Памятка Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Профвыгорание — это синдром, развиваю-щийся на фоне хронического стресса и веду-щий к истощению эмоционально-энергети-ческих и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей — всех, чья деятельность невозможна без общения. В памятке есть небольшая анкета и премы снимающие нарпяжение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_em_vygoraniya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания.
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя
Почти никогда | Редко | Часто | Почти всегда | |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | ||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | ||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | ||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки | ||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | ||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня | ||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | ||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | ||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей |
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
Приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
Упражнение «Звуковая гимнастика» Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки…
• А – воздействует на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – на органы, расположенные в области живота;
• Я – на работу всего организма;
• М – на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь; •побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; •конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; •мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене; •попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; •поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Упражнение «Скорая помощь»
Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх.
Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д ...... Е Ж З И К ...... Л М Н О П ...... Р С Т У Ф ...... Х Ц Ч Ш Я
Л П П В Л ...... В Л П В Л ...... Л П Л Л П ...... В П Л П В ...... Л В В П Л
Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!
Подготовила: методист С.В. Ткаченко