Консультации, семинары

Ливинец Юлия Александровна
В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. 
Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. 
 Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОО каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. 
Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОО, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.
В методическом кабинете находятся накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.
В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов. 
Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках аттестации интернет-ресурс может выступать в качестве формы представления личного вклада педагогического работника в развитие образования и может существовать в следующих форматах:

- персональный сайт педагога;

- персональная страница педагога на сайте образовательной организации, в которой осуществляется его профессиональная деятельность.

Интернет-ресурс педагогического работника должен соответствовать следующим положениям приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»:

- Файлы документов представляются на сайте в форматах PortableDocumentFiles (.pdf), MicrosoftWord / MicrosofrExcel (.doc, .docx, .xls, .xlsx), OpenDocumentFiles(.odt, .ods).

Все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:

- максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;

- сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;

- отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым;

- информация представляется на сайте в текстовом и (или) табличном формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку (машиночитаемый формат) в целях повторного использования без предварительного изменения человеком.

Интернет-ресурс педагогического работника должен отражать:

1. Информацию об авторе и его педагогической деятельности:

- должность, место работы, образование, квалификация;

- краткая биография;

- электронный портфолио: достижения, награды, публикации;

- фотографии, статьи, видео об авторе;

     достижения учащихся: участие в конкурсах, проектах, результаты экзаменов. 

2. Методический аспект профессиональной педагогической деятельности:

- учебно-методические материалы;

- система заданий для обучающихся (тесты, опросы, форумы, задания)

- образцы проектных (исследовательских) работ обучающихся, фотоотчетов по итогам учебной или внеурочной деятельности.

3. Интерактивные формы общения и обратной связи

- контактная информация, e-mail, ссылки на профили в социальных сетях, если такие имеются;

- форум, чат или блог;

- гостевая книга, отзывы посетителей;

- опросы для различных категорий участников образовательного процесса;

- новостная лента.

4. Нормативно-правовую базу профессиональной педагогической деятельности:

- ссылки на основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам по направлению профессиональной педагогической деятельности;

- информация об используемых в работе учебниках, учебно-методических комплексах и т.п.



Предварительный просмотр:

Консультация «Создание персонального сайта педагога»

В условиях динамично развивающегося мира, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и семьи при обучении и воспитании дошкольников.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями очевидны: минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации; возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации; рост объема информации; оперативность ее предоставления; обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум).

Необходимо использование новых продуктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Одной из таких форм является создание персонального сайта педагога.

Работа по созданию сайта не слишком сложна. В информационном мор е имеется множество программ- конструкторов, позволяющих на основе готовых шаблонов создать информационный продукт; практически у всех конструкторских программ имеется обучающее видео, большинство из них русифицированы. При наличии времени и желания создать сайт- вполне посильная задача.

В процессе создания собственного сайта, мною было просмотрено несколько десятков различных сайтов воспитателей. Вполне четко при этом можно определить, что может стать причиной отсутствия интереса к сайту у его потенциальных посетителей: зачастую, принадлежность этих сайтов к сфере дошкольного образования определяется только их названием. В лучшем случае они содержат краткое описание детского сада, его истории. Дизайн также нередко не выдерживает никакой критики: перегруженность ничем не обоснованной анимацией, плохая структурированность содержимого, длительное время загрузки страниц, реклама, мешающая просматривать страницу. И самое главное, цели, которые преследовали авторы этих сайтов, часто не соответствуют целям действительно персонального сайта педагога. Многие сайты относятся к разряду «мёртвых», то есть информация на них не обновляется практически с момента создания.

При создании персонального сайта первое, что нужно определить - это целевая аудитория ресурса. Для кого именно он создается? Решение этого вопроса определит всю дальнейшую работу, а именно: содержание контента, вопросы безопасности, оформление и размещение продукта в сети. Либо сайт необходим педагогу только для общения с коллегами, подготовки к аттестации, обмена методическими наработками, либо он служит помощником в непосредственно воспитательно-образовательном процессе, а именно в работе с родителями. Разумеется, вполне возможно совместить эти цели, но в таком случае следует трезво оценить свои силы и время, ведь сопровождение сайта - это процесс, требующий последовательности, обязательности и свободного времени. Для наполнения сайта будет необходимо документировать образовательную деятельность в группе, доносить полученную информацию до аудитории. Дополнительно могут понадобиться и другие технические средства помимо компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет: фотоаппарат, видеокамера, сканнер. Определение целевой аудитории к тому же позволит выбрать правильный способ подачи информации, модель оформления сайта, и тем самым, привлечь эту самую аудиторию.

Определив цель создания продукта далее необходимо выбрать содержание контента, то есть собственно того, чем будет наполнен сайт. Нелишним может оказаться небольшой опрос родителей воспитанников с целью выяснить – какая именно информация заинтересовала бы их на сайте, ответы на какие вопросы они хотели бы получить. Это может быть годовой план воспитательно-образовательной работы, содержание непосредственной образовательной деятельности, расписание работы дополнительных кружков, консультации специалистов дошкольного учреждения. Содержание необходимо обновлять регулярно, поскольку, обнаружив, что сайт некоторое время «заброшен», посетитель будет заглядывать на его страницы все реже, и, в конце концов, перестанет посещать его совсем.

Самым серьезным подводным камнем по курсу может стать конфиденциальность размещенных на нем фото- и видеоматериалов. Педагогу, желающему создать свой сайт, необходимо принять это во внимание и внимательно изучить как руководящие документы о защите и использовании персональных данных, например, Федеральный Закон от 27.07.2006 №152 «О защите персональных данных», так и мнение родителей о возможном размещении фотографий их детей или видеоматериалов с их участием. А такие материалы непременно появятся на сайте, поскольку это мощный инструмент поддержание интереса аудитории. Выход из этой ситуации мне видится в следующем: размещение сайта в сети должно быть на платном хостинге. Это позволит ограничить возможность просмотра страниц, содержащих конфиденциальные сведения, фотографии и видеоматериалы незарегистрированным пользователям. Бесплатный хостинг, к сожалению, зачастую не предусматривает такой возможности. Открытое размещение фотографий и видеозаписей на сайтах педагогов в настоящее время явление массовое. Осмелюсь предположить, что обсуждение необходимости защиты персональных данных в свете появления все большего числа сайтов воспитателей, еще впереди. Разумнее предупредить возникновение проблемы и принять необходимые меры сразу, на этапе создания своего сайта. К тому же, платный хостинг позволяет организовать на страницах сайта форум, где родители могут задать вопрос педагогу в режиме он-лайн, или обсудить что – то между собой, не дожидаясь родительского собрания.

Еще одним вопросом, требующим решения в начале работы, является оформление сайта. Как уже говорилось выше, конструкторы предлагают множество готовых шаблонов. К тому же в некоторых программах предусмотрено изменение предложенного шаблона самим пользователем, что на практике оказалось совсем не сложно. Внимание следует уделить цветовой палитре, величине выбранного шрифта, удобной навигации. Современный человек достаточно перегружен различной информацией, агрессивная визуальная среда служит раздражающим фактором, поэтому яркие цвета, обилие изображений, неудачное сочетание цвета страниц и букв сослужит плохую службу. Отдельно стоит упомянуть про анимацию на сайтах и сверкающие картинки формата. gif. Такие элементы оформления встречаются на сайтах педагогов, особенно воспитателей, достаточно часто. Оставим эти украшения для подростковых блогов и рекламных сайтов. Зачастую их размещение неоправданно, раздражает мельканием и просто отвлекает от просмотра страницы.

Продуманный и разумно созданный персональный сайт педагога заинтересует родителей не только фотографиями с утренников и прогулок, он еще и послужит доступным источником информации учебного, методического и воспитательного характера, которую можно получить в удобное для себя время. Со страниц сайта родители смогут получить консультации о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации, но существенно дополняет процесс взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который окажет неоценимую помощь воспитателю. Он призван решать конкретные задачи, и каждая его часть должна работать на интересы различных групп пользователей: родителей, педагогов и самого образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование»

Консультация для педагогов

"Организация детского творчества

в летний период"

Старший воспитатель: Ливинец Ю.А.

В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, занимательные игры – головоломки, дидактические пособия. Основное внимание уделяется организации строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские конструкторские способности ребят, воображение, эстетический вкус. Подготовка песка: чистый и влажный. Для детей младших групп целесообразны переносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высота 50-60 см) – 2-3 шт. Для детей старшего возраста – песочница 3х4 м, т.к. дети объединяются в большие группы. Ребята сами следят за подготовленностью песка к работе, приучаются следить за одеждой и чистотой рук после игры.

Детям младших групп предлагают пластмассовые вёдра, совки, лопатки, формочки, некрупные игрушки, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, животных, транспорт, кукольную посуду, куски клеёнки, цветные плёнки и т.д.

В средней группе можно добавить кусочки разноцветного огрстекла, природного материала (ветки, ракушки, камушки и т.д.).

Детям старшего возраста предлагают более мелкие игрушки, обрезки пластмассовых труб, куски пенопласта, поролона, цветной проволоки, ёмкости для воды, полиэтиленовую плёнку.

 Организуя работу, педагоги сами включаются в строительство, показывая приёмы работы с различными материалами, помогают развивать сюжеты игр. Педагоги используют приёмы, способствующие изобретательности, творчеству, воображению («Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоём домике?», «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» и т.п.).

В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения:

в младшей группе – «Пригласи поиграть», «Поблагодари за помощь», «Пригласи в гости», «Угости пирожком» и т.п.;

в средней группе учат ребят ставить цель находить конструкторское решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью воспитателя планировать работу, вместе строить, объединившись в небольшие подгруппы (3-4 человека), добиваться конечной цели, поощряют высказывать своё мнение, выслушивать других, не конфликтовать. Основными методами и приёмами являются обсуждения конфликтных ситуаций, пример общения педагога с детьми;

в группах старшего дошкольного возраста формируют навыки совместного строительства. Предлагают выбирать поочерёдно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели.

Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, они стремятся организовать интересные игры.

детей младшего возраста учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков, утрамбовывать, выкапывать ямки, мастерить пирожки, торты, делать дорожки, ворота, горки, мосты, столы и т.д.

в средней группе учат сооружать несложные постройки, украшать их (дома, загородки, туннели).

детей старшей группы учат сооружать крупные постройки (высотные дома, дворцы, ракетодромы), сооружают бассейны, озёра, прокладывают железные дороги. Педагоги побуждают строить по разным темам: «Порт», «Детский сад», «Улица», по знакомым сказкам. Детям предлагают в качестве образцов фотографии, рисунки с изображением различных сооружений. Экспериментируя с песком и водой чувственным песком познают их качество.

В летний период у детей закрепляют навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр.

в младших группах воспитатели мастерят в присутствии детей атрибуты, побуждая малышей к помощи.

с детьми средней группы делают несложные игрушки, атрибуты из бумаги и картона: сумочки, бинокли, коробочки и т.д., украшают деталями.

в старших группах педагоги поощряют стремление детей делать атрибуты к сюжетно-ролевым играм (якорь, спасательные круги, бескозырки, сигнальные флажки к игре «Корабль»), изготавливать из разных материалов кукол для театра, шить юбки, пелеринки, делать короны, подарки для малышей. Детей привлекают к ремонту книг, коробок, пособий с группы, к изготовлению пособий по математике и т.п.

Можно научить дошкольников мастерить самим игрушки для игр с песком (для кукольной комнаты – коврики из плёнки, мебель из молочных пакетов, флажки, деревья, дорожные знаки, вырезать человечков из поролона). Для игр с водой – изготовить теплоход из пенопласта, катушек, лебедя из поролона, пловцов, дельфинов и т.п. Для игры с ветром дети могут сделать разные игрушки-вертушки (см. журнал «Управление ДОУ» № 2, 2004 г. стр. 87-88).

Летом воспитатель организует прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать его так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимается с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

Храниться природный материал в коробке под крышками.

При изготовлении поделок учитывайте правила:

Не пользоваться пластилином (поделки не прочны);

Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив – лучше покрыть бесцветным лаком;

При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал (например, бумагу, поролон);

Следует применять такой материал, который уже не может использоваться в пищу (косточки, скорлупа и т.п.);

Не использовать материал, который может нанести ребёнку травму (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц);

Не применять слишком хрупкий, непрочный материал.

Для работы с природным материалом требуются следующие инструменты:

Подкладная дощечка;

Клей казеиновый и ПВА;

Салфетка;

Кисточка;

Заострённая палочка;

Ножницы, в подготовительной группе под наблюдением воспитателя – шило из гвоздя (длина острия – 1-1,5 см, нож с закруглённым концом).

в младших группах вместе с воспитателем дети рассматривают, ощупывают природный материал, педагог изготавливает в присутствии детей поделку, спрашивает, на что похожа, просит малышей оказать посильную помощь, ивпользует поделку в игре (настольный театр и т.п.);

в старших группах знакомят с разнообразием природного материала, учат способам обработки, скрепления (см. подробно журнал «Управление ДОУ» № 2, 2004 г. стр. 90).

Лето – пора цветов. Детей учат правильно и вовремя срезать цветы для букетов, украшать ими детский сад, составлять композиции из цветов, давать им названия. Чтобы цветы дольше сохранились, можно класть в вазу таблетку аспирина и уголь.

Самый действенный приём – работа воспитателя в присутствии детей (педагог спокойно любуется цветами, при этом ласково разговаривает с ними, наслаждается красотой, объясняет, как налить воды: не полную вазу, чтобы не гнили стебли, показывает способы обрезки стеблей (под углом). Показать способ составления букета: самый крупный на длинном стебле – папа, мама – пониже, стоит чуть позади, поглядывает на папу, самый низкий – ребёнок, он стоит впереди папы и мамы, смотрит на обоих, больше на папу. Дополним букет зеленью: веточками, листьями, не заслоняя цветов, соблюдая чувство меры). Научите составлять миниатюрные букетики, подбирать оформление.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование»

Консультация для воспитателей

«Посильный труд дошкольников в природе»

Старший воспитатель: Ливинец Ю.А.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями  и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей.

Посильная и интересная работа доставляет детям радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Педагогические требования к организации труда в природе.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При правильной организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед детьми его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей:

в младшей группе – 5-7 минут; в средней – 10-15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда; в старшей группе – 15-25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноски воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Формы организации труда в природе.

Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат)или совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше).

Дежурства являются одним из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда и т.д.

                     



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование»

Консультация для воспитателей

«Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»

Старший воспитатель: Ливинец Ю.А.

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него  появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? 

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь.  

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».

Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.

Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы.  Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:

1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».

Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

3. «Ветер».  Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

4. «Своды и тоннели».  Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

5. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».

Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой,  они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:

1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).

4. "Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).

5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».

Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:

1. «Помашем веером».  Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.

2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».

3. «Упругий воздух». Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.

4. «Живой пластилин».

 Налейте вместе с ребёнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребёнку несколько вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

5. «Холодный воздух». Остудите заранее в холодильнике бутылку и предложите ребёнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит и задайте несколько вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребёнку сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в шарике согревается воздуху становится в шарике тесно. Поэтому он надувается. Проведите еще один эксперимент: поставьте бутылку в холодную воду. Понаблюдайте что происходит. Сделайте ещё один вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. «Наш помощник».

 Помогите ребёнку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку!

7. «Живая змейка».

Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее, спросите у ребёнка, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух заставляет вращаться змейку.

8. «Реактивный шарик».

Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

- ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

- " Где сильнее греет солнце"

- " Как появляются солнечные зайчики? "

- " Разноцветный мир"

- " Как появляется тень? "

-  «Почему повял цветочек?»

Все опыты и эксперименты сопровождаются  проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.

После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.

Каким же образом побуждать ребят к играм с песком, водой и ветром, как наполнить их деятельность интересным содержанием? Для этого необходимо оборудование:

Оборудование для игры с песком, водой и ветром.

Для игры с песком: пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, грабельки, ситечки,  игрушки, легко моющиеся (машины, куклы), а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья.Можно предложить  для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).

Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера.

Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, обклеенных бумагой, дорожные знаки, палочки и катушки, зверюшек из поролона.

Крупные формы полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

 Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.

Для игры с водой.  

Для организации игр детей с водой на участке используются надувные бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые. Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики — из древесной коры, пенопласта,  уточки,  рыбки,  лягушки — из поролона, плоты из веток деревьев.

Для игры с ветром:               

Для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги.

Оборудование для экспериментирования.

Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разной формы, природный материал (камешки, глина, семена, листья деревьев и т.д.), утилизированный материал (проволока, ткань, пластмасса, пробки и т.д.), технические материалы (гайки, шурупы, болты и т.д.), разные виды бумаг, красители, медицинские материалы (пипетки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и т.д.).



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Рекомендации к проведению утренней гимнастики

и физических упражнений при ветреной погоде»

1. Спортивная форма должна соответствовать погодным условиям и температурному режиму.

2. Физические упражнения следует выполнять с подветренной стороны здания, на солнце.

3. Оздоровительный бег следует проводить только с детьми старшей группы, предварительно напомнив им о правильном дыхании.

4. Желательно использовать оборудование для игр с ветром (султанчики, самолетики и т. д.).

5. При ветреной погоде нежелательно:

- давать детям подвижные игры с перекличкой;

- использовать игры на дыхание;

- проводить хороводные игры с речитативом;

- играть в бадминтон и волейбол;

- прыгать через скакалку;

- метать мячи (мешочки);

- разучивать новые упражнения.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

 

Вхождение в тему. Упражнение «Мудрые мысли».

Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их.

1. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский)

2. Человек может лишь активно собрать себя в личность. (Макс Шелер)

3. В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все! (Видья Балан)

4. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан. (Марлон Брандо)

1.                 Основная часть (с показом презентации).

Тема нашего семинара «Индивидуализация образовательного процесса в ДОО». Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуализации(дискусия)

Рассмотрим, какие определения понятия «индивидуализация» даны в научной литературе.

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий  с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО декларирует в качестве основного принципа «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…».

Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации.

 Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Задание № 1. Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия. (работа в подгруппах) Выбрать параметры характеризующие подход в образовании и обосновать свой выбор (приложение № 1)

Подводя итог нашей работы можно выделить основные характеристики индивидуального подхода и индивидуализации образования

Индивидуальный подход

1.     Есть норма

2.     Поиск индивидуального «ключика» -особенности

3.     Результат- достижение каждым  нормы

Индивидуализация

1.      Интерес, вопрос, намерения, устремление

2.     Среда

3.     Результат - расширение границ, построение новых возможностей

 ФГОС ДО сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы (примера, модели, образца, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка»

Кем же является ребенок в нашем педагогическом пространстве - объектом или субъектом?

Для начала давайте разберемся, что такое объект, субъект деятельности. 

Понятие “субъект” является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой Советской Энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов. С точки зрения Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.

Следовательно, ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его Деятельности. Какой деятельности? (предположения педагогов)

 Хочется отметить, что в любой деятельности, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

Все виды детской деятельности нам известны, надо только определиться при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.

 Задание 2. Предлагаю Вам разделиться на группы  (по количеству видов детской деятельности) и ответив на вопросы для внутри групповой дискуссии, прийти к единой точке зрения и заполнить предложенную Вам таблицу. Каждая из групп представит свой вид деятельности в разных ее формах. (приложение №  2)

Обсуждение результатов работы групп.

 Никто не будет спорить, что современные условия требуют изменения к подходу организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Давайте ответим для себя на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра?

Подводя итог нашей работы можно выделить основные методы индивидуализации образования

1. Составление индивидуальных образовательных маршрутов развития детей.

2. Организация кружковой работы ребенка.

 Тогда модель индивидуализации образования может выглядеть так 

1. Диагностика

2.Планирование

3. Реализация индивидуальных маршрутов развития

4. Развивающая среда

5. Работа с родителями.

 Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение «Что я приобрел?»

Цель: оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

 

 

 

Приложение №1. 

 

Образовательный процесс строится:

*От педагога

Цель: Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

*Распространяется на небольшую часть детей группы

*Ребенок объект образования

*Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время.

*прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

*диктат и опека

*следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

*ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

*от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.

*Мониторинг освоения программы

 

Образовательный процесс строится:

*От ребенка

*Цель: Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

*Распространяется на каждого ребенка

*Ребенок субъект собственной деятельности

*Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.

*признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

*сотрудничество и партнерские отношения

*инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

*ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

*от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма

*Карта развития ребенка

  

Приложение № 2

Основные виды деятельности детей в ДОУ

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Спортивные упражнения

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

 

Игровая

Сюжетно-отобразительные игры.

Сюжетно-ролевые игры:

бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры:

игры-имитации (в том числе игры-этюды),

ролевые диалоги на основе текста,

драматизации,

инсценировки,

игры-импровизации.

Режиссерские игры:

с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями.

Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.)

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

Дидактические игры:

с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки;

игры Никитина, Воскобовича и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

Продуктивная

 

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);

аппликация(бумага, ткань, природные материалы)

*по замыслу,

*на заданную тему.

Художественный труд(поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.):

*украшения к праздникам,

*поделки для выставок детского творчества,

*подарки, сувениры,

*декорации к театрализованным спектаклям,

*украшение предметов личного пользования и др.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

*по образцу (схеме, чертежу, модели),

*по условиям,

*по замыслу.

Конструирование из бумаги:

*по выкройке,

*схеме (оригами).

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).

Творческая продуктивная деятельность

с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Творческая продуктивная деятельность

на развитие воображения и фантазии  («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

Разнообразная интегративная деятельность:

*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций  с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.

Детский дизайн:

*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);

*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

Организация и оформление выставок.

Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др.

Коммуникативная

 

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1).

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Викторины.

Проектная деятельность, н-р,

«Напиши письмо

Деду Морозу»; «Книжка-малышка».

Трудовая

Самообслуживание.

Дежурство(по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).

Хозяйственно-бытовой труд:

*помощь в уборке группы,

*перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

Труд в природе:

*работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;

*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;

*работа на летнем участке –полив растений.

Ручной труд(поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):

*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской  деятельности и др.

Проектная деятельность, н-р,

«Наша группа»

( детский дизайн) и др.

 

Познавательно-исследовательская

Опыты, исследования; игры-экспериментирования,  с разными материалами(см. раздел 1).

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Рассматриваниеиллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)

Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1).

Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты,н-р,«Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др.

Чтение (восприятие) художественной литературы

 

Восприятие литературных произведений с последующими:

*свободным общением на  тему литературного произведения,

*решением проблемных ситуаций,

*дидактическими играми по литературному произведению,

*художественно-речевой деятельностью,

*игрой-фантазией,

*рассматриванием иллюстраций художников,

придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

*просмотром мультфильмов,

*созданием этюдов, сценариев для театрализации,

*театрализованными играми,

*созданием театральных афиш, декораций,

театральных кукол,

*оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.)

Проектная деятельность, н-р,

«Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению

 

вопросы:

-Вид деятельности, форма

-В чем дети могут быть в ней активны и инициативны?

-Как педагог может поддержать детскую инициативу?

-Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку?

-Через что в ней будет развиваться детская самостоятельность, ответственность и сознательность?

-Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной недиррективной помощью?

-Какую возможность творить в ней каждый получит ребенок?

-В чем в ней может проявиться уникальность ребенка?

-Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него?

-Что нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности?