Работа с одарёнными
план работы по бурятскому языку включает план работы с одарёнными детьми , программу по внеурочной деятельности "Литературное краеведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_g_rinchino.docx | 23.04 КБ |
programma_odaryonnye_deti.doc | 109.5 КБ |
plan_raboty_s_odaryonnymi.docx | 18.77 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник
Управления образования
__________ В.Ц. Маланов
Положение
межрайонного литературного конкурса
«Сэлмэг Гуниг»
посвящённого 75-летию со дня рождения журналиста, поэта, уроженца с.Алла
Геннадия РаднаевичаРинчино, Году литературы
- Общее положение
Настоящее положение конкурса определяет и регулирует порядок организации и проведения II межрайонного литературного конкурса «Сэлмэг Гуниг» (далее конкурс), регламентирует процедуру и критерии оценивания конкурсных материалов, порядок определения победителей, призёров и их награждение.
Учредитель конкурса: Районное Управление образования МО «Курумканский район», МБОУ «Дыренская СОШ», Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система МО «Курумканский район»
Цель конкурса: мотивация к изучению бурятского языка и повышение интереса к бурятской литературе.
Задачи конкурса: Выявление одарённых детей, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся; воспитание патриотизма, сохранение исторической памяти, культурного наследия сохранение и развитие лучших традиций художественного слова.
- Условия конкурса
Конкурс будет проводится в четырёх номинациях:
- Номинация « Стихи». Стихотворение поэта /Тема не ограничена/
I возрастная группа: учащиеся 1-4 классов- 1 участник от школы
II возрастная группа: учащиеся 5-8 классов- 1 участник от школы
III возрастная группа: учащиеся 9-11 классов- 1 участник от школы
Критерии оценивания:
• выразительность (уровень исполнительского мастерства, дикция, артистичность и оригинальность исполнения)
• техника речи
- Номинация «Анализ стихотворения»./1 стихотворение Г.Ринчинона месте/
Возрастная группа: учащиеся 9-11 классов- 1 участник от школы
Критерии оценивания:последовательное и адекватное раскрытие смысла через конкретные наблюдения, сделанные по тексту, степень сформированности аналитических филологических навыков.
- Номинация «Иллюстрация к стихам»/заочно/
I возрастная группа: учащиеся 1-4 классов
II возрастная группа: учащиеся 5-8 классов
III возрастная группа: учащиеся 9-11 классов
Представленные на Конкурс работы должны быть не меньше формата А4 (210X290) и не более А 3 (420X580).
Критерии оценивания:раскрытие содержания стихотворения; оригинальность идеи и техники исполнения; проявление фантазии и творческий подход; художественное мастерство.
- Номинация Научно-практическая конференция по теме «Малая Родина в творчестве поэтов, писателей-земляков» (на русском, бурятском языках)
Для учащихся 8-11 классов- 1 участник от школы
Критерии оценивания:Актуальность и новизна предлагаемых решений, реальность и практическая ценность; уровень самостоятельности; исследовательский характер.
Требования к оформлению работы
Структура работы:
· Титульный лист
· Оглавление
· Введение (должно включать в себя формулировку проблемы, отражать актуальность темы, гипотезу, определение цели и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы)
· Основная часть (должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем)
· Заключение (выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований, практическое использование результатов исследования)
· Список использованных источников и литературы
· Приложения
Формат материалов:
· Формат страницы: А4, все поля не менее 1,5 см
· Шрифты: «Times New Roman» Кегль 14-ый.Междустрочный интервал- 1,5.
· Объём работы должен быть не более 10 страниц (без приложения)
Для участия в конкурсе: необходимов срок до16 гоября 2020 года подать заявку по форме в Курумканское районное управление образования KurumkanRUO@yandex.ru и на электронный адрес: direnchool@yandex.ru с пометкой: на конкурс «Сэлмэг гуниг»
III. Место и время проведения
Конкурс проводится всело Алла МБОУ «Дыренская СОШ» 23 ноября 2020 г.,начало в 10.00ч.
Регистрация участников с 9.00 часов.
Завтрак с 9.00 -10.00 часов
Обед в 13.00 часов
Стоимость завтрака и обеда: 100 рублей
Финансовые условия: Для участия в конкурсе организационный взнос не требуется, все расходы за счёт командирующей стороны.
IV. Подведение итогов
Жюри подводит итоги конкурса и определяет победителей. В состав жюри входят специалисты в области культуры и искусства, литературы
Лучшие исполнители награждаются дипломами I, II, III степеней.
Жюри имеет право устанавливать дополнительные номинации и специальные призы.
По всем вопросам обращаться координаторам ЦырендашиеваБэлигмаБалдыновна 89243969021;
ЗАЯВКА
МБОУ___________________________________________________
на участие
№ | ФИ участника | Класс | Номинация | Название произведения,доклада | ФИО руководителя |
Программа
- Открытие
- Презентация книги (литературно-музыкальная композиция,встреча с родственниками, друзьями поэта).
- Работа по секциям
- Мастер -класс с поэтами литературного объединения «БоолонТумэр».
- Подведение итогов
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу
«Одаренные дети»
на 2022-2023 учебный год.
- Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
- выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
- самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
Задачи программы:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися;
- формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
- творческая самореализация выпускника начальной школы;
- обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
- осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
- грамотное построение устной и письменной речи;
- выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
- извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
- самостоятельно создавать алгоритм действий;
- обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
- владеть общим рядом приемом решения задач;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
- понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
- использовать разные географические средства;
- замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
- чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
- осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;
Умения:
- проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
- работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
- стремление к самосовершенствованию;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
- замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
- оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
- адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
- составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
- прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
- самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
- понимать значение работы над устранением ошибок;
- находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
- подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
- различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
- эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
- с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
- анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
- выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- составлять внутренний план действий;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- принцип развивающей и воспитывающей среды;
- принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
- принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
- принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
- принцип научности;
- принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
- принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
- принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
- принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
- принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
- принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
- Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
- работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
- индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
- применение принципов развивающего обучения;
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
- объединения дополнительного образования;
- внеурочная деятельность;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
- проектная деятельность;
- посещение интеллектуальных и творческих кружков;
- интеллектуальные игры, викторины;
- ведение детских портфолио;
Методическая работа педагога:
- самообразование;
- повышение профессионального мастерства;
- взаимопосещение занятий;
- проведение открытых занятий;
- подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
- занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной и внеурочной работы по предмету.
II этап. Деятельностный
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
4. Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.2. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.3. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.4. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
- План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
| Мероприятия | Сроки |
Диагностика одаренных детей | сентябрь - октябрь | |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | август | |
Составление индивидуальной программы обучения: | постоянно | |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | в течение года | |
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. | в течение года | |
Составление индивидуальных карт на одаренных детей | в течение года | |
Организация и проведение школьных олимпиад. | согласно графику | |
Участие в муниципальном, региональном этапах олимпиадах | | |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | Май | |
Распространение опыта работы с одаренными детьми | постоянно | |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | Ежегодно |
Предварительный просмотр:
План работы с « Одаренными детьми»
Цель: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.
Задачи:
- Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей
- Использование на уроке рууского языка и литературы дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
- Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
- Пополнение информационного банка данных по направлению « Одаренные дети»
- Организация разнообразной внеурочной деятельностипо предмету;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по русскому языку и литературе.
Функции учителя
- Выявление одарённых детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного
уровня.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Принципы работы с одарёнными детьми.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
Формы работы с одаренными учащимися.
- Индивидуальные занятия с сильными учащимися;
- Конкурсы и конференции;
- Участие в олимпиадах, конкурсах
- Внеурочная деятельность.
№ | Мероприятия | Сроки | Направления и формы работы |
1. | Диагностика одаренных детей | сентябрь | Анкетирование |
2. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий. |
3. | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по бурятскому языку и литературе. | октябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий |
4. | Подготовка учащихся к участию муниципального этапа Всероссийской олимпиады. | ноябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Подготовка школьников к НПК «Шаг в будущее». | сентябрь- январь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий |
6. | Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня | в течение года | Индивидуальная работа |
7. | Подготовка к конкурсам различных уровней и направлений :«Певцы родной земли», «Четыре неба», «Чудесный клад Бурятии», «Живая классика» | в течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми |
8. | Проведение предметной недели. | ноябрь | Викторины, праздники, инсценировки, концерт |
9 | Подготовка к школьной НПК | апрель | Индивидуальная работа |
10. | Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов русского языка. | в течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми |
11 | Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. | в течение года | Индивидуальные и групповые занятия. |
12. | Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми | в течение года | Индивидуальная работа |
13 | Мониторинг результативности работы с одаренными детьми.Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2024 год | май | Анализ работы |
Предварительный просмотр:
МО «Курумканский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО (протокол №__от______2020г.) Подпись_____________ | Согласовано: зам.директора по УВР Подпись_________/Вандаев З.Б./ | Утверждено приказом директора школы (приказ №___от______2020 г.) Подпись ________ /Э.Ж. Бадмаева/ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Литературное краеведение»
Класс: 5-6
Составитель: учитель русского языка
и литературы Цырендашиева Б.Б.
с. Алла
2020 г.
Пояснительная записка
Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Литературное краеведение - огромное средство, воспитывающее в юных сердцах «добрые чувства». Цель изучения литературного краеведения - духовное обогащение учащихся, развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края. Основа краеведческого образования – изучение историко-культурных традиций Курумкана, биографических материалов о писателях, их произведений.
Ценность и новизна программы « Литературное краеведение» заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Программа способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.
Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине». Материалы литературного краеведения способствуют формированию патриотических чувств у воспитанников, что является основой нравственной культуры ребёнка и на сегодняшний момент представляет особую актуальность. Кроме того, одним из основных направлений современной политики в сфере образования является формирование у воспитанников ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Постановку задачи поможет решить образовательная программа «Литературное краеведение».
Цель данной образовательной программы - развитие коммуникативной компетенции в процессе изучения творчества писателей и поэтов родного края
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историко-культурными традициями Курумкана, биографическими материалами о писателях и поэтах, их творчестве.
- приобщить к литературному творчеству (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы);
- научить владению начальными навыками музейно-экскурсионной работы,
Развивающие:
-сформировать читательские потребности, навыки анализа и критическую оценку литературных произведений, умение самостоятельно пополнять знания по предмету.
- сформировать умение воспитанников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, работать с различными источниками (произведения писателей, критическая литература, справочники), анализировать текст литературного произведения.
- сформировать читательские потребности, навыки анализа и критическую оценку литературных произведений, умение самостоятельно пополнять знания по предмету;
- способствовать формированию культуры чтения;
- развить у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- способствовать развитию творческих способностей одаренных детей.
Воспитательные:
- открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к " малой родине";
- становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей
- формирование у воспитанников межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- повышение социальной активности воспитанников, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
Возрастная группа: учащиеся 5- 8 классов .
Тип программы - модифицированная.
Срок реализации программы: настоящая программа рассчитана на 3 года обучения.
Формы и режим занятий
Форма занятий – коллективная, групповая, индивидуальная.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и республиканских конкурсов, что позволяет обучающим в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
В зависимости от содержания занятий форма работы в кружке может быть:
1. Лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);
2. Семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
3. Экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);
4. Научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.);
5. Литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода);
6. Оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты);
7.Организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов).
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
- историко-культурные традиции Курумкана
- биографии писателей и их произведения
К концу первого года обучения воспитанники должны уметь:
- вдумчиво, осмысленно читать, отвечать на вопросы;
- работать со словарём;
- делать иллюстрации к художественному тексту.
- определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение;
- составлять конспект, простой и сложный план, тезисы.
К концу второго года обучения должны знать:
- историко-культурные традиции Курумкана
- биографии писателей и их произведения
К концу второго года обучения должны уметь:
- находить средства художественной изобразительности в поэтическом тексте;
- выразительно читать поэтический текст;
- пересказывать художественный текст;
- создать словесный портрет литературного героя.
- писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;
К концу третьего года обучения должны знать:
- историко-культурные традиции Курумкана
К концу третьего года обучения должны уметь:
- анализировать поэтический текст;
- инсценировать поэтический текст;
- пользоваться справочной литературой;
Способы проверки:
- сочинения, тесты, анализ текста, составление кроссвордов, тестов и т.д.
- презентации;
- участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследова-тельских работ.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- мультимедийный проектор, иллюстрации
Методическое обеспечение
- библиотечка литературы (методической) необходимой для работы и проведения занятий,
- раздаточный материал,
- демонстрационный материал.
Учебно-тематический план
Название темы | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Литературное краеведение | 9 | ||
1. | Вводное занятие. Теория литературного краеведения. | 1 | 1 | |
2. | Знакомство с литературной картой Курумкана. | 4 | 2 | 2 |
3. | Роль писателей-земляков в создании местной и общенациональной культуры. | 2 | 2 | |
4. | Доклады учащихся. Творческая беседа. | 2 | 2 | |
II | Н.Г.Дамдинов. | 21 | ||
1. | «Путь к высотам». Автобиография писателя. | 1 | 1 | |
2. | Документальная повесть «Родник в моем краю». | 6 | 4 | 2 |
3. | Сборник «Баргузин». | 2 | 2 | |
4. | Создание презентаций «Заочная экскурсия на родину Н.Г.Дамдинова». | 5 | 1 | 4 |
5. | Экскурсия «Усадьба Н.Г.Дамдинова». | 3 | 3 | |
6. | Сбор материала. | 4 | 1 | 3 |
III | С.Д.Ангабаев. | 16 | ||
1. | Жизнь и творчество. | 1 | 1 | |
2. | «Сказание о земле соболиной»: художест-венно - документальное повествование. | 5 | 4 | 1 |
3. | Планета поэзии СолбонаАнгабаева | 4 | 2 | 2 |
4. | Защита творческих проектов. Встреча с сыном С.Д.Ангабаева. | 6 | 1 | 5 |
IV | В.Д.Лоргоктоев. | 10 | ||
1. | «Певец северной природы». Рукописи В. Лоргоктоева. Знакомство с автобиографией поэта. | 3 | 2 | 1 |
2. | Певец эвенкийской тайги. Стихи В.Лоргоктоева. | 2 | 1 | 1 |
3. | Сбор материала. | 3 | 1 | 2 |
4. | Литературные традиции Написание рецензии | 2 | 2 | |
V | В.С.Анищенко. | 9 | ||
1. | «Учитель,поэт,журналист…» | 1 | 1 | |
2. | «Человек с природой стал наты…» Стихи о природе родного края. | 2 | 1 | 1 |
3. | «Его стихи остались с нами…» Сборники «Встреча», «Качели». | 2 | 1 | 1 |
4. | Сбор материала. | 2 | 1 | 1 |
Написание отзыва на произведения | 2 | 2 | ||
VI | В.С.Колмаков. | 9 | ||
1. | Творчество поэта. | 1 | 1 | |
2. | Сборники «Ты есть у меня…», «Одну тебя жалею». | 2 | 1 | 1 |
3. | Сбор материала. | 3 | 1 | 2 |
4. | Анализ стихотворений. Создание своего стихотворения | 3 | 1 | 2 |
VII | Д-Д.Э.Очиров. | 10 | ||
1. | Творчество поэта. | 2 | 2 | |
2. | Сборник «Ждет меня мой конь». | 2 | 1 | 1 |
3. | Сбор материала. | 3 | 1 | 2 |
4. | Написание отзыва на произведение | 2 | 1 | 2 |
VIII | В.Ц. Баторов. | 8 | ||
1. | «Талантливый публицист». | 2 | 1 | 1 |
2. | Театр и литература. Посещение театра, встреча с актёрами | 6 | 2 | 2 |
IX | Г.О.Бадмаев. | 5 | ||
1. | Журналист и прозаик. | 2 | 2 | |
2. | Сбор материала. | 3 | 3 | |
X | Д.Доржиева. | 12 | ||
1. | «Творчество поэтессы - это служение Родине». | 2 | 2 | |
2. | Мир поэзии. | 4 | 2 | 2 |
3. | Написание сценария литературно-музыкальной гостиной. Тема родины. | 6 | 2 | 4 |
XI | Д.Ш.Хобраков. | 7 | ||
1. | Творчество поэта. | 1 | 1 | |
2. | Сборник «Сасандаай». | 3 | 1 | 2 |
3. | Написание стихотворения о родном крае. | 3 | 1 | 2 |
XII | Г.О.Ринчино. | 8 | ||
1. | Творческая мастерская поэта. | 1 | 1 | |
2. | Сборник «Светлая грусть» | 2 | 1 | 1 |
3. | Сбор материала. | 3 | 1 | 2 |
4. | Работа с текстами. Составление «словаря» метафор | 2 | 1 | 1 |
XIII | Ж.М.Абзаев. | 7 | ||
1. | «Край любимый-край Бархан-Улы». | 1 | 1 | |
2. | Защита творческих проектов. Встреча с автором. | 6 | 2 | 4 |
XIV | Итоговое занятие | 5 | 5 | |
Итого: | 136ч. | 51 | 85 |