3 Вклад в повышение качества образования 3.1 Выступления на семинарах, МО и НПК
«Междисциплинарное образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Элистинская многопрофильная гимназия
личностно ориентированного обучения и воспитания»
Тема
«Междисциплинарное образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».
Учитель
истории, обществознания и ИКРК
ЭМГ г. Элисты
Болдырева Лидия Хулхачиевна
Элиста 2019
Оглавление
Введение
§1. Понятие интеграции и теоретические основы проблемы интеграции и формирования знаний и умений.
§2. Исторический аспект получения знаний и навыков посредством интеграции закономерных явлений, событий в эволюции человека.
§3. Разработка проблемы интеграции на современном этапе, как педагогическое явление.
§4. Виды интеграции, как средства активизации познавательной деятельности школьников.
§5. Интеграция в преподавании предметов гуманитарного цикла.
§6. Точки соприкосновения в интеграционном процессе по формированию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
§7. Возможные модели интеграции.
§8. Уровни интеграции.
§9. Средства и формы обучения для интеграции знаний. Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.
Выводы.
Список используемой литературы.
Приложение № 1.
Презентация «Междисциплинарное образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».
Приложение № 2.
Проектно – исследовательская работа (реферат) «Междисциплинарное образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».
Введение
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением целой картины мира, с пониманием глубины связей и процессов, представляющих данную картину.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают необходимость преодоления узкопредметного подхода в образовании и междисциплинарное образование предметов школьного курса. Проблема актуальна, поскольку не все школьники в процессе обучения видят взаимосвязь отдельных школьных предметов, а без нее нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы и общества.
Впервые интерес к проблеме возник еще в трудах Я.А. Коменского «Всё – и самое большое, и самое малое так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое».
Коменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться.
В этих положениях педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы, какой является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.
В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.
Различные аспекты проблемы междисциплинарного образования, как основы разработки интегративного подхода к содержанию образования, также рассмотрены в трудах таких выдающихся российских ученых, педагогов, психологов современности, как В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Н.А Менчинская и других.
Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Междисциплинарное образование принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.
«Междисциплинарное образование - есть процесс интеграции связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что корни процесса лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей.
Главная цель работы - раскрыть сущность междисциплинарного образования и как инновационной формы работы в обучении.
Задачи:
1. Изучить имеющиеся теоретические вопросы, являющиеся основой нашей работы.
2. Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников.
3. Разработать практические рекомендации по созданию условий интегрированного обучения.
Объектом изучения является учебный процесс. Предметом вступает сам процесс междисциплинарного образования учебных предметов в школе.
4. При написании данной работы основными методами были изучение и анализ проблемы, эксперимент, наблюдение, обобщение.
§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования.
В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Исторический аспект междисциплинарного образования знаний, умений и навыков нам показывает сам закономерный цикл их формирования. Человечество, не имея представления о причинах проявления многих событий и процессов, самостоятельно получало знания.
Интеграция как явление возникла на фоне растущего объема знаний к происходящим вокруг человека явлениям, событиям. Это вело к углублению познания.
На этой базе все нового и нового числа достижений человеческого разума рождается истина.
Единство созерцания, наблюдения, умозаключения порождает совершенствование ума (разума), преодоление пробелов в знаниях. Познание истины порождало другие вопросы, на которые требовались ответы. Поэтому союз полученных знаний направляется на продолжение добычи знаний.
Задача педагогической науки - помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.
Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам начальной школы.
Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. "немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать "всё о немногом", а это уже специализация на новом междисциплинарном уровне. Ведь невозможно изучить химию, не познав основ математики и физики.
"В конечном счёте, интеграция дисциплин должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единство природы и человека, земли и космоса.
§3. Разработка проблемы интеграции на современном этапе, как педагогическое явление.
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
Вопрос междисциплинарного образования - не только о создании программ, но и об учебниках, об уроке. Создание новых курсов требует пересмотра учебного плана.
Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков учебного процесса. Он определяет номенклатуру дисциплин, последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы контроля и т.д. Учебные планы общеобразовательной школы страдают серьёзными недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют предметы, на которые отводится малое количество часов.
По некоторым причинам возникают трудности в организации учебного процесса. Результатом чего оборачивается недостаточное качество обучения.
Выходом из такой ситуации представляется ликвидация многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность.
"Снимается проблема отношения учащихся к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля. Междисциплинарное обучение способствует формированию научной картины мира.
Таким образом, кооперация учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования.
Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна междисциплинарная интеграция предметов? Она предполагает выполнение трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.
Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции.
К позитивным факторам следует, прежде всего, отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ученика, которые в традиционном обучении используются недостаточно.
Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов
- можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.
И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали методики, а самое главное цели, были понятны и интересны.
Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение.
Создание интегрированных курсов названо одной из задач обновления содержания и методов начальной школы. Обсуждение этой животрепещущей темы привело к выделению некоторых её аспектов:
1. Можно и нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах в начальной школе и в целом в образовательной области? «Природоведение» и «Окружающий мир», «Обществознание» и «Краеведение» и др. – курсы, объединившие, по меньшей мере, семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению.
Математика - сам по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Наиболее близкий мне предмет «история» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь обществоведческой наукой, история способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. Но, опять же, только синхронизировав подачу материала по всем гуманитарным предметам и не только гуманитарным, можно создать такую картину.
Нынешним поколениям учащихся предстоит жить и трудиться в XXΙ веке. Именно им придется сохранять и приумножать общечеловеческие ценности: мир, свободу, здоровье человека и благоприятное состояние окружающей его среды. Поэтому интеграция предметов просто необходима. Мысленно совершая далекие путешествия с выдающимися землепроходцами и мореплавателями к неизведанным землям, осваивая новые территории и строя города, вместе со своими далекими предками учащиеся открывают для себя процесс становления и развития духовного мира человека на протяжении всего исторического периода. Они начинают задумываться над тем, что двигало людьми, стремящимися, преодолевая огромные трудности, познавать мир и созидать собственную культуру. Формируется чувство патриотизма.
2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?
Речь пока не идёт о конкретном решении, а лишь о направлении поиска. Есть пути, которые возникают естественным образом и объясняются легко даже: на уровне здравого смысла. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд. Общим предметом здесь должно быть народное творчество, искусство.
§ 4. Виды междисциплинарного образования, как средства активизации познавательной деятельности школьников.
Интегрированный курс - (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и так далее) - автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интегративное задание – разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин.
Проблема познавательной деятельности получила широкое распространение в психологии. Изучением этой проблемы заняты многие психологи. Понятие "познавательной активности" М. И. Лисина определяет следующим образом.
"Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие и специфические. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение.
К общим видам относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний".
К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания.
Полноценное усвоение знаний предполагает так же формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приёмы, характерные для той или иной области знаний. Эти приёмы познавательной деятельности, отражая специфические особенности определенной научной области, менее универсальны, не могут быть перенесены на любой другой предмет. Однако и специфические виды познавательной деятельности нередко могут быть использованы в целом ряде предметов. Судя по этому, межпредметные связи должны реализовываться по линии не только логических, но и специфических видов деятельности.
Важно также отметить, что приёмы познавательной деятельности могут быть сформированы на разном уровне общности.
Итак, нельзя заботиться о знаниях, не заботясь о деятельности, в которую эти знания входят. При изучении любого предмета надо заботиться не о количестве изученных фактов и не о количестве выработанных навыков, а о формировании обобщённых видов познавательной деятельности - логических и специфических.
Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время, необходимое для обучения.
Применение методов междисциплинарного образования совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно - познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.
Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.
§5. Междисциплинарное образование в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Учащиеся должны научиться соотносить знания по одному предмету при изучении других, например, истории и обществознания, литературы и географии, регионоведения и биологии, математики и экологии, экономики и информатики, физики и музыки и др.
История (др. - греч. ἱστορία) область знаний, часто продукт обыденного познания, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека, становления его как личности, его деятельности, мировоззрения, социальных связей, организаций в прошлом. Предполагает интеграцию всех школьных дисциплин.
Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Предполагает интеграцию всех школьных дисциплин.
На уроках истории и литературы целесообразно при изучении восстания Е.Пугачева, упомянуть сказку старой калмычки, рассказанную герою рассказа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина о диалоге орла и ворона, отметив тем самым мудрость калмыцких предков и закрепить знания по истории культуры калмыков.
Также уместно применение в интеграции уроков истории и литературы обзора трилогии В.Г. Яна при изучении монголо-татарского нашествия в истории древней Руси, «Войны и мира» Л.Н.Толстого, когда речь идет о войне 1812 года, об участии калмыков в этой войне. При изучении восстания декабристов и его последствий для Пушкина, уместно пояснить учащимся причину появления Пушкина в калмыцкой степи. Соответственно, и появления стихотворения – мадригала «Прощай, любезная калмычка».
Здесь прослеживается и воспитательная линия патриотизма, и осознание причастности к развитию мировой (всеобщей) истории, формирование абстракции и навыков проектно – исследовательской работы.
Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный, или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока.
Социальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.
Учащиеся, осознав взаимосвязь изученных исторических событий, социальных процессов, природных явлений, легко готовят презентации на основе полученных в процессе интегрированного урока знаний.
Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.
Контрольные работы по курсу могут проходить или как защита творческой работы, или как зачёт. Интересны зачёты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по теме, решение задач проблемного характера, зачёт-конкурс или аукцион.
Всё вышеуказанное в большей мере можно отнести к среднему звену школы.
Междисциплинарное образование в преподавании краеведения
- Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения, места рождения, их выдающихся достижений и т. д.
2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея, география их миграций внутри и за пределами страны.
3. Мое село (город, государство): прошлое, настоящее, перспективы развития; топонимика населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.
§ 6. Точки соприкосновения в интеграционном процессе по формированию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Школьные предметы имеют свои точки соприкосновения.
Это:
а) образы времени
б) работа с первоисточником, текстом, документами;
в) представление человека определенной эпохи;
г) изучение истории родной земли, края, изучение истории местного самоуправления и т.д.
И как результат – проекты учащихся.
§7. Возможные модели интеграции.
Возможные модели интеграции:
Ι. Создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области с сохранением удельного веса предмета.
ΙΙ. Сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных, а также предметов близких образовательных областей, где один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
ΙΙΙ. Через профильную специфику, которая представлена, например, в курсах типа «История медицины», «Общество и экономика» и др.
ΙV. Возможна интеграция, при которой последующая тема вытекает из предыдущей.
Таким образом, сегодня происходит синтез моделей обществоведческих, гуманитарных, естественных наук, так как решение любой серьезной проблемы, поиски выхода из экономических тупиков, из экологического кризиса, требует потенциала не отдельных наук, а всего их комплекса.
Многие исследователи считают, что в необычной ситуации интегрированных уроков учащиеся психологически более готовы к установлению межпредметных связей, что не всегда успешно удается на обычном уроке.
Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:
- во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
§ 8. Уровни интеграции.
Существуют уровни интеграции:
Первый уровень - интеграция естественно - научной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин.
Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ
Третий уровень - за счет осуществления и усиления практической направленности всего цикла предметов
Четвертый уровень - методичное использование общенаучных методов познания.
В связи с этим уместно утверждение, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязь между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими должны стать те уроки, где процесс интеграции изучаемых предметов является естественным и увлекательным.
§ 9. Средства и формы обучения для интеграции знаний. Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.
- Межпредметная проблемная ситуация - спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения
Межпредметная проблемная ситуация и межпредметная учебная проблема являются основой вовлечения школьников в процесс самостоятельной проблемно-поисковой деятельности, а также важнейшим средством ее направленной мотивации и управления.
Межпредметная проблемная ситуация - это создание учителем состояния интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри - и межпредметной интеграции.
В процессе обучения любая межпредметная проблемная ситуация реализуется в виде конкретной межпредметной учебной проблемы.
Под межпредметной учебной проблемой понимается форма практической реализации возникающей в предметном обучении проблемной ситуации межпредметного характера.
- Межпредметные проекты.
Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике.
Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей.
Первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся их разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей
Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К первым можно отнести: умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации), анализ сообщения, выводы и т. п., умение работать с разнообразным справочным материалом.
Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам учебной деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а мною вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.
К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Выводы
Много проблем у процесса междисциплинарного образования, но он активно и должен постоянно осмысливаться и корректироваться. Одна из проблем в этом плане - подготовка учителя в этом направлении, совершенствование его педагогического опыта.
Конечно, при интегрированном подходе к процессу обучения учителя должны постоянно заниматься самообразованием, необходимы спецкурсы по культурологии, по изучению смежных дисциплин, выход за рамки узкопредметного подхода. Используя интеграцию на уроках, мы должны создать целостную картину мира у своих учеников, показать, что все явления в мире взаимосвязаны, помочь ими найти свое место в этом мире.
Следовательно, на современном этапе образования от учителя требуется подача своего материала в связи с другими предметами и науками. Интегрирование как нельзя более соответствует цивилизованному подходу к изучению истории человечества, восстанавливает естественную взаимосвязь идей, событий судеб, имевших место в одной пространственно-временной реальности, но искусственно разделенных. Интегрированные уроки формируют прочные хронологические и смысловые соответствия. У ребят складывается панорамное видение эпохи, охватывающее все стороны действительности. Поэтому учитель сам, прежде всего, должен видеть все события и явления во взаимосвязи и показывать в процессе своей деятельности учащимся. Конечно же, здесь на первый план выходит самосовершенствование и самообразование. Учитель постоянно должен работать не только над повышением уровня своего образования, но и искать новые формы и методы работы.
Таким образом, междисциплинарное образование и обучение - это способ развития творческого потенциала современного учителя и отличная площадка для подачи многоуровневых знаний посредством изучения причинно - следственных связей.
Список используемой литературы
1. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов //Советская педагогика. – М.1957. - № 9
2. Разумовский Б.Г. , Тарасов Л.В. Развитие общего образования: междисциплинарное образование и гуманитаризация. // Советская педагогика – М. 1988
3. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной, активности. // Вопросы психологии. – М. 2002
4. Маркова А.К. Нормирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение. - 2003. -
5. Браже Т.Г. Междисциплинарное образование в современной школе. - М. - 2006.
6. Юркевич B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. - М.; Просвещение. - 2006.
7. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение. – 2007
8. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //Педагогика. – М. 2007.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 2008
10. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. – 2008
18. Интернет – ресурсы сайтов «Педсовет.su», «Учительский портал», «Первое сентября», «PROscholu.ru», «Я иду на урок истории» и др.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Истинная жизнь происходит не там, где совершаются большие внешние изменения, где передвигаются, сталкиваются, дерутся, убивают друг друга, а она происходит только там, где совершаются чуточные изменения в духовном сознании людей.
Лев Толстой «Круг чтения»
Русская православная церковь в военной истории Отечества
К 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне
с немецко-фашисткой Германией (1941-1945 гг.).
Военная история России – это череда мужественных и героических страниц.
Русский народ, несмотря ни на какие катаклизмы в экономике, политике, культуре, всегда отстаивал свою свободу, независимость и суверенитет. С убеждением непременной победы, молясь своим святым, даже если это было запрещено советской атеистической политикой, народ вставал на защиту Родины.
Становление Российского государства практически совпало с Крещением Руси. В течение многих веков Русская Православная Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников. В военных конфликтах между русскими княжествами православная митрополия выступала как особая сила. Когда у священников спрашивали, на чьей стороне Церковь? Священнослужители отвечали:
- На той, где народ!
Это имело огромное значение, потому что народ всегда чувствовал эту духовную поддержку, когда, казалось бы, не оставалось никакой надежды.
И сегодня, в преддверии 80-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. с немецко-фашисткой Германией мы вновь вспоминаем о роли Церкви в тяжелые годины лихолетья.
Если сделать экскурс в древность, красной линией просматривается величайший вклад священнослужителей, когда, практически одновременно, Русь подверглась нашествию и с востока, и с запада, то можно четко увидеть ту силу, которая сплачивала народ – это Церковь, взявшая на себя руководящую роль в период бессмысленных междоусобиц русских князей, боярства, едва не погубивших молодое государство. Лишь настоящие патриоты Русской земли, такие, как святые Борис и Глеб, которые, избегая распри и, не посягая на княжеский престол, все же расплатились своими жизнями ради мира на родной земле. Александр Ярославич (Невский), усмирив свою гордыню и прощая обиду, вышел на высшее своё назначение – защитить Северную Русь от крестоносцев. Русская церковь причислила этих героев к Лику святых, поддерживая настоящий патриотизм, мужество, стойкость и преданность своему народу.
Но и в будущем немало испытаний выпало на российскую государственность, и лишь немногие агрессоры могли понять русский менталитет и проявить понимание святых для народа основ.
Замечено, что Золотая Орда была основана на иных принципах государственно-церковных отношений. Согласно обычному праву и кодексу законов «Яса» и заветам Чингисхана, золотоордынцы лояльно относились ко всем конфессиям и их служителям. Монгольские ханы наделили православную митрополию привилегиями, освободили ее от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Русская Церковь также старалась наладить хорошие отношения с Золотой Ордой. Здесь нельзя умалить роль святого слова, практики милосердия и сострадания, которые, по легенде, завещал верующим основатель христианской веры – Иисус Христос. Такая политика спасла множество традиций, множество национальных элементов, множество жизней…
Позиция православной митрополии по отношению к Золотой Орде начала меняться в начале XIV века. Это связано с тем, что при хане Узбеке государственной религией был избран ислам. Повторилась ситуация середины XIII века. Только теперь основам православия угрожали не католики, а мусульмане. В этих условиях православная митрополия сделала ставку на Московское княжество, как наиболее динамично развивающееся и лояльное к церкви. Дело в том, что военные вторжения с запада и востока сопровождались разным идеологическими взглядами на православие. За рыцарями стояла католическая церковь - непримиримый противник православия. Победа рыцарей означала поражение Православной церкви на Руси.
В 1448 московская православная митрополия стала автокефальной.
С этого момента она начинает приобретать черты национальной церкви, что стало особенно важным в связи с изменившейся геополитической обстановкой. А в 1453 году под натиском турок-османов, проповедующих ислам, пала и сама Византийская империя. В последней четверти века на Руси утверждается господство Московского княжества. С этого времени московская митрополия открыто поддерживает его князей в военных конфликтах со своими противниками.
Святитель Филарет, митрополит Московский, ныне причисленный к Лику святых, говорил: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и ненавидь врагов Божьих». Отдать жизнь за Родину — значит, исполнить заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, ибо «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
«Не в силе Бог, но в правде»: этими словами Александр Невский вселил веру в победу своей дружины против шведских захватчиков. Вера имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них - Куликовская битва. Перед битвой великий князь Московский Дмитрий прибыл в Свято - Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял напутственное благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, который отправил с князем двух своих иноков - Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю. По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского.
«И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух православия сплотили удельных князей и весь многонациональный российский народ, создав условия для возрождения России. Прошли годы, столетия…
Многие из священнослужителей уже в XX веке своей кровью запечатлели на поле брани любовь и верность Отечеству. Так было и в годы Великой Отечественной войны, на поле боя священник служил молебен и со святым Крестом и святой водою обходил окопы и благословлял защитников.
Русская Православная Церковь, столетиями созидавшая единое государство, лишенная всего своего достояния после прихода к власти большевиков, посчитала святым долгом в годы тяжких испытаний взойти на общерусскую Голгофу. В советское время, в условиях тоталитарного политического режима, вопрос о роли Православной Церкви в достижении Великой Победы замалчивался. Митрополит Сергий 22 июня 1941 г. в послании к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», призывал православных русских людей «послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может», дабы «развеять в прах фашистскую вражескую силу».
Этот призыв получил очень широкий отклик среди духовенства и простых верующих и в осажденном Ленинграде. Здесь действовало десять православных храмов. К настоящему времени это уже описано в научной литературе и отражено в музейных экспозициях. В подвальных помещениях ряда храмов (например, Спасо-Преображенского собора) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одновременно – отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа. Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки.
На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не были закрыты мешками с песком.
Подобное использование Казанского собора в целях пропаганды патриотизма продолжалось до полного снятия блокады города в январе 1944 года, хотя храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись.
Большую роль в патриотическом воспитании играла и Александро-Невская лавра.
На немецких фронтовых картах лавра была обозначена как объект стратегический, военный. И неспроста: в начале блокады лавру превратили в укрепрайон с девятью опорными боевыми точками. Красивейший, не имеющий аналогов Свято-Троицкий собор с его бесценными скульптурами работы Федота Шубина был превращен в склад боеприпасов. Между тем это вообще единственный в стране православный храм, украшенный скульптурами.
Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям сыграло чрезвычайную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с городом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность и история захоронений знаменитых русских полководцев – святого князя Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
В честь всех этих великих людей учредили ордена в советских вооруженных силах. К могиле Александра Суворова, захороненного в усыпальнице Благовещенской церкви, приводили отряды военнослужащих, отправляющихся на фронт, на защиту родного города. Возле могилы в то время специально установили знамена и транспаранты. Здесь воины принимали присягу.
Конечно, тогда никто не говорил о религиозном аспекте. Но кто знает, какие чувства испытывали те, кому предстояло идти в бой? Многие военнослужащие тайно носили на себе крестики, читали молитвы. Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?!
Делать выводы каждому из нас...
Слайд.
Листочек со стихотворением, найденный в кармане погибшего в 1942 году солдата.
В первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время.
«Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!»
После литургии, запершись у себя в келье, местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов.
Между тем немцы, перейдя границу, стремительно продвигались по советской территории. На захваченных землях они проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду. Разумеется, делалось это не из любви к христианству. Обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании.
Об отношении к церковному вопросу красноречиво говорит оперативный приказ №10 Главного управления безопасности рейха.
В нем, в частности, указывалось: «…с германской стороны ни в коем случае не должно явным образом оказываться содействие церковной жизни, устраиваться богослужений или проводиться массовых крещений. О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особенно следует следить за тем, чтобы не состоялось прежде всего никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно».
Тем временем пропагандистские действия немецкого руководства по открытию храмов не могли не вызвать соответствующей ответной реакции Сталина. К этому его побуждали также и те движения за открытие церквей, которые начались в СССР уже в первые месяцы войны. В городах и селах собирались сходки верующих, на которых избирали исполнительные органы и уполномоченных по ходатайствам об открытии храмов. На селе такие собрания нередко возглавляли председатели колхозов, которые собирали подписи за открытие церковных зданий и затем сами выступали ходатаями перед исполнительными органами. Нередко бывало, что работники исполкомов разного уровня благосклонно относились к ходатайствам верующих и в рамках своих полномочий действительно способствовали регистрации религиозных общин. Многие храмы открывались стихийно, даже не имея юридического оформления.
Все эти процессы побудили советское руководство официально разрешить открывать церкви на территории, не оккупированной немцами. Преследования духовенства прекратились. Священники, находившиеся в лагерях, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов.
Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом, ковавших победу русского оружия. Под Ленинградом в поселке Вырица жил известный сегодня на всю Россию старец, иеросхимонах Серафим (Муравьев). В 1941 году ему было 76 лет. Болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Очевидцы передают, что старец любил молиться перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского. Икона преподобного была укреплена на яблоне в саду престарелого священника. Сама яблоня росла у большого гранитного камня, на котором старец, по примеру своего небесного покровителя, совершал на больных ногах многочасовые моления. По рассказам его духовных чад, старец часто говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…»
В те же годы в Архангельске, в Свято-Ильинском кафедральном соборе служил тезка вырицкого старца – игумен Серафим (Шинкарев), до этого бывший насельником Троице-Сергиевой Лавры. По воспоминаниям очевидцев, нередко он по нескольку дней пребывал в храме на молитве за Россию. Многие отмечали его прозорливость. Несколько раз он предсказывал победу советских войск, когда обстоятельства прямо указывали на печальный исход сражения.
Архимандрит Серафим (Шинкарев)
Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.
Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нес ночные дежурства и в случае необходимости принимал участие в тушении пожаров. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего за годы войны прихожане Ильинской церкви собрали 185 тыс. рублей. Работа по сбору средств велась и в других храмах. По проверенным данным, за три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей.
О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствуют постановления Моссовета от 19.09.1944 и 03.01.1945 гг. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы». Признание властью за Церковью ее заслуг в деле защиты Отечества выразилось еще и в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху.
Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства.
Новый вектор церковно-государственных отношений в итоге позволил укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысл Божий и Его благое произволение о России.
Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?!
Делать выводы каждому из нас...
Особое внимание хотелось бы уделить моменту середины периода Великой Отечественной войны, когда Правительство СССР внезапно проявило внимание к деятельности РПЦ.
Для Русской православной церкви ХХ век стал временем тяжелейших испытаний, основная часть которых пришлась на семидесятилетний советский период. В расколотой политическими противоречиями стране одна из главных ее опор — церковь — тоже пережила и раскол, и сильнейшее давление со стороны официальной власти, и постепенную потерю поддержки в обществе, но все-таки сумела сохранить себя как общественный институт. И в этом существенную роль сыграли события, развернувшиеся в годы ВОВ. Поздним вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча Иосифа Сталина с тремя иерархами Русской православной церкви, с которой и началась первая религиозная «оттепель» в Советском Союзе.
Окончательный вопрос о том, в какой момент представители и фактические высшие на тот момент иерархи Русской православной церкви придут на встречу в Кремль, был решен за несколько часов до разговора. Как отмечал в своей записке полковник Георгий Карпов, капитан госбезопасности (это специальное звание соответствовало армейскому званию полковника), днем в субботу, 4 сентября 1943 года, его вызвали к Сталину, и тот распорядился позвонить митрополиту Сергию, пригласить его и двух его сподвижников на встречу. Дату ее тоже можно было выбирать: или ближайший поздний вечер, или любой последующий день в течение недели. Иерархи, которые наверняка уже были подготовлены к предстоящей встрече и обсудили между собой все возможные приобретения и потери, которые она сулила, не стали тянуть и согласились приехать в Кремль поздним вечером 4 сентября.
Два часа без пяти минут, которые занял разговор митрополитов со Сталиным, стали поворотными в истории Русской православной церкви ХХ века. За это кратчайшее время она сумела вернуть себе право на подготовку новых священников и издание собственного журнала Московской патриархии, право на открытие новых храмов и восстановление старых, добиться амнистии для осужденных священников и предложения (а по сути — распоряжения) как можно быстрее провести архиерейский Собор и избрать нового патриарха. Решение по последнему пункту, согласно записке Георгия Карпова, принималось так: «Митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда товарищ Сталин, улыбнувшись, сказал: "А нельзя ли проявить большевистские темпы?" Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3–4 дня. После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября».
Историки церкви и исследователи советской истории до сих пор спорят о том, что стало причиной столь кардинальной смены отношения советской власти к Русской православной церкви. Вне всякого сомнения, церковь после начала Великой Отечественной войны проявила себя как сила, способная консолидировать общество и подвигнуть его на жертвенность в деле борьбы с фашизмом.
Считается, что аргументом в пользу изменения отношений государства с церковью могло стать и внешнеполитическое давление: накануне Тегеранской конференции Сталину требовалось сделать все, чтобы заручиться поддержкой союзников и иметь возможность выдвинуть им свои требования, а на Западе почти впрямую увязывали помощь СССР с решением вопроса о свободе совести в Советском Союзе. Возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что во время оккупации на захваченной территории было открыто множество православных приходов, которые теперь, когда началось освобождение этих земель, невозможно было просто взять и снова закрыть, но при этом необходимо было легализовать их и удержать под контролем.
Скорее всего, при принятии решения о восстановлении более-менее нормальных отношений между государством и церковью сыграли роль все эти факторы (верующие, кроме того, полагают вероятным еще и вмешательство высших сил, которые, по их мнению, вполне могли вдохновить руководство СССР на такой шаг). Но вне зависимости от того, чем руководствовался Сталин во время встречи с церковными иерархами, она круто изменила всю дальнейшую судьбу Русской православной церкви.
Подвиги соотечественников, включая священнослужителей, верой и правдой служивших и проявивших преданность Отчизне во все периоды истории, их патриотизм, самопожертвование, стойкость гражданской позиции, должны оставаться ярким примером гражданственности, мужества и верного служения Родине!
Мы помним! Мы гордимся!
Автор – учитель истории, обществознания, ОДНКНР и ИКРК
МБОУ ЭМГ г. Элиста
Болдырева Л.Х.