8 Раздел:Моя работа по наставничеству. с 2007-по 2023гг
Демахина Лариса Сергеевна,
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 25 г.Лениногорска»
Муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
гЛениногорск
Наставничество,
как форма методической работы с воспитателями ДОУ.
Уже почти 5 лет, я являюсь наставником молодых воспитателей, только начинающих свой педагогический путь. Я хочу рассказать о нашей работе в детском саду по наставничеству.
Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.
Вместе с заведующим детского сада и старшим воспитателем мы разработали документы, регламентирующие деятельность наставничества и определили цель работы.
Работа по наставничеству делится на 3 этапа:
1 этап - диагностический или организационный. Наставник изучает профессиональные умения педагога. Собирается пакет документов по наставничеству и составляется план работы. В этот период выявляются затруднения в работе. Наставник оказывает помощь педагогу, составляют совместно планы, также идет совместная подготовка материалов для работы. На 2 этапе наставники используют следующие методы и формы работы: консультации, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения НОД, коллективные просмотры педагогического процесса, дискуссии, круглые столы.На этом этапе наставник помогает выстроить собственную программу педагога самосовершенствования, план самообразования. Здесь же наставником, в зависимости от цели, определяется форма методической работы: семинары, педсовет, конкурсы; индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагогического опыта). Для оказания помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности наставник составляет план сотрудничества с ним.
План даёт возможность:
– повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;
– на основе выявленных потенциальных возможностей педагога целенаправленно планировать методическую работу;
– развивать творческий потенциал педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
– повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
– создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагога.
3 этап - это аналитический. Это самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации(на протяжении 5лет).
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же cвоими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения и т.д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставническойдеятельности.
Портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.
В последнее время в работе с молодыми педагогами, мы используем такую форму повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.
Коучинг - есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. В данной форме Коуч, наставник, опирается на возможности самого педагога, подводит его к самостоятельным выводам.
В нашей работе есть главное условие - это обязательная взаимосвязь наставников, начинающего педагога, старшего воспитателя и заведующей. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В этом сильном звене педагог обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
К каждому молодому педагогу закрепляем наставника. Наставники назначаются заведующим на установочном Педагогическом совете. Определяем требования и цели, которые должны предъявляться к работе педагога-наставника. Но для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.
Он должен быть:
- компетентным и иметь достаточный опыт работы с детьми;
- знать особенности своего образовательного учреждения, характер межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе;
- наставником должен быть человек, пользующийся доверием коллег по работе;
- уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;
- иметь способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности.
Целью наставничества и наставников мы считаем:
- помочь молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей;
- повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений;
- научить их выходить из сложных ситуаций;
- развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения в выборе профессии воспитателя детского сада.
Каждый наставник разработал свой план и поставил свои задачи.
В моей работе, как наставника, я ставлю следующие задачи:
1.Обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой молодых воспитателей.
2. Оказать методическую и практическую помощь молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.
3. Передать опыт в проведении открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и использование приемов здоровьесберегающих технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5. Проведение работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Подводя итоги, можно отметить, что работа с воспитателями помогает мне и другим наставникам согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня и моих коллег владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои коллеги, начинающие воспитатели, в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности.
Список литературы.
1. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность - Москва, 2011. - 176 c. |
Телефон для справок: 89869062662
Демахина Лариса Сергеевна- воспитатель МБДОУ № 25,г.Лениногорска.