"Читаем и смотрим классику"
Педагогический проект "Развитие метапредметных компетенций учащихся через инновационные формы деятельности дискуссионного клуба «Читаем и смотрим классику»". Программа. Рецензия. Отзывы.
"Читаем и смотрим классику". "Недоросль": актуально ли сегодня?
«Недоросль»: актуально ли сегодня?
«Читать из-под палки? Посмотреть спектакль, чтобы не читать? Идти в театр, чтобы не поставили «двойку»? Решение, на что пойти в театр — чей выбор?» - эти вопросы были заданы кадетам 3 октября 2018 года во время Круглого стола, посвящённого проблемам современного детского театра, куда пригласили самых активных зрителей.
«Читать из-под палки?» Акимова Вероника, Михайлова Валерия (8Б класс) уверенно ответили: «Самое правильное решение: прочитать произведение, а потом посмотреть спектакль. К сожалению, так не всегда бывает. Но под впечатлением от увиденного многие и впрямь пьесу Д.И.Фонвизина прочитают. Или перечитают, как мы».
23 октября 2018 года кадеты 8Б класса посмотрели в Саратовском академическом театре юного зрителя имени Ю.П.Киселёва спектакль с одноименным названием по пьесе Д.И.Фонвизина в постановке Юлия Кима и Леонида Эйдлина.
«Посмотреть спектакль, чтобы не читать?» Мы, зрители, можем дать новую оценку героям известной комедии – уже с позиции человека XXI века. «Недоросль» позволит нам увидеть, изменились ли за прошедшие столетия мотивы, чувства и желания людей.
На сцене ТЮЗа мы увидели не типичного «Недоросля». Да и программка позволяет задуматься: нет ли тут орфографической ошибки? «Недоросль» или «НЕдоросли»? Здесь не один только Митрофанушка достоин звания «недоросль». Немало в пьесе подобных ему самоуверенных и самовлюблённых, невидящих дальше своего носа персонажей. Спектакль показал нам мир, где совесть и честь выставляются на продажу по выгодному курсу, образование – не гарантия честности, и даже «грамотей» зачастую оказывается ничем не выше и не лучше завравшегося кучера. Эгоизм, деспотизм, безразличие, жадность и простая человеческая глупость – всё это можно увидеть на сцене ТЮЗа.
Актуальна ли постановка сегодня? Ответ очевиден: «Недоросль» на сцене просто необходим именно сейчас. Есть нюанс – до «Недоросля» надо дорасти.
Интерес восьмиклассников к спектаклю «Недоросль» был настолько большой, что пригласили артистов и все вопросы обсудили вместе с профессионалами.
31 октября, в дни осенних каникул, состоялась встреча с Колесниковой Анастасией Сергеевной, руководителем литературно-драматургической части, и Дорониной Дарьей Павловной, актрисой, исполнительницей роли Софьи. Удивились: Дарья Доронина училась в городе Энгельс, в школе №12, закончила институт искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Отметили: характер Софьи актриса показала талантливо.
Кадеты поделились впечатлениями, разобрались во многих вопросах, задумались над «плодами злонравия».
Советуем вам посмотреть спектакль «Недоросль» Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева, и тогда у вас будет своё суждение.
"Читаем и смотрим классику". "Капитанская дочка".
5 ноября 2018 года мы посмотрели спектакль !Капитанская дочка". Как пробудить интерес подрастающего поколения к личности А.С.Пушкина? Как достичь более глубокого осмысления произведения «Капитанская дочка»? Нам помогают и уроки литературы в школе, и просмотр спектакля в театре.
Интеграция литературы и театра способствует творческому развитию, развитию читательских и зрительских навыков и потребностей; помогает создать единое творческое пространство для общения между подростками, родителями и педагогами.
Театральное творчество воспитывает человека, его душу и чувства. Высоким мастерством драматурга, режиссёра, актёров, художника, композитора пробуждается интерес юных зрителей: спектакль не просто знакомит их с тем, что написал тот или иной писатель, а вызывает у них смех, радость, гнев, слёзы или грусть – учит сопереживать, сочувствовать, думать, размышлять, искать ответы на вопросы.
Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачёва — история. Но извечным остаётся выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность. На примере своих героев Пушкин показывает нам те жизненные ориентиры, к которым стоит стремиться, потому что такие нравственные ценности, как честь и достоинство, верность долгу никогда не утратят своего значения.
На наш взгляд, изучение художественного произведения с использованием театрально-творческих приёмов, просмотр и обсуждение спектакля способствуют достижению более глубокого осмысления текста. В практической части представлены ролевая игра «Шапка вопросов», работа с театральной афишей, программкой, анкетирование, отзыв о встрече с артистами, исполнителями роли Петра Гринёва и Марьи Мироновой, Дивлятшиным Русланом Сергеевичем и Бескровной Анастасией Сергеевной.
В ходе работы приобрели опыт обсуждения спектакля, анализа, а также создания письменной рецензии, в которой сопоставляется прочитанное литературное произведение и его сценическая версия. Всё это способствует повышению интереса к классическим произведениям, литературе, как учебной дисциплине, и театру.
Читаем и смотрим классику: "Отрочество".
Читаем и смотрим классику: «Завтра была война».
19 февраля в Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю.П.Киселёва кадеты посмотрели спектакль по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война». Шаповалова Елена поделилась впечатлениями: «С нами что-то произошло… Мы не просто посмотрели спектакль, мы прожили события 1940-1941 учебного года вместе с Искрой Поляковой, Викой Люберецкой, Зиной Коваленко, Леной Боковой, Жорой Ландысом, Артёмом Шефером, Павлом Остапчуком».
Вопросов у ребят возникло много: как надо поступать: как велит долг или как велит совесть? Что такое счастье? Что значит «настоящая дружба»? Когда и как человек взрослеет? Почему «завтра», если война уже «была»? А сама война? Разве о ней идёт речь в спектакле?
Да, действительно, мы не увидели ни боёв, ни подвигов. Но война, с нашей точки зрения, была. На долю 9Б выпало две войны: одна за нравственную чистоту, как сказал Артём Шефер, за веру в справедливость. Это была война, где посеяли и вырастили подвиг, который каждый из ребят совершил в другой, большой войне, которая будет «завтра». Трагедия, случившаяся в классе, явилась своего рода проверкой готовности к завтрашним жертвам и завтрашним подвигам.
Актуальность пьесы очевидна. Общечеловеческое, вневременное содержание повести в спектакле выводится на первый план: школьники переживают свою первую любовь, превозмогают первое горе и потери, тревожатся друг за друга, ссорятся и даже дерутся, но сохраняют человечность и чистоту помыслов до конца.
Талантливое исполнение ролей актёрами помогло нам понять, что нравственные ценности: дружба, верность, честность – вне времени. Когда учительница Валентина Андроновна спросила: «Кто ещё считает себя взрослым?», поднялся весь 9Б класс, и мы готовы были вместе с ребятами встать, поддержать их протест.
27 февраля, к нам, кадетам 8«Б» и 9«В» классов, пришли Колесникова Анастасия Сергеевна, заведующая литературно-драматургической частью театра, и актриса Ольга Анатольевна Самохина, исполнитель роли Искры Поляковой.
Встреча с артистами дала возможность глубоко проанализировать содержание спектакля. Мы задумались о важности каждой человеческой жизни, каждого движения души и каждого нашего решения.
До новых встреч в Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселева!
Читаем и смотрим классику: «Тряпичная кукла»
Этапы работы:
- Входная диагностика, анкетирование учащихся.
- Обзор «Театры Саратова и Энгельса».
- Экскурсия в музей Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва.
- Беседа «Как нельзя вести себя в театре».[II.1].
- Для похода в театр был выбран спектакль, подходящий детям по возрасту, имеющий положительные отзывы учителей (предварительный просмотр).
- Приглашены педагоги-организаторы Колесникова А.С., Мануйловой Н.В.. Они провели мастер-класс, в ходе которого 6-классники узнали, как работает осветитель, художник-оформитель и режиссёр-постановщик.
- Визит в театр, просмотр спектакля «Тряпичная кукла».
- Работа с программкой, афишей.
- Обсуждение по методике «Шапка вопросов»[I.1, с.137].
- «Безоценочное интервью» родителей [II.3].
- Создание статьи в газету «Покровск»[I,2].
Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения. Интеграция литературы и театра способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Структура обсуждения спектакля [I.1, с.139].
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность ученика | УУД |
Просмотр спектакля | Смотрит спектакль | Смотрят спектакль | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Перерыв (2-5 дней) | |||
Обсуждение спектакля по методике «Шапка вопросов».
| Задаёт вопросы. Модерирует дискуссию. Объясняет правила. | Высказывают свои мнения, делятся впечатлениями. Задают вопросы. | Личностные: развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. Метапредметные: участие в диалоге, высказывание своей точки зрения, построение высказывания, развитие навыков развёрнутой коммуникации, требующих создания устного или письменного текста. |
Познавательные: - овладение приёмами анализа литературного произведения, - умение сравнивать, приводить примеры, -постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом | |||
Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; - совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности) | |||
Регулятивные: - умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их; - овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; - работа по алгоритму, с памятками, правилами |
Обсуждение по методике «Шапка вопросов».[I.1, с.137].
1.Проверяем друг друга: были ли мы на спектакле на самом деле?
А вы заметили, кто…? А вы заметили, когда …? А вы заметили, где …?
- А вы заметили, кто первым появляется на сцене?
- А заметили ли вы, куда делась жёлтая канарейка Юм-Юм?
- А вы заметили, куда исчез пудель Красный Клык?
- А вы заметили, какая песенка звучит в спектакле?
2. Задаём вопросы о том, что нас искренно удивило.
Я и вправду не понял, почему … ?
- Я и вправду не понял, почему пудель превратился в Волка?
- Я и вправду не понял, почему у Летучей мыши видны из-под маски жёлтые пёрышки Юм-юм?
- Я и вправду не понял, почему Марселу не может вылечить ни один доктор?
3. Делимся ощущениями и размышлениями.
«Мне показалось, что … , а что ты думаешь об этом?»
- Мне показалось, что тряпичная кукла Реггеди Энн и другие игрушки помогают Марселе простить маму, а что ты думаешь об этом ?
- Мне показалось, что Марсела стала добрее к своему отцу, а что ты думаешь об этом?
Учащихся интересовало всё: кто режиссёр спектакля, кто создавал костюмы и декорации, кто написал музыку к постановке. С удивлением узнали, что тексты песен написала Анастасия Колесникова. А почему при встрече с нами об этом она не сказала? Внимательно наблюдали ребята и за работой художника по свету: яркие, эмоциональные световые эффекты, игра теней, причудливые видеоэффекты – всё это не только красиво, но и помогает понять содержание интересной, полной приключений и чудес истории о дружбе, любви и взаимовыручке.
Родители учеников посвятили свой вечер просмотру постановки вместе с детьми, ведь прежде всего пьеса учит мечтать, расширять горизонты своего воображения, любить и уметь прощать. Некоторые родители приняли участие в «безоценочном интервью» и поделились своими переживаниями с ребятами.
Интерес шестиклассников к спектаклю «Тряпичная кукла» был настолько большой, что пригласили артистов, чтобы самые сложные вопросы обсудить вместе с профессионалами.
Встречу шестиклассники ждали с нетерпением. Провели беседу-обсуждение «Шапка вопросов». Федулеева Вероника предложила спеть колыбельную песенку из спектакля «Тряпичная кукла» – ей очень понравились слова и мелодия. Шаповалова Елена и Лайтер Полина нарисовали тряпичную куклу - Рэггеди Энн. Сушкевич Юлия и Здобнова Дарья поддержали одноклассниц: для куклы они приготовили «тряпичное сердце» с надписью «Я тебя люблю». Ведь именно любовь помогает Тряпичной Энн и её друзьям в борьбе за жизнь Марселы. На листочках-сердечках ребята написали свои пожелания Марселе.
К кадетам-шестиклассникам в гости пришли Колесникова Анастасия Сергеевна, руководитель литературно-драматургической части Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва, автор хороших и добрых слов песен, которые так понравились детям, и Кутенёва Евгения Игоревна, артист, исполнитель двух ролей в спектакле «Тряпичная кукла»: птички Юм-юм и Летучей мыши.
Вопросов было много. Гости приятно удивились, насколько глубоко ребята проникли в содержание спектакля. Кутенёва Е.И. рассказала о работе над ролью в спектакле, и удивила в свою очередь ребят тем, что играть Летучую мышь ей интереснее, так как это характерный персонаж. Интересно: почему у Летучей мыши видны из-под маски жёлтые пёрышки Юм-юм? Евгения Игоревна предложила ребятам показать её образ деталями костюма: жёлтым пушком на шапочке Юм-юм и чёрным ремешком Летучей мыши. Задание заинтересовало ребят. Они предложили несколько вариантов. Так ребята лучше поняли характер персонажа. Также ребята высказали восхищение пластичностью актрисы, которая не только меняла костюм, но и полностью меняла образ. Они заинтересовались, как же Евгении удавалось так быстро переключаться с одной роли на другую и с одного характера на другой? И почему канарейка Юм-юм превратилась в Летучую мышь? И так ли чудесна была её жизнь в клетке? Была ли она счастлива? Ребята не просто задавали вопросы. Но и сами предлагали свои варианты ответов.
Затронули животрепещущую тему: кому же (мужу? дочери?) мать бросила фразу: «Ты верёвка у меня на шее!» И где же мама? Уехала? Бросила? Погибла? Реггеди Энн и её друзья помогают Марселе простить маму. Ведь мама во сне Марселы спасает свою дочку от страшного Волка, жертвуя собой.
В ходе беседы ребята понимают: родительская любовь способна творить чудеса. Кукольный доктор - папа Марселы - своей любовью спасает дочку от болезни, которую не могут вылечить врачи. А Марсела снова добра и внимательна к своему папе, ведь он тоже пережил много горя.
Встреча с артистами дала возможность глубоко задуматься над содержанием спектакля, разобраться во многих, далеко недетских вопросах, иметь собственное суждение, сделать выводы, извлечь уроки …
Список источников
I. Список литературы:
1. Колесникова А.С.Театральная педагогика: программа внеурочной
деятельности: учебно-методическое пособие / А.С.Колесникова, С.В.Домникова. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 192 с.
2. «Патриоты побывали за кулисами театра» // «Покровск».-2016.- №43.
II. Интернет-ресурсы:
- http://tuz-saratov.ru/school/
- http://www.openclass.ru/node/527843
- http://psychildren.at.ua/index/aleksandra_borisovna_nikitina/0-31
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читаем и смотрим "Снежную королеву". | 2.03 МБ |