9.Раздел: Республиканский конкурс «Педагогическое мастерство без границ». Номинация: «Наставничество в ДОУ».2023год.
Материал представлен на 5 Всероссийскую научно-практическую конференцию "Наставничество в образовании:современная теория и инновационная практика"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 25 г. Лениногорска»
Муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Республиканский конкурс «Педагогическое мастерство без границ».
Номинация: «Наставничество в ДОУ».
Ф.И.О. автора: Демахина Лариса Сергеевна.
Место работы:Татарстан, г. Лениногорск, МБДОУ № 25.
Должность: воспитатель.
ЭССЕ. «Наставничество в ДОУ».
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ,
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. ВСТУПЛЕНИЕ:
1. Мой девиз.
2. Личная карточка педагога-наставника.
3. Мои наставники-настоящие профессионалы.
4. Высказывания, которые помогают мне в работе.
5. Книги, которые сформировали мой внутренний мир.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Наставничество в ДОУ.
Наставничество, как форма методической работы с
воспитателями ДОУ.
2. Этапы моей работы.
3. Форма педагогической компетенции-коучинг.
4. Условия в моей работе.
5. Цель моего наставничества.
6. Мои задачи в работе.
7. Описание своего опыта работы за последние три года.
Анализ проблем и пути их преодоления.
3.Заключительная часть:
1. Выводы и итоги.
2. Мои достижения в наставничестве.
4.ПРИЛОЖЕНИЯ.
1. Диагностический инструментарий. Анкеты .
2. Публикации на сайте.
3. Презентационные материалы.
4. Фотографии.
5. Ссылки на видеоматериалы, сайты.
6. Сертификаты , грамоты , справки .
ЭССЕ. «Наставничество в ДОУ».
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
1. Мой девиз: «Профессию свою я очень люблю. Ведь здесь сердце детям свое отдаю!»
2. Личная карточка педагога-наставника.
-Ф,И,О. Демахина Лариса Сергеевна.
-Дата рождения:23 февраля 1974 года.
-Профессия: воспитатель .
-Электронная почта: lara2009777@yandex.ru.
-Профессиональные интересы: математика, рисование.
-Увлечения: вязание.
-Страна: Россия.
-Регион: Республика Татарстан.
-Населенный пункт: г. Лениногорск.
-Место работы: МБДОУ № 25.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №25»
г. Лениногорска Лениногорского муниципального района
Республики Татарстан.
-Звание, ученая степень: 1 квалификационная категория.
-Образование высшее, 2006 год, Казанский социально-юридический институт, квалификация по диплому «педагог-психолог» по специальности «Педагогика и психология». Диплом № ВСГ 0511535, выдан 17 мая 2006 года;
-Среднее – специальное профессиональное образование, 1993 год, Бугульминское педагогическое училище, специальность «Дошкольное воспитание»», квалификация по диплому «воспитатель в дошкольных учреждениях»;
- стаж педагогической работы (по специальности) 30 лет;
- в данной должности 30 лет;
-Имею следующие награды: Грамоту Управления образования города Лениногорска за достигнутые результаты в воспитании и обучении подрастающего поколения, многолетний плодотворный труд , г. Лениногорск, 2020 г.
-Педагогом –наставником являюсь 16 лет.
3.Мои наставники-настоящие профессионалы.
Для меня профессия воспитатель, не случайная прихоть, а осознанный выбор. После окончания школы я очень хотела работать с детьми. Свой трудовой путь я начала в детском саду в качестве воспитателя в 1993 году.
Я стала воспитателем, и ни грамма не жалею об этом! Но впервые приступив к работе с детьми, которых доверили мне, с волнением думала, что всё получится. Я позитивный и коммуникабельный человек, поэтому настраивала себя на лучшее.
Каждый из нас начиная какое-то важное дело, нуждается в советах более опытных людей. В начале моей педагогической деятельности было непросто, но мне чрезвычайно повезло. Моим наставником стал настоящий профессионал, воспитатель от Бога ,которая была моей воспитательницей - это Поленова Тамара Васильевна. Я восхищалась ею, уже в раннем детстве, как она умела организовать свою деятельность, как легко справлялась с оравой шумных малышей и в каждом ребенке видела личность.
Также свою роль наставника, сыграла моя мама Иванова Маргарита Ильинична, которая проработала всю жизнь в школе №6, города Лениногорска. С глубокими знаниями своего дела, она помогла мне влиться в педагогический коллектив уже с раннего детства, грамотно осуществлять работу с воспитанниками, когда я стала уже работать.
В моменты неудач, когда опускались руки, именно она поддерживала добрым словом, помогала мне «собрать волю в кулак» и идти дальше.
Я благодарна судьбе, что именно в моей семье есть Династье педагогов. Это моя мама,бабушка,сестра.
Сейчас я успешный, целеустремленный педагог, который стремится узнать еще больше новых методик, технологий и воплотить их на практике.
Каждый день, приходя на работу, я радуюсь своим воспитанникам, которые спешат поделится своими радостями и огорчениями, победами и неудачами. Вместе с детьми я не перестаю удивляться новым открытиям и достижениям. Вместе с ними, я вижу мир другими глазами и учусь у современных детей идти в ногу со временем.
Сегодня я уже наставник. И наставником являюсь уже почти 16 лет. И в памяти всплывает образ педагога, который помог в становлении моей педагогической деятельности. Я хочу быть похожа на него, а это значит, что, во – первых, должна начать работу с себя, а именно проанализировать, а что я могу дать своему подопечному, выяснить, а в какой помощи или поддержки нуждается молодой педагог. Во- вторых, я, как наставник, должна обеспечить максимальные благоприятные условия, которые бы позволили моей коллеге лучше узнать себя и воспитанников, осознать цели педагогического пути и стать ответственным за их осуществление. В третьих, соединить цепочку доверительных отношений между мной (наставником), молодым воспитателем, родителями и нашими детьми.
Видя результат своей работы: эмоции детей, отзывы благодарных родителей, благоприятную обстановку в коллективе я поняла, что не напрасно я посвятила себя профессии педагога. Это мой выбор! Это мой путь!
И хочется верить, что делясь опытом с коллегами, посвящая себя любимому делу, вкладывая частицу своей души в сердца каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше.
И смело могу сказать: «Я ПЕДАГОГ - СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!»
4.Высказывания,которые помогают мне в работе.
«Воспитателем, как и художником, нужно родиться» - писал Ф.В. Вебер.
"Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство."-В.А.Сухомлинский.
"Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних."-Сократ.,Ф.Б.Вебер
С чего же начинается профессия? Быть может, она начинается с мечты, способной увлечь за собой, с плана, придуманного однажды на годы, с едва ощутимого стремления двигаться вперёд и быть кем-то? В моём случае, мечта, любовь к детям продиктовала мне выбор этой профессии. Сократ писал: «Не профессия выбирает человека, а человек профессию». Но эту профессию не выбирают, выбирает скорей всего она сама. Меня она тоже выбрала. Случайных людей в профессии воспитателя быть не должно. Некоторые быстро уходят с этой профессии, поняв, что воспитатель - не их призвание. Воспитатель – это огромный труд. Именно от воспитателя зависит, каким малыш увидит мир: светлым, радостным или жестоким. Настоящие воспитатели, для кого это и жизнь, и призвание, с радостью отдают свою любовь и своё сердце детям. Они не мыслят свою жизнь без этого. Я думаю, что призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества. Потребность современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям.
5.Книги, которые сформировали мой внутренний мир:
"Условия успеха"Жолио-Кюри Ирен.
Р. Фахреддин: «Исправить ошибки, допущенные в детстве, не хватит и целой жизни. … » , из книги "Ошибки детства"
Книга Вебера
Адель Фабер Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы подростки слушали. Как слушать,чтобы подростки говорили.Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили."
Если кто-то из моих воспитанников выберет для себя профессию «Воспитатель детского сада», буду только рада этому. Вот уже 30 лет, я работаю воспитателем и думаю, это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной, молодой и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства.
«В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха», писалЖолио-КюриИрен.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.Наставничество в ДОУ.
«Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ.»
Уже почти 16 лет , я являюсь наставником молодых воспитателей, только начинающих свой педагогический путь. Я хочу рассказать о моей работе в детском саду по наставничеству.
Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.
2.Этапы моей работы.
Я, вместе с заведующим детского сада и старшим воспитателем разработали документы, регламентирующие деятельность наставничества и определили цель работы.
Моя работа по наставничеству делится на 3 этапа:
1 этап - диагностический или организационный. Я изучаю профессиональные умения педагога. Собираю пакет документов по наставничеству и составляю план работы. В этот период выявляю затруднения в работе. Как,наставник оказываю помощь педагогу, составляю совместно планы, также идет совместная подготовка материалов для работы с моим молодым педагогом.
На 2 этапе наставник,т.е.я сама использую следующие методы и формы работы: консультации, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения НОД, коллективные просмотры педагогического процесса, дискуссии, круглые столы.
На этом этапе я помогаю выстроить собственную программу педагога самосовершенствования, план самообразования. Здесь же , в зависимости от цели, определяю форму методической работы: семинары, педсовет, конкурсы; индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагогического опыта). Для оказания помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности , составляю план сотрудничества с ним.
План даёт возможность:
– повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;
– на основе выявленных потенциальных возможностей педагога целенаправленно планировать методическую работу;
– развивать творческий потенциал педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
– повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
– создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагога.
3 этап - это аналитический. Это самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации(на протяжении 5лет).
Здесь в этот период, я,как наставник выполняю роль подсказчика, советчика, а так же cвоими действиями, идеями и творчеством мотивирую наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовлю к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения и т.д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.
3.Форма педагогической компетентности-коучинг.
В последнее время в работе с молодыми педагогами, я использую такую форму повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.
Коучинг - есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. В данной форме Коуч, наставник, опирается на возможности самого педагога, подводит его к самостоятельным выводам.
4.Условие в моей работе.
В моей работе есть главное условие - это обязательная взаимосвязь наставника, начинающего педагога, старшего воспитателя и заведующей. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В этом сильном звене педагог обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
К каждому молодому педагогу закрепляем наставника. Наставники назначаются заведующим на установочном Педагогическом совете. Определяем требования и цели, которые должны предъявляться к работе педагога-наставника. Но для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.
Он должен быть:
- компетентным и иметь достаточный опыт работы с детьми;
- знать особенности своего образовательного учреждения, характер межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе;
- наставником должен быть человек, пользующийся доверием коллег по работе;
- уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;
- иметь способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности.
5.Цель моего наставничества.
Целью наставничества и наставника я считаю:
- помочь молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей;
- повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений;
- научить их выходить из сложных ситуаций;
- развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения в выборе профессии воспитателя детского сада.
6.Мои задачи в работе.
Я,как наставник, разрабатываю свой план и ставлю свои задачи.
В моей работе, как наставника, я ставлю следующие задачи:
1.Обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой молодых воспитателей.
2. Оказать методическую и практическую помощь молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.
3. Передать опыт в проведении открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и использование приемов здоровьесберегающих технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5. Проведение работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
7.Описание своего опыта работы за последние три года.
Анализ проблем и пути их преодоления.
Хочу описать свой личный опыт работы наставничества за последние три года. С 2020г. по 2023 гг. была наставником у воспитателя Леоновой Юлии Юрьевны. Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути. Юля Юрьевна третий год работает в нашем детском саду . За три года она проявила себя талантливым педагогом. Она очень активная,энергичная. За любую работу берется с душой и любовью. Но 2020 год является сложным для неё и для наставника в том плане, что в 2020 году , у нас ясельная группа. Мы знаем,что как педагог спланирует свою работу изначально, так работа будет ладится на протяжение всех лет, начиная с ясельного возраста и заканчивая подготовительной к школе группе. Поэтому нам, и наставнику и молодому педагогу, очень повезло, что мы работаем в паре. Работая в паре, на одной группе, сразу видны результаты нашей совместной работы.
Задачи мои, как наставника :
1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса .Здесь мы всегда беседуем, как правильно провести какоето занятие, какие лучше приемы использовать на занятиях. Совместно мы анализируем организацию воспитательно-образовательной работы в режимных моментах и отмечаем положительные моменты, которые она может использовать в своей деятельности. Мною рекомендовано при подготовке к организованной образовательной деятельности активнее использовать предварительную работу, игровые приемы .
2. Оказание помощи по работе над темой по самообразованию.
Мы регулярно обсуждаем вопросы по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». Здесь мы вместе планируем на неделю, какие игры мы разучим с детьми, т.к два воспитателя должны одновременно закреплять ранее изученные упражнения.
3. Оказание помощи в ведении документации группы.
Здесь я рассказываю, как вести документацию по группе , были проведены консультации по планированию; оказана помощь по организации качественной работы с документацией группы.
4. Оказание помощи в подготовке аттестации. Здесь я рассказываю молодому педагогу, что обязательно нужно участвовать в различных конкурсах, подготовить портфолио.
Молодой педагог Леонова Ю.Ю. работает над созданием портфолио, участвует в конкурсах и викторинах как внутри ДОУ, так и на муниципальном уровне.
Мною были посещены занятия по сенсорному развитию детей по теме: «Найди желтый листок», «Большая и маленькая башни», по развитию речи детей раннего возраста: «Кто как разговаривает?», «Кто в домике живет?». Молодому педагогу были даны рекомендации по подбору дидактического материала, его расположению при проведении занятия, по использованию методической литературы. При подготовке к образовательному процессу Юлия Юрьевна, в свою очередь, посещала занятия, которые проводила с воспитанниками я, «В гости к Мишке-Топтыжке», «Большие и маленькие неваляшки». Также, мною была оказана помощь молодому педагогу в подготовке к проведению родительского собрания. Вместе выбрана форма проведения ( круглого стола), подготовлен конспект «Роль родителей в развитии речи детей раннего возраста.». Родительское собрание прошло успешно, что позволило закрепить эффективность взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников.
При подготовке детей к осеннему празднику , совместно с молодым педагогом обсуждали вопросы по организации и проведению мероприятия (расположение атрибутов, рассаживание детей, роль педагога при проведении детского праздника, все рекомендации, которые были мной даны были реализованы, кроме того, Юля Юрьевна проявляет инициативу и творчество при организации подобных мероприятий.
Юлию Юрьевну интересует всегда всё новое, она осваивает и применяет в образовательном процессе новые технологии: разрабатывает тематические презентации, проекты и наглядный материал. Отмечены желание молодого педагога к самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионального мастерства.
Над чем нам нужно ещё работать вместе:
-углублённо изучить новые нетрадиционные приемы для проведения совместной деятельности детей и родителей,
-овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению профессиональной компетентности педагога,
-создание предметно-развивающей среды в группе.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1.Выводы и итоги.
Подводя итоги, можно отметить, что работа с воспитателями помогает мне и другим наставникам согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня и моих коллег владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои коллеги, начинающие воспитатели, в свою очередь приносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности.
2.Мои достижения в наставничестве.
-Презентация из опыта работы в рамках выездного совещания руководителей ДОУ «ЛМР» по теме «От профессионализма педагога к качеству дошкольного образования» на базе: МБДОУ №25, г.Лениногорск РТ.
Тема выступления: « Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ» , 2019год.(Муниципальный).
-Участие в работе круглого стола на зональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций «Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества дошкольного образования», на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45, г. Нижнекамск.
Тема выступления: « Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ», сертификат,2021год.(Республиканский).
-Статья «Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ», 2 страницы .Сертификат о публикации в сборнике методических материалов зонального семинара для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества дошкольного образования», МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45» НМР РТ,2021год.(Республиканский).
-Муниципальный конкурс «Лучший образовательный сайт». Грамота Начальника МКУ «Управление образования» ИК МО «ЛМР» РТ за 2 место. Приказ от28.05.2021г. №662,2021год. (Муниципальный).
-Распространение опыта работы в музее образования г. Нижнекамска по теме: «Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ », справка от 22.01.2019г. №903; справка от 23.08.2022г. №917.
-Сертификат участнику заседания центра методической помощи сельским педагогам дошкольных образовательных учреждений Лениногорского муниципального района на тему: « Планирование карьеры педагога как условие его профессиональной самореализации». выступление из опыта работы «Наставничество, как форма методической работы с педагогами ДОУ» на базе МБДОУ «Детский сад № 25 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ, 06.04.2023г.
Являюсь участником создания личного учительского сайта «Инфоурок». Ссылка на мой сайт: http://infourok.ru/user/demahina-larisa-sergeevna, участник создания сайта на международном педагогическом портале МААМ.ru, cертификат 2015 год.; участник создания сайта воспитателя дошкольной образовательной организации-социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
Ссылка на мой сайт:
Мой сайт воспитателя дошкольной образовательной организации
4.ПРИЛОЖЕНИЯ.(прилагаются).
1. Диагностический инструментарий. Анкеты .
2. Публикации на сайте.
3. Презентационные материалы.
4. Фотографии.
5. Ссылки на видеоматериалы, сайты.
6. Сертификаты , грамоты , справки .
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ «МОИ САЙТЫ».
Моя электронная почта.
Воспитатель МБДОУ № 25,г.Лениногорск, Демахина Лариса Сергеевна,
тел:2-17-12.
Ссылка на мой сайт:
Мой http://nsportal.ru/larisa-s-d" > сайт воспитателя дошкольной образовательной организации
-Являюсь участником создания личного учительского сайта «Инфоурок». Ссылка на мой сайт: http://infourok.ru/user/demahina-larisa-sergeevna.
-Являюсь участником сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Ссылка на мой сайт: /http://festival.1september.ru/.
-создания сайта на международном педагогическом портале МААМ.ru, cертификат 2015 год.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:lara2009777@yandex.ru