Музыкальная страничка для 3 а класса 4 четверть

Грахова Елена Вячеславовна

IV четверть.  

Урок №1. Здравствуйте, ребята!  Прослушайте следующее произведение: https://youtu.be/1QEDe2VP_v  Q   (исполнитель Д. Хворостовский (баритон).  Как вы думаете, в каком жанре оно написано (в жанре народной, композиторской, композиторской в народном стиле песни)? Как вы это поняли? Поделись с мыслями с близкими, послушай их мнения. Подсказка: "вокальный жанр академической музыки, который лучше всего может передать чувства человека, его душевные переживания" или "небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания".  И так, догадались?.... Романс.  - А как возник этот жанр, как он зародился? Произошло смешение протяжных народных песен с городской лирикой.  Сегодня мы продолжим музыкальные «романсовые» исследования. Прослушаем, сравним и проанализируем песни подлинного народного происхождения, но испытавшие сильное влияние городской лирики и старинные романсы, представляющие собой уже собственно городскую лирику. Жанр романса родился в 19 веке. Музыковед Б. Асафьев говорил: «...Дело в том, что тогда живая деревенская песня звучала ещё в столице на каждом шагу. Поэтому, конечно, о её целости заботились меньше, чем о том, чтобы рационально культивировать её с помощью западноевропейских приёмов обработки. Песня с сопровождением была тогда любимым жанром в Германии. Нередко было, что и сочинённая в городе песня шла в народ...».  Вот так, по мнению  учёного, начиная с первых десятилетий 19 века, образовывался новый романсный стиль, в котором прослеживаются два  направления: одно из них создаёт бытовой романс с элегической, мечтательной или буйно-весёлой окраской мелодии (под влиянием бытовой цыганской песни) и другое направление - художественно выразительный романс более индивидуального характера, образующийся под иностранным воздействием и в котором  народные песенные элементы поглощаются мелодией в западноевропейском стиле. Такой романс был почти неотличим от песен с сопровождением. Так был сделан решающий шаг в становлении русского классического романса: песенного романса или романсного характера песни с инструментальным сопровождением. Этот период связывают с именами русских композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова и др. Один из таких классических песенных романсов «Утро туманное» Виктора Абазы вы услышали в самом начале . Романс был написан на стихи И.С. Тургенева «В дороге». Стихотворение посвящено воспоминаниям о былом, о прошедшем времени, идеализируемом лирическим героем, спокойным и умиротворённым, который находится в дороге. Герой-путешественник погружается в воспоминания о прошлой любви, переживает. Расставание, прощание с возлюбленной – такова тема романса. Но произведение вовсе не несёт в себе отпечаток безнадёжной тоски, т.к. музыка и последняя строка - «глядя задумчиво в небо широкое» - передают ощущение просветлённости и, видимо, размышлений о встрече с другой, будущей любовью. 

Подберите музыкально-выразительные средства, характеризующие музыку романса: лад-минорный или мажорный, темп-быстрый, медленный, умеренный, мелодия-спокойная, бодрая, грустная, весёлая, задумчивая, лирическая.

 

 Дз:  Прослушайте романсы и письменно в тетради дайте им характеристику на примере романса "Утро туманное" (о чём идёт речь; какие средства выразительности; городская лирика или к народная протяжная песня).  "Колокольчики мои", "Колыбельная" https://youtu.be/tcHd77BMM3s И. Архипова (меццо-сопрано), "Выхожу один я на дорогу" https://youtu.be/AfJ-YkvKw3w А. Градский (тенор).   Удачи!  smiley     

  Фото задания выслать на эл. почту el_ka2020@mail.ru

 

Урок №2.   https://youtu.be/lw808Ek0_wM   Начинаем наш урок.  https://youtu.be/RnUC4eR_7-g    Сегодня мы будем говорить о музыке, которую вы не услышите ни дома, ни на улице, ни у друзей. Она особенная. Эта «Музыка очищает душу человека».А.  Вивальди Тема нашего урока «Музыка в храме»Запишите в тетрадь.        Как вы себе представляете храм?  Из глубокой древности до нас дошли  здания и сооружения, где молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям.  Это храмы, соборы, церкви, монастыри.   https://youtu.be/8Mfk35xZ01U   Музыка, которая звучала в начале урока, могла бы звучать в церкви? В ней П.И. Чайковский рассказал на музыкальном языке о том, что каждое утро у детей начиналось с молитвы. Надо было привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя. Поэтому она светлая, спокойная, мелодия плавная. В какой альбом входит "Утренняя молитва"? Запишите в тетрадь и поделитесь с близкими.

    А без чего мы не можем представить храм? Без икон (греч. - образ). На иконах изображены лики святых, к которым люди обращаются с молитвами. Сейчас вы послушаете молитву, обращение к Марии (богоматерь),, австрийского композитора Франца Шуберта. "Ave Maria"  https://youtu.be/3d4xXvF2ukY  Соло: австралийская певица Мирусия. Как звучала музыка? Какой тембр голоса был у солистки? Какой инструмент подражал человеческому голосу? Почему слушатели при исполнении песни плакали?  А тебе понравилась? Запишите свои мысли в тетрадь.

   В православной церкви в канун великих праздников  проводится  церковная служба - "Всенощное бдение". Сегодня вы познакомитесь с новым жанром духовной музыки, который называется Тропарь. Это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Тропарь поют в церкви прихожане вместе с хором. Запишите в тетрадь.  Сейчас вы послушаете фрагмент из "Всенощного бдения"  русского композитора С.В. Рахманинова «Богородица Дево, радуйся». И вновь обращение к Богородице – это заступница нашей русской Земли от захватчиков врагов, которые не раз нападали на нашу Русь. Богородица любит всех людей как мать и всегда откликается на их молитвы. Послушайте: https://youtu.be/ietqxE3cnOc  Какими чувствами наполняет сердца людей эта музыка? Кто исполнитель? Вы видели образы Марии. В чём сходство и чем они отличаются друг от друга?  Запиши в тетрадь.  

Итог:  Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живёт с верой, надеждой и любовью. Вы обратили внимание, что вся прозвучавшая музыка – песенная, светлая, устремлённая ввысь, подобно линиям храма. И так, может ли изменить нас в лучшую сторону музыка, звучащая в храме?  Запишите в тетрадь.    Спасибо за работу и весеннего настроения! https://youtu.be/qS-rHln3lBY   Учим песню! И рисуем!             

 

Урок № 3.    Обработка народных песен. http://https://youtu.be/lw808Ek0_wM  Здравствуйте, ребята! От духовной музыки мы перейдём сегодня к народной песне. Русские народные песни и сказки хранились народом, хотя нигде не были записаны, их передавали детям и внукам, их любовно хранили в памяти, передавали голосом, живым словом. Они передавались от родителей к детям. Лучшие русские народные песни выживали, другие забывались, ведь песни не записывались, а передавались изустно. Композиторы стали собирать и записывать мелодии русских народных песен. Они сочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра. В обработках композиторы выражали своё отношение к песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с аккомпанементом, написанным разными композиторами, будет понятнее, что представляет собой сама обработка народной песни.

      Сейчас вы услышите известную русскую обрядовую свадебную песню. Она рассказывает о судьбе девушки, которую выдали замуж. Дайте название этой песне и опишите её в тетрадиhttps://youtu.be/Cm0rlCS-eFc   Кто её исполнял? Что  делали девушки под эту песню? Как она звучала? 

  А сейчас послушайте обработку этой песни русским композитором А. Гурилёвым. 

- Какое настроение у девушки перед свадьбой попытался передать композитор?   

https://eemusic.ru/song=%D0%BE%D0%B1%D1%80.+%D0%93%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%E2%80%93+%D0%92%D0%BE+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5+%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B0+%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D0%B0

     Вывод:   Как вы поняли, что такое обработка? Кто их делает и для чего?  О каких композиторах вы сегодня узнали?      

Учим песню!      https://youtu.be/qS-rHln3lBY   (текст записать в тетрадь)

Поставьте смайлик: 1) Я всё понял smiley     2) Я понял, но не всё indecision     3) Я ничего не понял  frown

             Проверь себя!   https://forms.yandex.ru/u/60756b9aee9027123b79bb74/

                                                       

Урок № 4.     Что такое сказка?  Сказка — это произведение устного народного творчества, в котором изображается чудесное, необычное. У каждого народа свои сказки, сюжеты, свои любимые герои. Сегодня вы попадёте в необычную сказку, а музыкальную. В ней герои не разговаривают, а  поют. Как мы назовём такой музыкальный жанр?  Опера. Вспомним, Опера -  большое музыкальное произведение-спектакль, где главную роль играет Песня.  И так, русский композитор Н.А. Римский-Корсаков обращается к былине «Садко» и на её сюжет пишет оперу-былину с тем же названием. 

        Давайте вспомним героев былины.  https://youtu.be/TpMTmuhIxIk А как Н.А. Римский-Корсаков показал героев в своей опере-былине «Садко»?  Какую музыкальную характеристику дал композитор героям, вы узнаете в следующих фрагментах. 

        Большие музыкальные произведения начинаются со вступления. В опере это называется Увертюра. Сейчас вы послушаете вступление к опере «Садко» «Океан - море синее». Что нарисовал композитор в своей музыке?    https://youtu.be/moFg22eFjMc

        Следующий фрагмент расскажет о главном герое – Садко. Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и поразил всех своей великолепной… Чем поразил Садко Морского царя и обитателей  подводного царства?    https://youtu.be/dII_BQ59Cmw

        Садко помогает вернуться на землю Морская царевна Волхова. Её лирический образ пленяет своей неземной красотой.  Это  холодное фантастическое существо. А в  сцене прощания с Садко вы увидите  горячо любящую девушку. Какую песню поёт Волхова Садко?  https://youtu.be/reiqTTk5MUU

         В опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

А сейчас имена всех главных героев (выделенных) и названия их номеров (ответы на вопросы) вы поместите в свою книжку-раскладушку.

Пример: https://youtu.be/qg52l9LLUJg   

 

Урок №5        Вспомним, друзья, военные песни.     

       9 мая 2020 года наша страна и весь мир будут отмечать 75-летие Великой Победы

      С первого дня войны и до праздничного победного салюта рядом с солдатами всегда были Песни. Они помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. 

Предлагаем посмотреть концерт, организованный учащимися 2,4 классов нашего лицея.

https://youtu.be/FcPObFSt35c

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. 

Споём вместе песню А. Островского и Л. Ошанина "Солнечный круг"!        https://youtu.be/R9U6aKZ5t5g   https://youtu.be/7JITW2_Y9n8  (можно сделать запись вашего исполнения и прислать на почту, по желанию!)