08.11.2021 13 гр конспект урока по родной литературе

Татьяна Васильевна Янченко

08.11.2021 Родная лит-ра 13 группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 08.11.2021_rodnaya_literatura.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

08.11. 2021 Родная литература группа №13, урок 5

Тема: Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Цели:

подвести учащихся к пониманию нравственных проблем рассказа;

развивать умение анализировать, делать выводы, работать в группе, аргументировано отстаивать свое мнение;

развитие чувства товарищества, ответственности, взаимопомощи.

Тип урока: урок – исследование.

Применяемые образовательные технологии: групповая, проблемного обучения, система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, технология сотрудничества, опережающее задание.

Эпиграф: Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Есть слова-словно раны, слова-словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

                (Владимир Познер)

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчество П.Л.Проскурина злободневно, что он точно обозначил болевые точки нашего времени, передал свое неприятие мира зла, свою веру в победу добра и справедливости.

        Каким войдет в жизнь следующее поколение: разрушителем или созидателем?

«Сейчас все понимают, все, и  друзья России, и ее враги, что будущее России и русского народа зависит от новых поколений. И поэтому именно сейчас разгорелась непримиримая война за их души. В бой брошены огромные силы и средства, и порой начинает казаться, что еще мгновение – и все будет кончено. Силы зла и тьмы затопят Россию навсегда. Но душа человека, особенно русского, обустраивалась изначально, и в ней всегда присутствует высший промысел. И нынешним темным силам погубить ее совсем не дано. В самом русском слове, в русской литературе заложены целительные силы самовоскрешения во времени.» (Из письма Проскурина к учительнице Китаевой Г.В.)

        В повести «Азъ воздам, Господи» Петр Проскурин поднимает и решает нелегкие проблемы.

2. Класс разбивается на группы по 3 – 4 человека, каждая группа получает блок вопросов для совместной работы над ними (Приложение 3)

3. При подготовке урока было дано опережающее задание: прочитать рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи», найти в словаре В.И. Даля толкование слов названия, а также подготовить ответ на вопрос, откуда такое название.

Толкование слов и ответ записывается на доске ответственным за это учеником.

4. Ученики отвечают на вопросы самостоятельно в группах и подготавливают коллективный письменный ответ.

5. Один из учеников самостоятельно готовит пересказ финальной сцены рассказа и отвечает на вопрос, чем потрясла его эта сцена.

6. Через 15 минут начинаю опрос в следующем порядке:

6.1. Толкование заглавия на доске.

6.2. Заранее подготовленный ученик рассказывает, каким был путь Петра Проскурина к созданию таких произведений, словом которых «можно спасти»

6.3. Ответы на вопросы первого блока

6.4. Ответы на вопросы второго блока

6.5. Пересказ финальной сцены рассказа и ответ на вопрос, чем потрясла эта сцена.

6.6. Ответы на вопросы третьего блока.

7. Учитель подводит итоги исследования и предлагает всем вместе обсудить как не дать погибнуть человеческому в человеке. Возвращаю учеников к эпиграфу нашего урока и выражаю уверенность, что каждый сидящий сегодня здесь останется человеком в любом жизненном испытании.

8. Рефлексия. Помечтать. Одним предложением ответить себе, как сложится, по-вашему, судьба Сережи.

9. Задание на дом (на выбор).

- Написать сочинение  опираясь на текст рассказа.

- Как вы понимаете слова С. Довлатова «Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду?

- Что вас особенно взволновало в этом рассказе? Какой вы видите дальнейшую судьбу семьи Никитиных? Свою дальнейшую судьбу.

Приложения 1:

Примерный текст ответов учеников

Азъ

-первая буква русской азбуки;

-(церк.-стар.)первое лицо, я.

Воздам

-отдавать, возвращать, признавать заслуги, награждать за них, платить или карать и льстить (Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля)

Слова молитвы концентрируют внимание на заглавии и как бы подсказывают главную проблему произведения: за все в жизни надо платить самому, и тогда тебе будет возвращено.

Повесть отражает современную Россию, сегодняшний день. Здесь поднимаются проблемы нравственности. О ней размышляет писатель Тулубьев, главный герой произведения. Проскурин отмечает, что сегодня в мире, где господствуют деньги, нет места доброте, милосердию и человечности. Все решает сила, она у тех, кто имеет деньги. Твердая позиция автора такова: так быть не должно. И повесть «Азъ воздам, Господи» тому доказательство. Итак, вот что важно: нравственный выбор человека, семья, духовность, творчество, добро, истинное мужество. С.Довлатов писал: «Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду».

В произведениях Проскурина отражен сложный, созидающий и героический путь русского народа на протяжении всего трагического XX века: духовный поиск русского человека на своем историческом пути, его стремление к созданию новых форм социального обустройства общества. Центральной темой его творчества стала Великая Отечественная война, ее влияние на нравственное самосознание народа, укрепление патриотизма и духовной силы. Особый этап творчества Проскурина представляют его произведения последнего периода после распада Советского Союза. Он не побоялся сказать правду. Романы «Седьмая стража», «Число зверя», книги повестей и рассказов «Азъ воздам, Господи», «Мужчины белых ночей», публицистические статьи и очерки характеризуются углубленными философским и психологическим проникновением в самые трагические противоречия, доходящие до хаотического состояния и распада в русской жизни послеперестроечной России, тяжко обретающей свой насильственно обрубленный исторический путь.        

Каким был путь писателя к созданию таких произведений, словом которых «можно спасти»?

Петр Лукич Проскурин (1928-2001)родился в крестьянской семье, в поселке Косовицы Брянской области. Подростком хлебнул военного лихолетья, голодал и замерзал. После службы в армии, уехал на Камчатку, работал шофером, лесорубом, гонял плоты по таежным рекам. «Систематического образования не получил, маститых учителей не имел, но уже после первых книг стал знаменит – все сразу признали его стихийный прирожденный дар», - говорил о нем критик Юрий Медведев.

        Книга «Глубокие раны» (1960) – дебют начинающего писателя. Потом был цикл рассказов «Цена хлеба» (1961), романы «Исход» (1966) – книга о брянских партизанах, «Камень сердолик» (1968), «Судьба» (1973), «Имя твое» (1977), «Отречение» (1987), «Седьмая стража» и «Число зверя» (1990), повесть «Азъ воздам, Господи».

        За огромную литературную деятельность писателю П.Л. Проскурину было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации..

        Проскурин хорошо знал Россию, жил в разных местах (Камчатка, Орел, Хабаровск, Москва), много видел и немало трудностей испытал. Поэтому до сих пор его произведения, основанные на жизненном материале, интересны читателям и вызывают острые споры. В советское же время Проскурин был одним из самых подцензурных авторов. Нет ни одного произведения, в которых не снимались бы «опасные» места. Но

 произведения Проскурина все равно оставались востребованными. В своих книгах писатель мог предопределить будущее, и это доказало время.

        Книги Проскурина знают в Канаде, Австралии, Северной и Южной Америке. Его произведения переведены на французский, немецкий, польский, чешский и румынский языки.

        «В нем было чувство катастрофы, тревоги, обостренной боли за каждого человека, брошенного в пространстве истории»,-писал критик Виктор Чалмаев. Таким был наш земляк – писатель Петр Лукич Проскурин. До конца своих дней он являлся почетным гражданином Брянской области. В городе Брянске его именем названа центральная библиотека.

Моя задача - дать анализ повести Проскурина «Азъ воздам, Господи» (1998), определить ее особое место в его творчестве. Какие мысли и чувства вызывает она? Тревогу, жалость к главному герою; чувство безысходности от действительности, бессилие от того, что зло торжествует; несостоятельность властей; возмущение и удивление: неужели так бывает? Действие происходит в Москве, в начале 90-х годов XX века, когда зазвучали совершенно другие гимны, оскверняющие и опрокидывающие все прошлое отцов и дедов…хищно возносились стоэтажные банковские чудовища, символизирующие безоговорочную власть капитала, вседозволенность сильного и всепокорность слабого, когда вновь начато строительство храма Христа Спасителя. И вот, поздним вечером с высоты двенадцатого этажа Тулубьев, главный герой произведения, созерцает бессонную и беззащитную Москву, сияющую рекламой. К старости он остался один в пятикомнатной квартире, из которой вывезено и продано практически все, вплоть до известной всей Москве библиотеки, телефон выключили за неуплату.

Как же происходит знакомство Тулубьева с другим героем, Сережей? Какое впечатление производит ребенок на писателя? Размышления старого писателя прервал мальчик:

«Я звонил….Толкнул дверь – открылась….Простите, нехорошо входить без разрешения…» Какой-то незнакомый холодок и нежность сжали уставшее и ожесточившееся сердце Тулубьева! Что заставило смягчиться ожесточившееся сердце? Глаза. «Глаза мальчика, широко расставленные, светлые до прозрачности, тянули словно омут – дна не достать, и Тулубьев на какое-то время потерял дар речи – стоял и молча смотрел. Молчал и мальчик, не опуская странных прозрачных глаз, - смотрел пристально и неотступно».

        Отец Сережи очень богатый, преуспевающий человек. Он «делает деньги», может исполнить «любое самое фантастическое желание», но совсем не замечает сына. Мама тоже мало внимания уделяет ребенку, поэтому Сережа чувствует себя очень одиноким. «Да им все равно», - отзывается Сережа о родных. А тут страшная болезнь, которая еще больше угнетает ребенка. Он знает, что скоро умрет…Но появилась в доме книга писателя Тулубьева про Рыжика «Идущие следом». Этот пес занял воображение Сережи, мальчик порой ощущал присутствие собаки рядом с собой. Рыжик приходит к Сереже во сне. «Сел рядом, высунул язык и дышит…Потом лизнул ладонь и смотрит, я знаю, он сказать хотел: ничего не бойся!», - рассказывает Сережа. Мальчику очень нужно, чтобы Рыжик вернулся. «Я знаю, я скоро умру, а Рыжик все равно будет. С ним не страшно…Как же он мог пропасть? Он, наверное, приходит к тем, кто его любит. Сидит у двери, ждет. Нехорошо, он у вас совсем не вернулся…» И Тулубьев почти явственно ощутил на себе пытливый взгляд из неведомого потустороннего мира. А когда Сережа узнает, что обязательно будет продолжение книги, глаза у мальчика «брызнули ярким всплеском».

         И вот надвинувшейся старости как не бывало. Недовольство жизнью и огорчения прочь. Тулубьев забыл обо все, работал над своей рукописью про Рыжика. «Надо торопиться, надо успеть...» Для Сережи продолжение книги явилось чудодейственным лекарством, которое спасает ребенка от смерти. Тулубьев приходил к Сереже каждое утро и читал новую главу о Рыжике. Жизнь Сережи была в руках старого писателя, считавшего своим долгом «вернуть этого, уже ступившего за земную черту, ребенка назад, в земной, понятный мир, и что может и обязан сделать это только он». Когда по прогнозам врачей, профессоров, академиков Сережа должен был уже умереть, Тулубьев добрался до возвращения Рыжика домой. «Он (Тулубьев) знал, что придет момент и наступит перелом, почти кожей ощущал близость этого момента». И вот случилось чудо! Что вселяло веру в Тулубьева? Это вера в силу слова, жизненный опыт, искренность.

        Как же Проскурин изображает родителей Сережи? Как они реагируют на такую помощь? Они растеряны. Мать бросает в лицо мужу: «Я справлюсь, я должна справиться…А ты можешь продолжать делать свои проклятые деньги!» И, казалось бы, всесильный Никитин теперь выглядит жалким, беспомощным и даже раздавленным возникшими обстоятельствами. Когда мальчик выздоравливает, Елена Викторовна и Никитин обещают «век Бога молить» за Родиона Афанасьевича. «Пожизненно раба Ваша. Мы с мужем…все, что угодно». И где-то в глубине квартиры мелькнуло растерянное и измученное лицо Никитина. Но ему не дано понять Тулубьева, который смог найти способ для спасения Сережи. Родион Афанасьевич успел лишь отметить в этом облике «тяжелую малоподвижность»

        Спустя два года мальчик совершенно окреп, он был очень привязан к писателю. Между ними установились крепкие, дружеские отношения, полные взаимопонимания, духовное родство. Как раз этого не мог больше терпеть господин Никитин. Он считал, что Тулубьев отнимает у него сына. Никитин забыл, кем этот человек стал для Сережи, упрекая писателя в том, что его книги делают из Сережи «слюнтяя». «Россия давно другая-теперь главное в России деньги. Это и сила, и власть, и жизнь.» Никитин олицетворяет силу капитала, которой можно всего достигнуть, все сломить. Слова же писателя, что «Россия-это прежде всего Бог…А все иное это уже не Россия», не находят понимания у Никитина.

        Какую черту характера Тулубьева особенно ценит Проскурин? Силу воли. Тулубьеву все время приходилось чему-то или кому-то противостоять: вначале новым хозяевам жизни, которых он не хотел понимать и которым не хотел подражать, потом дочери, уговаривавшей его переселиться в маленькую квартиру. Наконец, смог противостоять той страшной болезни, которая чуть не уничтожила соседского мальчика. Теперь вот противостоял холодному и циничному господину Никитину, требовавшему, чтоб Тулубьев изменил место жительства и не виделся больше с Сережей. Тулубьев -  очень мудрый и мужественный человек. Его нельзя было запугать, и Никитин это понимал: он убивает Тулубьева.

        Человек рожден, чтобы творить добро, созидать, нести радость близким. Писатель Тулубьев делал добро своим творчеством, исцелял людей в прямом смысле этого слова. И он благодарен Богу за этот талант. Сережа привязался к Тулубьеву: благодарностью воздалось старому писателю за его доброту и отзывчивость. Думается, что Никитину тоже воздастся по его заслугам. Ведь им убит честный человек, спасший жизнь его сына. Вряд ли Сережа останется в одном доме с человеком, которому совершенно чужды понятия о совести, чести, долге. Вряд ли мать Сережи дальше сможет жить с этим негодяем, потому что она помнит, чем обязана Тулубьеву. Сможет ли Никитин жить спокойно с таким страшным грехом?

        Отмечая достоинства повести, нужно сказать и о роли пейзажа. Как природа чувствует и передает изменения в жизни? Осенний пейзаж, поздний вечер, ночь. В пейзаже предчувствие какой-то тревоги, беды. Он держит все время нас в напряжении.

         В начале повести перед нами Москва в пору поздней осени: «Над Москвой, бессонной и беззащитной, пластались низкие осенние тучи, высыпая ледяные пронизывающие потоки». Пейзаж помогает почувствовать состояние главного героя: жизнь прожита, его книги когда-то были нужны читателям, он этим годился. Когда Тулубьев начинает энергично работать, чтобы спасти Сережу, кажется, ночь отступает. И, выходя на балкон, Родион Афанасьевич угадывал в ночном небе громаду храма Христа Спасителя. Этот храм в повести выступает как символ высокой чистоты и нравственности.

        И снова напряжение: болезнь Сережи усилилась ночью, и ночью мальчик видел черную тень смерти. Потом наступало утро, и приходило постепенно чудесное выздоровление ребенка.

        В заключении повести опять ночь. И вдруг «…тяжелая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба…время вспыхнуло, рассыпалось и погасло». Страшный финал. Ночь.

        Тулуьев погиб, но он не был сломлен в своем бесконечном жизненном противостоянии. Он, говоря словами Проскурина, «…до самого конца, единоборствуя с собой, остался с факелом гонца, горящим над кромешной мглою». Образное выражение «факел гонца» означает беспокойное, горящее сердце. Человек с факелом гонца не терпит мрака, зла, несправедливости, лжи. Он способен вернуть человека к жизни и заставить трепетать негодяя, может созидать и объединять людей. Не случайно Проскурин в конце повести говорит, что Сережа в последний раз пришел к Тулубьеву с тетрадкой: « Я тут кое-что набросал, я вам оставлю тетрадку, вы посмотрите. Хорошо?» Появилось молодое слово, оно окрепнет и в будущем сможет карать зло и несправедливость, утверждать добро.

Приложение 2

Позиция учителя

Вот в такой активной позиции при отставании добра и привитии детям высоких моральных и нравственных качеств я вижу возрождение великой и счастливой державы под именем Россия. Для каждого учителя это программа, и Петр Лукич Проскурин облек ее в такие стихотворные строчки:

Дай мне до самого конца,

Единоборствуя с собою,

Остаться с факелом гонца,

Горящим над кромешной тьмою.

(П. Проскурин «Зов вершин»)  

Приложение 3

Блоки вопросов.

I группа

1. В какие годы и где происходят действия в рассказе.

2. Какие проблемы подняты в рассказе?

3. Какова позиция автора по этим проблемам?

4. Как вы понимаете слова эпиграфа?

II группа

1. Родион Афанасьевич Тулубьев, известный писатель – как живется ему в это время?

2. Зачем к Тулубьеву приходит мальчик?

3. Что больше всего потрясло писателя в первую встречу с Сережей?

4. Как вы понимаете слова эпиграфа?

III группа

1. Почему не к мужу, не к врачу, а к писателю прибегает обезумевшая мать Сережи?

2. По-вашему, деньги – высшая ценность?

3. Какова роль семьи в жизни человека?

4. Почему через несколько лет после выздоровления Сережи Никитин предлагает Тулубьеву уехать?

5. Как вы понимаете слова эпиграфа?