Конспекты уроков музыки с применением современных технологий.
Учитель используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение становятся радостнее и увлекательнее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок музыки 5 класс
Тема: балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Цель: обобщить знания по теме «музыка из балета «Щелкунчик».
Задачи:
- уметь определять знакомые музыкальные произведения;
- уметь соотносить музыкальное произведение и время его в контексте балета;
- уметь давать краткий анализ знакомого произведения;
- формирование умения учащихся работать в группах.
№ п/п | Этапы решения проектной задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Орг. момент | ||
1. Музыкальное приветствие | Аккомпанирует пению учащихся. | Поют приветственную песенку. | |
2. Постановка проблемы | Слова учителя: «Ребята, мы с вами на последних уроках музыки изучали одно из самых знаменитых произведений нашего земляка П. И. Чайковского, назовите мне его? Это произведение было записано на дисках, но порвалась обложка диска с содержанием балета и последовательностью музыкальных номеров. И у меня к вам большая просьба помочь мне восстановить содержание балета и сами обложки. Это произведение мы будем изучать в следующем году с 1 классниками, как только мы с вами восстановим диски, мы подарим их первоклассникам. | Ответ учеников: «балет «Щелкунчик»». Слушают. Соглашаются помочь. | |
3. Жеребьёвка. делим на группы | «Чтобы справиться с заданием побыстрее, я вам предлагаю работать в группах, сейчас мы с вами проведем жеребьевку, чтобы узнать, у кого какое задание будет». Предлагается группам учеников выбрать один из трех конвертов, в конвертах текст-отрывок из сказки «Щелкунчик». | Рассаживаются по группам, вытягивают конверты с текстами. | |
2. | Основная часть. | ||
| Учитель дает задание: «Прочитать текст, обсудить в группе и вспомнить к началу, к середине или концу относится этот отрывок. Выбрать ученика, который выразительно вслух прочитает текст и даст правильный ответ». А где сами тексты? Должно быть приложение с текстами и т.д. | Получив конверт с текстом, ребята видят, что в нем одинаковые тексты на листочках, сколько учеников в группе, столько и листочков. Каждый ученик читает про себя текст, а затем обсуждает в группе к какому моменту в балете этот текст относится — к началу, к середине или концу. Затем один из детей читает текст вслух, объясняет, как они определили к какой части относится текст. | |
2. Слушание музыкальных фрагментов. | «Литературный текст и порядок мы с вами вспомнили, но мы же на уроке музыки, значит, и музыкальные фрагменты должны расставить в нужном порядке. Сейчас я вам включу 3 фрагмента из балета «Щелкунчик», ваша задача послушать, определить в каком порядке звучали номера балета и назвать их. Та группа, у которой было начало произведения, будет определять, когда звучит начало. Середина — середину, конец — конец. Вам нужно не просто сказать, что я узнал свой отрывок, но и вспомнить название его в балете и объяснить свой выбор». Учитель помогает выстроить ответ учеников с помощью наводящих вопросов. опорные слова вывешивать на доску Эти опорные слова висят на доске! | Слушают задание учителя. Слушают подряд 3 музыкальных фрагмента. Каждая группа обсуждает и дает ответ 1 группа — начало - «Наш отрывок звучал вторым. В балете начало называется увертюра, это обозначает вступлениие. По характеру музыка веселая, жизнерадостная, радостная, светлая, восторженная (вот такая она, что детям будет проще назвать, согласно возрасту и коррекционной школе??) Дети перечисляют характер музыки по опорным словам, выбирая слова из предложенных на карточках, эти характеристики вывешивают рядом с текстом на доску. Далее каждая группа по этой схеме разбирает свой отрывок, собирается таблица (см. Ниже) | |
3. | Картинки-пазлы | «Ребята, вы отлично справились с заданием, теперь нам с вами предстоит восстановить обложку». Каждая группа получает картинку-пазл, состоящий из 4 элементов и диск, на который нужно наклеить кусочки пазлов. | Ребята сначала собирают пазл, а затем правильно его наклеивают на диск. После этого на картинку ребята наклеивают слова из слогов «Увертюра», «Сражение», «Вальс цветов». |
3. | Рефлексия. | ||
1. Синквейн | «Теперь готовый диск мы с вами должны показать нашим гостям, для этого каждая группа по очереди будет выходить к доске и представит нам свою работу. Помогут нам в этом вопросы: - Что?-нужно назвать свой музыкальный отрывок; - Какая?-вспомните какой характер у вашего произведения; - Когда звучит?- в начале, середине или конце произведения. | Слушают задание. Представляют свою работу - увертюра -веселая, жизнерадостная, радостная, светлая музыка - звучит в начале балета Представляет каждая группа. | |
2. Смайлики. | «Сегодня мы с вами на славу потрудились. Вы помогли мне восстановить содержание балета и обложки дисков. Теперь эти диски мы подарим первоклассникам. С каким настроением вы уйдете с урока? Перед вами лежат смайлики, поднимите тот, на котором как вы считаете, изображено ваше настроение» | Поднимают смайлики. | |
4. | Итоги. | ||
Оценка деятельности учителем Фото Итог | «Сегодня каждый из вас внес свой вклад в общее дело, все потрудились на славу, оценки за урок ….....». Сегодня у нас был не обычный, творческий урок, поэтому я предлагаю всем вместе сфотографироваться на память. А на перемене мы с вами пойдем дарить наши подарки - диски первоклассникам. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
- учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
произведения;
- развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
образное содержание;
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока - урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
Методы: ролевая игра
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»
П.И. Чайковского.
Наглядный материал:
- Мультимедийная презентация;
- Видеофрагменты балетов;
- Карточки с эмблемами профессий ;
- Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
- Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;
- Листы для рефлексии.(синквейна)
- Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение №1
Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были бале-
ты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были
придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них
не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к тан-
цам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально
для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка
стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор
русский балет получил мировую известность и славу.
После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».
Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?
Приложение №2 Использование ЭОР.
1. http://images.yandex.ua/ - картинки
2. Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.
3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9- единое окно доступа к образовательным ресурсам
4. http://festival.1september.ru/subjects/28/- фестиваль педагогический идей ИЗО и МХК
5. http://school.edu.ru/- Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК
Список научно-методической литературы.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2009г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2009г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2008г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,2008г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.