РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Разработки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Онлайн пианино | 26.99 КБ |
Конспект урока музыки для 7 класса «Героическая тема в русской музыке» | 25.69 КБ |
Разработка урока музыки для 5 класса по теме "Вокальная музыка" | 123.49 КБ |
Разработка урока "Музыка и литература" для 5 класса | 66 КБ |
5 класс конспекты уроков | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Пианино Онлайн
Пианино онлайн: описание. Бесплатное пианино онлайн, на котором вы можете играть с помощью компьютерной клавиатуры, мыши и даже с помощью вашего синтезаторе или цифровом пианино, подключенного к компьютеру через USB или MIDI провод.
Вы можете играть не только звуком пианино на клавиатуре, но и звуком органа, фортепиано и даже гитары. Качественное звучание и шикарный эффект реверберации создают очень реалистичное и богатое звучание музыкальных инструментов. Для игры Вам доступны все 7 октав (84 клавиш) виртуального синтезатора. Чтобы играть на онлайн фортепиано Вам не нужно устанавливать никаких дополнительных программ, все работает прямо в вашем браузере. Больше не нужен flash player, который считает потенциально опасным расширением для браузера.
Онлайн пианино для развлечений или обучения?
Пианино онлайн отлично подходит, как для развлечений и игр, так и для обучения на фортепиано. Если у вас пока нет настоящего инструмента, а играть хочется уже сейчас, то наше онлайн пианино идеально вам подойдет. Вы можете играть любые произведения, от простых мелодий до сложных классических произведений. Мы постарались сделать онлайн фортепиано, которое отлично звучит и удобно в использовании для всех любителей музыки.
Посмотреть видео: демонстрация возможностей онлайн-пианино. Как играть на онлайн пианино?
Для удобства игры на онлайн пианино компьютерной клавиатуре была разработана специальная раскладка, при которой каждой кнопке соответствует клавиша на виртуальном фортепиано. Раскладка очень напоминает реальные клавиши пианино, поэтому к ней очень легко привыкнуть и начать играть с удовольствием. Схема раскладки показана на картинке ниже. Так же на каждой клавише написано, какой кнопке она соответствует, так что вы никогда не запутаетесь. Нажатая клавиша для наглядности подсвечивается на виртуальной клавиатуре до тех пор, пока кнопка нажата.
Интерфейс пианино онлайн?
В левой верхней части – окно выбора инструмента, и типа реверберации. Вы можете выбрать один из доступных инструментов (пианино, фортепиано, орган, гитара) для игры на виртуальной клавиатуре. Так же, Вы можете подобрать тип реверберации (большой зал, средняя комната, маленький кабинет, церковный холл, и др.), чтобы придать звуку большей реалистичности и красоты.
В правой верхней части – регуляторы громкости онлайн пианино и реверберации. Интуитивно понятный интерфейс позволит быстро настроить звучание именно так, как вам нравится. Отрегулируйте громкость звука инструмента и количество реверберации на свой вкус и наслаждайтесь игрой!
В центральной части – навигатор клавиатуры. Поскольку все 7 октав не смогут поместиться в экран компьютера, а тем более мобильного или планшета, мы сделали удобный и понятный навигатор. Вы можете увеличивать и уменьшать масштаб клавиш онлайн пианино, двигаться в право и влево вдоль них. Раскладка будет автоматически подстраиваться под выбранную вами область.
В нижней части находится сама виртуальная клавиатура пианино онлайн. Приложение поддерживает multitouch, т.е. нажатие сразу несколькими пальцами на мобильных устройствах. Это позволит вам играть на пианино онлайн, как на настоящем инструменте, даже обеими руками.
Возможные проблемы при игре на онлайн фортепиано.
При тестировании приложения особых проблем не было выявлено, но мы все же не рекомендуем использовать браузер Internet Explorer и его приемника EDGE браузер, поскольку они не поддерживают современные технологии обработки аудио, что делает их непригодными для реализации работы приложения.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке по теме «Героическая тема в русской музыке»
для 7-ого класса
Ключевые слова: викторина, патриотическое воспитание, Героическая тема в русской музыке , М.И.Глинка , опера «Иван Сусанин» , А.П.Бородин , опера «Князь Игорь» , С.С.Прокофьев, кантата «Александр Невский»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
- Образовательная: Вспомнить произведения великих русских композиторов, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся, помочь им осознать ценность русского классического музыкального наследия.
- Воспитательная: Определять роль музыки в жизни человека; воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России. Воспитывать ценностное отношение к русской музыке, к великим произведениям русских композиторов, прославляющих героическое прошлое нашей Родины. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества.
- Развивающая: Научить находить многообразие связей музыки, истории и литературы; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Формировать основы музыкальной культуры обучающихся, как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности общения с классической музыкой для духовно-нравственного развития, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека, общества, в развитии мировой культуры.
Используемые технологии: информационная технология, коммуникативная технология, эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления, технология проблемного обучения.
Ресурсы урока: конспект урока, презентационный материал, мультимедийное сопровождение, фортепиано, интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальный и видеоматериал.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку. Итак, начнем. Внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на картины и прослушайте музыкальный фрагмент. (Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»). Вам знакома эта музыка? (Ответы обучающихся.) Вам знакомы персонажи, изображенные на картинах? (Ответы суворовцев.) Верно, это картины известных русских художников: Павла Корина «Александр Невский», костромского художника Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и Константина Васильева «Князь Игорь». Подумайте, как связаны между собой эти произведения искусства, что их объединяет, и предположите тему сегодняшнего урока. (Обучающиеся предлагают варианты темы урока).
Учитель: Вы правильно предположили. Тема сегодняшнего урока: «Героическая тема в русской музыке».
Учитель: Исходя из темы, предположите цель нашего урока. (Обучающиеся выдвигают свои версии.) Итак, цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины и воспитывать молодёжь, изучая героическую музыку?» (Обучающиеся отвечают, доказывают свое мнение.) Большинство ребят думают, что героические произведения нужны и очень важны. В течение урока мы попробуем разобраться, в чем ценность героических произведений русских композиторов, и каким образом они влияют на наши эмоции и чувства.
В подтверждение ваших мыслей я хочу прочитать слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие».
Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эту историю в музыке. Великие композиторы М.И.Глинка, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев и др. создали бессмертные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения и перенесемся в историческое прошлое. Представьте себя русскими воинами, сильными, смелыми, решительными.
Я предлагаю вам разделиться на три славные дружины:
1. Народное ополчение Минина и Пожарского, ваш герой - Иван Сусанин (ставит портрет героя на стол, ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя - Ивана Сусанина).
2. Отважная дружина князя Игоря (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя-князя Игоря).
3. Непобедимая дружина Александра Невского (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя - Александра Невского).
Учитель: Вы разделились на три дружины, у каждой дружины – свой герой. Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении. Посмотрим, у кого рассказ получится красочнее и интереснее.
Итак, первый герой – Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И.Глинки. "Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений». (Б. Асафьев). Давайте вспомним, что такое «опера».
Обучающиеся: Опера – музыкально-драматический спектакль, соединяющий различные виды искусства, среди которых главное место принадлежит вокальному искусству. Все герои в опере поют.
Учитель: Глинка определил основную идею оперы так: любовь к Отечеству.
О подвиге Ивана Сусанина нам расскажут представители народного ополчения.
Обучающиеся: Иван Сусанин - народный герой, отдавший свою жизнь во имя спасения Отечества. Был он простым крестьянином, жил в селе Домнино с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Поляки, задумав убить царя и захватить власть в свои руки, ворвались в дом Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он отвел их к царю и указал дорогу на Москву. Иван Сусанин притворно согласился, а про себя подумал: «Пойду, пойду. Заведу поляков в болото, в глушь, в трясину, в топь». Он тайком отправляет своего сына Ваню предупредить отряд ополченцев о грозящей опасности и ведет поляков в лесную глушь, в непроходимые болота. Когда поляки поняли, что Иван Сусанин их обманул, они жестоко расправились с ним, изрубили его до смерти саблями, но и сами не смогли выбраться из топких болот. Так героически погиб Иван Сусанин, спасая царя и родную землю от врагов.
Учитель: В опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!» Давайте вспомним, что такое ария?
Обучающиеся: Ария - сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.
Учитель: Послушайте отрывок из арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.
(Просмотр видеофрагмента арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»).
Учитель: Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?
Обучающиеся: Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества.
Учитель: Ария передает огромную внутреннюю силу человека, который встречает последнюю зарю в своей жизни. Иван Сусанин выбрал спасение Отечества, пусть даже самой страшной ценой - ценою собственной жизни. Но для него другого выбора нет. Давайте посмотрим фрагмент из оперы. (Просмотр видеофрагмента – гибель Ивана Сусанина).
Учитель: В эпилоге оперы звучит хор «Славься», народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества. Давайте и мы отдадим дань памяти нашим героям и все вместе исполним хор «Славься».
Обучающиеся исполняют «Хор «Славься».
Учитель: Еще один замечательный русский композитор - Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), был он не только композитором, но и талантливым ученым-химиком, совершил более 40 открытий в области химии <Рисунок 6>. И это не помешало ему создать великие произведения, музыкальные шедевры - жемчужины мирового музыкального искусства. Опера «Князь Игорь», над которой композитор работал 18 лет – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Композитор посвятил ее памяти М.И.Глинки. По мнению музыкального критика В.Стасова опера является славой и гордостью русской музыки. В основе либретто лежат события времен борьбы Руси с половцами, описанные в поэме Древней Руси 12 века «Слово о полку Игореве». Ребята, скажите, что такое «либретто».
Обучающиеся: Либретто – полный словесный текст оперы, балета, музыкально-драматического спектакля.
Учитель: Об образе князя Игоря из одноименной оперы нам расскажут представители второй дружины.
Обучающиеся: Князь Игорь – смелый, мужественный, отважный воин, всеми силами защищал русскую землю от ненавистных кочевников. В то время, как он со своей дружиной собирался выйти в поход против половцев, случилось солнечное затмение. Люди восприняли это как дурной знак и стали уговаривать Игоря отложить поход. Но мужественный отважный князь не испугался и сказал, что ему велят идти в поход долг и честь. В бою дружина князя была разбита, а сам он попал в плен. В плену князь Игорь глубоко переживает свое поражение, беспокоится за судьбу Родины. Половецкий хан, восхищенный смелостью и отвагой князя, держит его в плену как дорогого гостя, пытается подкупить, предлагает свою дружбу. Но князь Игорь сохраняет честь и достоинство и думает только о спасении своего народа и родной земли. Совершив побег из плена, он возвращается в родной город и собирает новую дружину, готовясь к новому походу.
Учитель: Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы. Находясь в плену, князь глубоко переживает свое поражение, его гложет чувство вины и бессилия.
(Просмотр видеофрагмента из фильма-оперы Романа Тихомирова «Князь Игорь» - ария Князя Игоря.).
Учитель: О, если бы он был на свободе, он бы все исправил и спас Русь от врагов! Основная, героическая тема арии полна неудержимого порыва и мужественной силы. Давайте, мы тоже проникнемся этими чувствами и исполним героическую тему арии.
Обучающиеся поют отрывок из арии князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».
Преподаватель: Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1938г. на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир <Рисунок 8>. И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата с таким же названием «Александр Невский» (1939). Скажите, пожалуйста, что такое кантата?
Обучающиеся: Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.
Учитель: О полководце Александре Невском, о его подвигах, воспетых С.С.Прокофьевым в одноименной кантате, расскажут представители третьей дружины.
Обучающиеся: Святой благоверный князь Александр Невский - великий полководец средневековой Руси. Всеобщую славу молодому князю принесла победа над шведами, одержанная им на берегу Невы в 1240 г. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 г. произошла еще одна знаменитая битва - Ледовое побоище, в которой Александр Невский также одержал победу над немецкими рыцарями. За подвиги во имя родной земли, за верность православной церкви, за веру Александр Невский был канонизирован, причислен к лику святых в 1380 году. В 1713г. по указу Петра I на месте, где князь одержал победу над шведами в Невской битве, в Санкт-Петербурге был построен храм - «Александро-Невская лавра». Учреждены также награды Александра Невского, которыми награждались особо отличившиеся в бою воины.
Учитель: Композитор С.Прокофьев воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте, люди русские» - это колокольный набат, призыв всех русских людей встать на защиту своей Родины. Предлагаю исполнить отрывок из хора «Вставайте, люди русские».
Обучающиеся исполняют Хор «Вставайте, люди русские».
Учитель: Контрастом к хоровым номерам по замыслу композитора должны были стать оркестровые фрагменты, изображающие вражеское войско. Военный прием рыцарей назывался «Скок свиньи» и композитор почти буквально трактует это название: «рычащие тембры низких духовых инструментов дополняются визгливым тембром флейт и диссонансами буквально скрежещущих скрипок. И все это поддерживается механическим неостановимым ритмом ударных. Но вот в бой вступает русское войско, и композитор буквально наглядно рисует лязг железа, бешеную скачку коней, грохот смертельной битвы. Такое звучание создает небывалое эмоциональное напряжение».
(Просмотр видеофрагмента из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»).
Учитель: Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?
(Ответы обучающихся: любовь к Отечеству, гордость за подвиги героев, стремление защищать Родину).
Учитель: Итак, сделаем вывод.
Обучающиеся: Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев. Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». Я вам желаю быть такими же смелыми и отважными, настоящими защитниками своего Отечества.
Учитель: Для того, чтобы понять, что вы усвоили и запомнили на уроке, проведем блиц-викторину. Внимание на экран, начинаем.
Учитель:
Проведем рефлексию. Продолжите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал….
- Для меня стало новым....
- Меня удивило……..
- Мне понравилось……..
- Я оцениваю свою работу на….
Учитель: Я хочу обратиться к нашим гостям и спросить, какая дружина, по их мнению, была сегодня лучшей?
Все отвечающие и выступающие суворовцы получают отличные оценки.
Домашнее задание: Ответить на вопросы на стр. 37, 39 учебника «Музыка 7 класс». Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Учитель: Всем большое спасибо! Всех благодарю за работу!
Предварительный просмотр:
Урок музыки по теме: «Вокальная музыка» для 5 класса.
Цель: определить особенности взаимодействия музыкального искусства и искусства слова (литературы) в песенном жанре, дать учащимся определение понятий «диапазон», «пение», «интонация», «речитатив»;
-развивать творческие способности учащихся, исполнительские навыки, воображение, умение интерпретировать музыкальные произведения;
-способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств, интереса и уважения к мировой музыкальной культуре.
Музыкальный материал: « O,Sole Mio» в исполнении Энрике Карузо, «Аве, Мария!» в исполнении Марии Каллас, «Если дружат музыка и дети» Ю.Чичков.
Тип урока: урок углубления в тему.
Методы:
по источнику получения знаний: словесный ,наглядный, практический;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Наглядность: портреты Э. Карузо и М. Каллас, презентация.
ТСО: ноутбук, CD диски.
Ход урока.
1.Организационный этап урока.
Дети входят в класс под. музыку.
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра «Верю - не верю».
Верите ли вы, что
-музыка взаимосвязана с такими видами искусства, как театр, литература, кинематограф, изобразительное искусство и другие? (Да.)
-сегодня народные песни исполняют в первичном варианте? (Нет.)
-народные песни исполняет только тот народ, который их сложил? (Нет).
-песня имеет куплетную форму? (Да).
-вариации - это вокальное произведение? (Нет)
-Н. Лысенко – выдающийся украинский композитор, дирижер, педагог? (Да).
-вокальная музыка появилась благодаря «дружбе» музыки и литературы? (Да).
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Нужно ли объяснять, что такое песня? Ведь это знает каждый, и у каждого есть свои любимые песни. Пение-это музыка, воспроизведенная человеческим голосом. Песня - от слова петь. С детства и до старости « человек с песней по жизни шагает». Огромный мир мыслей, чувств, образов заключен в этом самом простом и доступном музыкальном жанре. Мир этот велик уже по одному количеству песен Если вокальная музыка-это примерно половина всех существующих музыкальных произведений, то песня занимает здесь самое большое место .И не только по количеству, но и по широкой известности.
4. Изучение нового материала.
В одном из самых музыкальных городов мира, Вене, есть памятник: над неиссякающей струей воды стоит человек с волынкой в руках. Это памятник песне.
Давным-давно жил в Вене весельчак по имени Августин, который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих песен Августин сочинял прямо на ходу…
Где Августин, там радость и веселье. Где радость и веселье - там Августин.
Но однажды в город пришла страшная беда. И имя этой беде -чума. Страшная болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены.
И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели он не страшится смертоносной чумы? Как-то раз усталый Августин, возвращаясь домой ночью, забрел на окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал только о том, чтобы где-то немного поспать. Он прямо засыпал на ходу. Нога за ногу проплелся он еще немного по каким-то колдобинам и вдруг споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма. Чем не место для сна, да и ветер не дует. И проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А утром обнаружил, что попал он на кладбище и провел ночь в общей могиле для бедняков, сраженных ужасной болезнью.
Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой рассказывалось о том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил ее. Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.
Вместе с Августином эту песню запела вся Вена. Ив конце концов страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. Ведь это правда, что с жизнерадостными и сильными людьми ей справиться труднее, чем с людьми слабовольными…
А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.
Стоит на площади памятник Августину, и звучит по сей день веселая песенка-вальс «Ах, мой милый Августин». Но, конечно, лучший памятник песне - это она сама, ее звучание сегодня и всегда. Сколько лет песне? Сколько лет звучит она на свете?
Пели вельможи и рабы, воины и мирные граждане, ремесленники и священники, песня слышна высоко в горах и на море, звучит она среди вечных снегов и в космосе. Песня-радость, песня-символ, песня-призыв к труду и борьбе, размышлению и любви; песня - народная мудрость.
Сравним песню с другими вокальными жанрами: романсом, арией. В каждом из них соединяются два обязательных элемента: музыка и слово, но в каждом по-своему.
5. Ребус к слову романс.
Для разгадывания используйте первую букву слова на изображении
Р О М А Н С
-Учитель: Романс - одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Термин романс возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском( романском) языке.
Ария-вид вокального произведения ,исполняемого солистом. В опере ария-главный вокальный номер, исполняемый одним из оперных героев. Вокальную музыку можно исполнять соло, дуэтом, ансамблем (от 2 до 11 исполнителей) и хором (от 12 и более исполнителей). Голоса различаются между собой по звуковому диапазону, а также окраской звука - тембром. Обратимся к словарю.
6. Работа с учебником.
Диапазон-расстояние между самым низким и самым высоким звуками, которые может исполнить голос или инструмент. Голоса певцов делятся на группы:
Женские голоса: сопрано (высокий) колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико - драматическое, драматическое;
-меццо-сопрано (средний) :лирическое, драматическое;
-контральто (низкий)
Мужские голоса: тенор (высокий) лирический, драматический;
-баритон (средний) лирический, драматический;
-бас (низкий) высокий (по-итальянски basso cantante-певучий), низкий (по-итальянски basso profundo- глубокий).
Вопросы: Что же такое диапазон? На какие группы делятся голоса певцов? (Ответы детей).
Познакомимся с «Музыкальным калейдоскопом» (дети читают).
-Учитель: Мелодия музыкальной фразы рождается из интонаций словесного языка. Когда звучат отдельные короткие фразы, мелодия очень похожа на декламацию. Такое исполнение называют речитативом-от латинского-«читать вслух», «декламировать».
Речитатив-разновидность вокальной музыки, приближающаяся к речи.
-С каким стилем современной музыки можно сравнить речитатив?
Работа с опорным конспектом в парах.
7. Слушание музыки: «O, Sole Mio» в исполнении Энрике Карузо и «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас. Сравните голоса выдающихся певцов (регистр, сила, звонкость, мягкость).
8. Вокально-хоровая работа:
а) упражнения на дыхание, распевание;
б) исполнение «Если дружат музыка и дети» Ю.Чичков.
9. Закрепление изученного.
Ответы учащихся по опорному конспекту.
Продолжи предложение:
Разные виды искусства: музыка, живопись, литература тесно взаимосвязаны. Искусство слова, при помощи которого писатель передает свои мысли и чувства, - (литература).
В самой человеческой речи есть музыкальный элемент……(интонация), что является основой выразительности музыкальной речи. С речевой интонации рождается……(мелодия).
Так возникает…..(вокальная музыка).
Когда стихи и мелодия объединяются в ….(песне), они начинают жить как новое произведение искусства, в котором музыка и литература обогащают и дополняют одна другую.
Примером этого является….(«Песня на добро»), которую мы исполнили на этом уроке. Также мы узнали, что такое….(диапазон), на какие группы делятся голоса певцов и прослушали произведения в исполнении Э.Карузо и М. Каллас для того, чтобы лучше усвоить эти понятия.
«Паучок» (структурно-логическая схема). Определить ключевое слово (вокальная музыка).
Песня
Романс
Вокализ
Колыбельная
Ария
Хор
10. Итог урока.
Вопросы учащимся:
Какая музыка звучала на уроке?
Что запомнилось?
11.Анализ уровня активности учащихся, оценивание знаний.
12 Домашнее задание:
К какому тембру принадлежит ваш голос? Объясните, почему вы так считаете? Определите тембры голосов своих родственников и друзей.
13. Выход из класса под музыку.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке в 5 классе на тему «Музыка и литература».
Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы
Задачи урока
Образовательные:
- создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
- выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
Развивающие:
- развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
- учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
Воспитательные:
- Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
- Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Музыкальный материал:
- Аудиозаписи - П. И. Чайковский. «Финал симфонии №4» (фрагмент); М. И. Глинка. «Жаворонок» (1 куплет).
- Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»
Ход урока.
- Приветствие
- Проверка по журналу.
- Повторение:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас первый урок музыки в среднем звене.
Давайте с вами определимся, что мы будем делать в этом году и что нам нужно:
- Тетрадь общая 48 листов (на все три класса) – в которую мы будем записывать тему урока, какие-то понятия, а так же название песен, которые будем учить.
- За каждый правильный ответ я буду давать смайлики (показываю);
- Учить песни наизусть и сдавать у доски на оценку.
4. Музыкальное приветствие:
(учитель)
Начинается ребята,
Урок музыки у нас
Прозвенел звонок
И здравствуйте,
Очень рада видеть Вас.
(дети)
Здравствуйте учитель добрый
Вот пришли мы на урок
Все стараться будем, чтобы
Знания пошли нам в прок
5. Введение в новую тему урока:
Мы с вами будем работать по учебникам Сергеевой, Критской «Музыка» 5 класс. По этим учебникам мы учимся с 1 класса. В учебнике 5 разделов.
И мы начинаем знакомство с разделом «Музыка и литература».
И на уроке мы с вами выясним «Что же роднит музыку с литературой?» Это будет главная задача нашего занятия.
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
- Давайте, мы с вами определим, в каких же жанрах музыка соприкасается с литературой? (оперы, балеты, песня, романс, баллады, вокализы….)
- Назовите мне литературное произведение, на которое поставили балет, оперу или мюзикл? («Ромео и Джульетта», «Садко», «Руслан и Людмила», Сказка о царе Салтане, Снегурочка….. и др.)
На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.).
Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
- Как вы думаете, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Все вокальные жанры
Чтобы ответить на эти вопросы нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.
Для начала подумаем,
- ЧТО вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание своих произведений? Где тот источник вдохновения, откуда черпают идеи, темы, образы люди искусства? Возможно, это окружающая природа, люди…
Совершенно верно. И природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое.
- Как это можно назвать, одним словом? жизнь
Молодцы. Мы с вами нашли первую связь, объединяющую музыку и литературу: это наша жизнь, она подсказывает композиторам, поэтам, писателям темы для их произведений.
- Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Идём дальше. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.
- Догадались, о каком понятии идёт речь? Дети вспоминают про интонацию.
Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Вот вы нашли вторую взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.
По каким направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы:
- А где ярко проявляется союз музыки и литературы? В каких известных вам музыкальных жанрах? называют песню, романс и другие музыкальные жанры.
Давайте с вами вспомним р.н.п. Во поле березка стояла.
Звучит песня «Во поле березка стояла».
А теперь уберем из песни слова.
Звучит минус песни «Во поле березка стояла».
- Что получилось? Получилась мелодия. Песня нам уже не понятна, в ней нет слов, осталась одна музыка. И песней это уже не назвать.
И наоборот, убираем мелодию.
На экране слова песни.
- Это что? - Это просто стихи, а стихи это литература, и уже нет песни. Так что ж получается.
Не было бы песни без стихов и мелодии, так же как и оперы, мюзиклов и т.д.
Конечно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.
Третья взаимосвязь - поэзия
- Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
- А в каком жанре вокальной музыке больше всего раскрывается чувства человека? Романс
Романс - это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
А чтобы прочувствовать литературную основу в музыкальных произведениях, я предлагаю вам послушать произведение «Жаворонок» музыка М.Глинки, слова Н.Кукольника.
Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием.
- Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым).
Слушаем романс Глинки Жаворонок
- Каким будет дыхание певца? (спокойным, глубоким).
- Какой музыкальный инструмент аккомпанирует певцу? Пианино
- А какой женский голос исполняет произведение? Сопрано
- Как вы думаете, смогли бы мы определить чувства исполнителя, если бы не было музыки? Или стихов?
Возможно, могли бы, но не в полном объеме, вместе и стихи и музыка окунают нас в прекрасный мир чувств, переживаний, мы вместе с автором видим картину, чувствуем его настроение и переживания.
Легче слушать романс, когда слова перед глазами
Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения.
Мы выяснили ещё одну взаимосвязь - четвертую: это название, литературная программа музыкального произведения.
- Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Давайте мы с вами прослушаем фрагменты из сюиты «Пер Гюнт», а название пока не скажу
- Что вы себе представите под эту инструментальную музыку?
Слушаем «Шествие гномов» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
- Что представили?
А называется это произведение «Шествие гномов». Теперь легче будет представлять музыку, когда знаешь название.
Эдвард Григ взял за основу драму Ибсена и сочинил на нее музыку.
Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу – программу имеют многие инструментальные произведения.
Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, сказках, народных преданиях часто говорится о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.
- Вы знаете какие- нибудь легенды о силе музыки?
Вот, например, в древние времена врачи приходя к своим пациентам, приносили с собой колокольчик, и под звон этого инструмента спрашивали, как здоровье и больной отвечал, и волшебные звуки колокольчика лечили больного.
- Приведите пример, где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве? Дети вспоминают миф об Орфее, былину о Садко, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.
Молодцы. Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это пятая связь - проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.
А еще и музыку, и литературу объединяет общность жанров: В литературе: песня, романс, запевка; В музыке: сказка, поэма, баллада.
6. Итог урока:
А теперь давайте подведем итоги нашего урока:
- О каких двух великих началах, двух стихиях искусства мы разговаривали на протяжении урока? - Литература и музыка.
- Обращаясь к теме нашего урока, давайте скажем, так что же роднит музыку с литературой?
прежде всего:
- Общие темы из жизни
- Интонация
- Поэзия, становится основой многих вокальных произведений;
- Название произведение и там и там
- Образы - во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке.
- А что же стало бы с музыкой, если бы не было литературы, поэзии? Не было бы песен, романсов, мы никогда бы не услышали чувства, настроение, переживание героев произведений
7. Распевании.
8. Разучивание песни.
9. Д.З: Найти литературное произведение о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.