Обмен опытом

Малюшева Галина Ивановна

Мастер - класс по проектированию

https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...

https://yadi.sk/i/6ZFoDv2Qh7Mmd

Открытый урок истории "Олимпийские игры в древности"

https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...

 

"Береза - символ России"  https://yadi.sk/i/91OWOzKFgNQU9

https://yadi.sk/i/91OWOzKFgNQU9

https://yadi.sk/i/tw0Mq3Xah7Ms7

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Олимпийские игры в древности»

Курс истории Древнего мира (5 класс)

Автор: учитель истории

МКОУ Кундуйская СОШ

Малюшева Галина Ивановна

С. Кундуй

 ул.Комсомольская 4-1.

Кундуй 2013 г.

План-конспект урока «Олимпийские игры в древности».

Цели урока: (Слайд 2)

 1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

 2.Расщирить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

 Задачи:

 Образовательные:

  • сформировать у  учащихся представления об древних Олимпийских играх, о том, откуда они появились и  как проходили;  
  • познакомить учащихся с разнообразием исторических источников, позволяющих получить необходимую информацию (в данном случае по теме «Олимпийские игры»).

Развивающие:

  • дальнейшее формирование умений работы с исторической картой;
  • развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации;
  • продолжить формирование речевых умений таких, как умений давать ответы на поставленные вопросы,  делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты:

 В ходе проведения урока учащиеся смогут:

 - рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции;

 - объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;

 - назвать виды спорта;

 - выразить собственное отношение к современным Олимпийским играм и любимым видам спорта.

УМК:

Учебник: А.А. Вигасин,  А.А. Годер, Г.И. Годер, «История Древнего мира», М., 2011г.

Презентация «Олимпийские игры в древности».

Учебное электронное издание «Всеобщая история», 5 класс, ООО Кордис & Медиа», 2004.

Средства обучения: ноутбук, экран, проекционный аппарат. Презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового материала

План урока: (Слайд3)

1.Повторение изученного материала.

 2. Зарождение Олимпийских игр.

 3. Подготовка греков к Олимпийским играм.

 4. Пять незабываемых дней.

 5. Олимпийские игры вчера и сегодня.

Ход урока:

 Организационный момент. Мотивационная установка.

 Учитель: Недавно  было найдено письмо неизвестного автора. В нем он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны, кто пешком,  кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его.

  • Скажите, любезный, а куда все спешат?
  • А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?
  •  А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны…
  •  Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными…»

На этом письмо обрывается! Но вы, наверное, догадались, какое событие описывает путешественник?

(Ответ ученика)

Действительно, речь идет об Олимпийских играх, но не современных, не тех которые проходят сейчас, а о древних  - и тема нашего сегодняшнего урока «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»  Сегодня на уроке мы с вами определим, откуда же появились Олимпийские игры, познакомимся с правилами проведения игр, поработаем с различными историческими источниками и восстановим историю проведения Олимпиады в Древней Греции!

Девиз нашего урока будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!»

1.   Проверка знаний учащихся (Слайд4)

  1. На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)
  2. Какой город являлся столицей Древней Греции? (Афины)
  3. Что такое полис? (город-государство)
  4. Назовите один из самых могущественных полисов Греции? (Спарта)
  5. Каковы особенности спартанского воспитания?
  6. Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)
  7. Что такое демократия и где она зародилась? (власть народа, Афины)

Ответы запишите в тетрадях.

2. Зарождение Олимпийских игр.

Учитель. Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции - Эллада, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром.

Первые игры состоялись в 776 году до н.э., этот год стал точкой отсчета древнегреческого “олимпийского летоисчисления”. (Слайд6)

Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Однако местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. (Слайд 7)

    Задание. Прочитайте миф об основании Олимпийских игр. Дайте устные ответы к документу 

В древние времена миром правил отец Зевса бог -  Крон. Его супругой была богиня Рея.

      Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец.  Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону  не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, крон проглотил камень.

      Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устроить состязания атлетов на земле Олимпии.

(Слайд8) 

  • В память какого легендарного события были устроены первые  состязания?
  • Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?
  • Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»?

3. Подготовка греков к Олимпийским играм.

Учитель. Олимпийские игры – грандиозный праздник, на который съезжаются атлеты со всех полисов древней Греции, включая колонии.

По правилам в состязаниях на Олимпийских играх могли принимать участие все свободные греки: богачи и бедные. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц под страхом смерти. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. За 10 месяцев до начала Олимпийских игр все участники приступали к тренировкам в своем городе. Их называли атлеты (атлет-участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач). А ровно за месяц до открытия игр они приезжали в южную Грецию, где тренировались недалеко от Олимпии. И ровно через месяц, наступал долгожданный момент – пять незабываемых красочных дней Олимпиады.

Физкультминутка.

Ребята, в Древней Греции перед состязаниями атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Побыстрее все вставайте!

 Разминку с нами выполняйте.

 Один, два, три, четыре, пять –

 Руки выше подымать!

 Головою покрути – лево-право,

 Не спеши, лево-право, лево-право.

 Что там делает сосед?!

 Передай ему привет!

 А теперь поприседаем,

 До пяти все посчитаем.

 У кого хрустит в коленке?

 Показалось, может быть?

 Потихонечку все сели.

 И глазами поморгали.

 Один, два, три, четыре, пять –

 Урок продолжим мы опять!

 4.Пять незабываемых дней (Слайды8-10).

 Специальные вестники заранее сообщали о начале Олимпийских игр. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался так называемый "священный мир" Все военные столкновения прекращались, и заключалось перемирие, за нарушение которого виновные карались крупным штрафом и не допускались к участию в играх. Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.

 Имена участников состязания вносились в списки, составлявшиеся за год до начала очередных Олимпийских игр. Этими списками и всем устройством олимпийских празднеств ведали особые лица - элланодики, избранные на должность олимпийских судей. К участию в Олимпийских играх допускались все свободные эллины.

 Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения “олимпийского норматива” будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии.

 Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Судьи имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.

Празднества продолжались пять дней. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали разного рода соревнования на стадионе и ипподроме.

Самым почитаемым всегда был бег на один стадий (192 м). Победителю предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, а его имя присваивалось Олимпийским играм.

 Выйдя на стадион, бегуны вынимали из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Элланодик распределял спортсменов на группы из четырех человек в соответствии с номерами. Победителем объявлялся тот, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали элланодики. После забегов всех групп атлетов начинались финальные состязания победителей отдельных групп. Снова звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика - победителя в простом беге.

 Затем шли состязания в простой борьбе. Обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет олимпиоником по борьбе.

Олимпиадами называли четырехлетний промежуток времени. Олимпийские игры проводились в первый год новой Олимпиады. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I, который посчитал игры проявлением язычества.

Кулачный бой, следовавший за борьбой, представлял собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побежденным или был не в состоянии продолжать борьбу.

 Захватывающим зрелищем были состязания на ипподроме - бег колесниц. (слайд11). На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома, стремясь вырваться вперед и оттеснить соперников. Вознице, правящему лошадьми, требовалось большое искусство и хладнокровие, чтобы подчинить своей воле разгоряченных и рвущихся коней, сдержать их на крутых поворотах, не перевернуть колесницу, огибая конечный столб арены.

 Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников. Несчастные случаи на ипподроме были очень часты. Колесницы сталкивались, ломались, разгоряченные кони на поворотах разбивали колесницу о конечный столб. Однажды из сорока колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить бег удалось только одному из участников. Бурей восторженных криков встречали зрители победившую колесницу. Однако звание олимпионика по уставу Олимпийских игр присуждалось не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Работа в тетрадях.

(слад12)

Запишите в тетрадь новые понятия.

5. Олимпийские игры вчера и сегодня. (слайд13 )

 Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля.

 В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году  I Олимпийских игр по примеру античных. 29 лет он был бессменным президентом международного олимпийского комитета. В 1912 г. он написал олимпийский гимн «Ода спорту » который состоит из 9 глав.

 В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.

 Зажжение олимпийского огня - один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета, берущая начало в Греции. Впервые церемония зажжения олимпийского огня была проведена на играх  ХI Олимпиады в 1928 г. в Амстердаме и на зимних играх в 1952 г. в Осло.

 Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия.

 У любой Олимпиады есть свой талисман. Обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. На летних играх 1968 г. в Мехико талисманом был ягуар. Талисманом монреальской Олимпиады-76 был симпатичный бобёр. Московской Олимпиады-1980г. бурый медвежонок Миша. И вот снова Олимпиада пройдёт у нас в стране .

 Столицей ХХII зимних Олимпийских игр в 2014 году выбран г. Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года.

5. Подведение итогов урока.

6. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

IV.   Домашнее задание: Но на этом наш урок не заканчивается, он продолжится у вас дома при чтении параграфа 33. Д/З: Создайте свой эскиз медали для Олимпиады 2014 года в Сочи.

                              На этом наш урок закончен. Всем спасибо за внимание.

Источники материалов:

        1.Вигасин А.А., Годер Г.И.  История Древнего мира.        

        2. Быльева В, Лупоядов В.Н., Семенихина И.В. История Древнего мира. Пособие    для учителя истории: 5 класс.

     3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.

     4.  Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А.   Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

         



Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое образовательное учреждение  Кундуйская средняя общеобразовательная школа

Ул. Ленина, 71                                                                          

Тел.96-6-39

Информация  о проведении профилактических мероприятий  по операции «Внимание дети»

 на летней оздоровительной площадке

Май –июнь  2015 года

Мероприятие

число

ответственный

1

Инструктаж  с учащимися при переходе проезжей части дороги в положенном месте.

1  июня

Педагог-организатор ОБЖ Малюшева Г.И.

2

Беседа  «Безопасный путь в школу и обратно».

2 июня

Воспитатели

3

Конкурс рисунков на асфальте «Светофоры».

3-5 июня

Воспитатели

4

Игра  «Дорожная разметка»

8 июня

Педагог организатор ОБЖ Малюшева Г.И.

5

Беседа о правилах пользования общественным транспортом

10 июня

Педагог организатор ОБЖ Малюшева Г.И.

6

 Просмотр видеофильмов на тему ПДД

10-14 июня

Воспитатели

7

Викторина «Остановочный путь транспортных средств»

15 июня

Учитель ОБЖ Ищенко Д.П.

8

Беседа «Езда на велосипедах»?

16 июня

Педагог организатор ОБЖ  Малюшева Г.И

Исполнитель: Педагог-организатор ОБЖ Малюшева Г.И.