Рабочие программы
Рабочая программа по геометрии. 7-9 класс
Рабочая программа по алгебре. 7-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7-9_klass.docx | 52.62 КБ |
programma_po_algebre.7-9_klass._merzlyak_a.g.docx | 69.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 г.Лысково
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
ПО ГЕОМЕТРИИ
для 7 - 9 класс
Автор - составитель Кислова С.И.,
учитель математики, 1 квалификационной категории
г.Лысково
2019
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
1) владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
2) умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использование специального оборудования;
3)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
4)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
1) владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
2) умение использовать персональные средства доступа.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета, входящего в состав предметной области «Математика», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и должны отражать:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
- осознание роли математики в развитии России и мира;
- возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
- применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация
3) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
- оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок. Прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
- выполнение измерения длин, расстояний. Величин углов с помощью инструментов для измерения длин и углов;
4) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
- оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углов между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
- проведение доказательств в геометрии;
- оперирование на базовом уровне понятиями: сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
- решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
- распознавание верных и неверных высказываний;
- оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
- выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
- использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других предметов;
- решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
- выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
2. Содержание учебного предмета
7 КЛАСС
Геометрические фигуры
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, линия, отрезок, прямая, луч, плоскость. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Окружность, круг. Элементы окружности: центр, радиус, диаметр, хорда.
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Решение задач на вычисление с использованием свойств изученных фигур.
Отношения
Равенство геометрических фигур. Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Свойства и признаки прямоугольных треугольников.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.
Перпендикулярные прямые. Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Измерения и вычисления
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний). Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Расстояние между фигурами. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному, перпендикулярных прямых, середины отрезка.
Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам. Деление отрезка в данном отношении.
Решение задач на построение.
История математики
Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.
От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.
8 КЛАСС
Геометрические фигуры
Ломаная. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма внешних углов выпуклого многоугольника.
Средняя линия треугольника. Четырехугольники. Сумма углов выпуклого четырехугольника. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Отношения
Теорема Фалеса. Четыре замечательных точки треугольника. Свойства биссектрисы и серединного перпендикуляра. Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Измерения и вычисления
Градусная мера дуги окружности. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические преобразования
Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие. Практические приложения подобия треугольников. Подобие произвольных фигур. Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.
История математики
История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.
От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Софизмы, парадоксы.
9 КЛАСС
Геометрические фигуры
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности для правильных многоугольников. Окружность, круг, круговой сектор.
Средняя линия трапеции.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Измерения и вычисления
Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников
Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности, площади круга и площади кругового сектора. Формулы для вычисления координат точки.
Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические преобразования
Движения. Поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.
Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.
Векторы и координаты на плоскости
Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.
Координаты. Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Уравнения фигур.
Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.
История математики
Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. Софизмы, парадоксы.
Тематическое планирование
7 класс
Изучаемая тема | Количество часов |
Раздел 1. Начальные геометрические сведения | 10 |
Тема 1.1. Прямая и отрезок | 1 |
Тема 1.2. Луч и угол | 1 |
Тема 1.3. Сравнение отрезков и углов | 1 |
Тема 1.4. Измерение отрезков | 2 |
Тема 1.5. Измерение углов | 2 |
Тема 1.6. Перпендикулярные прямые | 1 |
Тема 1.7. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 |
Тема 1.8. Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 |
Раздел 2. Треугольники | 17 |
Тема 2.1. Первый признак равенства треугольников | 3 |
Тема 2.2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 4 |
Тема 2.3. Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 |
Тема 2.4. Задачи на построение | 4 |
Тема 2.5. Решение задач по теме «Треугольники» | 1 |
Тема 2.6. Контрольная работа по теме «Треугольники» | 1 |
Раздел 3. Параллельные прямые | 13 |
Тема 3.1. Признаки параллельности двух прямых | 5 |
Тема 3.2. Аксиома параллельных прямых | 5 |
Тема 3.3. Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 2 |
Тема 3.4. Контрольная работа по теме «Параллельные прямые» | 1 |
Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 |
Тема 4.1. Сумма углов треугольника | 2 |
Тема 4.2. Соотношения между сторонами и углами | 4 |
Тема 4.3. Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 |
Тема 4.4. Прямоугольные треугольники | 4 |
Тема 4.5. Построение треугольника по трем элементам | 4 |
Тема 4.6. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 2 |
Тема 4.7. Контрольная работа по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | 1 |
Раздел 5. Повторение | 10 |
Сравнение, измерение отрезков и углов. | 1 |
Признаки равенства треугольников. | 3 |
Параллельные прямые. | 2 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 |
Контрольное тестирование за курс геометрии 7 класса | 1 |
итого | 68 |
8 класс
Изучаемая тема | Количество часов |
Раздел 1. Четырехугольники | 14 |
Тема 1.1. Многоугольники | 2 |
Тема 1.2. Параллелограмм и трапеция | 5 |
Тема 1.3. Прямоугольник, ромб, квадрат | 4 |
Тема 1.4. Решение задач по теме «Четырехугольники» | 1 |
Тема 1.5. Контрольная работа по теме «Четырехугольники» | 1 |
Раздел 2. Площадь | 14 |
Тема 2.1. Площадь многоугольника | 2 |
Тема 2.2. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 |
Тема 2.3. Теорема Пифагора | 4 |
Тема 2.4. Решение задач по теме «Площадь» | 1 |
Тема 2.5. Контрольная работа по теме «Площадь» | 1 |
Раздел 3. Подобные треугольники | 18 |
Тема 3.1. Определение подобных треугольников | 2 |
Тема 3.2. Признаки подобия треугольников | 5 |
Тема 3.3.Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 |
Тема 3.4. Применение подобия к доказательству теорем | 4 |
Тема 3.5. Соотношения между сторонами и углами | 3 |
Тема 3.6. Решение задач по теме «Подобные треугольники» | 2 |
Тема 3.7. Контрольная работа по теме «Подобные треугольники» | 1 |
Раздел 4. Окружность | 17 |
Тема 4.1. Касательная к окружности | 3 |
Тема 4.2. Центральные и вписанные углы | 4 |
Тема 4.3. Четыре замечательные точки треугольника | 3 |
Тема 4.4. Вписанная и описанная окружности | 4 |
Тема 4.5. Решение задач по теме «Окружность» | 2 |
Тема 4.6. Контрольная работа по теме «Окружность» | |
Раздел 5. Повторение | 5 |
Четырехугольники | 1 |
Площадь | 1 |
Подобные треугольники | 1 |
Окружность | 1 |
Итоговое тестирование за курс геометрии 8 класса | 1 |
итого | 68 |
9 класс
Изучаемая тема | Количество часов |
Раздел 1. Векторы и метод координат | 18 |
Тема 1.1. Понятие вектора | 2 |
Тема 1.2. Сложение и вычитание векторов | 2 |
Тема 1.3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 3 |
Тема 1.4. Координаты вектора | 2 |
Тема 1.5. Простейшие задачи в координатах | 3 |
Тема 1.6. Уравнения окружности и прямой | 4 |
Тема 1.7. Решение задач по теме «Векторы и метод координат» | 1 |
Тема 1.8. Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат» | 1 |
Раздел 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 |
Тема 2.1. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | 2 |
Тема 2.2. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 |
Тема 2.3. Скалярное произведение векторов | 4 |
Тема 2.4. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 |
Тема 2.5. Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 |
Раздел 3. Длина окружности и площадь круга | 12 |
Тема 3.1. Правильные многоугольники | 4 |
Тема 3.2. Длина окружности и площадь круга | 5 |
Тема 3.3. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 2 |
Тема 3.4. Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 |
Раздел 4. Движения | 8 |
Тема 4.1. Понятие движения | 3 |
Тема 4.2. Параллельный перенос и поворот | 3 |
Тема 4.3. Решение задач по теме «Движения» | 1 |
Тема 4.4. Контрольная работа по теме «Движения» | 1 |
Раздел 5. Начальные сведения из стереометрии | 7 |
Тема 5.1. Многогранники | 4 |
Тема 5.2. Тела и поверхности вращения | 3 |
Раздел 6. Об аксиомах планиметрии | 2 |
Раздел 5. Повторение за курс 7-9 классов | 10 |
Треугольники | 2 |
Многоугольники | 2 |
Окружность | 2 |
Решение заданий ОГЭ | 3 |
Итоговое тестирование за курс геометрии 7-9 классов | 1 |
итого | 68 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 г.Лысково
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по алгебре
для 7 - 9 класса
Автор - составитель Кислова С.И.,
учитель математики, 1 квалификационной категории
г.Лысково
2019
Планируемые результаты освоения учебного курса по алгебре
в 7-9 классах
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учѐных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
- образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
- классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
- извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о функциях и их свойствах;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
- выполнять вычисления с действительными числами;
- решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать текстовые задачи арифметическим способом с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
- использовать алгебраический «язык» для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
- проводить практические расчеты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближенных вычислений;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- выполнять операции над множествами;
- исследовать функции и строить их графики;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы
- (столбчатой или групповой);
- решать простейшие комбинаторные задачи.
Планируемые результаты обучения алгебре в 7-9 классах
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
- оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
- оперировать понятием «квадратный корень», применять его в вычислениях;
- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочлена на множители.
Выпускник получит возможность:
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
- овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится:
- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность:
- освоить разнообразные приемы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Числовые множества
Выпускник научится:
- понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Выпускник получит возможность:
- развивать представление о множествах;
- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Функции
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами:
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно – заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
- решать комбинированные задачи с применением формул п-го члена и суммы п -первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.
Элементы прикладной математики
Выпускник научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин;
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- находить относительную частоту и вероятность случайного события;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретация их результатов;
- научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.
Содержание курса алгебры 7 - 9 классов
Алгебраические выражения
- Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
- Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Квадратный трёхчлен. Корень квадратного трёхчлена. Разложение квадратного трёхчлена на множители.
- Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональных дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и её свойства.
- Квадратные корни. Арифметический квадратный корень и его свойства. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Уравнения
- Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
- Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным или к квадратным уравнениям. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
- Уравнения с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
- Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Неравенства
- Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.
Числовые множества
- Множество и его элементы. Способы задания множеств. Равные множества. Пустое множество. Подмножество. Операция над множествами. Иллюстрация соотношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера. Множества натуральных, целых, рациональных чисел. Рациональное число как дробь вида , где mZ, nN, и как бесконечная периодическая десятичная дробь. Представление об иррациональном числе. Множество действительных чисел. Представление действительного числа в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Сравнение действительных чисел. Связь между множествами N, Z, Q, R.
Числовые функции
- Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функции с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции.
- Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция , их свойства и графики.
Числовые последовательности
- Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой . Представление бесконечной десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.
Элементы прикладной математики
- Математическое моделирование. Процентные расчеты. Формула сложных процентов. Приближенные вычисления. Абсолютная и относительная погрешности. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, размах, медиана выборки.
Математика в историческом развитии.
Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противостоянии Мухаммеда аль – Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3-й и 4-й степеней. История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. Задача Л.Пизанского (Фибоначчи) о кроликах.
Календарно - тематическое планирование.
Алгебра. 7 класс
3 часа в неделю, всего 105 часов
№ Урока | § | Тема урока | Кол-во часов | |
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной | 15 | |||
1-3 | § 1 | Техника безопасности на рабочем месте. Введение в алгебру | 3 | |
§ 2 | Линейное уравнение с одной переменной | 5 | ||
9-13 | § 3 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | |
14 | § 1-§3 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Линейное уравнение с одной переменной» | 1 | |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Линейное уравнение с одной переменной» | 1 | ||
Глава 2. Целые выражения | ||||
16-17 | § 4 | Анализ контрольной работы №1. Тождественно равные выражения. Тождества | 2 | |
18-20 | § 5 | Степень с натуральным показателем | 3 | |
21-23 | § 6 | Свойства степени с натуральным показателем | 3 | |
24-25 | §7 | Одночлены | 2 | |
26 | §8 | Многочлены | 1 | |
27-29 | §9 | Сложение и вычитание многочленов | 3 | |
30 | Контрольная работа № 2«Степень натурального числа. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов» | 1 | ||
31-34 | § 10 | Анализ контрольной работы №2 Умножение одночлена на многочлен | 4 | |
35-38 | § 11 | Умножение многочлена на многочлен | 4 | |
39-41 | §12 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 3 | |
42-44 | § 13 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 3 | |
45 | Контрольная работа №3 «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители» | 1 | ||
46-48 | § 14 | Анализ контрольной работы №3 Произведение разности и суммы двух выражений | 3 | |
49 - 50 | § 15 | Разность квадратов двух выражений | 2 | |
51 - 54 | § 16 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 4 | |
55-57 | § 17 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 3 | |
58 | Контрольная работа № 4 «Формулы сокращенного умножения» | 1 | ||
59-60 | § 18 | Анализ контрольной работы №4. Сумма и разность кубов двух выражений | 2 | |
61-64 | § 19 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 4 | |
65-66 | § 14- §19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители» | 2 | |
67 | Контрольная работа № 5 «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители» | 1 | ||
Глава 3. Функции | ||||
68-69 | § 20 | Анализ контрольной работы №5. Связи между величинами. Функция | 2 | |
70-71 | § 21 | Способы задания функции | 2 | |
72-73 | § 22 | График функции | 2 | |
74-77 | § 23 | Линейная функция, её график и свойства | 4 | |
78 | § 20- § 23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Функции» | 1 | |
79 | Контрольная работа № 6 по теме «Функции» | 1 | ||
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными | ||||
80-81 | § 24 | Анализ контрольной работы №6. Уравнения с двумя переменными | 2 | |
82-84 | § 25 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 | |
85-87 | § 26 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 3 | |
88-89 | § 27 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 2 | |
90-92 | § 28 | Решение систем линейного уравнения методом сложения | 3 | |
93-96 | § 27 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 4 | |
97 | §24-§27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными» | 1 | |
98 | §21- §24 | Контрольная работа № 7 по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными» | 1 | |
Повторение и систематизация учебного материала | ||||
99-104 | §1-§24 | Анализ контрольной работы № 9. Повторение курса алгебры 7 класса | 6 | |
105 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
ВСЕГО: | 105 |
Алгебра. 8 класс
3 часа в неделю, всего 105 часов
№ урока | § | Тема урока | Кол-во часов | |
Глава 1. Рациональные выражения | 44 | |||
1-2 | § 1 | Рациональные дроби | 2 | |
3-5 | § 2 | Основное свойство рациональной дроби | 3 | |
6-8 | § 3 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | |
9-14 | § 4 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 6 | |
15 | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
16-19 | § 5 | Анализ контрольной работы № 1. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональных дробей в степень | 4 | |
20-26 | § 6 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 7 | |
27 | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
28-30 | § 7 | Анализ контрольной работы № 2. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения | 3 | |
31-34 | §8 | Степень с целым отрицательным показателем | 4 | |
35-39 | § 9 | Свойства степени с целым показателем | 5 | |
40-43 | § 10 | Функция и её график | 4 | |
44 | Контрольная работа № 3 | 1 | ||
Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа | 25 | |||
45-47 | § 11 | Анализ контрольной работы №3. Функция и её график | 3 | |
48-50 | § 12 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 3 | |
51-52 | § 13 | Множество и его элементы | 2 | |
53-54 | § 14 | Подмножество. Операции над множествами | 2 | |
55-56 | § 15 | Числовые множества | 2 | |
57-60 | § 16 | Свойства арифметического квадратного корня | 4 | |
61-65 | § 17 | Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни | 5 | |
66-68 | § 18 | Функция и её график | 3 | |
69 | Контрольная работа № 4 | 1 | ||
Глава 3. Квадратные уравнения | 20 | |||
70-72 | § 19 | Анализ контрольной работы № 4. Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 3 | |
73-76 | § 20 | Формула корней квадратного уравнения | 4 | |
77-79 | § 21 | Теорема Виета | 3 | |
80 | Контрольная работа № 5 | 1 | ||
81-83 | § 22 | Анализ контрольной работы № 5. Квадратный трёхчлен | 3 | |
84-88 | § 23 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 5 | |
89-94 | § 24 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 6 | |
95 | Контрольная работа № 5 | 1 | ||
Повторение и систематизация учебного материала | 10 | |||
96-104 | § 1-§ 24 | Анализ контрольной работы № 5. Повторение курса алгебры 8 класса | 9 | |
105 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Всего: | 105 |
Алгебра. 9 класс
3 часа в неделю, всего 105 часов
№ урока | § | Тема урока | Кол-во часов | |
Глава 1. Неравенства | 20 | |||
1-3 | § 1 | Числовые неравенства | 3 | |
4-5 | § 2 | Основные свойства числовых неравенств | 2 | |
6-8 | § 3 | Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения | 3 | |
9 | § 4 | Неравенства с одной переменной | 1 | |
10-14 | § 5 | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 5 | |
15-19 | § 6 | Системы линейных неравенств с одной переменной | 5 | |
20 | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Глава 2. Квадратичная функция | 38 | |||
21-23 | § 7 | Анализ контрольной работы № 1. Повторение и расширение сведений о функции | 3 | |
24-26 | §8 | Свойства функции | 3 | |
27-29 | § 9 | Как построить график функции если известен график функции | 3 | |
30-33 | § 10 | Как построить график функции и , если известен график функции | 4 | |
34-39 | § 11 | Квадратичная функция, её график и свойства | 6 | |
40 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
41-46 | § 12 | Анализ контрольной работы №2. Решение квадратных неравенств | 6 | |
47-52 | § 13 | Системы уравнений с двумя переменными | 6 | |
53-57 | § 14 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 5 | |
58 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
Глава 3. Элементы прикладной математики | 20 | |||
59-61 | § 15 | Анализ контрольной работы № 3. Математическое моделирование | 3 | |
62-64 | § 16 | Процентные расчеты | 3 | |
65-66 | § 17 | Приближённые вычисления | 2 | |
67-69 | § 18 | Основные правила комбинаторики | 3 | |
70-71 | § 19 | Частота и вероятность случайного события | 2 | |
72-74 | § 20 | Классическое определение вероятности | 3 | |
75-77 | § 21 | Начальные сведения о статистике | 3 | |
78 | Контрольная работа № 4 | 1 | ||
Глава 4. Числовые последовательности | 17 | |||
79-80 | § 22 | Анализ контрольной работы № 4. Числовые последовательности | 2 | |
81-84 | § 23 | Арифметическая прогрессия | 4 | |
85-87 | § 24 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 3 | |
88-90 | § 25 | Геометрическая прогрессия | 3 | |
91-92 | § 26 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 2 | |
93-94 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | 2 | ||
95 | Контрольная работа № 5 | 1 | ||
Повторение и систематизация учебного материала | 10 | |||
96-104 | § 1-§ 27 | Анализ контрольной работы № 5. Повторение курса алгебры 9 класса | 9 | |
105 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Всего: | 105 |
Учебно-методический комплект
- Алгебра:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
- Алгебра:7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
3. Алгебра:7 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
4, Алгебра :8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
- Алгебра :8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
- Алгебра :8 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
7, Алгебра :8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
8, Алгебра :8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
9. Алгебра :8 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.