3 б,в,г,д класс 1-3 четверть
Произведения I четверти: Романсы: Мелодия «Симфония № 4», II часть П.И. Чайковский; ''Жаворонок'' М.И. Глинка; «Звонче жаворонка пенье» Н.А. Римский - Корсаков.
Кант 18 века «Виват» ; кант по случаю перемирия России и Швеции 1721 года «Радуйся, Росско земле»; Марш Преображенского полка «Славны были наши деды»;
солдатская песня «Солдатушки, браво, ребятушки»; кантата "Александр Невский". С.С. Прокофьев Хор «Вставайте люди русские».
Термины: Романс - сольная песня под гитару, фортепиано ( лирическая); М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков – это русские композиторы. 19 века,
Кант - торжественная песня Петровских времён, восхваляющая победу русского оружия. Эта песня называется сейчас гимном.
Симфония – это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Кантата - это большое музыкальное произведение для хора, солиста, симфонического оркестра с сюжетом.
Сделать карточки: 2 (зелёного цвета): Мелодия (1- мелодичная; 2 - прерывистая) и 2 (красного цвета): Динамика (1 - forte; 2 - piano).
Произведения II четверти: Портрет в музыке. "Болтунья" С.С. Прокофьев, А. Барто. Вокальная музыка: тембр - женский голос (высокий) сопрано. "Ария Ивана Сусанина" из оперы "Иван Сусанин" М.И. Глинки. Вокальная музыка: мужской голос (низкий) бас. Детские образы в вокальном цикле "Детская" М.П. Мусоргского.В него входят 7 песен для женского голоса (сопрано). Повествование в композициях ведётся от лица ребёнка, они все рассчитаны на взрослых исполнителей. Способ исполнения - речитатив (разговорная речь на фоне музыки). №1 "С няней", №4 "С куклой". В тетради: песня "Надежда" А.Н. Пахмутова, Н.Н. Добронравов. Выучить 1 куплет. Продолжаем слушать музыку М.П. Мусоргского. Фортепианная СЮИТА (музыкальное произведение, состоящее из разнохарактерных пьес) "Картинки с выставки". Она состоит из 10 пьес, объединённых главной темой "Прогулкой" (автопортрет самого композитора). Композитор прогуливался по выставке художника В.Гартмана, под впечатлением увиденного написал данную сюиту. "Избушка на курьих ножках" ("Баба - Яга"); "Балет невылупившихся птенцов" и "Тюильрийский сад" ("Ссора детей после игры") https://www.youtube.com/watch?time_continue=21&v=1m1I9gcXqdA&feature=emb_logo . Как звучат пьесы? Какие герои? Есть ли одинаковые интонации? Выучить песню "Надежда" А.Н. Пахмутовой. Сделать 3 карточки жёлтого цвета (темп-быстрый, темп-умеренный, темп-медленный). Образ матери в музыке. Вот уже 2000 лет воспевается образ Божией Матери. В зарубежной музыке Ф. Шуберт (австрийский )композитор 19 в.) пишет вокальное произведение "Ave Maria" https://www.youtube.com/watch?v=Rw9DueQot48. Сольное произведение (высокий женский голос - сопрано). В русской музыке образ Богородицы проникновенно и благородно показал С.В. Рахманинов https://www.youtube.com/watch?time_continue=43&v=PceXd2hCkSY&feature=emb_logo (смешанный хор). В православных храмах в честь святых звучат особые песнопения (тропари). Тропарь Владимирской иконе Божией Матери https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=o-9aL-CxShA&feature=emb_logo. (мужской хор). Послушайте произведения и сравните. Готовимся к тесту (сюита; средства выразительности) и Викторина:
«Болтунья» С.С. Прокофьев (советский композитор XX века) |
«С няней» М.П. Мусоргский «С куклой» «Детская» (вокальный цикл) |
«Избушка на курьих ножках» «Балет невылупившихся птенцов» «Тюильрийский сад» М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (фортепианная сюита) |
«Ave Maria» Франц Шуберт (австрийский композитор XIX века) |
«Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинов (русский - советский композитор конец XIX-XX веков) |
«Тропарь Владимирской иконе Божией Матери» Молитва (песнопение) |
III четверть. "Настроить гусли на старинный лад". Былина - древний жанр русского песенного фольклора. Исполняли былины певцы-гусляры, сказители, Баяны. Речь певцов сдержанная, нараспев, как неторопливое повествование. Былины рассказывали о событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской (богатырях). Знакомимся с былинным мастером (Баяном) в опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки. Первая песнь Баяна https://yandex.ru/video/preview?filmId=9668543017803268106&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B%20%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1580052649553426-532270150357711080101885-sas4-3185&redircnt=1580052657.1 Исполняет старец, умудренный опытом. Давайте сравним былинный распев с народной песней. Для этого мы встретимся певцом-гусляром Садко из оперы-былины "Садко" Н.А. Римского-Корсакова. У него много разных песен: плясовые, лирические, протяжные. Но мы познакомимся с 3 песнями. Первая называется "Ой ты, темная дубравушка", послушайте: https://youtu.be/5bdDRK6AqNs. Как она звучит? Охарактеризуйте её мелодию, ритм, динамику. К какому жанру народной песни она относится? (протяжная). Вторая песня -"Заиграйте мои гусельки" https://yandex.ru/video/preview?_=1580053159893&filmId=14564257781091666669&reqid=1580052994296179-166817930862685961124512-vla1-1575-.V&suggest_reqid=153645204146558091832987861261682&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%2B%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%2B%D0%B8%D0%B7%2B%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B%2B%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%2B%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%2B%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5%2B%D0%BC%D0%BE%D0%B8%2B%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B8. Исполнитель Владимир Атлантов. какое звучание у этой песни Садко? Что хочется делать под эту музыку? Жанр? (плясовая). Третья песня - "Высота ли, высота." https://youtu.be/HtYH5i7SnTo. Исполнитель Георгий Нэлепп. Именно эта песня и является настоящим былинным напевом. Значит Н. Римский-Корсаков взял за основу народную мелодию. Такая музыка называется композиторская в народном стиле. (Русские композиторы часто в своих произведениях использовали мелодии, интонации, мотивы народных песен). А вы определили тембр (окраска голоса) голосов героев? Тембр голоса у Садко и Баяна - Тенор (высокий мужской голос). Дз: Прочитать былину "Садко", вспомнить сказку "Снегурочка". Нарисовать понравившихся героев.
Сказка-опера "Снегурочка" была самой любимой Н.А. Римского-Корсакова. "Весенняя сказка" А. Островского так очаровала его, что опера была написана в самый короткий срок. Для написания он уезжает в деревню, на природу, слушает народные напевы, песни. Поэтому вся опера наполнена народными напевами. Именно эти песни и наигрыши пастушка Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью. Сравните третью песню Леля с народной песней: https://youtu.be/pIHrk9WytJs. Что использует в ней композхитор: повтор, контраст. Как звучат в ней звуки природы? Почему юношу исполняет женский голос (меццо-сопрано)? Для чего звучат литавры? Кого имитирует кларнент? А что Снегурочка? Почему такое имя? Что она олицетворяет? (русскую природу). Она дочь Д. Мороза и Весны, поэтому это фантастическая героиня. Но ей хочется к людям, чтобы понять, почему они смеются, плачут, поют и пляшут, аукаются в лесу. Она отпрашивается у родителей в царство Берендея. В сцене с родителями она в своей арии рассказывает о своих мечтах https://youtu.be/3vSEisw6tQY (сопрано). Ария - песня главного героя в опере о себе. В конце оперы Снегурочка превращается в человека, но испытав прекрасное чувство - любовь, под лучами солнца она погибает. Вот как это показал композитор: https://youtu.be/-kMAJr7HvL4. Каково душевное состояние Снегурочки?Как звучит голос, музыка? Поделись мыслями с родителями. Но в сказке народ всегда рассказывал о своей мечте. О какой? О хорошей жизни! Поэтому царством управляет добрый, справедливый и мудрый царь Берендей! В своей каватине он праславляет могучую природу, создавшую Снегурочку, сравнивая её с весенним цветком - ландышем: https://youtu.be/ezpX0Y4LHrc. Какой темп и почему? Тембр царя? Понравилась ли сцена? Это сольные исполнения, но в опере есть и общие сцены. Берендеи празднуют день прихода Ярилы-Солнца, поэтому они поют, водят хороводы, веселятся. https://youtu.be/eexoaUxQbns. как звучит музыка в "Пляске скоморохов"? Сколько мелодий-наигрышей услышали? Какие инструменты усиливают шуточный характер пляски? Какие ещё народные плясовые вы знаете? Хотя Снегурочка тает под лучами солнца - опера заканчивается торжественным хором- жизнь продолжается! Народ поёт гимн свету, разуму и добру https://youtu.be/3jv5HfZ2dAE. Это массовая сцена в опере, где участвуют все герои. Так заканчивается опера-сказка "Снегурочка". "У Лукоморья дуб...." Знакомые слова? Куда мы сейчас отправимся? В музыкальный театр, где будем смотреть оперу "Руслан и Людмила". Готовы? В ней будут сольные номера и конечно же хоровые. Вспомним что такое ария, каватина? Они помогают нам понять характеры героев. И так, слушаем арию Руслана https://youtu.be/RvaMPQ_1FEE. (тембр баритон). Какой Руслан? Подберите эпитеты. А какой вы видите Людмилу? Послушайте каватину (лирическая ария) и опиши героиню: https://youtu.be/KScPMs8YlDA. Тембр голоса - сопрано. Что нарушает праздник? https://youtu.be/zvMElkUATX0. Сцена похищения Людмилы. Кто появляется на свадьбе и меняет весь сюжет? https://youtu.be/jMtevtgAJ6U. Черномор! Вот мы вспомнили основных героев оперы. Все темы этих героев мы услышим во вступлении к опере. Оно называется Увертюрой. Слушаем и определяем: https://youtu.be/Nyx99YcHdIQ. Кто исполняет увертюру? Симфонический оркестр! А теперь послушайте финальную сцену оперы. Что вы заметили? https://youtu.be/p1-jOuTmJQI. Музыка увертюры и финала одинаковая, но ... поделись с мыслями с родителями. Узнай, а что они услышали? Ещё хочется с вами поделиться информацией. Послушайте сцену, какие герои в ней участвуют? https://youtu.be/wjPuiyxW2s0. Это Фарлаф (один из витязей, который тоже отправился освободить Людмилу) и Наина (злая волшебница). Одинаковые эти герои? Как это показывает музыка? Но что их объединяет? И что они задумали? Поделитесь своими мыслями с близкими вам людьми. Понравились ли эти герои вам? Почему? Но обман был раскрыт Русланом, который привез Черномора без бороды (волшебства), без которой он оказался простым карликом. Нарисуйте понравившихся героев или сцен из оперы.
и