консультация для воспитателей
Методы и формы активизации собственной деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_mk_dou_pavlovskiy_detskiy_sad.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей МК ДОУ Павловский детский сад №11
«Методы и формы активизации собственной деятельности детей»
Подготовил: Петрова О.Н.
На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитие ребёнка имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности. Однако мы сколько угодно можем давать ребёнку знаний, но если они не имеют сферы применения, значит, нельзя говорить об их эффективности. Наша задача состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку найти прикладное применение своим знаниям в игре, исследовательской и творческой деятельности и сохранить при этом детскую картину мира со всеми её индивидуальными особенностями и проявлениями, поддержать детское «Я». Развивать в ребёнке такие личностные качества, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать проблемные задачи, осуществлять выбор, проявлять творчество и гибкость в ситуациях перемен. Именно активность является базовым качеством личности ребёнка и влияет на его позицию по отношению к миру.
Можно выделить следующие виды детской активности: поисковая, познавательная, творческая, двигательная и социальная.
Однако у каждого ребёнка активность проявляется в разных областях: у одного преобладает двигательная, у другого -познавательно - поисковая, у третьего - высокий уровень развития творческой активности. Поэтому, нам необходимо индивидуально -дифференцированно подходить к данной работе с опорой на преобладающий вид активности каждого ребёнка. Для реализации поставленной задачи мы определяем важность создания организационно - педагогических условий в детском саду к которым относятся:
-разработка системы методических приёмов, направленных на развитие всех видов активности ребёнка;
-внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
-создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
-обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.
Для выполнения этих условий мы применяем следующие методы для активизации детей.
1) Метод творческих заданий.
Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческая активность).
2) Метод развивающего дискомфорта.
Цель: стимулировать активно-поисковое поведение (поисковая активность)
3) Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.
Цель: Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребёнка (поисково-познавательная активность).
1)Творчество можно рассматривать как универсальное свойство личности, проявляющееся в постоянной потребности выходить за границы собственного опыта. По этому главная цель этого метода -развивать собственную творческую активность ребёнка. Например, при организации изобразительной деятельности мы используем творческое задание «нарисуй не так, как я».
Цель: выполнить задание отличным от образца способом. Реактивность определяется не сложностью создаваемого образа, не его оригинальностью по отношению к работам других, а созданием новых способов действий.
Каждый ребёнок в процессе деятельности должен решить задачи:
- найти оригинальные способы изображения заданного предмета;
-научится преодолевать стереотипы собственной деятельности;
-сформулировать новые мотивы деятельности, такие как «создание нового, не такова как раньше».
Педагог собирает детей вокруг себя и на чистом листе бумаги графически изображает хорошо известный стандартный предмет, например, ёлочку. Затем даётся инструкция: «У меня есть ёлочка, вот такая. Нарисуйте как можно больше ёлочек, не похожих на мою». Детям раздаются листы чистой бумаги и простые карандаши. Время не ограничивается. Каждый ребёнок рисует столько, сколько захочет. Когда все рисунки, педагог совместно с детьми анализирует каждый из них.
Практика показала, что анализ выполненного задания детям проводить достаточно сложно. Непохожими считаются ёлочки, которые отличаются друг от друга по всем параметрам и имеют иной способ изображения. Сначала дети не вычленяют существенных отличий, например, они считают, что ёлочки разные, если у них форма изображения одинаковая, но разное количество веточек, разный ствол, на одной из них нарисованы игрушки, а на другой их нет и т.д. Педагог постоянно подчёркивает, что ёлочки должны отличаться всеми признаками сравнивает одно изображение с другим, определяет сходство и акцентирует внимание на различиях. Постепенно дети начинают видеть и понимать оригинальные изображения, самостоятельно определять их.
Для более интересного выполнения творческого задания мы поэтапно включали в него элемент соревновательности.
1этап. «Победит тот, кто нарисует как можно больше необычных ёлочек» время ограничивается
2 этап. Проводится среди детей победивших на 1 этапе, время сокращается. Задание усложняется: «победит тот, кто нарисует как можно больше необычных солнышек». Трудность в том, что солнышко единственное в своём роде и вариативность его изображения достаточно мала, т.е. детям наряду с творческой задачей приходится преодолевать зону затруднений и тем самым стимулировать собственную поисковую активность.
После выполнения задания определяются три победителя с самым большим количеством оригинальных изображений, которые награждаются перед всей группой. Обязательно следует поддержать оставшихся детей: «У нас есть победители, но все участники соревнования очень старались и в следующий раз снова смогут попробовать свои силы». Такой приём стимулирует не только творческую, но и личностную активность, желание в дальнейшем добиваться лучших результатов деятельности.
Творческие задания мы усложняем путём:
- изображения простых предметов, имеющих малую вариативность в окружении, например, солнышка, цыплят в различных эмоциональных состояниях;
-увеличение количества образцов, предлагаемых детям , например, показать не один, а два , три образца;
-выполнения задания разными способами, например, с использованием цвета, разнообразных изобразительных материалов.
Результат-преодоление у ребёнка стереотипа по отношению к другим, к себе, а также получение положительных эмоций.
2) Метод развивающего дискомфорта.
Цель метода-стимулировать поисковую активность ребёнка через создание ситуации затруднения. Окружающая ребёнка действительность отражается не только в виде чётких и ясных знаний, но и в форме догадок, предположений. Поэтому можно сказать, что образ мира выступает для него как проблемный: над чем надо подумать, что необходимо отгадать. Это стремление прояснить неясное, уточнить неопределённое - важнейший стимул детской активности. Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена чётко и ясно, но имеется дефицит исходной информации главная задача, которую решает ребёнок- активизация собственного поискового поведения, направленного на достижение поставленной цели. Например: детям предлагается следующий материал: чистая бумага, краски, цветные карандаши, природный материал. Создаётся проблемная ситуация- нарисовать малознакомый предмет: изобразить любыми средствами креветку, кальмара, хлебоуборочный комбайн, газонокосилку и т.д. В общем, ребёнок имеет представление об этих вещах, но они у него недостаточно чёткие. Поэтому сначала возникает ситуация тупика и непонимания. Затем включается собственная поисковая активность ребёнка роль педагога при этом заключается в том, чтобы дать задание и в дальнейшем не принимать непосредственного активного участия в процессе детской поисковой деятельности. На вопросы: «Что это такое? Как это изображать?»- конкретного ответа не даётся: «Я тоже не знаю, изобрази, как ты сам считаешь нужным, или пофантазируй, как это может выглядеть». Кроме этого нет опоры на наглядный образец, не проводится подводящая беседа со словесным описанием, не даются определённые способы выполнения задания, нет поэтапного инструктирования и оценивания возможных стратегий поведения ребёнка в данной ситуации.
Таким образом, ребёнок находится в ситуации самостоятельного поиска и выбора, как самого изображения, так и способов выполнения задания. Практика работы показала, что в процессе рисования дети перенимают опыт друг друга, если не уверены в правильности своих представлений о заданном предмете. Например, кто-то из детей знает какими бывают кальмары, и обсуждает эту информацию с другими. Каждый для себя делает вывод, как его изобразить. Результат работы в данный момент не важен даже если ребёнок просидел всё занятие в поиске и не выдал конечного продукта. Если поисковая активность включена, он будет пытаться добыть информацию об этом предмете дома, в книгах, по телевизору, у родителей и т.д.
На следующий день, мы интересуемся у детей: «кто, что узнал нового?», предлагаем познавательный материал: видеозапись, литература, репродукции и т.д. После этого задание даётся повторно, и дети рисуют с учётом полученного опыта.
Таким образом, результат работы - не создание рисунка, а возникновение поискового поведения ребёнка. В процессе данной деятельности активизируется речевое и коммуникативное взаимодействие детей в подгруппе.
3)Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.
Детское экспериментирование-это подлинно детская деятельность, возникающая в раннем детстве, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. Ребёнок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. Детское экспериментирование носит, как правило, креативный характер и стимулирует формирование креативной направленности личности. Данный метод способствует развитию познавательной активности детей, стимулирует их воображение, включает в творческую деятельность.
Мы предлагаем ребёнку свободную деятельность экспериментирования по их собственному усмотрению с заданными предметами.
На столе располагается набор неоформленных и неопределённых предметов с разнообразными функциями и способами применения например: миска с водой, ёмкости с песком, землёй, природный материал, вата, бумага разной фактуры, коробки разного размера и формы (коробки из под конфет. Одна завязана красивой лентой внутри мох, а другая завёрнута в газету внутри конфеты.) Одни ножницы на всю подгруппу, неприятные на ощупь предметы скользкие, клейкие и т.д. Такой подбор материала стимулирует познавательно-поисковую активность детей. Предметы можно комбинировать по-разному. Задание может быть сформулировано в двух вариантах: 1) «сделайте из этого что-нибудь» результатом будет считаться определённый конечный продукт. 2) «придумайте, что с этим можно сделать». Здесь конечного продукта может не быть, а уклон делается на изобретении способа действия с заданными предметами. Педагог не принимает участия в процессе, даже если дети обращаются к нему за помощью. В конце деятельности, если установкой был предусмотрен продукт, проводится обсуждение, и каждый ребёнок рассказывает что он сделал. Если целью было изобретение различных способов действий, анализ с детьми не проводится, а подводится общий итог.
Важную роль в развитии детской активности занимает - игра. Доказано, что игра - единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребёнок может проявлять собственную внутреннюю активную позицию. Поэтому в практику, наряду с методами активизации, мы внедрили и нетрадиционные формы организации игровой деятельности:
- «Бизнес-класс» для дошкольников - сюжетно ролевая игра «Банк», направленная на развитие социальной активности;
- пространственную игру, реализующую потребность в движениях. Пространственная игра относится к свободной деятельности. Её главная цель-самодвижение ребёнка в пространстве и реализация собственной двигательной потребности. Создаётся свободное неорганизованное пространство (комната) и даётся возможность детям действовать с ним по своему усмотрению. Обязательно наличие в нём большого количества неоформленных предметов крупного размера, которые ребёнок может свободно перемещать и трансформировать;
- режиссёрскую игру, развивающую личностную активность с учётом индивидуально-типологических особенностей; Например игра «Построй свой мир» игра создана для осуществления собственных замыслов в режиссёрских постройках. Ребёнку предлагается мелкий игровой материал: небольшие куклы, роботы, домашние и дикие животные, мебель (кукольного размера), элементы улицы и т.д. Кроме того, разнообразные предметы заместители, природный материал. Детям предлагается рассмотреть предлагаемые предметы и дать задание - создай свой мир, такой как ты хочешь или вы будите создавать детский городок, такой , какой хотите. Тематика миров может быть разной природный – «В мире животных», «Водный мир» и т.д. Социальный – «Детский Сад»-«Моя группа» и т.д. И необычный «Подземный мир», «Мир на другой планете» и т.д. Результатом данных работ считается обобщение знаний о мире через создание и осмысление его собственной картины. Данная игра дает богатую почву для проявления личностных и индивидуальных особенностей детей.
- игру - соревнования, направленную на формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения. Это особенный вид игры, который направлен на решение педагогом различного рода развивающих и личностных задач с использованием элементов соревнования. Обязательное условие игры - наличие соревновательных задач и мотивов. Игра начинается с деления на команды. Игры-соревнования могут проводится в рамках одной деятельности:
1) развивающей с интеллектуальными заданиями
2) речевой с заданиями дидактического характера
3) познавательной с различными вопросами, заданиями на обобщения, классификацию предметов
4) двигательной с индивидуальными заданиями.
Задания берутся на уже знакомом материале, но можно включать и проблемные вопросы.
- игры по созданию образов с элементами ряженья и грима, способствующие развитию творческой активности. В процессе организации данных игр мы давно заметили, как дети любят перевоплощаться в различных воображаемых персонажей, героев сказок, мультфильмов. Сначала с помощью игровых атрибутов они меняют внешний облик, поэтому большой популярностью пользуются маски, парики, наряды. Затем разворачивается игра, где они изображают персонажей, разыгрывают ситуации Взаимодействия друг с другом. Ещё одно средство перевоплощения - грим. Он позволяет изменить не только внешность, но и почувствовать себя другим что открывает новые возможности для раскрепощения и самовыражения личности. (игра «Кто ты»)
Таким образом, все перечисленные мной игры и методы и формы ориентированы на развитие различной активности ребёнка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.