Рабочая программа по химии 8 класс О.С.Габриелян.
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений к комплекту учебников «Химия. 8 – 11 классы» О.С. Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8_kl.docx | 74.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Салганская средняя общеобразовательная школа »
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ « Салганская СОШ » _____ ___________/ Федосеева .Е.Ф./ ФИО «___» _________ 20____г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Салганская СОШ» _____ _________/ Ерыкалова Г.И./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20____г. |
Рабочая программа
по предмету «Химия»
на 2014-2015 учебный год
для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений к комплекту учебников «Химия. 8 – 11 классы» О.С. Габриеляна
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ « Салганская СОШ » Протокол №____ от «___» _________ 20____г. | Составитель: Калинина Ольга Анатольевна учитель химии и биологии МБОУ « Салганская СОШ» |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Учебного плана МБОУ « Салганская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год
- Авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 5 марта 2004 г.
- Примерной программы по химии основного общего образования.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебно-методичекого комплекта:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 – 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.
- Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2010.
Количество часов по плану:
в неделю – 3 ч (2 ч федеральный компонент и 1 ч школьный компонент);
всего – 105 ч;
контрольные работы – 6 ч.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения:
- формирование знаний основ науки, важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Контроль знаний осуществляется посредством фронтального опроса, тестирования, письменных опросов. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных и проверочных работ, взаимоконтроля.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабораторные опыты | Демонстрации | Контрольные работы | Экскурсии | Практические работы | Примечание |
Введение | 8 | 3 | 2 | |||||
Атомы химических элементов | 13 | 2 | 1 | |||||
Простые вещества | 9 | 6 | 1 | |||||
Соединения химических элементов | 18 | 2 | 8 | 1 | 2 | |||
Изменения, происходящие с веществами | 14 | 5 | 16 | 1 | 1 | |||
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 30 | 6 | 11 | 1 | 4 | |||
Портретная галерея великих химиков | 10 | 1 | 4 | |||||
Резерв | 3 | |||||||
Итого | 105 | 13 | 46 | 6 | 4 | 9 |
III. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Эксперимент (Д – демонстрационный, Л – лабораторный) | Дата |
Введение (8 уроков) | |||
Предмет химии. Вещества. (§1) | Д. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла. | ||
Предмет химии. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. (§2) | Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2. Помутнение «известковой воды» при пропускании через неё углекислого газа. | ||
Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. (§3) | |||
Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» | |||
Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой» | |||
Знаки (символы) химических элементов. (§4) | |||
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. (§4) | |||
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении. (§5) | |||
Тема 1. Атомы химических элементов (13 уроков) | |||
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. (§6) | |||
Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов. (§7) | Д. Модели атомов химических элементов. | ||
Электроны. Строение электронных оболочек атомов. (§8) | Д. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | ||
Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 – 20. (§8) | |||
Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение свойств химических элементов по периодам и группам. (§9) | |||
Ионная химическая связь. (§9) | |||
Ковалентная неполярная химическая связь. (§10) | |||
Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. (§11) | |||
Металлическая химическая связь атомов элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. (§12) | |||
Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах. | |||
Обобщение и систематизация знаний о видах химической связи. | |||
Решение расчетных задач. | |||
Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов» | |||
Тема 2. Простые вещества (9 уроков) | |||
Работа над ошибками. Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. (§13) | Д. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K. | ||
Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. (§14) | Д. Коллекция неметаллов: S, P, Br (в ампуле), угля активированного. | ||
Аллотропия. (§14) | Д. 1. Образцы белого и красного фосфора, белого и серого олова. 2. Получение озона. | ||
Количество вещества. (§15) | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль, 1 ммоль, 1 кмоль. | ||
Молярная масса вещества. (§15) | |||
Молярный объём газообразных веществ. (§16) | Д. Модель молярного объема газов. | ||
Решение расчетных задач. | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | |||
Контрольная работа по теме «Простые вещества» | |||
Тема 3. Соединения химических элементов (18 уроков) | |||
Работа над ошибками. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов. (§17) | Л. Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов. | ||
Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов. (§17) | |||
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. (§18) | Д. Образцы оксидов: (газы и растворы) | ||
Основания, их состав и названия, классификация. (§19) | Д. 1. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикаторов. | ||
Основания. Расчеты по формулам оснований. (§19) | |||
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. (§20) | Д. 1. Образцы кислот: , некоторых других минеральных и органических кислот. 2. Изменение окраски индикаторов. | ||
Кислоты. Расчеты по формулам оснований. (§20) | |||
Соли как производные кислот и оснований. (§21) | Д. Образцы солей. | ||
Соли. Расчеты по формулам солей. (§21) | |||
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. (§22) | Д. Модели кристаллических решеток NaCl, алмаза, графита, металлов, . | ||
Чистые вещества и смеси. (§23) | Д. 1. Взрыв смеси водорода с воздухом. 2. Способы разделения смесей. 3. Дистилляция воды. Л. Разделение смесей. | ||
Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды» | |||
Массовая и объемная доля компонентов смеси в том числе и доля примесей. (§24) | |||
Расчеты, связанные с понятием «доля» (ω, φ) | |||
Практическая работа №5. «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | |||
Решение расчетных задач. | |||
Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов» | |||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 уроков) | |||
Работа над ошибками. Физические явления. Разделение смесей. (§25) | Д. 1. Плавление парафина Возгонка бензойной кислоты. 2. Способы разделения смесей. Л. Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги. | ||
Химические реакции. (§26) | Д. 1. Горение магния. 2. Взаимодействие HCl с мрамором, получение и последующее его растворение в кислоте. 3. Взаимодействие с Fe. Л. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. | ||
Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. (§27) | Д. 1. Подтверждение закона сохранения массы веществ в результате химических реакций. 2. Электролиз воды. | ||
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. (§29) | Д. 1. Разложение нитратов калия или натрия, перманганата калия, азотной кислоты, гидроксида меди (II). 2. Разложение в присутствии . | ||
Реакции соединения. Цепочки переходов. (§30) | Д. Осуществление цепочки переходов Л. Окисление меди в пламени спиртовки. | ||
Реакции замещения. Ряд активности металлов. (§31) | Д. 1. Взаимодействие натрия с водой. 2. Взаимодействие цинка и алюминия с соляной кислотой. 3. Взаимодействие металлов с растворами солей. Л. Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом. (6 реакций) | ||
Реакции обмена. Правило Бертолле. (§32) | Д. 1. Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот. 2. Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата серебра, гидроксида натрия и сульфата железа (III). Л. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. | ||
Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе. (§33) | Д. 1. Взаимодействие с и CaO. 2. Взаимодействие с Na, Li. 3. Гидролиз сульфида алюминия. | ||
Расчёты по химическим уравнениям. (§28) | |||
Расчёты по химическим уравнениям. (§28) | |||
Практическая работа №4. «Признаки химических реакций». | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | |||
Решение расчетных задач. | |||
Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами» | |||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно-восстановительные реакции (30 уроков) | |||
Растворение как физико-химический процесс. (§34) | Д. 1. Кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли. 2. Растворение безводного в воде. | ||
Растворимость. Типы растворов. (§34) | Д. Растворимость веществ при разных температурах. Тепловые явления при растворении. | ||
Электролитическая диссоциация (ЭД). (§35) | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | ||
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. (§35) | Д. Зависимость ЭД уксусной кислоты от разбавления. | ||
Основные положения теории электролитической диссоциации. (§36) | Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. | ||
Ионные уравнения реакций. (§37) | Д. Примеры реакций, идущих до конца. | ||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений с использованием таблицы растворимости. (§37) | |||
Практическая работа № 6 «Ионные реакции». | |||
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. (§38) | Л. Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной и серной кислоты). | ||
Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. (§38) | |||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций кислот. (§38) | |||
Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. (§39) | Д. 1. Взаимодействие и NaOH. 2. Разложение . Л. Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия). | ||
Молекулярные и ионные уравнения реакций оснований. (§39) | Л. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II). | ||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций оснований. (§39) | |||
Оксиды, их классификация и свойства. (§40) | Л. 1. Изучение свойств основных оксидов для CaO 2. Изучение свойств кислотных оксидов для и . | ||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций оксидов. (§40) | |||
Соли в свете ТЭД, их свойства. (§41) | Л. Химические свойства солей. | ||
Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повторение). | |||
Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». | |||
Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | |||
Генетическая связь между классами неорганических веществ. (§42) | Д. Осуществление цепочки переходов | ||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Теория электролитической диссоциации» | |||
Контрольная работа по теме «Теория электролитической диссоциации» | |||
Работа над ошибками. Классификация химических реакций. | Д. Примеры химических реакций разных типов. | ||
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). (§43) | Д. 1. Взаимодействие Zn с HCl, S, . 2. Горение магния. 3. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. | ||
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. (§43) | |||
Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций. | |||
Практическая работа №9. «Решение экспериментальных задач». | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции» | |||
Решение расчетных задач. Проверочная работа по теме «Окислительно-восстановительные реакции» | |||
Тема 6. Портретная галерея великих химиков (10 уроков) | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Парацельса, Роберта Бойля, М.В. Ломоносова. Строение атомов. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения (повторение). | |||
Экскурсия в аптеку. | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Лавуазье и Бертолле. Условия протекания химических реакций (повторение). | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Дальтона и Авогадро. Закон Авогадро. | |||
Экскурсия на предприятия местного производства. | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Д.И. Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических элементов. | |||
Экскурсия в агрохимлабораторию. | |||
Экскурсия на предприятия местного производства. | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Аррениуса и И.А. Каблукова. Окислительно-восстановительные реакции (повторение). | |||
Итоговая контрольная работа. | |||
Резерв | |||
Резерв | |||
Резерв |
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
восьмиклассников.
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
V. ЛИТЕРАТУРА
а) литература для учащихся:
- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
- Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
- А.Е. Савельев. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2008.
б) литература для учителя:
- М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8 класс, – М.: ВАКО, 2007.
- М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Н.С. Павлова. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Н.С. Павлова. Контрольные и самостоятельные работы по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- А.М. Радецкий. Химический тренажер: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8 – 9 и 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2008.
- О.С. Габриелян. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Дрофа, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
в) электронные пособия:
СD диски:
«Общая и неорганическая химия»,
«Химия (8 – 11 классы). Виртуальная лаборатория»
«Неорганическая химия», мультимедийное сопровождение уроков.
«Химия. Демонстарционные таблицы»
«Химия. 8 – 9 классы. Интерактивные проверочные работы»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
VI. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
№ изменений | Номера листов | Дата | Подпись лица, внёсшего изменения | |
что изменилось | страницы | |||