Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности ( проведение мастер- классов, участие в конференциях, районных методических объединениях учителей-логопедов,сетевых сообществах)
https://nsportal.ru/albom/2022/02/01/publikatsiya-...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию словесных игр и игровых упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи. Задачи: обучить педагогов играм и игровым упражнениям по формированию лексико-грамматического строя речи . Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека . Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры .
Словесная игра – это игра, с полным отсутствием материального компонента, происходящая исключительно путём речевого взаимодействия игроков, действующих по оригинальному своду правил . Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку. Словесные игры способствуют активизации речевого развития детей.
На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические черты . В мл. группе ( 3-4г.) учить согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА; употреблять имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающих животных и их детенышей (кошка-котенок-котята); употреблять форму мн. числа существительных в родит, падеже (бабочек, матрешек); составлять предложения с однородными членами (Миша посадил в машину зайку, куклу и мишку ). В средней группе (4-5 лет) продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении; совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму мн. числа сущ., обозначающих детенышей животных; употреблять эти сущ. в именительном и родительном падежах (лисята-лисят, зайчата-зайчат); учат употреблять формы повелит. наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать); использовать в речи простейшие виды сложных предложений.
В старшей группе (5-6 лет) продолжать совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (два яблока, пять яблок); существительные с прилагательными, образовывать мн. число сущ., обозначающих детенышей животных (телята, котята). В этом периоде необходимо формировать умение пользоваться несклоняемыми сущ. (пальто, кофе, кино); учить образовывать (по образцу) однокоренные слова( кот-котик , котенька ); знакомить детей с разными способами словообразования слов с помощью приставок и суффиксов.(город-пригород, сахар- сахарница, учить-учитель ); продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения (по образцу ). В подготовительной группе (6-7 лет) с детьми закреплять умение согласовывать имена сущ. с числит. , сущ. с прилагательными., местоимения . с сущ. и прилагательными.; образовывать имена сущ. с суффиксами, глаголы с приставками; образовывать сравнительную и превосходную степени имен прилагательных ВСЕХ); совершенствуется умение детей образовывать однокоренные слова; использовать в речи сложные предложения разных видов.
3.«Большой - маленький» Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка – ложечка, стул – стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
4. «Назови , какой…»
5.«Из чего сделано?
6. «Чей , чья, чьё?» Цель: Образование притяжательных прилагательных. Хвост лисы – это чей хвост? Лисий хвост. Уши зайца – это чьи уши? Заячьи уши. Лапы медведя – это чьи лапы? Медвежьи лапы. Платье мамы – это чьё платья? Мамино платье. Платок бабушки – это чей платок? Бабушкин платок и т. д .
7.Игра «Один – много» Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное . Н-р: здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д. Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. Конь…. Мальчик… Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число), детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
8. Игра «Сосчитай до пяти»
9. Игра «Есть – нет» Цель: образовывать существительные в родительном падеже . Ход: предложить образовать слова по образцу. Лексический материал: город – нет города аптека — … вокзал — … дом — … магазин — … парк — … улица – … житель — …
10.Игра «Подскажи Незнайке»
11. «Кто где спрятался?» Цель: Уточнение и закрепление правильного употребления предлогов . Педагог прячет кошку или собачку на стул, под стол, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Педагог выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?»
Рефлексия. Уважаемые педагоги! В конце своего онлайн- выступления мне бы хотелось узнать Ваше мнение по поводу проведённого мною семинара-практикума. Для этого я использую методику «Неоконченное предложение ». Ваша задача закончить их. В ходе семинара мне было… Я оцениваю семинар-практикум …
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Соколова Лариса Анатольевна – учитель-логопед
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ПОСОБИЯ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
В современной действительности, когда цели и задачи коррекционной психологии и педагогики так изменчивы, основной проблемой специалистов становится самореализация ребенка с ОВЗ, имеющего речевые проблемы, в социуме. Поэтому в настоящее время, роль учителя-логопеда весьма велика, ведь одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Потому что способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно скорректировать процесс развития речи у детей с ОВЗ.
Одним из современных и интереснейших средств обучения является древнейшая логическая машина, которую в 13 веке создал французский монах Раймунд Луллий. Автор технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Генрих Саулович Альтшуллер применил их в дошкольном образовании и назвал «Кольцами Луллия».
Из опыта своей работы с детьми с ТНР, мы педагоги нередко отмечаем отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной, речевой активности. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное игровое пособие «Круги Луллия».
Моя система логопедической работы с детьми с ТНР для старшего дошкольного возраста проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Игровое пособие «Круги Луллия» помогает реализовать принципы ФГОС:
• Многофункциональность - обучает, развивает, развлекает;
• Широкий возрастной диапазон участников;
• Насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для познавательной и речевой активности детей;
• Вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как авторских, так и придуманных самостоятельно;
• Трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
• Доступность – свободный доступ всех детей к играм, материалам;
• Творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.
Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Вариантов игр множество, так как все игры разработаны для многоцелевого использования. Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, поставленных задач, пройденного детьми материала. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Детям с ТНР интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Варианты кругов каждый педагог может выбрать самостоятельно, можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. Один из вариантов «Волшебных кругов» (так я их называю для детей), это круги с разными заданиями. Дети раскручивают их и отвечают на данные вопросы.
Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения), развивается познавательный интерес, любознательность, творческая активность. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать и объяснять, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Волшебные круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей с ТНР проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что пособие «Кольца Луллия» являются эффективным средством в решении коррекционных задач.
Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей. Дети с ОВЗ, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
А самое главное – игровое пособие «Круги Луллия» создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Предварительный просмотр:
Лариса Анатольевна Соколова
Первая квалификационная категория, учитель-логопед
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
п. Малиновский, Советский район, ХМАО-Югра
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
ПОСОБИЯ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Использование игровой технологии ТРИЗ пособия «Круги Луллия» в логопедической работе с детьми с ТНР способствует развитию речевых способностей. В процессе освоения разнообразных дидактических игр, дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные знания, умения и навыки.
Ключевые слова: #игровая технология ТРИЗ для детей с ТНР #самореализация ребёнка с ОВЗ #игровое пособие «Круги Луллия» #создание условий #социум #речевые проблемы #логическая машина #выводы по развитию речевых способностей детей с ТНР.
В современной действительности, когда цели и задачи коррекционной психологии и педагогики так изменчивы, основной проблемой специалистов становится самореализация ребенка с ОВЗ, имеющего речевые проблемы, в социуме. Поэтому в настоящее время, роль учителя-логопеда весьма велика, ведь одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Потому что способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития личностных качеств ребенка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе необходимо использовать разнообразные приемы и методы. [1]
Профессор Карабанова Ольга Александровна подчеркивает, что дети с ограниченными возможностями здоровья так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей требуется специальная помощь и поддержка [2].
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность и т. д.). Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, отмечаются нарушения мотивационно-эмоциональной сферы. Для детей с ограниченными возможностями характерно отсутствие достаточного межличностного общения, отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности.
Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях.
Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
Что же может помочь им развить свои таланты и способности, реализовать себя и добиться успеха?
Современное образование реализует учение Льва Семеновича Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с ограничениями в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Современные технологии развития связной речи позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; при этом учитываются и используются закономерности развития. [3]
Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно кольца Луллия. Кольца Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.[4]
При применении данной методики ТРИЗ на логопедических занятиях соблюдались следующие условия:
- в представлении детей круги Луллия должны выступать в роли «волшебных» кругов;
- количество используемых в работе кругов зависит от возраста ребенка: для работы с детьми четырех лет используют только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом; с детьми пяти лет используют до трех кругов, на каждом из которых содержится до 6 секторов; в работе с детьми более старшего возраста применяют четыре круга, с 8 секторами на каждом;
- задания, содержащие в своей основе методику колец Луллия,
преимущественно используют на подгрупповых логопедических занятиях по формированию связной речи;
- содержание секторов колец Луллия должно быть подчиненно определенной теме; наглядный материал подбирается с учетом возрастного и речевого развития детей.
Занятие с использованием данной методики включает в себя два этапа:
а) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание – РЗ);
б) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание – ФЗ).[5]
Из опыта своей работы с детьми с ТНР, мы педагоги нередко отмечаем отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной, речевой активности. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное игровое пособие «Круги Луллия».
Я разработала систему логопедической работы с детьми с ТНР для старшего дошкольного возраста.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Игровое пособие «Круги Луллия» помогает реализовать принципы ФГОС:
• Многофункциональность - обучает, развивает, развлекает;
• Широкий возрастной диапазон участников;
• Насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для познавательной и речевой активности детей;
• Вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как авторских, так и придуманных самостоятельно;
• Трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
• Доступность – свободный доступ всех детей к играм, материалам;
• Творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.
Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Вариантов игр множество, так как все игры разработаны для многоцелевого использования. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Детям с ТНР интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Варианты кругов каждый педагог может выбрать самостоятельно, можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. Один из вариантов «Волшебных кругов» (так я их называю для детей), это круги с разными заданиями. Дети раскручивают их и отвечают на данные вопросы.
Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения), развивается познавательный интерес, любознательность, творческая активность. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать и объяснять, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Волшебные круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей с ТНР проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что пособие «Кольца Луллия» являются эффективным средством в решении коррекционных задач.
Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей. Работа по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями не только для обучающихся, но и для педагога.
Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем [6].
Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.
Дети с ОВЗ, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Дети с ОВЗ, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, фантазии, творчества.
А самое главное – «Круги Луллия» создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Список литературы
- Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения. – М.: «Московский рабочий», 1973. – 296 с.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск, 2007. – 150 с.
- Гин А.А., Кудрявцев, А.В., Бубенцов, В.Ю. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 64 с.
- Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №4. – С. 40-44.
- Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Королькова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч.
- Сидорчук А. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Деловая игра для педагогов
«Логопедическое ассорти»
Составитель: Соколова Лариса Анатольевна
учитель-логопед
гп. Малиновский, 2024г.
Цель семинара - практикума: оказание помощи педагогам в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.
Задачи:
1. Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
2. Создавать благоприятные условия для познавательно - речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
3. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
4. Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДО.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Логопедическое ассорти».
Все участники разбиваются на две команды с помощью «конфет – грамотеев», прочитав букву и составив слово, узнают название своей команды.
Предлагаем выбрать капитана команды. А тот участник, у которого вместо буквы оказался на конфете дефис, будет нашим помощником. Вы будете раздавать и считать фишки командам.
И так начинаем наш первый конкурс…
1. Конкурс «Блиц».
Задание: за 3 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1 команда.
1. Расшифруйте аббревиатуру ТНР.
2. Буквы, которые не обозначают звуки (Ь, Ъ).
3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
4. Какая часть речи отвечает на вопросы «Что делает?», Что делают?», «Что будет делать?».
5. Сколько лап у двух котов? (восемь).
6. Назовите слова – паронимы (миска – мишка).
7. Сколько звуков в слове — деньги (пять).
8. Самое умное живое существо на планете (человек).
9. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
10. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
13. Назовите пару звуку «З» («С»).
14. Кто собирает яблоки спиной? (еж).
15. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед).
16. Необходимо заменить предложение пословицей.
• Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
• Не болтай. (Держи язык за зубами.)
2 команда.
1. Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
3. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
4. Дайте характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный) .
5. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
6. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
7. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
8. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
9. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
10. Расшифруйте аббревиатуру ОВЗ.
11. Что такое фонема? (звук).
12. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).
13. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
14. Сколько гласных звуков в русском языке. (10)
15. Этот документ помогает педагогам планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуально работать с детьми и работать с родителями. (Перспективный план работы)
16. Необходимо заменить предложение пословицей.
• Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.)
• Беречь время. (Делу время, потехе час.)
.
2. Конкурс «Чудесный мешочек»
«Чудесный мешочек»
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми. Необходимо назвать как можно больше применений в работе педагогов данных предметов (бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.)
Оцениваются: - многофункциональность; - четкость объяснения; - оригинальность.
За каждый правильный ответ фишка, повторять нельзя, дополнять можно.
4. Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
3. Конкурс капитанов.
Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения. (параламбдацизм, велярный ротацизм.)
1 капитан
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку на подносе принес.
2 капитан
Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения (межзубный сигматизм шипящих, параламбдацизм)
Собирайтесь, звери, в стаю,
Я вас всех пересчитаю.
Серый волк. Лиса. Барсук.
Куцых зайцев сорок штук.
5. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
- Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно). - На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
- Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
6. Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Педагоги должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100)
Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке (Доктор Айболит)
Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка)
Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)
7. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-4 слов так, чтобы все слова начинались на один звук.
Например, на звук [К]
Куплю красивый коврик.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например, на звук [П]
Паша подарил Полине паровозик.
Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!
9. Рефлексия «Закончи фразу».
Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.