Самообразование

В  повышении  профессионального  мастерства  большое  место  занимает  самообразование. Постоянно  нахожусь  в  поиске  новых  более   эффективных  форм  и  методов  обучения  и  воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на заседание РМО учителей истории и обществознания

«Концепция исторического образования
в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»

«Перед нашей школой стоит сегодня задача обновления исторического образования, обеспечения его соответствия последним научным результатам и стандартам, принятым в историческом научном сообществе,

Одной из приоритетных тем обсуждения в рамках данной конференции станет применение в учебной практике концепции нового учебно-методического комплекса отечественной истории».

новые учебники истории, которые будут использоваться в школах, должны стать современным ресурсом для обучения детей и нести ключевые образцы патриотизма и культуры.

«Необходимость переоценки подходов к преподаванию истории вызвана множеством объективных причин – от развития научных дисциплин, в том числе, исторических, до изменения получателей новых знаний – школьников и студентов

Введение

Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны в начале ХХI в.

В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:

— приоритетностью изучения отечественной истории;

— изучением ее в контексте мирового развития;

— преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;

— углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;

— повышением воспитательной роли исторического образования.

Преподавание истории в российской школе в ХХ в. свидетельствует о том, что в периоды радикальных социальных преобразований наблюдалась устойчивая тенденция к отрицанию предшествующего исторического опыта. Это вело в некоторых случаях к отказу от изучения истории, замене ее другими дисциплинами. Общественная практика убедительно показывала несостоятельность такого подхода.

Реформирование средней школы в России в 1990-е гг. привело к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий. Однако в целом ситуация вызывает тревогу. Декларированная приоритетность образовательной сферы обернулась ее глубочайшим кризисом. Происходит процесс фактической утраты гражданами права на равный доступ к образованию, нарушается единое образовательное пространство на территории Российской Федерации.

Деидеологизация школьного гуманитарного образования на практике стала означать его декоммунизацию, отказ от марксистско-ленинской методологии. Образовавшийся после крушение вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум пытаются заменить цивилизационными, культурологическими, социологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических подходов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого.

Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы при разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы, а введение концентрической системы в существующем виде привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой.

Всё это объективно ведет не только к снижению уровня исторической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, но и препятствует формированию высоких гражданских и патриотических качеств личности. С учетом вышесказанного, обновление общеобразовательной школы становится насущной необходимостью. Переход к 12-летнему школьному образованию позволит решить проблему повышения уровня гуманитарной подготовки учащихся с учетом выработки единых подходов в решении проблем преподавания истории, наиболее адекватно отражающих объективные потребности общества.

 

 Цели и задачи исторического образования

История наряду с такими предметами, как русский язык и литература закладывает основы формирования личности учащегося, дает ему знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека. Это определяет место истории среди учебных дисциплин в 12-летней общеобразовательной школе.

Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.

 

Основные функции исторического образования 
и принципиальные подходы к его обновлению

Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса:

  • Познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии.
  • Познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа.
  • Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством.

В своей совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся.

Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами обновления исторического образования.

  • Единство обучения и воспитанияВ процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
  • Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения. Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы. Вариативность содержания образования возможна только в XI—XII классах, где предоставляется право выбрать курс в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, и в части, касающейся регионального компонента в основной школе. При этом последний не должен не должен заменять федеральный. Он дается сверх минимума требований, предъявляемых к учащимся, и его содержательная часть не может вступать в противоречия с основным курсом.
  • Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй — как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина России.
  • Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической коньюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других.
  • Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип историзма предполагает использование совокупности частных методов: проблемно-хронологического, сравнительно исторического, интегративного, ретроспективного, актуализации.
  • Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся.

В начальной школе в процессе эмоционального восприятия учебного материала упор должен делаться на:

— формирование элементарных представлений об истории родной страны;

— привитие интереса к изучению ее прошлого;

— осознание ребенком себя как части своей страны, общества.

На данном этапе речь должна идти о фрагментарном изучении отдельных наиболее ярких страниц отечественной истории.

В основной средней школе ставятся задачи:

— сформировать представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества;

— сформировать у школьников основы исторического мышления;

— подвести учеников к пониманию закономерностей исторического процесса;

— сформировать гражданскую позицию школьника.

В полной средней школе должна стоять задача формирования потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.

  • l Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В XI—XII классах целесообразно применение методик сопоставительного анализа отечественной и всеобщей истории, работа с историческими источниками, широкое привлечение дополнительной научной литературы, а также проведение занятий в виде лекций и семинаров, защиты рефератов, стимулирование индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

 

 Структура исторического образования в школе

Базисный вариант исторического курса в основной средней школе строится на основе реализации линейного принципа: изучение процесса развития человечества от первобытности до современности — с V по X класс. Это будет способствовать более качественному усвоению учебного материала. Начиная с XVIII класса предлагается параллельное преподавание отечественной и всеобщей истории с целью формирования у школьника целостной картины мира и понимания роли и места России в нем.

 

V класс — история древнего мира до V века

В итоге изучения курса у учащихся формируются представления о происхождении человека и становлении человеческого общества, его развитии от первобытного состояния к цивилизации. Они ознакомятся с основными вехами развития древнейших цивилизаций Востока, античного мира, Индии и Китая, их вкладом в прогресс человечества. Школьники должны научиться вести счет лет в истории, устанавливать последовательность, длительность и синхронность событий и процессов, пользоваться исторической картой.

VI класс — история средних веков до середины XVII века

В результате изучения курса у учащихся начинают формироваться научные представления о месте средневековья в истории человечества, особенностях общественного прогресса в это время, основных характеристиках феодального способа производства, объективных и субъективных факторах развития общества, роли мировых религий и прежде всего христианства и ислама. Особое внимание уделяется эпохе Возрождения и развитию идей гуманизма. Школьники овладевают навыками сравнительно-культурных характеристик цивилизаций Запада и Востока.

VII класс — отечественная история с древнейших времен до конца XVII века

На базе полученных в V и VI классах фактических знаний, представлений о путях и основных этапах развития человеческого общества с древнейших времен до конца средневековья с VII класса начинается систематическое изучение курса отечественной истории.

Понятие отечественная история включает историю Руси — России — СССР — Российской Федерации. Курсы истории отдельных регионов составляют региональный и школьный компоненты учебного плана.

На данном этапе идет дальнейшее формирование навыков сравнительного анализа, умения выделять общее и особенное в истории. Школьники должны научиться проводить поиск необходимой информации в доступных им источниках помимо учебника.

VIII класс — новая история с середины XVII века до конца XVIII века; отечественная история конца XVII — XVIII века

С этого класса начинается синхронное изучение курсов отечественной и всеобщей истории. Это создает более широкие возможности для применения сравнительного анализа, выявления своеобразия российской истории. У школьников формируются научные представления об основных тенденциях развития зарубежных стран Запада и Востока в новое время, о постепенном переходе западной цивилизации к новому способу производства, своеобразии исторического пути России.

IX класс — новая история XIX века; отечественная история (1801—1894)

В IX классе продолжается синхронное изучение зарубежной и отечественной истории — начиная с эпохи наполеоновских войн и до завершения формирования монополистического капитализма в передовых европейских странах и колониальной системы империализма в мире. Курс отечественной истории доводится до 1894 г. — начала царствования Николая II, связанного с существенными изменениями внутренней и внешней политики России. Помимо знания фактов, предусмотренных обязательным минимумом, школьники должны научиться излагать свои суждения о причинно-следственных связях отдельных событий, явлений и процессов всемирной и отечественной истории.

X класс — новейшая история XX века; отечественная история (c 1894 г. до наших дней)

Выпускники основной средней школы помимо знания фактического материала и вышеперечисленных умений должны овладеть навыками выявления характерных, наиболее существенных признаков исторических событий и явлений; группировки (классификации) их по указанным признакам; объяснения мотивов, целей и результатов деятельности исторических личностей.

XI и XII классы

В полной средней школе на базе полученных на предыдущем этапе знаний допустима вариативность учебных планов и программ в зависимости от специализации школьников, готовящихся к поступлению в вуз. В качестве базового может быть предложен интегративный исторический курс “Россия и мир”. Наряду с этим могут преподаваться тематические курсы по актуальным проблемам отечественной истории.

В процессе изучения курсов предполагается не только дальнейшее накопление фактического материала, но и его теоретическое осмысление в рамках глобальных проблем современности. Синтетический курс предполагает приоритет дедуктивного пути изучения, обогащение понятийного аппарата в тесной связи с изучаемыми параллельно обществоведческими курсами. Преподавание строится таким образом, что изучение истории России происходит в связи и на фоне мировой истории, выявляется общее для всего человечества и особенное в истории страны.

Учащиеся старших классов должны знать основные точки зрения историков на особенности мирового развития; определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.

 

Межпредметные связи

Основные межпредметные связи строятся по линиям: отечественная история — русский язык; история — литература; история — география; история — обществознание. Для школ с углубленным изучением иностранного языка: иностранный язык — история стран, где этот язык является государственным. При изучении естественных и точных наук желательно давать учащимся сведения об их истории, о выдающихся ученых, о вкладе отечественной науки в мировую.

Изучение истории в настоящее время идет асинхронно с некоторыми из перечисленных предметов. Так, историю школьники начинают изучать раньше географии и поэтому не могут читать карту, знать ключевые географические понятия и определения. В то же время имеющийся сейчас опыт изучения основ обществознания с V класса показывает не эффективность этого подхода из-за недоступности даже основных терминов такого курса для подавляющего большинства учащихся этой возрастной группы. Абстрактные экономические, социологические, политологические понятия должны базироваться на конкретном историческом материале, поэтому обществознание целесообразно изучать в старших классах.

Взаимосвязь указанных выше предметов с историей обеспечивается сосредоточением особого внимания на общих ключевых проблемах и темах.

На уроках русского языка следует выявлять место и роль русского языка в прошлом, настоящем и будущем России; нравственные ценности русского народа, нашедшие отражение в языке.

При изучении литературы необходимо обеспечить определенную синхронность курсов истории и литературы на уровне IX—X классов, добиться того, чтобы литературные образы были историчны, а исторические — художественны. Изучая русскую литературу, следует обращать внимание на:

— роль русской литературы в художественной культуре народов России, в мировой художественной культуре;

— исторические условия становления различных жанров отечественной литературы и создания выдающихся произведений, отражающих колорит эпохи;

— описание природы, жизни людей, их занятий и быта в различные исторические периоды.

В курсе географии необходимо учитывать взаимосвязи следующих общих проблем и тем:

— географическая и историческая карта;

— политическая карта мира,

— экономическая карта мира;

— великие географические открытия;

— народы мира;

— крупнейшие города мира;

— географическое положение России;

— административно-территориальное деление России;

— численность и размещение населения России;

— национальный состав населения России;

— геология и природа России;

— формирование экономико-географических районов России;

— экономика России;

— место и роль России в мировом хозяйстве.

Курс обществознания должен опираться на фактический материал и конкретный аппарат, полученный школьниками при изучении истории. В свою очередь, в старших классах понятийный аппарат общественных наук должен 
гармонично использоваться в историческом курсе. Особое внимание должно быть обращено на изучение ряда общих проблем:

— основные ступени человеческой истории и различные концептуальные подходы к их выделению; специфика становления и проявления этих стадий у разных народов и в России;

— понятийный аппарат обществознания и истории;

— особенности развития экономики России; экономические реформы в нашем отечестве в различные эпохи;

— социальная структура общества, динамика ее изменений;

— этнический состав населения, национальная политика и межнациональные отношения в дореволюционной, в советской и постсоветской России;

— роль государства в экономической и общественной жизни России;

— особенности правовой системы России, становления у нас гражданского общества и правового государства;

— выявление места и роли культуры, религии в жизни общества.

 

Требования к оснащенности учебного процесса литературой, пособиями и техническими средствами

Следует признать наиболее перспективной разработку учебно-методических комплексов, включающих в себя следующие типы учебной литературы с грифом Министерства образования.

  • Учебник — выполненный с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования, снабженный необходимым иллюстративным и методическим материалом;
  • Учебное пособие — по вариативным факультативным курсам;
  • Книга для чтения — параллельно с учебником в увлекательной форме более подробно освещает отдельные темы или сюжеты основного курса;
  • Хрестоматия — сборник минимума документов и источников по изучаемому периоду зарубежной и отечественной истории;
  • Рабочая тетрадь — индивидуальное учебно-методическое пособие для учащегося с набором различных видов познавательных заданий, включая контурные карты;
  • Тематические поурочные разработки, методическая литература и дидактические материалы для учителя;
  • Справочники — книги, содержащие минимум справочно-энциклопедических знаний, необходимых как для усвоения обязательного материала, так и для дополнительной самостоятельной работы учащегося;
  • Исторические атласы — сборники исторических карт с пояснительными текстами и иллюстрациями.

Кроме того, необходимо использовать настенные карты, репродукции художественных полотен на историческую тему, учебные картины, аудиовизуальные средства обучения (диафильмы, диапозитивы, компьютерные программы, кинофильмы, видеозаписи, аудиоматериалы и др.).

«Важно понимать, что введение единообразия в преподавании исторической науки не подразумевают единомыслия в духе Козьмы Пруткова, – уточнила Первый заместитель образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. – Мы говорим о единой логике школьного курса истории, о взаимосвязи всех этапов развития российской государственности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

           «Королевская средняя общеобразовательная школа»

« Повышение мотивации  учащихся на уроках истории и обществознания»

Подготовила: Мазепо В.В.

учитель истории и обществознания

Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся с высоким уровнем развития на уроках истории и обществознания

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием « Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов.   Термин мотивации относительно новый для отечественной педагогики термин. В советской педагогике считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации нет необходимости. Однако современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в вуз? Поможет подготовиться репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов. Задача современной школы – формирование компетентностного подхода, т. е не только уметь применять знания на практике, но и понять, что знания – не отвлеченный абстрактный набор формул, они рождаются из каждодневной деятельности людей из их потребностей. Знание – это не застывшая догма, это живое явление.

В связи с этим можно говорить о крупных блоках в структуре занятия, одним из которых является мотивационный. (слайд).

Рассмотрим основные составляющие мотивационного блока.

  1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.
  2. Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой. Конкретные примеры я приведу позже.
  3. Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы учителем.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности учащегося.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обученности. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия.

  • Рассмотрение ситуации. Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании обществознания и в меньшей мере, по истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах.(случай в магазине и про Павла 1)
  • Событие, имеющее широкий общественный резонанс, (про Грузию и Абхазию. Осетию)

Графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся (фото Хрущева н. С. и анекдот)

 Умер Хрущев. Идет по загробному миру и видит у всех на груди две буквы - ТК. Он побежал в загробное Политбюро к Вершителю Судеб и спрашивает: почему у всех буквы ТК, а меня обошли?

            - Сейчас дам указание, и тебе присвоят звание ТК.

            - А что это означает?

            - Вон видишь, Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом ходят - у них тоже ТК! Это теоретики коммунизма. Владимир Ленин вон читает на лавочке - творец коммунизма. Сосо Джугашвили, или, по-вашему, Иосиф Сталин, сидит, у него ТК означает тиран коммунизма.

            - Ну, а я, я кто? - допытывается Хрущев.

            - А ты - тля кукурузная!

Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось?

            - Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего.

  • Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить. Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются»(Сенека)

« Женщины только тогда достигнут равенства с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) Ценности демократии. Нужно понять цель урока, може послужить темой для дискуссии.

  • Произведения художественной литературы. В сказке Андерсена « Новое платье короля»король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? (в конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель)

«Прощай, наш красный флаг,-

С Кремля ты сполз не так,

Как поднимался ты –

Пробито, гордо, ловко

По наше «так-растак»

На тлеющий Рейхстаг,

Хотя шла и тогда

Вокруг древка мухлевка…

Лежит наш красный флаг

В Измайлове врастяг.

За доллары его

Толкают на удачу.

Я Зимнего не брал,

Не штурмовал рейхстаг,

Я не из « коммуняк»,

Но глажу флаг и плачу»..

  • Ролевая игра. (случай с курткой)
  • Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

« Жизнь забила ключом, и всеобщая тусовка приобрела грандиозные размеры. На улицах объявилось множество экстравагантно одетых молодых людей… Металлисты пугали прохожих черной кожей и кучей железных заклепок. Брейкеры фланировали пружинящей походкой во всем спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя « Система».. Кто там еще? Да, новые стиляги в штиблетах и костюмах ломятся на концерты « Браво» и « Мистер Твистер». (А. Троицкий)

  • Афоризм. « Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери»(Мережковский)Многообразие путей познания.
  • Видеосюжет. (Парфенов, 9 рота)
  • Неоконченное предложение. Гражданин заплатил налоги. Родители должны воспитывать детей.
  • Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения. Времени его создания способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к изучаемой теме.
  • Структурированная учебная дискуссия.

Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.

                                       



Предварительный просмотр:

 

Доклад на заседание ШМО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004г.  и др.), выступления  и публикации  ведущих специалистов в этой области педагогики.

В комплексе мер по реформированию национальной системы образования важнейшее место отводится выработке эффективной политики в отношении сельских школ, которая призвана содействовать росту уникального потенциала отечественной культуры и образования, сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей многонационального народа России.

В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия развития образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования сельских школьников, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения и развития сельского социума.

Современная социокультурная ситуация в селе такова, что основное образовательное звено в сельской местности – это типичная общеобразовательная сельская  школа, которая является единственной базой для функционирования различных образовательных структур на селе (дошкольных образовательных учреждений, учебно-консультативных пунктов, филиалов учреждений дополнительного образования, центров образования). Так возникла одна из наиболее оптимальных моделей реструктуризации сети сельских школ – социокультурный центр.

За последние годы появились научные исследования, посвященные проблемам воспитания отдельных нравственных качеств, тому или иному аспекту нравственного воспитания, нравственному и духовно-нравственному воспитанию в целом.  Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения в современных условиях.

Анализ этих исследований,  сопоставление результатов и выводов, представленных в них, с результатами и выводами христианских  философов и педагогов  позволяет сделать ряд выводов, имеющих практико-ориентированное значение. Их авторы, в частности,  утверждают, что развитие нравственных качеств ребенка, формирование его духовного мира происходит через:

- развитие эмоциональной сферы,  интуиции как первоначального умения «чувством познавать жизнь»;

- воспитание чувства любви к Богу, ко всему высокому и святому;

- обучение детей адекватному выражению своих чувств;

- развитие способности ощущать на себе влияние настроений и чувств другого человека, умения сопереживать;

- использование  образов святых, благочестивых людей,  житийной литературы;

- дополнение словесных образов образами музыкальными, живописными, архитектурными и т.п., необходимыми для  «правильного подбора впечатлений и представлений» (К.Д. Ушинский);

- продуманный выбор воспитательных средств,  места и времени их использования, способствующий наибольшей восприимчивости ребенка;

-  поддержание «огня сердца», воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь  к животным, природе и т.п.).

Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического  воспитания открываются в системе дополнительного образования, что  подтверждается имеющейся   законодательно-нормативной базой (рядом постановлений Правительства РФ и приказов Минобразования  России, Национальной  доктриной образования, Концепцией модернизации Российского образования, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг., Программой патриотического воспитания).

В этих и других важных документах говорится, в частности, о  сохранении     «исторической преемственности поколений; развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формировании духовно-нравственных качеств личности». .

Школа должна взять на себя роль центра социальной защиты детей и расширила образовательное пространство, акцентируясь на зоне ближайшего развития каждого ребенка. В условиях усложнившейся социально-экономической обстановки школа вынуждена выполнять и роль культурного центра в селе, так как дом культуры, давно не ремонтированный и без руководителей кружков не может быть сейчас центром досуга молодежи и школьников.

Система воспитательной работы школы также направлена на реализацию эстетических потребностей и запросов детей через коллективно-творческую деятельность, которая объединяет нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое направления.

Результативность коллективно-творческой деятельности, позволяющей школе быть социокультурным центром, подтверждают достижения педагогического и ученического коллективов по многим направлениям воспитательной деятельности. Эстетизации среды и социума, окружающих детей, способствует и работа с родителями. В рамках районной программы «Семья» педагогическим коллективом школы и родительскими коллективами разработана школьная программа «Семейная педагогика», которая позволяет расширить педагогические возможности семьи, независимо от ее социального положения и состава, а самое главное – готовит школьников – будущих родителей, к социальным ролям отцов и матерей. Этому способствует проведение на уровне класса и школы совместных мероприятий (родители + дети), родительских лекториев, заседаний родительских комитетов. Непрерывность образования и эстетизация среды обеспечивается в течение года. Этому способствует работа летнего пришкольного лагеря, который функционирует в 1 смену. К работе в летнем лагере привлекаются все заинтересованные структуры села: фельдшерско-акушерский пункт, филиал районной библиотеки. О результативности его работы можно судить по многочисленным грамотам, благодарностям районного департамента образования.

Система дополнительного образования школы также направлена на реализацию креативных способностей детей.  Интересным, на наш взгляд, является взаимодействие городской школы    и  сельской школы, которое помогает расширить рамки единого образовательного пространства путем социально-педагогического партнерства, основанного на взаимном интересе в вопросах духовно-нравственного, патриотического и культурно-эстетического воспитания.

Между школами можно заключить договор о сотрудничестве, предусматривающий различные формы культурно-просветительской и социально-педагогической партнерской деятельности, в том числе -  обмен группами школьников  во время каникул. Как мы видим, в ситуации социально-культурного кризиса, сложившегося в стране,  сельская школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества на развитие личности.

Таким образом, возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем на селе, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формированием у них гражданско-патриотических  качеств  и национального самосознания.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Королевская  СОШ»

 Колыванского района Новосибирской области

                     Личный план самообразования

Учителя истории и обществознания

Мазепо Виктории  Васильевны

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=171646191-53-72

                                                           2013-2018

Методическая проблема:

«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания».

Условия возникновения проблемы:

  • необходимость  приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
  • необходимость усвоения социальных, нравственных норм на основе  исторического примера
  • необходимость поднятия уровня патриотизма, гордости за свой народ, свое государство

    Актуальность и перспективность проблемы: обновление содержания исторического образования, повышение качества образования , воспитание учащихся в духе патриотизма и гражданственности, формирование способности к самоанализу и самоопределению. Эти качества необходимы современному человеку.

 Мотивирование поставленных задач:

  • создать условия для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление выбора направлений и видов деятельности на уроках истории и обществознания
  •  повысить общий интеллектуальный уровень учащихся;
  •  сформировать устойчивую положительную мотивацию на уроках истории и обществознания;
  •  активизировать познавательный интерес;
  •  сочетать урочную и внеурочную формы в организации  деятельности учащихся;
  • Воспитание  общекультурных  и  духовных  ценностей: формирование  жизнеспособной, гуманистически  ориентированной  индивидуальности  по  отношению  к  обществу  и  к  себе;
  •  формирование  национального  самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения  к  законности  и  правопорядку; формирование  духовных  ориентаций.
  •  Воспитание  патриотизма  на  уроках истории и обществознания: приобщение  учащихся  к  истории  своей  страны, края; воспитание  чувства  гордости  и  уважения  к Родине; воспитание  нравственных  качеств; уважение  к  атрибутам государственности  страны.
  •  Развитие  критического  мышления  на  уроках: развитие  социального  субъектного  опыта учащихся; развитие  самостоятельности - собственного  критического  мышления;          

   Решение  этих  задач  позволяет достичь  целей, стоящих  передо мной:

                 Подготовка выпускников, способных:

- гибко  адаптироваться  в  меняющихся   жизненных  ситуациях, самостоятельно  приобретая  необходимые  знания, умело  применяя  их  на практике  для  решения  разнообразных  возникающих  проблем, чтобы  на  протяжении  всей  жизни  иметь  возможность  найти  в  ней  своё  место;

- самостоятельно  критически  мыслить, уметь  увидеть  возникающие  в  реальной  действительности  проблемы  и  искать  пути  рационального  их  решения;

- чётко  осознавать,  где  и  каким  образом  приобретаемые  ими  знания  могут  быть  применены  в  окружающей  их  действительности;

-быть  способными  генерировать  новые  идеи, творчески мыслить;

-грамотно  работать  с  информацией (уметь  собирать  необходимые для  решения  определённой  проблемы  факты, анализировать  их, выдвигать  гипотезы  для решения  проблем, делать  необходимые  обобщения, сопоставления  с  аналогичными или  альтернативными  вариантами решения, устанавливать  статистические  закономерности, делать  аргументированные  выводы, применять  полученные  выводы  для  выявления и  решения  новых  проблем);

-быть  коммуникабельными, контактными  в  различных  социальных  группах, уметь  работать  сообща  в  различных  областях, в  различных  ситуациях, предотвращая  или  умело  выходя  из  любых  конфликтных  ситуаций;  самостоятельно  работать  над  развитием  собственной  нравственности, интеллекта, культурного  уровня.

          С  изменением  парадигмы, с  переходом  на  новые  учебные  программы  стало  ясно, что  традиционные  формы  и  методы  обучения  нужно менять, поэтому  изменилась  моя  технология, формы  и  методы  проведения  занятий: использование  ИКТ, подключение  к  различным  видам  и  источникам информации, организация групповой работы. 

Направления работы по реализации плана самообразования:

  1. Изучение литературы по проблеме самообразования.
  2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы самообразования.
  3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
  4. Участие в системе методической работы школы.
  5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

Источники самообразования:

  1. Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
  2. Ресурсы сети Интернет.
  3. Участие в семинарах, конференциях, лекториях, мероприятиях по обмену опытом, мастер-классах, курсы повышения квалификации.

Виды выполнения работ

сроки

результат

Изучение литературы по теме самообразования

1

Изучение нормативно-правовой литературы, регламентирующей преподавание истории, обществознание (стандарт, программа, учебный план)

ежегодно в сентябре

разработка календарно-тематического планирования по истории, обществознанию

2

Изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей прохождение итоговой аттестации за курс основного и полного образования

ежегодно

выступление перед коллегами на заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла

3

Изучение методической литературы по внедрению краеведческих материалов в преподавание истории

ежегодно

корректировка календарных планов с учетом краеведческих материалов

4

Изучение методической литературы по организации элективных курсов по истории, обществознанию и праву

ежегодно

разработка и апробация программы элективного курса «Обществознание

Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы  самообразования

1

Разработка и корректировка рабочей программы кружка «Клуб Отечества»

ежегодно

рабочая программа

2

Разработка и корректировка учебно-методического сопровождения по предметам история, обществознание, право

ежегодно

конспекты уроков

3

Разработка контрольно-измерительных материалов дифференцированного характера  по истории, обществознанию

ежегодно

материалы для проведения контрольных срезов, самостоятельных работ, тренировочных работ в форме ГИА, ЕГЭ

4

Разработка раздаточных материалов дифференцированного характера  по истории и обществознанию

ежегодно

материалы для организации индивидуального письменного опроса на уроках

5

Формирование учебно-методического сопровождения элективного предмета «Обществознание»

ежегодно

конспекты занятий элективного предмета

6

Разработка и своевременная корректировка программы элективного предмета «Обществознание»

ежегодно

программа элективного предмета.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1

Выступление на педагогическом совете по теме «Использование современных информационных коммуникационных технологий на уроках истории»

Август 2014

2

Выступление на заседании МО гуманитарного цикла по теме «Роль исторического краеведения в воспитании патриотизма и гражданского самосознания учащихся в урочной и внеклассной работе»

апрель 2014

тезисы выступления

3

Выступление на педагогическом совете «Система подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по обществознанию»

декабрь 2014

тезисы выступления

4

Выступление на заседании научно-методического совета школы по теме «Проектная деятельность на уроках истории»

ноябрь 2015

5

Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла гимназии по теме самообразования

ежегодно, согласно плану работы методического объединения

промежуточные результаты работы по проблеме самообразования

6

Выступление на заседании районного методического объединения учителей гуманитарного цикла

ежегодно, согласно плану работы районного методического объединения

обмен опытом с коллегами из ОУ района

Участие в системе школьной методической работы

1

Участие в организации и проведении методических недель гуманитарного цикла

ежегодно, согласно плану научно-методической работы гимназии

открытые уроки, внеклассные мероприятия

2

Участие в муниципальных и региональных конкурсах педагогического мастерства

ежегодно

подготовка конспектов уроков, исследовательских проектов

3

Участие в муниципальном конкурсе «Учитель года»

2015 - 2016 г.

конкурсные материалы

4

Проведение открытых уроков

согласно плану  научно-методической работы гимназии

публикация материалов урока на сайте гимназии

Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

3

Квалификационные курсы повышения по специальности: история и обществознание

НИПКиПРО

4

Актуальные проблемы преподавания обществоведческих дисциплин

НИПКиПРО