Музыкальная страничка для 3 а класса 4 четверть
IV четверть.
Урок №1. Здравствуйте, ребята! Прослушайте следующее произведение: https://youtu.be/1QEDe2VP_v Q (исполнитель Д. Хворостовский (баритон). Как вы думаете, в каком жанре оно написано (в жанре народной, композиторской, композиторской в народном стиле песни)? Как вы это поняли? Поделись с мыслями с близкими, послушай их мнения. Подсказка: "вокальный жанр академической музыки, который лучше всего может передать чувства человека, его душевные переживания" или "небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания". И так, догадались?.... Романс. - А как возник этот жанр, как он зародился? Произошло смешение протяжных народных песен с городской лирикой. Сегодня мы продолжим музыкальные «романсовые» исследования. Прослушаем, сравним и проанализируем песни подлинного народного происхождения, но испытавшие сильное влияние городской лирики и старинные романсы, представляющие собой уже собственно городскую лирику. Жанр романса родился в 19 веке. Музыковед Б. Асафьев говорил: «...Дело в том, что тогда живая деревенская песня звучала ещё в столице на каждом шагу. Поэтому, конечно, о её целости заботились меньше, чем о том, чтобы рационально культивировать её с помощью западноевропейских приёмов обработки. Песня с сопровождением была тогда любимым жанром в Германии. Нередко было, что и сочинённая в городе песня шла в народ...». Вот так, по мнению учёного, начиная с первых десятилетий 19 века, образовывался новый романсный стиль, в котором прослеживаются два направления: одно из них создаёт бытовой романс с элегической, мечтательной или буйно-весёлой окраской мелодии (под влиянием бытовой цыганской песни) и другое направление - художественно выразительный романс более индивидуального характера, образующийся под иностранным воздействием и в котором народные песенные элементы поглощаются мелодией в западноевропейском стиле. Такой романс был почти неотличим от песен с сопровождением. Так был сделан решающий шаг в становлении русского классического романса: песенного романса или романсного характера песни с инструментальным сопровождением. Этот период связывают с именами русских композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова и др. Один из таких классических песенных романсов «Утро туманное» Виктора Абазы вы услышали в самом начале . Романс был написан на стихи И.С. Тургенева «В дороге». Стихотворение посвящено воспоминаниям о былом, о прошедшем времени, идеализируемом лирическим героем, спокойным и умиротворённым, который находится в дороге. Герой-путешественник погружается в воспоминания о прошлой любви, переживает. Расставание, прощание с возлюбленной – такова тема романса. Но произведение вовсе не несёт в себе отпечаток безнадёжной тоски, т.к. музыка и последняя строка - «глядя задумчиво в небо широкое» - передают ощущение просветлённости и, видимо, размышлений о встрече с другой, будущей любовью.
Подберите музыкально-выразительные средства, характеризующие музыку романса: лад-минорный или мажорный, темп-быстрый, медленный, умеренный, мелодия-спокойная, бодрая, грустная, весёлая, задумчивая, лирическая.
Дз: Прослушайте романсы и письменно в тетради дайте им характеристику на примере романса "Утро туманное" (о чём идёт речь; какие средства выразительности; городская лирика или к народная протяжная песня). "Колокольчики мои", "Колыбельная" https://youtu.be/tcHd77BMM3s И. Архипова (меццо-сопрано), "Выхожу один я на дорогу" https://youtu.be/AfJ-YkvKw3w А. Градский (тенор). Удачи!
Фото задания выслать на эл. почту el_ka2020@mail.ru
Урок №2. https://youtu.be/lw808Ek0_wM Начинаем наш урок. https://youtu.be/RnUC4eR_7-g Сегодня мы будем говорить о музыке, которую вы не услышите ни дома, ни на улице, ни у друзей. Она особенная. Эта «Музыка очищает душу человека».А. Вивальди Тема нашего урока «Музыка в храме». Запишите в тетрадь. Как вы себе представляете храм? Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Это храмы, соборы, церкви, монастыри. https://youtu.be/8Mfk35xZ01U Музыка, которая звучала в начале урока, могла бы звучать в церкви? В ней П.И. Чайковский рассказал на музыкальном языке о том, что каждое утро у детей начиналось с молитвы. Надо было привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя. Поэтому она светлая, спокойная, мелодия плавная. В какой альбом входит "Утренняя молитва"? Запишите в тетрадь и поделитесь с близкими.
А без чего мы не можем представить храм? Без икон (греч. - образ). На иконах изображены лики святых, к которым люди обращаются с молитвами. Сейчас вы послушаете молитву, обращение к Марии (богоматерь),, австрийского композитора Франца Шуберта. "Ave Maria" https://youtu.be/3d4xXvF2ukY Соло: австралийская певица Мирусия. Как звучала музыка? Какой тембр голоса был у солистки? Какой инструмент подражал человеческому голосу? Почему слушатели при исполнении песни плакали? А тебе понравилась? Запишите свои мысли в тетрадь.
В православной церкви в канун великих праздников проводится церковная служба - "Всенощное бдение". Сегодня вы познакомитесь с новым жанром духовной музыки, который называется Тропарь. Это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Тропарь поют в церкви прихожане вместе с хором. Запишите в тетрадь. Сейчас вы послушаете фрагмент из "Всенощного бдения" русского композитора С.В. Рахманинова «Богородица Дево, радуйся». И вновь обращение к Богородице – это заступница нашей русской Земли от захватчиков врагов, которые не раз нападали на нашу Русь. Богородица любит всех людей как мать и всегда откликается на их молитвы. Послушайте: https://youtu.be/ietqxE3cnOc Какими чувствами наполняет сердца людей эта музыка? Кто исполнитель? Вы видели образы Марии. В чём сходство и чем они отличаются друг от друга? Запиши в тетрадь.
Итог: Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живёт с верой, надеждой и любовью. Вы обратили внимание, что вся прозвучавшая музыка – песенная, светлая, устремлённая ввысь, подобно линиям храма. И так, может ли изменить нас в лучшую сторону музыка, звучащая в храме? Запишите в тетрадь. Спасибо за работу и весеннего настроения! https://youtu.be/qS-rHln3lBY Учим песню! И рисуем!
Урок № 3. Обработка народных песен. http://https://youtu.be/lw808Ek0_wM Здравствуйте, ребята! От духовной музыки мы перейдём сегодня к народной песне. Русские народные песни и сказки хранились народом, хотя нигде не были записаны, их передавали детям и внукам, их любовно хранили в памяти, передавали голосом, живым словом. Они передавались от родителей к детям. Лучшие русские народные песни выживали, другие забывались, ведь песни не записывались, а передавались изустно. Композиторы стали собирать и записывать мелодии русских народных песен. Они сочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра. В обработках композиторы выражали своё отношение к песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с аккомпанементом, написанным разными композиторами, будет понятнее, что представляет собой сама обработка народной песни.
Сейчас вы услышите известную русскую обрядовую свадебную песню. Она рассказывает о судьбе девушки, которую выдали замуж. Дайте название этой песне и опишите её в тетради. https://youtu.be/Cm0rlCS-eFc Кто её исполнял? Что делали девушки под эту песню? Как она звучала?
А сейчас послушайте обработку этой песни русским композитором А. Гурилёвым.
- Какое настроение у девушки перед свадьбой попытался передать композитор?
Вывод: Как вы поняли, что такое обработка? Кто их делает и для чего? О каких композиторах вы сегодня узнали?
Учим песню! https://youtu.be/qS-rHln3lBY (текст записать в тетрадь)
Поставьте смайлик: 1) Я всё понял 2) Я понял, но не всё 3) Я ничего не понял .
Проверь себя! https://forms.yandex.ru/u/60756b9aee9027123b79bb74/
Урок № 4. Что такое сказка? Сказка — это произведение устного народного творчества, в котором изображается чудесное, необычное. У каждого народа свои сказки, сюжеты, свои любимые герои. Сегодня вы попадёте в необычную сказку, а музыкальную. В ней герои не разговаривают, а поют. Как мы назовём такой музыкальный жанр? Опера. Вспомним, Опера - большое музыкальное произведение-спектакль, где главную роль играет Песня. И так, русский композитор Н.А. Римский-Корсаков обращается к былине «Садко» и на её сюжет пишет оперу-былину с тем же названием.
Давайте вспомним героев былины. https://youtu.be/TpMTmuhIxIk А как Н.А. Римский-Корсаков показал героев в своей опере-былине «Садко»? Какую музыкальную характеристику дал композитор героям, вы узнаете в следующих фрагментах.
Большие музыкальные произведения начинаются со вступления. В опере это называется Увертюра. Сейчас вы послушаете вступление к опере «Садко» «Океан - море синее». Что нарисовал композитор в своей музыке? https://youtu.be/moFg22eFjMc
Следующий фрагмент расскажет о главном герое – Садко. Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и поразил всех своей великолепной… Чем поразил Садко Морского царя и обитателей подводного царства? https://youtu.be/dII_BQ59Cmw
Садко помогает вернуться на землю Морская царевна Волхова. Её лирический образ пленяет своей неземной красотой. Это холодное фантастическое существо. А в сцене прощания с Садко вы увидите горячо любящую девушку. Какую песню поёт Волхова Садко? https://youtu.be/reiqTTk5MUU
В опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.
А сейчас имена всех главных героев (выделенных) и названия их номеров (ответы на вопросы) вы поместите в свою книжку-раскладушку.
Пример: https://youtu.be/qg52l9LLUJg
Урок №5 Вспомним, друзья, военные песни.
9 мая 2020 года наша страна и весь мир будут отмечать 75-летие Великой Победы.
С первого дня войны и до праздничного победного салюта рядом с солдатами всегда были Песни. Они помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!
Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
Предлагаем посмотреть концерт, организованный учащимися 2,4 классов нашего лицея.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.
Споём вместе песню А. Островского и Л. Ошанина "Солнечный круг"! https://youtu.be/R9U6aKZ5t5g https://youtu.be/7JITW2_Y9n8 (можно сделать запись вашего исполнения и прислать на почту, по желанию!)