Самообразование
Самообразование - это процесс обучения, который происходит самостоятельно, без участия преподавателя или других формальных методов обучения. Планы, разработки, распростронение опыта по теме самообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования учителя – логопеда МАДОУ д/с «Родничок»
Лобаревой Елены Викторовны
на 2022-2023 учебный год
2022 г.
Система работы педагогов по самообразованию.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года, следуя своему плану самообразования, ведется работа по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на педсовете.
План самообразования
Тема: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»
Целью которой является: развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через составления рассказов с применением технологии «синквейн».
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Разработать перспективный план работы.
- Оформить в курирующей группе логопедический уголок для родителей: «Логопед советует».
- Подготовит и провести семинар – практикум для педагогов по теме: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников».
- Подготовит и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Использование технологии «Синквейн» в работе педагогов».
- Разработать консультации, памятки и рекомендации для родителей и педагогов группы по теме: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»
Срок реализации:
1 год.
Предполагаемый результат:
Предполагается, что у детей к выпуску в школу сформируются понятия: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение»; сформируются умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли, умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Сформируется мотивация к изучению нового, неизвестного в окружающем мире.
Форма отчета по проделанной работе:
Доклад на педсовете.
Перспективный план на 2022 – 2023 учебный год по самообразованию на тему:
«Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь 1- 2 неделя | Изучение методической литературы по теме. Диагностика. | Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературы. Выявить уровень способности самостоятельно составлять и рассказывать рассказы. | Обследование связной речи. | Индивидуальные беседы с родителями подготовительной к школе группы № 6 «Буквоешки» о проблемах связной речи воспитанников по результатам обследования. | Круглый стол для педагогов подготовительной к школе группы № 6 «Буквоешки» «Обсуждение результатов обследования детей. |
3 - 4 неделя | «Знакомство с первой графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слова - первой графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово-предмет». Развивать понимание, что это слово должно отвечать на вопросы: Кто? Что? Обозначает это слово: живое – неживое. | Упражнения: «Живые звуки»; «Один – много»; «Кто назовет больше»; «Повтори так же»; «Собери слово». Знакомство с первой схемой – | Памятка: «Игры на формирование понятия: «слово-предмет» | Картотека игр для введения в словарь детей нового понятия: «Слова-предметы» обогащение и активизация словаря по лексическим темам. |
Октябрь 1- 2 неделя | «Знакомство со второй графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов – второй графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово- определение». Развивать понимание, что эти слова должно отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначают эти слова характеристику первого слова. | Упражнения: Д/и: «Назови признак»; Д/и: «Какой? Какая? Какое?»; Д/и: «Доскажи словечко» | Памятка: «Игры на формирование понятия: «слово- определение». | Семинар – практикум для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Картотека игр для введения в словарь детей нового понятия: «Слова-признаки» обогащение и активизация словаря по лексическим темам. |
3 - 4 неделя | «Знакомство с третьей графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов - третьей графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово-действие». Развивать понимание, что это слово должно отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Обозначают эти слова действие первого слова. | Упражнения: Д/и: «Назови действие»; Д/и: «Подбери действие »; Д/и: «Что делают?» | Памятка: «Игры на формирование понятия: «слово-действие». | Картотека игр для введения в словарь детей нового понятия: «Слова-действия» обогащение и активизация словаря по лексическим темам. |
Ноябрь 1- 2 неделя | «Знакомство с четвертой графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов - четвертой графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово-ассоциация». Развивать понимание, что эти слова должны отвечать на вопросы: Что ты думаешь об этом предмете? Как ты относишься к этому предмету? | Упражнения: «Сосчитай правильно»; «Один – много»; «Из чего сделано?». Упражнение «Из чего сделано?»; «Назови ласково»; «Кто какой» | Консультация на тему: «Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением творческого метода Синквейн» Изготовление памятки для родителей «Как применять метод синквейн в домашних условия для речевого развития детей» | Памятка: «Как применять метод синквейн для речевого развития детей группы» |
3 - 4 неделя | «Знакомство с пятой графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов - пятой графической схемой синквейна. Развивать понимание, что это слово должны отвечать на вопросы: Кто? Что? Назови, одним словом. Обозначает повторение сути первого слова. | Упражнения: «Подбери родственников»; «Знакомство с антонимами»; «Ласковое имя»; «Подбери словечко»; «Назови, одним словом» Знакомство с пятой схемой- | ||
Декабрь 1- 2 неделя | «Знакомство со всей графической схемой синквейна» (свободная тема) | Учить детей объединять: «Слова-предметы»; «Слова-действия»; «Слова-признаки»в предложения для обогащение и активизация словаря по лексическим темам. Формировать знания и умения детей в возрасте 6-7 лет составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна и через знакомство с условными обозначениями слов для составления синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Упражнения: «Составь синквейн» Учить детей объединять: «Слова-предметы»; «Слова-действия»; «Слова-признаки» в предложения для обогащение и активизация словаря по лексическим темам. | Игра – практикум: «Метод синквейна для составления рассказа» | Игра – практикум: «Метод синквейна для составления рассказа» |
3 - 4 неделя | Составление синквейнов по лексическим темам месяца. | Формировать знания и умения детей составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Схема – синквейн. Упражнения: «Кто назовет больше»; «Подбери родственников»; «Словесная путаница»; «Скажи наоборот»; «Назови ласково». «Кто может совершать эти движения?»; «Необычные цветы» Иллюстративный материал по теме. | ||
Январь | Составление синквейнов по лексическим темам месяца. | Формировать знания и умения детей составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Схема – синквейн. Упражнение « Путаница»; «Подбери признак»; «Слова приятели». Игра «Кто может совершать эти движения?» Иллюстративный материал по теме. | Рекомендации по составлению синквейнов по лексическим темам месяца. | |
Февраль | Составление синквейнов по лексическим темам месяца. | Формировать знания и умения детей составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Схема – синквейн. Упражнения: «Кто назовет больше»; «Подбери родственников»; «Словесная путаница»; «Скажи наоборот»; «Назови ласково». «Кто может совершать эти движения?»; «Необычные цветы» Иллюстративный материал по теме. | Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в работе педагогов» Рекомендации по составлению синквейнов по лексическим темам месяца. | |
Март | Составление синквейнов по лексическим темам месяца. | Формировать знания и умения детей составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Схема – синквейн. Упражнение « Путаница»; «Подбери признак»; «Слова приятели». Игра «Кто может совершать эти движения?» Иллюстративный материал по теме | Рекомендации по составлению синквейнов по лексическим темам месяца. | |
Апрель | Составление синквейнов по лексическим темам месяца. | Формировать знания и умения детей составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Схема – синквейн. Упражнение «Подбери признак»; «Из чего сделано?»; «Что делаю, что сделала» Иллюстративный материал по теме. | Рекомендации по составлению синквейнов по лексическим темам месяца. | |
Май | Составление синквейнов по лексическим темам месяца. | Обобщить знания и умения детей составлять описательный рассказ с помощью графической схемы синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Схема – синквейн. Упражнения: «Кто назовет больше»; «Подбери родственников»; «Словесная путаница»; «Сосчитай правильно»; «Один – много»; «Из чего сделано?»; «Кто больше!»; «Кто чем занимается?»; «Назови ласково»; «Подбери признак» Иллюстративный материал по теме. | Составление буклета с синквейнами детей на свободные темы. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Обобщение передового педагогического опыта.
Тема: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»
Учитель – логопед:
Лобарева Е.В.
г. Советский,
январь 2022 г.
У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности с составлением рассказа по картине, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, одной из причин является бедный словарный запас.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Эффективность технологии «синквейн» заключается:
- Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу (т.е. по лексической теме)
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Тема моей углублённой работы: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»
Целью которой является: развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через составления рассказов с применением технологии «синквейн».
Задачи:
- Развивать связную речь дошкольников, добиться умения выделять главную мысль текста, и выражать свои мысли.
- Познакомить дошкольников со словами–понятиями: «слово–предмет», «слово–определение», «слово–действие», «слово–ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
- Развивать коммуникативно – речевую функции; просодической стороны речи (интонационно-выразительная окраска речи);
- Формировать умения и совершенствование навыка составления технологии «синквейн» на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое.
- Развивать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; творческие способности детей, составлять схемы и воспроизводить их.
- Развивать интерес, мотивацию к изучению нового, неизвестного в окружающем мире.
Новизна данного направления работы заключается в том, что выстроена система работы с включением метода синквейна в коррекционно-развивающую работу с дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адресат:
Дети 4 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предполагаемый результат:
Предполагается, что у детей к выпуску в школу сформируются понятия: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение»; сформируются умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли, умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Сформируется мотивация к изучению нового, неизвестного в окружающем мире.
За период работы в данном направлении выстроила систему работы с детьми с ТНР 4–7 лет по развитию связной речи с применением метода синквейн, в которую входит план работы с детьми на среднюю, страшу и подготовительную к школе группу.
Составила картотеки игр и игровых упражнений для развития словаря существительных, прилагательных и глагольного словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи 4-7 лет.
Изготовила игры:
- «Макет фигур – составляющие человечки схемы синквейн»;
- «Живое не живое;
- «Слово - предмет»;
- «Слова - признаки»;
- «Слово – действие»;
- «Необычные цветы»;
- «Схема предложения».
В течение двух лет работы по творческой теме, применяла технологию «синквейн», что положительно сказалось на следующих направления коррекционной работы:
- Закрепление изученной лексической темы.
- Составление рассказов.
- Как игровой момент.
Во взаимодействие с родителями провожу игры практикумы, мастер – классы, подготавливаю консультации, видео – зарисовки, разрабатываю интерактивные презентации, памятки.
- Провела
- игру – практикум: «Технология «синквейн» для составления рассказа»
- мастер – класс: «Синквейн в работе по развитию речи»
- Подготовила:
- видео – зарисовки: «Составляем синквейн, в конце прошедшей лексической темы»
- консультации: «Организация дидактических игр на развитие словаря «Слов - предметов»; «Слов - признаков» в домашних условиях; «Технология синквейн, в речевом развитии детей 4-5 лет»; «Организация дидактических игр на развитие словаря «Слов - действий» в домашних условиях».
- Разработала
- интерактивные презентации для закрепления лексической темы через составление стихов посредством технологии «синквейн» для детей 6 – 7 лет;
- памятки: «Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников»; «Как применять метод синквейн в домашних условия для речевого развития детей»
Дидактическая технология «синквейн» способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом для синтеза и обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.
Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Обозначение данной технологии имеет, множество вариантов, которые представлены на слайде. Мной используются символы человечков, потому что считаю, что детям дошкольного возраста легче запомнить именно данную схему.
Алгоритм составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
- Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
- Третья строка состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Сегодня проведу мастер-класс для педагогов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн»
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные. К одной из таких новых технологий относится дидактический «синквейн».
Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»
Синквейн - это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.
Цель технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
Алгоритм составления синквейна.
|
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.
Примеры составления синквейна:
|
|
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Я использую данный метод с детьми в конце изучения лексической темы недели. Детям очень нравится составлять маленькие стишки по темам.
Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной. Е. В. Из источника: Заверина. Статья «Синквейн как основной метод в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования учителя – логопеда МАДОУ д/с «Родничок»
Лобаревой Елены Викторовны
на 2023-2024 учебный год
2023 г.
План самообразования
Работа направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик. Учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов, а так же тесную связь с педагогическим опытом других учреждений.
Тема: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн» в новых приемах применения.
Целью которой является: развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через составления рассказов с применением технологии «синквейн» в новых приемах применения.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Придумать новые приемы применения данной технологии для повышения интереса в использовании в своей работе с детьми.
- Разработать перспективный план работы.
- Оформить в курирующей группе логопедический уголок для родителей: «Логопед советует».
- Участие в конкурсе «Есть идея!» выступление по теме: «Новая форма работы с применением технологии «Синквейн» в работе учителя – логопеда «Ладошки - синквейн»»
- Участие в РМО молодых педагогов с мастер – классом: «Синквейн в ладошках»
- Разработать консультации, памятки и рекомендации для родителей и педагогов группы по теме: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»
Срок реализации:
1 года.
Предполагаемый результат:
Предполагается, что у детей к выпуску в школу сформируются понятия: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение»; сформируются умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли, умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Сформируется мотивация к изучению нового, неизвестного в окружающем мире.
Форма отчета по проделанной работе:
Доклад на педсовете. Видео –зарисовки по теме в течении 2х лет.
Перспективный план на 2023 – 2024 учебный год по самообразованию на тему:
«Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Изучение методической литературы по теме. Диагностика. | Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературы. Выявить уровень способности самостоятельно составлять и рассказывать рассказы. | Обследование связной речи. | Индивидуальные беседы с родителями старшей группы № 6 «Буквоешки» о проблемах связной речи воспитанников по результатам обследования. | Круглый стол для педагогов старшей группы № 6 «Буквоешки» «Обсуждение результатов обследования детей. |
Октябрь – ноябрь | «Знакомство с первой графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слова - первой графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово-предмет». Развивать понимание, что это слово должно отвечать на вопросы: Кто? Что? Обозначает это слово: живое – неживое. | Упражнения: «Живые звуки»; «Один – много»; «Кто назовет больше»; «Повтори так же»; «Собери слово». Знакомство с первой схемой – | Памятка: «Игры на формирование понятия: «слово-предмет» | Картотека игр для введения в словарь детей нового понятия: «Слова-предметы» обогащение и активизация словаря по лексическим темам. |
Декабрь | «Знакомство со второй графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов – второй графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово- определение». Развивать понимание, что эти слова должно отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначают эти слова характеристику первого слова. | Упражнения: Д/и: «Назови признак»; Д/и: «Какой? Какая? Какое?»; Д/и: «Доскажи словечко» | Памятка: «Игры на формирование понятия: «слова - признаки». | Картотека игр для введения в словарь детей нового понятия: «Слова-признаки» обогащение и активизация словаря по лексическим темам. |
Январь | «Знакомство с третьей графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов - третьей графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово-действие». Развивать понимание, что это слово должно отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Обозначают эти слова действие первого слова. | Упражнения: Д/и: «Назови действие»; Д/и: «Подбери действие »; Д/и: «Что делают?» | Памятка: «Игры на формирование понятия: «слово-действие». | Картотека игр для введения в словарь детей нового понятия: «Слова-действия» обогащение и активизация словаря по лексическим темам. |
Февраль | «Знакомство с четвертой графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов - четвертой графической схемой синквейна. Обогащать словарь дошкольников понятием: «слово-ассоциация». Развивать понимание, что эти слова должны отвечать на вопросы: Что ты думаешь об этом предмете? Как ты относишься к этому предмету? | Упражнения: «Сосчитай правильно»; «Один – много»; «Из чего сделано?». Упражнение «Из чего сделано?»; «Назови ласково»; «Кто какой» | Консультация на тему: «Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением творческого метода Синквейн» Изготовление памятки для родителей «Как применять метод синквейн в домашних условия для речевого развития детей» | Памятка: «Как применять метод синквейн для речевого развития детей группы» |
Март | «Знакомство с пятой графической схемой синквейна» | Познакомить с условным обозначением слов - пятой графической схемой синквейна. Развивать понимание, что это слово должны отвечать на вопросы: Кто? Что? Назови, одним словом. Обозначает повторение сути первого слова. | Упражнения: «Подбери родственников»; «Знакомство с антонимами»; «Ласковое имя»; «Подбери словечко»; «Назови, одним словом» Знакомство с пятой схемой- | ||
Апрель – май | «Знакомство со всей графической схемой синквейна» (свободная тема) | Учить детей объединять: «Слова-предметы»; «Слова-действия»; «Слова-признаки»в предложения для обогащение и активизация словаря по лексическим темам. Формировать знания и умения детей в возрасте 6-7 лет составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна и через знакомство с условными обозначениями слов для составления синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Упражнения: «Составь синквейн» Учить детей объединять: «Слова-предметы»; «Слова-действия»; «Слова-признаки» в предложения для обогащение и активизация словаря по лексическим темам. | Игра – практикум: «Метод синквейна для составления рассказа» | |
Составление синквейнов по лексическим темам месяца. | Формировать знания и умения детей составлять описательный рассказ с помощью просмотра графической схемы синквейна. Способствовать развитию у детей мышления, речи внимания и памяти в процессе составления и рассказывания синквейна. Учить детей умению культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейна на заданную тему. | Схема – синквейн. Упражнения: «Кто назовет больше»; «Подбери родственников»; «Словесная путаница»; «Скажи наоборот»; «Назови ласково». «Кто может совершать эти движения?»; «Необычные цветы» Иллюстративный материал по теме. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Мастер-класс для родителей
«Технология «Синквейн» в развитии связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Учитель – логопед:
Лобарева Е.В.
г. Советский
февраль, 2023г.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, ознакомление родителей с технологией «Синквейн», как способом развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
- Создать эмоциональный настрой;
- Познакомить с основными правилами составления технологии «синквейн».
- Заинтересовать родителей технологией «синквейн» для организации совместной деятельности с детьми.
- Познакомить с возможностями использования технологии «синквейн», для развития связной речи детей.
Место проведения: кабинет учителя - логопеда МАДОУ д/с «Родничок».
Количество участников: группа 12 человек.
Методы и приемы: словесные – лекция, вопросы, пояснение; наглядные показ слайдов.
Форма проведения мастер-класса:
-лекция с элементами презентации, практическая работа.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: картинки, схемы человечков «синквейн», компьютер, камера.
- Вступительное слово
(активизация и мотивация участников для дальнейшей работы).
Уважаемые родители, вашему вниманию сегодня представляю мастер – класс: «Технология «Синквейн» в развитии связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Я своей работе использую данную технологию, потому что считаю, что дидактическая технология «синквейн», способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.
Работа над созданием нерифмованного стихотворения «синквейн» является одним из эффективных, интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и является средством развития связной речи.
Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему. Третья строка состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова. |
- Практическая часть
(освоение приемов выполнения методики).
Мы переходим к практической части. Приведу несколько примеров составления синквейн из практики.
Лексическая тема: «Мебель» | 1. Диван. 2. Мягкий, комфортный. 3. Расслабляет, стоит, украшает. 4. Диван расслабляет уставшего человека. 5. Мебель. |
Лексическая тема: «Посуда» | 1. Кастрюля. 2. Металлическая, красная. 3. Готовит, сохраняет, стоит. 4. Кастрюля стоит на горячей плите. 5. Посуда. |
Лексическая тема: «Животные жарких стран» | 1. Крокодил. 2. Опасный, зеленый. 3. Охотиться, плавает, спит. 4. Крокодил живет в жаркой Африке. 5. Млекопитающее. |
- Заключительная часть. (Рефлексия участников мастер-класса.)
При составлении синквейн с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Я использую данный метод с детьми в конце изучения лексической темы недели. Детям очень нравится составлять маленькие стишки по темам. На данный момент уже заметны результаты увеличения словарного запаса у наших детей с применением дидактического метода синквейн в моей работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет) . Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему. Третья строка состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора « синквейн » к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет) .
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
Третья строка состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это предложение, состоящее из четырех слов, которые отражают личное отношение автора «синквейн» к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Лексическая тема: «Мебель» Диван. 2. Мягкий, комфортный. 3. Расслабляет, стоит, украшает. 4. Диван расслабляет уставшего человека. 5. Мебель.
Лексическая тема: «Посуда» 1. Кастрюля. 2. Металлическая, красная. 3. Готовит, сохраняет, стоит. 4. Кастрюля стоит на горячей плите. 5. Посуда.
Лексическая тема: «Животные жарких стран» 1. Крокодил. 2. Опасный, зеленый. 3. Охотиться, плавает, спит. 4. Крокодил живет в жаркой Африке. 5. Млекопитающее.
Спасибо за работу!!!