11.11.2021 г 14 гр Русский язык и культура речи
Предварительный просмотр:
11.11.2021 г. 14 группа, Русский язык и культура речи.
Уроки 22-23
Тема: Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Трудные случаи орфографии
Цель: обобщить знания, полученные в 5-9 классах по темам “Орфография”, закрепить орфографические нормы, навыки правописания, повторение орфограмм, которые вызывают затруднения в написании; умения применять полученные знания самостоятельно; продолжать воспитывать интерес к урокам русского языка.
Известный ученый – лингвист Лев Владимирович Щерба О говорил:
«Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.»
-Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
Радует, что вы осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного человека. Очевидно, что важно знать нормы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.
-Радует, что вы осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного человека. Действительно, важно знать нормы орфографии. Именно поэтому в единый государственный экзамен по русскому языку включены задания на знание орфографических правил и умение применять их на практике, и задание эти являются далеко не лёгкими.
Итак, давайте определим тему нашего урока: «Орфографические нормы. Основные принципы орфографии. Трудные случаи орфографии».
II . Мотивация к учебной деятельности.
Прочитайте высказывания известных людей об орфографии и грамотности в целом. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти высказывания. Все ли там правильно записано? Все ли орфографически верно?
„Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях.“ Лев Щерба
„Моя орфография повергла отца в транс. Как-то я сделал четыре ошибки в слове «революция». И отец произнес знаменательную фразу: «Ничего не поделаешь. Он умрет под забором».» Сальвадор Дали. «Какое это счастье — быть грамотным!» Максим Горький
III . Актуализация опорных знаний.
— Что изучает орфография?
— Что такое орфограмма?
— Какие типы орфограмм вы знаете?
— Для чего нам нужно знать орфограммы?
.
IV . Обьяснение нового материала
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари. Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).
Записать в рабочую тетрадь
Русская орфография – это система правил написания слов.
Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Принципы русской орфографии
Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.
1. Морфологический принцип
Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.
Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).
2.Фонетический принцип русской орфографии
Орфография опирается на определённые принципы: фонематический, фонетический, традиционный и дифференцировочный.
Фонематический принцип заключается в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. При фонетическом принципе орфографии на письме обозначается не фонема, а звук. Фонетическому принципу в русском языке подчиняется например, написание приставок, оканчивающихся на [з]. Они пишутся то с буквой с, то с буквой з в зависимости от качества следующего согласного: разбить – расколоть. Суть дифференцировочного принципа состоит в том, чтобы орфографически различать то, что не различается фонетически. При этом буквы ассоциируются непосредственно со смыслом: поджёг (гл.) – поджог (сущ.). Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека).
В русской орфографической системе основным, ведущим принципом является фонематический. Именно на нём строятся основные орфографические правила, другие же принципы используются частично.
Слитное, раздельное и дефисное написание
регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему).
Употребление прописных и строчных букв
регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.
Правила переноса слов
с одной строки на другую: при переносе учитывается, прежде всего, слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.
План самостоятельной работы студентов
Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний
1. Выполнение заданий. Приложение № 2
Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности. Выработка умения использовать знания норм в своей речи
Упражнение 103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное или слитное написание слов.
Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигаться (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать кофе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.
Упражнение 109. Спишите. Объясните (устно) написание ь.
1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл порывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Аре.) 5) Измороз(?) — похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (Л.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красными знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачужка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не откажите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за письменный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)
Задания для конечного контроля новых знаний
Упражнение 189. Спишите. Объясните правописание.
1) (Девяно)столетний юбилей, новое (лет..)счисление, праз(?)ное (врем..)пр..провождение, неожиданное (с)(ум..)сшествие, (с)(ум..)сшедшая скорость. 2) Отсутствовать (пол)года, скосить (пол)луга, исходить (пол )Р..сии, об..ехать (пол)Европы, отстать на (пол)очка, отработать (пол)смены, встать (пол)третьего, перерыв в (пол)одиннадцатого, (пол)ложки мёду, купить (полу)кеды, сделать (полу)оборот, отрезать (пол)лимона, выйти в (полу)финал.
Задание 1.Спишите. Объясните написание суффиксов существительных и прилагательных.
Канад…кий, шотланд…кий, аббат…кий, алюмини…вый, натри…вый, коричн…вый, гречн…вый, кокетл…вый, навязч…вый, участл…вый, ворчл…вый, лягуш…чий, кош…чий, угл…ватый, крючк…ватый, син…ватый, угр…ватый, гагар…нский, мытищ…нский, халат…к, колокольч…к, луков…чка, жиж…ца (жижа), тем…чко, стрем…чко, плем…чко, голов…нька, шуб…нька, кис…нька, дев…нька, переклад…нка, виноград…нка, монаш…нка, француж…нка, черкеш…нка, зим…шка, доход…шко, завод…шко, амбар…ще, болот…ще, переводч…к, советч…к, пулеметч…к, застройщ…к, бомбардировщ…к, прожорл…вый, плох…нький, калмы…кий, декабр…ский; томит…льный; том…к Блока; толщ…на доски; обжорл…вый; обломовщ…на; обманщ…к; оборонит…льный; обор…чка на платье; ткан…вый, тонич…ский стих; огурч…к; однотомн…к; одуванч…к; ожерель…це; опричн…на; оглушит…льный; огароч…к; елец …кий (г. Елец).
Задание 2. Спишите. Объясните написание частиц НЕ и НИ.
Мужчина н… полный; н…согласный с требованиями учителя; семья была н… богатая, а бедная; путь был н…лёгкий, но прямой; день н… пасмурный и н… ясный; н…сколько н… интересное задание; человек он н…приветливый; он н… рад этому; он н… должен делать это; я чувствую себя н…дурно; я читаю н…много; совершенно н…радостный день; мне н…легко; он поступает н… по-дружески; он поступил н… красиво; он был отнюдь н… дурак; это был далеко н… успех; н…пригодный н… для чего; во что бы то н… стало; она н… могла …е увидеть это; это была н…лепость; н… то н… сё; он был н… в силах это сделать; н… в чём н… повинный юноша; н…льзя не… восхищаться; н… тихо, н… громко течёт рассказ; н… подходит н… то н… другое; как н… в чём н… бывало; он н… жив н… мёртв; н… больше н… меньше; н… много н… мало; н…тронутые морозом деревья; н… в коем случае; они н…примиримы.
Домашнее задание .
Ознакомиться с теоретическим материалом, сделав краткий конспект, выполнить упражнения. Материал будет проверен при возобновлении очного обучения.