Уроки технологии

Троценко Сергей Александрович

Методические разработки уроков технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок технологии в 5 классе (мальчики)

Учитель технологии Троценко Сергей Александрович

Тема «Сведения по материаловедению.

            Элементы графической грамотности»

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся со значением древесины как материала, ее породами, строением, применением;
  2. научить определению древесины по ее внешним признакам;
  3. дать основные понятия по графической грамотности.

Оборудование: образцы древесных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП, инструкционные карты.

Ход урока

  1. Подготовка к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

  1. Изложение нового материала

    1. Значение дерева в природе, в народном хозяйстве.

    2. Древесина как материал.

            - свойства древесины (в сравнении);

            - породы древесины (хвойные и лиственные, текстура);

            - строение ствола (кора, лубяной слой, камбий, годичные кольца, сердцевина);

            - пороки древесины;

            - пиломатериалы (зарисовать);

            - фанера, ДСП, ДВП, - получение и применение.

   Древесина — это материал, получаемый из срубленного и очищенного от коры и ветвей ствола дерева. Следует отметить, что этот материал является самым широко применяемым и излюбленным в домашних работах (и не только в них). Деревья разных пород в основном делятся на лиственные и хвойные. Свойства древесины определяются породой дерева, ее строением и тем, к какой части ствола она относится. Для плотничных и столярных работ лучше всего применять древесину хвойных пород: она хорошо строгается, прочно склеивается, красится, не коробится и не рассыхается. На рис.  показаны виды пиломатериалов в поперечном разрезе.

    В каждый год жизни дерева образуется одногодичное кольцо. Весной клетки дерева менее плотны и прочны (ранняя древесина), чем летом и осенью (поздняя древесина); кроме того, первые более светлого цвета. В центральной части ствола расположена сердцевина из рыхлой ткани, окруженная кольцами. Ядро находится в середине и отличается наибольшей плотностью, стойкостью против загнивания, а также более темным цветом, чем внешняя часть — заболонь, которая менее ценна, чем ядро. Однако не все деревья имеют такую внутреннюю структуру.

Сосна. Древесина сосны имеет среднюю плотность, весьма высокую прочность и стойкость против загнивания; сравнительно долговечна, умеренно гибка и упруга; раскалываемость умеренная. Сравнительно легко обрабатывается, это один из лучших поделочных материалов; может применяться как для внутренних, так и для внешних конструкций; особенно часто используется для изготовления деревянных сооружений, полов и мебели.

Ель. По прочности и стойкости к загниванию несколько уступает сосне. Древесина легкая, мягкая, белая; очень гибкая и эластичная, выдерживает высокие нагрузки, легко раскалывается, имеет высокую прочность на разрыв. Применяется в строительстве, для различных поделок и изготовления музыкальных инструментов.

Лиственница. Ее древесина легкая, она тверже и богаче смолой, чем сосна, отличается высокой прочностью и эластичностью, легко раскалывается; мало дышит. Это самая твердая и долговечная древесина из хвойных пород. Обрабатывается трудно.

Кедр. Более стоек к загниванию, чем сосна. Древесина желтоватого или красноватого цвета, легкая, легко режется; используется как строительный материал.

Дуб. Его древесина твердая, тяжелая, очень прочная и вязкая; стойкая против загнивания, хорошо гнется; исключительно долговечна, мало усыхает и набухает. Долго пролежавший под водой дуб становится черным; он называется мореным.

Ясень. Его древесина по свойствам и внешнему виду похожа на дуб; сравнительно тяжелая и твердая, очень эластичная и вязкая; но, в отличие от него, недолговечная; мало дышит. Хорошо обрабатывается; применяется для изготовления рукояток молотков и топорищ, спортивного инвентаря.

Клен. Древесина плотная, твердая, хорошо обрабатывается. Область применения: детали мебели, музыкальных инструментов, рубанков и т.д.

Береза имеет однородную, средней плотности древесину. Используется в мебельном производстве как поделочный материал. Особо ценной является древесина карельской березы, которая идет на отделку мебели.

Липа. Древесина этого дерева однородная и мягкая, легко обрабатывается ножом, стамеской, резаками. Из нее делают фанеру, различные поделки, деревянную посуду, музыкальные инструменты.

Ольха обладает светлой, краснеющей на воздухе древесиной, которая хорошо противостоит увлажнению. Применяется для изготовления фанеры, тары, мебели.

Брусья  изготовляются толщиной более 100 мм и до 400х400 мм. У них могут быть опилены две, три либо четыре стороны; в этих случаях они называются соответственно двух-, трех- и четырехкантными.

Бруски имеют толщину 50—100 мм, а ширину — не более двойной толщины. Они могут быть чисто обрезными или иметь оставшуюся нетронутой боковую поверхность бревна — так называемый обзол. Малоформатный брусок называется рейкой.

Доски  бывают обрезные, необрезные и односторонне обрезные толщиной 16—100 мм, шириной до 275 мм и длиной до 6,5 м. Широкую часть доски называют пластью, узкую — кромкой, концевую грань — торцом. Пласть, «смотрящая» на периферию бревна, называется наружной (или правой), а на ядро бревна — внутренней (левой).

Обаполы — это отходы, остающиеся от распиловки бревен. Они имеют вид части цилиндра, отсеченного плоскостью, параллельной оси цилиндра.

Пластины получают при распиловке бревен пополам вдоль волокна, а четвертины — распиливанием пластин по длине на две равные части.

Древесные материалы (ДМ). Это конструкционные, изоляционные и поделочные материалы, производимые на основе древесины. Технология — горячее прессование древесных опилок, стружек, волокон, которые смешиваются со связующим веществом, либо склеивание листов лущеного шпона — тонких листов древесины, получаемых лущением коротких бревен на специальных стенках. ДМ в ряде случаев имеют преимущества по сравнению с натуральной древесиной, в частности, превосходят ее по эксплуатационным свойствам, а также по габаритам. К ДМ относятся следующие материалы: фанера, древесно-волокнистые плиты (ДВП), древесно-стружечные плиты (ДСП), древесные пластики.

Фанера. Этот вид ДМ склеивают из листов лущеного шпона, причем в смежных слоях волокна древесины расположены перпендикулярно друг к другу. В производстве фанеры используют древесину сосны, ели, лиственницы, березы, бука, клена, граба. Виды фанеры, используемой для различных целей, можно разбить на несколько групп — в зависимости от области применения (таблица 1).

          3. Определение пород древесины по образцам

      III. Что такое графическая документация.

  1. Технический рисунок.

Техническим рисунком называют наглядное изображение, обладающее основными свойствами аксонометрических проекций или перспективного рисунка, выполненное без применения чертежных инструментов, в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорций и возможным оттенением формы.

  1. Эскиз.

Эскиз представляет собой чертеж, предназначенный для временного использования в производстве, выполненный от руки, в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорций изображаемого предмета. Если эскиз предполагается использовать многократно, то по эскизу выполняют чертеж.

  1. Чертёж:

    -масштаб чертежа;

    -правила построения чертежа (виды, линии, размеры.)

Чертёж — документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом.

Чертёж — один из видов конструкторских документов[1] и, с другой стороны, — один из видов графической модели изделия.

  1. Составление эскиза разделочной доски.

  1. Разработка технологической карты на изготовление разделочной доски

     IV. Заключительная часть: Проверка чертежей и технологических карт; указать на недочеты.

Уборка рабочих мест и мастерской.

Источники информации:

  1. http://pihtahvoya.ru/drevesina-i-pilomateriali/drevesina-fizicheskie-svoystva
  2. http://www.mukhin.ru/stroysovet/remont/1_01.html
  3. Трудовое обучение: Проб.учеб.пособие для 4 кл. сред.школы/ А.К.Бешенков, Е.В.Васильченко, А.И.Иванов и др. – М., 1988.
  4. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. Поурочные планы к учебнику В.Д.Симоненко. – М., 2022.



Предварительный просмотр:

Тема урока «Выпиливание изделий лобзиком», 5 класс

Цели и задачи:

- расширение знаний учащихся об обработке изделий разнообразной формы из фанеры и ДВП лобзиком;

- ознакомить со способами наладки и регулировки лобзика, с приемами пиления данным инструментом;

- обучение правилам безопасного труда;

- воспитание бережного отношения к расходованию материалов, аккуратности и точности в работе.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

тестирование, объяснение учителя, демонстрация наглядности, практическая работа.

Оборудование и инструменты:

Верстак, лобзик, приспособление для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, шило, рисунок.

Литература:

  1. Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д.Симоненко. 5-7 классы / авт.-сост. Ю.А.Жадаев, А.В.Жадаева – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Жданова Т.А.

Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. Поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» для общеобразовательных учреждений. Под.ред В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 2002.

ХОД УРОКА

  1. Вводная часть
  1. Проверка пройденного материала.

- Чем выполняют разметку?

- Что такое рейсмус и для чего он нужен?

- Для чего применяют шаблон?

- Чем можно распиливать древесину?

- Какие пилы вы знаете?

- Что такое стусло и для чего оно нужно?

                 2. Сообщение цели и задач урока.

  1. Изложение программного материала

     Достаточно много красивых изделий (полочек, рамок для фото, шкатулок, игрушек) можно изготовить из фанеры, если научиться работать лобзиком.

Термин «лобзик» происходит от двух немецких слов и переводится как «листовая пила».

      Лобзик состоит из рамки с ручкой, верхним и нижним зажимными винтами. Рабочая часть лобзика – тонкая и узкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки, которая натягивается и крепится между зажимными винтами.

     Перед выпиливанием лобзик подготавливают к работе.  Перед креплением пилки для стягивания рамки применяют эксцентриковый зажим. После закрепления пилки винтами эксцентриковый механизм снимают. Пилка под действием рамки натягивается.

     Сжимать пилку можно и вручную (демонстрация приемов работы).

     Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги.

      При пилении лобзиком используют специальное приспособление – выпиловочный столик, который закрепляют в заднем зажиме верстака. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.

       Сначала выпиливают по внутреннему контуру,  затем – по внешнему, чтобы удобнее было держать заготовку. Для выпиливания внутреннего контура рядом с разметочной линией высверливают или прокалывают шилом отверстие. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки.

(Демонстрация приемов работы)

        Лобзик перемещают вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не сломать ее. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик.

  1. Вводный инструктаж

Правила безопасности:

  1. Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками.
  2. Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  3. Надежно закрепить пилку в рамке лобзика.
  4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

  1. Практическая часть
  1.  С помощью копировальной бумаги перенести выбранный рисунок  на заготовку из фанеры.
  2. Определить места поворотов пилки, сделать проколы шилом.
  3. Подготовить выпиловочный столик.
  4. Закрепить пилку в лобзике.
  5. Выпилить сначала внутренний контур изделия, затем внешний.
  6. С помощью надфиля и шлифовальной шкурки зачистить изделие.

  1. Текущий инструктаж

- Контролировать соблюдение учащимися правил техники безопасности.

- Следить за правильностью выполнения работы

- Обращать внимание учащихся  на места резкого поворота линий, чтобы делали плавные повороты, не прекращая движения лобзика.

- Продемонстрировать оценку качества выполнения работы.

  1. Заключительная часть

- Учащиеся дают самостоятельно оценку качества выполнения работ.

- Учитель указывает на недочеты.

- Подведение итогов урока.

- Уборка рабочих мест.