёлки» | 10 | 5 | 4 | 1 |
«Гномики» | 2 | 1 | 1 | - |
Итого: | 52 | 26 | 21 | 5 |
Выводы:
Опираясь на результаты, полученные в ходе исследования можно сделать вывод, что основная масса детей, а именно 50% имеют легкую степень адаптации. Средняя степень адаптации 40%. Тяжёлая степень адаптации имеют 10 %.
Преобладание лёгкого и среднего уровня адаптации детей позволяет сделать вывод об эффективности слаженной работы воспитателей, родителей и педагога-психолога создании ими комфортных условий и содержательной среды развития детей.
Причиной тяжёлой адаптации в этом возрасте может служить низкая готовность к посещению детского сада: слабые навыки самообслуживания, многие дети, придя в сад, ещё сосут соски, не приучены к унитазу. Психологический настрой на сад очень низкий, эмоциональный фон детей подавленный, не устойчивый. Всё это может привести к серьёзным нервно-психическим заболеваниям и на этом фоне развиться детский невроз!
Со всеми вновь поступившими детьми был проведен цикл мероприятий в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией Роньжина А.С. Работа была построена в игровой форме, что позволяло быстрому снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Результаты нервно-психического развития детей раннего возраста 2-3 лет
При исследовании нервно-психического развития детей раннего возраста учитывались следующие параметры:
- понимание речи;
- активная речь;
- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);
- моторные навыки;
- игра действия с предметами;
- навыки самообслуживания;
- конструктивная деятельность;
- изобразительная деятельность.
При определении уровня развития учитывался тот возраст, к которому соответствовал выявленный показатель. При диагностировании учитывались эпикризные сроки детей.
Вследствие подведения итогов, в группах раннего возраста выявлены и распределены дошкольники на 4 основные группы:
Мониторинг НПР на I и II полугодие (в сравнении)
Группа | Кол-во | Iполугодие | Кол-во | IIполугодие | ||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |||
«Ягодки» | 20 | 8 (40%) | 11 (55%) | 1 (5%) | - | 19 | 14 (74%) | 2 (11%) | 2 (11%) | 1 (4%) |
«Топотушки» | 19 | 1 (5%) | 14 (74%) | 4 (21%) | - | 21 | 9 (43%) | 9 (43%) | 2 (10%) | 1 (4%) |
Итого: | 39 | 9 (23%) | 25 (64%) | 5 (13%) | - | 40 | 23 (58%) | 11 (28%) | 4 (10%) | 2 (4%) |
I группа – дети с нормальным развитием;
II группа – дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок;
III группа – дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока;
IV группа – дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока.
Выводы:
Таким образом, результаты данной диагностики свидетельствуют о том, что в группах раннего возраста наблюдаются трудности в активной речевой деятельности. Это мешает детям успешно развиваться в сенсорном развитии, моторных навыков, в играх и действиях с предметами, в конструктивной и изобразительной деятельности.
Полученные результаты помогут в дальнейшем педагогам данных групп определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм, методов и приёмов организации воспитания и развития детей.
Согласно годовому плану, педагогом-психологом было проведено психодиагностическое обследования готовности к школьному обучению дошкольников 6-7(8) лет на начало и конец учебного года.
Мониторинг изучения готовности дошкольников к школьному обучению
(на начало и конец учебного года):
Группа | К-во | Начало учебного года | К-во | Конец учебного года | ||||
Школьно зрелые | Средне зрелые | Не зрелые
| Школьно зрелые | Средне зрелые | Не зрелые
| |||
Капитошка | 25 | 5 детей 20% | 13 детей 52% | 7 детей 28% | 26 | 11детей 42% | 12детей 46% | 3 реб 12% |
Радуга | 29 | 13 чел 45% | 10 детей 34% | 6 чел 21% | 29 | 16 детей 55% | 11детей 38% | 2чел 7% |
Звёздочки (комбинир) | 5 | 3 реб 60% | 1реб 20% | 1 реб 20% | 6 | 2 реб 33,3% | 2 реб 33,3% | 2реб 33,3% |
Сказка | 1 | 1 100% | ||||||
Итого: | 59 | 21-36% | 24-41% | 14 -24% | 62 | 29- 47% | 26 -42% | 7-11% |
Вывод:
Таким образом, полученные результаты готовности к школьному обучению на конец учебного года стали выше. Дошкольники, имеющие статус школьно-зрелые и средне- зрелые наблюдаются с высоким уровнем познавательной активности, владеют элементами учебной деятельности и у детей наблюдаются навыки учебно-познавательных мотивов. Уровень развития самосознания, речи и мелкой моторики развиты в пределах возрастной нормы.
При поступлении в школу, в 1 класс, дети смогут без особых трудностей овладеть школьной программой.
Психопрофилактическая работа
На протяжении всего учебного года в группах проводились групповые и подгрупповые профилактические занятия по программам Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик» и « Приключения будущих первоклассников», авторы Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова.
На занятиях у детей по программе «Цветик-семицветик», проявлялся интерес к совместной игровой деятельности, тем самым активно развивалась эмоциональная и сенсорно- перцептивная сфера ребёнка.
Занятия по программе «Приключения будущих первоклассников», были направлены на формирование коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения, а также развитию личностно-волевой сферы дошкольников.
Всего проведено 210 психологических занятий и охвачено 140 детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Выстроенная система психопрофилактической работы с дошкольниками способствует эффективности и восстребованности развивающих занятий на развитие коммуникативных навыках - для детей среднего и старшего дошкольного возраста, тренинговых занятий для будущих первоклассников, проводимых в нашем детском саду.
По отзывам родителей и педагогов у детей проявляется положительный эмоциональный фон на протяжении всего дня пребывания в детском саду, дошкольники социально адаптированы и социально активны.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно - развивающая работа в ДОУ осуществляется педагогом-психологом по следующим направлениям:
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющих статус ОВЗ и дети инвалиды, дети с низким уровнем познавательной активностью (по решению ППк);
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и подготовительных групп.
Целью коррекционно-развивающей работы педагогов-психологов является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе ряда методических пособий и программ.
На протяжении всего учебного года коррекционно-развивающая работа ведётся в рамках ППк.
В группах общеразвивающей направленности присутствуют дети с ОВЗ и дети инвалиды, которые обучаются инклюзивно.
На конец учебного года количество таких детей – 14 дошкольников, из них:
- дети ОВЗ- инвалиды – 3 (1-ТНР, 1-НОДА, 1-РАС);
- просто дети – инвалиды без статуса ОВЗ – 2 ребёнка;
- ТНР- 9 детей;
- ЗПР – 3 ребёнка;
- РАС – 1 ребёнок;
- НОДА – 1 ребёнок
В детском саду сформирована группа комбинированной направленности (разновозрастная): группа «Звёздочки». Количество таких детей – 7. Их посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и с расстройствами аутистического спектра, из них:
- 1 ребёнок- инвалид ( РАС);
- 1 ребёнок – ТНР;
- 2 ребёнка – ЗПР;
- 2 ребёнка –нормативные дети;
- 1 ребёнок инвалид без статуса ОВЗ (Ализаде Омар).
Индивидуальная коррекционно- развивающая работа с данными детьми строится на основе полученных заключений и рекомендаций психолого-педагогической комиссии, с сопровождением педагога- психолога. Групповая работа проводится по программе «Запоминай-ка», автор Н.И. Невзорова.
Педагогом-психологом коррекционно-развивающая работа велась с 9 детьми согласно заключениям ТПМПК, остальные дети (их – 5), по решению внутреннего ППк.
Педагог-психолог работает в тесном взаимодействии со всеми специалистами ДОУ.
В рамках ППк, педагогом-психологом было обследовано на период 01.09 2021года по 25.05.2021г.- 16 детей , с целью определения уровня психического развития и в дальнейшем укомплектование комбинированных групп на 2022-2023 учебный год.
5 детей прошли первично ТПМПК (Гаджиев Юнус, Гаджиев Ягуб, Шефер Никита, Гуляев Артём, Абдурахманов Комронжон). На основании заключений городской комиссии были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для этих дошкольников.
Ведётся психологический мониторинг по отслеживанию динамики развития воспитанников с ОВЗ (на каждого ребёнка заведены индивидуальные карты динамического отслеживания целостного развития детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольника).
Проведено индивидуальных коррекционных занятий с детьми ОВЗ – 420.
Консультативная работа
На протяжении учебного года проводилось консультирование родителей и педагогов.
Проведено консультаций – 30, из них:
- с педагогами – 10;
- с родителями – 20.
Основными темами консультаций с родителями стали:
- возрастные особенности дошкольников;
- адаптационный период в условиях ДОУ;
- подготовка к школьному обучению;
- капризы и истерики в раннем возрасте
Основные проблемы, с которыми обращаются педагоги это - взаимоотношения
детей друг с другом в группах, взаимодействие и активизация родителей
в образовательном процессе.
Работа с родителями
Задача:
Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений в решении проблем и задач развития их детей.
В 2021-2022 учебном году начал свою активную работу Родительский Клуб «В детский сад с радостью». Также в социальной сети «ВК», было создано сообщество для родителей этого Клуба, с целью оказания действенной помощи и поддержки родителям в период подготовки детей к поступлению в ДОУ, а также создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду.
Во II полугодии 2022года родители подготовительных групп, повышали свою педагогическую грамотность через информационно-просветительский журнал «Скоро в школу». Родители знакомились с такими рубриками, как:
- Советы специалистов детского сада;
- Игротека в кругу семьи (занимательная страничка);
- Я всё знаю и умею (проверь себя)
На страничках газеты освещались вопросы по подготовки дошкольников к школьной жизни, речевого развития. Родители будущих первоклассников для себя находили нужные консультации и рекомендации специалиста.
В рамках работы Консультативного пункта ДОУ, на сайт детского сада было отправлено в течение учебного года консультации для родителей, чьи дети не посещают ДОУ (не организованные дошкольники). По различным тематикам:
- Когда не стоит отдавать ребёнка в детский сад;
- Ребёнок ломает игрушки;
- Как прекратить истерику ребёнка?
- Почему ребёнку нужна игра?
В течение учебного года было проведено 7 родительских собраний по следующим темам:
- «Как прошла адаптация ребёнка к детскому саду?»;
- «Скоро в школу»;
- «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 5-6 лет».
Оформлялись уголки с рекомендациями и советами психолога через средства наглядности, разрабатывались памятки, буклеты.
На протяжении года велась индивидуальная работа с родителями. В основном обращались с такими проблемами, как:
- правильно подготовить дошкольника к школе?;
- детско-родительские отношения;
- как разрешить конструктивно конфликт «родители-ребёнок» ;
- эмоциональные проблемы ребёнка (страхи, не уверенность в себе, застенчивость, плаксивость, истерики и капризы).
Выводы:
Работа педагога-психолога соответствовала годовому плану.
Задачи на следующий учебный год:
- Оказание помощи в адаптации к ДОУ детей групп раннего развития, с учетом индивидуальных особенностей развития детей и сложившихся традиций семейного воспитания.
- Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
- Продолжить в 2022-2023 учебном году работу родительского клуба с целью привлечения и активизации родителей в учебно-воспитательный процесс детского сада.
- Продолжить психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп, к школьному обучению.
- Оказание практической помощи педагогам в работе с детьми и родителями с использованием таких форм работы, как семинары-практикумы, тренинги эмоционального общения, лекции.
- Продолжить тесное взаимодействие с педагогами в коррекционно-развивающем направлении (комбинированная группа и дети ОВЗ, посещающие группы общеразвивающей направленности инклюзивно).
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕБЁНКА
(на основе Диагностического Комплекта психолога Семаго Н.Я., Семаго М.М.)
Ф. И ребенка _________________________________________________________
Возраст, дата рождения_______________________________________________
Группа _________________________________________________________
Цель _________________________________________________________
Инициатор обращения_________________________________________________
Дата _________________________________________________________
Внешний вид ребенка_________________________________________________
Особенности контакта
Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточно)
Ориентация на совместную работу (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь) ________________________________
Понимание инструкции простой/сложной_________________________________
Соблюдение дистанции/бездистантность__________________________________
Целенаправленность/импульсивность поведения ___________________________
Расторможенность/тормозимость ________________________________________
Эмоционально-волевая сфера
адекватность эмоциональных реакции __________________________________
проявление волевых качеств __________________________________________
Особенности деятельности
Работоспособность __________________________________________________
темп деятельности ___________________________________________________
утомляемость _______________________________________________________
перенос на аналогичный материал, обучаемость __________________________
принимаемая помощь и ее объём_______________________________________
Стратегия деятельности: хаотическая, метод «проб и ошибок», целенаправленное, в наглядно-образном плане
Сформированность произвольной регуляции собственной деятельности
что влияет на работоспособность (похвала, позитивная оценка, негативная оценка)
наиболее значимая мотивация (учебная, игровая, соревновательная)
требуемый вид помощи (стимулирующая помощь, организующая помощь, демонстрация конечного результата, полный обучающий урок)
Дата обследования
- ___________________ первичное обследование
- ___________________ промежуточное обследование
- ___________________ итоговое обследование
Педагог-психолог _________________________ Кравченко Л.Н.
Запас представлений об окружающем
Запас представлений об окружающем | 1 | 2 | 3 |
Как тебя зовут?___________________________________________________________Сколько тебе лет?_________________________________________________________ Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________ С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)____________________________ Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________ Какие у тебя есть игрушки?________________________________________________ Где и кем работает твоя мама?______________________________________________ Где и кем работает твой папа?______________________________________________ Что делает на работе врач?_________________________________________________ Парикмахер?_____________________________________________________________ Продавец?_______________________________________________________________ Кто учит детей?__________________________________________________________ Какое сейчас время года?__________________________________________________ Как ты догадался?________________________________________________________ Покажи и назови каждое время года на этих картинках________________________ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?____________________________ Почему?_________________________________________________________________ Какое время года наступит после лета? (6лет) ________________________________ Чем отличается осень от лета? (6 лет) _______________________________________ Чем они похожи?(6 лет) _________________________________________ |
Характеристика графической деятельности
Рисуночная методика «Рисунок семьи» (беседа) | 1 | 2 | 3 |
Выявление уровня сформированности самого рисунка (графической деятельности), соответствие его возрастным параметрам и наличие специфических особенностей. ________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
Предварительный просмотр:
Психодиагностическая карта динамического отслеживания
актуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья
на ____________________ учебный год.
(Ф.И ребёнка) ______________________________ группа ________________________________
Параметры | Начало года (сентябрь) | Середина года (январь) | Конец года (май) | ||||
Динамика за I полугодие | Рекомендации | Динамика за II полугодие | |||||
Когнитивная сфера | Ведущая рука | ||||||
Темп деятельности | |||||||
Работоспособность | |||||||
Развитие моторной сферы | |||||||
Пространственная ориентация | |||||||
Мышление - обобщение | |||||||
- сравнение | |||||||
- классификация | |||||||
-выделение существенного | |||||||
Внимание: - объём внимания | |||||||
- концентрация внимания | |||||||
Восприятие ( цвет, форма, предмет) | |||||||
Память: - кратковременная слуховая | |||||||
- кратковременная зрительная | |||||||
- долговременная | |||||||
- логическая | |||||||
Эмоционально- волевая сфера | Эмоциональный фон (адекватный, тревожный, депрессивный , безразличный, эйфоричный, дисфоричный) | ||||||
| |||||||
Волевые качества (инициативность, самостоятельность, настойчивость, решительность) | |||||||
Коммуникативная сфера |
| ||||||
Личностная сфера | Самооценка (адекватная, заниженная, завышенная) | ||||||
Тревожность | |||||||
Агрессивность |
Примечание:
Динамика развития –
Положительная (зелёный цвет);
Отрицательная (красный цвет);
Неустойчивая (синий цвет);
Стабильная (жёлтый цвет)
Предварительный просмотр:
Дневник наблюдения за ребенком (образец)
Ф.И.ребенка: __________________________________________________________________________
Возраст:_____________________________________
Группа: ____________________________________
Цель: изучение особенностей поведения ребёнка в различных видах детской деятельности
Проявления "плохого" поведения | Как часто | Слова, которые произнес | Мои спонтанные чувства на такое поведение |
Отбирает игрушки | Понедельник Как пришел в группу, сразу отобрал у Семы машинку Вторник После сна забрал у Маши игрушку, не отдавал, пока не вмешался воспитатель Среда Девочки играют куклами, забирает одну куклу, убегает, провоцируя их, чтобы они за ним побежали Четверг Дима принес новые игрушки в сад, пока он переодевался, Андрей взял их без спроса и унес в группу. Дима заплакал. Пятница Свободная деятельность. Забирает игрушки сначала у девочек, затем у мальчиков, убегает, смеется, провоцирует их | «Я еще ей не играл, отдай» «Я не брал, она сама потеряла» Хохочет, радуется « Я тоже хочу поиграть, я первый взял!» Хохочет | Негодование Тревога Негодование Раздражение Раздражение |
Толкает детей | Понедельник Построение на прогулку, толкает детей, встает впереди всех, отталкивает от двери, борется Четверг Построение на осмотр к окулисту. Дети стоят парами, бегает, разбивает пары, толкает детей | «Я хочу быть первым, я!» «Я же просто так играл, они не поняли» | Негодование , страх за других детей Гнев |
Перебивает взрослых | Вторник В группу зашла воспитатель из другой группы. Андрей хочет показать ей поделку, которую делали накануне. Дергает за руку, перебивает. Среда Во время разговора вечером педагога с родителями старается привлечь внимание обоих взрослых, дергает за руки, кричит. | «Посмотрите, ну посмотрите, я сам сделал, видите?» «А смотрите я! А вот у меня…» | Негодование Раздражение |
Встает и уходит во время занятий | Понедельник Занятие по изобразительной деятельности. Дети рисуют колокольчик с бантом (для выпускников). Встает из-за стола и уходит. Среда Музыкальное занятие. Дети сидят на стульях, поют. Андрей щипает и толкает сидящих рядом. Дети начали танцевать, Андрей бегает по периметру зала. Музыкальный руководитель удаляет его с занятия, ребенок плачет Четверг Повторение стихов для утренника. Дети сидят в кругу на стульях, Андрей бегает вокруг стульев, кричит, отвлекает других | «У меня не получится, я не буду рисовать» Молча, не произнося ни слова «Не догонишь, не догонишь» (слова адресованы мальчику из группы) | Жалость Жалость, негодование Раздражение |
Кричит во время занятий | Понедельник Занятие изобразительной деятельности. Воспитатель объясняет и показывает, как будут рисовать, Андрей в это время громко воет (изображает паровоз). Вторник Физкультурное занятие. Поет песни во время объяснения упражнений. Среда Во время чтения рассказа громко говорит, толкает рядом сидящих детей Четверг Занятие по развитию речи. Воспитатель объясняет новый материал, громко напевает, стучит карандашом по столу. Воспитатель делает замечание - Андрей плачет, в занятии не участвует. | «Я не хочу выполнять ваши задания, не буду!» Молча | Раздражение Гнев Негодование Жалость |
Дерется с детьми | Понедельник Во время прогулки у Андрея и Семы произошел конфликт из-за мяча (кто первый будет пинать). Андрей бьет Сему, вмешивается педагог, Андрей плачет Пятница Прогулка. Во время игры мяч улетел за забор, Андрей бросается с кулаками на товарища по игре, кричит | «Я буду первым, я хочу..» «Это ты пнул, доставай сам, ты виноват!» | Жалость Жалость |
Плюет | Вторник Прогулка. Дети играют в игру, Андрея не берут, выгоняют. Обиделся, плюется Пятница Свободная деятельность после полдника. Во время игры случайно столкнулся лбами с Димой. Дима извиняется, но Андрей его бьет, плюется. Воспитатель сделала замечание, посадила на стульчики обоих, Андрей снова плюется. | Молча «Я тебе сейчас как двину, ты дурак!» Плачет | Гнев Негодование |
Бросает стулья, игрушки | Вторник Свободная деятельность, вторая половина дня. Все дети заняты по интересам. Андрей просится в игру к одним - не берут, к другим - прогоняют. Разворачивается, быстро идет мимо стульев, машет руками, задевает 2 стула, роняет их. | «Ну и не надо, вы все плохие! | Негодование |
Плачет на сделанное замечание | Вторник Во время занятий воспитатель указывает на ошибки в задании, просит их исправить, плачет, бросает тетрадь со стола | «У меня все правильно, я не буду переделывать!» | Жалость |
Экстренное вмешательство, которое можно применить к данному ребенку может быть следующим:
- Игнорирование
Только когда это не нанесет вред другим детям (ни в коем случае, когда дерется и т.д.)
- Встать рядом, или просто взять за руку, не говоря при этом ничего
- Использовать имя в те моменты, когда ребенок отвлекает всю группу
- Договорится об особом "секретном " сигнале, увидев который ребенок должен понять, что в его поведении что-то не так
- Применять неожиданные действия ( можно изменить голос, заговорить очень тихо)
- Отвлечь, дав какое-либо задание
- Менять местами детей( в группе есть дети, которые наиболее часто страдают от негативного поведения Данила, и те, которых обижать он откровенно боится)
Стратегии поддержки ребенка
- использовать "Я-высказывания" , где сначала идет описание поведения, затем мое чувство, затем эффект от этого поведения, потом уже просьба. Например, " Андрей, когда я вижу как ты отвлекаешься и разговариваешь во время занятий, я сержусь, потому что ты мешаешь другим детям заниматься, пожалуйста перестань".
- тактика разрешающего поведения. Можно в начале занятия или совместной деятельности разрешить ребенку в нем не участвовать, тогда как остальные дети должны с интересом ждать это занятие. Само собой ребенку захочется тоже участвовать в интересной совместной деятельности.
- Учить детей, как построить диалог, как договорится, как попросится в игру. Хорошим помощником в этом будут, конечно, сказки (как и народного творчества, так и специальные терапевтические)
- Принимать ребенка:
- приветствие (проявлять особые знаки внимания ребенку при встрече)
- привлечение других педагогов (сказать пару слов, похвалить и т.д.)
- уметь ребенка слушать и слышать и отражать его чувства
- встреча детей и их родителей в неформальной обстановке (может быть и совместный поход, чаепитие , отмечать день рождения каждого ребенка, день рождения группы .
- беседы с детьми об их увлечениях, интересах
- можно посылать детям маленькие открытки ( и не только в день рождения)
- ввести систему отличительных знаков ("Похвалишки"). Например, у каждого ребенка в родительском уголке на отдельном листе нарисована полянка (трава, солнце, облака) за каждый ответ или просто похвалу воспитателя ребенок получает цветочек-наклейку и украшает таким образом свою полянку. Можно через какое-то время подвести итог, подарить эту полянку маме, папе. Можно начать украшать дерево листочками ит.д.
- признание ребенка
- фокусировать свои высказывания на настоящем
- теплые чувства (Я верю, что эта была последняя драка и в следующий раз ты таких ошибок не сделаешь- ведь договорится намного лучше? а давай я после прогулки прочту тебе сказку как нужно выходить из таких конфликтов, а после мы вместе расскажем ее другим ребятам?
- немаловажным являются и тактильные контакты
- обязательно отмечать и хвалить детей за взаимопомощь
- уделять внимание больше на хорошее поведение, нежели на плохое
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ № ___
(автор-составитель: Кравченко Л.Н.)
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________ возраст _______________
Ф.И.О. наблюдателя ____________________________________
Параметры | Характеристика | Дата обследования | ||||||||||||
Настроение | бодрое, уравновешенное | |||||||||||||
неустойчивое, раздражительное | ||||||||||||||
подавленное | ||||||||||||||
склонен к быстрой частой смене настроения | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Инициативность | умеет найти себе дело | |||||||||||||
доводит начатое до конца | ||||||||||||||
проявляет творческий подход, выдумку в решении какой-либо проблемы | ||||||||||||||
активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Контактность | в контакт не вступает | |||||||||||||
Испуганно озирается, оглядывается | ||||||||||||||
проявляет речевой негативизм | ||||||||||||||
контакт формальный (чисто внешний) | ||||||||||||||
в контакт вступает не сразу, с большим трудом | ||||||||||||||
контакт избирательный | ||||||||||||||
легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется | ||||||||||||||
не проявляет заинтересованности в контакте | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Характер действий с предметами | неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает) | |||||||||||||
специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов | ||||||||||||||
предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением | ||||||||||||||
процессуальные действия | ||||||||||||||
цепочка игровых действий | ||||||||||||||
игра с элементами сюжета | ||||||||||||||
сюжетно-ролевая игра | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Стиль отношений с окружающими | предпочитает быть лидером, руководить | |||||||||||||
подчиняется другим | ||||||||||||||
стиль не устойчив, зависит от ситуации | ||||||||||||||
умеет находить компромиссы | ||||||||||||||
испытывает трудности в общении со взрослыми | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Физическая агрессия | Бросает и ломает игрушки, рвет книги | |||||||||||||
толкает сверстников, дерется, кусается, плюется | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Скрытая агрессия | щиплет других детей | |||||||||||||
говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Вербальная агрессия | говорит обидные слова | |||||||||||||
замахивается, но не ударяет | ||||||||||||||
пугает других | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Мимическая агрессия | сжимает губы, сжимает кулаки | |||||||||||||
краснеет, бледнеет | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Аутоагрессия | кусает сам себя | |||||||||||||
щиплет себя | ||||||||||||||
просит его стукнуть | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Вспыльчивость | неожиданно для всех бросает игрушки | |||||||||||||
может неожиданно грубо ответить, сказать ругательство | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Негативизм | делает все наоборот | |||||||||||||
с трудом включается в коллективные игры | ||||||||||||||
отказывается даже от интересной для всех деятельности | ||||||||||||||
часто говорит «не хочу», «не буду», «нет» | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Конфликтность | сам провоцирует конфликт | |||||||||||||
отвечает агрессивно на конфликтные действия других | ||||||||||||||
не учитывает интересы и желания других детей (эгоцентризм) | ||||||||||||||
не уступает игрушки, очередь в играх(эгоцентризм) | ||||||||||||||
неправильно истолковывает правила, соблюдая одно нарушает другое | ||||||||||||||
регулярно и целенаправленно нарушает правила | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Демонстративность | отворачивается спиной | |||||||||||||
стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятия | ||||||||||||||
делая что-то не так, как надо, наблюдает за реакцией других | ||||||||||||||
нетерпелив, выкрикивает, перебивает | ||||||||||||||
Склонен к хвастовству | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | обижается при поражении в игре | |||||||||||||
недовольное лицо, плач | ||||||||||||||
болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон | ||||||||||||||
Обвиняет других в своих неудачах | ||||||||||||||
добивается своего капризами | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Эмоциональная отгороженность | стремится уединиться, когда дети находятся все вместе | |||||||||||||
входит в помещение и сразу идет к игрушкам | ||||||||||||||
занят своим делом, не замечая других | ||||||||||||||
не использует речь как средство общения | ||||||||||||||
когда говорит, его речь не обращена к собеседнику | ||||||||||||||
не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает ее смысл | ||||||||||||||
избегает смотреть в лицо собеседнику | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Нерешительность | избегает ситуации устного опроса на занятии | |||||||||||||
не отвечает, хотя знает ответ | ||||||||||||||
отказывается от ведущих ролей в играх | ||||||||||||||
использует слова «не знаю», «может быть», «наверное» | ||||||||||||||
боится прыгать с возвышения | ||||||||||||||
избегает шумных игр в толпе детей | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Реакция на новизну | проявляет тормозные реакции | |||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Тревожность | блуждающий, отстраненный взгляд | |||||||||||||
не может объяснить причину тревоги | ||||||||||||||
неожиданно вздрагивает | ||||||||||||||
осторожно ходит | ||||||||||||||
стремится быть поближе к взрослому | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Заторможенность | не знает, чем заняться | |||||||||||||
говорит слишком тихо | ||||||||||||||
темп действий замедлен | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Двигательная расторможенность | поспешно планирует действия | |||||||||||||
избыточный темп и количество действий | ||||||||||||||
действует раньше сигнала | ||||||||||||||
встает на первой половине занятия | ||||||||||||||
быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Речевая расторможенность | темп речи убыстрен | |||||||||||||
говорит взахлеб, громко | ||||||||||||||
перебивает, переговаривается на занятиях | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Понимание словесных инструкций | путает и пропускает последовательность действий по словесной инструкции | |||||||||||||
ориентируется на наглядный образец, а не на объяснения | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Избегание умственных усилий | снижена познавательная активность | |||||||||||||
Быстрая истощаемость | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Застреваемость | рисует повторяющиеся элементы | |||||||||||||
навязчив в общении | ||||||||||||||
повторяет одну фразу, просьбу многократно | ||||||||||||||
долго помнит обиду | ||||||||||||||
с трудом переключается на разные виды деятельности | ||||||||||||||
Другое: | ||||||||||||||
Несерьезность | Смеется на замечания взрослого | |||||||||||||
похвала или порицание не оказывают значительных изменений в поведении ребенка | ||||||||||||||
дурачится, передразнивает в движениях | ||||||||||||||
Другое: |
Заключение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись наблюдателя ________ (____________________)