ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Во Дворце детского и юношеского творчества г. Братска с октября по декабрь 2015 года проходила декада повышения педагогической квалификации педагогов дополнительного образования детей. Было рассмотренно большое количество различных методических материалов. В частности :
Новые требования к образовательным результатам в соответствии с ФГОС.
Психолого-педагогические условия формирование ключевых компентенций и универсальных учебных действий обучающихся·
Составление рабочей учебной программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС
Мною была представлена презинтация на тему: Педагогические техноглогии в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prezentatsiya1.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» Под образованием в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Образование обучение воспитание
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УДОД структура, классификация, характеристики
ЧТО ДАЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД? Педагогу: четкое определение конечной цели; технологическую цепочку педагогических действий; разработанность инструментария диагностики; Воспитаннику: вовлечение каждого в активный познавательный процесс; применение знаний на практике доступ к необходимой информации; общение и сотрудничество не только с педагогом , но и со сверстниками; постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ Педагогическая технология - конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения Технология обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения , обеспечивающую наиболее эффективное достижение проставленных целей.
Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; Процессуальном – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Педагогическая технология - в 3-х аспектах:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УДОД Формы организации обучения и воспитания – внешняя сторона организации педагогического процесса. Методы (от греч. Methods – путь, способ продвижения к истине) – упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей Средства обучения и воспитания – источники получения знаний и формирования умений; различные орудия труда, предметы культуры, включенные в учебно-познавательную деятельность
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации педагогического процесса
технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым педагогом и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми обучающимися; педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан). ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕХНОЛОГИИ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УДОД Метод проектов Технология дифференцированного обучения Технология разновозрастного обучения Технология проблемного обучения Технология блочно-модульного обучения Технология учебно-исследовательской деятельности Технологии эвристического обучения(ТРИЗ) Тренинговые технологии Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Построение индивидуального образовательного маршрута воспитанника
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «Инноватика – это не просто новшества , некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДПОЛАГАЮТ: повышение уровня мотивации к учебному труду; формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность при активной поддержке педагога; постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с педагогом; ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
Инновационные технологии Личностно-ориентированный подход; Проектная технология, научно-исследовательская деятельность; ИКТ- технологии; Технологии развивающего обучения: мониторинг
ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ: использование в работе ЭОР и ЦОР; (Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР) СОВОКУПНОСТЬ СРЕДСТВ ПРОГРАММНОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ, РАЗМЕЩАЕМАЯ НА МАШИНОЧИТАЕМЫХ НОСИТЕЛЯХ И/ИЛИ В СЕТИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Этапы построения занятия: актуализация опорных знаний создание проблемной ситуации постановка учебной проблемы построение проблемной задачи решение проблемы (выдвижение и доказательство гипотез, анализ возможных последствий) проверка правильности решения и повторение Проблемная ситуация – осознанное учеником затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий Уровни проблемности: проблемное изложение учебного материала частично–поисковая деятельность (эвристический диалог) самостоятельная исследовательская работа
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ «+»: достижение высокого уровня умственного развития учащихся; стимулирование внутренней мотивации учения; прочное усвоение изученного; формирование убеждений; овладение первичными навыками исследовательской деятельности «-»: большие затраты времени; слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Этапы учебного проекта Выбор темы и участников проекта. Определение проблемы проекта (мозговой штурм) Распределение задач, обозначение критериев оценки проекта Самостоятельная работа над проектом Защита и оппонирование проекта Подведение итогов Метод проектов – технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые по характеру поисковой деятельности: исследовательские, творческие, информационные по дисциплинарной сфере: монопредметные, межпредметные, надпредметные по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные по координации: прямое или скрытое педагогическое управление Формы презентации результата: Реферат Творческая работа (концерт, выставка, спектакль) Доклад Статьи и тезисы, Эссе Стендовый доклад Презентация проекта Рекомендации.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ТИПЫ): Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания). Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия). Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в программу обучения). Воспитание культуры здоровья (занятия по развитию личности обучающихся, фестивали, конкурсы и т.д.).
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Игровая технология – технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности Этапы игровой технологии: Определение темы, целей, задач ИТ определение структуры ИТ подготовка сценария ознакомление с исходной информацией подготовка учащихся к игре (анализ литературы, распределение ролевых функций) проведение игры анализ результатов игры учащимися подведение итогов игры педагогом
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По игровой методике: предметная сюжетная ролевая имитационная деловая драматизация По игровой среде: без предметов настольные компьютерные с предметами уличные на местности
Блочное обучения осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы: -информационный блок; -тестово-информационный блок (проверка усвоенного); -коррекционно-информационный блок; -проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); -блок проверки и коррекции. Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем
ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» Формирует умения: Умение критически мыслить. Умение отделить важную информацию от второстепенной. Умение определить и вычленить проблему. Умение определить причины и возможные последствия. Умение определить факты и мнения . Умение эффективно решать проблемы. Умение оценивать доказательства. Умение работать в команде
ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ» ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.
ПОРТФОЛИО ТЕХНОЛОГИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТФОЛИО – ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ДОСТИЖЕНИЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ, КОМПЛЕКСНЫЙ ТИПЫ ПОРТФОЛИО: ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИО (ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБРАЗЕЦ, ПРИНЯТЫЙ СОВЕТОМ ЕВРОПЫ)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз).
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИБО ТЕХНОЛОГИЕЙ, ЛИБО ИСКУССТВОМ. ИСКУССТВО ОСНОВАНО НА ИНТУИЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ - НА НАУКЕ. С ИСКУССТВА ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ, ТЕХНОЛОГИЕЙ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, ЧТОБЫ ЗАТЕМ ВСЁ НАЧАЛОСЬ СНАЧАЛА.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!