Толерантность
Моя тема по самообразованию: "Формирование толерантного отношения среди дошкольников в полиэтническом образовательном пространстве"
Эта тема мной была выбрана неспроста. Мою группу посещают дети пяти национальностей. Я считаю, что в современном мире нужно большое внимание уделять формированию толерантного отношения среди детей. Моя задача научить детей общаться, дружить и не обращать внимание на внешние различия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по теме самообразования:
"Формирование толерантного отношения среди дошкольников в полиэтническом образовательном пространстве"
2015-2016г
Месяц | Окружающий мир | Развитие речи | Рисование | Лепка | Аппликация | Конструирование |
Наш край Родной | ||||||
сентябрь | «Байкал жемчужина Сибири» | Чтение «Экологически чистые сказки с берега Байкала» С. Бунтовская | «Байкал осенью» | «Нерпа на камне», в технике тестопластика | «Загон для лошадей» из конструктора | |
октябрь | «Быт и традиции коренного народа Сибири – бурят» | Состав описательного рассказа по картинкам «Омулевая бочка» | Создания альбома «Байкальские марки», использование различных техник (штриховка, рисование свечой и красками, рисование «по мокрому», рисование цветным песком) | «Медведь» | «Бурятская юрта» конструирование, украшение юрты тесьмой, бумагой создавая бурятский орнамент | «Бурятская юрта» конструирование из конуса Макет «Байкал» в технике папье-маше |
Выставка «Байкальский сувенир» в ДОУ | ||||||
Русский народ | ||||||
ноябрь | «Народные промыслы» | «Пословица недаром молвится» | «Хохлома» ковш | «Филимоновская игрушка» всадник на лошади | «Дымка» доска | «Лесовичок» из природного материала |
Выставка «Народные промыслы» в группе Развлечение «Ярмарка народные промыслы» | ||||||
декабрь | «Традиции встречи Нового года» | «Я – Дед Мороз» составление рассказа фантазии | «Иллюстрации к сказке Снегурочка», составление книжки | «Терем Деда Мороза» пластилинография из жгутиков | «Ажурный платок» техника «вытыкание» | «Елочная игрушка» из картона, фетра и бросового материала |
январь | «Зимние забавы» | Разучивание колядок | «Дети на катке» Рисование «по мокрому» | «Дети играют в снежки» коллективная работа | «Укрась варежку» использование бисера и бусин | «Снежинка» из коктейльных трубочек |
февраль | «Защитники земли Русской» | «Моя малая Родина» составление рассказа | «Мой любимый поселок» рисование в технике «печать» | «Танковый бой» – макет танкового сражение для использования в игре | Макет «Поселок моей мечты» из конструктора и бросового материала | |
Совместное занятие с краеведческим музеем р.п. Маркова «Мы гордимся нашими земляками» | ||||||
март | Праздник «Масленица», «Пасха» | Заучивание «Закличек» | «Писанки» роспись по дереву | «Цветы для мамы» в технике папье-маше | ||
апрель | «Русское гостеприимство» знакомство с русской кухней | «Заходите, гости дорогие!» | «Скатерть самобранка» – рисование с натуры | «Не красна изба углами, а красна пирогами» в технике тестопластика | «Укрась платье» | «Погреб» из бросового материала |
май | «День Победы» | Пересказ «Поход» Аркадий Гайдар | Коллективная работа – Газета «Благодарим за победу», развешивание газет на рекламных стендах поселка | «Салют» в технике пластилинография | «Цветы в вазе» | «Обелиск» из крупных модулей |
2016-2017г
месяц | Окружающий мир | Развитие речи | Рисование | Лепка | Аппликация | Конструирование |
Знакомство с Украинским народом | ||||||
сентябрь | Знакомство с традициями и бытом украинского народа | Чтение Украинской сказки «Колосок» пересказ | Дорисуй Украинский орнамент | «Подсолнухи» пластилина графия | «Корзина с цветами» в технике бумага плетение | «Корзина» в технике плетение из газетных трубочек |
октябрь | Знакомство с народным костюмом | «Петриковская роспись» Знакомство с Украинскими народными промыслами | «Лапти» из пластилиновых жгутиков | Натюрморт из сухих трав и цветов | Изготовления народного музыкального инструмента из втулок от фольги | |
Ноябрь | Сходство культуры и языка русских и украинских народов | Рассказ фантазия «Если бы я жил в Украине» | «Хата» с использованием широкой сухой кистью для создания объемной фактуры | «Плетень» из пластилиновых жгутиков для дальнейшего изготовления макета «Скотный двор» | Макет «Скотный двор» бросовый материал | |
Совместное занятие с родителем Лещенко Е.С. «Мы украинцы» Знакомство с Армянским народом | ||||||
декабрь | Знакомство с традициями армянского народа | Пересказ Армянской народной сказки «Вишап, сын царя Чинмачина» | «Укрась армянский костюм» | «Дудук» музыкальный народный инструмент | «Ветка лазы» Бумага пластика | |
январь | Природа Армении | Составление описательного рассказа «Природа Армении» | «Виноградник» Рисование соленым тестом | «Веселый хоровод» бумага | ||
февраль | Животный мир Армении | Рассказ фантазия «Я пастух» | «Пастух пасет баранов» «Баран» тестопластика | «Ваза» в технике пейт- арт (продолжение конструирования) | «Ваза» из бросового материала | |
Совместное занятие с родителями Акапян Д. А. «Представление Армянского народа» | ||||||
Знакомство с Таджикским народом | ||||||
Март | Знакомство с традициями и бытом Таджикского народа | Знакомство с Таджикским языком Чтения сказок | «Мой сад» в технике кляксография | «Украшение» в технике тестопластика | Продолжение конструирования «Укрась тюбетейку» | «Изготовление тюбетейки» картон |
Апрель | Растительный мир Таджикистана | Составь рассказ по картине Таджикского художника Бахтиёра Нрмадовича Курбанова «Диалог» | Продолжение конструирования роспись «Тарелки» знакомство с народным орнаментом | «Ароматный арбуз и дыня» Пластелинаграфия | «Флаг Таджикистана» | «Тарелка» в технике папье-маше |
Май | ||||||
Совместное занятие с Бабаевой К.А. «Мы гордимся своим народом» |
Предварительный просмотр:
"Формирование толерантного отношения среди дошкольников в полиэтническом образовательном пространстве"
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является человеческая личность.
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений и продолжается на протяжении всей жизни. Современный культурный человек – это не только образованный человек, это человек обладающий чувством самоуважения и уважающий окружающих. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности, группы. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности.
Так что же такое толерантность? Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
На испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
На французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;
На английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
На китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
На арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
На русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Толерантность - это милосердие;
Толерантность - это сострадание;
Толерантность - это уважение;
Толерантность - это доброта души;
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям, традициями, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Есть два пути развития личности:
- Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других
Начиная работу по воспитанию толерантности, у старших дошкольников, я ставила перед собой следующую цель и задачи:
Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи:
1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
3. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
4. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;
- осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
- осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других;
- мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;
- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).
5. Формирование мотивационной, теоретической готовности родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.
6. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
Чтобы добиться этой цели, нужен: сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и так далее, но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие мы есть, то есть быть толерантными.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов;
2) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов;
3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
4) русские, украинские, бурятские, армянские, таджикские народные подвижные игры.
5) проведение народных праздников, например, Сагалган, Масленица и т.д.
6) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
7) знакомство детей с традициями народов;
8) создание лэпбуков с играми: «Русские», «Украинцы», «Буряты», «Армяне», «Таджики».
9) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
10) сочинение сказок и историй самими детьми;
11) встречи с родителями, на которых родители вместе со своими детьми рассказывают о традициях, обычаях своей национальности;
12) создание выставок "Народные промыслы", «Народные обереги», «Байкальский сувенир».
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:
- создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем матери, день семьи и др.);
- организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам);
- выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей, о своей национальности);
Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение круглых столов по общению и родительские собрания.
Я считаю, что работа по воспитанию у дошкольников межнациональной толерантности очень важна.
Верю, что мои дети, пойдя в школу, будут готовы к встрече с различными народностями. И, услышав на перемене, как другие дети общаются на армянском, таджикском или каком-то другом языке, они не будут их высмеивать и обижать. Они просто будут знать, что это дети другой национальности, но они такие же, как и мы.