ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 49«Родничок»
Программа дополнительной образовательной услуги
художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет
«Волшебная кисть»
Разработана на основе авторской программы
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
А.В. Никитиной
Воспитатель: Родникова Ю.Б
Нижневартовск
Оглавление
1. | Паспорт программы художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Волшебная кисть». | 3 |
2. | Пояснительная записка к программе художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Волшебная кисть». | 5 |
3. | Содержание программы | 8 |
3.1. | Календарно - тематическое планирование. | 8 |
3.2. | Перспективный план работы с родителями. | 9 |
3.3 | Мониторинг усвоения детьми программного материала. . | 11 |
3.4. | Требования к уровню подготовки воспитанников. | 11 |
4. | Контроль за реализацией программы. | 11 |
5. | Механизм реализации программы. | 12 |
6. | Список литературы. |
- Паспорт программы
1. Учреждение | МАДОУ № 49 «РОДНИЧОК» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисточка» |
3. Сведения об авторе: | |
3.1. Ф.И.О., должность | РОДНИКОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: | -Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; -Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | Общеразвивающая |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 5-7 лет |
4.7. Продолжительность обучения |
|
2.Пояснительная записка
Программа имеет художественную направленность и составлена в соответствии с нормативными документами: ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Устав МБОУ Сосновской СОШ № 2; ФГОС дошкольного образования.
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по программе позволяют ребенку самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности. Работа по изобразительной деятельности доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Новизна программы
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования, а также используются современные ИКТ-технологии. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность и практическая значимость
Программа «Волшебная кисточка» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Анализируя авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, заинтересовывает возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что она позволяет сплотить творческий коллектив, помогает воспитанникам реализовать свои творческие потребности, решать вопросы эстетического развития и творческой самореализации, открывать в себе неповторимую индивидуальность.
Отличительные особенности программы от ранее существующих:
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных, психологических, индивидуальных
особенностей учащихся. Программа «Волшебная кисточка» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания форм занятий, времени прохождения материала. Она составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала с учётом реальных возможностей и пожеланий обучающихся. В программе учитывается физическое, умственное развитие детей.
Также программе присущи: комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности).
Адресат программы
Программа «Волшебная кисточка» адресована детям 5-7 лет.
Условия набора обучающихся
Для обучения по программе наличие специальной подготовки не требуется, принимаются все желающие дети старшего дошкольного возраста, проявляющие интерес к декоративно – прикладному и художественному творчеству.
Количество обучающихся
Для обучения формируются группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий 5-7 лет, являющиеся основным составом объединения. Наполняемость группы: 15 человек. Состав группы постоянный.
Объем и срок освоения программы
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36 часов.
Формы и режим занятий
Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия – 30 минут.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование художественных способностей (с использованием нетрадиционных материалов и техник), соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Задачи:
Образовательные:
Знакомство обучающихся с приемами работы графическими и живописными материалами.
Обучить основам изобразительной грамоты.
Раскрыть понятие «рисунок», «живопись», «композиция» и проиллюстрировать его особенности в изучаемых направлениях.
Изучить основную терминологию изобразительного искусства.
Освоить практические приёмы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Научить детей видеть и использовать основные средства художественной выразительности.
Развивающие:
Развитие художественного вкуса.
Развитие воображения.
Развитие познавательного интереса обучающихся.
Развитие способности эстетично объединять в работе различные материалы и фактуры, добиваясь при этом единого и гармоничного образа.
Выявление наиболее талантливых детей, для последующего их развития.
Создание условий для развития у детей навыков совместной продуктивной деятельности.
Создание условий для развития коммуникативных навыков обучающихся.
Воспитательные:
Воспитание эстетического восприятия мира.
Пробуждение у обучающихся интереса к продуктивной деятельности, к творчеству.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде (природе, своему
здоровью, здоровью других людей, произведениям искусства).
Воспитание самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности.
Воспитание чувства коллективизма.
Периодичность проведения занятий
Год обучения | Количество | |
1 | в месяц | в год |
(для детей 5 –го и 7 – го года жизни) | 1 | 9 |
Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во воспитанников в группе | Кол-во групп | Количество часов * | |
в месяц на группу | в год на группу | ||||
1. | Родительский клуб «Рисуем вместе» художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет (изобразительная деятельность) | 8 | 1 | 0,5 | 4,5 |
* По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13:
- для детей 6 – го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мнут;
- для детей 7 – го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 30 мнут.
Список оборудования и материалов
|
|
Прогнозируемые результаты реализации программы:
1. Выявлены возможные достижения целевых ориентиров воспитанников на конец учебного года.
2. Создана книга отзывов родителей.
3. Проведено анкетирование родителей и его анализ.
Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение выставок работ воспитанников и родителей:
– в картинной галерее,
– в фойе детского сада.
• Участие в городских конкурсах.
• Участие в конкурсах и выставках окружного значения.
3. Содержание программы
3.1. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятия | Тема | Материал |
Сентябрь | 1 | «Осень в лесу». «История страны Красок». Познакомить детей с образованием некоторых цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Познакомить детей с понятием "главные краски" (основные). Упражнять в заполнении всего листа бумаги цветовым пятном. Учить самостоятельно получать на листе новые краски. Эскиз осеннего пейзажа. | Гуашь основных цветов (желтая, красная, синяя). Альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. |
2 | «Осень в лесу». Прорисовка красками деталей осеннего пейзажа. (диагностическое). | Гуашь основных цветов (желтая, красная, синяя). Альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
3 | «Лесные жители». «Теплый мир - холодный мир». Познакомить детей с теплыми красками. Учить при создании рисунка определенной теплоты, подбирать соответствующий цвет красок. Эскиз и проработка фона пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
4 | «Лесные жители». Прорисовка красками деталей осеннего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
Октябрь | 5 | «Осенний ветер». «Теплый мир - холодный мир». Познакомить детей с холодными красками. Учить при создании рисунка определенной теплоты, подбирать соответствующий цвет красок. Эскиз и проработка фона пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. |
6 | «Осенний ветер». Прорисовка красками деталей осеннего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4 | |
7 | «Яблоки в корзине». Знакомство с понятием "натюрморт". Создание эскиза натюрморта и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
8
| «Яблоки в корзине». Прорисовка красками деталей осеннего натюрморта «Яблоки в корзине». . | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
Ноябрь | 9 | «Городские улицы». Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. |
10 | «Городские улицы». Прорисовка красками деталей городского пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
11 | «Хантыйский чум». Упражнять детей в составлении декоративного узора. Учить повторять и чередовать элементы. Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
12 | «Хантыйский чум». Прорисовка красками деталей хантыйского чума. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
Декабрь | 13 | «Зимняя ночь». Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. |
14 | «Зимняя ночь». Прорисовка красками деталей зимнего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
15 | «Зимняя деревня». Закрепить с детьми понятие "холодный" цвет. Учить создавать композицию, используя цвет определенной теплоты. Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
16 | «Зимняя деревня». Прорисовка красками деталей зимнего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
Январь | 17- 18 | «Серый кот» (уголь). Продолжать учить детей работать углем. Передавать мех животного, используя растушевку и прорисовку деталей. | Альбомные листы бумаги, уголь. |
19 -20 | «Снегири, синицы». Создание эскиза и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
Февраль | 21 | «Снегири, синицы». Прорисовка красками деталей зимнего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. |
22 | «Северные соседи». Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
23 | «Северные соседи». Прорисовка красками деталей зимнего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
24
| «Весна идет». Знакомство с техникой пуантилизм. Создание эскиза | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, ватные палочки. | |
Март | 25 | «Весна идет». Прорисовка красками деталей весеннего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, ватные палочки. |
26 | «Весенние проталины». Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
27 | «Весенние проталины». Прорисовка красками деталей весеннего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
28 | «Натюрморт с вербой». Создание эскиза натюрморта и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
Апрель | 29 | «Натюрморт с вербой». Прорисовка красками деталей весеннего натюрморта. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. |
30 | «Прилет вороны». Упражнять детей в составлении декоративного узора. Учить повторять и чередовать элементы. Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
31 | «Прилет вороны». Прорисовка красками деталей весеннего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
32 | «За окном». Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
Май | 33 | «За окном». Прорисовка красками деталей весеннего пейзажа. (диагностическое) | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. |
34 | «Яблони в цвету». Создание эскиза пейзажа и проработка фона. | Гуашь, альбомные листы бумаги, карандаш, кисти № 10. | |
35 | «Яблони в цвету». Прорисовка красками деталей весеннего пейзажа. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. | |
36 | «Весеннее настроение». Создание цветовой палитры-альбома об окончании курса рисования. | Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти № 10, №6, №4, №2. |
3.2 Перспективный план работы с родителями на 2024-2025 год в соответствии с годовым планом работы родительского клуба
«Рисуем вместе»
Направление: Реализовать одно из основных условий, которым является тесное взаимодействие с родителями, для успешной реализации задач образовательной области «Художественное творчество».
Цель: Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного творческого развития ребенка.
Задачи:
1. Настраивать детей и взрослых на активную совместную творческую работу.
2. Развивать партнерские отношения в процессе совместной творческой работы.
3. Развивать эмоциональное сближение детей и взрослых.
Формы работы | Месяц |
| |
Консультация: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании». | Сентябрь |
Анкетирование: «Любит ли ваш ребенок рисовать?» | Сентябрь |
Круглый стол «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» | Сентябрь |
Папка-передвижка «Игры с красками». | Октябрь |
Мастер класс «Осенний букет»: техника кляксография. | Октябрь |
Мастер класс «Зимний пейзаж»: техника рисунка методом тычкования. | Ноябрь |
Папка-передвижка: «Рисуем дома». | Декабрь |
Мастер класс «Новогодняя открытка»: техника рисунка через мокрую марлю. | Декабрь |
Мастер класс «Деревья зимой»: техника рисунка монотипия. | Январь |
Папка – передвижка «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания». Мастер класс «Открытка для папы»: техника рисунка в технике набрызг. | Февраль |
Консультация «Нетрадиционные методы рисования в изо терапии». | Март |
Мастер класс: «Весенние цветы». Техника батик. | Март |
Мастер класс: «Скоро лето». Техника оттиск смятой бумагой. | Апрель |
Выставка работ. | Май |
3.4 Требования к уровню подготовки воспитанников:
К концу учебного года у детей будут:
1. Выявлены возможные достижения целевых ориентиров.
4. Контроль за реализацией программы.
Вид контроля | Содержание контроля | Форма предоставления информации |
Текущий контроль | организация занятий с детьми | справка |
Итоговый контроль | уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими кружок в начале, середине, конце учебного года. | справка |
Фронтальный контроль | соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий | справка |
Инспекционный контроль | проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства | справка |
5. Механизм реализации программы
6. Список литературы
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
- Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
- Емельянова М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009.
- Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции». Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка - Пресс, 2007.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.—Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл.