Готовимся к ОГЭ

Кузнецова Валентина Константиновна

В данном разделе ученики могут получить задания для подготовки к ОГЭ.

1.Тесты для подготовки к ОГЭ. Минимальный уровень.

2. Пособие для учащихся "Алгоритм решения дробных рациональных уравнений"

3. Пособие для учащихся "Примеры решения  неполных квадратных уравнений"

4. Презентация "Ключевые задачи по теории вероятности"

5. Советы выпускникам "Как успешно сдать экзамены"

6. Тренировочные тесты по алгебре 9 класс

7. Тематические тесты по алгебре. Тест 1. Действительные числа.

8. Тематический тренажер. Модуль геометрия.

9. Тематические таблицы по повторению курса геометрии 7-9 классов.

10. Тренинг по геометрии. 9 класс.

11. Пособие для учащихся "Повторение по теме "Окружность"

12. Пособие для учащихся. Побобие треугольников. Теория и практика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

(минимальный уровень)

ВАРИАНТ № 1

МОДУЛЬ «АЛГЕБРА»

  1. Найдите значение выражения 24,2:( - 1).
  2. На координатной прямой отмечены числа а и b. Какое из следующих утверждений верное?

               а                  b

  1. b >  а
  2.  4  b > 4  – а

  1. b + 1 > а + 1
  1. Решите уравнение  5х + 9 = 34.
  2. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке
  1.  у = 2х – 4
  2. у = – 2х + 4
  3. у = 2х + 4
  4. у =  – 2х – 4

  1. Решите неравенство 2(х – 5)(х + 1)  0.

МОДУЛЬ «ГЕОМЕТРИЯ»

  1. Периметр параллелограмма равен 26. Одна сторона параллелограмма на 5 см больше другой. Найдите меньшую сторону параллелограмма.
  2. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если один из катетов равен 6см, а гипотенуза – 10см.
  3. Укажите номера верных утверждений:
  1. Площадь треугольника равна произведению его основания на высоту.
  2. Гипотенуза равна сумме квадратов катетов.
  3. Если два угла одного треугольника равны двум углам второго треугольника, то эти треугольники подобны.
  4. Диагонали квадрата равны.

МОДУЛЬ «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

  1. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 м для учащихся 9 класса. Определите результат девочки, пробежавшей эту дистанцию за 5, 22 с.

Мальчики

Девочки

Отметка

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Время,с

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

  1. отметка «5»
  2. отметка «4»
  3. отметка «3»
  4. норматив не выполнен
  1.  На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали - значение температуры в градусах Цельсия. Определите разность между наибольшей и наименьшей температурами воздуха 19 декабря.

  1.  Стоимость установки входной двери в квартире составляет 5% от ее цены. Определите цену двери, если известно, что ее установка стоит 342 рубля.
  2.  На диаграмме показан возрастной состав населения России.

Определите по диаграмме, население какого возраста преобладает.

  1. 0 – 14 лет
  2. 15 – 50 лет
  3. 51 – 64 лет
  4. 65 лет и более

  1.  У бабушки 10 чашек: 7 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.

ВАРИАНТ № 2

МОДУЛЬ «АЛГЕБРА»

  1. Укажите верное неравенство:

        1) 4,8 < 4,08 < 4,18                2) 4,18 < 4,08 < 4,8

        3) 4,08 < 4,18 < 4,8                4) 4,08 < 4,8 < 4,18

  1.  На координатной прямой отмечены числа  и .

           

                   a                    b                    c

          Из следующих утверждений выберите верное.

  1.           2)         3)         4)
  1. Решите уравнение  .
  2.  График какой квадратичной функции изображен на рисунке?

1)

2)

3)

4)


  1. Решите неравенство  .

МОДУЛЬ «ГЕОМЕТРИЯ»

  1. Угол ромба равен 44°. Найдите тупой угол ромба.
  2. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 5 и 8.
  3. Укажите номера верных утверждений:
  1. Вертикальные углы равны.
  2. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
  3. В треугольнике против большей стороны лежит меньший угол.
  4. Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам.

МОДУЛЬ «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

  1. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 м для учащихся 9 класса. Определите результат мальчика, пробежавшего эту дистанцию за 4,78 с.

Мальчики

Девочки

Отметка

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Время,с

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

  1. отметка «5»
  2. отметка «4»
  3. отметка «3»
  4. норматив не выполнен
  1. Транспортная компания предлагает два тарифа: А и В. Сколько рублей  надо заплатить за доставку посылки массой 8 кг по тарифу В?

  1. Спортивный костюм стоит 2250 рублей. Во время распродажи магазин делает скидку 18%. Сколько рублей будет составлять скидка магазина на этот спортивный костюм?
  2. На диаграмме показан возрастной состав населения России.

Определите по диаграмме, в каких пределах находится доля населения от 0 до 14 лет.

  1. 0 – 25%
  2. 25 – 50%
  3. 50 – 75%
  4. 75 – 100%

  1. На тарелке 12 слоек: 9 с фруктовой начинкой, 2 с картофелем и 1 с печенью. Миша наугад выбирает одну слойку. Найдите вероятность того, что она окажется с фруктовой начинкой.



Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва

кандидат педагогических наук

Готовимся к ОГЭ

Пособие для учащихся

 «Алгоритм решения дробного рационального уравнения»

1. Определение дробного рационального уравнения.

Дробно-рациональным уравнением называется уравнение, обе части которого являются рациональными выражениями, причем хотя бы один из них – дробным выражением.

Наличие дроби в выражении не свидетельствует о том, что это дробное выражение (уравнение), необходимо присутствие переменной в знаменателе дроби.

2. Алгоритм решения дробного рационального уравнения:

1) Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример 1.

      

     Р е ш е н и е:

1). Общий знаменатель (у + 3).

2). Умножим обе части на общий знаменатель дробей.

    ▪ (у + 3).

3). Получим:

у2 = у;

у2 – у = 0;

у (у – 1) = 0;

у = 0     или        у – 1 = 0;

                        у = 1.

4). При обоих значениях у знаменатель не обращается в нуль.

Ответ: 0; 1.

Пример 2.

     Р е ш е н и е:

 ;

 

1). Общий знаменатель дробей (х – 2).

2). Умножим обе части на общий знаменатель дробей.

3). Получим:

2х2 = 7х – 6;

2х2 – 7х + 6 = 0,

D = (–7)2 – 4 · 2 · 6 = 49 – 48 = 1, D> 0, 2 корня.

x1 = = 2; x2 = = 1,5.

Если х = 2, то х – 2 = 0.

Если х = 1,5, то х – 2 ≠ 0.

Ответ: 1,5.

Пример 3.

   .

   Р е ш е н и е:

   1).  Общий знаменатель дробей (х + 7) (х – 1).

   2). Умножим обе части на общий знаменатель

   3). Получим:

(2х – 1) (х – 1) = (3х + 4) (х + 7);

2х2 – 2х – х + 1 = 3х2 + 21х + 4х + 28 = 0;

2х2 – 2х – х + 1 – 3х2 – 21х – 4х – 28 = 0;

х2 – 28х – 27 = 0;

х2 + 28х + 27 = 0.

По теореме, обратной теореме Виета, х1 = –27, х2 = –1.

Если х = –27, то (х + 7) (х – 1) ≠ 0.

Если х = –1, то (х + 7) (х – 1) ≠ 0.

Ответ: –1

Другой способ исключения посторонних корней.

  1. Сначала определить ОДЗ (любые числа, кроме тех, которые обращают знаменатель в нуль).
  2.  В конце проверить, входят ли полученные корни в ОДЗ или нет.

Например,

  1. Решить уравнение:

 – 4 = 0;                          ОДЗ:         х + 5 ≠ 0, х ≠ –5.

1). Общий знаменатель (х + 5)

2). Умножим обе части уравнения на общий знаменатель

3). Получим:                                                

2х – 5 – 4 (х + 5) = 0;

2х – 5 – 4х – 20 = 0;

–2х – 25 = 0;

–2х = 25;

х = –12,5.

4). Учитывая ОДЗ, получим

Ответ: –12,5.

  1. Решить уравнение:

                ОДЗ: х.

1). Общий знаменатель 4х

2). Умножим обе части уравнения на общий знаменатель

3). Получим:

х2 – 4 = 2 (3х – 2);

х2 – 4 = 6х – 4;

х2 – 6х = 0;

х (х – 6) = 0;

х = 0     или        х – 6 = 0; х = 6.

4). Учитывая ОДЗ, получим

Ответ: 6.

                



Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва

кандидат педагогических наук

Готовимся к ОГЭ

Пособие для учащихся

Примеры решения неполных квадратных уравнений

1. Рассмотрим случай, когда b=0, c=0

 

П р и м е р 1.1

Решить уравнение: 5,4х2 = 0.

Р е ш е н и е

 Разделим обе части уравнения на 5,4 (число, не равное нулю) и получим уравнение, равносильное исходному:

х2 = 0.

Мы знаем, что существует только одно число – нуль, квадрат которого равен нулю, следовательно, уравнение имеет единственный корень х0 = 0.

О т в е т: 0.

В ы в о д: уравнение вида ах2 = 0 (а ≠ 0) имеет единственный корень х0 = 0.

2. Рассмотрим случай, когда b=0

П р и м е р 2.1

Решить уравнение: –4х2 + 28 = 0.

Р е ш е н и е

Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на –4:

–4х2 = –28;

х2 = 7.

Отсюда х = или х = –.

О т в е т: х =; х = –.

П р и м е р 2.2

Решить уравнение: 4х2 + 12 = 0.

Р е ш е н и е

Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на 4:

4х2 = –12;

х2 = –3.

Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то уравнение не имеет корней.

О т в е т: нет корней.

В ы в о д: для решения уравнения вида ах2 + с = 0 (с ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:

1) Перенесём свободный член с в правую часть уравнения  ах2 = - с

2) Делим обе части уравнения на а (с ≠ 0, а ≠ 0), получаем уравнение х2 =.

3) Если> 0, то уравнение имеет два корня:

.

Если <0, то уравнение не имеет корней.

3. Рассмотрим случай, когда c=0

 

П р и м е р 3.1

Решить уравнение: 5х2 + 7х = 0.

Р е ш е н и е

Разложим левую часть уравнения на множители:

х (5х + 7) = 0.

Отсюда: х = 0   или        5х + 7 = 0;

                                5х = –7;

                                х = ;

                                х = –1,4.

О т в е т: 0; –1,4.

В ы в о д: для решения уравнения вида ах2 + bx = 0 (b ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:

1) Разложим левую часть уравнения на множители, получим

     x(ax+b)=0

2) Получаем два уравнения: x=0  и  ах + b = 0

3) Решаем уравнение ах + b = 0; х =.

4) Уравнение имеет два корня: x=0; х =.

4. Приведённые примеры показывают, что неполное квадратное уравнение может иметь один или два корня, а может и не иметь корней.

Обобщая полученные результаты, составим таблицу.

Коэффициент,

равный нулю

b = 0; c = 0

b = 0

c = 0

Вид

2 = 0

2 + c = 0

2 +  = 0

Решение

х2 = 0

2 = –c

х2 = 

х ( + b) = 0

х = 0 или
 + b = 0

Корни

х = 0

Если > 0, то х1, 2 =

Если  <0, то корней нет

х1 = 0,

х2 =

С помощью этой таблицы можно определить каким образом решать неполное квадратное уравнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ Готовимся к ОГЭ

Слайд 2

БРОСАНИЕ МОНЕТЫ

Слайд 3

1. Монета брошена два раза. Какова вероятность выпадения одного «орла» и одной «решки»? Решение: При бросании одной монеты возможны два исхода – «орёл» или «решка». При бросании двух монет – 4 исхода (2*2=4): «орёл» - «решка» «решка» - «решка» «решка» - «орёл» «орёл» - «орёл» Один «орёл» и одна «решка» выпадут в двух случаях из четырёх. Р(А)=2:4=0,5. Ответ: 0,5.

Слайд 4

2. Монета брошена три раза. Какова вероятность выпадения двух «орлов» и одной «решки»? Решение: При бросании трёх монет возможны 8 исходов (2*2*2=8): «орёл» - «решка» - «решка» «решка» - «решка» - «решка» «решка» - «орёл» - «решка» «орёл» - «орёл» - «решка» «решка» - «решка» -«орёл» «решка» - «орёл» - «орёл» «орёл» - «решка» - «орёл» «орёл» - «орёл» - «орёл» Два «орла» и одна «решка» выпадут в трёх случаях из восьми. Р(А)=3:8=0,375. Ответ: 0,375.

Слайд 5

3. В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу. Решение: При бросании четырёх монет возможны 16 исходов: (2*2*2*2=16): Благоприятных исходов – 1 (выпадут четыре решки). Р(А)=1:16=0,0625. Ответ: 0,0625.

Слайд 6

ИГРА В КОСТИ

Слайд 7

4. Определите вероятность того, что при бросании кубика выпало больше трёх очков. Решение: Всего возможных исходов – 6. Числа большие 3 - 4, 5, 6 . Р(А)= 3:6=0,5. Ответ: 0,5.

Слайд 8

5. Брошена игральная кость. Найдите вероятность того, что выпадет чётное число очков. Решение: Всего возможных исходов – 6. 1, 3, 5 — нечётные числа; 2, 4, 6 —чётные числа. Вероятность выпадения чётного числа очков равна 3:6=0,5. Ответ: 0,5.

Слайд 9

6. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых. Решение: У данного действия — бросания двух игральных костей всего 36 возможных исходов, так как 6² = 36. Благоприятные исходы: 2 6 3 5 4 4 5 3 6 2 Вероятность выпадения восьми очков равна 5:36 ≈ 0,14. Ответ: 0,14.

Слайд 10

7. Дважды бросают игральный кубик. В сумме выпало 6 очков. Найдите вероятность того, что при одном из бросков выпало 5 очков. Решение: Всего исходов выпадения 6 очков - 5: 2 и 4; 4 и 2; 3 и 3; 1 и 5; 5 и 1. Благоприятных исходов - 2. Р(А)=2:5=0,4. Ответ: 0,4.

Слайд 11

ЛОТЕРЕЯ

Слайд 12

8. На экзамене 50 билетов, Руслан не выучил 5 из них. Найдите вероятность того, что ему попадется выученный билет. Решение: Руслан выучил 45 билетов. Р(А)=45:50=0,9. Ответ: 0,9.

Слайд 13

СОРЕВНОВАНИЯ

Слайд 14

9. В чемпионате по гимнастике участвуют 20 спортсменов: 8 из России, 7 из США, остальные из Китая. Порядок выступления определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Китая. Решение: Всего исходов 20. Благоприятных исходов 20-(8+7)=5. Р(А)=5:20=0,25. Ответ: 0,25.

Слайд 15

10. На соревнования по метанию ядра приехали 4 спортсмена из Чехии, 5 из Сербии и 3 из Португалии. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что спортсмен, выступающий пятым, будет из Португалии . Решение: Число всех возможных исходов – 12 (4 + 5 + 3 = 12). Число благоприятных исходов – 3. Р(А)=3:12=0,25. Ответ: 0,25.

Слайд 16

11. Перед началом первого тура чемпионата по бадминтону участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 26 бадминтонистов, среди которых 12 участников из России, в том числе Святослав Кружкин. Найдите вероятность того, что в первом туре Святослав Кружкин будет играть с каким-либо бадминтонистом из России? Решение: Всего исходов – 25 (Святослав Кружкин с 25 бадминтонистами). Благоприятных исходов – (12-1)=11. Р(А)=11:25 = 0,44. Ответ: 0,44.

Слайд 17

12. Конкурс исполнителей проводится в 5 дней. Всего заявлено 75 выступлений — по одному от каждой страны. В первый день 27 выступлений, остальные распределены поровну между оставшимися днями. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится в третий день конкурса? Решение: Всего исходов – 75. Исполнители из России выступают на третий день. Благоприятных исходов – (75-27):4=12. Р(А)=12 : 75 = 0,16. Ответ: 0,16 .

Слайд 18

ЧИСЛА

Слайд 19

13. Коля выбирает двузначное число. Найдите вероятность того, что оно делится на 5. Решение: Двузначные числа: 10;11;12;…;99. Всего исходов – 90. Числа, делящиеся на 5: 10; 15; 20; 25; …; 90; 95. Благоприятных исходов – 18. Р(А)=18:90=0,2. Ответ: 0,2.

Слайд 20

РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ

Слайд 21

14. Фабрика выпускает сумки. В среднем на 170 качественных сумок приходится шесть сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых. Решение: Всего исходов – 176. Благоприятных исходов – 170. Р(А)=170:176 ≈ 0,97. Ответ: 0,97.

Слайд 22

15. В среднем из каждых 100 поступивших в продажу аккумуляторов 94 аккумулятора заряжены. Найдите вероятность того, что купленный аккумулятор не заряжен. Решение: Всего исходов – 100. Благоприятных исходов – 100-94=6. Р(А)=6:100=0,06. Ответ: 0,06.

Слайд 23

ИСТОЧНИКИ http://mathgia.ru http:// www.schoolmathematics.ru



Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва,

кандидат педагогических наук

Готовимся к ОГЭ

Тренировочные тесты по алгебре для 9 класса.

Вариант 1.

1. Найдите значение выражения: (39) : 3.    

а) - ;  б) 1;  в) -1.

2. Вычислите: ;          

 а) 3;          б)  0;  в)  1.

3. Упростите: .                

а) ;          б) ;          в) .

4. По рисунку определите, при каких х выполняется неравенство у<0.

     

а)  (-∞; -2]v[2; +∞);     б) (-2; 2);     в) [-2; 2].

5. Вычислите значение выражения:  при х = -3.

 

 а)81;        б)9;         в)8.

6.Какая пара чисел является решением системы

 

 

 а). (2;1)         б). (1;-2)         в). (-2;1).

     

  7. Найдите область определения функции у =.

      а). [-4;4];                 б). (-∞;-4) v (4;+∞);                 в). (-4;4).

8. Выразите b из формулы   =.  

  а)         б)        в) 

9.График какой функции построен?    а) у= - х+2;         б) у=х+2;         в) у=2х².

10.Решите уравнение х²+х-6=0.  

   

 а)-2 и -3;                 б)2 и 3;         в)2 и -3.

11.Какие из чисел 0;-1;4;20  являются решением неравенства х-2(х-3)<2?

     

 а). 20;         б). -1 и 0;         в). 4 и 20;

12.Упростите выражение (1-2х)(х+3)-3(2-х)².  

 

а)-5х²+7х-9; б)-х²+6х+9; в)5х²-7х+10.

13.Упростите выражение и найдите его значение:

  при х = - 4,97.

   

  а)-1,97;                 б)-7,97;                 в)1,97.

14.Чётной или нечётной является функция у = х ³-.

     а). чётной;         б). нечётной;         в). ни чётной, ни нечётной.  

15.Длина окружности равна 28см. Найдите её радиус.

Ответ округлите до сотых.  π ≈ 3,14.                          

 а)4,46;            б)8,92;            в)6,68.

Вариант 2

1.Упростите выражение (a-b)²+(3a-b)(b+3a) .  

   

а)10a²-ab+2b²;                   б)10a²-2ab;                  в)10a².

2.Решите уравнение .  

    а). -2;                  б). 0;                    в). 2,5.

3.Решите систему уравнений:
 

   

 а). (-3;4);                    б). (-1;0);             в). (-3;- 4).

4. Вычислите .           

а)7;                      б)0;             в).

5.В кошельке 33 двухрублёвых и трехрублёвых монеты на сумму 81 рубль.

Найдите число монет каждого вида.                            

а). 12 двухрублёвых, 19 трёхрублёвых;    

б). 19 двухрублёвых,12 двухрублёвых;    

в). 18 двухрублёвых,15 трёхрублёвых.

6. Вычислите (1,6*0.215-0,215) : (0,345-0,375).  

   

 а)-0,43 ;                  б)-4,3;            в)4,3.

7. Найдите область определения функции у = .  

 а)х ≠ ±2; х ≠ -1;                   б)х ≠ 2;            в)х ≠ -1 .

8. Упростите выражение .    

 а). b ;     б). -b;              в). 1.

9. Упростите выражение (2b-3)²-(2b+1)(2b-1).    

   

а). 8-12b;            б). 9b²-12b+10;            в). 10-12b.

10. Выберите рисунок, наиболее точно соответствующий графику

функции у = 4х-3.

а)                                            б)                                в)

11.Решите уравнение 3у + у² = у.

   

 а)0 ;   б)-2 ;    в)0 и -2.

12. Найдите значение выражения 12 *  + 1,25.      

 а)1,15;   б)2,5;    в)-2,3.

13. За 3,5 часа корабль прошёл 238км. За какое время корабль пройдёт 578км,если будет двигаться с той же средней скоростью?    

а)8,3ч;     б)8,4ч;     в)8,5.

14. Найдите число, 37% которого равны 518.

     

 а). 576,65;   б). 1400;     в). 14.

15.Длина окружности равна 14см. Найдите её радиус.

 Ответ округлите до сотых.  π ≈ 3,14.                        

  а)2,23;            б)4,46;            в)3,34 .



Предварительный просмотр:

Советы выпускникам 

Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования науки – службы, которая отвечает за организацию и проведение выпускных экзаменов, – дают советы о том, как правильно подготовиться и с лучшим результатом сдать экзамены.

Если школьник хорошо знает предмет, никаких трудностей с экзаменом у него не возникнет.

 Нелишним будет ознакомиться с разными стратегиями решения тестов, которые хорошо описываются в методической литературе, подготовленной сотрудниками Федерального института педагогических измерений (сайт www.fipi.ru) – теми, кто разрабатывал экзаменационные задания.

 Можно попробовать свои силы на вариантах прошлого года – их тоже можно найти в Интернете. Например, на портале информационной поддержки Единого государственного экзамена –www.fipi.ru/oge-i-gve-9. Как правило, меняются только формулировки заданий, а их уровень и тип остаются прежними.

Единый экзамен сложен для многих ребят еще и потому, что нужно не только правильно ответить на тот или иной вопрос, но еще и аккуратно заполнить бланки. Поэтому лучше всего заранее потренироваться. На это уйдет не больше трех-четырех занятий.

Научитесь аккуратно писать печатными буквами, внимательно изучите, как устроены документы, подробно узнайте, как исправлять ошибки.

Экзамен состоит из трех частей и включает в себя задания разных типов. В первой части нужно выбрать единственный правильный вариант из четырех предложенных или дать короткий ответ на вопрос. Это может быть одно слово или цифра, которая вписывается без всяких пояснений и комментариев. Наконец, самая сложная часть – «С» – предполагает, что школьник даст подробный, развернутый ответ, включающий словесное обоснование или математический вывод.

Самый простой и общий совет, который можно дать всем ребятам: для начала пробегитесь по вопросам и ответьте на самые легкие, не останавливаясь на сложных.

Сайт www.fipi.ru/oge-i-gve-9 советует ребятам: для получения тройки достаточно успешно выполнить только первую часть. При этом хватит примерно 50 - 60 процентов решенных заданий Но лучше не бросать тест и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать третью часть. Кто знает, может быть, вам не хватает до заветной четверки всего-то пары баллов и вы сможете решить задание!

 Первое, что нужно сделать, пытаясь найти правильный ответ из нескольких предложенных отсечь абсурдные ответы.

 И только потом анализировать оставшиеся варианты и выбирать правильный вариант.

.

Бывает, что на экзамене ребята так нервничают, что начинают щелкать задания, не дочитав до конца вопрос. Не спешите и, прежде чем выбирать один из вариантов или

вписывать в клеточки слово, внимательно ознакомьтесь с заданием. Другая проблема – попав на сложный вопрос, некоторые юноши и девушки зависают на нем, впадают в ступор, начинают паниковать. Бросьте каверзное задание и переходите к следующему. Потратите время на трудные задания -  не успеете выполнить те, которые знаете. Ваша цель – набрать как можно больше баллов.

   Время, которое требуется на проведение экзамена, рассчитывается экспертами. Как минимум треть из них – учителя и методисты. Они не понаслышке знакомы с учебными буднями и могут просчитать, сколько времени понадобится среднестатистическому школьнику на выполнение теста. Плюс – работы инспектируют не менее девяти независимых экспертов. Они и выносят вердикт – можно ли за предложенное количество минут справиться с 30 заданиями по математике и 50 – по географии. Надо учитывать, что в мировой практике принято: максимальные 100 баллов должны набрать не более 0,1% от общего количества участников.

   При подготовке материалов и определения продолжительности экзамена учитывается и это.

   Так или иначе, опыт проведения ОГЭ показывает, что время, устанавливаемое для выполнения тестов, соответствует этим требованиям. И ты должен успеть не только ответить на вопросы, но и проверить свою работу.

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (если паспорт еще не получил, то свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Будь усердным, у тебя все получится!

.



Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва,

кандидат педагогических наук

Готовимся к ОГЭ

Тематические тесты по алгебре

Тест 1. Действительные числа.

  1. Представьте обыкновенную дробь 3/7 в виде десятичной с точностью до сотых.

А. 0,40         Б. 0,41           В. 0,42            Г. 0,43

2.  Соедините чертой обыкновенную дробь с равной ей  десятичной дробью.

                                              

0,15         0,2             0,16         0,125          0,7

3.  На координатной прямой найдите координату середины отрезка с концами в точках А(-7) и В(2).

Ответ:

4.  Соедините чертой каждое выражение из верхней строки с равным ему выражением из нижней строки.

                     0,25+

0,8+                0,75         +0,3

5.  Продавец утверждает, что масса растительного масла в бутылке равна 1+0,02 л.  Какое из значений массы, не удовлетворяет этому утверждению?

А. 1010 мл     Б.  980 мл     В.995 мл       Г.  975 мл  

6.  Выберите наибольшее из чисел:  3,833;  3,38;  3; 3.

         А.  3,833               Б.  3,38        В.   3                 Г.  3

 7.  Укажите наименьшее из чисел:  ; 0,7; ; 0,8

А.         Б.  0,7          В.          Г. 0,8

 8.  Расположите числа , , 0,7 и 0,3 в порядке возрастания.

А.  0,3;   ;   ;   0,7             Б.   0,3;   ; ;  0,7

В.  0,7;   ;   ;   0,3              Г.   0,3;   0,7; ; ;  

9.  Найдите значение выражения  .

А.  70           Б.  7            В.  0,7          Г.  0,07

10. На координатной прямой отмечены противоположные числа: p и q. Сравните с нулём число r.

  А.  Сравнить нельзя           Б.  r >0

В. r =0                                 Г.  r<0

11.  Найдите наименьшее из следующих чисел

0,9;  ;  ;  .

А.  0,9              Б.             В.                  Г.  

12.  Десятичная запись некоторого натурального числа   содержит 6 цифр. Найдите порядок этого числа.

А.  6                           Б.  7

В.  5                           Г.  60

 13. Известно, что t2-1=0. Сравните числа t и  .

14.  О числах m, n, k, p известно, что m>n, p>k, k=m.

      Сравните числа  p и n.

15.  Расположите в порядке возрастания числа  2√10; 6,5; √41.

16.  Сравните числа  

 

Ответы

Задание

Ответ

1

= 0,2; = 0,15;  = 0,125; = 0,7;  = 0,16            

2

Г

3

-2,5

4

1-2;  3-1;    2-3

5

Г

6

Г

7

Б

8

Б

9

А

10

Г

11

Г

12

В

13

t = =1/t.

14

p > n

15

2√10; √41; 6,5

16



Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва,

кандидат педагогических наук

Готовимся к ОГЭ

Тематический тренажер. Модуль «Геометрия»

Тема 1 «Нахождение углов и сторон  многоугольников»

А-9 класс. Тренажер. Тема 1. Углы. В-1.

 

1.В ∆ ABC проведена биссектриса  AL,   AL=LB, а В=230. Найдите С. Ответ

дайте в градусах.

2.Найдите тупой угол параллелограмма, если  острый угол равен 400. Ответ дайте в градусах.

3. В ∆ ABC внешний угол при вершине А

 равен 1230, а внешний угол при вершине В

равен 630. Найдите С  треугольника ABC.

Ответ дайте в градусах.

4. Диагональ ромба образует с одной из сторон угол, равный 250. Найдите углы ромба.

А-9 класс. Тренажер. Тема 1. Углы. В-2.

1.Один из углов параллелограмма на 460 больше другого. Найдите больший из углов

параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

2.Найдите тупой угол параллелограмма, если  острый угол равен 400. Ответ дайте в градусах.

3. В ∆ ABC внешний угол при вершине А

 равен 1230, а внешний угол при вершине В

равен 630. Найдите С  треугольника ABC.

Ответ дайте в градусах.

4. Диагональ ромба образует с одной из сторон угол, равный 250. Найдите углы ромба.

А-9 класс. Тренажер. Тема 1. Углы.   В-3.

 

1.Сумма  двух углов параллелограмма равна 500. Найдите один из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.

2. В ∆ ABC проведена высота СH, угол С делится высотой СH на два угла, градусные величины которых равны 550 и 660. Найдите наименьший из двух оставшихся углов  

∆ ABC. Ответ дайте в градусах.

3. Диагональ параллелограмма образуют с двумя его сторонами углы 200 и 350. Найдите больший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

4. В параллелограмма АВСD прямая АС делит угол А пополам. Найдите угол, под которым пересекаются диагонали параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

А-9 класс. Тренажер. Тема 1. Углы. В-4.

1.Чему равен больший угол равнобедренной трапеции, если известно, что разность противоположных углов равна 680. Ответ дайте в градусах.

2. Найдите угол между биссектрисами углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне. Дайте ответ в градусах.

3. В ∆ ABC внешний угол при вершине В равен .660, АВ=ВС. Найдите угол А треугольника  ABC. Ответ дайте в градусах.

4. Диагональ параллелограмма образует с двумя его сторонами углы 230 и 490. Найдите больший угол параллелограмма.

А-9 класс. Тренажер. Тема 1.Стороны. В-1

1. Биссектриса тупого угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении 3:7, считая от вершины  острого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен 117.

2. Найдите меньшую диагональ ромба, стороны которого равны 49, а острый угол равен 600.

3.  В ∆ ABC  АС=ВС, С=1200, АС=12.

Найдите  АВ.

4. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 29. Один из его катетов равен  21. Найдите другой катет.

А-9 класс. Тренажер. Тема1.Стороны. В-2

 1.Диагонали ромба относятся как 2:6. Периметр ромба равен 40. Найдите высоту ромба.

2. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона.

параллелограмма равна 26. Найти его большую сторону.

3. В равностороннем ∆ ABC высота СH равна . Найдите сторону АВ.

4.Средняя линия трапеции равна 25, а меньшее основание равно 17. Найдите большее основание.

А-9 класс.Тренажер.Тема1.Стороны. В-3

1. Периметр параллелограмма равен 82. Одна сторона параллелограмма на 29 больше другой. Найдите меньшую сторону параллелограмма.

2. Катеты прямоугольного треугольника равны 27 и . Найдите гипотенузу.

3.  Перпендикуляр, опущенный из вершины тупого угла на большее основание равнобедренной трапеции, делит его на части, имеющие длины 94 и 51. Найдите среднюю линию этой трапеции.

4. В прямоугольнике диагональ делит угол в отношении 1:2, меньшая его сторона равна 33. Найдите диагональ данного прямоугольника.

А-9 класс. Тренажер. Тема1.Стороны. В-4

1. Биссектриса тупого  угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении 1 : 3, считая от вершины острого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен 10.

2. Прямая, проведенная параллельно боковой стороне трапеции через конец меньшего основания, равного 34, отсекает треугольник, периметр которого равен 69. Найдите периметр трапеции.

3. В равнобедренном ∆ ABC угол при вершине В равен 1200, боковая сторона АВ равна 4. Найдите основание АС.

4. Основания трапеции равны 14 и 42. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции  одна из ее диагоналей.

Ответы. Тема  1  «Углы».

В-1.   1. 1110   2.  1400   3.  60      4.  1340 

В-2.   1. 1130   2.  550     3.  1260  4.  380 

В-3.   1. 1550   2.  240     3.  1250  4.  900 

В-4.   1. 1240   2.  900     3.  330    4.  1080 

Ответы. Тема  1  «Стороны».

В-1.   1.  45     2.  49      3.  12  4.  20

В-2    1.  15     2.  52      3.  78       4.  33

В-3    1.  6       2.  32      3.  94       4.  66

В-4    1.  3       2.  137    3.  4    4.  21



Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва,

кандидат педагогических наук

Готовимся к ОГЭ

Тематические таблицы по повторению курса геометрии 7-9 классов

Таблица 1

Углы. Параллельные прямые.
Перпендикулярные прямые

Углы. Определение.

Внутренние накрест лежащие углы – 3 и 5, 4 и 6, односторонние углы – 4 и 5, 3 и 6, соответственные углы – 1 и 5, 4 и 8, 2 и 6, 3 и 2.

Таблица 2

Параллельные прямые

Определение: a и b не пересекаются.                                                                  

Признаки
параллельности
(прямая теорема)

Рисунок

Свойства
(обратная теорема)

1. Если 1 = 2,

то а || b.

Следствие:

если а  с, в  с,

то а || b

 

1. Если а || b, то
1 = 2.

Следствие:

если а || b и с  а, то
с  b

2. Если 1 = 2,

то а || b

 

2. Если а || b , то

 1 = 2

3. Если 1 + 2 =
= 180°, то
а || b

2. Если а || b, то

 1 + 2 = 180°

Таблица 3

Перпендикулярные прямые

Определение: АВ  СD : АОD = СОВ = АОС = DОВ = 90°.

АВ – наклонная,

АН – перпендикуляр;

ВН – проекция;

Н – основание перпендикуляра;

В – основание наклонной.

АН – расстояние от точки A до прямой а.

Свойство:

Треугольники

 Таблица 1

Соотношения между сторонами и углами треугольника:

        с < a < b,

 C < A < B

Неравенство треугольника:

b < a + c

Сумма углов треугольника

C +A + B=180

Свойства внешнего угла треугольника.

ВСD = А + В;

ВСD > А;

ВСD > В.

Свойство биссектрисы угла треугольника:

l – биссектриса

Средняя линия треугольника:

DЕ || АС

Таблица 2

Равные треугольники:

ΔАВС = ΔА´В´С´

Равнобедренный треугольник:

AC=BC

Признаки равенства треугольников:

                   I.                             II.                              III.

Подобные треугольники:

ΔАВС ~ ΔА´В´С´

                   I.                             II.                              III.

       

Таблица 3

Решение треугольников

Дано

Найти

Решение

1. а, В,
С

А, b, с

А = 180° – (В + С)

2. b, с, А

а, В,

 С

В и С – по таблицам

 

3. а, b, с

А, В,

С

а2 = b2+ с2– 2bс cos A

A – по таблицам

В – по таблицам

С = 180° – (А + В)

 

4. а, с, А

b, В,

С

В = 180° – (А + С)

Таблица 4

Прямоугольный треугольник

Теорема Пифагора

http://www-formula.ru/images/geometry/t_pifagora1.png

 с2 = а2 + b2

Свойство высоты, проведенной из вершины прямого угла

Формулы высоты прямого угла в прямоугольном треугольнике

 c2 · c1

 проекции катетов на гипотенузу

Свойства катетов

Формулы высоты прямого угла в прямоугольном треугольнике

 проекции катетов на гипотенузу

Свойство катета, лежащего против угла в 30°

Если α = 30°,

то

Площадь

 Радиус описанной окружности R

http://www-formula.ru/images/geometry/r_pryam_treugol.png

Радиус вписанной окружности r

http://www-formula.ru/images/geometry/r_pryamo_treugol1.png

Тригонометрические функции

Формулы для прямоугольного треугольника

sinɑ= ,  a=c

cosɑ= ,  b=c

tgɑ= ,  a=b

Длина медианы прямоугольного треугольника

R - радиус описанной окружности

O - центр описанной окружности

с – гипотенуза

M - медиана

Длина медианы прямоугольного треугольника

M=R=

Таблица 5

Произвольный треугольник

Теорема косинусов

с2 = а2 + b2 – 2аb cos C

с2 = а2 + b2 – 2bbа 

Теорема косинусов

Площадь треугольника.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ОГЭ Повторение по теме «Окружность» Пособие для учащихся Кузнецова Валентина Константиновна, учитель математики, к.п.н. ГБОУ Школа № 329 г. Москва

Слайд 2

Окружность Основные понятия: элементы окружности, свойства окружности, углы и окружность

Слайд 3

Теоретическая часть – сопровождение к практической части

Слайд 4

Определения

Слайд 5

Окружностью называется фигура, состоящая из всех точек плоскости, находящихся от данной точки на данном расстоянии. Данная точка называется центром окружности. Отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности, называется радиусом окружности. Часть плоскости, ограниченная окружностью называется кругом . О

Слайд 6

Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется ее хордой . Хорда, проходящая через центр окружности, называется диаметром . С D

Слайд 7

Сегментом называется часть круга, ограниченная дугой и стягивающей ее хордой . Круговым сектором или просто сектором называется часть круга, ограниченная дугой и двумя радиусами, соединяющими концы дуги с центром круга.

Слайд 8

Прямая, имеющая с только одну общую точку, называется касательной к окружности. Общая точка окружности и прямой называется точкой касания прямой и окружности .

Слайд 9

Свойства окружности и ее элементов

Слайд 10

Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания. Отрезки касательных к окружности, проведенных из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности.

Слайд 11

Дуги, заключенные между параллельными хордами, равны . Если две хорды окружности, AB и CD пересекаются в точке M , то произведение отрезков одной хорды равно произведению отрезков другой хорды: AM•MB = CM•MD .

Слайд 12

Радиус (диаметр), перпендикулярный к хорде, делит эту хорду и обе стягиваемые ею дуги пополам . Обратная теорема: если радиус (диаметр), делит пополам хорду, то он перпендикулярен этой хорде.

Слайд 13

Прямая может не иметь с окружностью общих точек; Прямая может иметь с окружностью одну общую точку ( касательная ); Прямая может иметь с ней две общие точки (секущая). Через три точки , не лежащие на одной прямой, можно провести окружность, и притом только одну.

Слайд 14

Взаимное расположение двух окружностей: не пересекаются касаются пересекаются в двух точках Точка касания двух окружностей лежит на линии, соединяющей их центры.

Слайд 15

Теорема о секущих Если из точки, лежащей вне окружности, проведены две секущие , то произведение одной секущей на её внешнюю часть равно произведению другой секущей на её внешнюю часть. MA•MB = MC•MD .

Слайд 16

Любые две точки окружности делят ее на две части. Каждая из этих частей называется дугой окружности (СВ, АВ). Мерой дуги может служить мера соответствующего ей центрального угла. Дуга называется полуокружностью , если отрезок, соединяющий её концы, является диаметром (АС).

Слайд 17

Свойства углов, связанных с окружностью Вписанный угол либо равен половине соответствующего ему центрального угла , либо дополняет половину этого угла до 180°.

Слайд 18

Теорема о касательной и секущей Если из точки, лежащей вне окружности, проведены касательная и секущая , то квадрат длины касательной равен произведению секущей на ее внешнюю часть: = MA•MB.

Слайд 19

Углы , вписанные в одну окружность и опирающиеся на одну и ту же дугу, равны .

Слайд 20

Вписанный угол , опирающийся на диаметр , равен 90°.

Слайд 21

Угол , образованный касательной к окружности и секущей, проведенной через точку касания, равен половине дуги , заключенной между его сторонами.

Слайд 22

Длины и площади

Слайд 23

Длина окружности C радиуса R вычисляется по формуле: C = 2 R . Площадь S круга радиуса R вычисляется по формуле: S = . Длина дуги окружности L радиуса R с центральным углом ,измеренным в радианах, вычисляется по формуле: L = R . Площадь S сектора радиуса R с центральным углом в радиан вычисляется по формуле: S = .

Слайд 24

Вписанные и описанные окружности Центр вписанной окружности — точка пересечения биссектрис треугольника. Ее радиус r вычисляется по формуле: r =р/ S где S — площадь треугольника, р — полупериметр;

Слайд 25

Центр описанной окружности — точка пересечения серединных перпендикуляров. Ее радиус R вычисляется по формуле: R = a/sin α R = abc/4s где a, b, c — стороны треугольника, α — угол, лежащий против стороны a , S — площадь треугольника; Окружность, описанная около треугольника

Слайд 26

Центр описанной около прямоугольного треугольника окружности лежит на середине гипотенузы ; Центр описанной и вписанной окружностей треугольника совпадают только в том случае, когда этот треугольник — правильный.

Слайд 27

Окружность, описанная около четырехугольника Около выпуклого четырехугольника можно описать окружность тогда и только тогда, когда сумма его внутренних противоположных углов равна 180°: α + γ = β + φ = 180°; где α , γ и β , φ - противолежащие углы.

Слайд 28

Окружность, вписанная около четырехугольника В четырехугольник можно вписать окружность тогда и только тогда, когда у него равны суммы противоположных сторон: a+ c =d+ b .

Слайд 29

Около параллелограмма можно описать окружность тогда и только тогда, когда он является прямоугольник; Около трапеции можно описать окружность тогда и только тогда, когда эта трапеция — равнобедренная ; центр окружности лежит на пересечении оси симметрии трапеции с серединным перпендикуляром к боковой стороне; В параллелограмм можно вписать окружность тогда и только тогда, когда он является ромбом . Окружность и четырехуголь ники



Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва,

кандидат педагогических наук

Готовимся к ЕГЭ

ПЛАНИМЕТРИЯ

Теория: Подобие треугольников

Для доказательства подобия произвольных треугольников в школьном курсе используют три признака.

I. Признак подобия треугольников по двум углам.

Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

первый признак подобия треугольников: по двум углам

II. Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.

Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, образованные этими сторонами, равны, то треугольники подобны.

второй признак подобия треугольников: по двум сторонам и углу между ними

III. Признак подобия треугольников по трем сторонам.

Если стороны одного треугольника пропорциональны сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

третий признак подобия треугольников: по трем сторонам

Признак подобия прямоугольных треугольников.

Для подобия прямоугольных треугольников достаточно, чтобы у них было по одному острому углу.

признак подобия прямоугольных треугольников: по острому углу

Из подобия треугольников следует равенство соответствующих углов и пропорциональность сторон:

подобные треугольники: что следует из подобия треугольников

Периметры подобных треугольников пропорциональны:

  \[\frac{{{P_{\Delta ABC}}}}{{{P_{\Delta {A_1}{B_1}{C_1}}}}} = \frac{{AB}}{{{A_1}{B_1}}} = \frac{{AC}}{{{A_1}{C_1}}} = \frac{{BC}}{{{B_1}{C_1}}} = k,\]

k — коэффициент подобия.

Свойства подобных треугольников.

Все линейные размеры подобных треугольников также пропорциональны,

то есть отношение соответствующих биссектрис, высот, медиан также

 равно k.

Углы между соответствующими линиями подобных треугольников равны.

Площади подобных фигур относятся как квадраты их соответствующих линейных размеров:

  \[\frac{{{S_{\Delta ABC}}}}{{{S_{{\Delta _1}A{B_1}{C_1}}}}} = \frac{{{P^2}_{\Delta ABC}}}{{{P^2}_{\Delta {A_1}{B_1}{C_1}}}} = \frac{{A{B^2}}}{{{A_1}{B_1}^2}} = \frac{{A{C^2}}}{{{A_1}{C_1}^2}} = \frac{{B{C^2}}}{{{B_1}{C_1}^2}} = {k^2}\]

 

1.Задачи на подобие треугольников

I. В треугольнике проведен отрезок, параллельный стороне. Концы отрезка лежат на других сторонах треугольника.

в треугольнике проведен отрезок, параллельный стороне

Рассмотрим треугольники ABC и.B

Решать задачи на подобие треугольников удобнее, используя цветовую визуализацию, поэтому выделим данные треугольники разными цветами:

в треугольнике отрезок параллелен стороне и пересекает другие стороны

1) B — общий;

2) BAC=B (как соответственные углы при ACи секущей AB).

Следовательно, треугольники ABC и  B подобны (по двум углам).

Из подобия треугольников следует пропорциональность соответствующих сторон:

  \[\frac{{AC}}{{{A_1}{C_1}}} = \frac{{AB}}{{{A_1}B}} = \frac{{BC}}{{B{C_1}}}.\]

 

Задача 1.1

Прямая, параллельная стороне АС треугольника АВС, пересекает сторону АВ в точке , а сторону ВС — в точке . Найти длину отрезка , если АС=35, : В=2:5.

Решение:

Доказываем подобие треугольников ABC и B

  \[AB = A{A_1} + {A_1}B,\frac{{A{A_1}}}{{{A_1}B}} = \frac{2}{5}, \Rightarrow \frac{{AB}}{{{A_1}B}} = \frac{7}{5}\]

  \[\frac{{AB}}{{{A_1}B}} = \frac{{AC}}{{{A_1}{C_1}}},\frac{7}{5} = \frac{{35}}{{{A_1}{C_1}}}, \Rightarrow {A_1}{C_1} = \frac{{35 \cdot 5}}{7} = 25\]

Ответ: 25.

II. В треугольник вписан ромб.

в треугольник вписан ромб так, что один угол у них - общий

Рассмотрим треугольники AFK и BFC.

Выделим данные треугольники в цвете.

ромб вписан в треугольник так, что у них один угол - общий

1) F — общий;

2) FAK=FBC (как соответственные углы при ADBC и секущей AB).

Следовательно, треугольники AFK и BFC подобны (по двум углам).

Из подобия треугольников следует пропорциональность соответствующих сторон:

  \[\frac{{AK}}{{BC}} = \frac{{AF}}{{BF}} = \frac{{FK}}{{FC}}.\]

Задача 1.2

В треугольник AFK вписан ромб ABCD так, что угол A у них общий, в вершина C принадлежит стороне FK. Найти сторону ромба, если

AF=21 см, AK=24 см.

Решение.

Доказываем подобие треугольников AFK и BFC. Из трех соотношений выбираем те, в которых нам что-либо известно:

  \[\frac{{AK}}{{BC}} = \frac{{AF}}{{BF}}, \Rightarrow \frac{{24}}{{BC}} = \frac{{21}}{{BF}}.\]

Примем сторону ромба за x: AB=AD=BC=x. Тогда BF=AF-AB=(21-x) см.

Отсюда:  \[\frac{{24}}{x} = \frac{{21}}{{21 - x}}, \Rightarrow 21x = 24(21 - x)\]

Разделив обе части уравнения на 3, получаем:

  \[7x = 8(21 - x)\]

  \[7x + 8x = 168\]; \[15x = 168\]; \[x = 11,2\] 

Ответ: 11,2 см.

2.Подобные треугольники в трапеции

I. Точка пересечения диагоналей трапеции — вершина подобных треугольников.

диагонали трапеции пересекаются и образуют треугольники

Рассмотрим треугольники AOD и COB.

подобные треугольники в трапеции при пересечении диагоналей

Визуализация облегчает решение задач на подобие. Поэтому подобные треугольники в трапеции выделим разными цветами.

1) AOD=COB (как вертикальные);

2)DAO=BCO (как внутренние накрест лежащие при AD BC и секущей AC).

Следовательно, треугольники AOD и COB подобны (по двум углам).

Из подобия треугольников следует пропорциональность соответствующих сторон:

  \[\frac{{AD}}{{BC}} = \frac{{DO}}{{BO}} = \frac{{AO}}{{CO}}.\]

Задача 2.1

Одна из диагоналей трапеции равна 28 см и делит другую диагональ на отрезки длиной 5 см и 9 см. Найти отрезки, на которые точка пересечения диагоналей делит первую диагональ.

Решение:

AO=9 см, CO=5 см, BD=28 см. BO =? DO -?

Доказываем подобие треугольников AOD и COB. Отсюда

  \[\frac{{AD}}{{BC}} = \frac{{DO}}{{BO}} = \frac{{AO}}{{CO}}.\]

Выбираем нужные отношения:

  \[\frac{{DO}}{{BO}} = \frac{{AO}}{{CO}}.\]

Пусть BO=x см, тогда DO=(28-x) см.

Следовательно,

  \[\frac{{28 - x}}{x} = \frac{9}{5}\]

 \[9x = 5(28 - x)\];

 \[9x + 5x = 140\] ; \[x = 10\]

 BO=10 см, DO=28-10=18 см.

Ответ: 10 см, 18 см.

 

Задача 2.2

Известно, что О — точка пересечения диагоналей трапеции ABCD (AD  BC). Найти длину отрезка BO, если AO: OC=7:6 и BD=39 см.

Решение:

Аналогично, доказываем подобие треугольников AOD и COB. Значит,

  \[\frac{{DO}}{{BO}} = \frac{{AO}}{{CO}}.\]

Пусть BO=x см, тогда DO=(39-x) см. Таким образом,

  \[\frac{{39 - x}}{x} = \frac{7}{6}\]

  \[7x = 6(39 - x)\]

  \[x = 18\]; BO=18 см

Ответ: 18 см.