Работаем по ФГОС НОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации (2 слайд).
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: (3 слайд)
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: (4 слайд).
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга: (5 слайд)
1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3.Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4.Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5.Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6.Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга: (6 слайд)
-Универсальные учебные действия младших школьников;
-Психолого- педагогические условия обучения;
-Педагогические технологии, используемые в начальной школе
Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга:
данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД (7 слайд)
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
-Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
-Сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации: (8 слайд)
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
(Демонстрация образца папки по мониторингу (диагностике) УУД учащихся начальной школы) (9 слайд)
Оценка планируемых результатов
В мониторинг входит оценка уровня сформированности УУД учащихся (10 слайд)
Содержание оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме во всех предметных и метапредметных программах.
При этом важно оценить, может ли выпускник применить освоенное знание или умение в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, или он способен применить данное знание и умение в новой ситуации. С помощью заданий определить уровень достижения планируемых результатов: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.
Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
Данная информация является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их образовательных траекторий.
Для получения информации об уровнях подготовки обучающихся необходимо использовать в комплексных и предметных проверочных работах задания разного уровня сложности (базового и повышенного) по каждому планируемому результату.
Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа:
-по форме ответа;
-по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий;
-по используемым средствам при проведении работы;
-по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
В процессе планирования реализуются следующие основные задачи:
анализируется значимость образовательных результатов для итоговой оценки, осуществляется их отбор таким образом, чтобы полностью охватывать все планируемые результаты.
В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам: (11 слайд)
- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
-интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
-самоанализ и самооценка обучающихся.
Литература и Интернет ресурсы:
1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва. Просвещение, 2011г
2. Л.Я.Желтовская. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.УМК «Планета знаний».Москва, «Астрель», 2011г.
3. http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10001519
4. http://ditionary.fio.ru
Автор работы: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №190» Папанова Светлана Юрьевна
Г.Н.Новгород 2013г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основные виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Цель мониторинга Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга Универсальные учебные действия младших школьников; Психолого- педагогические условия обучения; Педагогические технологии, используемые в начальной школе
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; Сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
№ ФИ Ориентирование в учебнике Поиск необходимой информации для выполнения заданий Восприятие информации в виде текста, рисунков, схем Сравнение объектов: нахождение общего и различий Классификация объектов по заданным признакам окт май окт май окт май окт май окт май 1 Абрамов Андр н н н н с с н н н н 2 Базулин Олег н с н н н с н н н н 3 Балашова Дар с с н с н с н с с с 4 Войтенко Ан. н с н н н с н с н н 5 Галаева Светл с в с в с в в в с в 6 Голдобина Вал с с с с с в с в с с 7 Григорьева Д. н с н с с с с с н с 8 Захаров Алекс н с н с с с н с н с 9 Исаев Сергей н с н с н с н с н с 10 Кабишева Люб с с с с с с с с с с 11 Козлова Яна н с н с н с н с н с 12 Кокарев Денис н с н с н с н с н с 13 Коннова Анаст с в с с с в с с с с 14 Круглова Вер. с в с в с с с с с с 15 Лезин Федор н с н с н с н с н с 16 Малышев Кир. н с н с с с с с с с 17 Махова Викт. н с н с с с н с н с 18 Морозова Ал. с в с в с в с с с с 19 Мочалова Тат. с в с в с с с с с с 20 Петров Павел н с н с н с с с н с 21 Родионов Ден н с н с с с с с с с 22 Розов Алекс. н с н с н с с с с с 23 Ручкина Дар. н с н с н с н н н н 24 Силантьев Ал. с с н с с с н с с с 25 Соловей Алекс н с н с н с н с н с 26 Федоров Вал. с в с в с с с с с Высокий - 23% - 19% - 15% 4% 8% - 8% Средний 38% 73% 30% 70% 58% 85% 54% 80% 50% 77% Низкий 62% 4% 70% 11% 42% - 42% 12% 50% 15% Карта достижений познавательных УУД обучающихся 1 В класса школы №190 2011-2012 уч.года
Результаты итоговой диагностики обучающихся 1В класса школы №190 2011 – 2012 уч. год
Оценка достижения планируемых результатов Внутренняя и внешняя Субъективная или экспертная Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения Интегральная и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения. Самоанализ и самооценка обучающихся
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Ценностные ориентиры начального общего образования
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности
личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:
- из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;
- из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;
- из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
В частности, учебные предметы «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Окружающий мир».
Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
- умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу;
- ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
- формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:
- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
- формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Формирование УУД по предмету «Окружающий мир».
Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской личности.
Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения; в то же время происходит и активное формирование целого комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных УУД формируется: умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной и природной среде; осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья; умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, город Москву; описывать достопримечательности столицы, особенности некоторых зарубежных стран.
Изучение предмета способствует и формированию регулятивных УУД: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, с помощью чтения смыслового блока текста, выполнения заданий перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
- извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.);
- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;
- пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира;
- проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
- работать с информацией: обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Развиваются и коммуникативные способности учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
Предварительный просмотр:
“Использование элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе.”
Цель: показать значимость оздоровительных мероприятий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в учебной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1.Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.
Всемирной Организацией Здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”.
Пять основных советов доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Первый совет: «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».
Второй совет: «Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали».
Третий совет: «Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире».
Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.
Не нужно забывать и о дыхании. Урок начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Четвёртый совет: «Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!»
Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.
Пятый совет: «Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками.
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.
Уроки здоровья помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Большое внимание уделяю рассаживанию учащихся.
Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживаю ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Постоянно забочусь о сохранении психического здоровья детей, повышаю устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса провожу физкультминутки на уроках, уроки физической культуры. Слайд 11 Физические упражнения, и прежде всего, движение, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья,) всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно–мышечной. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
Гимнастика для глаз. Специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.
1.Раз – налево, два направо, А теперь по кругу смотрим,
Три – наверх, четыре вниз. Чтобы лучше видеть мир.
2. Массировать движениями пальца в течение минуты.
3. Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.
Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д)
Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.
Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.
Развивающие игры. «Запомни движения и повтори» Ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.
Креативные. (творческие) Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например: мячом можно «рисовать» На нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове. Фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.
Оригинальные движения. Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса на карете, девочка на качелях.
Сюжетно – ролевые игры. (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Например игра «Магазин игрушек» Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.)
Использование карточек. Например: «Летящая птица». «Разминка балерины», «Любопытный щенок» Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.
Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся
Формирую здоровый образ жизни младшего школьника на уроках математики. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. На этом этапе я знакомлю и обсуждаю с учащимися конкретные привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» – ответственное отношение к здоровью.
Задачи:
1. В сутки через легкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 месяц,1 неделю, 1 год?
2. Петя и Маша стали есть кашу одновременно. У обоих было по 300грамм каши. Через 15 минут Петя съел всю кашу, а Маша съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеет каша для растущего организма?
3. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходиться напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?
Провожу классные часы на тему:
«Доктор Айболит предупреждает», «Уроки Мойдодыра»,
«Уроки Здоровейки: как сохранить и улучшить свое здоровье»,
«Правильно ли мы едим?», «Зачем человек спит, или? Как сделать сон полезным?», «Как мы двигаемся?», «Что мы знаем о глазах», «Мы и наши зубы»,
«Как мы слышим», «Осанка», «Как укрепить свои мышцы»,
«Как избежать болезни», «Как избежать отравления» и т д
Родительские собрания:
«Можно ли ваш образ жизни считать здоровым»
«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»
«Здоровое питание и влияние на его здоровье»
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся
Обучающиеся класса принимают участие в школьных и городских соревнованиях по баскетболу, п/ болу, легкоатлетических кроссах, спартакиадах. Большинство учащихся посещают спортивные кружки. (Приложение 1)
Городской конкурс «Безопасное колесо – 2009» – II место, «Ориентирование на местности» -I место, «Туристический слет» – 2 диплома.
Высказывание философов о здоровье.
1.«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» Л.Толстой
2.«Здоровье – это единственная драгоценность. Монтень
3.«Первое богатство – это здоровье. Р. Эмерсон
Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач.
Библиографический список
1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома – 2005.
2.Жиренко А.Л., Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – Мастерская учителя, 2007.
3.Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 9, 2005 г. ,№ 4
Приложение 1
Занятость учащихся во внеурочное время в спортивных секциях и занятиях.
№ п/п | Название кружка | 2007 -2008 г. 2 класс | 2008 -2009 г 3 класс | 2009 -2010 г 4 класс |
1. | Плавание | 15 | 5 | 1 |
2. | Кудо | - | 6/5 | - |
3. | Рукопашный бой | - | - | 4 |
4. | Баскетбол | - | - | 5 |
5. | П/бол | - | - | 4 |
6. | Танцевальный | - | - | 7 |
7. | Лёгкая атлетика | 1 | 1 | 1 |
| Всего: | 16 | 17 | 22 |
Приложение 2
Анкета для учащихся 3 – 4 классов
- Ты любишь уроки физкультуры?
Да
Иногда
Нет, я бы их не посещал
Не знаю
2. Какое у тебя настроение после физкультуры?
Улучшается
Ухудшается
Как когда
Не обращал(а) внимание
3. Физкультура улучшает здоровье?
Да, улучшает
Не всегда
Нет
Затрудняюсь ответить
4. Когда тебе больше нравятся уроки физкультуры?
Осенью
Зимой
Весной
Не важно
Не знаю
5. Считаешь ли ты себя физически сильным (ой)
Да
Не совсем
Нет, так не считаю
Предварительный просмотр:
Тема: Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Докладчик: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №190»
Папанова С.Ю. 2013-2014 учебный год (МОУ нач. классов)
«Не судите о способностях по
легкости усвоения. Успешнее и
дальше идет тот, кто
мучительно преодолевает себя и
препятствия. Любовь к познанию
– вот главное мерило».
Антуан де Сент-Экзюпери
Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.
Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.
Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных стремления к поиску.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим.
Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.
Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.
Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, игровые программы, выставки, экскурсии и т.д.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель».
На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
1. Найди лишнее число в каждом ряду.
2. Зачеркни его.
3. Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания.
4. Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово.
5. Запиши его.
За время работы я обратила внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.
Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).
Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например:
- Работа в парах, задать друг другу вопросы;
- Игры на внимание;
- Провести небольшую беседу;
У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий.
На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково:
- У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты;
- Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;
- Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка.
Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности является следующее:
1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».
2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения.
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить более верное решение учебной задачи используем такой прием: детям предлагаем выбрать сигнал ответа:
- Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;
- Синий квадрат – могу доказать.
Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.
Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать все факторы, влияющие на формирование учебной мотивации.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-kak-uslovie-0
http://www.uchportal.ru/publ/16-1-0-962
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=527824
http://www.mamapapa-arh.ru/publ/metodicheskaja_kopilka_dlja_uchitelej/formirovanie_polozhitelnoj_uchebnoj_motivacii_u_mladshikh_shkolnikov/220-1-0-1758
http://festival.1september.ru/articles/591168/