Внеурочная деятельность

Кислова Светлана Игоревна

Участие учеников в различных мероприятиях, посвященных математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvyozdnyy_chas_po_matematike.docx19.5 КБ
Файл nedelya_matematiki.docx781.27 КБ

Предварительный просмотр:

Звёздный час по математике

Реквизиты:
1) Таблички, на которых написаны имена участников;
2) Семь комплектов табличек с номерами от 0 до 5;
3) Звёзды;
4) Листы бумаги, авторучки;
5) Портреты учёных.

Ведущий. Здравствуйте дорогие зрители и будущие участники! Для игры "Звёздный час" необходимо выбрать участников. Ими будут те ребята, которые правильно ответят на вопросы отборочного тура.

Ведущий задаёт вопрос, и тот, кто первым на него ответит правильно, становится игроком.
Каждому игроку помощник ведущего прикрепляет нагрудную табличку с именем участника.

Вопросы отборочного тура


1. Сколько чудес света создано людьми?
Ответ: семь.

2. Какое единственное из семи чудес света дожило до наших дней?
Ответ: египетские пирамиды.

3. В каком городе был построен первый в мире двигатель внутреннего сгорания?
Ответ: в Санкт-Петербурге на заводе Нобеля.

4. Как назывались древнегреческие и древнеегипетские счёты.
Ответ: абак.

5. Как называется буква греческого алфавита, которую в физике мы используем для обозначения "изменение"?
Ответ: дельта.

6. Какую "неизвестную" букву латинского алфавита чаще всего используют на уроках математики?
Ответ: икс.

7. Какое геометрическое тело получается, если прямоугольный треугольнтк вращать вокруг одной из меньших сторон?
Ответ: конус.

После того, как игроки выбраны, они занимают игровые места и начинается первый тур.
Игрок, ответивший первым правильно, получает звезду.

Первый тур


В этом туре участники должны поднимать таблички с номером правильного ответа.

Вопросы первого тура

1. От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов?
Ответ: пять углов.

2. На языке древней Индии это число "сунья". Арабы перевели его на свой язык, и стало оно называться "сифр" - цифра. Какое это число?
Ответ: нуль.

3. Какое самое любимое число в русских сказках и сказках многих других народов?
Ответ: три.

4. Какое число древние люди считали символом устойчивости и прочности?
Ответ: четыре.

5. У древних греков это число считалось счастливым и магическим. А в далёкие-далёкие времена, когда люди с трудом учились считать, это число означало "всё". Какое это число?
Ответ: три.

6. Какое число является символом женщины?
Ответ: два.

7. Какое число символизирует мужчину?
Ответ: один.

Во второй тур переходят пять участников.

Второй тур

Нужно из десяти предложенных букв составить самое длинное слово. В этом туре могут играть и зрители.

Четыре игрока, справившиеся с заданием лучше других, переходят в следующий тур.

Третий тур

В качестве ответов используются портреты Архимеда, Ломоносова, Ньютона, Гагарина, Циолковского, Пифагора, Диофанта.

Вопросы третьего тура.

1. Этот учёный открыл свой закон, погрузившись в ванну. Благодаря открытому им закону рычага, без особых усилий стало возможным вытаскивать на берег корабли. Изобретённые им механизмы долгое время защищали его родной город Сиракузы. Назовите этого учёного?
Ответ: Архимед.

2. Почти за сто лет до полёта в космос, этот учёный и изобретатель занимался вопросами строительства дирижаблей, самолётов и ракет. Им была выведена формула, благодаря которой ракеты летают в космос и в наши дни. Он с детства был почти глухим; работал учителем арифметики и геометрии в Калужской губернии. Назовите этого учёного?
Ответ: Циолковский.

3. 12 апреля 1961 года этот простой парень облетел земной шар на корабле-спутнике "Восток" и стал известен на весь мир. Как его фамилия?
Ответ: Гагарин.

4. Этот учёный впервые ввёл буквенные обозначения для неизвестных чисел. Назовите этого учёного?
Ответ: Диофант.

5. Этого великого человека Пушкин называл "университетом". Нет такой области знаний, где бы он не приложил свой великий ум. Кто он?
Ответ: Ломоносов.

6. Этот английский математик и физик открыл три основных закона классической механики, закон всемирного тяготения, разработал корпускулярную теорию света. Назовите этого учёного?
Ответ: Ньютон.

7. Кто из учёных утверждал, что "числа правят миром", и даже создал, среди прочего, способ гадания, основанный на дате рождения? Назовите этого учёного?
Ответ: Пифагор.

Игра со зрителями

Аукцион пословиц и поговорок в которых есть числа. Победителю - звезда.

На начало четвёртого тура остаётся три участника.

Четвёртый тур
Из трёх вариантов ответа выбрать правильный.

Вопросы четвёртого тура

1. О каком виде треугольников идёт речь в теореме Пифагора?
Варианты ответов: равнобедренный, равносторонний, прямоугольный.

2. Какому цветку по цветочному гороскопу соответствует период с 13 по 22 ноября?
Варианты ответов: сирень, пион, астра.

3. Как с латинского языка переводится "Астра"?
Варианты ответов: звезда, цветок, цифра.

4. Какое из перечисленных понятия не является разделом математики?
Варианты ответов: анализ, синтез, тригонометрия.

5. Какая из перечисленных фигур не является параллелограммом?
Варианты ответов: ромб, трапеция, прямоугольник.

6. В древней Руси существовало число "ворон" ("вран"). Сколько это?
Варианты ответов: тысяча, десять миллионов, миллион.

Остаётся два участника.

Финал


Кто больше составит слов из слова 
МАТЕМАТИКА.

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Неделя математики

Цель:
1) Развитие познавательного интереса и творческих способностей.
2) Расширение кругозора обучаемых.
3) Развитие навыков устной речи.
4) Развитие логического мышления.

Программа проведения недели

Понедельник

1) Открытие недели математики.
2) Математическая газета.
3) Соревнование художников

Среда

1) "Что? Где? Почему?"
2) Открытый урок в шестом классе.

Вторник

1 ) Математический КВН "Вперёд математики".

Четверг

1) Путешествие в волшебную страну.

Пятница

1) Математическая игра "Самый умный".
2) Подведение итогов. Награждение.

1. Соревнования художников

Нарисовать рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, записать координаты вершин.

2. Математический КВН "Вперёд математики"

1) Визитная карточка команды.
2) Нарисуйте зверя, который ассоциируется у вас со словом "МАТЕМАТИКА" и назовите его.
3) Девочка каждую букву своего имени заменила порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилась запись 13 6 18 1. Как звали девочку?
4) Прочтите то, что написано ниже с выражением. Так, будто читаете стихи.

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

14 126 14
132 17 43.
16 42 ... 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

117 117
95 9 5!
117 117
48 35!

5) Фигура составлена из 6 спичек. Было переложено 2 спички. Какая фигура не могла бы получиться?

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/spihki.jpg

6) В немецкой школе работают учителя Альтман, Грендель и Клауз. Все они преподают в одном классе математику, физику, химию, биологию, немецкий язык и историю. Каждый учитель ведёт по два предмета. Учитель химии живёт в одном доме с учителем математики. Альтман - самый молодой из трёх преподавателей. Учитель математики часто играет с Клауз в шахматы. Учитель физики старше учителя биологии, но младше Гренделя. Тот из учителей, кто старше двух других, живёт дальше всех от школы.
Какие предметы преподаёт каждый из учителей?

7) Кроссворд

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/krosvord.jpg

По горизонтали:
2) Наибольшее трёхзначное число.
5) Число, вдвое большее 26.
7) Произведение 8 на 8.
8) Число из одинаковых цифр.
10) Наименьшее трёхзначное число.
12) Число в 9 раз большее, чем 40.

По вертикали:
1) Половина от 50.
3) Разность 1000 и 35.
4) Чётное число между 90 и 100.
6) Число в несколько раз большее, чем 50
9) Сумма 500 и 3.
10) Число, следующее за 11.
11) Число, предшествующее 11.

Ответы

№ задания

Ответ

3

Лера

4

Пушкин, Маяковский, Есенин, частушки

5

Д (все фигуры могут получиться)

6

Альтман - математика и биология
Грендель - немецкий и история
Клауз - физика и химия

7

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/krosvord.o.jpg

3. "Что? Где? Почему?"

1) Отделите коз от капусты.
Требуется провести три прямые линии так, чтобы отделить коз от капусты.

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/koza.jpg

 

Ответ:

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/koza.o.jpg

2) Одинаковыми цифрами.
Пользуясь только сложением, запишите число 28 при помощи пяти двоек, а число 1000 при помощи восьми восьмёрок.

 

Ответ:

22+2+2+2 и 888+88+8+8+8

3) Три мудреца.

Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих философа прилегли немного отдохнуть под древом сада Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углем их лбы. Проснувшись и вглянув друг на друга, все пришли в весёлое настроение и начали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом. Внезапно один из мудрецов перестал смеяться, так как он сообразил, что его собственный лоб тоже запачкан.

Как он рассуждал?

 

Ответ:

А рассуждал так: "Каждый из нас может думать, что его собственное лицо чистое. Б уверен, что его лицо чистое, и смеётся над измазанным лбом мудреца В. Но если бы Б видел, что моё лицо чистое, то он был бы удивлён смеху В, так как в этом случае у В не было бы повода для смеха. Однако Б не удивлён, значит, он может думать, что В смеётся надо мной. Следовательно моё лицо чёрное.

4) Будь внимателен.

Папа позвонил дочке, попросил её купить кое-что из вещей, нужных ему к отъезду, и сказал, что деньги лежат в конверте на письменном столе. Девочка мельком взглянув на конверт, увидела написанное на нём число 98, вынула деньги и, не сосчитав их, положила в сумку, а конверт смяла и выбросила. В магазине она купила продуктов на 90 рублей, а когда хотела расплатиться, то оказалось, что у неё не только, не остаётся 8 рублей, как она предполагала, но даже не хватает четырёх рублей.

Дома она рассказала об этом папе и спросила, не ошибся ли он, когда считал деньги. Отец ответил, что он сосчитал деньги правильно, а ошиблась она сама и, рассмеявшись, указал ей на ошибку. В чём была ошибка девочки?

 

Ответ:

Девочка прочитала число в перевёрнутом виде: 98 вместо 86.

5) Каждая спичка имеет длину 4,5 см. Как из 13 спичек сложить метр?

 

Ответ:

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/metr.jpg

4. Открытый урок в шестом классе

Тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цель:

a) закрепить навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
b) развивать скорость счёта;
c) воспитывать уважение к окружающему миру.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие в город Новосибирск.

I) Знаменательные даты истории Новосибирска (раздаются карточки для устной работы)
карточка
1) Год переименования города Новониколаевска в город Новосибирск?
2) Год пуска первой электростанции?
3) Год открытия театра Оперы и Балета?
4) Год основания нашего города?

Вывод: путешествуя по городу Новосибирску мы познакомились…

А сейчас мы с вами пройдём по улицам родного города.

II) Улицы родного города
Впишите фамилии русских писателей, в честь которых названы улицы в городе Новосибирске (
 решаем на доске)

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/ylisa.jpg

Вывод: путешествуя по улицам города Новосибирска вы узнали…

Путешествуя по улицам города мы подошли к какому-то предприятию.

III) Дешифровальщики
Вам предлагается сокращённое название предприятия. Необходимо расшифровать.

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/desif.jpg

Вывод: до обыкновенных дробей вы знали натуральные числа. В рамках натуральных чисел не всегда решаются задачи. Появление дробей даёт возможность решать боле сложные задачи.

IV) Конструкторы
Имеются детали

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/konstryk.jpg

Нужно собрать деталь прямоугольной формы периметр которой 182 см. Сколько деталей каждого вида нужно взять?

Вывод: совершая путешествие по родному городу, вы узнали о роли дроби в окружающем нас мире.

5. Математическая игра "Самый умный"

Первый тур

1) Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону по восемь кругов. По сколько кругов пробежал каждый? (8)
2) В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой три рубля, на сколько рублей во втором станет больше? (
на 6)
3) В семье пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (
6)
4) Измените запись чисел два и три так, чтобы получилось число больше двух и меньше трёх. (
2,3)
5) Ручные часы накрывают простой стеклянной банкой. Что это значит? (время и стекло, 
звучит: время истекло)

Второй тур

1) От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов? (5)
2) На языке древней Индии это число "сунья". Арабы перевели его на свой язык, и стало оно называться "сифр" - цифра. Какое это число? (
0)
3) Какое самое любимое число в русских сказках и сказках многих других народов? (
3)
4) Какое число является символом женщины? (
2)
5) Какое число символизирует мужчину? (
1)

Третий тур

Дано десять букв: Г; Р; Я; Е; К; О; И; Н; М; Т. Составить самое длинное слово (одну букву можно использовать несколько раз). (тригонометрия)

Четвёртый тур

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/a.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/b.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/c.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/d.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/e.jpg

Стриж

Родина

Советы

Захар

Восемнадцать

Пятый тур

1) Как называется утверждение, которое принимается без доказательства? (аксиома)
2) Как называется фигура, которая получается от вращения прямоугольного треугольника вокруг катета? (
конус)
3) Как называется раздел геометрии, который изучает фигуры на плоскости? (
планиметрия)
4) Как называется кривая, которая обходит многократно одну и ту же точку? (
спираль)
5) С помощью какого инструмента можно строить правильные многоугольники? (
циркуль)

Шестой тур

Написать пословицы, где встречаются имена числительные.

Например

1) Все за одного, один за всех.
2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3) Семь раз примерь, один раз отрежь.
4) Ум хорошо, а два лучше.
5) Один в поле не воин.

Седьмой тур

Шарада - это особая загадка. В ней надо отгадать слово, оно отгадывается не всё сразу, а по частям.

1) За мерой ноту вставишь вдруг
И целое найдёшь среди подруг. (
Галя)

2) Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную. (
Столяр)

3) Предлог и малое число
За ним мы букву скажем,
А в целом - ты найдёшь его
Почти под домом каждым. (
Подвал)

Логогриф - новая загадка. В ней надо сначало догадаться, о каком слове идёт речь. Затем в отгаданное слово нужно вставить дополнительную одну или несколько букв, получится новое слово.

4) Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь
Во многих строчках.
Лишь "о" ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка. (
Плюс - полюс)

5) Я - цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве "я" прикажешь рядом встать
Я - все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (
Семь - семья)