Образовательные программы

Седова Зинаида Анатольевна

Программы для пользования в ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей чтению «АБВГДей-ка» для детей 6 - 7 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С.Я. Маршак)

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Направленность дополнительной образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного обучения в школе.

Существует множество программ и методик обучающих детей чтению. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на обучение детей подготовительной к школе группы чтению за 1 учебный год.

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению.

 Актуальность Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Учителя начальных классов и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к школьному обучению. 

Актуальность разработки дополнительной образовательной программы «АБВГДей-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки детей подготовительной группы, с учетом тенденций развития всей системы образования.

Педагогическая целесообразность.

Образовательную деятельность по программе проводится с 2-3 воспитанниками в игровой форме 1 раз в неделю по 30 минут с детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет). Такая деятельность способствует воспитанию у ребенка уверенности в собственных силах, успешности, желанию использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любая организованная деятельность по данной программе доступна для ребенка, доставляет ему удовольствие. Что стимулирует обучение, способствует его успешности. Программа предполагает тщательно продуманную систему занятий по обучению детей чтению.

Цель программы: Развитие речи и обучение чтению доступным для ребенка способом – игрой.

Задачи:

  • Развитие познавательной речевой активности.
  • Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слышание.
  • Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения.
  • Знакомство с буквами, слогами, словами и предложениями.

Ожидаемый результат:

  • владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»
  • правильно согласовывать слова в предложении
  • свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам
  • ориентироваться на странице книги
  • составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта

Принципы построения программы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
  • доброжелательный климат
  • недопустимость менторской позиции и порицания
  • положительная оценка любого достижения ребенка
  • проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
  • занимательность
  • наглядность

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Название раздела

                Темы

теория

практика

1.

Мониторинг

Педагогическая диагностика знаний детей

1

2.

Изучаем алфавит

Веселая азбука

2

3.

Читаем буквы

Читаем букву «А»

0,25

0,25

Читаем букву «У»

0,25

0,25

Читаем букву «О»

0,25

0,25

Читаем букву «М»

0,25

0,25

Читаем букву «С»

0,5

0,5

4.

Соединяем буквы, читаем слоги

Соединяем буквы

0,5

0,5

Читаем буквы, читаем слоги

1

Читаем букву «Х»

0,25

0,25

Читаем букву «Р»

0,25

0,25

Читаем букву «Ш»

0,5

0,5

Читаем с буквой «Ы».                                 Читаем с  буквой «Л»

0,25

0,25

0,25

0,25

Читаем с буквой «Н»

0,5

0,5

Читаем с буквой «К»

0,5

0,5

Читаем с буквой «Т»

0,5

0,5

Читаем с буквой «И»

0,5

0,5

Читаем с буквой «П»

0,5

0,5

Читаем с буквой «З»

0,5

0,5

Читаем с буквой «Й»

0,25

0,25

Читаем с буквой «Г»

0,25

0,25

Читаем с буквой «В»

0,5

0,5

Читаем с буквой «Д»

0,5

0,5

Читаем с буквой «Б»

0,5

0,5

Читаем с буквой «Ж»

0,5

0,5

Читаем с буквой «Е»

0,5

0,5

Читать с буквой «Ь»

0,5

0,5

Читать с буквой «Я»

0,5

0,5

Читать с буквой «Ю»

0,5

0,5

Читать с буквой «Ё»

0,5

0,5

Читать с буквой «Ч»

0,5

0,5

Читать с буквой «Э»

0,5

0,5

Читать с буквой «Ц»

0,5

0,5

Читать с буквой «Ф»

0,5

0,5

Читать с буквой «Щ»

0,5

0,5

Читать с буквой «Ъ»

0,5

0,5

5.

Мониторинг

Педагогическая диагностика знаний детей

1

6.

Итоговое занятие

Развлечение «В стране веселых букв»

1

Итого:

36

Содержание программы

Наименование темы

Содержание

(цели или  задачи, краткое описание тем)

Примечание

(оборудование или сроки реализации)

Педагогическая диагностика знаний детей

1.Создать условия для осуществления оценок тенденций развития

2.Разработать  единые материалы

3.Своевременное выявление изменений в образовательном процессе

4. Координация деятельности по обучению чтению детей дошкольного возраста.

1 неделя сентября

Веселая азбука

1.Формировать у детей желание к чтению

2.Развивать умение находить определенную букву в тексте, называть ее

2-3 неделя сентября

Читаем букву «А»

1. Формировать умение детей, передвигая пальчик по горизонтали, читать в строчку букву а.

2.Показать ребенку, что при чтении пальчик всегда движется с лева на право.

3.Развивать правильную артикуляцию при произношении звука а .

4 неделя сентября

Читаем букву «У»

1. Формировать умение детей, передвигая пальчик по вертикали, читать в столбик букву у.

2. Развивать правильную артикуляцию при произношении звука у.

Читаем букву «О»

1.Формировать умение детей читать букву о.

2.Формировать умение читать в строчку и в столбик.

3.Продолжать развивать умение детей ориентироваться на страницах книги.

4.Приучать детей вслушиваться в начальные звуки слов, начинающихся на а, у, о.

1 неделя октября

Читаем букву «М»

1. Формировать умение детей читать букву м.

2.Продолжать упражнять детей в чтении отдельных букв.

3.Формировать умение детей называть первую (последнюю) букву (звук) по изображенным картинкам.

Читаем букву «С»

1.Формировать умение детей читать букву с.

2.Формировать умение детей правильно читать и называть согласные буквы коротко без призвука э.

3. Учить детей выделять в словах отдельный звук.

2 неделя октября

Соединяем буквы

1. Учить детей слиянию букв в один слог.

2.Формировать умение детей самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных.

3.Формировать умение дошкольников складывать слоги из букв.

4.Продолжать проводить звуковой анализ слогов со звуком с.

3 неделя октября

Читаем буквы, читаем слоги

1.Учить детей анализировать прочитанные слоги.

2.Формировать умение дошкольников определять на слух, сколько звуков (букв) было произнесено. Какой звук (буква) первый, какой второй.

3.Учить детей соединять согласный и гласный звук.

4.Формировать умение звукового анализа слогов.

5. Формировать умение дошкольников читать слитно

4 неделя октября

Читаем букву «Х»

1.Формировать умение детей читать букву х.

2.Формировать умение читать слоги с буквой (звуком) х.

3. Продолжать упражнять детей в чтении слогов.

1 неделя ноября

Читаем букву «Р»

1.Формировать умение детей читать букву р.

2.Формировать умение детей понимать прочитанное.

3. Продолжать упражнять детей в звуковом анализе.

Читаем букву «Ш»

1.Формировать умение детей читать букву ш.

2.Продолжать формировать умение дошкольников складывать слоги и слова.

2 неделя ноября

Читаем с буквой «Ы». Читаем с  буквой «Л»

1.Формировать умение детей читать букву ы.

2.Учить читать букву л.

3.Побуждать детей читать предложения из двух-трех слов.

4. Стимулировать способность детей придумывать слова, в составе которых имеются звуки р, с, ш, л, х, м.

3 неделя ноября

Читаем с буквой «Н»

1.Упражнять детей в чтении слогов и слов с буквой н.

2.Побуждать детей проводить анализ прочитанного.

Читаем с буквой «К»

1.Формировать умение детей читать с буквой к.

2. Продолжать развивать умение детей складывать из букв слоги и слова

3. Стимулировать детей в придумывании слов с данной буквой.

4 неделя ноября

Читаем с буквой «Т»

1.Читать слоги и слова с буквой т.

2. Стимулировать чтение детей читать слитно.

3.Формировать умение складывать слова с данной буквой.

4. Формировать умение анализировать прочитанное.

1 неделя декабря

Читаем с буквой «И»

1.Формировать умение детей читать с буквой и.

2.Стимулировать детей придумывать слова на данную букву.

3. Развивать умение детей читать небольшие рассказы.

2 неделя декабря

Читаем с буквой «П»

1.Формировать умение детей читать с буквой п.

2.Стимулировать детей анализировать прочитанное.

3.Продолжать развивать умение детей складывать слова из предложенных букв.

3 неделя декабря

Читаем с буквой «З»

1. Формировать умение детей читать с буквой з.

2. Продолжать стимулировать умение детей складывать слова из предложенных букв.

4 неделя декабря

Читаем с буквой «Й»

1.Развивать умение детей видеть сходства и различия буквы «и» и «й».

2. Развивать умение детей читать с буквой й.

3. Продолжать развивать умение детей анализировать прочитанные слоги и слова.

2 неделя января

Читаем с буквой «Г»

1.Развивать умение детей читать с буквой г.

2.Развивать умение детей называть слова на данную букву.

Читаем с буквой «В»

1.Формировать умение детей читать с буквой в.

2. Продолжать развивать умение детей анализировать слоги и слова.

3. Развивать умение детей самостоятельно придумывать вопросительные предложения.

3 неделя января

Читаем с буквой «Д»

1.Развиваем умение детей читать с данной буквой.

2. Стимулировать детей придумывать слова, начинающиеся на данную букву.

3.Формировуать умение детей отвечать на вопросы типа: из-под, из-за.

4 неделя января

Читаем с буквой «Б»

1.Развиваем умение детей читать с буквой б.

2. Стимулировать детей придумывать слова с данной буквой.

3. Стимулировать детей в чтении небольших рассказов.

4.Формировать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

1 неделя февраля

Читаем с буквой «Ж»

1.Развиваем умение детей читать с буквой ж.

2. Стимулировать детей придумывать слова с данной буквой.

3. Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

2 неделя февраля

Читаем с буквой «Е»

1.Развиваем умение детей читать с буквой е.

2. Стимулировать детей в чтении небольших рассказов.

3. Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

3 неделя февраля

Читать с буквой «Ь»

1.Развиваем умение детей читать с буквой ь.

2. Развивать умение детей анализировать слоги и слова с буквой ь.

4 неделя февраля

Читать с буквой «Я»

1.Развивать умение детей читать с буквой я.

2.Развивать умение детей самостоятельно придумывать предложения с буквы я.

3. Продолжать стимулировать детей складывать слова из предложенных букв.

4.Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

1 неделя марта

Читать с буквой «Ю»

1.Формировать умение читать с буквой ю.

2.Продолжать развивать умение придумывать слова с предложенными буквами.

2 неделя марта

Читать с буквой «Ё»

1. Развивать умение детей видеть сходства и различия букв Е и Ё.

2.Формировать умение читать с буквой ё.

3.Продолжать стимулировать детей к чтению небольших рассказов и отвечать на вопросы после прочтения.

4. Формировать умение детей, что отвечать полным ответом.

3 неделя марта

Читать с буквой «Ч»

1.Формировать умение читать с буквой ч.

2.Стимулировать детей в придумывании слов на данную букву.

3. Развивать умение детей правильно составлять предложения из уже предложенных слов.

4 неделя марта

Читать с буквой «Э»

1.Формировать умение читать с буквой э.

2.Стимулировать чтение детей.

1 неделя апреля

Читать с буквой «Ц»

1.Формировать умение читать с буквой ц.

2.Стимулировать детей придумывать слова с данной буквой.

3. Продолжать стимулировать детей читать небольшие рассказы и отвечать на вопросы к тексту.

2 неделя апреля

Читать с буквой «Ф»

1.Формировать умение читать с буквой ф.

2.Развивать умение детей находить картинки, в названии которых есть данная буква.

3 неделя апреля

Читать с буквой «Щ»

1.Формировать умение детей читать слова и слоги с данной буквой.

2.Развивать умение дошкольников в слитном чтении.

4 неделя апреля

Читать с буквой «Ъ»

1.Развивать умение детей читать с твердым знаком.

2 неделя мая

Педагогичесая диагностика знаний детей

Определить итоговые знания на конец учебного года

3 неделя мая

Развлечение  «В стране веселых букв»

1. Развивать гибкость и логичность мышления, умения доказывать правильность своего ответа, опираясь на знания.

2. Побуждать соблюдать установленный порядок, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей.

3. Побуждать сознание, чувства и действия старших дошкольников на совершенствование положительных поступков, быть настойчивым в доведении начатого дела до конца.

4. Развивать интерес и любовь к книге у старших дошкольников, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.

4 неделя мая

Методическое обеспечение дополнительной  образовательной программы

Для реализации данной программы разработаны:

Подобраны комплексы:        

  • конспекты занятий
  • словесные игры
  • сюжетные картинки
  • консультации с рекомендации для родителей

Список используемой литературы

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М: «ГНОМ и Д», 2004.

2.Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – М: «Просвещение», 1965.

3 Жукова Н.С., Учебному пособие «Букварь». – М: «Эксмо», 2013.

4. Панков И., Лукьянова Л. 18 знаменитых азбук в одной книге. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.