Эссе

Троценко Сергей Александрович

Здесь размещены мои размышления на различные темы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_uchu_detey_novogo_pokoleniya_3.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я учу детей нового поколения»

учителя технологии КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Троценко Сергея Александровича.

                                                            Педагогика должна ориентироваться не                

                                                            на вчерашний, а на завтрашний день

                                                            детского развития.                        

                                                                                                        Л.С. Выготский

Вечер.… Вот и закончен рабочий день – уроки, совещания, кружки, конспекты -  всё позади. Теперь можно спокойно посидеть у телевизора,  почитать газеты. Идет какой-то фильм, и вдруг резко возрастает звук – реклама: «Новое поколение выбирает..!» А что, собственно, выбирает новое поколение? Чем оно отличается от моего, по данной логике, старого поколения.

Вот уже 20 лет я работаю учителем. Был ли у меня выбор, когда я принимал такое непростое решение. И да, и нет.

С одной стороны меня манили далекие страны, и мне хотелось стать моряком, а лучше капитаном корабля, чтобы покорять стихию волн, чтобы управляемый мною корабль наперекор всем штормам всегда возвращался в свою гавань.

С другой стороны, наблюдая за своим отцом, Александром Тарасовичем, мастером на все руки, я всегда любил мастерить, переделывать игрушки, придумывать полезные и новые, как мне тогда казалось, предметы.

А ещё моя мама, Клавдия Тихоновна, была учительницей русского языка и литературы. И наряду с увлечением мастерить я с удовольствием играл в школу, только школа эта была особенная. В «моей» школе были какие-то придуманные мною и известные только мне предметы, системы нарисованных пропусков, сочинённых имён и паролей, даже созданная вручную «наглядность», при помощи которой я хотел что-то объяснять моим друзьям. В этой школе не было планов и рабочих программ, так как эта сторона работы учителя была скрыта за потайной дверью в тёмной-тёмной комнате от семи – восьмилетнего «гуру».

В итоге мечты воплотились в реальность – выбранная профессия и увлечения объединились в одной специальности – учитель технологии.

Годы учёбы в Россошанском педагогическом училище, Воронежском педагогическом университете и служба в армии ещё раз укрепили меня в правильности выбора профессии.

И вот я учитель. Я  учу мастерить, работать на станках. Я – капитан, ведущий детей по волнам жизни. Я работаю с детьми нового поколения, которое выбирает… что? Пепси? Успех? Здоровый образ жизни?

От чего зависит правильность их выбора? Вернее будет сказать не от чего, а от кого!

Мой выбор зависел в первую очередь от моих родителей, потом уже от школы, в которой я учился, от моих любимых учителей Моисеенко Виктора Арсентьевича и Ковалева Ивана Владимировича, с которыми мне очень повезло.

Но я работаю в школе-интернате для детей-сирот, учу мальчишек, у которых в жизни случилась одна из главных проблем для ребенка: либо у них нет семьи, либо родители совсем не обращали на них никакого внимания. Эти дети не имеют возможности испытывать радость общения с родителями, лишившись их ласки и опеки.

Поэтому я должен заслужить их доверие и стать для них, прежде всего, отцом, пусть инее по крови , а потом уже учителем.

И поэтому я, как учитель и родитель,  пришел к выводу, что должен не столько донести определённые знания до ребенка, сколько научить его познавать жизнь, находить свое достойное место в обществе. В данный момент стремиться самостоятельно  добывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания на практике, правильно оценивать свои возможности и способности, находить пути их реализации в выбранном направлении профессиональной деятельности, и вообще в жизни.

И снова я задаюсь вопросом: человек нового поколения – кто он, каков он? В моем понимании – это не только энергичный, здоровый, образованный и технологически грамотный человек, профессионал своего дела,  но и  неравнодушный, ответственный человек, с устойчивой жизненной позицией, умеющий связать свои интересы с интересами общества. Но где его взять? Ответ один – воспитывать сегодня.  И заниматься воспитанием такой личности необходимо с детства, со школьной скамьи, и делать это должен учитель, то есть я сам. Результат моего труда, по большому счету,  невозможно увидеть сейчас. Пройдет время…Мои ученики вырастут…  И новое поколение своими делами, успехами покажет, чего стоил мой труд и я лично как учитель и как человек.

Но как это сделать сегодня? Как помочь сделать правильный выбор, ведь все дети, а воспитанники школы-интерната особенно, пока еще не совсем понимают, чего же они хотят в этой жизни? Именно я, как учитель и как родитель, должен помочь им это понять. И предмет технология, который я преподаю, подходит для этого как нельзя лучше.

Возвращаясь к теме выбора профессии, я хочу сказать, что мои увлечения не только помогли мне на этапе выбора, но и продолжают помогать мне в работе до сих пор.

Художественная обработка древесины помогла мне понять, что только с помощью поэтапной, кропотливой и аккуратной работы можно убрать все наносное, ненужное и создать шедевр из вчерашнего хулигана и двоечника. Именно не грубым обтёсыванием, а тонкой обработкой, и тогда даже какой-то изъян можно превратить в достоинство ребёнка.

Увлечение пчеловодством привело меня к пониманию эффективности коллективной и групповой деятельности на уроках технологии, разработке и реализации социальных проектов. Правильное распределение ролей в группе или коллективе, как в пчелиной семье, способствует достижению успеха как группы в целом, так и каждого члена в отдельности. Реализация социальных проектов помогает детям почувствовать свою значимость и значимость своего труда для окружающих, способствует формированию жизненной позиции и профессиональному самоопределению.                                                      

 Выращивание цветов помогает лучше разобраться в характере детей, найти нужный подход или слова для ребенка в какой-то сложной ситуации. Я увлекаюсь выращиванием не всех цветов, а только тюльпанов, георгин и роз.

И посмотрите, если тюльпану не хватает света и тепла, его бутон крепко сжат и спрятан в листве, а если ему обеспечить комфортные условия – он раскрывается, как и ребенок, ощущающий доброе к нему отношение.

А обратите внимание,  как шикарен и горд георгин! Только стебель его хрупок и раним, как душа подростка, требующая постоянного участия и поддержки со стороны взрослых.

Роза – царица! Голыми руками её не возьмешь. Только вот сама она нежная, а шипы – просто защита от внешнего мира, который очень страшен и непонятен для всех детей, вступающих во взрослую жизнь, а уж для воспитанников школы-интерната особенно.

«Новое поколение выбирает». Выбирает?.. Выбирает! И выбор этот всегда труден и ответственен. Нет, я не могу за детей сделать этот выбор, но я могу помочь им в этом, поддержать на каком-то из этапов . Потому что учить их и помогать – это мой выбор.

Получить образование - только первый шаг в нелегкой и интересной работе учителя. Главный экзамен, длиною в жизнь, это работа в школе. Только в школе, глядя в глаза своих учеников, можно понять, сумел ли я зажечь у них интерес к учению, понимают ли они то, о чем я им говорю. А обладатели этих глаз- все такие разные, индивидуальные и неповторимые, озорные и спокойные, любознательные и не очень.  Свой вклад в выражение детских глаз вносит современный ритм жизни, требующий от ребенка приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. И я должен помочь ребенку ориентироваться в многообразном мира, найти свое место в этом сложном, постоянно изменяющимся круговороте жизни.  

 Подвести итог своим размышлениям мне хочется словами Ричарда Баха:  "Пройдет сто лет, и не будет иметь никакого значения, сколько у меня было денег, в каком доме я жил, какая у меня была машина... Но мир может стать иным из-за того, что я был важен в жизни одного ребенка".