Консультация для родителей.

Аюбова Наталья Александровна

Уважаемые родители!

    Воспитание есть процесс социальный   

в самом широком смысле. Воспитывает

всё: люди, вещи, явления, но прежде

всего и больше всего – люди. Из них

на первом месте – родители и педагоги.

                                     А.С.  Макаренко

Старайтесь, чтобы дети  радовались музыке,  учились переживать заложенные в ней чувства. Поинтересуйтесь у детей: какая звучала музыка сегодня на уроке (весёлая или грустная, спокойная или взволнованная)? Про что или про кого эта музыка рассказывала? Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение. Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку. Постарайтесь предоставить им такую возможность.Необходимо создать в семье атмосферу доброжелательного отношения к детям, всячески поощрять их попытки проявлять себя в музыке.

Необходимо помнить, что это приносит детям радость и делает их добрее! На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка.

Ученые уже давно доказали, что классическая музыка очень благотворно влияет на детей, даже еще в том периоде, когда они находятся в утробе матери. Очень важно поддерживать интерес к слушанию классической музыки и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!

Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в >день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. 

Знаете ли вы своего ребенка?

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).

Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.

Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание).

                     

В помощь родителям

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. 

Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку.

Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.

Притча «Мудрец и бабочка» 

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее...

Тесты, игры на самооценку ребенка

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. 

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы.

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.

Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений. А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется.
А какой практический вывод? 
Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки.

ССЫЛКА на материал:

http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/sovety-psikhologa-roditeljam/



Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников в школе на уроках музыки.

Как показывает практика, учебный предмет «Музыка» у первоклассников попадает в статус предпочитаемых. Данный факт объясняется сущностью музыкального искусства, доставляющего радость и наслаждение ребенку и разнообразием видов музыкальной деятельности, позволяющих первокласснику реализовать свой жизненный и музыкальный опыт в привычной познавательно-игровой деятельности.

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем используются на уроке музыки следующие образно-игровые приемы:

  • пластическое интонирование;
  • музыкально-ритмические движения;
  • свободное дирижирование;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Вышеперечисленные игровые приемы активно используются и в детском саду на музыкальном занятии. Поэтому, придя в первый класс, дети уже знают основы музыкальной грамоты, знают и умеют играть на элементарных музыкальных инструментах, разыгрывают различные музыкальные сценки, активно участвуют во всех концертах (не только дошкольного заведения, но и районного значения), играют в музыкально-ритмические игры, интонируют и исполняют песни, соответствующие возрасту и голосовому диапазону.

Музыка, движение – средства, которые благотворно влияют на здоровье ребенка, что очень важно для адаптации первоклассника к школьным условиям.

Музыкальный материал на уроках музыки всегда подбирается   по возрасту.

За то время, которое мы вместе с первоклассниками адаптируемся, я увидела большой вклад музыкальных руководителей в развитие интереса к музыкальному искусству.  Несмотря на то, что форма проведения музыкального занятия и урока музыки  разная, первоклассники (благодаря различным видам деятельности) плавно проходят период адаптации. Учащиеся эмоционально откликаются на уроки музыки, активно работают (отвечают на вопросы педагога, учащихся, принимают участие в дискуссиях), интонируют, двигаются. Не все учащиеся, конечно, еще всегда активно принимают участие в работе на уроке, но мы будем к этому стремиться.

Формой поощрения  на уроке музыки в 1 классе является скрипичный ключик, выдаваемый учащимся в конце урока.



Предварительный просмотр:

Система оценивания на уроках музыки  в рамках реализации ФГОС

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений          и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

         В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

        В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.

        Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

  • знакомство с дополнительной литературой о музыке;
  • слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
  • выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

  • готовность ученика  к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
  • углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
  • творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке  объектами контроля и оценивания являются  4 вида учебной музыкальной деятельности:

  1.  Слушание музыки.
  2. Освоение и систематизация знаний.
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать  словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний В музыке, как и в  предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности  проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за  вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно,   изложение материала.

Критерии оценки текущего и итогового  контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

  1. Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.  Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора или названия  произведения, музыкального жанра произведения

80-60%  правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора  музыкального произведения, музыкального жанра

100-90%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора  музыкального произведения, музыкального жанра

  1. Освоение  и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся  слабо знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено   менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

  1. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

 

  1. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет  качество усвоения  учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках мы используем разные формы контроля:

наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Критерии оценки контроля  по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 8 правильных ответов в тесте;
  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 80-60%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 5-7 правильных ответов в тесте;
  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не более 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не более 4 правильных ответов в тесте;
  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно  могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной    учебный курс, только тогда они смогут   самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск  и выбор  вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы,  композиторское воплощение   и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

         Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии   оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка»

Отметка в баллах

Показатели оценки результатов учебной деятельности

1

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

2

Различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Различение основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

3

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой

4

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, состояния, выраженного в музыке.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Воспроизведение по памяти основной части музыкального материала, предусмотренного программой

5

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение  использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение  целесообразности их  использования.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования частично на основе нотной записи. Осмысленное  использование в собственной исполнительской деятельности средств музыкальной выразительности

6

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

7

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание  исполнительского плана

8

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение  результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств, в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации

9

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде целостного образа – словесной модели, звуковой картины, пластического этюда и т. д.

Создание исполнительского плана и самостоятельное его воплощение в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Реализация достаточно сложного замысла в процессе  сочинения и импровизации

10

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу.

Создание исполнительского плана в соответствии с композиторским замыслом и его самостоятельное воплощение с помощью соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования.

Свободная импровизация. Реализация сложного замысла с помощью широкого спектра выразительных средств в процессе сочинения

При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 процентов, если в нём соответственно допущена несущественная и существенная ошибки.



Предварительный просмотр:

Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в школе.

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

С момента рождения каждый человек наделен огромным потенциалом, способным эффективно развиваться в благоприятных условиях и содействовать достижению наибольших высот. Выявление природных задатков в раннем возрасте, когда ребенок особенно восприимчив ко всякого рода воздействиям, крайне важно, потому как в ходе возрастных изменений временно возникают естественные благоприятные условия для усиления и становления определенных потенциальных качеств.

В последнее время современной тенденцией нашего общества является стремление многих родителей обеспечить всестороннее развитие личности своего ребенка через дополнительные занятия, где расширяются возможности для его жизненного и личностного самоопределения. В этой связи активизировался интерес к одаренным детям, к организации процесса обучения и развития их незаурядных способностей. Так, одним из Федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование» на 2018/2024 г. (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10)) является «Успех каждого ребенка». Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. «Успех каждого ребенка» призван воспитывать «гармонично развитые личности», раскрывать и сопровождать одаренных детей. «Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»[1]. Детская одаренность по праву занимает одно из значимых мест среди самых интересных и удивительных явлений природы. В современной психологии термин «одарённость» чаще относят к когнитивным способностям, а термин «талант» – к творческому развитию ребёнка.

Посредством наблюдений можно установить определенную хронологическую последовательность выявления творческих способностей. Рано проявляются именно дарования в искусстве, прежде всего в музыке, которая является широким полем для выявления одаренности у детей и перерастания ее в талант. Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний В. А. Моцарт, четырехлетний Ф. И. Гайдн, пятилетний Э. В. Корнгольд, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев как восьмилетний композитор, Ф. Шуберт – одиннадцатилетний. Раннее выявление природной одаренности у ребенка и начало специальной работы по ее развитию позволит полнее раскрыться одаренной личности и достичь больших успехов в дальнейшей жизнедеятельности. Поэтому существенное значение для взращивания таланта имеет забота о выявлении и развитии музыкальных дарований в школьном возрасте.

Музыкальное воспитание – целенаправленный процесс, синтезирующий в себе восприятие прекрасной стороны действительности, активизацию познавательной инициативы и психических качеств через различные виды музыкальной деятельности, благодаря чему происходит всестороннее развитие личности. Практика музыкального воспитания показывает, что дети, имеющие выраженные задатки музыкальности, не только готовы к организации дополнительного сопровождения, но и нуждаются в нем.

Поэтому построение работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания через дополнительные занятия является актуальным направлением, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательной среды.

Вокальные способности у всех детей проявляются индивидуально: в первом случае – активно и ярко в ходе организованной музыкальной деятельности; во втором случае – обнаружение вокальных задатков ребенка происходит в процессе индивидуальной деятельности в камерной комфортной обстановке, лишенной социума. Для выявления вокально-одаренных детей в своей практике я использую технологию педагогического наблюдения. Условиями отбора детей в действующую вокальную студию являются специальные критерии, позволяющие оценить готовность ребенка к дополнительному развитию через специально организованную вокальную деятельность.

Каждый ребенок, посещающий уроки музыки и внеурочные занятия кружка «Мир вокального искусства» в процессе обучения получает возможность освоить основы певческой культуры и вокального исполнительства. Учитывая, что детский голосовой аппарат – это очень тонкий и хрупкий инструмент, требующий бережного отношения, а певческий процесс связан с работой значимых систем организма, реализация Программы обеспечивает правильный режим голосообразования, формирование и совершенствование специальных вокальных навыков и музыкальных способностей. Обучая детей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть вокальной методикой, но и подобрать и систематизировать приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса. Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная гибкая система формирования певческих навыков каждого ребёнка, с учетом его индивидуальности, музыкальных данных, физиологических и вокальных особенностей, желаний и предпочтений. Вся работа сориентирована на постановку детского голоса, обучение управления им, преодоление в процессе пения трудностей, а также формирования вкуса и собственного сценического имиджа, развития артистизма, исполнительской свободы, речевых навыков, способности к самоконтролю, уверенности в себе, снятия психологических барьеров и страха публичных выступлений.

Для эффективности наряду с общедидактическими применяются специфические методы вокального обучения:

– объяснительно-иллюстративный метод – показ так называемого «эталона звучания» и способов работы голосового аппарата, создающих такое звучание;

– репродуктивный метод тесно сочетается с предыдущим и состоит в воспроизведении и повторении детьми певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога;

– исследовательский метод – способ организации не только поисковой, но и творческой деятельности обучающихся певцов, включает самостоятельный анализ ребенком музыкального и поэтического текста, содержания, средств выразительности, стимулирует мышление ребенка к созданию собственного исполнительского плана и интерпретации;

– фонетический метод в сочетании с вокальными упражнениями позволяет опереться на речевой опыт детей, привлечь хорошо организованные, четкие речевые наработки, их словесно-художественный потенциал;

– фонопедический метод В. В. Емельянова – «комплекс педагогических воздействий, направленный на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания»;

– «концентрический» метод М. И. Глинки – начало обучения с середины диапазона голоса ребенка (медиум), от тонов «без всякого усиления берущихся» (примарных звуков), с формирования на них необходимых качеств звучания. Затем постепенно распространять такое звучание вверх и вниз по диапазону голоса.

Совокупность вышеуказанных методов позволяет развивать техническую и художественно-образную составляющую в воспитании певцов и во многом определяют целостность учебно-воспитательного процесса в области вокальной педагогики.

Основной формой организации вокальной деятельности являются обучающие занятия, в зависимости от репертуара и цели, индивидуальные или ансамблевые (дуэт, трио, квартет, квинтет или состав – TUTTI), где решаются задачи формирования основ певческой культуры, развития певческих навыков. Все виды занятий варьируются в зависимости от уровня и динамики вокального развития детей. Каждое занятие продолжительностью в 45 минут структурировано:

1. Распевание включает разогрев и настройку голосового аппарата детей в течение 5-7 минут с целью подготовки их к дальнейшей вокальной работе и развитию вокальных навыков.

2. Дыхательная гимнастика. Для отдыха голосового аппарата ребенка после распевания необходима пауза в 2-3 минуты. Такой «паузой» становятся упражнения на дыхание, направленные на укрепление певческого дыхания, от него зависит качество звука и сохранность голоса. Осваивание техники распределения дыхания состоит из трех этапов: короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч; опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха; спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

3. Основная часть включает показ-исполнение песни, ее осмысление и разучивание, закрепление музыкального материала. Работа направлена на осваивание песенного репертуара, отдельных мелодических фраз с поступенным и скачкообразным движением, метроритма, дыхания по фразам, динамические оттенки, на чистоту интонирования, естественность звука без напряжения, правильную дикцию и артикуляцию, становление манеры исполнения, на развитие исполнительского мастерства. Определенные методические приемы позволяют эффективно усвоить материал, среди них: пение с полузакрытым ртом и a capella, слоговое пение, проговаривание слов в ритме песни, выделение, подчеркивание отдельной фразы или слова, задерживание на отдельном звуке и прислушивание к качеству звучания, внимание на высоту звука, направление мелодии, использование элементов тактирования. Песенный репертуар, контрастный по характеру, тематике и степени трудности, подбирается с учетом возрастных особенностей поющих, их вокальных и физиологических возможностей, доступности, необходимости, художественной выразительности и обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого воспитанника, повышает его музыкальную культуру, способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и предпочтения.

4. Заключительная часть включает постановку движений, костюмированные репетиции, работу над артистизмом и выразительностью, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.

Как правило, полученный результат полностью оправдывает все ожидания. Участие учащихся в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя, создает атмосферу артистической жизни. Вокальная деятельность становится для детей источником эмоционального раскрепощения, снятия «зажатости», творческого самовыражения и активности, уверенности и гармонизации личности через сольное и ансамблевое исполнение песен a capella и с музыкальным сопровождением. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально-слуховые представления, а также исполнительское и актерское мастерство, развитие художественного вкуса, расширение кругозора и как следствие высокие достижения и заслуги. Вокал становится эстетической ценностью, которая благоприятно скажется на дальнейшей жизни ребенка.

Отдельные психологические свойства, обуславливающие открывающиеся возможности для ребенка в той или иной деятельности – это способности. Из удивительных способностей, которые в своем взаимодействии приводят к высоким достижениям, складывается одаренность. Каждый ребенок имеет своеобразный рисунок этой одаренности, он уникален, красочен и полифоничен. Этот рисунок и отражает одаренность, главное, его разглядеть. «Дети, как звезды. И у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, своя удаленность от нас…».[2]


[1] «Рабочая концепция одаренности» М., 1998. Раздел 1.

[2] А. А. Лиханов (род. 13 сентября 1935г., Киров) — русский писатель, общественный деятель; президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.



Предварительный просмотр:

Методы музыкальной адаптации подростков

Методы музыкальной адаптации подростков

В подростковом возрасте ребёнок часто испытывает трудности в общении и внутреннюю тревожность. Можно сколько угодно сетовать на его «несносный характер» и «плохое поведение», проблему это не решит. Чем же родители могут помочь себе и ребёнку? И какую роль в этом может сыграть музыка?

В подростковом возрасте ребёнок часто испытывает трудности в общении и внутреннюю тревожность. Это приводит к нежеланию учиться, нестабильному поведению, снижению успеваемости. Приспосабливаясь к новой жизненной ситуации, он выражает своё отношение к окружающему миру в эмоциях и чувствах.

Можно сколько угодно сетовать на его «несносный характер» и «плохое поведение», проблему это не решит. Чем же родители могут помочь себе и ребёнку? И какую роль в этом может сыграть музыка? Об этом мы расскажем вам вместе с Ларисой Николаевной Студеникиной, педагогом с тридцатилетним стажем, специалистом по музыкально-педагогической адаптации подростков.

К чему нужно адаптироваться?

Новое место

Мы привыкли слышать об «адаптации» к новой окружающей среде. Переезд с места на место, смена условий жизни, новый коллектив. Такие перемены будут сказываться даже на взрослом человеке, даже если снаружи кажется, что он справляется с ними совершенно спокойно.

Подросток уже хочет двигаться самостоятельно, определять свою судьбу, но всё ещё вынужден следовать решениям старших в семье. Соотношение прав и обязанностей кажется ему несправедливым, поэтому переезд и все изменения в укладе жизни будут сложнее и произведут на него более сильное впечатление, чем на маленького ребёнка или родителя.

Переходный возраст

«Я уже не маленький» — эту фразу можно легко услышать из уст трёхлетнего малыша и школьника, уже получившего паспорт. В нас с годами крепнет самостоятельность, развивается личность, формируются новые привычки и вкусы.

Не зря возраст с 10 до 17 лет называют переходным. Меняется не только тело, но и самовосприятие, восприятие окружающими. Подросток вынужден адаптироваться к своему новому «Я» и к тому, какое место он теперь занимает в обществе. Не только среди взрослых, но и среди сверстников, растущих вместе с ним и вовлечённых в гонку — кто выше, кто свободнее, кто старше.

Режим обучения

Даже небольшие изменения в привычном распорядке вызывают фрустрацию и сложности. Кто не пытался начать бегать по утрам или бросить дурную привычку? А сколько раздражения вызывает ремонт дороги, даже если вынужденный объезд не дольше привычного пути.

Мы неосознанно держимся за знакомые и понятные нам ритуалы, жизненный уклад и режим. Ступор по окончании каникул и откат в работоспособности свойственны и детям, и взрослым. Поэтому смена графика или переход на дистанционное обучение, даже если он был позитивным и долгожданным, — это такие же новые условия, к которым нужно адаптироваться, привыкнуть и войти в новый ритм.

Почему именно музыка

В период адаптации к новым условиям подростки часто испытывают необоснованную тревогу. Свои мысли и чувства выражают импульсивно, на замечания и просьбы реагируют непредсказуемо.

Музыка способна преодолевать защитные механизмы сознания и проникать в бессознательные области психики подростка. Именно в область бессознательного вытесняются все вовремя неотреагированные переживания. Но они не исчезают там бесследно. Эти «спящие» эмоции могут вызывать различные беспокойства и тревоги, выплёскиваться в виде вспышек гнева, неадекватных реакций на любые незначительные раздражители.

Музыка позволяет решать проблемы, возникшие на подсознательном уровне, и стабилизировать эмоциональное состояние. С ней накапливается новый эмоциональный опыт, благодаря которому ребёнок становится более терпимым, спокойным, мотивированным.

Прислушиваясь к собственным чувствам, возникающим в качестве реакции на музыку, мы пробуждаем внутренние позитивные ресурсы, раскрепощаем и раскрываем своё внутреннее эмоциональное состояние. А успехи в музыкальной деятельности поднимают самооценку — будь то домашний концерт, достижения в кружках и студиях или выступления перед друзьями.

Музыка как предмет, искусство и творчество

Знакомство с музыкой в школе важно для разностороннего развития личности, так же как и уроки физкультуры, ИЗО и труда. Если в ребёнке есть творческая жилка и его увлекает конкретный вид искусства, большим счастьем будет узнать об этом как можно раньше. Да, не всем суждено стать великими композиторами или музыкантами. Но разве учёный, программист или руководитель не станет счастливее оттого, что сможет окружить себя музыкой, сыграв любимую мелодию на знакомом инструменте?

Зачастую пение в ду́ше воспринимается как самодеятельность в противовес профессиональным навыкам. Но когда ваш ребёнок с удовольствием и увлечением что-то напевает, то кажется ли он в этот момент тревожным и замкнутым? Или, наоборот, это знак открытости, дружелюбия и приподнятого настроения?

При правильном подходе занятия музыкой могут стать не тягостной обязанностью, а увлечением и отдыхом. Семейные традиции и ритуалы в этой сфере помогают развить потенциал подростка, наладить с ним контакт, подарить чувство постоянства и безопасности. Это позитивно скажется на его будущей самостоятельной жизни.

Создание атмосферы

С чего начать? С окружающей обстановки — создать ощущение комфорта, уюта и домашнего покоя помогут мягкий свет, ковер на полу, удобные кресла, зеленые растения. Если нет возможности выделить отдельное пространство, то в целом достаточно зашторить окна и, например, зажечь ароматные свечи.

Подготовив комфортное пространство, можно начинать занятия музыкой. Не обязательно быть профессиональным исполнителем или отдавать ребёнка в музыкальную школу, чтобы вместе с ним переживать приятный эмоциональный опыт от музыкального творчества и искусства. Первый шаг — научиться эмоционально откликаться на музыку и развить эмоциональную отзывчивость.

https://interneturok.ru/assets_hs/_pimcore/articles/musical%20adaptation/image-thumb__2110__auto_1f891bd5eb142807016c2634ecc9a380/shutterstock_1393621019800.jpeg

Как выбрать подходящую музыку

Хорошо подобранный репертуар — залог того, чтобы прослушивание музыки было не только приятным досугом, но и полезным опытом.

Подростки не слушают классику?

Ничто не мешает на первых порах предложить ребёнку самому выбрать композиции для прослушивания или музыкальных игр. В центре внимания детей, как правило, находится более простая для восприятия современная музыка, имеющая ярко выраженный развлекательный характер и популярная среди сверстников. Узнав больше о его вкусах, можно понять, в каком русле стоит двигаться дальше.

Стереотип о том, что классическая музыка всегда сложна и непонятна, легко опровергнуть. Она куда более доступна для понимания — во многом благодаря связи с народной музыкой, — поэтому легко ложится на слух и остаётся в памяти. Даже если человек не помнит, кому из композиторов принадлежит мелодия, он легко сможет напеть продолжение марша Мендельсона, вальсов Штрауса и Чайковского, Пятой симфонии Бетховена.

Мировую и отечественную историю учат, начиная с Древнего мира, с истоков. И музыка так же развивалась и шла к современности поэтапно. Преодолев скепсис к «старому» и «скучному», — а для многих это самый сложный шаг, — подросток и сам почувствует, насколько ярко отзываются внутри классические произведения.

Сюжет в музыкальном произведении

В то время как чтение литературы обычно требует погружения в контекст, тщательного анализа и рационального восприятия, музыка затрагивает куда более глубокий, тонкий пласт. И когда подросток выражает своё отношение и оценку, тем самым он избавляется от собственных негативных эмоций, неосознанно старается понять себя и оценить своё собственное эмоциональное и психологическое состояние. Достичь этого можно, обращаясь к сюжетным музыкальным произведениям.

Основная задача в том, чтобы ребёнок представлял себя героем музыкального произведения или со стороны наблюдал за ним: оценивал его чувства, эмоции, поступки со своей точки зрения, невольно приписывал ему свои положительные или отрицательные черты.

Даже если в произведении нет текста, композиция может быть отражением какой-то ситуации. Достаточно своими словами познакомить ребёнка с либретто или рассказать о жизни композитора, истории создания произведения, чтобы за его звучанием открылось нечто большее, чем абстрактная мелодия.

Можно преподносить его как хорошо знакомую подросткам жизненную ситуацию, рассказанную языком музыки, в которой герой скучает по дому, набирается решимости перед важным событием, спешит к возлюбленной или отдыхает у моря. Внутреннее несогласие с героем или, наоборот, сопереживание и разделённая радость на самом деле являются ключиком к психологическому состоянию самого подростка.

А о том, что адаптация проходит успешно, родителю или учителю подсказывает и расслабленная поза подростка, и его желание поделиться собственным мнением по поводу прослушанного.

Примеры известной классической музыки

Хорошо подойдут мелодии из следующих музыкальных произведений:

  • «Маленькая ночная серенада», муз. В. Моцарта;
  • «Лакримоза» из «Реквиема», муз. В. Моцарта;
  • «Шутка», из сюиты № 2, муз. И. С. Баха;
  • Симфония № 6 «Патетическая», часть 1-я, Побочная тема, муз. П. И. Чайковского;
  • Вступление к опере «Евгений Онегин», муз. П. И. Чайковского;
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, часть 1-я, главная тема, муз. П. И. Чайковского;
  • Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка», муз. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Третья песня Леля из оперы «Снегурочка», муз. Н. А. Римского-Корсакова;
  • «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», муз. А. П. Бородина.

Методы музыкальной адаптации

Создав необходимые условия и выбрав репертуар, можно приступать к самим занятиям.

Метод эмоционального шока

Подростки бывают замкнутыми, агрессивными, рассеянными. Задача — заставить ребёнка усомниться в этой установке, заложить основу нового мировоззрения и веры в себя.

Под словом «шок» подразумевается мощный позитивный эмоциональный заряд от увиденного и испытанного. В случае музыкальной деятельности это может быть взаимодействие с необычным, экспрессивным инструментом, например, с барабанной установкой. Или с более привычными: гитарой, синтезатором. Если душа не лежит к игре на инструментах, достаточно обзавестись качественными колонками или наушниками, чтобы прослушивание музыки производило более сильное впечатление.

Важно, чтобы ребёнок мог свободно пользоваться необходимыми инструментами и всегда мог играть и слушать любимую музыку в свободное время. При этом нужно всячески поощрять и поддерживать музыкальный интерес: обсуждать, спрашивать, что нового послушал подросток или чего достиг в освоении музыкального инструмента, ходить с ним на концерты. Так ребёнок получает косвенное подтверждение уважения к нему как к личности, что, в свою очередь, способствует налаживанию доверительных отношений.

Метод графического моделирования

Этот метод учит воспринимать музыкальный язык, включает активно-творческий процесс. На магнитной доске или на бумаге подростку предлагается смоделировать или нарисовать движение интонации, которую он пропел или услышал.

Повторное прослушивание произведения с опорой на созданное изображение закрепит связь визуала с мелодией, а значит, упростит понимание музыки даже для детей, которым непривычно аудиальное восприятие.

В дополнение к этому методу ребёнок может рисовать под музыку. Не зря в художественных школах зачастую запрещают ученикам надевать наушники во время занятий, ведь характер выбранной музыки может отражаться на изображении. Но поскольку наша задача — раскрепощение и самовыражение, то музыка не помешает творчеству, а творчество поможет восприятию музыки.

Музыкальные игры

Повышению творческой активности способствуют игры:

  • «Допой мелодию». Напойте часть известной мелодии из классического музыкального произведения или знакомой песни. Ребёнку нужно закончить мелодию, вспомнить автора и название. Если он не знает ответа, то можно попросить высказать своё мнение, рассуждая о музыкальном почерке композитора, о сюжете и содержании.
  • «Исправь ошибку». Включите, напойте или сыграйте композицию и озвучьте неправильное название или автора произведения — ребёнку нужно исправить вашу ошибку.
  • «Ритмическое эхо». Задайте ритм (синкопированный, пунктирный и т. п.) — ребёнку нужно повторить за вами. Затем он может задавать вам свой ритм. В качестве основы для этого изображения может подойти, например, азбука Морзе, где точка обозначается коротким стуком, а тире — длинным.
  • «Мелодические импровизации». Нужно задать любой вопрос («какая погода на улице», «какое у тебя настроение»), напевая его в разном настроении: сердитом, шутливом, печальном. Ребёнок, отвечая на вопрос, должен пропеть свой ответ в таком же настроении. В более сложном варианте — придумать своё музыкальное настроение и воплотить в ответе на заданный вопрос.

***

Представленные методы позволяют подростку быстро постигать музыкальный язык и средства музыкальной выразительности. А игры помогают снять напряжение и плохое настроение, способствуют эмоциональному отклику на музыку как средству общения между людьми.

Важная задача занятий музыкой — обратить внимание подростков на многие бесценные вещи и явления, дать возможность пережить чувство радостного удивления, отражённое в её красоте. И, конечно, помочь раскрыться, научиться выражать свои чувства и давать им выход в творческой форме.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки»

                  Учитель музыки Аюбова Наталья Александровна

Нередко от родителей и даже от учителей можно услышать такие слова: “Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра. Он, может быть, не станет музыкантом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте. Творческое начало играет огромную роль. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

Понятие о развитии личности.
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности.
Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.
Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов.
Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Надо учить детей, подростков думать, размышлять. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению к тайне. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца. Вообще мои ученики много поют, любят. Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания”
Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т.д.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии.
Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. На ряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации музыки.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ.
Пластическое интонирование - это один из способов, одна из возможностей  проживания образов, когда любой жест, движение становятся формой
эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Человек многому учится через движение, соединенное с музыкой. Поэтому в нашей школе был введен урок ритмики, на котором я обучаю ребят танцу (“Сударушка”, “Русский краковяк”, “Полька”, и др.). Ведь танец дает возможность “ввести ребят во все эпохи, пережить любое время - ведь это история, которая оживает в жесте, это настоящий театр…”
УРОК МУЗЫКИ - ИСТОЧНИК ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
Частью жизни моих ребят стал хор. В хоре мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительской культуры. Урок музыки и занятия в хоре закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и районных. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает хор и приносит пользу детям. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.
Отдельные моменты уроков я продумываю очень глубоко для дальнейшего изучения во внеклассной работе.
Более десяти лет прошло с тех пор, как началось развитие самодеятельного вокально-инструментального творчества в нашей школе. Исполнительская деятельность школьного вокальном ансамбле непосредственно связана с приобретением музыкально-теоретических знаний, развитием вокальных умений. Что же привлекало ребят во всех поколениях? Общение с друзьями, возможность музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг. Для многих этот вид музыкальной деятельности являлся средством самоутверждения, духовно-творческого искания.
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, т.д. Традиционными стали праздники: “Новый год”, “Последний звонок”, “Встреча школьных друзей”, “Выпускной вечер”.
Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского “Я”.
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке.