2 б,в класс 1-3 четверть
I четверть. Музыка - это вид искусства, при помощи которого люди общаются друг с другом. Главные типы (киты) музыки - это Песня, Танец, Марш. Основой (душой) музыки является Мелодия. Музыка будет жить только тогда, когда будет триединство: Композитор - Исполнитель - Слушатель. Композитор сочиняет мелодию, состоящую из нот (значков разной высоты). Ноты живут на нотном стане (5 линеек), скрипичный и басовый ключи открывают "двери" к мелодиям. Мелодии украшает Аккомпанемент (инструментальное сопровождение мелодии). 3 типа музыки (песня, танец, марш) имеют 3 характера: песенный, танцевальный, маршевый. Музыку исполняют музыканты - Исполнители, которые могут своим голосом (певцы) или игрой на инструменте исполнить музыкальные произведения. Самый известный инструмент - это Фортепиано. Название состоит из 2-х слов: forte(форте) "громко" и piano (пиано) "тихо". Этот клавишно - ударный инструмент может исполнять музыку громко и тихо. Рояль (концертный инструмент) и пианино (домашний) можно назвать единым словом - Фортепиано. Человек, играющий на фортепиано, называется Пианистом. Мы уже познакомились с музыкой русского композитора М.П. Мусоргского, послушали вступление к опере "Хованщина" "Рассвет на Москве - реке". Мы увидели картину утра над Москвой и услышали звучание разных инструментов Симфонического оркестра. Выучили песню "Моя Россия" советского композитора Г. Струве, поэта Н. Соловьёвой. Узнали, что Петя (русский композитор П.И. Чайковский) и Серёжа (советский композитор С.С. Прокофьев) написали музыкальные альбомы, куда вошли их детские впечатления. Оба композитора рассказали о том, чем занимаются ребята в течении дня. Но у Пети - что делают целый день дети дома (19 век), а у Серёжи - на улице (20 век). А самое главное, все пьесы написаны для фортепиано! У Серёжи альбом "Детская музыка" начинается с темы "Прогулка". Дети гуляют на улице целый день с утра (в альбоме есть пьеса "Утро" и до вечера пьеса "Вечер"). Тему "Прогулка" мы сравнили с темой "Прогулки" М.П. Мусоргского из цикла "Картинки с выставки". И услышали разницу. Зато узнали, что на улице и дома мы можем танцевать. В "Детском альбоме" П.И. Чайковского (русского композитора 19 века) есть танцевальная музыка: "Вальс" (немецкий танец), "Полька" (чешский), "Камаринская" (русский). У С.С. Прокофьева (советского композитора 20 века) звучат "Вальс" и "Тарантелла" (итальянский). Интересно то, что мелодии и ритмы разные, так как разные века!
Домашнее задание: тетрадь (48 листов). Карточки: 2 (зелёного цвета): Мелодия (1 - мелодическая; 2 - прерывистая); 2 (красного цвета): Динамика (1- forte "громко"; piano "тихо").
II четверть. "Эти разные марши". Маршевость. Поступь. Интонация шага. В альбомах П.И. Чайковского мы встретились с "Маршем деревянных солдатиков" (легко, отрывисто); "Похороны куклы" (медленно, тяжело, скорбно). В альбоме С.С. Прокофьева звучат: "Марш" детский (легко, весело, с акцентом); "Ходит месяц над лугами" идеальный ночной пейзаж (плавно, грустно, очень нежно); "Шествие кузнечиков", черты галопа, марша, в середине мелодия пионерских песен (энергично, остро). Произведения звучат в исполнении фортепиано (фп-но). "Расскажи сказку". Сравнивали произведения С.С. Прокофьева "Сказочка" и П.И. Чайковского "Нянина сказка" из их альбомов. В "Сказочке" С.С. Прокофьев показал образ бабушки, рассказывающей Серёже сказку в спокойном темпе, с разными героями. При этом она вяжет, что изображает повторяющаяся мелодия в аккомпанементе (сопровождение мелодии), которая является вступлением "Сказочки". "Нянина сказка" П.И. Чайковского более подвижная в темпе, мелодия отрывистая, энергичная, чем у С.С. Прокофьева. Нет вступления, поэтому няня свой рассказ начинает сразу с первых тактов произведения. Мы знакомимся с новым средством выразительности - темп. Сделать 3 карточки жёлтого цвета (темп-быстрый, темп-умеренный, темп-медленный). Выучить песню "Песенка Бременских музыкантов" Г. Гладкова, Ю. Энтина. Колыбельные - это самые древние песни, дошедшие до нашего времени, с протяжной, повторяющейся мелодией, убаюкивающим текстом. Слушать разные колыбельные. Кто их исполняет? Кому? Главной исполнительницей является МАМА. Слушаем произведение П.И. Чайковского "Мама" из "Детского альбома" для фортепиано. Сравниваем с колыбельной. Сделать 3 карточки жёлтого цвета (темп-быстрый, темп-умеренный, темп-медленный). Учим новогоднюю песню: 2б - "Медвежий сон"; 2в - "В ночь под новый год".
III четверть. "Русские народные инструменты". Струнные, духовые, язычковые, ударные (смотрим страничку знатаков и любителей музыки). Все эти инструменты образуют Оркестр русских народных инструментов. В исполнении оркестра мы можем услышать наигрыши (исполняется мелодия несколько раз на разный лад). Обычно эти мелодии плясовые ("Светит месяц" плясовая песня). Форма этих песен Вариации (в основе лежит одна мелодия, которая повторяется, сама не меняется, но меняется её окружение: динамика, регистр, инструменты). Под аккомпанемент народных инструментов можно петь народные песни, плясать, водить хороводы. Все эти жанры являются фольклором ("народная мудрость", устное народное творчество). https://youtu.be/EPzF9XNFsIA Песня-игра, песня-диалог один из жанаров народного фольклора. Но часто композиторы используют мелодии, интонации народных песен, наигрышей в своих произведениях. Такая музыка называется музыка в народном стиле. Сравните 2 произведения: https://youtu.be/xljavy9NvEc и https://youtu.be/0aiQzFbYQ4g. Одно русская народная плясовая, а другое из "Детского альбома" П.И. Чайковского (композиторское в народном стиле). Основой произведений является повторение одного мотива на разный лад (наигрыши). При этом меняется Регистр (высота звуков: высокий, средний, низкий), темп. Народные песни звучали в каждом народном празднике. Масленица - проводы зимы, встреча весны. Какие звучат песни? Заклички: https://youtu.be/wTNrSEwnq3w. Это фольклор. А сейчас мы побываем в музыкальном театре. Что это такое? Помещение, где ставят музыкальные спектакли! Какие? Оперы и балеты. Музыкальный спектакль, где главную роль играет ПЕСНЯ, называется Опера. https://youtu.be/-8suqDSQmaQ. А вы заметили, что все герои не разговаривают, а поют, имеют свою песню-тему. Поют сольно (певец, солист) или вместе (ансамбль, хор). Характер - песенный. А в другом жанре герои только танцуют: https://youtu.be/PBIkS1hm4LY. Узнали героиню? Золушка! А жанр - балет. Музыку к балету "Золушка" написал С.С. Прокофьев. Мечты Золушки о счастье выражены в звуках знакомого танца. Какого? Какими словами можно передать состояние Золушки на балу? Как это выражает музыка? Исполнителями в балете являются: балерина, танцор (сольные номера), ансамбли, кардебалет (общие). Главную роль в этих спектаклях играет Симфонический оркестр, управляет дирижёр. Оперу и балет можно увидеть в театре оперы и балета. В Москве - это Большой театр, в Санкт-Петербурге - Мариинский театр. Начинает музыкальные спектакли инструментальное вступление - Увертюра. https://youtu.be/Nyx99YcHdIQ. Опишите музыку увертюры к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки. Сколько героев вы увидели? Схожи ли они? Послушайте финал оперы: https://youtu.be/p1-jOuTmJQI Что нового вы услышали? Сопоставьте произведения. В опере есть сцены. Посмотрите сцену похищения Людмилы: https://youtu.be/zvMElkUATX0 Ваши впечатления от музыки? Она одинакова? Такая разница называется Контрастом.
А сечас мы попадём в концертный зал. Здесь вы услышите симфоническую музыку и увидите на сцене оркестр. Как называется такой оркестр? Симфонический. https://olga-dubova.ru/interesnye-fakty/muzykalnye-instrumenty-simfonicheskogo-orkestra.html Ну что, познакомились? Правда интересно? Вспомните, какую сказку мы с вами смотрели, где голоса героев озвучивают инструменты оркестра? Название "Петя и ...". Думаю,что вы вспомнили. И так, мы смотрим симфоническую сказку "Петя и волк" С.С. Прокофьева https://youtu.be/8hgqlFlGrE0. Это первая в мире симфоническая сказка! Она написана С.С. Прокофьевым в XX веке. Назовите героев и инструменты, озвучившие их. Сказка, где героев озвучивают инструменты симфонического оркестра, называется Симфоническая. Каждое действующее лицо имеет свою мелодию-Тему. Одинаковые они? Можете нарисовать и героев, и их инструменты. А какие произведения С.С. Прокофьева ты ещё знаешь?