2.4. Участие педагогического работника в экспериментальной и инновационной деятельности (в межаттестационный период) на муниципальном и областном уровне - для высшей категории.

2.4. Участие педагогического работника в экспериментальной и инновационной деятельности (в межаттестационный период) на муниципальном и областном уровне - для высшей категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-валеологический  проект «Метеоплощадка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Тип проекта:  информационно-исследовательский.

Вид проекта: долгосрочный

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема педагогического проекта: «Метеоплощадка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Номинация проекта: «Эколого – валеологический проект»

Актуальность проекта: 

  • Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
  • Социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности;
  • Отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника, как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры, исследовательских навыков, чувства бережного отношения к природе, патриотических чувств.

Дидактические задачи проекта:

  • углубление основного образовательного содержания по экологическому воспитанию в соответствии с актуальными возрастными возможностями воспитанников;
  • развитие понимания взаимосвязей мира растений и животных от природных факторов;
  • способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
  • дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
  • познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования;
  • формирование у детей познавательного интереса и исследовательских навыков;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
  • воспитание навыков применения знаний на практике.
  • формирование активной гражданской позиции всех участников образовательных отношений.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
  • Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
  • Дети должны получить элементарные представления о лекарственных растениях
  • Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
  • Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
  • Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
  • Иметь представление о растениях помощниках;

Участники:

  • воспитатели;
  • дети дошкольного учреждения;
  • родители.

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

  • принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
  • принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
  • принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
  • принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

МБДОУ «Детский сад № 60 «Заинька» ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего МБДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Педагогам необходимо обратить  внимание детей на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большие возможности для этого дает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Основу методики составляют ежемесячно повторяющиеся в течение недели циклы наблюдений. Одну неделю каждого месяца во всех группах детского сада планируется:

  • вести ежедневные наблюдения за погодой;
  • изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;
  • наблюдать за животными на участках и в округе детского сада (в конце недели);
  • ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Периодичность, регулярная повторяемость недельной методики ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Работа над проектом велась по следующим этапам:

  1. Вводный (организационный) этап

Создание условий для работы детей по изучению погоды. Составление перспективного плана работы по данной проблеме

  1. Практический
  2. Аналитический

1.Вводный (организационный) этап

  • На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.
  • Педагоги выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду.
  • Был составлен перспективный план работы над проектом.
  • К оборудованию метеоплощадки были привлечены воспитатели и родители воспитанников.

Основные требования к организации метеоплощадки

  • Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
  • Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
  • Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м². желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев. Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.
  • Для метеоплощадки делают ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.
  • Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью осадкомера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса

Перспективный план работы над проектом

Подпроект «Наши первые открытия»

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие в «Планетарной комнате»

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в лес

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

Подпроект «Приборы-помощники»

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в экологической лаборатории

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Подпроект «Метеоплощадка в детском саду»

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Кто дает прогноз погоды костромичам?

Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений

Экскурсия на городскую метеорологическую станцию в Коряково

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

Подпроект «Метеоплощадка и лекарственные растения в детском саду»

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Растения барометры

Формирование представлений о растениях помощниках

Беседа, загадки, с использованием растений

Приборы помощники

Знакомство с предметами помощниками

Экскурсия на метеоплощадку

Лекарственные растения

Формирование представлений о лекарственных растениях

Беседа, загадки, д/и «Назови что поможет от…»

2 Практический этап

Деятельность родителей:

  • Изготовление приборов-помощников.
  • Сбор информации для оформления альбомов.
  • Оказание помощи в приобретении семян для высаживания на территории метеоплощадке.

Деятельность воспитателей

  • Проведение целевых прогулок.
  • Проведение с детьми занятий, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану.
  • Проведение консультации с воспитателями МБДОУ,  с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;
  • Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).
  • Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», «Термометр»
  • Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;
  • Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях»;
  • Выступление перед педагогами ДОУ на тему «Наблюдение как метод экологического воспитания» ;
  • Консультация для педагогов «Моделирование как метод экологического воспитания»

Реализация проекта

  • Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
  • Определяют температуру воздуха.
  • Измеряют температуру воды в водоеме на территории детского сада.
  • Измеряют уровень (высоту) воды в искусственном мини-водоеме.
  • Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.
  • Снимают показания барометра.
  • С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.
  • Выставляют показания на стенде-календаре.
  • Делают прогноз погоды на текущий день.
  • Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.

  1. Аналитический этап проекта

Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались экскурсии, эксперименты и практические работы на метеоплощадке.

Результаты проекта

Диагностические исследования показали, что за время реализации проекта «Мы – друзья природы», у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

В начале учебного года большинство детей не знали метеоприборов, кроме термометра, и не умели ими пользоваться. В конце учебного года ни один ребенок не показал суммарного низкого уровня знаний, умений и навыков. Педагоги считают, что это произошло потому, что тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы.

Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.

Дети с увлечением выполняли задания педагога по интеллектуальному развитию и педагога по экологическому воспитанию, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами

Кроме этого, у некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.

Во время экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей.

Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.

Вывод:

Действительно, мероприятия проекта «Мы – друзья природы»

смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой, предусмотренные комплексной программой «От рождения до школы» и программой «Юный эколог».

Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.

Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.

В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.

Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Дети научились отличать лекарственные растения от других, научились правильно ухаживать за ними (высаживать в грунт, поливать, пропалывать, собирать плоды и семена, готовить семена и многолетние растения к зиме). 

Используемая литература:

  1. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. –  Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. 232с.:ил.
  2. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт. – сост. М.П.Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87с.