Внеурочная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ
«Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
5 класс, ФГОС ООО
Составила: учитель русского языка и литературы
Н..Н.Долгашова
2017г
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Игра «Словообразовательное гнездо однокоренных слов.» | 14.09 |
2 | Мероприятия в рамках недели русского языка. | 24.11 |
3 | Урок –путешествие «Путешествие в слово». | 20.01 |
4 | Беседа «Глагол-повелитель действий» | 15.05 |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ
«Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Знатоки книг»
5 класс, ФГОС ООО
Составила: учитель русского языка и литературы
Н..Н.Долгашова
2015г.
Программа позволяет показать учащимся. как увлекателен, разнообразен , неисчерпаем мир книг.Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирование читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.
Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением учащихся в нашей стране крайне тревожное. Об этом говорят результаты исследования. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения. Успехи в обучении чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современном обществе. Центральной задачей для всех учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить, умение воспринимать новую информацию и критически её исследовать.
Цель программы: формирование читательской компетентности и
читательской самостоятельности школьника.
Задачи программы:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
- развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
- развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
Для достижения цели используются:
- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах деятельности4
- создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
Программа создает возможность для воспитания грамотного читателя, развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Планируемые результаты
освоения программы
Личностные результаты
- внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
- мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
- эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;
- первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,
- стремления к успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведение;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг;
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведении;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге.
В результате освоения программы формируются следующие предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- пользоваться словарными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Урок-дискуссия «Моя любимая книга А.С.Пушкина» | 14.09 |
2 | Викторина «Сказочные превращения.» | 23.11 |
3 | Игра- предствление «В мире героев Пушкина». | 17.02 |
4 | Книжная эстафета «Путешествие по стране литературии». | 24.05 |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ
«Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательный русский»
6 класс, ФГОС ООО
Составила: учитель русского языка и литературы
Н..Н.Долгашова
2017г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский » для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно бытьумение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
1. познакомить с основными этапами в развитии языка;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
(Планируемые результаты)
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Урок-путешествие «Из истории русского языка.» | 05.09 |
2 | Мероприятия в рамках недели русского языка. Игра-викторина «Страна Грамматика» | 25.11 |
3 | Беседа- презентация «Вначале было слово…» | 15.02 |
4 | Игра «Царица Морфология» | 17.05 |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ
«Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Современные писатели детям»
6 класс, ФГОС ООО
Составила: учитель русского языка и литературы
Н..Н.Долгашова
2017г.
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Рабочая программа «Современные писатели детям» для учащихся 6 класса направлена на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи программы связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Известно, что учащиеся 6-х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на таких занятиях учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное глубоко.
Курс литературы уже в 6 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. Детям интересно узнавать что-то новое, используя свои способности. Их привлекает все современное. Литература в данном случае не является исключением. В нашем современном мире очень много разных писателей и поэтов, творчество которых будет интересно подросткам. Именно поэтому необходимо изучать творчество популярных среди детей авторов различных произведений.
Назначение программы – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели :
• улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
• видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
• соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
• анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
• соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи :
• учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
• развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
• прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Формы организации учебного процесса:
Урок- беседа, урок-практикум, создание презентации
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результатами являются следующие умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• анализировать художественное произведение;
• сравнивать произведения разных жанров и авторов;
• давать характеристику героев.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Беседа-презентация «А.А. Лиханов. Слово о писателе. «Последние холода» Судьба детей военных лет. Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказе.» | 16.06 |
2 | Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Оформление справочника по творчеству писателя. «Где-то в тылу». Способность понимать себя и окружающий мир, любить жизнь. | 18.11 |
3 | Андрей Платонович Платонов Климентов». Создание презентации. «Неизвестный цветок». Деятельное отношение к жизни. «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Воспитание чувства патриотизма, уважения к старости. | 21.02 |
4 | Леонид Андреев. Создание презентации по жизни и творчеству писателя. «Ангелочек». Душевные переживания героя. | 12.05 |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ
«Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
7 класс, ФГОС ООО
Составила: учитель русского языка и литературы
Н..Н.Долгашова
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Тайны русского языка» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, работать над проектами как по предлагаемым преподавателем темам, так и выбранным самостоятельно. Таким образом, программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей.
Исходя из основной цели, выявляются частные задачи:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Тайны русского языка»
ТЕМА 1. «Дорога к письменности» - 28.09
ТЕМА 2. «Секреты устной речи» – 20.02
ТЕМА 3.«Тайны русского слова» - 29.11
ТЕМА 4. «Строим слова» – 17.05
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ
«Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
7 класс, ФГОС ООО
Составила: учитель русского языка и литературы
Н..Н.Долгашова
2017г
Пояснительная записка
Современное школьное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека Неслучайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Цели :
- Овладение типичными видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть).
- Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.
Задачи:
∙ приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры;
- развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
- воспитание речевой культуры обучающихся.
Планируемые результаты
Уровни сформированности УУД в результате освоения программы.
Низкий: учащийся только с помощью учителя ставит цели, не мотивирует необходимость построить свой маршрут образования, не самостоятелен, не самокритичен.
Средний: осознает свою роль при постановке цели, но решает свой образовательный маршрут с помощью учителя, делает выводы частично, с трудом устанавливает логические связи.
Высокий: учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия, самостоятельно исправляет ошибки, оценивает свои действия, умеет договариваться, имеет богатый словарный запас, самостоятельно устанавливает логические связи, адекватно оценивает себя.
Таким образом, все УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные) представлены тремя уровнями достижения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
ТЕМА 1. «Пушкинская осень»(викторина) – 11.10
ТЕМА 2. «М.Горький-сын земли Нижегородской» (заочная экскурсия)–15.12
ТЕМА 3.«Поэты серебряного века» (беседа-презентация) -12.03
ТЕМА 4. «В стихах могу сказать о многом» – 15.12.
- Знакомство с темой разговора.
- Чаепитие и начало поэтического сценария.
- Воплощение замысла (сценария).
- Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)
- «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).
- Музыка завершает момент прощания.
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:
- Сбор гостей в зале
- Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.
- Сценическая реализация.
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.
Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в «Литературной гостиной» Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.
Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.
Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему).
- Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).
Творческие проекты.
Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник»; «Посвящается родному краю».
Написание учащимися сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.
Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей
оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.
Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) — это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы
- рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.
Условия успешности:
__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;
— освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);
— востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;
— увлеченность руководителя, его профессионализм.
Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:
— в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);
— в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);
— в создании сценария на основе отобранного материала;
— в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
Результативность.
1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.
- Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.
- Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
- Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
Принципы работы.
- Принцип психологической комфортности.
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.
- Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного
произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.
- Принцип интеграции и диалога искусств.
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.
- Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.
Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.
Содержание программы
Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.
Есенинская осень. Углубленное изучение творчества С.А. Есенина. Литературно-музыкальная композиция. Видение мира через стихи, не входящие в обязательный минимум программы. Создание собственных стихотворений о малой родине, о природе.
Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.
«Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.
«Афганистан – незаживающая рана». Совместно с библиотекарем Литературно-музыкальная композиция.
Современная русская поэзия. Представление своего любимого поэта-современника. Аргументация своего выбора.
Литература военных лет. Работа со стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.
День Победы. Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победе. Представление литературно-музыкальной композиции.
Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
- Воспринимать художественную литературу;
- Изучать культурное наследие;
- Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;
- Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Основная школа п.Большевик»-
«Ст.-Ахматовская основная школа
Методическая разработка
классного часа
Тема: « Семейные ценности»
для 5-7 классов
Выполнил работу:
Долгашова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
педагогический стаж-16лет
квалификационная категория-1
с.Старое Ахматово
2019 год
Формы учебной работы: тематический классный час для учащихся 5-7 классов
Тема классного часа: «Семейные ценности».
Цели мероприятия:
-формировать положительное отношение к семейным традициям и ценностям;
-воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам;
-формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
- побуждать детей к самовоспитанию.
Задачи:
- раскрыть понятие «семейные ценности», выявить его особенности;
-развивать речь, внимание, мышление, память, создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся;
-воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование: приложения с карточками, видеоролик, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: слушать других, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Получат возможность научиться: уважительно относиться к семейным ценностям, осознавать важность подготовки к созданию крепкой семьи, выработать чувство ответственности за свою семью, доброжелательно общаться и оказывать взаимопомощь при работе в коллективе, вести беседу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: развитие мышления учащихся, работа с информацией разного вида, умение слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; выделять существенную информацию.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, уметь представлять работу группы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, позитивно относиться к процессу общения.
Личностные УУД: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним,
развитие монологической речи, коммуникативных навыков, расширение своих знаний.
Вначале звучит песня на стихи Сергея Есенина в исполнении Сергея Мономаха « Низкий дом с голубыми ставнями».
Ход мероприятия:
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни
каждого человека – семье. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
2. Определение темы занятия.
Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какие бывают семейные ценности.
3. Работа по теме .
1.Ребята, а как вы понимаете слово семья?
(Семья – это самое дорогое, что может быть у человека.),(просмотр видеоролика)
2.Какие слова у вас ассоциируются с этим понятием?(приложение №1, работа с шаблоном)
(Дом, тепло ,доброта, уют, любовь, родители, уважение, счастье, забота)
3.Слово «семья», если вы заметили, состоит из семи «Я».
Ребята, а теперь составьте, пожалуйста, кроссворд, в котором ключевым словом является семья. ?(приложение №2)
4.Для чего семья нужна человеку? Выберите по три варианта ответа из карточки № 1 (приложение 3), и объясните свой выбор. (Учащиеся выполняют задание, затем озвучивают свои варианты.)
5.Во все времена было очень уважительное отношение к семье, немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны. Обратите внимание на карточку №2 (приложение 3).
6. Представьте, что к вам в гости пришли ваши близкие и дальние родственники. Кем они вам приходятся: невесткой, шурином, сватом, кумом и т.д.? Переверните карточку № 3 (приложение 3), прочитайте задание. Соотнесите информацию из списка с информацией нижнего ряда.
7.Семьи у всех разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой…)
8.Что же может объединять семью?
Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к младшим, родителям, традиции, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.
9.Ребята, какие ещё ценности семьи вы можете выделить сами? (просмотр презентации)
10.Творческая работа.
Ребята, сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (обсуждение рисунков)
Рефлексия:
-классный час мне…
-я узнал для себя…
-я желаю всем…
Приложение 1
Приложение 2.
Карточка 1.
Продолжите фразу «Семья…….»
- Воспитывает
- Дает образование
- Обучает правилам поведения в обществе
- Помогает становлению личности
- Служит местом, где можно проводить свободное время
- Контролирует
Карточка 2.
Соберите пословицу.
- При добро матери тепло солнышке а при.
- Мать земля как кормит детей людей.
- У заболеет сердце детины пальчик а у матери.
- Не красна красна углами а пирогами изба.
- Каково и на таково самому дому.
- В дома хорошо а лучше гостях.
- Где там пригодился родился и.
Карточка 3.
- отец жены
- мать жены
- отец мужа
- муж дочери, сестры
- жена сына
- брат жены
- брат мужа
- сестра жены
- сестра мужа
Зять, тесть, деверь, свекор, шурин, свояченица, невестка, золовка, теща.
Приложение 3