Образовательные программы
Программы для пользования в ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей чтению «АБВГДей-ка» для детей 6 - 7 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
(С.Я. Маршак)
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Направленность дополнительной образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного обучения в школе.
Существует множество программ и методик обучающих детей чтению. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на обучение детей подготовительной к школе группы чтению за 1 учебный год.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению.
Актуальность Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Учителя начальных классов и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к школьному обучению.
Актуальность разработки дополнительной образовательной программы «АБВГДей-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки детей подготовительной группы, с учетом тенденций развития всей системы образования.
Педагогическая целесообразность.
Образовательную деятельность по программе проводится с 2-3 воспитанниками в игровой форме 1 раз в неделю по 30 минут с детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет). Такая деятельность способствует воспитанию у ребенка уверенности в собственных силах, успешности, желанию использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любая организованная деятельность по данной программе доступна для ребенка, доставляет ему удовольствие. Что стимулирует обучение, способствует его успешности. Программа предполагает тщательно продуманную систему занятий по обучению детей чтению.
Цель программы: Развитие речи и обучение чтению доступным для ребенка способом – игрой.
Задачи:
- Развитие познавательной речевой активности.
- Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слышание.
- Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения.
- Знакомство с буквами, слогами, словами и предложениями.
Ожидаемый результат:
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»
- правильно согласовывать слова в предложении
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам
- ориентироваться на странице книги
- составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта
Принципы построения программы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- доброжелательный климат
- недопустимость менторской позиции и порицания
- положительная оценка любого достижения ребенка
- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
- занимательность
- наглядность
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Название раздела | Темы | теория | практика |
1. | Мониторинг | Педагогическая диагностика знаний детей | 1 | |
2. | Изучаем алфавит | Веселая азбука | 2 | |
3. | Читаем буквы | Читаем букву «А» | 0,25 | 0,25 |
Читаем букву «У» | 0,25 | 0,25 | ||
Читаем букву «О» | 0,25 | 0,25 | ||
Читаем букву «М» | 0,25 | 0,25 | ||
Читаем букву «С» | 0,5 | 0,5 | ||
4. | Соединяем буквы, читаем слоги | Соединяем буквы | 0,5 | 0,5 |
Читаем буквы, читаем слоги | 1 | |||
Читаем букву «Х» | 0,25 | 0,25 | ||
Читаем букву «Р» | 0,25 | 0,25 | ||
Читаем букву «Ш» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «Ы». Читаем с буквой «Л» | 0,25 | 0,25 | ||
0,25 | 0,25 | |||
Читаем с буквой «Н» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «К» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «Т» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «И» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «П» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «З» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «Й» | 0,25 | 0,25 | ||
Читаем с буквой «Г» | 0,25 | 0,25 | ||
Читаем с буквой «В» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «Д» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «Б» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «Ж» | 0,5 | 0,5 | ||
Читаем с буквой «Е» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Ь» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Я» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Ю» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Ё» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Ч» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Э» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Ц» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Ф» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Щ» | 0,5 | 0,5 | ||
Читать с буквой «Ъ» | 0,5 | 0,5 | ||
5. | Мониторинг | Педагогическая диагностика знаний детей | 1 | |
6. | Итоговое занятие | Развлечение «В стране веселых букв» | 1 | |
Итого: | 36 |
Содержание программы
Наименование темы | Содержание (цели или задачи, краткое описание тем) | Примечание (оборудование или сроки реализации) |
Педагогическая диагностика знаний детей | 1.Создать условия для осуществления оценок тенденций развития 2.Разработать единые материалы 3.Своевременное выявление изменений в образовательном процессе 4. Координация деятельности по обучению чтению детей дошкольного возраста. | 1 неделя сентября |
Веселая азбука | 1.Формировать у детей желание к чтению 2.Развивать умение находить определенную букву в тексте, называть ее | 2-3 неделя сентября |
Читаем букву «А» | 1. Формировать умение детей, передвигая пальчик по горизонтали, читать в строчку букву а. 2.Показать ребенку, что при чтении пальчик всегда движется с лева на право. 3.Развивать правильную артикуляцию при произношении звука а . | 4 неделя сентября |
Читаем букву «У» | 1. Формировать умение детей, передвигая пальчик по вертикали, читать в столбик букву у. 2. Развивать правильную артикуляцию при произношении звука у. | |
Читаем букву «О» | 1.Формировать умение детей читать букву о. 2.Формировать умение читать в строчку и в столбик. 3.Продолжать развивать умение детей ориентироваться на страницах книги. 4.Приучать детей вслушиваться в начальные звуки слов, начинающихся на а, у, о. | 1 неделя октября |
Читаем букву «М» | 1. Формировать умение детей читать букву м. 2.Продолжать упражнять детей в чтении отдельных букв. 3.Формировать умение детей называть первую (последнюю) букву (звук) по изображенным картинкам. | |
Читаем букву «С» | 1.Формировать умение детей читать букву с. 2.Формировать умение детей правильно читать и называть согласные буквы коротко без призвука э. 3. Учить детей выделять в словах отдельный звук. | 2 неделя октября |
Соединяем буквы | 1. Учить детей слиянию букв в один слог. 2.Формировать умение детей самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных. 3.Формировать умение дошкольников складывать слоги из букв. 4.Продолжать проводить звуковой анализ слогов со звуком с. | 3 неделя октября |
Читаем буквы, читаем слоги | 1.Учить детей анализировать прочитанные слоги. 2.Формировать умение дошкольников определять на слух, сколько звуков (букв) было произнесено. Какой звук (буква) первый, какой второй. 3.Учить детей соединять согласный и гласный звук. 4.Формировать умение звукового анализа слогов. 5. Формировать умение дошкольников читать слитно | 4 неделя октября |
Читаем букву «Х» | 1.Формировать умение детей читать букву х. 2.Формировать умение читать слоги с буквой (звуком) х. 3. Продолжать упражнять детей в чтении слогов. | 1 неделя ноября |
Читаем букву «Р» | 1.Формировать умение детей читать букву р. 2.Формировать умение детей понимать прочитанное. 3. Продолжать упражнять детей в звуковом анализе. | |
Читаем букву «Ш» | 1.Формировать умение детей читать букву ш. 2.Продолжать формировать умение дошкольников складывать слоги и слова. | 2 неделя ноября |
Читаем с буквой «Ы». Читаем с буквой «Л» | 1.Формировать умение детей читать букву ы. 2.Учить читать букву л. 3.Побуждать детей читать предложения из двух-трех слов. 4. Стимулировать способность детей придумывать слова, в составе которых имеются звуки р, с, ш, л, х, м. | 3 неделя ноября |
Читаем с буквой «Н» | 1.Упражнять детей в чтении слогов и слов с буквой н. 2.Побуждать детей проводить анализ прочитанного. | |
Читаем с буквой «К» | 1.Формировать умение детей читать с буквой к. 2. Продолжать развивать умение детей складывать из букв слоги и слова 3. Стимулировать детей в придумывании слов с данной буквой. | 4 неделя ноября |
Читаем с буквой «Т» | 1.Читать слоги и слова с буквой т. 2. Стимулировать чтение детей читать слитно. 3.Формировать умение складывать слова с данной буквой. 4. Формировать умение анализировать прочитанное. | 1 неделя декабря |
Читаем с буквой «И» | 1.Формировать умение детей читать с буквой и. 2.Стимулировать детей придумывать слова на данную букву. 3. Развивать умение детей читать небольшие рассказы. | 2 неделя декабря |
Читаем с буквой «П» | 1.Формировать умение детей читать с буквой п. 2.Стимулировать детей анализировать прочитанное. 3.Продолжать развивать умение детей складывать слова из предложенных букв. | 3 неделя декабря |
Читаем с буквой «З» | 1. Формировать умение детей читать с буквой з. 2. Продолжать стимулировать умение детей складывать слова из предложенных букв. | 4 неделя декабря |
Читаем с буквой «Й» | 1.Развивать умение детей видеть сходства и различия буквы «и» и «й». 2. Развивать умение детей читать с буквой й. 3. Продолжать развивать умение детей анализировать прочитанные слоги и слова. | 2 неделя января |
Читаем с буквой «Г» | 1.Развивать умение детей читать с буквой г. 2.Развивать умение детей называть слова на данную букву. | |
Читаем с буквой «В» | 1.Формировать умение детей читать с буквой в. 2. Продолжать развивать умение детей анализировать слоги и слова. 3. Развивать умение детей самостоятельно придумывать вопросительные предложения. | 3 неделя января |
Читаем с буквой «Д» | 1.Развиваем умение детей читать с данной буквой. 2. Стимулировать детей придумывать слова, начинающиеся на данную букву. 3.Формировуать умение детей отвечать на вопросы типа: из-под, из-за. | 4 неделя января |
Читаем с буквой «Б» | 1.Развиваем умение детей читать с буквой б. 2. Стимулировать детей придумывать слова с данной буквой. 3. Стимулировать детей в чтении небольших рассказов. 4.Формировать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 1 неделя февраля |
Читаем с буквой «Ж» | 1.Развиваем умение детей читать с буквой ж. 2. Стимулировать детей придумывать слова с данной буквой. 3. Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 2 неделя февраля |
Читаем с буквой «Е» | 1.Развиваем умение детей читать с буквой е. 2. Стимулировать детей в чтении небольших рассказов. 3. Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 3 неделя февраля |
Читать с буквой «Ь» | 1.Развиваем умение детей читать с буквой ь. 2. Развивать умение детей анализировать слоги и слова с буквой ь. | 4 неделя февраля |
Читать с буквой «Я» | 1.Развивать умение детей читать с буквой я. 2.Развивать умение детей самостоятельно придумывать предложения с буквы я. 3. Продолжать стимулировать детей складывать слова из предложенных букв. 4.Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 1 неделя марта |
Читать с буквой «Ю» | 1.Формировать умение читать с буквой ю. 2.Продолжать развивать умение придумывать слова с предложенными буквами. | 2 неделя марта |
Читать с буквой «Ё» | 1. Развивать умение детей видеть сходства и различия букв Е и Ё. 2.Формировать умение читать с буквой ё. 3.Продолжать стимулировать детей к чтению небольших рассказов и отвечать на вопросы после прочтения. 4. Формировать умение детей, что отвечать полным ответом. | 3 неделя марта |
Читать с буквой «Ч» | 1.Формировать умение читать с буквой ч. 2.Стимулировать детей в придумывании слов на данную букву. 3. Развивать умение детей правильно составлять предложения из уже предложенных слов. | 4 неделя марта |
Читать с буквой «Э» | 1.Формировать умение читать с буквой э. 2.Стимулировать чтение детей. | 1 неделя апреля |
Читать с буквой «Ц» | 1.Формировать умение читать с буквой ц. 2.Стимулировать детей придумывать слова с данной буквой. 3. Продолжать стимулировать детей читать небольшие рассказы и отвечать на вопросы к тексту. | 2 неделя апреля |
Читать с буквой «Ф» | 1.Формировать умение читать с буквой ф. 2.Развивать умение детей находить картинки, в названии которых есть данная буква. | 3 неделя апреля |
Читать с буквой «Щ» | 1.Формировать умение детей читать слова и слоги с данной буквой. 2.Развивать умение дошкольников в слитном чтении. | 4 неделя апреля |
Читать с буквой «Ъ» | 1.Развивать умение детей читать с твердым знаком. | 2 неделя мая |
Педагогичесая диагностика знаний детей | Определить итоговые знания на конец учебного года | 3 неделя мая |
Развлечение «В стране веселых букв» | 1. Развивать гибкость и логичность мышления, умения доказывать правильность своего ответа, опираясь на знания. 2. Побуждать соблюдать установленный порядок, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей. 3. Побуждать сознание, чувства и действия старших дошкольников на совершенствование положительных поступков, быть настойчивым в доведении начатого дела до конца. 4. Развивать интерес и любовь к книге у старших дошкольников, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. | 4 неделя мая |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации данной программы разработаны:
Подобраны комплексы:
- конспекты занятий
- словесные игры
- сюжетные картинки
- консультации с рекомендации для родителей
Список используемой литературы
1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М: «ГНОМ и Д», 2004.
2.Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – М: «Просвещение», 1965.
3 Жукова Н.С., Учебному пособие «Букварь». – М: «Эксмо», 2013.
4. Панков И., Лукьянова Л. 18 знаменитых азбук в одной книге. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.