Педагогический словарь
Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями. Для педагогики областью изучения является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Поэтому самое основное понятие педагогики -воспитание, все остальные понятия конкретизируют и расширяют его. Тем не менее общепринятого определения понятия воспитание нет, оно многозначно.
Адаптация означает приспособление живого организма к условиям среды. С помощью понятия адаптации социализация рассматривает-ся как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией.
Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А.Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения.
Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т.д.
Качество образования – соответствие образования как системы, как процесса, как результатам, целям, потребностям, нормам и требованиям основных потребителей: личности, общества, государства.
Компетенция – способность мобилизовать знания, умения и ценности в конкретных ситуациях для решения практических задач в различных сферах жизни и деятельности.
Компетентность – проявление компетенции в различных сферах деятельности. (Педагогическая компетентность).
Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдо-педагогика, -вопросами обучения и воспитания слепых -тиф-лопедагогика, с речевыми нарушениями - логопедия, вопросами обучения и воспитания умственно отсталых - олигофренопедагогика.
Метод (от греческого – путь исследования, теория, учение) – способ достижения конкретной цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. (Советский энциклопедический словарь).
Методика – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. (Педагогический словарь В.А.Мижерикова).
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность преподавателей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения конечных результатов работы учреждения образования.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. (Советский энциклопедический словарь).
Мониторинг качества образования – это механизм контроля и слежения за качеством образования, позволяющий выявить тенденции в развитии системы образования, а также последствия принятых в этой области решений.
Мониторинг педагогический – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирует ее развитие.
Методы воспитания - специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.
Методы обучения- система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Мониторинг качества образования – это механизм контроля и слежения за качеством образования, позволяющий выявить тенденции в развитии системы образования, а также последствия принятых в этой области решений.
Мониторинг педагогический – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирует ее развитие.
Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспитанников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.
Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.
Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей
Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей
ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования
Педагогический процесс - это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического процесса происходят изменения во всех его участниках.
Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования.
Педагогическая деятельность представляет собой общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объетивно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена обществ
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведении образовательного процесса, обеспечения комфортных условий для обучающихся и педагога.
Развитие -это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном(возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Благод аря ему, человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегративность, т. е. слитность его с природой и обществом.
Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие .
Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Самообразование – специально организованная самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественных значимых целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. (Психолого-педагогический словарь. В.А.Межерикова).
Социализация осуществляется в результате множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.
Технология «мастерство, искусство» и «закон, наука»- это наука о мастерстве. Это профессиональный инструмент педагога. Любая технология имеет: цель- средства- правила их использования- результат.
Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. В настоящее время педагогическая технология понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Цель обучения – изменение состояния учащегося: его знаний, мыслей, способностей, чувств, поведения. (Современный словарь по педагогике). При требованиях современного образования преподаватель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся, используя активные методы и приемы обучения
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Формирование - это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать — это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество. Можно, например, формировать у детей приемы запоминания, культурно-гигиенические навыки, понятия о друге и дружбе и т. п.