Воспитательная работа
Нормативно правовая база классного руководителя
1.Конституция Российской Федерации
2.Закон Российской Федерации "Об образовании"
4.Всеобщая декларация прав человека
5.Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ
6.Должностные обязанности классного руководителя
Полезные сайты
Классному руководителю
Сборник афоризмов для классного руководителя
Памятка по организации работы с родителями
Карта-схема психолого-педагогической характеристики
Для папки классного руководителя
Примерная схема характеристики ученика.
Диагностика уровня воспитанности
Для родителей
Беседы для родителей
1. Структура и воспитательные возможности современной семьи
2. Как повысить эффективность умственной деятельности
6. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
7. Здоровье наших детей. воспитание гигиенической культуры.
В помощь родителям (если ребенок стал "отстающим").
Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он не уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: "Нет, это у меня никогда не получится". Раз "никогда", то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: "Ну, какой же ты бестолковый!" - только подливает масло в огонь. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
1. Первое - не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
2. Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).
3. Третье - ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
4. Четвертое - забудьте сакраментальную фразу: "Что ты сегодня получил?". Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
5. Пятое - не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
6. Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: "Нет никаких сил... все нервы вымотал...". Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребенка - очень редко... Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите "даже одним глазком" телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки - но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и " на расправу" другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш "отстающий" ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: "Ничего не задали". В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и "не жалея времени" сделать сразу все домашние задания.
7. Седьмое - не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
8. Восьмое - работайте только на "положительном подкреплении". При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: "Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов". Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр...
9. Девятое - но очень важное! - детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть... Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.
10. Десятое, и последнее - своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
Памятка
1. Особо важно твердо установленное время начала домашних занятий. Этим вырабатывается привычка и к этому часу появляется психологическая готовность к умственной работе, даже теряется интерес к игре. При установлении часа начала занятий надо определить разумно соотношение времени на уроки, прогулки, домашние обязанности. Чтобы одно было не в ущерб другому.
2. Необходимо постоянное место для занятий, где необходимые предметы находятся под рукой. Это внутренне мобилизует, помогает управлять своим поведением. Рабочее место должно быть только для работы, не для игр и картинок. Если нет учебного стола, то в определенное время надо освобождать место для занятий.
3. Важное правило – начинать работу немедленно, не оттягивать начало работы, иначе потребуется больше усилий. У человека, который систематически начинает работу, период «втягивания» короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимы перерывы в работе. Необходимо единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
5. Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа в начальной школе до 4-5 часов у старшеклассников.
6. Нельзя, чтобы у ребенка, кроме учебы, не было других обязанностей. Человек, который в течение дня делает много разных дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.