Методическая копилка

Кислова Светлана Игоревна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация к разработке урока по теме " Уравнение" 

Автор: Кислова Светлана Игоревна, учитель математики Средней школы №3 г.Лысково

Представленная технологическая карта урока по теме " Уравнение" для учащихся 5 класса, разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока.  Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку.

Технологическая карта урока по теме " Уравнение".

ФИО: Кислова Светлана Игоревна

Место работы: Средняя школа №3 г.Лысково

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: " Уравнение"

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 5

Цели:

1.Личностные:

- Развитие навыка самостоятельности в работе, умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.

2.Регулятивные:

-Учащиеся самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.

3. Предметные:

- Вводятся и определяются понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения», знакомство со свойствами уравнений, новым способом решения уравнений, отрабатываются умения решать уравнения.

 

 

Задачи урока:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Метапредметные: развивать: умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение слушать и понимать речь других; уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Предметные: формировать умение решать уравнения.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.

Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные:

Проявляют интерес к теме урока.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.

Познавательные: учатся навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.

Коммуникативные – учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; слушать других, критично относиться к своему мнению.

Литература:

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Просвещение» 2018.

А.В. Шевкин. Текстовые задачи по математике 5-6 классы. М.: Илекса 2016.

Технологическая карта урока


 

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

1.Организационный

(1 мин)

Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу.

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

 

2.Мотивация к учебной деятельности

(1мин)

Труд и вера - вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач!

Самый же надёжный путь к успеху -

Сложный путь падений и удач.(Слайд №1)

Выясняет, что необходимо для успешной работы на уроке; желает успешной работы, просит пожать друг другу руки и пожелать успеха.

Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли.

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других.

Личностные: умение проявлять познавательную инициативу.

 

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие

(5мин)


 


 


 


 


 


 


 

1) Проводит опрос,в ходе которого проверяется теоретический материал прошлого урока ( Приложение 2):

(слайд №2)

Тест1:

Уравнением называется:

А) буквенное выражение;

Б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;

В) числовое равенство.

2.Решить уравнение - значит:

А) найти все его корни (или убедиться, что корней нет);

Б) заменить букву в уравнении любым числом;

В) записать ответ.

(слайд №3)

3.Корнем уравнения называется:

А) любое число;

Б) любое значение буквы;

В) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.

4.Сделать проверку уравнения – значит:

А) решить его ещё раз;

Б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;

В) вместо буквы подставить любое число.

(слайд №4)

5. Неизвестное слагаемое находится:

А) сложением; Б) умножением;

В) вычитанием.

6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:

А) сложить вычитаемое и разность;

Б) из разности вычесть вычитаемое;

В) из вычитаемого вычесть разность.

7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:

А) из уменьшаемого вычесть разность;

Б) к уменьшаемому прибавить разность;

В) из разности вычесть уменьшаемое.

2) Предлагает решить устно уравнения (слайд №5):

1)х+25=87; 2)y-14=22; 3)35-у=12 и записать ответы в Лист самоконтроля (уравнения 1-3).

3) Предлагает решить устно уравнения (слайд №6):

(х+24)-18=38; (у+78)+25=200

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

-вспоминают основные определения, касающиеся уравнений;

Записывают свои ответы в Лист самоконтроля (Приложение1).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-выполняют задания


 

-учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения(понимают, что таких уравнений они раньше не решали)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения


 

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

 

4. Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

(3мин)

-Чем эти уравнения отличаются от известных уравнений?

-Объясняет, что такие уравнения называются составными или усложненными.

- Предлогает ученикам сформулировать тему урока.

- Корректировка темы урока.

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока?

-они содержат два действия

 


 


 

-формулируют тему урока,

записывают её в тетрадь


 

-учащиеся самостоятельно формулируют цель урока

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

 

5. Построение проекта выхода из ситуации затруднения(изучение нового материала: открытие новых знаний и способов действий)

(6мин)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Мотивирует учащихся, акцентирует внимание учащихся на значимость темы, принимает предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать

-подводит к тому, что способы их решения могут быть типичными.

- Предлагает решить первое уравнение.

- в процессе работы, оказывает помощь учащимся по необходимости

-организует работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решение этого уравнения, предлагаемые авторами учебника

-предлагает составить алгоритм решения составных уравнений( слайд №7).

-предлагает решить №375(а) на доске по образцу.


 


 


 


 


 

-пробуют решить уравнение, предлагают свои способы решения уравнений

-свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах


 

-учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с учебником №375 стр. 61(Лист самоконтроля)

-делают вывод: составные уравнения можно решать двумя способами.

-самостоятельно пытаются составить алгоритм решения составных уравнений и записывают результат в Лист самоконтроля.

- под руководством учителя составляется алгоритм решения составных уравнений (Приложение 3).

-два ученика решают уравнение на доске разными способами, объясняя классу каждый шаг.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

 

6. Физкультминутка

(2мин)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

(Слайд №8)

Выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностные: формирование ЗОЖ

 

7. Реализация построенного проекта

(закрепление формируемых знаний и умений)

(5мин)

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Предлагает решить №376(а,в) на доске.

Предлагает составить уравнение для решения задачи № 377(а).

-Решают в парах №376 (а,в),

- № 377(а) составляют уравнение по условию задачи с последующей проверкой и заносят ответы в Лист самоконтроля.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение

Личностныеформирование позитивной самооценки

 

8. Первичное закрепление во внешней речи

(3мин)

Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решения уравнений, предлагаемые авторами учебника)

Проговаривают все правила и определения (фронтально, в парах).


 


 


 


 


 

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7мин)

-Даёт задание. В процессе работы оказывает помощь учащимся по их запросу.

Предлагает составить уравнение для решения задач № 383(2), 384(1)(из сборника "Текстовые задачи по математике 5-6 класс" под редакцией А.В.Шевкина).

(Слайд №9)


 

Предлагает решить уравнения №376(г)

Работают в парах.


 

В № 383(2), 384(1)(из сборника "Текстовые задачи по математике 5-6 класс" под редакцией А.В. Шевкина) составляют только уравнения, с последующей проверкой у доски.


 

№ 376(г) решают разными способами осуществляют консультации, взаимопомощь, взаимоконтроль, сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: управление своим поведением

Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил

 

10. Включение в систему знаний и повторение

(7мин)

Предлагает решить задания по ранее изученному материалу:

- № 379(устно);

- №382 (устно по цепочке).

Предлагает решить комбинаторную задачу (Слайд 10).

Под руководством учителя работают устно.


 


 

Составляют "дерево" вариантов для решения комбинаторной задачи. Ответ записывают в Лист самоконтроля.

Проверка у доски.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Личностные: осознание ответственности за общее дело

 

11. Рефлексия учебной деятельности

(3мин)

Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №11):

-Сегодня на уроке я узнал ...

-Я повторил …

-Я закрепил…

-Я научился…

-Было трудно ...

-Было интересно ...

-Я смогу ...

Предлагает оценить свою работу и результаты.

(Слайд №12).

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.


 


 

Ученики показывают смайлики.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество

Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

 

12. Домашнее задание

(2мин)

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы.

П.10, № 396, №397(б)

Задание на повторение: №403(а).

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке

 

Работа учащихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: на уроке достигнуты поставленные цели.

Приложение 1:

Лист самоконтроля

Вид задания

Ответ, способ решения

Шкала баллов

Суммарный балл за задание

Тест 1

 

5

 

Решение уравнений 1-3

 

2

 

Открытие новых знаний и способов (алгоритм решения составных уравнений)

 

2

 

Решение уравнений на доске №375(а)

 

1

 

Работа в парах №376 (а,в)

 

1

 

Составление уравнения по задаче № 377 (а)

 

1

 

Самостоятельное решение №376( г)

 

1

 

Решение комбинаторной задачи

 

2

 

Суммарный балл за работу

15

 

Критерии отметок: 15-13б-"5"; 12-10б- "4"; 9-6б – "3"; меньше 6б- "2"

Приложение 2:

1. Уравнением называется:

а) буквенное выражение;

б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;

в) числовое равенство.

2.Решить уравнение - значит:

а) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня);

б) заменить букву в уравнении любым числом;

в) записать ответ.

3.Корнем уравнения называется:

а) любое число;

б) любое значение буквы;

в) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.

4. Сделать проверку уравнения – значит:

а) решить его ещё раз;

б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;

в) вместо буквы подставить любое число.

5. Неизвестное слагаемое находится:

а) сложением;

б) умножением;

в) вычитанием.

6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:

а) сложить вычитаемое и разность;

б) из разности вычесть вычитаемое;

в) из вычитаемого вычесть разность.

7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:

а) из уменьшаемого вычесть разность;

б) к уменьшаемому прибавить разность;

в) из разности вычесть уменьшаемое.

Приложение 3

Алгоритм решения составных (усложненных) уравнений

1) Найти последнее действие;

2) Определить неизвестный компонент по последнему действию;

3) Выбрать и применить правило нахождения неизвестного;

4) Упростить правую часть;

5) Найти корень уравнения или сделать вывод, что уравнение не имеет корня;

6) Сделать проверку (при необходимости);

7) Записать ответ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРАВНЕНИЕ

Слайд 2

Труд и вера - вот твои доспехи, И не бойся никаких задач! Самый же надёжный путь к успеху - Сложный путь падений и удач.

Слайд 3

1. Уравнением называется: а) буквенное выражение; б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти; в) числовое равенство. 2.Решить уравнение - значит: а) найти все его корни (или убедиться, что корней нет); б) заменить букву в уравнении любым числом; в) записать ответ.

Слайд 4

3.Корнем уравнения называется: а) любое число; б) любое значение буквы; в) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. 4.Сделать проверку уравнения – значит: а) решить его ещё раз; б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства; в) вместо буквы подставить любое число.

Слайд 5

5. Неизвестное слагаемое находится: а) сложением; б) умножением; в) вычитанием. 6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо: а) сложить вычитаемое и разность; б) из разности вычесть вычитаемое; в) из вычитаемого вычесть разность. 7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо: а) из уменьшаемого вычесть разность; б) к уменьшаемому прибавить разность; в) из разности вычесть уменьшаемое

Слайд 6

Решите устно уравнения: 1)х+25=87; 2)y-14=22; 3)35-у=12.

Слайд 7

Решите устно уравнения: 1) (х+24)-18=38; 2) (у+78)+25=200.

Слайд 8

Алгоритм решения составных уравнений: 1) Найти последнее действие; 2) Определить неизвестный компонент по последнему действию; 3) Выбрать и применить правило нахождения неизвестного; 4) Упростить правую часть; 5) Найти корень уравнения или сделать вывод, что уравнение не имеет корня; 6) Сделать проверку (при необходимости); 7) Записать ответ.

Слайд 9

Гимнастика для глаз

Слайд 10

Составьте уравнения для решения задач- (по сборнику А.В. Шевкина): -№383(2): Купили 10 тетрадей по хр. и 3 ручки по 2р. Сколько заплатили за всю покупку? - №384(1): Турист ехал х ч на поезде со скоростью 50км/ч и шел пешком 2ч со скоростью 4км/ч. Какое расстояние преодолел турист за все время?

Слайд 11

Составьте дерево вариантов для решения комбинаторной задачи: Сколько существует четырехзначных чисел, которые записывают цифрами 2, 4, 6, 8, если цифры в числе не повторяются?

Слайд 12

Закончите предложения: -Сегодня на уроке я узнал … - Я повторил … - Я закрепил… - Я научился… - Было интересно… - Было трудно … - Я смогу …

Слайд 13

Оцените свою работу на уроке: Всё отлично Было трудно Старался Было скучно

Слайд 14

Домашнее задание: - П.10, № 396, №397(б) - Задание на повторение: №403(а).

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Кислова Светлана Игоревна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №3 г.Лысково Нижегородской области

Предмет: математика

Тема: Признаки делимости на 9 и на 3

Класс: 6

Учебно – методическое обеспечение:

1) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В.  Математика. Программы с приложением на CD. 5-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2016

2) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.  Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций- М.: Вентана-Граф, 2016

3) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С.  Математика: дидактические материалы 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2017

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: овладение признаком делимости на 9 и на 3

Задачи урока:

Образовательные:  ознакомить учащихся с признаками делимости на 9 и на 3.

Развивающие:

- развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление;

- формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям; моделировать выбор способов деятельности; ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

Воспитательные:

- развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы;

- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету;

- воспитывать культуру общения, активность.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: компьютер,  проектор,  интерактивная доска,  презентация, карточки с заданиями (для «открытия» новых признаков делимости).

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный этап

1 мин.

2. Актуализация знаний

3 мин.

3. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин.

4. Изучение нового материала

15 мин.

5. Закрепление изученного материала

17 мин.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

2 мин.

7. Информация о домашнем задании

2 мин.

Планируемые результаты обучения: учащийся научится формулировать признаки делимости на 9 и на 3; определять по записи натурального числа, делится ли оно нацело на 9, на 3.

Основные понятия: признак делимости на 9, признак делимости на 3.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Комментарии

1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока, получают позитивный заряд.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

2. Актуализация знаний

- Как, не выполняя деление, определить, делится ли данное число на 10? на 2? на 5? В каждом случае приведите примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанное число.

- Какие из чисел 132, 915, 189, 2700, 541, 1000, 9376, 871, 1050, 109, 12345, 1312 делятся на 2, на 5, на 10?

 

Выполняют устно задания на повторение, объясняют, проговаривают признаки делимости при затруднении.

приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

 

3. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Какие из предложенных чисел делятся на 3, на 9?

- Проверьте правильность своих предположений на практике, работая в группах.

- Сформулируйте тему урока.

- Чему хотим научиться на уроке?

Учащиеся высказывают предположение, что последняя цифра числа должна делиться на 3, на 9, т.е.:

- числа 189, 2700, 9376, 1000, 1050, 109 делятся на 3;

- числа 189, 2700, 1000, 1050, 109 делятся на 9.

Учащиеся выполняют в группах задание и приходят к выводу, что для некоторых чисел их предположение верно, а для других – нет. Таким образом, приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости.

Формулируют тему урока – «Признаки делимости на 9, на 3».

Формулируют цель урока:

«открыть» признак делимости на 9, на 3.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Создание проблемной ситуации – учащиеся не могут по записи числа сделать вывод о его делимости на 9, на 3.

Формулирование учебной проблемы (чему сегодня будем учиться?) как темы урока

4. Изучение нового материала

- Для достижения полученной цели составим план действий:

1. Рассмотреть отдельные случаи с числами, которые точно делятся на 3, на 9.

2. Найти какие-то отличительные черты у этих чисел.

3. Выдвинуть гипотезы о том, какие числа делятся на 3, на 9.

4. Проверить гипотезы на каком-то «большом» числе.

Реализация плана проводится в группах. Три группы работают над признаком делимости на 3, заполняя таблицу в соответствии с планом действий:

число

сумма цифр

делится ли сумма цифр на 3

делится ли число на 3

12

 

 

 

16

 

 

 

63

 

 

 

20

 

 

 

Гипотеза:

1245

 

 

 

Три группы работают над признаком делимости на 9, заполняя таблицу в соответствии с планом действий:

число

сумма цифр

делится ли сумма цифр на 9

делится ли число на 9

45

 

 

 

23

 

 

 

63

 

 

 

15

 

 

 

Гипотеза:

5436

 

 

 

Учитель наблюдает за работой групп, оказывает посильную помощь.

- Прочитайте признаки делимости на 9 и на 3 на страницах 14 – 15 учебника, сравните их с вашими гипотезами, сделайте вывод.

Совместно составляют план действий.

Класс делится на 6 групп, три из которых работают над признаком делимости на 3, а три другие – над признаком делимости на 9. Задания учащимся предлагаются на карточках.

Работая в группах, выдвигают в ходе обсуждения гипотезы, проверяют их верность на примерах.

После обсуждения каждая группа знакомит с результатом своей работы – полученным признаком делимости на 9, на 3.

Совместно составляются формулировки признаков, сравниваются с предложенными в учебнике.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Для решения проблемы составляется план действий, выдвигаются гипотезы, проверяется их верность, делается вывод.

5. Закрепление изученного материала

- Выполните в группах следующее задание на применение полученных признаков делимости:

Из чисел 2 387, 4 275, 5 532, 6 674, 17 589, 35 916, 58 658 выпишите те, которые делятся нацело: 1) на 3; 2) на 9; 3) на 3 и на 2.

Далее учащимся предлагаются разноуровневые задания.

1 уровень - №73 и 74 (совместно с учителем), №75 (самостоятельно, два человека работают на скрытых досках)

 

2 уровень - №77, 79

3 уровень - №85, 89

Работают в группах, учатся применять полученные признаки.

Выполненные задания учащиеся каждой группы записывают на доске, заслушиваются пояснения каждой из групп.

Учащиеся определяют уровень заданий, который они способны выполнить.

1 уровень – учащиеся работают под руководством учителя. Это задания, направленные на отработку признаков в стандартной ситуации (т.е. необходимо просто определить делимость числа на 9 или на 3)

2 уровень – учащиеся работают в группе (группах, в зависимости от их количества), при необходимости обращаются за помощью к учителю.

3 уровень – учащиеся работают самостоятельно. Они выполняют задания, в которых необходимо применить изученные признаки в нестандартных ситуациях.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся, согласование усилий по достижению общих целей.

Познавательные:  построение логической цепи рассуждений, анализ объектов; умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; готовность к преодолению трудностей; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение объективно воспринимать отметки.

Личностные: формирование готовности к сотрудничеству, к оказанию помощи.

Использование технологии разноуровневого обучения

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Достигли мы цели?

- Продолжите предложения:

- На уроке для меня самым интересным было …

- На уроке для меня самым трудным было …

- Своей работой на уроке я …

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя рефлексию собственной деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

 

7. Информация о домашнем задании

- Выучить признаки делимости на 9 и на 3 (в. 1-2 на стр.15)

- Выполнить №76, 80.

Получают информацию о домашнем задании.

 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ»

Класс: 6

Учитель Кислова Светлана Игоревна

УМК Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк,  В.Б.Полонский,  М.С.Якир; 2018 г.  

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: научиться распознавать на чертежах и рисунках окружность, круг и их элементы. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Строить с помощью циркуля окружность заданного радиуса.

Планируемые результаты:

Личностные:  умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;  критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

Метапредметные:  умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий  и требований

Предметные: умение различать окружность и круг, находить радиус и диаметр на окружности, правильно употреблять в речи математические понятия, правильно чертить окружность с помощью циркуля, знать соотношение между радиусом и диаметром

Ресурсы урока: Учебник: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир; мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, разноцветные листочки для рефлексии.

Основные понятия окружность, круг, радиус, диаметр Этапы урока

время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

I. Самоопределение к деятельности

1-2 мин

Распределяются по группам (4 человека в одной группе)

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

3-5 мин

Проверяют решение домашней задачи №697. Слайд № 2,3

Организует устную работу по разбору задачи, анализу и обобщению на основе представлений об окружности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: анализ и обобщение на основе представлений об окружности

III. Постановка учебной задачи

3-4 мин

Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь

Организует работу по целеполаганию и мотивации. Слайд № 4,5. Выдвигает проблему урока  в практическом задании №1.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

6 мин

Основываясь на предыдущем опыте, составляют план изучения понятия окружности и круга и их элементов

Организует обсуждение плана и решения поставленного теоретического вопроса

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

Регулятивные: планирование

V. Первичное закрепление

10мин

Решают предложенные задачи устно. Слайд № 6,7

Решить задачу: №699-702 стр. 144

Организует самопроверку

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.

VI. Включение новых знаний в систему учебных действий

10 мин

Работают в группах. Задание на карточке нужно выполнить в рабочих тетрадях.

Затем от каждой группы поочередно выходят по одному ученику к доске и объясняют решение. Слайд № 8

Раздает  карточки по группам, организует работу групп, организует обсуждение результатов.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII.Организация первичного контроля

5 мин

Работают  в группах. Выполняют  задания из учебника на стр.144 по вариантам:

№ 705 – 1 вариант, № 706 – 2 вариант

Выполняют взаимопроверку,  ответ обсуждается в группе, устраняют допущенные ошибки. Слайд № 9, 10

Делит группы на два варианта. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, взаимопроверку

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VIII. Домашнее задание

1 мин

Записывают домашнее задание

Комментирует домашнее задание: стр. 140-142 учебника; выполнить задания № 704, 707, 729.

IX. Рефлексия Подведение итогов урока

2 мин

Участвуют в рефлексии, выражают свое настроение с помощью разноцветных сигнальных карточек и устно оценивают содержание урока. Слайд № 11.

Организует рефлексию. Поднимите сигнальные карточки соответствующие вашему настроению.

Я предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось…

Мне показалось трудным…

Я бы ещё хотел выполнить …

Главным результатом считаю…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка, самооценка

Задачи для устной работы:

№ 697. Отметьте на плоскости произвольную точку О. Отметьте четыре точки, удаленные от точки О на 2 см. Сколько еще можно отметить таких точек. На отрезке AC, равном 15см, отметили точку B, такую, что AB=8см. Найти длину отрезка BC.

№ 699. Укажите центр, радиус, хорду и диаметр окружности, изображенной на рисунке. Сколько радиусов и сколько хорд изображено на этом рисунке?

№ 700. Какие из точек, обозначенных на рисунке: 1. Лежат на окружности; 2. Принадлежат кругу; 3. Не лежат на окружности; 4. Не принадлежат кругу?

№ 701. Найдите диаметр окружности, радиус которой равен: 14см; 4 см 5 мм; 3,6 дм.

№ 702. Найдите радиус окружности, диаметр которой равен: 8 см; 5 см; 9,2 дм.

Задача для создания проблемной ситуации

  1. Выполним следующее задание на листе формата А4: обвести донышко стакана и тарелки разными маркерами. Заштрихуйте контур от тарелки. Сравните два изображения, в чем на ваш взгляд состоит отличие?
  2. Вырежьте заштрихованный круг. Сверните круг пополам. Сгиб образует линию, она называется диаметр (d). Еще раз сверните пополам, сгиб образует линию, она называется радиус (r).
  3. Слайд №2.

Карточки для работы в группах по вариантам

В-1. Отметьте две произвольные точки А и В, измерьте расстояние между ними. Постройте окружность с центром А, проходящую через точку В, и окружность с центром В, проходящую через точку А. Чему равен радиус каждой из построенных окружностей? Отметьте точки пересечения окружностей. Каково расстояние от этих точек до центров окружностей?

В-2. Начертите отрезок АВ, длина которого равна 4 см. Постройте окружность радиуса 3 см с центром А и окружность радиуса 2 см с центром В. Сколько существует точек пересечения окружностей? Чему равно расстояние от каждой из этих точек до точки А? До точки В?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике

Автор: Кислова Светлана Игоревна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №3 г.Лысково Нижегородской области

Предмет: математика

Тема: Вычитание рациональных чисел

Класс: 6

Учебно – методическое обеспечение:

1) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В.  Математика. Программы с приложением на CD. 5-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2016

2) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.  Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций- М.: Вентана-Граф, 2016

3) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С.  Математика: дидактические материалы 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2017

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: овладение правилом вычитания рациональных чисел

Задачи урока:

Образовательные:  вывести правило вычитания положительных и отрицательных чисел

Развивающие:

- развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление;

- формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям; моделировать выбор способов деятельности; ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

Воспитательные:

- развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы;

- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету;

- воспитывать культуру общения, активность.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: компьютер,  проектор,  интерактивная доска,  презентация, карточки с заданиями

Формировать УУД:

 Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать  по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа,  работа в парах.

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, элементы технологии продуктивного чтения.

Оборудование: учебник, карточки, листы самооценки, презентация.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный этап(3мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку,  организует внимания детей,  инструктаж по работе с листом самооценки. (Приложение 1)

На доске записано высказывание: «Считай несчастный тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового  и ничего не прибавил к своему образованию»

Ян Амос Каменский

- Как вы понимаете эти слова?

-И сегодняшний день не будет несчастным потому, что мы опять будем узнавать что – то новое.

Включаются в деловой ритм урока.

Знакомятся с листом самооценки, уточняют критерии оценки.

Настраиваются на рабочий лад.

Если мы не узнаем ничего нового, не получим новых знаний, то этот день можно считать пропавшим или несчастным. Надо стремиться к

получению новых знаний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

Регулятивные:  способность к

рефлексии собственной

деятельности и

деятельности товарищей

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний(5 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

-Для того чтобы изучить новый материал, надо повторить пройденный. Дома было задание – повторить правила и сейчас вы покажите свои знания, поработав с контрольными вопросами.

1.Взаимотренажер (Приложение1)

(Контрольные вопросы по теме «Положительные и отрицательные числа»)

-Какие вопросы были наиболее трудными?

- Что нужно для успешной сдачи контрольных вопросов?

2.Устная работа с комментированием

-45 + (-45) =

-3,5 +(-2,4) =

-=

-20 + 15 =

6,5 + (-8,7)=        

Результаты работы отмечают в таблице.

- Знать правила

Вычисляют устно и дают ответы с комментариями

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: 

уметь оформлять

свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь

других; взаимодействие учащихся в парной работе.

Регулятивные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с

учителем и

сверстниками.  

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(6 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Проблемная ситуация

Самостоятельная работа по карточкам

-6,5 + (-6,3)

- 4991 +(-2001)

76 + (-99)

-14+47

-123,5 +(-25,05)

64,8 – 78,9

-Какой пример вызвал у вас затруднение?

-Почему последний пример вызвал у вас затруднение?

Цель урока

- Какая цель нашего урока?

Выполняют  самостоятельную работу с самопроверкой

( открывается во время проверки)

Результаты работы отмечают в таблице.

-Последний пример

-Мы не знаем правила вычитания

Формулируют тему и цели урока.  

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее

                                                             4. Усвоение новых знаний и способов усвоения (6 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: вычитание  чисел с разными знаками

-Откроем тетради запишем дату, классная работа, тему урока «Вычитание».

- Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел. Расскажите правило вычитание положительных чисел.

- Приведите пример

-Как еще мы можем получить число 5:

Число 4:

Числа 4 и -4, 5 и -5 какие числа?

-Кто попробует сформулировать правило вычитание чисел? А как записать на математическом языке?

Ребята, вы сейчас сами сформулировали правило вычитания чисел. Ваши предположения мы назовем гипотезой. Вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. Подобно ученым выдвинули гипотезу и открыли новое правило. Сверим вашу гипотезу с правилом в учебнике.

Работа с учебником  стр 185

Вернемся к нашему примеру 64,8 – 78,9 = 64,8 + ( - 78,9) = - 14,1

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы

-Вычитание – действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое

4 +5 = 9, поэтому 9 – 4 = 5 или 9 – 5 =4

9 + (-4) = 5

9 + ( - 5) = 4

Противоположные

Формулируют правило. Проговаривают свои предположения, делают выводы

Работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой

Познавательные:  умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их;

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:  проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации(10мин)

Установление

Правильности осознанности изучения темы «Вычитание».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Работа около доски

Учебник – с 186 № 1091

-Сравните уменьшаемое и вычитание в каждой разности. Какой вывод можно сделать?

работают около доски, затем в тетради. Выполняют задание, затем вместе с учителем проверяют верность выполненного задания, анализируют свои ответы, отвечают на вопрос.

Делают вывод:

  1. Если уменьшаемое равно вычитаемому, то их разность равна нулю.
  2. Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то их разность равна отрицательному числу.
  3. Если уменьшаемое больше вычитаемого, то их разность равна положительному числу.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействие учащихся в парной работе.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль

полученного результата.

                                                                          5. Физминутка (выполняется стоя)(2мин)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

- Давайте немного отдохнем.

Человек обладает положительными и отрицательными качествами

Если качества отрицательное – хлопаем один раз, положительное – два раза. Будьте внимательны!

Доброта, злость, жадность, взаимовыручка, взаимопонимание, грубость, и, конечно же, сила воли и стремление к победе, которые вам сейчас потребуются, так как впереди у вас самостоятельная работа.

Учащиеся поднимаются с мест,

повторяют действия за учителем.

Учащиеся сменили вид

деятельности и готовы продолжить работу.

6.  Организация первичного контроля (10 мин)

Умение самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации,

самоконтроль, самопроверка

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Вариант 1

Вариант 2

20 - 100

-100 - 30

-100 - 20

30 - 100

28 - 56

-73 - 28

- 4,61 – 2,2

3,15 – 5,74

43 - 65

35 - 43

Учащиеся выполняют

самостоятельную работу по

карточкам.

Осуществляют проверку самостоятельной работы. Результаты работы отмечают в таблице.

Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить

необходимые коррективы.

7.Информация о домашнем задании(1мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов

выполнения дом. задания

Учитель  дает комментарий к домашнему заданию

Прочитать теоретический материал учебника стр. 186 -187,№ 1109, № 1116, творческая работа: составить кроссворд по теме сложение и вычитание.

Учащиеся записывают в дневники задание

Познавательные:

Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

Регулятивные: регуляция учебной деятельности.

8. Рефлексия (2 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу

Психоэмоционального состояния,

мотивации, их

собственной

деятельности и

взаимодействия с

учителем

В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество верно выполненных заданий и выставьте себе оценку за урок.. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, прикрепите своего улыбающегося смайлика на дереве познания. Если остались непонятными какие-то моменты – грустного смайлика.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений. Показывают с помощью сигнальных карт (смайлики) степень усвоения материала.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин

успеха и неудач,

контроль и оценка

процесса и

результатов деятельности

Приложение 1.

Лист самооценки

Фамилия Имя___________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

Оценка

К/вопросы

Сам/работа№1

Сам/работа№2

Итог

Ответы на вопрос или на пример « + » правильно, « - » неправильно.

Критерии оценки: 5 –«5», 4 – «4», 3 – «3»

Приложение 2.

Методика взаимотренажа

Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения она имеет вполне определенную образовательную значимость.        

Работа в паре        

Один ученик имеет при себе одну карточку ( вопрос – ответ), а другой ученик – другую ( вопрос – ответ). Первый ученик диктует второму первый вопрос из своей карточки (не говоря ответ), второй отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он диктует второй вопрос. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз ответить на вопрос. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу.

Когда первый продиктует все вопросы своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задает вопросы своей карточки, а первый  отвечает на эти вопросы. Когда все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу, благодаря друг друга за работу.

Работа в роли учителя интересна всем ученикам, не зависимо от их успеваемости, общего развития и индивидуальных особенностей. Здесь работают все, все включены в учебный процесс.

Как называются числа расположены справа от начала координат?

Положительные

Какие числа называют противоположными?

Два числа отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными

Что называют модулем числа?

Расстояние от точки А(а) до начала от счета, называют модулем числа

Как обозначают модуль числа?

Прямыми скобками

Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел?

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули и поставить знак минус

Как называются числа расположены слева от начала координат?

Отрицательные

Какое число противоположно нулю?

0

Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?

Нет. Расстояние не бывает отрицательным

Расскажи правило сравнения отрицательных чисел

Из двух отрицательных чисел больше то модуль которого меньше и меньше то, у которого модуль больше или из двух отрицательных чисел больше число которое находиться ближе к нулю

Чему равна сумма противоположных чисел?

0



Предварительный просмотр:

Звёздный час по математике

Реквизиты:
1) Таблички, на которых написаны имена участников;
2) Семь комплектов табличек с номерами от 0 до 5;
3) Звёзды;
4) Листы бумаги, авторучки;
5) Портреты учёных.

Ведущий. Здравствуйте дорогие зрители и будущие участники! Для игры "Звёздный час" необходимо выбрать участников. Ими будут те ребята, которые правильно ответят на вопросы отборочного тура.

Ведущий задаёт вопрос, и тот, кто первым на него ответит правильно, становится игроком.
Каждому игроку помощник ведущего прикрепляет нагрудную табличку с именем участника.

Вопросы отборочного тура


1. Сколько чудес света создано людьми?
Ответ: семь.

2. Какое единственное из семи чудес света дожило до наших дней?
Ответ: египетские пирамиды.

3. В каком городе был построен первый в мире двигатель внутреннего сгорания?
Ответ: в Санкт-Петербурге на заводе Нобеля.

4. Как назывались древнегреческие и древнеегипетские счёты.
Ответ: абак.

5. Как называется буква греческого алфавита, которую в физике мы используем для обозначения "изменение"?
Ответ: дельта.

6. Какую "неизвестную" букву латинского алфавита чаще всего используют на уроках математики?
Ответ: икс.

7. Какое геометрическое тело получается, если прямоугольный треугольнтк вращать вокруг одной из меньших сторон?
Ответ: конус.

После того, как игроки выбраны, они занимают игровые места и начинается первый тур.
Игрок, ответивший первым правильно, получает звезду.

Первый тур


В этом туре участники должны поднимать таблички с номером правильного ответа.

Вопросы первого тура

1. От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов?
Ответ: пять углов.

2. На языке древней Индии это число "сунья". Арабы перевели его на свой язык, и стало оно называться "сифр" - цифра. Какое это число?
Ответ: нуль.

3. Какое самое любимое число в русских сказках и сказках многих других народов?
Ответ: три.

4. Какое число древние люди считали символом устойчивости и прочности?
Ответ: четыре.

5. У древних греков это число считалось счастливым и магическим. А в далёкие-далёкие времена, когда люди с трудом учились считать, это число означало "всё". Какое это число?
Ответ: три.

6. Какое число является символом женщины?
Ответ: два.

7. Какое число символизирует мужчину?
Ответ: один.

Во второй тур переходят пять участников.

Второй тур

Нужно из десяти предложенных букв составить самое длинное слово. В этом туре могут играть и зрители.

Четыре игрока, справившиеся с заданием лучше других, переходят в следующий тур.

Третий тур

В качестве ответов используются портреты Архимеда, Ломоносова, Ньютона, Гагарина, Циолковского, Пифагора, Диофанта.

Вопросы третьего тура.

1. Этот учёный открыл свой закон, погрузившись в ванну. Благодаря открытому им закону рычага, без особых усилий стало возможным вытаскивать на берег корабли. Изобретённые им механизмы долгое время защищали его родной город Сиракузы. Назовите этого учёного?
Ответ: Архимед.

2. Почти за сто лет до полёта в космос, этот учёный и изобретатель занимался вопросами строительства дирижаблей, самолётов и ракет. Им была выведена формула, благодаря которой ракеты летают в космос и в наши дни. Он с детства был почти глухим; работал учителем арифметики и геометрии в Калужской губернии. Назовите этого учёного?
Ответ: Циолковский.

3. 12 апреля 1961 года этот простой парень облетел земной шар на корабле-спутнике "Восток" и стал известен на весь мир. Как его фамилия?
Ответ: Гагарин.

4. Этот учёный впервые ввёл буквенные обозначения для неизвестных чисел. Назовите этого учёного?
Ответ: Диофант.

5. Этого великого человека Пушкин называл "университетом". Нет такой области знаний, где бы он не приложил свой великий ум. Кто он?
Ответ: Ломоносов.

6. Этот английский математик и физик открыл три основных закона классической механики, закон всемирного тяготения, разработал корпускулярную теорию света. Назовите этого учёного?
Ответ: Ньютон.

7. Кто из учёных утверждал, что "числа правят миром", и даже создал, среди прочего, способ гадания, основанный на дате рождения? Назовите этого учёного?
Ответ: Пифагор.

Игра со зрителями

Аукцион пословиц и поговорок в которых есть числа. Победителю - звезда.

На начало четвёртого тура остаётся три участника.

Четвёртый тур
Из трёх вариантов ответа выбрать правильный.

Вопросы четвёртого тура

1. О каком виде треугольников идёт речь в теореме Пифагора?
Варианты ответов: равнобедренный, равносторонний, прямоугольный.

2. Какому цветку по цветочному гороскопу соответствует период с 13 по 22 ноября?
Варианты ответов: сирень, пион, астра.

3. Как с латинского языка переводится "Астра"?
Варианты ответов: звезда, цветок, цифра.

4. Какое из перечисленных понятия не является разделом математики?
Варианты ответов: анализ, синтез, тригонометрия.

5. Какая из перечисленных фигур не является параллелограммом?
Варианты ответов: ромб, трапеция, прямоугольник.

6. В древней Руси существовало число "ворон" ("вран"). Сколько это?
Варианты ответов: тысяча, десять миллионов, миллион.

Остаётся два участника.

Финал


Кто больше составит слов из слова 
МАТЕМАТИКА.

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Неделя математики

Цель:
1) Развитие познавательного интереса и творческих способностей.
2) Расширение кругозора обучаемых.
3) Развитие навыков устной речи.
4) Развитие логического мышления.

Программа проведения недели

Понедельник

1) Открытие недели математики.
2) Математическая газета.
3) Соревнование художников

Среда

1) "Что? Где? Почему?"
2) Открытый урок в шестом классе.

Вторник

1 ) Математический КВН "Вперёд математики".

Четверг

1) Путешествие в волшебную страну.

Пятница

1) Математическая игра "Самый умный".
2) Подведение итогов. Награждение.

1. Соревнования художников

Нарисовать рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, записать координаты вершин.

2. Математический КВН "Вперёд математики"

1) Визитная карточка команды.
2) Нарисуйте зверя, который ассоциируется у вас со словом "МАТЕМАТИКА" и назовите его.
3) Девочка каждую букву своего имени заменила порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилась запись 13 6 18 1. Как звали девочку?
4) Прочтите то, что написано ниже с выражением. Так, будто читаете стихи.

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

14 126 14
132 17 43.
16 42 ... 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

117 117
95 9 5!
117 117
48 35!

5) Фигура составлена из 6 спичек. Было переложено 2 спички. Какая фигура не могла бы получиться?

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/spihki.jpg

6) В немецкой школе работают учителя Альтман, Грендель и Клауз. Все они преподают в одном классе математику, физику, химию, биологию, немецкий язык и историю. Каждый учитель ведёт по два предмета. Учитель химии живёт в одном доме с учителем математики. Альтман - самый молодой из трёх преподавателей. Учитель математики часто играет с Клауз в шахматы. Учитель физики старше учителя биологии, но младше Гренделя. Тот из учителей, кто старше двух других, живёт дальше всех от школы.
Какие предметы преподаёт каждый из учителей?

7) Кроссворд

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/krosvord.jpg

По горизонтали:
2) Наибольшее трёхзначное число.
5) Число, вдвое большее 26.
7) Произведение 8 на 8.
8) Число из одинаковых цифр.
10) Наименьшее трёхзначное число.
12) Число в 9 раз большее, чем 40.

По вертикали:
1) Половина от 50.
3) Разность 1000 и 35.
4) Чётное число между 90 и 100.
6) Число в несколько раз большее, чем 50
9) Сумма 500 и 3.
10) Число, следующее за 11.
11) Число, предшествующее 11.

Ответы

№ задания

Ответ

3

Лера

4

Пушкин, Маяковский, Есенин, частушки

5

Д (все фигуры могут получиться)

6

Альтман - математика и биология
Грендель - немецкий и история
Клауз - физика и химия

7

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/krosvord.o.jpg

3. "Что? Где? Почему?"

1) Отделите коз от капусты.
Требуется провести три прямые линии так, чтобы отделить коз от капусты.

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/koza.jpg

 

Ответ:

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/koza.o.jpg

2) Одинаковыми цифрами.
Пользуясь только сложением, запишите число 28 при помощи пяти двоек, а число 1000 при помощи восьми восьмёрок.

 

Ответ:

22+2+2+2 и 888+88+8+8+8

3) Три мудреца.

Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих философа прилегли немного отдохнуть под древом сада Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углем их лбы. Проснувшись и вглянув друг на друга, все пришли в весёлое настроение и начали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом. Внезапно один из мудрецов перестал смеяться, так как он сообразил, что его собственный лоб тоже запачкан.

Как он рассуждал?

 

Ответ:

А рассуждал так: "Каждый из нас может думать, что его собственное лицо чистое. Б уверен, что его лицо чистое, и смеётся над измазанным лбом мудреца В. Но если бы Б видел, что моё лицо чистое, то он был бы удивлён смеху В, так как в этом случае у В не было бы повода для смеха. Однако Б не удивлён, значит, он может думать, что В смеётся надо мной. Следовательно моё лицо чёрное.

4) Будь внимателен.

Папа позвонил дочке, попросил её купить кое-что из вещей, нужных ему к отъезду, и сказал, что деньги лежат в конверте на письменном столе. Девочка мельком взглянув на конверт, увидела написанное на нём число 98, вынула деньги и, не сосчитав их, положила в сумку, а конверт смяла и выбросила. В магазине она купила продуктов на 90 рублей, а когда хотела расплатиться, то оказалось, что у неё не только, не остаётся 8 рублей, как она предполагала, но даже не хватает четырёх рублей.

Дома она рассказала об этом папе и спросила, не ошибся ли он, когда считал деньги. Отец ответил, что он сосчитал деньги правильно, а ошиблась она сама и, рассмеявшись, указал ей на ошибку. В чём была ошибка девочки?

 

Ответ:

Девочка прочитала число в перевёрнутом виде: 98 вместо 86.

5) Каждая спичка имеет длину 4,5 см. Как из 13 спичек сложить метр?

 

Ответ:

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/metr.jpg

4. Открытый урок в шестом классе

Тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цель:

a) закрепить навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
b) развивать скорость счёта;
c) воспитывать уважение к окружающему миру.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие в город Новосибирск.

I) Знаменательные даты истории Новосибирска (раздаются карточки для устной работы)
карточка
1) Год переименования города Новониколаевска в город Новосибирск?
2) Год пуска первой электростанции?
3) Год открытия театра Оперы и Балета?
4) Год основания нашего города?

Вывод: путешествуя по городу Новосибирску мы познакомились…

А сейчас мы с вами пройдём по улицам родного города.

II) Улицы родного города
Впишите фамилии русских писателей, в честь которых названы улицы в городе Новосибирске (
 решаем на доске)

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/ylisa.jpg

Вывод: путешествуя по улицам города Новосибирска вы узнали…

Путешествуя по улицам города мы подошли к какому-то предприятию.

III) Дешифровальщики
Вам предлагается сокращённое название предприятия. Необходимо расшифровать.

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/desif.jpg

Вывод: до обыкновенных дробей вы знали натуральные числа. В рамках натуральных чисел не всегда решаются задачи. Появление дробей даёт возможность решать боле сложные задачи.

IV) Конструкторы
Имеются детали

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/konstryk.jpg

Нужно собрать деталь прямоугольной формы периметр которой 182 см. Сколько деталей каждого вида нужно взять?

Вывод: совершая путешествие по родному городу, вы узнали о роли дроби в окружающем нас мире.

5. Математическая игра "Самый умный"

Первый тур

1) Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону по восемь кругов. По сколько кругов пробежал каждый? (8)
2) В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой три рубля, на сколько рублей во втором станет больше? (
на 6)
3) В семье пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (
6)
4) Измените запись чисел два и три так, чтобы получилось число больше двух и меньше трёх. (
2,3)
5) Ручные часы накрывают простой стеклянной банкой. Что это значит? (время и стекло, 
звучит: время истекло)

Второй тур

1) От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов? (5)
2) На языке древней Индии это число "сунья". Арабы перевели его на свой язык, и стало оно называться "сифр" - цифра. Какое это число? (
0)
3) Какое самое любимое число в русских сказках и сказках многих других народов? (
3)
4) Какое число является символом женщины? (
2)
5) Какое число символизирует мужчину? (
1)

Третий тур

Дано десять букв: Г; Р; Я; Е; К; О; И; Н; М; Т. Составить самое длинное слово (одну букву можно использовать несколько раз). (тригонометрия)

Четвёртый тур

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/a.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/b.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/c.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/d.jpg

http://matematika-ru.1gb.ru/vneklas/nedela/e.jpg

Стриж

Родина

Советы

Захар

Восемнадцать

Пятый тур

1) Как называется утверждение, которое принимается без доказательства? (аксиома)
2) Как называется фигура, которая получается от вращения прямоугольного треугольника вокруг катета? (
конус)
3) Как называется раздел геометрии, который изучает фигуры на плоскости? (
планиметрия)
4) Как называется кривая, которая обходит многократно одну и ту же точку? (
спираль)
5) С помощью какого инструмента можно строить правильные многоугольники? (
циркуль)

Шестой тур

Написать пословицы, где встречаются имена числительные.

Например

1) Все за одного, один за всех.
2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3) Семь раз примерь, один раз отрежь.
4) Ум хорошо, а два лучше.
5) Один в поле не воин.

Седьмой тур

Шарада - это особая загадка. В ней надо отгадать слово, оно отгадывается не всё сразу, а по частям.

1) За мерой ноту вставишь вдруг
И целое найдёшь среди подруг. (
Галя)

2) Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную. (
Столяр)

3) Предлог и малое число
За ним мы букву скажем,
А в целом - ты найдёшь его
Почти под домом каждым. (
Подвал)

Логогриф - новая загадка. В ней надо сначало догадаться, о каком слове идёт речь. Затем в отгаданное слово нужно вставить дополнительную одну или несколько букв, получится новое слово.

4) Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь
Во многих строчках.
Лишь "о" ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка. (
Плюс - полюс)

5) Я - цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве "я" прикажешь рядом встать
Я - все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (
Семь - семья)