Рабочие программы

Кислова Светлана Игоревна

Рабочая программа по геометрии. 7-9 класс

Рабочая программа по алгебре. 7-9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г.Лысково

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

ПО ГЕОМЕТРИИ

 для   7 - 9 класс

Автор - составитель Кислова С.И.,

учитель математики, 1 квалификационной категории

г.Лысково  

2019

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

        1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

        2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

        3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

        4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

        5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

        6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

        7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

        8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

        9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

        10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

        11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:

        1) владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

        2) умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использование специального оборудования;

        3)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

        4)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

        1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

        2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

        3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

        4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

        5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

        6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

        7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

        8) смысловое чтение;

        9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

        10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

        11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

        12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

     1) владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;

     2) умение использовать персональные средства доступа.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета, входящего в состав предметной области «Математика», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и должны отражать:

        1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:

  • осознание роли математики в развитии России и мира;
  • возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

        2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:

  • применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация

        3) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:

  • оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок. Прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
  • выполнение измерения длин, расстояний. Величин углов с помощью инструментов для измерения длин и углов;

        4) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:

  • оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углов между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
  • проведение доказательств в геометрии;
  • оперирование на базовом уровне понятиями: сумма векторов,  произведение вектора на число, координаты на плоскости;
  • решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;

        5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

  • распознавание верных и неверных высказываний;
  • оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
  • выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
  • использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других предметов;
  • решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
  • выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;

2. Содержание учебного предмета

7 КЛАСС

        Геометрические фигуры

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».  Точка, линия, отрезок, прямая, луч, плоскость. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Окружность, круг. Элементы окружности: центр, радиус, диаметр, хорда.

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

Решение задач на вычисление с использованием свойств изученных фигур.        

        

        Отношения

Равенство геометрических фигур. Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Свойства и признаки прямоугольных треугольников.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.

Перпендикулярные прямые. Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.        

        Измерения и вычисления

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний). Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой.  Расстояние между параллельными прямыми. Расстояние между фигурами. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.

        Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному, перпендикулярных прямых, середины отрезка.

Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам. Деление отрезка в данном отношении.

Решение задач на построение.

        История математики

Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.

8 КЛАСС

        Геометрические фигуры

Ломаная. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма внешних углов выпуклого многоугольника.

Средняя линия треугольника. Четырехугольники. Сумма углов выпуклого четырехугольника. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.

        Отношения

Теорема Фалеса. Четыре замечательных точки треугольника. Свойства биссектрисы и серединного перпендикуляра. Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.

        Измерения и вычисления

Градусная мера дуги окружности. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.

        

Геометрические преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие. Практические приложения подобия треугольников. Подобие произвольных фигур. Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.

        История математики

История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Софизмы, парадоксы.

9 КЛАСС

        

Геометрические фигуры

Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности для правильных многоугольников. Окружность, круг, круговой сектор.

Средняя линия трапеции.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.

        

Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)

Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.

        Отношения

Синус, косинус, тангенс, котангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.

        

        Измерения и вычисления

Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников

Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности, площади круга и площади кругового сектора. Формулы для вычисления координат точки.

Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.

        Геометрические преобразования

Движения. Поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.

Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.

        Векторы и координаты на плоскости

Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.

Координаты. Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Уравнения фигур.

Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

        

История математики

Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. Софизмы, парадоксы.

Тематическое планирование

7 класс

Изучаемая тема

Количество

часов

Раздел 1. Начальные геометрические сведения

10

Тема 1.1. Прямая и отрезок

1

Тема 1.2. Луч и угол

1

Тема 1.3. Сравнение отрезков и углов

1

Тема 1.4. Измерение отрезков

2

Тема 1.5. Измерение углов

2

Тема 1.6. Перпендикулярные прямые

1

Тема 1.7. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Тема 1.8. Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Раздел 2. Треугольники

17

Тема 2.1. Первый признак равенства треугольников

3

Тема 2.2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

4

Тема 2.3. Второй и третий признаки равенства треугольников

4

Тема 2.4. Задачи на построение

4

Тема 2.5. Решение задач по теме «Треугольники»

1

Тема 2.6. Контрольная работа по теме «Треугольники»

1

Раздел 3. Параллельные прямые

13

Тема 3.1. Признаки параллельности двух прямых

5

Тема 3.2. Аксиома параллельных прямых

5

Тема 3.3. Решение задач по теме «Параллельные прямые»

2

Тема 3.4. Контрольная работа по теме «Параллельные прямые»

1

Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

Тема 4.1. Сумма углов треугольника

2

Тема 4.2. Соотношения между сторонами и углами

4

Тема 4.3. Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

Тема 4.4. Прямоугольные треугольники

4

Тема 4.5. Построение треугольника по трем элементам

4

Тема 4.6. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

2

Тема 4.7. Контрольная работа по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» 

1

Раздел 5. Повторение

10

Сравнение, измерение отрезков и углов.

1

Признаки равенства треугольников.

3

Параллельные прямые.

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Контрольное тестирование за курс геометрии 7 класса

1

итого

68

8 класс

Изучаемая тема

Количество

часов

Раздел 1. Четырехугольники

14

Тема 1.1. Многоугольники

2

Тема 1.2. Параллелограмм и трапеция

5

Тема 1.3. Прямоугольник, ромб, квадрат

4

Тема 1.4. Решение задач по теме «Четырехугольники»

1

Тема 1.5. Контрольная работа по теме «Четырехугольники»

1

Раздел 2. Площадь

14

Тема 2.1. Площадь многоугольника

2

Тема 2.2. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

6

Тема 2.3. Теорема Пифагора

4

Тема 2.4. Решение задач по теме «Площадь»

1

Тема 2.5. Контрольная работа по теме «Площадь»

1

Раздел 3. Подобные треугольники

18

Тема 3.1. Определение подобных треугольников

2

Тема 3.2. Признаки подобия треугольников

5

Тема 3.3.Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»

1

Тема 3.4. Применение подобия к доказательству теорем

4

Тема 3.5. Соотношения между сторонами и углами

3

Тема 3.6. Решение задач по теме «Подобные треугольники»

2

Тема 3.7. Контрольная работа по теме «Подобные треугольники»

1

Раздел 4. Окружность

17

Тема 4.1. Касательная к окружности

3

Тема 4.2. Центральные и вписанные углы

4

Тема 4.3. Четыре замечательные точки треугольника

3

Тема 4.4. Вписанная и описанная окружности

4

Тема 4.5. Решение задач по теме «Окружность»

2

Тема 4.6. Контрольная работа по теме «Окружность»

Раздел 5. Повторение

5

Четырехугольники

1

Площадь

1

Подобные треугольники

1

Окружность

1

Итоговое тестирование за курс геометрии 8 класса

1

итого

68

9 класс

Изучаемая тема

Количество

часов

Раздел 1. Векторы и метод координат

18

Тема 1.1. Понятие вектора

2

Тема 1.2. Сложение и вычитание векторов

2

Тема 1.3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

3

Тема 1.4. Координаты вектора

2

Тема 1.5. Простейшие задачи в координатах

3

Тема 1.6. Уравнения окружности и прямой

4

Тема 1.7. Решение задач по теме «Векторы и метод координат»

1

Тема 1.8. Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат»

1

Раздел 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов.

11

Тема 2.1. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

2

Тема 2.2. Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Тема 2.3. Скалярное произведение векторов

4

Тема 2.4. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

Тема 2.5. Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

Раздел 3. Длина окружности и площадь круга

12

Тема 3.1. Правильные многоугольники

4

Тема 3.2. Длина окружности и площадь круга

5

Тема 3.3. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

2

Тема 3.4. Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

Раздел 4. Движения

8

Тема 4.1. Понятие движения

3

Тема 4.2. Параллельный перенос и поворот

3

Тема 4.3. Решение задач по теме «Движения»

1

Тема 4.4. Контрольная работа по теме «Движения»

1

Раздел 5. Начальные сведения из стереометрии

7

Тема 5.1. Многогранники

4

Тема 5.2. Тела и поверхности вращения

3

Раздел 6. Об аксиомах планиметрии

2

Раздел 5. Повторение за курс 7-9 классов

10

Треугольники

2

Многоугольники

2

Окружность

2

Решение заданий ОГЭ

3

Итоговое тестирование за курс геометрии 7-9 классов

1

итого

68



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г.Лысково

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по алгебре

 для   7 - 9 класса

Автор - составитель Кислова С.И.,

учитель математики, 1 квалификационной категории

г.Лысково  

2019

 Планируемые результаты освоения учебного курса по алгебре

в 7-9 классах

Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учѐных в развитие мировой науки;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
  • образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
  • классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  • осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  • представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
  • извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • систематические знания о функциях и их свойствах;
  • практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:

  • выполнять вычисления с действительными числами;

  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;

  • использовать алгебраический «язык» для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;

  • проводить практические расчеты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближенных вычислений;

  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • выполнять операции над множествами;

  • исследовать функции и строить их графики;

  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы

  • (столбчатой или групповой);

  • решать простейшие комбинаторные задачи.

Планируемые результаты обучения алгебре в 7-9 классах

Алгебраические выражения

Выпускник научится:

  • оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
  • оперировать понятием «квадратный корень», применять его в вычислениях;
  • выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
  • выполнять разложение многочлена на множители.

Выпускник получит возможность:

  • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
  • применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

Уравнения

Выпускник научится:

  • решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
  • применять графические представления для исследования уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Выпускник научится:

  • понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
  • применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность:

  • освоить разнообразные приемы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
  • применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Числовые множества

Выпускник научится:

  • понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
  • использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

Выпускник получит возможность:

  • развивать представление о множествах;
  • развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
  • развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Функции

Выпускник научится:

  • понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
  • строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
  • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами:
  • понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
  • применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность:

  • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно – заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);
  • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
  • решать комбинированные задачи с применением формул п-го члена и суммы п -первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
  • понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.

Элементы прикладной математики

Выпускник научится:

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин;
  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
  • находить относительную частоту и вероятность случайного события;
  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Выпускник получит возможность:

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  • понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
  • приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретация их результатов;
  • научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.

                      Содержание курса алгебры 7 - 9 классов

Алгебраические выражения

  • Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.

  • Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Квадратный трёхчлен. Корень квадратного трёхчлена. Разложение квадратного трёхчлена на множители.
  • Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональных дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и её свойства.
  • Квадратные корни. Арифметический квадратный корень и его свойства. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Уравнения

  • Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.

  • Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным или к квадратным уравнениям. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.

  • Уравнения с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

  • Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.

Неравенства

  • Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.

Числовые множества

  • Множество и его элементы. Способы задания множеств. Равные множества. Пустое множество. Подмножество. Операция над множествами. Иллюстрация соотношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера. Множества натуральных, целых, рациональных чисел. Рациональное число как дробь вида https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_1.png, где mhttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_2.pngZ, nhttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_2.pngN, и как бесконечная периодическая десятичная дробь. Представление об иррациональном числе. Множество действительных чисел. Представление действительного числа в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Сравнение действительных чисел. Связь между множествами N, Z, Q, R.

Числовые функции

  • Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функции с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции.
  • Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_4.png, их свойства и графики.

Числовые последовательности

  • Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_5.png. Представление бесконечной десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.

Элементы прикладной математики

  • Математическое моделирование. Процентные расчеты. Формула сложных процентов. Приближенные вычисления. Абсолютная и относительная погрешности. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, размах, медиана выборки.

Математика в историческом развитии.

Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противостоянии Мухаммеда аль – Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3-й и 4-й степеней. История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. Задача Л.Пизанского (Фибоначчи) о кроликах.

Календарно - тематическое планирование.

Алгебра. 7 класс

3 часа в неделю, всего 105 часов

Урока

§

Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной

15

1-3

§ 1

Техника безопасности на рабочем месте. Введение в алгебру

3

§ 2

Линейное уравнение с одной переменной

5

9-13

§ 3

Решение задач с помощью уравнений

5

14

§ 1-§3

Обобщение и систематизация знаний по теме «Линейное уравнение с одной переменной»

1

15

Контрольная работа № 1 по теме

«Линейное уравнение с одной переменной»

1

Глава 2. Целые выражения

16-17

§ 4

Анализ контрольной работы №1.

Тождественно равные выражения. Тождества

2

18-20

§ 5

Степень с натуральным показателем

3

21-23

§ 6

Свойства степени с натуральным показателем

3

24-25

§7

Одночлены

2

26

§8

Многочлены

1

27-29

§9

Сложение и вычитание многочленов

3

30

Контрольная работа № 2«Степень натурального числа. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов»

1

31-34

§ 10

Анализ контрольной работы №2

Умножение одночлена на многочлен

4

35-38

§ 11

Умножение многочлена на многочлен

4

39-41

§12

Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки

3

42-44

§ 13

Разложение многочленов на множители. Метод группировки

3

45

Контрольная работа №3 «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители»

1

46-48

§ 14

Анализ контрольной работы №3

Произведение разности и суммы двух выражений

3

49 - 50

§ 15

Разность квадратов двух выражений

2

51 - 54

§ 16

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

4

55-57

§ 17

Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений

3

58

Контрольная работа № 4 «Формулы сокращенного умножения»

1

59-60

§ 18

Анализ контрольной работы №4.

Сумма и разность кубов двух выражений

2

61-64

§ 19

Применение различных способов разложения многочлена на множители

4

65-66

§ 14- §19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители»

2

67

Контрольная работа № 5 «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители»

1

Глава 3. Функции

68-69

§ 20

Анализ контрольной работы №5.

Связи между величинами. Функция

2

70-71

§ 21

Способы задания функции

2

72-73

§ 22

График функции

2

74-77

§ 23

Линейная функция, её график и свойства

4

78

§ 20- § 23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Функции»

1

79

Контрольная работа № 6 по теме «Функции»

1

Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными

80-81

§ 24

Анализ контрольной работы №6.

Уравнения с двумя переменными

2

82-84

§ 25

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

3

85-87

§ 26

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

3

88-89

§ 27

Решение систем линейных уравнений методом подстановки

2

90-92

§ 28

Решение систем линейного уравнения методом сложения

3

93-96

§ 27

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

4

97

§24-§27

Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»

1

98

§21-

§24

Контрольная работа № 7 по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»

1

Повторение и систематизация учебного материала

99-104

§1-§24

Анализ контрольной работы № 9.

Повторение курса алгебры 7 класса

6

105

Итоговая контрольная работа

1

ВСЕГО:

105

Алгебра. 8 класс

3 часа в неделю, всего 105 часов

урока

§

Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Рациональные выражения

44

1-2

§ 1

Рациональные дроби

2

3-5

§ 2

Основное свойство рациональной дроби

3

6-8

§ 3

Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями

3

9-14

§ 4

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями

6

15

Контрольная работа № 1

1

16-19

§ 5

Анализ контрольной работы № 1. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональных дробей в степень

4

20-26

§ 6

Тождественные преобразования рациональных выражений

7

27

Контрольная работа № 2

1

28-30

§ 7

Анализ контрольной работы № 2.

Равносильные уравнения. Рациональные уравнения

3

31-34

§8

Степень с целым отрицательным показателем

4

35-39

§ 9

Свойства степени с целым показателем

5

40-43

§ 10

Функция https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_6.png и её график

4

44

Контрольная работа № 3

1

Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа

25

45-47

§ 11

Анализ контрольной работы №3.

Функция https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_7.png и её график

3

48-50

§ 12

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

3

51-52

§ 13

Множество и его элементы

2

53-54

§ 14

Подмножество. Операции над множествами

2

55-56

§ 15

Числовые множества

2

57-60

§ 16

Свойства арифметического квадратного корня

4

61-65

§ 17

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни

5

66-68

§ 18

Функция https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_4.png и её график

3

69

Контрольная работа № 4

1

Глава 3. Квадратные уравнения

20

70-72

§ 19

Анализ контрольной работы № 4.

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

3

73-76

§ 20

Формула корней квадратного уравнения

4

77-79

§ 21

Теорема Виета

3

80

Контрольная работа № 5

1

81-83

§ 22

Анализ контрольной работы № 5.

Квадратный трёхчлен

3

84-88

§ 23

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

5

89-94

§ 24

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

6

95

Контрольная работа № 5

1

Повторение и систематизация учебного материала

10

96-104

§ 1-§ 24

Анализ контрольной работы № 5. Повторение курса алгебры 8 класса

9

105

Итоговая контрольная работа

1

Всего:

105

Алгебра. 9 класс

3 часа в неделю, всего 105 часов

урока

§

Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Неравенства

20

1-3

§ 1

Числовые неравенства

3

4-5

§ 2

Основные свойства числовых неравенств

2

6-8

§ 3

Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения

3

9

§ 4

Неравенства с одной переменной

1

10-14

§ 5

Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки

5

15-19

§ 6

Системы линейных неравенств с одной переменной

5

20

Контрольная работа № 1

1

Глава 2. Квадратичная функция

38

21-23

§ 7

Анализ контрольной работы № 1.

Повторение и расширение сведений о функции

3

24-26

§8

Свойства функции

3

27-29

§ 9

Как построить график функции https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_9.png если известен график функции https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_10.png

3

30-33

§ 10

Как построить график функции https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_11.png и https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_12.png , если известен график функции https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_10.png

4

34-39

§ 11

Квадратичная функция, её график и свойства

6

40

Контрольная работа №2

1

41-46

§ 12

Анализ контрольной работы №2.

Решение квадратных неравенств

6

47-52

§ 13

Системы уравнений с двумя переменными

6

53-57

§ 14

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

5

58

Контрольная работа №3

1

Глава 3. Элементы прикладной математики

20

59-61

§ 15

Анализ контрольной работы № 3.

Математическое моделирование

3

62-64

§ 16

Процентные расчеты

3

65-66

§ 17

Приближённые вычисления

2

67-69

§ 18

Основные правила комбинаторики

3

70-71

§ 19

Частота и вероятность случайного события

2

72-74

§ 20

Классическое определение вероятности

3

75-77

§ 21

Начальные сведения о статистике

3

78

Контрольная работа № 4

1

Глава 4. Числовые последовательности

17

79-80

§ 22

Анализ контрольной работы № 4.

Числовые последовательности

2

81-84

§ 23

Арифметическая прогрессия

4

85-87

§ 24

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

3

88-90

§ 25

Геометрическая прогрессия

3

91-92

§ 26

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

2

93-94

Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/16/s_5beea28e40333/999564_5.png

2

95

Контрольная работа № 5

1

Повторение и систематизация учебного материала

10

96-104

§ 1-§ 27

Анализ контрольной работы № 5. Повторение курса алгебры 9 класса

9

105

Итоговая контрольная работа

1

Всего:

105

Учебно-методический комплект

  1. Алгебра:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

  1. Алгебра:7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

3. Алгебра:7 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

4, Алгебра :8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

  1. Алгебра :8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
  2. Алгебра :8 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

7, Алгебра :8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

8, Алгебра :8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

9. Алгебра :8 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.