Главные вкладки
2.1. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности
Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»
Цели урока:
- с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение становления вертикали первых органов власти в истории России
- установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории страны
- провести анализ высказываний, отзывов о процессах формирования единого государства у славян представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о них
- получить общее представление о значении органов власти в общественной жизни, а также о последствиях, механизмах зарождения разных политических режимов в истории государства
Задачи урока:
1) провести проектно-исследовательскую работу на основании темы урока
2) сравнить становление и результаты вертикали власти в раннем российском государстве
3) попытаться сформулировать основные классические принципы государственной власти
Важнейшие понятия и термины: власть, князь, княжество, династия, честь, законодательство.
Оборудование и атрибуты урока: учебник истории России под ред. Торкунова А.В., разработан в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и ИКС. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., издательство «Просвещение», 2016 , доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный ресурсный тематический материал с кратким содержанием источников по теме. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда», «Судебник», «Соборное Уложение»
Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.
План урока:
1. Понятие государственной власти, ее виды и формы.
2. Истоки и причины возникновения вертикали власти в России в контексте мировой истории.
3. Сравнительные социально-экономические и политические характеристики правления первых династий в России.
4. Исторический опыт становления и сохранения государственности в России на примере правления двух российских династий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_istorii_rossii_v_7_klasse.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»
Цели урока:
- с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение становления вертикали первых органов власти в истории России
- установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории страны
- провести анализ высказываний, отзывов о процессах формирования единого государства у славян представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о них
- получить общее представление о значении органов власти в общественной жизни, а также о последствиях, механизмах зарождения разных политических режимов в истории государства
Задачи урока:
1) провести проектно-исследовательскую работу на основании темы урока
2) сравнить становление и результаты вертикали власти в раннем российском государстве
3) попытаться сформулировать основные классические принципы государственной власти
Важнейшие понятия и термины: власть, князь, княжество, династия, честь, законодательство.
Оборудование и атрибуты урока: учебник истории России под ред. Торкунова А.В., разработан в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечеств. Истории и ИКС. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., издательство «Просвещение», 2016 , доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный ресурсный тематический материал с кратким содержанием источников по теме. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда», «Судебник», «Соборное Уложение»
Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.
План урока:
1. Понятие государственной власти, ее виды и формы.
2. Истоки и причины возникновения вертикали власти в России в контексте мировой истории.
3. Сравнительные социально-экономические и политические характеристики правления первых династий в России.
4. Исторический опыт становления и сохранения государственности в России на примере правления двух российских династий.
Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 «А» классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания. Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)» | ||
Цели | ||
Образовательные: | - развитие у учащихся элементов самообразования; - самостоятельный поиск обоснования востребованных рычагов для управления обществом - углубить и расширить знания учащихся по избранной тематике - помощь в осмыслении понятия вертикаль и иерархия власти, ее сущности, причин, форм проявления, реальных вариантов ее проявления - совместно с учащимися дать оценку истоков государства в жизни общества. | |
Развивающие: | - научить учащихся самостоятельно добывать вспомогательный материал, делать выводы, выбирая необходимое, излагать суждения о причинно – следственных связях и явлениях; - развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы | |
Воспитательные: | - воспитание стойкой гражданской позиции по отношению к негативным политическим явлениям в обществе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству. | |
Личностные: | - приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения. | |
Используемые педагогические технологии | Технология поискового и интегрированного познания. Опорной является технология развития критического мышления. Стратегия технологии развития критического мышления позволяет проводить обучение на основе сравнения отдельных фактов, теорий и умозаключений. | |
Базовые способности обучающихся | Анализ, дедукция, аналитика, умение совершать сравнения, опираясь только на реальные факты | |
УУД | личностные | Формирование и осознание сопричастности истории России к процессам мировой политической истории |
регулятивные | Поиск установки учебной задачи (формулирование темы), поиск познавательной цели (целеполагание) | |
познавательные | Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы, архивных и мультимедийных материалов. Логические: развитие абстракции, основ суждения и умозаключения | |
коммуникативные | Приобретение опыта общения в группе равных, навыков ведения правильного спора, диспута | |
Планируемые результаты | Предметные - знать и понимать причины явления | |
Личностные - понимать ценности общества, искоренять предпосылки аполитичного поведения в обществе | ||
Метапредметные - владеть умениями самопознания, самообразования; уметь работать с потоком информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку. | ||
Формы работы, приемы, | Поисково - исследовательский элемент в получении нового знания, диалог, беседа, диспут, рефлексия | |
Методы: | Поисково – исследовательский. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Основные этапы организации учебной деятельности | Время этапа | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1.Организационный момент | 1 мин | Обеспечение рабочего настроения учащихся | Взаимное приветствие учащихся и учителя. Подготовка рабочего стола к уроку | Установление позитивной атмосферы общения | Настрой на диалог с учителем и в группе | |
2.Актуализация знаний | 5 мин | Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи Практическая деятельность Проектно-исследовательская деятельность Критическое мышление Дифференциация | Слайд 1. Важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа. И выгоды земли своей. Слайд 2. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о важном явлении в политической и общественной жизни любого государства – формировании органов (Слайд 3) управления страной на примере первых правителей династии Рюриковичей и династии Романовых. Слайд 4. Скажите, пожалуйста, что вам уже известно о первых правителях нашей страны? Ребята, а что такое государство? Сформулируйте самостоятельно, пожалуйста, значение термина «государство». Спасибо, ребята. Свои определения этого понятия запишите в своих рабочих тетрадях. Желающие могут написать свой ответ на доске. (Заслушиваются ответы учащихся, и производится записи в тетрадь и на доске термина «государство»). Слайд 5. Государство – это политическая форма организации общества на определённой территории, организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Слайд 6. Основные понятия и термины темы Учащимся предоставляется материал «Мысли мудрых». Слайд 7. Учитель: - Ребята, вот несколько высказываний об управлении государством. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Учащиеся читают содержание слайда). Как вы думаете, ребята, какие можно сделать выводы согласно этим высказываниям и как они помогут нам добиться целей и задач нашей работы на уроке? Какие противоречия они у вас вызывают? Возможно, вы не согласны с некоторыми утверждениями? Учитель: - Спасибо, хорошо 3. Затем учитель предлагает сформулировать цели и задачи урока. | Учащиеся дают развернутые ответы по теме, применяя свои знания Ученики работают с материалом начального этапа урока, предлагая варианты ответов. По мере выполнения задания поднимают руки, высказывают свои мысли и варианты целей и задач урока. Обсуждают высказывания о государстве | Слушают учителя Строят свои высказывания. Слушают высказывания друг друга, записывают в тетради определение термина «коррупция» | Оценивают свою работу в «Листе самооценки учащегося» от 1 до 5 баллов (Приложение 1) Принимают учебную цель |
3. Совместное исследование проблемы | 5 мин | Поиск решения учебной задачи | Заслушивает учеников. Слайд 8-9. Цели и задачи урока. Слайд 10. План урока | Называют цели и задачи урока, записывают в рабочую тетрадь | Ученики работают в парах. Внимательно слушают выступающих | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» |
4. Моделирование | 10 мин | Фиксация в модели изучаемого объекта | Слайд 11-12. Сейчас мы посмотрим два коротких видео: Госуправление при первых Рюриковичах» и «Россия при первых Романовых» и проведем анализ к теме нашего урока. Обратите, пожалуйста, внимание на критерии создания власти первых представителей двух русских династий в те периоды истории, которые вы сейчас увидите, и запишем их в схеме. 6. Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сможете сделать, опираясь на просмотренные материалы? Слайд 13. Какие же схемы власти правителей двух правящих русских династий вы записали? В чем сходство и различия режимов правления двух династий? Чем можно это объяснить? Учитель: - Спасибо. Учитель: - Ребята, не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в Листе самооценки. | Записывают тему урока, осмысливают обозначенные цели и задачи Отвечают на вопросы и записывают в схеме вертикаль власти каждой правящей династии. | Выделяют ключевые слова | Сравнивают свои ответы с предложенными вариантами Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» |
5. Основной этап работы на уроке. Конструирование нового способа действия | 15 мин | Построение ориентированной основы нового способа действия Практическая деятельность Физкультурная пауза Критическое мышление | Слайд 14. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с Таблицей рейтинга терминов морали («честь», «бесчестие»). Учитель задает вопросы группам 1. Можно ли связать эти термины с понятием «государственная власть»? Свободные ответы детей: 2. Что значит быть человеком, преданным государству? 3. Как вы думаете, все ли искренне стремятся быть людьми с высокой моральной позицией? Слайд 15. Под музыку «Если друг не смеется» несколько спортивных упражнений. Таким образом, тема становления власти в Древней Руси уходит корнями вглубь веков. Какие же существовали правовые источники того времени, когда власти устанавливали основу государства, иногда говорят – фундамент государства. Запишите, пожалуйста, в тетрадки названия этих древнейших источников права на Руси. Слайд 16. Исходный слайд Слайд 17. А давайте вместе с вами, ребята, попробуем сравнить (свободные ответы детей) правовые источники российской древности и периода Новой истории. В чем их сходство и различие? | Показывают знания содержания этих понятий Отвечают на вопросы Смотрят видео и отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетради названия древних источников права: - Русская Правда Ярослава - Судебник 1497г. - Судебник 1550 года - Судебник (Соборное Уложение) 1649 года. | Работа в группах Записывают варианты ответов, используя схемы, символы, рисунки Дополняют ответы одноклассников Делают записи в тетрадях Ведут диалог с учителем и в паре Советуются в парах Идет обсуждение | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» |
6. Контроль на этапе окончания учебной темы | 2 мин | Проектно-исследовательская деятельность | Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня вместе рассмотрели тему о становлении власти на Руси в разрезе первых правителей, пытались объяснить и сравнить природу ее происхождения в разные эпохи истории России, вместе с древними мыслителями давали ей оценку. Слайд 18. Попробуем сделать выводы и подведем итоги сравнения, заданных в целях и задачах урока. Назовите все, что вызвало у вас удивление, протест, новое открытие или подтверждение уже имеющихся знаний. Слайд 19. Вернемся к записи на доске термина «государство». Подытоживая работу на уроке, применяя свои знания, докажите, что сегодня речь шла именно о государстве, о власти, о разных критериях власти | Учащиеся озвучивают свои наблюдения | Слушают друг друга. Предлагают свои варианты | Подсчитывают количество баллов в «Листе самооценки учащегося» |
7. Рефлексия | 2 мин | Саморефлексия | Оценивают свой эмоциональный настрой на уроке | Ученики поднимают карточки | Определяют результат работы в цветных карточках настроения | |
8. Домашнее задание | 1 мин | Слайд 20. Домашнее задание: Исследование Конституции РФ, Степного Уложения Республики Калмыкия: записать в тетрадь статьи описание органов власти в Российском государстве и в Республике Калмыкия | Записывают в тетрадь | |||
9. Оценка деятельности учащихся | 1 мин | Учитель просит учащихся завершить заполнение Листов самооценки, совместно анализируя работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. Учитель: - Урок окончен, ребята, спасибо большое за сотрудничество. До свидания! | Завершают заполнение Листов самооценки, передают их учителю. |
Лист самооценки учащегося на уроке Ф.И. ________________________________________________________________ | ||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 |
«+» - выполнил правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности; -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе Твоя оценка: _____ | ||||||
Твоё настроение в целом на данном уроке: подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета | ||||||
Оценка учителя: ______ А Б В |
Лист самооценки учащегося на уроке Ф.И. ________________________________________________________________ | ||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 |
«+» - выполнил правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности; -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе Твоя оценка: _____ | ||||||
Твоё настроение в целом на данном уроке: подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета | ||||||
Оценка учителя: ______ А Б В |