Главные вкладки
4.2 Результат личного участия в конкурсе инновационных продуктов, методических разработок
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Республиканский конкурс на лучшую разработку урока
по антикоррупционной тематике
Технологическая карта урока обществознания
Тема урока: «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...»
(Евпатий Коловрат)
ЭПИГРАФ:
… «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке,
так и имущество царя или народа не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Каутилья, один из министров Бхараты (Индии) в IV в. до н. э.
Автор – Болдырева Лидия Хулхачиевна,
учитель истории и обществознания МБОУ ЭМГ
г. Элиста Республика Калмыкия. Ноябрь 2019 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_emg-urok_po_antikorruptsionnoy_tematike.doc | 157.5 КБ |
mbou_emg._kvest-igra_-_marshrutnyy_list.ppt | 1.94 МБ |
k_kvest-igre_-3-pazly.ppt | 658 КБ |
znachok_kolovrata.ppt | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Республиканский конкурс на лучшую разработку урока
по антикоррупционной тематике
Технологическая карта урока обществознания
Тема урока: «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...»
(Евпатий Коловрат)
ЭПИГРАФ:
… «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке,
так и имущество царя или народа не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Каутилья, один из министров Бхараты (Индии) в IV в. до н. э.
Автор – Болдырева Лидия Хулхачиевна,
учитель истории и обществознания МБОУ ЭМГ
г. Элиста Республика Калмыкия. Ноябрь 2019 год.
Цели урока:
- с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение понятия «коррупция», отметить ее отличительные, асоциальные признаки от других социальных общественных явлений
- установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории человечества
- провести анализ высказываний, отзывов о процессах коррупции представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о ней
- получить общее представление о ее проявлениях в общественной жизни, а также о последствиях, социально и потенциально опасных, вредных для общества, отдельно для каждого человека
Задачи урока:
1) сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
2) стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Важнейшие понятия и термины: коррупция, злоупотребление служебным положением, коррупциогенная ситуация, антикоррупционная деятельность, взятка, посул, мздоимство, лихоимство, незаконное обогащение и др.
Оборудование и атрибуты урока: доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный тематический материал с высказываниями мудрецов, кратким содержанием источников по теме, цветные карточки настроения. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда»,
Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.
План урока:
1. «Думая, что все могут купить за свои богатства, многие, прежде всего, продали себя». Бэкон Френсис (1561- 1626), английский философ.
(Понятие коррупции, ее виды и формы).
2. Свернул с пути один раз - никогда не достигнешь цели… (Евпатий Коловрат).
(Истоки и причины возникновения коррупции).
3. «Только изучение прошедшего дает нам ключ к уразумению настоящего, а вместе и возможность прозревать будущее». Б.Н. Чичерин
(Социально-экономические и политические последствия коррупции).
4. «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...» (Евпатий Коловрат).
(Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве).
Цели | ||
Образовательные: | - развитие у учащихся элементов самообразования; - самостоятельный поиск обоснования асоциальных общественных явлений, в данном случае, коррупции - углубить и расширить знания учащихся по избранной тематике - помощь в осмыслении понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, реальных вариантов борьбы с ней - совместно с учащимися дать оценку коррупции в жизни общества. | |
Развивающие: | - научить учащихся самостоятельно добывать вспомогательный материал, делать выводы, выбирая необходимое, излагать суждения о причинно – следственных связях и явлениях; - развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы | |
Воспитательные: | - воспитание стойкой гражданской позиции по отношению к негативным явлениям в обществе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству. | |
Личностные: | - приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения. | |
Используемые педагогические технологии | Технология поискового и интегрированного познания. Опорной является технология развития критического мышления. Стратегия технологии развития критического мышления позволяет проводить обучение на основе сравнения отдельных фактов, теорий и умозаключений. | |
Базовые способности обучающихся | Анализ, дедукция, аналитика, умение совершать сравнения, опираясь только на реальные факты | |
УУД | личностные | Формирование и осознание сопричастности к обществу |
регулятивные | Поиск установки учебной задачи (формулирование темы), поиск познавательной цели (целеполагание) | |
познавательные | Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы, архивных и мультимедийных материалов. Логические: развитие абстракции, основ суждения и умозаключения | |
коммуникативные | Приобретение опыта общения в группе равных, навыков ведения правильного спора, диспута | |
Планируемые результаты | Предметные - знать и понимать причины явления | |
Личностные - понимать ценности общества, искоренять предпосылки асоциального поведения в обществе | ||
Метапредметные - владеть умениями самопознания, самообразования; уметь работать с потоком информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку. | ||
Формы работы, приемы, | Поисково - исследовательский элемент в получении нового знания, диалог, беседа, диспут, рефлексия | |
Методы: | Поисково – исследовательский. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Основные этапы организации учебной деятельности | Время этапа | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1.Организационный момент | 1 мин | Обеспечение рабочего настроения учащихся | Взаимное приветствие учащихся и учителя. Подготовка рабочего стола к уроку | Установление позитивной атмосферы общения | Настрой на диалог с учителем и в группе | |
2.Актуализация знаний | 5 мин | Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о таком негативном явлении современного общества, как коррупция. Скажите, пожалуйста, что вам уже известно о ней? Ребята, сформулируйте самостоятельно, пожалуйста, значение термина «коррупция». Свои определения этого понятия запишите в своих рабочих тетрадях. Желающие могут написать свой ответ на доске, для того, чтобы мы могли в течение урока опираться на это определение. (Заслушиваются ответы учащихся, и производится записи в тетрадь и на доске термина «коррупция»). Коррупция – деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, получения выгоды. (Учащимся предоставляется материал второго слайда обзорной презентации «Мысли мудрых»). Приложение 5. Слайд 2. Учитель» - Ребята, вот несколько высказываний об этом асоциальном явлении. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Учащиеся читают содержание слайда). Учитель: - Как вы думаете, ребята, к чему призывают мыслители Плутарх, Френсис Бэкон и Омар Хайям? Учитель: - Спасибо, хорошо Сегодня мы с вами поговорим о таком негативном явлении современного общества, как коррупция. Слайд 3. На экране вы видите народные высказывания о коррупции. Как вы думаете, к чему они призывают? Или что стало причиной возникновения таких пословиц? (Заслушиваются развернутые ответы учащихся). Таким образом, ребята, поработав с материалом презентации, давайте вместе обозначим цели нашей встречи и по возможности определим задачи урока. В помощь вам есть раздаточный материал отрывка из Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014), с опорой на него вы сможете сформулировать свои мысли. Учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) Приложение 1,2, 3. | Учащиеся дают развернутые ответы по теме, применяя свои познания Ученики работают с материалом начального этапа урока, предлагая варианты ответов. По мере выполнения задания поднимают руки, высказывают свои мысли и варианты целей и задач урока. Обсуждают цели и задачи урока. | Слушают учителя Строят свои высказывания. Слушают высказывания друг друга, записывают в тетради определение термина «коррупция» | Оценивают свою работу в «Листе самооценки учащегося» от 1 до 5 баллов (Приложение 4) Принимают учебную цель |
3. Совместное исследование проблемы | 5 мин | Поиск решения учебной задачи | Заслушивает учеников. Слайд 5. Цели и задачи урока. | Называют цели и задачи урока | Ученики работают в парах. Внимательно слушают выступающих | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) |
4. Моделирование | 10 мин | Фиксация в модели изучаемого объекта | Выводит на экран название темы урока (Слайд 4) и цели и задачи урока (Слайд 5) | Записывают тему урока, осмысливают обозначенные цели и задачи | Выделяют ключевые слова | Сравнивают свои ответы с предложенными вариантами (Слайд 5). Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) |
5. Основной этап работы на уроке. Конструирование нового способа действия | 15 мин | Построение ориентированной основы нового способа действия Физпауза | Прием «Мозговой штурм». Слайд 6. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с Таблицей рейтинга терминов морали («честь», «бесчестие»). Учитель задает вопросы группам 1. Можно ли связать эти термины с понятием «коррупция»? 2. Что значит быть человеком с высокой нравственной позицией? 3. Как вы думаете, все ли искренне стремятся быть людьми с высокой моральной позицией «Задуй свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Слайд 7. Сейчас мы послушаем монолог Чацкого из пьесы А. С. Грибоедова «А судьи кто?» (32 сек) и проведем анализ речи Чацкого. Скажите, ребята, имеет ли место тема коррупции в этом монологе? Согласны ли вы с обвинениями молодого человека в адрес режима и устоев общества? Учитель: - Спасибо, ребята, за ответы и диалог. Продолжим рассмотрение темы, отправившись в седую старину. Слайд 8. Одним из ярких событий российской истории является монголо-татарское иго. Такие понятия, как дань, мздоимство, посулы имели место в управлении русскими землями. Знаете ли вы, что означают эти термины? Может ли здесь идти речь о коррупции? (Учащиеся отвечают на вопросы). Учитель: - Ребята, не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в Листе самооценки. Слайд 9. Таким образом, тема коррупции и борьба с ней уходит корнями вглубь веков. Какие же существовали правовые источники того времени, когда власти пытались искоренить это явление. Запишите, пожалуйста, в тетрадки названия этих древнейших источников права на Руси. | Показывают знания содержания этих понятий Отвечают на вопросы, представляя выполнение опережающего задания Учащиеся отвечают на вопросы Слушают, комментируют монолог Рассматривают слайд и отвечают на вопросы учителя Рассказывают об имевших место быть проявлениями коррупции, как среди баскаков, так и среди самих русских князей, вплоть до падения ига. Записывают в тетради названия древних источников права. | Работа в группах Записывают варианты ответов, используя схемы, символы, рисунки Дополняют ответы одноклассников Делают записи в тетрадях Ведут диалог с учителем и в паре Советуются в парах Идет обсуждение в парах значения предложенных терминов | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) |
6. Контроль на этапе окончания учебной темы | 2 мин | Контроль | Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня вместе рассмотрели тему о коррупции, пытались объяснить природу ее происхождения, вместе с древними мыслителями давали ей оценку. Поэтому возникает вопрос, почему коррупция представляет опасность для современного общества? Возможно ли искоренение этого явления из сегодняшнего дня? В течение урока мы говорили о самой коррупции, а домашним заданием станет исследование Федерального Закона о коррупции на предмет того, что предлагается государством для ее искоренения. Вы также можете добавить свои предложения и рекомендации | Предлагают свои варианты Учащиеся проводят анализ своей работы | Слушают друг друга. Предлагают свои варианты | Подсчитывают количество баллов в «Листе самооценки учащегося» |
7. Рефлексия | 2 мин | Саморефлексия | Оценивают свой эмоциональный настрой на уроке | Ученики поднимают карточки | Определяют результат работы в цветных карточках настроения | |
8. Домашнее задание | 1 мин | Исследование Федерального Закона о коррупции на предмет того, что предлагается государством для ее искоренения. Приложения 1,2,3 | ||||
9. Оценка деятельности учащихся | 1 мин | Учитель просит учащихся завершить заполнение Листов самооценки, совместно анализируя работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. Учитель: - Урок окончен, ребята, спасибо большое за сотрудничество. До свидания! До новых встреч! | Завершают заполнение Листов самооценки, передают их учителю. |
Приложение 1
25 декабря 2008 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Принят
Государственной Думой
19 декабря 2008 года
Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2008 года
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах.
Приложение № 1, №2, №3 – извлечения из ФЗ РФ «О противодействии коррупции».
Приложение № 4 – «Лист самооценки учащихся на уроке».
Приложение № 5 - Презентация «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле... (Евпатий Коловрат)».
- Федеральный закон от 01.01.2001 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 20декабря.
- Конвенция ООН «Об уголовной ответственности за коррупцию» // СПС Консультант Плюс, 2008.;
- ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. // СПС ГАРАНТ, 2008.;
- Конституция РФ // Полный сборник кодексов РФ - М.: Из-во АСТ. 2009.;
- Кодекс об Административных правонарушениях // Полный сборник кодексов РФ - М.: Из-во АСТ. 2009.;
- Уголовный Кодекс РФ // Полный сборник кодексов РФ - М.: Из-во АСТ. 2009.;
- ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 28 мая 2001 г. // СПС ГАРАНТ, 2008.;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
- Седов П.В. На посуле как на стуле. Из истории российского чиновничества VII в. // Звезда. 2001. № 4. С.208.
- Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. - Санкт-Петербург: Альфа, 2005.;.
- Шихирев, в Российскую деловую культуру: Учебное пособие // Гос. ун-т управления. М.: «Новости», 2010, 200 с.
- Тимофеев, Л. Институциональная коррупция: Очерки теории. /Л. Тимофеев. М.: РГГУ, 2010, 365 с.
- Теневая политика: коррупция и преступность в России и мире. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2012, 169 с.
- Макиавелли Н. Сочинения // Милан. 1994. С. 137
- Гражданское общество против коррупции в России /Под ред. СПб,: Норма, 2012, 376 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Команда № 2 КВЕСТ-ИГРА Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся: враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
Команда №3 КВЕСТ-ИГРА Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся: враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
СТАНЦИИ НАЗВАНИЯ БАЛЛЫ 1 «Эрудиты» 2 «Пазл» 3 Филворд «Что мне законы, коли судьи знакомы» 4 «Устами младенца» 5 «Что посеем, то и пожнём»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А знаете ли вы, чей это значок?
Это значок Евпатия Коловрата, рязанского боярина, вставшего на защиту Рязани от монголов, и отказавшегося от их почестей, посулов и мздоимства Коловрат