4.10. Наставничество

Фальшевник Ольга Юрьевна

Проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад   №79 «Голосистое горлышко»  

Тематический проект по пожарной безопасности детей

дошкольного возраста

Составитель: Фальшевник Ольга Юрьевна

г. Нижневартовск

2016год.

Проект по пожарной безопасности.

Тип проекта: тематический.

Участник — воспитатель, дети старшей и подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Масштаб — один учебный год.

Цель проекта: формирование основы знаний по пожарной безопасности старших дошкольников.

Задачи:воспитывать чувство осторожности и самосохранения,

  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах,
  • Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Формировать чувство повышенной опасности огня – рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.
  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Прогнозируемый результат:

  • углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
  • правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
  • знать средства пожаротушения;
  • уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • знать о профессии пожарного;
  • профилактика панического страха перед огнём;
  • изменение отношения родителей к данной проблеме;
  •  осознанное выполнение правил противопожарной безопасности. 

Актуальность:

Формировать у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Данный проект направлен на решение вопросов по ознакомлению детей с пожарной безопасностью.

п\п

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

1.

Старший возраст

Познавательное развитие

(ознакомление с окружающим; развитие речи)

Подготовительный к школе возраст

«Путешествие в прошлое утюга»

«Экскурсия в пожарную часть»

«Ознакомление детей с уголком пожарной безопасности»

«Что делать при возникновении пожара?»

«Путешествие в прошлое электрической лампочки»

«Добрый и злой огонь»

«Юный пожарный»

Беседа «Пожарная безопасность дома»

«Спички не тронь – в спичках огонь»

«Чем опасны пожары в лесу?»

«Труд пожарных»

«Превращение утюга»

«Новое путешествие в прошлое электрической лампочки»

«Путешествие в прошлое пылесоса»

«Огонь злой – огонь добрый

«Путешествие в прошлое плиты»

«Экскурсия в гости к пожарным»

«Огонь – важное открытие древнего человека»

«Что горит в лампочке»

«Узнай всё об электрической лампочке»

«Почему зажигается спичка?»

«Почему у газовой плиты огоньки?»

«Почему огонь полезен и опасен?»

«Пожарная безопасность»

«Объяснить Незнайке»

«Миф о Прометее»

«Труд пожарных»

Познакомить с историей утюга.

Вызвать интерес к предметам прошлого

Познакомить детей с людьми, работающими в пожарной части: пожарными, диспетчером, водителем пожарной машины; с оборудованием, необходимым в их работе.

Воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий.

Активизировать словарь: пожарная часть, командир отделения, боец, коммутатор, огнетушитель, топор, багор, каска, противогаз, пожарный рукав.

Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их исполнения.

Приучать детей быть наблюдательными и внимательными.

Познакомить детей с правилами поведения во время пожара.

Научить детей действовать спокойно и разумно.

Познакомить детей с историей появления электрической лампочки.

Уточнить представления о правилах обращения с электроприборами.

Развивать представление о пользе и опасности огня.

Научить мерам предосторожности при обращении с огнём.

Закрепить знания детей о пожарной безопасности, профессии «пожарный», воспитывать уважение к труду людей данной профессии.

Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Закрепить знания о правилах пожарной безопасности.

Воспитывать осторожное обращение с огнём.

Закрепить знания детей о том, что спички – это не игрушка.

Воспитывать осторожное обращение с огнём.

Дать детям знания о причинах об опасности и о последствиях возникновения лесных пожаров.

закрепить правила поведения в лесу. Формировать бережное отношение к природе.

Обобщать представления об общественном характере труда взрослых: труд на пользу людей – почётное и нужное дело.

Уточнить знания об утюге, о его назначении, необходимости для жизни человека.

Закрепить умение правильно определять металл, пластмассу, ткань, их признаки и выделять эти признаки на основе структуры поверхности, прочности, твёрдости материала.

Познакомить с историей электрической лампочки.

Вызвать интерес к прошлому этого предмета.

Закреплять навыки безопасного обращения с электроприборами.

Продолжать знакомить с историей появления бытовых приборов: познакомить с назначением и устройством пылесоса, предметами, которые раньше его заменяли.

Подвести детей к пониманию того, что челочек всегда стремился преобразовывать и усовершенствовать предметы.

Рассказать о правилах пользования пылесосом, о технике безопасности при работе с электрическими приборами.

Упражнять детей в составлении сложных слов.

Развивать представление о пользе и опасности огня.

Научить мерам предосторожности при обращении с огнём

Познакомить с историей создания совремённой плиты, с процессом её преобразования человеком.

Активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Уточнить знания о технике безопасности.

Расширить и углубить знания детей о труде пожарных.

Закрепить представления о профессиях людей, борющихся с пожаром, дать знания о том, что в каждой пожарной команде есть командир, который отвечает за слаженность работы своей команды.

Воспитывать уважительное отношение к людям этой профессии.

Активизировать словарь: диспетчер, пожарная лестница, огнезащитный костюм, противогаз, рация, брандспойт.

Познакомить детей с жизнью древнего человека.

Дать понятия о том, что такое открытие.

Рассказать об открытии огня древним человеком.

Развивать познавательную активность детей, закреплять знания об электроприборах.

Закрепить правила осторожного обращения с электрическими приборами.

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и работы электрической лампочкой.

Дать элементарные сведения о значении электричества в жизни человека.

Познакомить детей с историей возникновения спички.

Закрепить знания об осторожном обращении с огнём.

Дать детям элементарные знания о работе газовой плиты.

Закрепить знания детей о полезной и разрушительной силе огня.

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и поведении во время пожара.

Закрепить правила пожарной безопасности при обращении с электроприборами.

Закрепить знание детей о роли электричества в домашнем хозяйстве и правилах обращения с электроприборами.

Закрепить представление детей о роли огня в жизни человека. Способствовать осознанию детей благородства поступка героя.

Закрепить представления о труде пожарных.

Совершенствовать знания детей о правилах пожарной безопасности.

2.

Дидактические игры

Подвижные игры

«Угадай электрический прибор»

«Подбери предметы с одним назначении»

«Проверь, все ли утюги могут работать?»

«Кому, что нужно для работы?»

«Отдых»

«Найди, что лишнее?»

«Дорисуй, чего не хватает»

«Подбери материал»

«Чудесные превращения»

«Костёр»

«Земля, вода, огонь, воздух»

«Эстафета»

«Похитители огня»

Закрепить знания об электрических приборах и их назначении.

Закрепить умение сравнивать и подбирать предметы по функциональному признаку.

Подводить к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функцией.

Закрепить знания об истории бытовых предметов.

Развивать зрительное сосредоточение, внимание, усидчивость

Закреплять знания детей об орудиях труда пожарных.

Закреплять знания правил пожарной безопасности.

Развивать внимание.

Закрепить умение классифицировать предметы по принципу функциональности.

Закреплять знания об электрических приборах и предметах, связанных с огнём.

Уточнить знания об электрических приборах и их частях.

Закрепить знания правил пожарной безопасности.

Закрепить знания об электроприборах и способах их использования.

Побуждать детей к нахождению предметов разной формы с одним способом действия и умению объяснить необходимость создания человеком многообразия форм предметов.

Побуждать «Смоделировать» игру огня в костре, упражнять в передаче его образа мимикой и жестами.

Развивать внимание, координацию движений, воображение.

Закрепить знания об окружающем мире.

Совершенствовать навыки ловли мяча.

Закреплять умения лазать по гимнастической стенке с переходом с пролёта на пролёт, перелезать через предметы и лесенку –стремянку, ползать по гимнастической скамейке.

Совершенствовать умение действовать по сигналу, не нарушая правил.

Закреплять навыки бега с увёртыванием.

3.

Художественная литература

«Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар»

«Составление и дополнение рассказов об электрических приборах»

«Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

«Расскажи правильно»

Познакомить с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем.

Дать первоначальные сведения о причинах возникновения пожара.

Упражнять в вызове пожарной охраны.

Воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии.

Учить детей точно и подробно описывать предметы.

Учить детей слушать и дополнять рассказы товарищей.

Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать литературный текст.

Закреплять умение подбирать близкие по смыслу слова и определения.

Закрепить знания о бытовых предметах, облегчающих домашний труд, учить видеть в них общее и различие.

Упражнять в составлении описательных рассказов.

4.

Праздники и развлечения

Сценарий спортивного досуга «Мы пожарные»

Сценарий утренника «Моя безопасность»

Сценарий спортивного праздника «Смелые пожарные»

Сценарий развлечения «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»

5.

Работа с родителями

Информация для работы с родителями?

«Если в доме пожар».

«Спички – не игрушка, а огонь – не забава!»

«Что нужно сделать, чтобы не случился пожар?»

№В целях воспитания у детей соблюдения правил пожарной безопасности»

«В целях разумного поведения при возникновении пожара в доме»


Итог реализации проекта:

В конце реализации проекта была проведена викторина по теме: «Пожарная безопасность», которая показала, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. А также после того как родители вместе с воспитателями объединили усилие по вопросам пожарной безопасности, они поняли, что проблема пожарной безопасности очень серьезная и ей необходимо заниматься уже с дошкольного возраста.

Литература.

1.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

2. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка – Пресс, 2004г.

3.Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2011.

4.Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1

5.Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4

6.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности - ООО «ТЦ Сфера», 2005.


Сценарий спортивного развлечения «Мы пожарные»

Цель развлечения:

Познакомить детей с трудом пожарных; обучить детей правилам поведения в случае возникновения пожара; закрепить знания о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения; знать номер телефона пожарной части и уметь пользоваться; повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность, чувство долга; развивать внимание, память, речь; совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость; воспитывать уважение к труду работников пожарной охраны.

Задачи развлечения:

  1. Расширять и углублять знания детей о труде пожарных.
  2. Закрепить знания о средствах пожаротушения.
  3. Развивать физические качества (ловкость, быстроту реакции, силу, координацию движения)
  4. Развивать желание играть в команде, выигрывать.
  5. Упражнять детей в беге, прыжках, метании, ползании на четвереньках.
  6. Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду пожарных.
  7. Воспитывать чувство доброжелательности, товарищества и взаимовыручки.

Ход развлечения.

Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах пожарной безопасности, о нелегком труде пожарных, о том, как бороться с огнем. Что нужно знать, чтобы не было пожара. И проведем не большие учения пожарных. А для начала, вспомним, из каких произведений эти строки: «Что за дым над головой? Что за гром на мостовой? Дом пылает за углом, сто зевак стоит кругом. Ставит лестницы команда, от огня спасает дом». (С. Михалков «Дядя Степа»).

Инстр.: «Море пламенем горит, выбежал из моря кит. Эй, пожарные бегите, помогите, помогите!» (К. Чуковский «Путаница»).

Инстр.: «Когда народ рассмотрел, что Боб держал в зубах, то все стали громко смеяться, в зубах он держал большую куклу» (А. Толстой «Пожарные собаки»).

Инстр.: «Бим–бом, бим-бом! На дворе высокий дом, ставенки резные, окна расписные!» (С. Я. Маршак «Кошкин дом»).

Инстр.: Молодцы ребята! Правильно назвали все произведения и даже авторов. А знаете ли вы, что нужно делать, а что нельзя, для того, чтобы не было огня? (Ответы детей).

Инстр.: Давайте это сейчас повторим, чего делать нельзя.

Запрещается.

- Бросать горячие спички, небрежно и беспечно обращаться с огнем;

- Оставлять открытыми двери печей, каминов;

- Использовать неисправную аппаратуру и приборы;

- Пользоваться неисправными розетками;

- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов;

- Оставлять без присмотра топящиеся печи, также поручать надзор за ними малолетним детям.

- А теперь давайте вспомним, что нужно делать, если возник пожар!

Разрешается.

- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану по телефону: «01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию;

- Подавать сигнал тревоги, кричать и звать на помощь взрослых;

- Надеть противогаз для защиты от угарного газа, набросить на себя мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара;

- Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если в помещении сильно задымлено;

- Вывести из горящего помещения людей, детей, закрыв им рот, нос мокрой повязкой;

- Отправить пострадавшего в больницу, вызвать скорую помощь по телефону «03».

Инстр.: Я предлагаю заучить маленькое правило: «Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер «01». Давайте вместе его повторим. (Дети повторяют).

Инстр.: Ребята, а вы видели пожарных? (Да). А в чем заключается их работа? (Ответы детей).

Инстр.: А какими должны быть люди, которые работают в пожарной охране? (Сильными, ловкими, смелыми, быстрыми, бесстрашными и т.д.)

Инстр.: А сейчас мы узнаем, кто из наших ребят самый смелый, сильный, ловкий и находчивый и может быть настоящим пожарным. Для этого проведем учение пожарных. В наших учениях будут участвовать 2 команды:

- Команда «Ракета». Поприветствуем их! 

- Команда «Кораблик». Поприветствуем их!

Инстр.: При обнаружении начавшегося пожара очень важно сообщить об этом как можно скорее в пожарную охрану, ведь чем быстрее приедут пожарные, тем легче и с меньшим ущербом будет прекращен пожар.

1-ая эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре».

Нужно добежать по гимнастической скамейке до телефона набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, называя свой домашний адрес. «Возник пожар по адресу…».

2-ая эстафета «Кто быстрее оденется».

Пожарные должны очень быстро уметь одеваться, если вдруг где-то произойдет пожар. Быстро выехать на место бедствия и потушить огонь. Нужно быстро добежать до гимнастической скамейки и одеть спортивную форму (штаны, кофту и шлем) и вернуться на место. 

3-я эстафета «Чья команда быстрее спасет от огня игрушку».

Очень часто, когда пожарные приезжают на пожар, прежде чем тушить огонь они ведут спасательные работы. Выносят из огня детей, животных, стариков, инвалидов. Надо преодолевая препятствия (подтянутся на гимнастической скамейке, проползти под другую, перелезть через обруч) добраться до «места пожара», взять в руки куклу и вынести из огня. Добежать до своей команды и встать в конец колонны.

4-я эстафета «Кто быстрее скатает и раскатает пожарный рукав».

Пожарный рукав- это не рукав, который пришит к рубашке, а длинный шланг, по которому передается вода из пожарной машины. Вместо рукава у нас будет использоваться лента на палочке.

Пожарные рукава.

В отсеках на машине мы рукава везем –

Не те, что вам пришиты к рубашке и пальто.

Рукав у нас пожарный – непромокаем весь,

Хоть он из нитей тканый, но в них резина есть.

Металла есть немного - в начале и в конце,

Чтоб закрепиться мог он, и направляться в цель.

А чтоб как нам удобно поток воды пошел-

Когда он не в работе - рукав наш со стволом.

Лежит себе, как котик, свернувшийся клубком.

1-ый ребенок бежит по скамейке, скатывает ленту и возвращается к своей команде, 2-ой ребенок бежит по скамейке раскатывает и возвращается в конец колонны, 3-ий скатывает и т. д.

Инстр.: Вот и закончились наши учения. Все ребята были ловкими, быстрыми, смелыми и сильными. А пока наше жюри подводит итоги и подсчитывает очки, какая команда все же оказалась более подготовленной и быстрой, я проведу игру со зрителями.

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будите хором мне отвечать: «это я, это я, это все мои друзья», но будьте очень внимательны.

- Кто, почуяв запах гари, извещает о пожаре?

- Кто, из вас заметив дым, говорит, «Пожар! Горим»?

- Кто из вас шалит с огнем: утром, вечером, и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

- Признавайтесь мне о том, кто шалит из вас с огнем?

Игра «Огонь и вода».

Всем детям раздаются красные ленты их надо закрепить в шорты (как хвостики) – это «огонь», а двум детям привязываются синие ленты - это «вода». По сигналу дети с синими ленточками должны собрать все красные «хвостики» с убегающих детей, то есть «потушить огонь».

Дети «огонь» встают в кружок. А дети «вода» в середину круга.

Разгорайся огонь

Пламя выше, пламя круче

Достает до самой тучи.

Но появится вода, и огню тогда беда!

Раз-два-три: вода огонь туши!

Инстр.: Дорогие дети, сегодня вы показали, что хорошо знаете правила пожарной безопасности, средства пожаротушения и знакомы с нелегким трудом работников пожарной охраны. Так давайте будем стараться выполнять эти правила, чтобы не случилось беды, чтобы не было пожаров, и мы были счастливы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №79 «Голосистое горлышко»

 

Проект по ОБЖ

«ОПАСНЫЕ СЛУЧАИ В БЫТУ»

Воспитатель: Фальшевник Ольга Юрьевна

Нижневартовск

2016г.

Введение

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать.

А где надо – на помощь позвать.

«Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это», - отмечали в исследованиях П.Лич и П. Статмэн.

К. Ушинский писал, «образование уменьшает числоопасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей»

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать. Данная работа в детском саду ведётся по следующим разделам: «Ребёнок дома», «Ребёнок в природе», «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улицах города», «Ребёнок в общении с людьми»

Актуальность. Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Тип проекта — педагогический

Участник — воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников.

Масштаб — один учебный год

Основание для разработки. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Цель: Научить детей беречь себя в быту.

Задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о поведении в быту.
  • Закрепить полученные дошкольниками знаний и формировать на их основе усиления безопасного поведения в быту.
  • Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Ожидаемые результаты:

  • Повысился уровень знаний по ОБЖ в быту (источники опасности; возможные угрожающие ситуации); о мерах предосторожности при обращении с предметами быта; о способах оказания элементарной помощи при ранах.
  • Приобретены необходимые умения (при использовании техники, при обращении за помощью, оказании элементарной помощи).
  • Участие родителей.

Трансляция проекта:

  • Отчет на педагогических советах о ходе реализации.
  • Создание папки-передвижки для родителей по ОБЖ в быту.

Тему «Безопасность ребенка дома» я выбрала по следующим причинам:

1. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности, увеличением физических возможностей, в сочетании с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.

2. С развитием человеческого общества прибавились технологические опасности (связанные с техникой): острые, колющие, электрические, газ и другое.

3. Ребенок чаще остается дома один изолированно.

Решение этой темы необходимо со стороны всех взрослых – родители, дошкольное учреждение, взрослые на улице. Позиция взрослых должна изменяться от обучающей к позиции равного партнера, к созданию условий для практикования ребенком полученных знаний и умений.

Дети осваивают элементарные знания и, главное, практические навыки по ОБЖ в домашних условиях.

Трудности: нехватка времени для более основательной работы по проекту, мало пособий, литературы.

Мы достигли определенного уровня усвоения материала детьми, поэтому результат есть. Эта тема новая для меня, поэтому приобрела сама знания в этой сфере для дальнейшей работы. Для выбора темы и подготовки проекта ОБЖ в детском саду нужно более тщательно подготовиться.


п\п

ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ

1.

Познавательное развитие

(ознакомление с окружающим; развитие речи)

РЕБЁНОК ДОМА

«В мире опасных предметов»

«Электроприборы»

«Безопасность»

«Пожар»

«Огонь – судья беспечности людей»

«Пожароопасные предметы»

«Служба  «02»»

«Скорая помощь»

«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

РЕБЁНОК И ПРОРОДА

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

«Будем беречь и охранять природу»

«Как устроено тело человека»

«Гроза»

«Лекарственные растения»

«Ядовитые растения»

«Съедобные и несъедобные грибы»

«Насекомые»

«Кошка и собака – наши соседи»

ЗДОРОВЬЕ, И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА

«Микробы и вирусы»

«Здоровье и болезнь»

«Личная гигиена»

«Витамины и полезные продукты»

«У Мишки в гостях»

«Чтобы нам не болеть»

«Витаминная семья»

(театрализованная игра-зрелище)

«День здоровья»

(летний праздник)

«Обучение детей правилам поведения на воде»

«Поездка к морю»

РЕБЁНОЕ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

«Мы знакомимся с улицей»

«Знай и выполняй правила уличного движения»

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Улица города»

«Знакомство с транспортом»

«Транспорт Нижневартовска»

«В городском транспорте»

«Опасные участки на пешеходной части улицы»

«Целевые прогулки. Пешеход»

«Игры во дворе»

«Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города»

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?»

РЕБЁНОК В ОБЩЕНИИ С ЛЮДМИ

«О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

«Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых»

«Конфликт между детьми»

«Если чужой приходит в дом»

«Самый большой дрог»

(театрализованная игра-спектакль, по пьесе С.Прокофьева)

Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.

Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём.

Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

Правила поведения при возникновении пожара.

Обучать детей-дошкольников мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём (электроприборами, спичками, зажигалками и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.

Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.

Познакомить детей со службой «02»; сформировать представление о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого.

Правила, как себя вести, если ты дома один.

Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстро реагировать на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь» по телефону «03»

Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

Развить у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды.

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развить представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Что нужно знать, чтобы избежать опасности во время грозы.

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Упражнять детей в практическом определении растений по запаху.

Учить детей узнавать ядовитые растения; дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу.

Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Правила поведения при встрече с насекомыми.

Учит детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними.

Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками.

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях.

Научить детей заботится о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Развить  у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские возможности детей, их способности проявлять выдумку, находчивость, самостоятельность и творческую активность, воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится об их здоровье (к врачам); формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.

Через зрелищное представление, используя стендовый тип кукольного театра (фланелеграф или магнитная доска), познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.

Прививать детям санитарные гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закалёнными, умение в случае заболеваний не бояться лечиться: принимать лекарства, делать уколы; воспитывать уважительное отношение к докторам.

Познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отрабатывать их применения.

Закрепить представления детей о мот, как вести себя на воде (в море); учить оказывать элементарную помощь пострадавшим.

Познакомить детей с улицей, её особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по подземному переходу или специально выделенному – «зебре», если нарушить эти правила, можно попасть под машину.

Закрепить с детьми знания правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дороге и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

Зелёный, жёлтый, красный.

Закрепить знание детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки – переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», «внимание, осторожно, дети».

Закрепить у детей знания правил дорожного движения; познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходные переходы; расширить знания о правилах поведения детей на улице; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); закрепить правила поведения на улицах города.

Закрепить знания детей о городском транспорте, о Правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте.

Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в городском транспорте.

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара.

Уточнить знание детьми правил поведения пешехода.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть а городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Дети должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).

Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми

Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

Научить ребёнка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы.

Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очерёдность, извиниться).

Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни.

Развивать у детей умения объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными (красивый, сильный…, много говорит…, обещает), а доверяться только тем, кто доказал свою верность, преданность, способен в трудную минуту прийти на помощь; кто не обманывает, защищает слабых.

2.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Подбери игрушку Танюшке»

«Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

«Что мы знаем о вещах?»

(лото)

«Домик улитки»

«Соедини по точкам»

«Убери на место»

«Так и не так»

«Сто бед»

«Мы – спасатели»

«Я иголки не боюсь»

Закреплять представления о предметах быта, которыми можно или нельзя; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Расширить представление детей о правилах безопасности поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Обобщать представление детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счёта.

Закреплять представление об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику рук, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Закреплять представление о правилах безопасности поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Учить детей: отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Закреплять представление детей об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных  действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

3.

Художественная литература

«Рифмованные правила безопасности для дошкольников»

«Пословицы, поговорки и загадки об источниках опасности и мерах предосторожности»

Тренировать детей в заучивании небольших стихотворений на безопасную для жизни детей тему. Для лучшего усвоения смысла темы.

Привлечение детей к устному народному творчеству, раскрывая тему об источниках опасности и мерах предосторожности.

4.

ИЗО деятельность

Рисование:

«Нарисуй Машину»

«Красный, жёлтый, зелёный»

Лепка:

«Игрушка – погремушка»

Закреплять знания у детей различать грузовые и легковые автомобили.

Различать и закреплять знания у детей цвета светофора.

Учить детей соединять две части пластилина, лепить погремушку.

5.

Работа с родителями

Конспект занятия родителей с детьми «Занимательная книжка»

Консультации для родителей.

Вмест6е со своим ребёнком, родители разгадывают кроссворды, раскрашивают картинки, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, рассказывают об опасных ситуациях в быту, перечисляют опасные предметы, заучивают правила, читают стихотворения, придумывают и рисуют запрещённые знаки, рассматривают рисунки.

«Отвести беду»

«Азбука для родителей»

«Безопасность при пожаре»

«Бродячие животные»


ПОЖАР В КВАРТИРЕ

  • Сообщите в пожарную охрану.
  • Выведите на улицу детей и престарелых.
  • Отключите электроавтоматы (на щитке на лестничной площадке).
  • Попробуйте водой (из водопровода, от внутренних пожарных кранов), стиральным порошком, плотной тканью и т. п. потушить пожар.
  • Закройте окна и форточки. При сильном задымлении немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
  • При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем.

Р Е К О М Е Н Д У Е М:

  • Заблаговременно застрахуйте себя и свое имущество на случай пожара.
  • Храните документы и деньги в месте, известном всем членам


ГОРИТ ТЕЛЕВИЗОР

  • Обесточьте телевизор (или квартиру).
  • Сообщите в пожарную охрану.
  • Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, в первую очередь – детей.
  • Если после отключения телевизор продолжает гореть, залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью. Если горение продолжается, выбросите телевизор в окно, не забыв при этом посмотреть вниз.
  • Если телевизор взорвался и пожар усилился, покиньте помещение, закрыв двери и окна.


НА ЧЕЛОВЕКЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик»

 

Познавательно – исследовательский проект

«Хлеб на нашем столе»

(Для детей средней группы)

Составитель:

Фальшевник О.Ю.

Нижневартовск

2017 уч. год

Проект «Хлеб на нашем столе»

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: ноябрь – декабрь 2017 год.

Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет), воспитатели, родители.

Руководитель: Фальшевник Ольга Юрьевна

Актуальность:К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Дошкольники имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему.

Проблема: недостаточное представление детей о производстве хлеба и небрежное отношение к нему.

Цель: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и к людям вырастившем его.

Задачи:

Обучающие:

-обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба;

-формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности «Мы - пекари», дать детям представления о том, как выращивают хлеб (от зернышка в поле до каравая на столе);

-донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей посредством организации «Музея хлеба», который оформлен при помощи родителей в группе.

Развивающие:

-развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

-обогащать словарь детей и высказывать собственное мнение;

-расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ожидаемый результат: понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба, представление о технологии приготовления хлеба. Драматизация р.н.сказки «Колосок» для детей младшего возраста.

Ход работы

1 этап. Подготовительный(сбор информации)

Сбор информации, работа с методической литературой, подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, разработка дидактических игр с детьми, наблюдения, эксперименты, подбор видеофильма, иллюстраций, фотографий по теме, работа с родителями.

2 этап. Основной(практический)

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Проблема исследования. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Нам хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.

Центр познания:

-обогащать представление детей о значимости и ценности хлеба в нелегкое военное время (видеофильм «Хлеб моего детства»);

-формировать представление о процессе производства хлеба «от зернышка в поле и до каравая на столе», как он происходил раньше и происходит сейчас (Д/и «Что сначала, что потом»);

- опыт «Посади зерно»


C:\Users\Vera\Desktop\Как хлеб на стол пришёл.jpg

-наблюдение за ростом зерна с учетом необходимых погодных условий (солнце, вода, тепло) посредством исследовательской деятельности;

C:\Users\Vera\Desktop\Колоски.jpg

-опыт «Получение муки из зерна»;

-беседа и рассматривание иллюстраций «Виды хлебобулочных изделий»

-домашнее задание «Выпечка»

C:\Users\Vera\Desktop\Пекарня.jpg

-опыт «Тесто своими руками»

C:\Users\Vera\Desktop\Готовые изделия.jpg

Чтение художественной литературы:загадки, пословицы, поговорки, приметы и т.д.:

Физминутки

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт

Щёчки моет, шейку трёт.

Поднимает Хомка лапку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5

Хомка хочет сильным стать.

Скороговорки:

Пекарь пёк пирог. Пёк, пёк перепёк. Пёк, пёк, недопёк.

Глеб ел хлеб, а Галина уплетала малину.

Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

Пальчиковые игры:

Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки, испеку двапряничка.

Кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка.

Я ребяток позову, пирожками угощу.

Бабушка, бабушка, испекла оладушки.

Один – Машеньке, один – Коленьке, один – Катеньке, один – Оленьке.

И Павлушке – краюшку.

Вот тебе ломоть ржаной! Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зелёным и с огурчиком солёным.

Хлебушек ржаной питает, нас от голода спасает,

Силу, крепость придаёт, любит хлебушек народ!

Загадайте детям.

Один из братьев рос прямой, хлеба не принёс домой.

А другой горбатый рос – каравай домой принёс.   (колосья)

Как во-поле на кургане, стоит девушка с серьгами.   (овёс)

Пословицы.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Без хлеба нет обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Книга питает разум, а хлеб питает разум.

Земля кормит людей, как мать детей.

Хлеб всему голова.

Не впору обед, когда хлеба в доме нет.

Хлеб на столе, как и стол престол.

Центр развитие детского творчества:

-рисование на муке пальчиками;

-лепка из соленого теста (бублик, крендельки, кексы и т.д.);

-аппликация «Колосок из салфеток»;

-конструирование «Комбайн»;

Центр игровой деятельности:

Д\и «Что из какой муки испекли» «А какой он хлеб», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию», «Что сначала, что патом?»

С/р игра: «Семья» «Булочная» «Кулинария»

Подвижная игра «Собери урожай» «Мыши в кладовой»

Центр музыкальной деятельности:

-хоровод «Каравай»,

-прослушивание музыкального произведения «Песенка о хлебе»

-танец «Прянички»

-музыкальная игра «Собери баранки на верёвочку»

Работа с родителями:

-консультация по теме «Бережное отношение к хлебу»

-чаепитие «Выпечка моей семьи»

-подбор и заучивание стихов о хлебе.

3 этап.

Создание альбома «От зернышка в поле и до каравая на столе»

C:\Users\Vera\Desktop\Хлеб- наше богатство.jpg

Стенгазета «Хлеб наше богатство»

C:\Users\Vera\Desktop\Стенгазета.jpg

Драматизация сказки «Колосок»

Ожидаемый результат

Проект получился творческий познавательно - исследовательский. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей. У детей возникло понимание ценности хлеба, важности бережного отношения к нему и уважения к профессиям, изготавливающим хлеб.

Консультация для родителей:

«Воспитание у детей

бережного отношения к хлебу»

Наверное, нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. Как и в далёкие времена, у нас хлеб всему голова: от сухаря до пышного каравая.

В старину хлеб называли «жито», от слова «жить».

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как небо, на всех,

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

Хлеб по праву называли святым. В нашей родной речи таких понятий мало: мать, Родина, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожаленью, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую цену хлебу, его выбрасывают.

По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать и попросить у него прощенья. Грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её, ещё большим грехом – растоптать ногами.

В одном из очерков о селе есть такие слова: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

Пора нам задуматься: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, потому что он нам сейчас достаётся легко?

Перед взрослыми стоит важная нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определённого поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому крайне необходимо контролировать своё поведение, своё отношение к хлебу. Научитесь брать в магазине столько хлеба, сколько можете съесть. Тогда не придётся его выбрасывать.

Познакомьте детей с народной мудростью: «Если хлеб на столе, то и стол – престол! А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!»

О хлебе сложено немало пословиц и поговорок. Их смысл сводится к уважительному и бережному отношению к его величеству хлебу.

Ну, а главное – ваш личный пример. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.



Предварительный просмотр:

Название проекта: «Осень»

Тип проекта: познавательно-творческий

Длительность: среднесрочный

Участники проекта:

  • дети старшего возраста
  • воспитатель
  • Актуальность:

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Мы стремимся дать всесторонне развитие ребёнку. Дети чувствуют красоту природы, тянутся к ней; осенью в природе происходят сезонные изменения – листва на деревьях меняет свой цвет и опадает, меняется погода, люди надевают тёплую одежду. У детей возникает много вопросов, поэтому встаёт необходимость расширять представления детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. Необходимо знакомить с литературными произведениями, живописью на эту тему, расширяя словарный запас детей, их представления о произведениях искусства.

Совместная деятельность детей и педагога в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей, наполняет их творческой энергией.

Цель:

Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

  • Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.
  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Обогатить словарный запас детей по данной теме.
  • Развивать  память, творческое воображение.
  • Воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.
  • Оформить выставку творческих работ.
  • Собрать картотеку игр и произведений об осени.

Ожидаемый результат: 

  • Привить художественно-эстетический вкус у дошкольников;
  • Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
  • Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, лепка).
  • Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный

  • Составление плана совместной работы педагога с детьми.
  • Поисковая работа по подбору информационного материала, художественных произведений и дидактических игр.
  • Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, атрибутов для игр и занятий. Подбор  иллюстративного материала, подготовка презентаций.
  • Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин).

2 этап. Практический

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Занятие по теме «Осень»

Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

Рассматривание сюжетных картин.

 Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями

Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Вызвать интерес к созданию коллективных композиций - аппликации «Отлет птиц», « Осенний букет». Вызвать интерес к разным техникам выполнения аппликаций.

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным.

Учить детей создавать осенний пейзаж.

Систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Чтение художественной литературы.

Пословицы, поговорки, загадки об осени

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками.

Формировать художественно-эстетический вкус, складывающийся в процессе знакомства с произведениями искусства. Формировать положительный настрой, создавать радостные эмоции.

Создание картотеки игр и произведений об осени.

Итоговое мероприятие  «Осенние секреты»

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Дидактические игры: «Осенние ассоциации», «Весна - осень», «Кот -наоборот», «Что в корзинку мы берем?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?", «Что изменилось?», « Доскажи словечко», « Угадай по описанию», « Назови целое», « Четвертый лишний», « Что бывает осенью»,  « Осенние приметы», Чудесный мешочек»,»чего не хватает».

Пальчиковые игры: «Овощи», «Фруктовая ладошка», «Осень»,  «Капуста», «Листья».

 Художественное творчество

Обрывная аппликация «Фрукты»

Аппликация «Осенние деревья»

Аппликация из салфеток «Тучки»

Коллективная аппликация «Отлет птиц»

Мозаичная аппликация «Овощи»

Коллективная аппликация «Осенний букет»

Лепка «Грибы», «Овощи и фрукты»

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Познание

Ознакомление с природой:

- Беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

 «Жизнь природы осенью»,  «Овощи и фрукты на нашем столе»;

- Экскурсия в осенний парк.

- Цикл наблюдений: «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Где еще растут садовые цветы?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»  

-Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся  к зиме».

- Во саду ли во огороде.

-Экологическая тропа осенью.

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Что происходит во круг с природой?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Рассуждалки по картинкам.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение стихотворений об осени.

Чтение произведений про осень:

«Как воробьишка с друзьями прощался», «Сказка про осень и её трёх дочках», «Как елочка осталась зелёной», «Царица Осень и ее любимые туфельки», «Золотой букет», «Как Осень в прятки играла»,
«
Сказка про приметы осени», «Путешествие кленового листика»,«В поисках осенневичков», «Девочка Осень», «Как Шустрик к холодам готовился», «Осенний секрет», «Кто раскрасил лес?», « Модница осень»,Ежик и осень», «Улетают, улетели», «Дуб и орешник», «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Физическое развитие

Подвижные игры: « Солнышко и дождик», « У медведя во бору», «Листопад», «Птички и дождик», «Перелет птиц».

Культурно - досуговая деятельность:  Осенняя викторина, оформление выставки  поделок: «Разноцветная осень».

3. Завершающий этап

Выставка творческих работ «Разноцветная осень»

Итоговый совместный досуг «Осенние секреты»


                                                           

Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас.