Конспекты уроков музыки с применением современных технологий.

Аюбова Наталья Александровна

Учитель используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение становятся радостнее и увлекательнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок музыки 5 класс

Тема: балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Цель: обобщить знания по теме «музыка из балета «Щелкунчик».

Задачи:

  • уметь определять знакомые музыкальные произведения;
  • уметь соотносить музыкальное произведение и время его в контексте балета;
  • уметь давать краткий анализ знакомого произведения;
  • формирование умения учащихся работать в группах.

№ п/п

Этапы решения проектной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент

1. Музыкальное приветствие

Аккомпанирует пению учащихся.

Поют приветственную песенку.

2. Постановка проблемы

Слова учителя: «Ребята, мы с вами на последних уроках музыки изучали одно из самых знаменитых произведений нашего земляка П. И. Чайковского, назовите мне его?

Это произведение было записано на дисках, но порвалась обложка диска с содержанием балета и последовательностью музыкальных номеров. И у меня к вам большая  просьба помочь мне восстановить содержание балета и сами обложки. Это произведение мы будем изучать в следующем году с 1 классниками, как только мы с вами восстановим диски, мы подарим их первоклассникам.

Ответ учеников: «балет «Щелкунчик»».

Слушают.

Соглашаются помочь.

3. Жеребьёвка.

делим на группы

«Чтобы справиться с заданием побыстрее, я вам предлагаю работать в группах, сейчас мы с вами проведем жеребьевку, чтобы узнать, у кого какое задание будет». Предлагается группам учеников выбрать один из трех конвертов, в конвертах текст-отрывок из сказки «Щелкунчик».

Рассаживаются по группам, вытягивают конверты с текстами.

2.

Основная часть.

  1. Работа с текстом.

Учитель дает задание: «Прочитать текст, обсудить в группе и вспомнить к началу, к середине или концу относится этот отрывок. Выбрать ученика, который выразительно вслух прочитает текст и даст правильный ответ».

А где сами тексты? Должно быть приложение с текстами и т.д.

Получив конверт с текстом, ребята видят, что в нем одинаковые тексты на листочках, сколько учеников в группе, столько и листочков. Каждый ученик читает про себя текст, а затем обсуждает в группе к какому моменту в балете этот текст относится — к началу, к середине или концу. Затем один из детей читает текст вслух, объясняет, как они определили к какой части относится текст.

2. Слушание музыкальных фрагментов.

«Литературный текст и порядок мы с вами вспомнили, но мы же на уроке музыки, значит, и музыкальные фрагменты должны расставить в нужном порядке.

Сейчас я вам включу 3 фрагмента из балета «Щелкунчик», ваша задача послушать, определить в каком порядке звучали номера балета и назвать их. Та группа, у которой было начало произведения, будет определять, когда звучит начало. Середина — середину, конец — конец. Вам нужно не просто сказать, что я узнал свой отрывок, но и вспомнить название его в балете и объяснить свой выбор».

Учитель помогает выстроить ответ учеников с помощью наводящих вопросов. опорные слова вывешивать на доску

Эти опорные слова висят на доске!

Слушают задание учителя.

Слушают подряд 3 музыкальных фрагмента.

Каждая группа обсуждает и дает ответ

1 группа — начало - «Наш отрывок звучал вторым. В балете начало называется увертюра, это обозначает вступлениие. По характеру музыка веселая, жизнерадостная, радостная, светлая, восторженная (вот такая она, что детям будет проще назвать, согласно возрасту и коррекционной школе??)

 Дети перечисляют характер музыки по  опорным словам, выбирая слова из предложенных на карточках, эти характеристики вывешивают рядом с текстом на доску.

Далее каждая группа по этой схеме разбирает свой отрывок, собирается таблица (см. Ниже)

3.

Картинки-пазлы

«Ребята, вы отлично справились с заданием, теперь нам с вами предстоит восстановить обложку».

Каждая группа получает картинку-пазл, состоящий из 4 элементов и диск, на который нужно наклеить кусочки пазлов.

Ребята сначала собирают пазл, а затем правильно его наклеивают на диск. После этого на картинку ребята наклеивают слова из слогов «Увертюра», «Сражение», «Вальс цветов».

3.

Рефлексия.

1. Синквейн

«Теперь готовый диск мы с вами должны показать нашим гостям, для этого каждая группа по очереди будет выходить к доске и представит нам свою работу. Помогут нам в этом вопросы:

- Что?-нужно назвать свой музыкальный отрывок;

 - Какая?-вспомните какой характер у вашего произведения;

- Когда звучит?- в начале, середине или конце произведения.

Слушают задание.

Представляют свою работу

- увертюра

-веселая, жизнерадостная, радостная, светлая музыка

- звучит в начале балета

Представляет каждая группа.

2. Смайлики.

«Сегодня мы с вами на славу потрудились. Вы помогли  мне восстановить содержание балета и обложки дисков. Теперь эти диски мы подарим первоклассникам.

С каким настроением вы  уйдете с урока? Перед вами лежат смайлики, поднимите тот, на котором как вы считаете,  изображено ваше настроение»

Поднимают смайлики.

4.

Итоги.

Оценка деятельности учителем

Фото

Итог

«Сегодня каждый из вас внес свой вклад в общее дело, все потрудились на славу, оценки за урок ….....».

Сегодня у нас был не обычный, творческий урок, поэтому я предлагаю всем вместе сфотографироваться на память.

А на перемене мы с вами пойдем дарить наши подарки  - диски первоклассникам.



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 5 КЛАССА


         Тема урока:
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

         Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

         Задачи:

-личностные 

Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

           -метапредметные

           Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

           Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

           Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

           -предметные

  •   учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

произведения;

  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

образное содержание;

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Тип урока - урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная

Методы: ролевая игра

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

                Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»

                П.И. Чайковского.

Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;
  • Видеофрагменты балетов;
  • Карточки с эмблемами профессий ;
  • Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
  • Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;
  • Листы для рефлексии.(синквейна)
  • Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;

Структура и ход  урока

                                                                          СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Прослушивание                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

2-3

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)

приложение №1

Учащиеся смотрят презентацию.

Дети выбирают театр для посещения.

5

3

Этап выявления места и причины затруднения

Показ фрагмента из балета.

Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

     Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

(показ презентации)

Работа в группах.Тем,кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей  учеников.

5

4

Этап построения проекта выхода из затруднений

В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется?  На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».

Уч.ся отвечают  на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

 место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?

(ученики читают либретто)

Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

5

5

Этап реализации построенного проекта

А теперь приступаем к постановке спектакля.

(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления.  Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт

И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).

6-7

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Наконец-то  на нашей сцене появились артисты балета!

Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».

Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

  1. Музыкально-пластическая импровизация: принцесса Аврора и принц Дезире.

Знакома ли нам эта музыка? (Да)  Как называется этот танец? (Вальс).

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!

6-7

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  - оперы и балета.

     

Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

Второсте-пенная

главная

оркестр

симфонический

симфони-

ческий

                   либретто

5

8

Этап включения в систему знаний и повторения

Синквейн Балет

(составляется  учениками совместно с учителем):

5

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание (разноуровневое) учебник стр 58-63;

составить кроссворд на тему БАЛЕТ;

По творческой тетради выполнить задания на стр. 42-43;

Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)

Домашнее задание комментируется и даются пояснения.

2

                                                           

                                                                   Приложение №1

              Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на  сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были бале-

ты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы.  

           Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были

       придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них

       не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к тан-

       цам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально

       для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка

       стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор

       русский балет получил мировую известность и славу.  

       После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».

       Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?

        Приложение №2 Использование ЭОР.

1. http://images.yandex.ua/ - картинки

2. Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

            3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9- единое окно доступа к образовательным ресурсам

            4. http://festival.1september.ru/subjects/28/- фестиваль педагогический идей ИЗО и МХК

            5. http://school.edu.ru/- Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК

                           

                                                  Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2009г.
  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2009г.
  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2008г.
  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,2008г.
  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.