Работа с одарёнными

план работы по бурятскому языку включает план работы с одарёнными детьми , программу по внеурочной деятельности "Литературное краеведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                        Начальник

                                                                        Управления образования

                                                                        __________ В.Ц. Маланов

Положение

межрайонного литературного конкурса

«Сэлмэг Гуниг»

посвящённого 75-летию со дня рождения журналиста,  поэта, уроженца с.Алла

Геннадия РаднаевичаРинчино,  Году литературы

  1. Общее положение

          Настоящее положение конкурса определяет и регулирует порядок организации и проведения II межрайонного литературного конкурса  «Сэлмэг Гуниг» (далее конкурс), регламентирует процедуру и критерии оценивания конкурсных материалов, порядок определения победителей, призёров и их награждение.

Учредитель конкурса: Районное Управление образования МО «Курумканский район», МБОУ «Дыренская СОШ»,  Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система МО «Курумканский район»

Цель конкурса: мотивация к изучению бурятского языка и повышение интереса к бурятской литературе.

Задачи конкурса: Выявление одарённых детей, развитие исследовательских  и творческих способностей учащихся; воспитание патриотизма, сохранение исторической памяти, культурного наследия сохранение и развитие лучших традиций художественного слова.

  1. Условия конкурса

Конкурс будет проводится в четырёх  номинациях:

  1. Номинация « Стихи». Стихотворение поэта /Тема не ограничена/

I возрастная группа: учащиеся 1-4 классов- 1 участник от школы

II возрастная группа: учащиеся 5-8 классов- 1 участник от школы

III возрастная группа: учащиеся 9-11 классов- 1 участник от  школы

Критерии оценивания:

•        выразительность (уровень исполнительского мастерства, дикция, артистичность и оригинальность исполнения)

•        техника речи

  1. Номинация «Анализ стихотворения»./1 стихотворение Г.Ринчинона месте/

Возрастная  группа: учащиеся 9-11 классов- 1 участник от  школы

Критерии оценивания:последовательное и адекватное раскрытие смысла через конкретные наблюдения, сделанные по тексту, степень сформированности аналитических филологических навыков.

  1. Номинация «Иллюстрация к стихам»/заочно/

I возрастная группа: учащиеся 1-4 классов

II возрастная группа: учащиеся 5-8 классов

III возрастная группа: учащиеся 9-11 классов

Представленные на Конкурс работы должны быть не меньше формата А4 (210X290) и не более А 3 (420X580).

Критерии оценивания:раскрытие содержания стихотворения; оригинальность идеи и техники исполнения; проявление фантазии и творческий подход; художественное мастерство.

  1. Номинация Научно-практическая конференция по теме «Малая Родина в творчестве поэтов, писателей-земляков» (на русском, бурятском языках)

Для учащихся 8-11 классов- 1 участник от  школы

Критерии оценивания:Актуальность и новизна предлагаемых решений, реальность и практическая ценность; уровень самостоятельности; исследовательский характер.

Требования к оформлению работы

Структура работы:

·  Титульный лист

·  Оглавление

· Введение (должно включать в себя формулировку проблемы, отражать актуальность темы, гипотезу, определение цели и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы)

· Основная часть (должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем)

· Заключение (выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований, практическое использование результатов исследования)

·   Список использованных источников и литературы

· Приложения

Формат материалов:

·   Формат страницы: А4, все поля не менее 1,5 см

·  Шрифты: «Times New Roman» Кегль 14-ый.Междустрочный интервал- 1,5.

·  Объём работы должен быть не более 10 страниц (без приложения)

Для участия в конкурсе: необходимов срок до16 гоября 2020 года подать заявку по форме в Курумканское районное управление образования KurumkanRUO@yandex.ru и на электронный адрес: direnchool@yandex.ru с пометкой: на  конкурс «Сэлмэг гуниг»

III. Место и время проведения

Конкурс проводится всело Алла  МБОУ «Дыренская СОШ»  23  ноября   2020  г.,начало в 10.00ч.

Регистрация участников с 9.00 часов.

Завтрак с 9.00 -10.00 часов

Обед в 13.00 часов

Стоимость завтрака и обеда: 100 рублей

Финансовые условия: Для участия в конкурсе организационный взнос не требуется, все расходы за счёт командирующей стороны.

IV. Подведение итогов

Жюри подводит итоги конкурса и определяет победителей. В состав жюри входят специалисты в области культуры и искусства, литературы

Лучшие исполнители награждаются дипломами I, II, III степеней.

Жюри имеет право устанавливать дополнительные номинации и специальные призы.

По всем вопросам обращаться координаторам ЦырендашиеваБэлигмаБалдыновна 89243969021;

ЗАЯВКА

МБОУ___________________________________________________

на участие

ФИ участника

Класс

Номинация

Название произведения,доклада

ФИО руководителя

Программа

  1. Открытие
  2. Презентация книги (литературно-музыкальная композиция,встреча с родственниками, друзьями поэта).
  3. Работа по секциям
  4. Мастер -класс с поэтами литературного объединения «БоолонТумэр».
  5. Подведение итогов



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу

«Одаренные дети»

на 2022-2023 учебный год.

  1. Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 

Цели работы с одаренными детьми:

  • выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
  • самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;
  • формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
  • творческая самореализация выпускника начальной школы;
  • обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
  • осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
  • грамотное построение устной и письменной речи;
  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
  • самостоятельно создавать алгоритм действий;
  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

  • владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

  • понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
  • использовать разные географические средства;
  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
  • чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;

Умения: 

  • проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в

цели;

  • работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,

оратор и др.

  • стремление к самосовершенствованию;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

  • замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
  • оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
  • адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
  • составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
  • самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
  • понимать значение работы над устранением ошибок;
  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
  • подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
  • различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
  • с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
  • анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
  • выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
  • составлять внутренний план действий;

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • принцип развивающей и воспитывающей среды;
  • принцип обучения и воспитания  на диагностичной основе;
  • принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной  деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
  • принцип  научности;
  • принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов  образовательного процесса;
  • принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
  • принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;

  1. Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
  • индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
  • применение принципов развивающего обучения;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского  уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • внеурочная деятельность;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
  • проектная деятельность;
  • посещение интеллектуальных и  творческих кружков;
  • интеллектуальные игры, викторины;
  • ведение детских портфолио;

Методическая работа педагога:

  • самообразование;
  • повышение профессионального мастерства;
  • взаимопосещение занятий;
  • проведение открытых занятий;
  • подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
  •  занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных    условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».
  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

  1. Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический 

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной и внеурочной  работы по предмету.

II этап. Деятельностный

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

4. Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.2. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.3. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.4. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских  олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

  1. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

сентябрь - октябрь

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

август

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы;
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми;

постоянно

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

в течение года

Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности.

в течение года

Составление индивидуальных  карт на одаренных детей

в течение года

Организация и проведение школьных олимпиад.

согласно графику

Участие в муниципальном, региональном этапах  олимпиадах

  
ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май

Распространение опыта работы с одаренными детьми

постоянно

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно



Предварительный просмотр:

План работы  с « Одаренными детьми»

     Цель:  создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и  внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей
  • Использование на уроке рууского языка  и литературы дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
  • Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
  • Пополнение информационного банка данных по направлению « Одаренные дети»
  • Организация разнообразной внеурочной деятельностипо предмету;
  • Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по  русскому языку и литературе.

Функции учителя

- Выявление одарённых детей.

- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение

заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного

уровня.

- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Принципы работы с одарёнными детьми.

- Принцип комфортности в любой деятельности.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей

учащихся.

- Возрастание роли внеурочной деятельности.

- Принцип развивающего обучения.

- Принцип добровольности.

Формы работы с одаренными учащимися.

- Индивидуальные занятия с сильными учащимися;

- Конкурсы и конференции;

- Участие в олимпиадах, конкурсах

- Внеурочная деятельность.

Мероприятия

Сроки

Направления и формы работы

1.

Диагностика одаренных детей

сентябрь

Анкетирование

2.

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми

сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий.

3.

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по бурятскому языку и литературе.

октябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

4.

Подготовка учащихся к участию муниципального этапа Всероссийской олимпиады.

ноябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Подготовка школьников к НПК «Шаг в будущее».

сентябрь- январь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

6.

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня

в течение года

Индивидуальная работа

7.

Подготовка к конкурсам  различных уровней и направлений :«Певцы родной земли», «Четыре неба», «Чудесный клад Бурятии», «Живая классика»

в течение года

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

8.

Проведение предметной недели.

ноябрь

Викторины, праздники, инсценировки, концерт

9

Подготовка к школьной НПК

апрель

Индивидуальная работа

10.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов русского языка.

в течение года

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

11

Проектная деятельность учащихся на уроках русского  языка и литературы.

в течение года

Индивидуальные и групповые занятия.

12.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми

в течение года

Индивидуальная работа

13

Мониторинг результативности работы с одаренными детьми.Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2024 год

май

Анализ работы



Предварительный просмотр:

МО «Курумканский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО (протокол №__от______2020г.) Подпись_____________

Согласовано: зам.директора по УВР         Подпись_________/Вандаев З.Б./

Утверждено приказом директора школы (приказ №___от______2020 г.) Подпись ________ /Э.Ж. Бадмаева/

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Литературное краеведение»

Класс: 5-6

Составитель: учитель русского языка

и литературы Цырендашиева Б.Б.

с. Алла

2020 г.

Пояснительная записка

Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Литературное краеведение - огромное средство, воспитывающее в юных сердцах «добрые чувства». Цель изучения литературного краеведения - духовное обогащение учащихся, развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края. Основа краеведческого образования – изучение историко-культурных традиций Курумкана, биографических материалов о писателях, их произведений.

Ценность и новизна программы « Литературное краеведение» заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Программа способствует развитию эстетического вкуса,  формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.              

Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине». Материалы литературного краеведения способствуют формированию патриотических чувств у воспитанников, что является основой нравственной культуры ребёнка и на сегодняшний момент представляет особую актуальность. Кроме того, одним из основных направлений современной политики в сфере образования является формирование у воспитанников ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Постановку задачи поможет решить образовательная программа «Литературное краеведение».

Цель данной образовательной программы - развитие коммуникативной компетенции в процессе изучения творчества писателей и поэтов родного края

Задачи:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с историко-культурными традициями Курумкана, биографическими материалами о писателях и поэтах, их творчестве.

- приобщить к литературному творчеству (раскрыть школьникам      богатство мира идей и образов литературы);

- научить владению начальными навыками музейно-экскурсионной работы,  

 Развивающие:

 -сформировать читательские потребности, навыки анализа и критическую оценку литературных произведений, умение самостоятельно пополнять знания по предмету.

-  сформировать умение воспитанников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, работать с различными источниками (произведения писателей, критическая литература, справочники), анализировать текст литературного произведения.

-  сформировать читательские потребности, навыки анализа и критическую оценку литературных произведений, умение самостоятельно пополнять знания по предмету;

-  способствовать формированию культуры чтения;

- развить у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

 - способствовать развитию творческих способностей одаренных детей.

    Воспитательные:

  • открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и     природе родного края, пробудить у них чувство любви к " малой родине";
  • становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей  
  • формирование у воспитанников межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
  • повышение социальной активности воспитанников, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

 Возрастная группа:  учащиеся 5- 8 классов .

 Тип программы - модифицированная.

 Срок реализации программы: настоящая программа рассчитана на 3 года обучения.

Формы и режим занятий

Форма занятий – коллективная, групповая, индивидуальная.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и республиканских конкурсов, что позволяет обучающим в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

В зависимости от содержания занятий форма работы в кружке может быть:

1. Лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);

2.  Семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);

3. Экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);  

4. Научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.);

5.  Литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода);

6. Оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты);

7.Организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов).

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения воспитанники должны знать:

- историко-культурные традиции Курумкана

- биографии писателей и их произведения

К концу первого года обучения воспитанники должны уметь:

- вдумчиво, осмысленно читать, отвечать на вопросы;

- работать со словарём;

- делать иллюстрации к художественному тексту.

- определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение;

- составлять конспект, простой и сложный план, тезисы.

К концу второго года обучения должны знать:

- историко-культурные традиции Курумкана

- биографии писателей и их произведения

К концу второго года обучения должны уметь:

- находить средства художественной изобразительности в поэтическом тексте;

- выразительно читать поэтический текст;

- пересказывать художественный текст;

- создать словесный портрет литературного героя.

- писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;

К концу третьего года обучения  должны знать:

- историко-культурные традиции Курумкана

К концу третьего года обучения  должны  уметь:

- анализировать поэтический текст;

- инсценировать поэтический текст;

- пользоваться справочной литературой;

Способы проверки:

- сочинения, тесты, анализ текста, составление кроссвордов, тестов и т.д.

- презентации;

- участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследова-тельских  работ.

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный кабинет;

- мультимедийный проектор, иллюстрации

Методическое обеспечение

  • библиотечка литературы (методической) необходимой для работы и проведения занятий,
  • раздаточный материал,
  • демонстрационный материал.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I

Литературное краеведение

9

1.

Вводное занятие. Теория литературного краеведения.

1

1

2.

Знакомство с литературной картой Курумкана.

4

2

2

3.

Роль писателей-земляков в создании местной и общенациональной культуры.

2

2

4.

Доклады учащихся. Творческая беседа.

2

2

II

Н.Г.Дамдинов.

21

1.

«Путь к высотам». Автобиография писателя.

1

1

2.

Документальная повесть «Родник в моем краю».

6

4

2

3.

Сборник «Баргузин».

2

2

4.

Создание презентаций «Заочная экскурсия на родину Н.Г.Дамдинова».

5

1

4

5.

Экскурсия «Усадьба Н.Г.Дамдинова».

3

3

6.

Сбор материала.

4

1

3

III

С.Д.Ангабаев.

16

1.

Жизнь и творчество.

1

1

2.

«Сказание о земле соболиной»: художест-венно - документальное повествование.

5

4

1

3.

Планета поэзии СолбонаАнгабаева

4

2

2

4.

Защита творческих проектов. Встреча с сыном С.Д.Ангабаева.

6

1

5

IV

В.Д.Лоргоктоев.

10

1.

«Певец северной природы». Рукописи В. Лоргоктоева.

Знакомство с автобиографией поэта.

3

2

1

2.

Певец эвенкийской тайги. Стихи В.Лоргоктоева.

2

1

1

3.

Сбор материала.

3

1

2

4.

Литературные традиции

Написание рецензии

2

2

V

В.С.Анищенко.

9

1.

«Учитель,поэт,журналист…»

1

1

2.

«Человек с природой стал наты…» Стихи о природе родного края.

2

1

1

3.

«Его стихи остались с нами…» Сборники «Встреча», «Качели».

2

1

1

4.

Сбор материала.

2

1

1

Написание отзыва на произведения

2

2

VI

В.С.Колмаков.

9

1.

Творчество поэта.

1

1

2.

Сборники «Ты есть у меня…», «Одну тебя жалею».

2

1

1

3.

Сбор материала.

3

1

2

4.

Анализ стихотворений. Создание своего стихотворения

3

1

2

VII

Д-Д.Э.Очиров.

10

1.

Творчество поэта.

2

2

2.

Сборник «Ждет меня мой конь».

2

1

1

3.

Сбор материала.

3

1

2

4.

Написание отзыва на произведение

2

1

2

VIII

В.Ц. Баторов.

8

1.

«Талантливый публицист».

2

1

1

2.

Театр и литература.

Посещение театра, встреча с актёрами

6

2

2

IX

Г.О.Бадмаев.

5

1.

Журналист и прозаик.

2

2

2.

Сбор материала.

3

3

X

Д.Доржиева.

12

1.

«Творчество поэтессы - это служение Родине».

2

2

2.

Мир поэзии.

4

2

2

3.

Написание сценария литературно-музыкальной гостиной. Тема родины.

6

2

4

XI

Д.Ш.Хобраков.

7

1.

Творчество поэта.

1

1

2.

Сборник «Сасандаай».

3

1

2

3.

Написание стихотворения о родном крае.

3

1

2

XII

Г.О.Ринчино.

8

1.

Творческая мастерская поэта.

1

1

2.

Сборник «Светлая грусть»

2

1

1

3.

Сбор материала.

3

1

2

4.

Работа с текстами. Составление «словаря» метафор

2

1

1

XIII

Ж.М.Абзаев.

7

1.

«Край любимый-край Бархан-Улы».

1

1

2.

Защита творческих проектов. Встреча с автором.

6

2

4

XIV

Итоговое занятие

5

5

Итого:

136ч.

51

85